Показать все теги
В прошлом человечества предостаточно загадок, которые, не смотря на бурное развитие современной науки, так и продолжают оставаться не разгаданными. Одной из таких загадок остается появление в Древнем Китае народа, получившего свое название по периоду (эпохе) развития этой страны – чжоу. В китайской историографии вопрос появления чжоусцев покрыт мраком, что объясняется следованием доктрине о том, что все, что бы не находилось на территории современного Китая должно быть признано китайским, но как это это сделать (нужно как-то признать китайским) не понятно. Потому и тумана много.
В российской исторической литературе последнего десятилетия, посвящённой проблемам начального этапа Второй мировой войны, отчётливо проявились две тенденции. С одной стороны, стремление ряда историков к радикальному переосмыслению основных концептуальных положений, выработанных советской историографией в предыдущие десятилетия привело к появлению "ревизионистского" направления в отечественной исторической науке, основными тезисом которого стало утверждение о тотальной сфальсифицированности всей советской военной историографии и необходимости революционного "переосмысления" её основных положений как единственного средства приближения к "правде истории". С другой стороны, значительное число историков не видит оснований для отказа от всего наработанного. Это не означает догматического следования прежним подходам и игнорирования документов, ставших известными исследователям в последние годы. Просто в большинстве случаев эти документы удаётся интерпретировать в соответствии с прежними представлениями. Академик А.О.Чубарьян в предисловии к сборнику "Война и политика" отмечает: "Поразительно, что очень часто публикации, казалось бы, неопровержимых документов не изменяют позиций сторонников различных взглядов, а наоборот, дают стимулы для продолжения старых споров"
Утвердившееся клише или шаблоны в устройстве кочевой цивилизации, которая понималась как цивилизация, основанная только на выпасе скота без центров торговли и ремесел, также не соответствует действительности. Поэтому обычный обыватель зачастую полагает, что кочевник не нуждается в городах или поселениях и априори относится враждебно к оседлоземледельца
Музейна експозиція як комунікативна система здійснює діалог між відвідувачами, з одного боку, та музейними предметами, науково-допоміжним матеріалом та експозиціонерами - з іншого.
В современной российской историографии отчетливо прослеживается стремление считать Николая II и Александру Федоровну жертвами не столько даже всех вообще не зависевших от них обстоятельств, сколько, прежде всего, интриг и других предосудительных и преступных действий различных политических сил, реальных и мифических, — от либеральной оппозиции до мировой закулисы, масонов-заговорщиков и т. д. В значительной мере такой подход к делу, несомненно, обусловленный с точки зрения дальнейшего течения российской истории расправой над царской семьей и ее приближенными, восходит к эмигрантской историографической и публицистической традиции, начало которой было положено в 1920-х гг.
Очевидно, никто не станет спорить, что проблемы голода, смертности и заболеваемости являются важнейшими при изучении блокады Ленинграда в годы войны. И, тем не менее, проблема заболеваемости остается до сих пор мало известной даже специалистам по истории обороны Ленинграда. Конечно, каждый из нас имеет определенное представление об алиментарной дистрофии, значительно меньше о развитии других заболеваний в условиях длительного голода. Но есть болезни, о которых известно особенно мало. К их числу относятся психические заболевания. Между тем, именно в этой области кроются ответы на ряд вопросов, которые интересуют историков в настоящее время. Поэтому будут целесообразно, хотя бы коротко, рассказать о материалах, хранящихся в архивах.
Волжская Булгария значительное время была своеобразными воротами для Руси на Восток, а Киевская Русь для Волжской Булгарии - на Запад. Четко регламентированный, наезженный Булгаро-Киевский путь соединял две страны и народы и в области культуры. Караваны из обеих стран доставляли не только различные товары, но и идеи, навыки, культурные достижения. Торгово-экономическое, политическое сотрудничество перерастало в культурно-идеологи- ческие связи. Однако этот сложный мир отношений в области духовной культуры пока целенаправленно не изучался. Имеются лишь общие экскурсы в трудах А.П.Смирнова, Б.Д.Грекова, Б.А.Рыбакова.
Философия истории является теоретическим выражением исторического сознания человечества. В ней фиксируется некая захваченность людей стихией истории, оформляется своеобразная власть истории над человеком. Впрочем, историческое сознание появилось задолго до возникновения дисциплины, о которой пойдет речь. Представляя собой один из разделов философии, философия истории не возникла одновременно с первой. Термин «философия истории» вошел в оборот сравнительно поздно. Его ввел в 1765 г. Вольтер, опубликовав работу с таким названием.
Второй поход эмира Тимура на земли центральных вилайетов Золотой Орды — событие, многократно описанное в научных и популярных книгах и статьях по истории Улуса или по истории самого Тимура. Разгром войск Токтамыша на Тереке в 1395 г. и рейд Тимура по внутренним районам страны с захватом Сарая, Хаджи- Тархана, Азака, Бельджамена и других городов обычно рассматриваются как «непоправимый удар. Хребет государства, причинившего столько зла Древней Руси, был переломлен.<...> Известно, что опустошения и разрушения здесь были
Русскому слову «дружина» в современном немецком языке соответствует слово Gefolgschaft. Эта лексема — сравнительно позднее искусственное образование, возникшее, когда ученые XIX в. прибавили суффикс к известному с XVII в. слову Gefolge («спутники», «свита», «сопровождение»; от глагола folgen — «следовать»). Тем самым был предложен прямой перевод латинскому слову comitatus, которое использовал Тацит в описании нравов, обычаев, верований и общественного устройства древних германцев («О происхождении германцев и местоположении Германии»). Имел ли термин, выбранный Тацитом, какое-либо более или менее прямое