ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Гетманство Выговского
Гетманство Выговского
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-07-2015 13:33 |
  • Просмотров: 1790

X

Когда войско достигло местечка Камышни, 31 августа прибыл новый царский гонец, дьяк Василий Михайлович Кикин, уже бывавший прежде у Хмельницкого и у Выгов­ского. В Москве узнали уже о вооружении, о пахвалках на великороссийские войска, и новый гонец ехал уже не так, как злополучный Портомоин с милостивым словом, а с вы­говором и· с упреками.

Первая встреча показывала новому послу, как идут дела у козаков. К нему явился поляк и объявил, что будет у него приставом. Но, тем не менее, соблюдены были все почести. Когда посол ехал к гетману на свида­ние, выстроена была пехота и стреляла на-честь; Кикин заметил после, что пехота была плохо и худо одета. Высланный к нему отряд Чигиринского полка в двести человек сошел с лошадей; все кланялись, а полковник говорил приветствие. Другая встреча ожидала его далее: ее отправлял Ковалевский. Когда посол приблизился к шатру гетмана, — на третью встречу к нему вышел Не- мирич: присутствие такого лица и участие . в делах не обещало хорошего.

Гетман из Камышни перешел в Липовую-Долину, и там принял посла торжественно, в шатре, окруженный полков­никами, сидевшими около своего предводителя кругом. Дьяк подал увещательную грамоту, и Выговский пригласил его сесть возле себя. Несмотря на неудовольствие, которое и было поводом посольства, дьяк от имени государя спросил гетмана о здоровье.

Дошло до переговоров о делах.

Посланник спросил от имени царя: на какого неприяте­ля собрались вы с такими силами казацкими и татарскими?

Гетман роптал, что после усмирения Пушкаря его при­верженцы нашли покровительство у Ромодановского.

«Барабаш, — говорил Выговский, — именует себя гетманом, при живом гетмане, окольничий Ромоданавский ве­личает себя великим князем, а боярин Ш ереметев погубил безвинно много православных душ и пожег христианские церкви. Боярин Василий Борисович меня' зазывал к себе, чтоб погубить; это я знал, и не поехал к нему, а послал на разговор брата своего Данила и в предостережение дал ему несколько цолков, именно для того, чтоб боярин не учинил какого-нибудь зла. Так и сталось. Боярин неждан­но напал ратью; и Данила, и многих козаков, и мещан побили. Глуп мой Данило, не умел отделать их! Зато я пошлю на боярина войско, и со всеми его людьми прахом выкину из Киева!»

«Как же, — говорил дьяк, — ты, гетман, это говоришь, не боясь страшного владыки херувимского? Своими устами читал ты присягу на Евангелии и целовал крест быть до смерти верным царскому величеству и никакого лиха не замышлять, а теперь поджидаешь татар, идешь на помазан­ника и своего благодетеля, который вас денежною казною наделял так щедро, что не можно и вместить, и воинству своему повелевал кровь свою проливать за вас! Блюдитесь же, чтоб вам не навести на себя за преступления правед­ного Божия наказания! Вот то, что мне прилучилось слы­шать о Киеве, это — пример, что Бог свыше зрит на неправду и мстит за нее!»

«Мы от руки его царского величества не отступили, — сказал гетман, — а воеводы его, Ромоданавский да Шере­метев, много нам зла наделали: и права наши поломали, и церкви Божии пожгли, иноков и инокинь, и христианския души невинно погубили! Мы за то будем им мстить и уп­равляться с ними, пока нас самих станет. Как и при коро­лях польских мы за свои права стояли, так и теперь будем стоять!»

Дьяк заметил: «Это не дело подданных — управляться между собою самим, воздвигать междоусобную брань и проливать кровь. Василий Борисович. Шереметев и князь Григорий Григорьевич Ромоданавский — люди честные и великородные; не годится их так бесчестити, а если б что от них и было, то можно послать бить челом государю на­шему. и ожидать его указа; а того и помыслить страшно, чтоб, собравшись с врагами креста Христова, нападать на людей его царского величества и воздавать злом за добро, на радость латиищикам и бусурманам! А лучше вам, вспомня свое обещание пред Евангелием, отстать от злых дел и неправд, распустить войска свои и отпустить татар, вперед с ними не ссылаться и не чинить соединения».

«Этого и в мысли нашей нет, — сказал гетман, — чтоб, не управясь с неприятелем, да разойтись по домам и татар отпустить; не токмо татар и турок, и ляхов сюда притя­нем!»

«Так если вы задор учините, — сказал дьяк, — то его царское величество пошлет на вас многия свои пешие и конные силы, и будет разоренье самим от себя!»

«Мы писали уже к его царскому величеству, а государь не показал нам своей милости, — не изволил прислать нам бунтовщиков, и окольничему Ромоданавскому за его не­правды никакого указа не дал; так мы, посоветовавшись с старшиною, идем на бунтовщиков и на тех, кто стоит за них!»

«Князь Ромоданавский отправил уже Барабаша в Киев, чтоб отдать его на войсковой суд».

«Барабаш уже в моих руках!» — сказал Выговский.

«Зрадлива Москва, — сказал черкасский полковник Джулай, — дала Левшину наказную память, чтоб Бараба­ша везли с великим береженьем: это значит, чтоб мы его не отбили, да не взяли!»

«Не годилось бы вам делать такие грубости и Барабаша отбивать: и без боя отдали бы его тебе; а написано в нака­зе: везти с береженьем — не от вас, а от таких своеволь­ников, как сам Барабаш. Вы жалуетесь что воеводы ваших бунтовщиков укрывают, а нежинский полковник зачем это держит у себя- вора, у которого за воровство уши порезаны? Он-то его на всякое дурно подводит. Вам бы прислать его к его царскому величеству, да и вперед не принимать таких в оров».

«С чего это взяли? — сказал Гуляницкий: — у меня такого московского беглого человека нет и не бывало!»

Еще принялся дьяк истощать свое красноречие, убеждая оставить неприязненные действия. Но гетман повторил то же, что прежде говорил.

«Не враги мы царскому величеству; а боярам, которые нас от царской милости отлучают, будем мстить! Довольно. В другой день потолкуем, а мы пока со старшиной посове­туемся».

Тем и кончилось это интересное свидание. На- другой день, 3 сентября, пришел к дьяку Немирич и сказал:

«Гетмана известили, что Шереметев послал своих мо­скалей жечь и разорять города и местечки: в Борисполе всех людей побили; прямо на Переяслав отправил воевода полковника Корсака; мучат православных христиан разны­ми муками. Пошли к нему, чтоб он перестал так посту­пать».

«Я не смею, — сказал дьяк, — писать к нему: он боя­рин и воевода