ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Гетманство Выговского
Гетманство Выговского
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-07-2015 13:33 |
  • Просмотров: 1687

v

17-го января Хитрово приехал в Лубны; и от гетмана и старшин явился посланец с письмом, просить, чтоб рада была не в Переяславле, а в ином месте. Боярин подарил гонцу пару соболей, да пять рублей денег и сказал ему: «это тебе за то, чтоб, приехавши к гетману, наговаривал его ехать на раду в Переяслав, а не в иное место».

25-го января прибыл Хитрово в Переяслав и остановил­ся в доме какого-то грека Ивана, а 30-го получил извеще­ние, что гетман приедет на раду. Выговский был перед тем в ' Миргороде вместе с Лесницким. Еще не было рады, не порешили дел с Хитрово, а уж путивльский воевода спра­шивал Выговского, когда он поедет в Москву. Выговский обещал ехать, как только утишится волнение и кончится дело, по которому приехал боярин Хитрово.

Собрались в Переяслав полковники. Прибыл гетман. Старшина роптала. Выговский не показывал охоты началь­ствовать. Он говорил старшинам так: «Москаль ни во что считает выборы по нашим стародавним правам, и хочет, чтоб у козаков гетманы были не выборные, не из нашего народа. Они думают навязать нам какого-нибудь своего бо­родача, Если вы теперь это допустите, то навеки потеряете права и вольности; не поддавайтесь москалю, не позволяй­те себе давать гетмана, — выбирайте вольными голосами, как прежде всегда в старину бывало».

На раду прибыл и новоизбранный митрополит Диони­сий, и знатное духовенство. Рада произошла в один из пер­вых дней февраля. Прибыл в собрание боярин; Выговский не явился; вместо него выступил монах Петроний и сказал:

«Панове рада! Приказал вам Выговский сказать, что он отказывается от булавы, которую ему дала рада; он увидел к себе неблаговоление его царского величества, да притом и в Войске много у него недоброжелателей. Пусть боярин назначит вам гетмана, кого пожелает, а Выговский, утом­ленный долгами трудами, и видя на себе отовсюду гонения, желает остаток дней своих посвятить Богу в монастыре».

С негодованием выслушали казаки официальный отказ своего гетмана. Они были научены заранее, будто от Вы­говского требует этого боярин.

Один смельчак так говорил:

«А бодай того нихто не диждав, щоб Виговського з булави запорозькои зкинули: ани цареви, ани тоби, воевода, козаки ничого ни здилали, щоб ви право наше козацьке — обирати гетьмана — у нас видерли; Виговський голову сча- жив, нас з тяжкои невали лядски визволяючи; вси при ним умирати, из ним жити готовисьмо; то вся Украина: полков­ники, осаули, отамани, сотники и чернь поприсягаемо!»

«Згода! згода!» — раздалось множество голосов.

«Все, — говорил какой-то полковник, — все, що царь и ти, боярине, нам скажешь, ми учинимо, а з рук у себе обирания гетьмана видерти не дама: на те пострили рани й люту смерть у битвах з ворогами одважно терпиио, щоб дослужити слави й чести в нашим козацьким народи!»

«Если так, паны рада, — сказал боярин: — если вы же­лаете, чтоб Выговский был у вас гетманом, то пусть будет по вашей воле и по вашим старым обычаям, с тем, чтобы новый гетман присягнул перед крестом и Евангелием, что не будет сноситься с царскими врагами, а поляков будет считать неприятелями, если они не выберут на престол его царское величество, и против турков и иных, кто будет его царскому величеству неприятелем, будет с казаками бить­ся; а потом пусть отправляется в Москву видеть светлые очи его царского величества».

Полковники уверяли боярина, что Выговский всегда был и будет верен царю. Тогда разрешилось наконец зага­дочное дело о воеводах. Боярин изложил прежнее состоя­ние Украины, когда в ней не было крепостей, и польские люди, соединяясь с крымцами, приходили войною и опусто­шали города и местечки; припомнил, как государь прислал своих ратных людей для защиты края и велел устроить в Киеве крепость, и сами казаки хвалили это.

«И теперь, — говорил боярин, — великий государь, же­лая по христианству, чтоб было все Войско Запорожское в осторожности и в бесстрашии от внезапного прихода непри­ятеля, изволил учредить своих воевод и ратных людей в знатных городах Малой России: в Чернигове, в Нежине, в Переяславле и в других, где будет пристойно, так же как в Киеве, для вашей обороны. Воеводы и ратные люди будут укреплять города и устраивать осады, а в городах и местеч­ках будут ведать казаков и чинить между ними расправу полковники, и войты, и бурмистры — по вашим правам; а осадных людей в городах будут судить и расправу чинить над ними — воеводы, только также по вашим правам. Те поборы, которые собрались у вас — подымное и с оранд, будут сбираться в оных городах в войсковую казну и да­ваться на жадованье Запорожскому Войску и на царских ратных людей, которые будут с воеводами, да на войсковые расходы».

Боярин доказывал, что такое устройство принесет боль­шую пользу всему краю. «Тогда, — говорил он, — если неприятели и наступят на города Малой России, то Войско Запорожское надежно будет стоять против них; в городах в то время будут для береженья воеводы и ратные люди, и не дадут неприятелю пустошить городов и уездов; а сверх того, на то время Войску будет заплата; когда оно пойдет против неприятеля, не будет никакой нужды, и вам всем будет охотнее служить: будете знать, что дома ваши целы и не разорены, — воеводы берегут».

Простые козаки должны были видеть в этом свою выго­ду.· Но эти нововведения парализавали власть старшин, по­тому что отнимали у них распоряжение доходами, которые они собирали как хотели и употребляли в свою пользу. Приходилось согласиться на требование боярина. Постано­вили быть воеводам в малороссийских городах.

«Но в которых именно городах, — сказал Выговский, — надобно быть воеводам, я сам доложу о том великому госу­дарю, царскому пресветлому величеству, когда, Бог даст, буду оглядать его царские пресветлыя очи и принесу вечное свое подданство».

Посол требовал, чтоб казаки, водворившиеся в Литов­ской Земле, именно: в Старом-Быхове и Чаусах, были вы­ведены оттуда, и пашенные крестьяне, вступавшие самовольно в казацкое звание, были обращены в прежнее состояние: московское правительство считало Великое Ли­товское Княжество уже своим завоеванным достоянием, разместило своих воевод по городам и приписало к ним поветы. Находили, что Быхов принадлежал к оршанскому, а Чаусы к могилевскому поветам, и следовательно, этими городами должны начальствовать воеводы, помещенные в Орше и Могилеве. Полковник казацкий должен выйти прочь, и в Литве не следует быть казачеству.

Приходилось раде безропотно согласиться и на это тре­бование, а оно также сильно щекотало казацкий патрио­тизм и внушало опасение за будущее: если московское правительство теперь, по своей воле, уничтожило казаче­ство в одном _из краев, где казачество уже завелось, то могло впоследствии уничтожить его и в других местах, и так постепенно обрезывать территорию, какую казачество успело занять во время войн с поляками. Боярин давал знать, что правительство не хочет слишком сильного рас­ширения казачества и признает его вредным для граждан­ского порядка. Боярин жаловался, что из соседних краев Великороссии, из уездов: брянского, карачевского, рыль- ского, путивльского, крестьяне, живущие в имениях вот­чинников и помещиков, и холопы бегают в Малороссию, потом приходят оттуда на прежнее жительство толпами, подговаривают к побегу с собой других крестьян и холо­пов, и нередко отмщают. своим господам, если прежде бы­ли ими недовольны: набегают на их дома, сожигают их, убивают хозяев и их семейства; иногда они запирали гос­под в домах, закапывали дома со всех сторон землею, и так оставляли жильцов умирать взаперти голодною смер­тью. Ясно было, что козачество, которое возникло из вос­стания простого народа против владельцев, было искушением для соседнего великороссийского простона­родья.

«О всех тех людях, — отвечал Выговский, — мы сдела­ем розыск, и всякий полковник и урядник подвергнется на­казанию, если не будет поступать согласно нашему приказанию».

«Великому государю учинилось ведомо, — сказал боя­рин, — что в Запорожское Войско не однажды приезжал старец Данило, родом из Французской Земли; но он на самом деле не старец, и теперь уже скинул с себя чернече­ское платье, и ходит в мирском, — он приезжал сюда от шведского короля лазутчиком и чинит ссору в Запорожском Войске; а потому, как только он приедет, вели, гетман, задержать его и отписать об нем его царскому величеству».

Гетман отвечал на это:

«Мы и прежде не слушали никаких сплетней и теперь не станем слушать. Если же этот Данило станет делать что-нибудь противное у нас, мы его самого отошлем к его царскому величеству».

Боярин, как орган московской власти, выражал и те­перь, как делалось прежде, неудовольствие со стороны этой власти за склонность к дружелюбному отношению к шве­дам, с выговором замечал, что до сих пор не послано от козаков посольства к шведскому королю с объявлением ему неприязни, в случае если он не исполнит требований царя и не примирится с ним, по желанию последнего. Выговский должен был обещать отправить такой отзыв к шведскому королю, с которым втайне вел мирные сношения. В отно­шении поляков боярин объявил, что война будет неизбеж­на, потому что поляки уклоняются от исполнения виленского договора 1656 года, — не думают собирать сей­ма и рассуждать на нем об избрании на королевство мос­ковского государя. Боярин приказывал козацкому войску быть наготове к выступлению на войну, когда придет указ из Москвы о начале военных действий.

«Мы, — отвечал гетман, — готовы идти на польского короля и велели написать универсалы, чтобы разослать ко­закам, когда будет нужно; желаем сложить наши головы за достояние его царского величества и против шведского ко­роля, и против каждого царского неприятеля пойдем покор­но, по царскому приказанию».

Наконец, боярин заметил Следующее:

«В прошлых годах покойный гетман Хмельницкий под­писывался в своих листах от козаков к царю — вечными подданными его царского величества, а ты, Иван, в листе своем к великому государю подписался — вольными под­данными; так тебе не годилось писать, и впредь вам подпи­сываться просто — вечными подданными царского величе­ства, а не вольными. Да еще ты писал лист к крымскому хану и не подписался в нем подданным царского величест­ва, а в грамотах к крымскому хану и к султану Калге пишут вас от великого государя царскими подданными и приказывают посланникам говорить, чтоб хан шертовал на том, чтобы не ходить на вас, запорожских козакав и не чинить вам никакого лиха, потому что вы подданные цар­ские; а если б вас царскими подданными не писать в гра­мотах к крымскому хану, то на вас бы давно война была».

Ответа на это замечание не дошло до нас; трудно было-что-нибудь и отвечать на него.

В соборной церкви святых апостолов произнес гетман присягу, — по выражению того времени, — его царскому величеству прямить и добра хотеть. Выговский увернулся от немедленной поездки в Москву, и боярин из своих рук дал ему булаву, бунчук и царскую грамоту на гетманское достоинство. Украинский летописец говорит, что Выговский расположил к себе боярина угощениями и подарками. С своей стороны, боярин щедрою рукою раздавал царские да­ры, состоявшие в соболях и рублях, и Выговскому, и всем старшинам, и духовенству, и многим простым казакам, с кем только приходилось ему иметь сношение[1]· 18 февраля уехал боярин с своею свитою из Переяславля.

Читайте также: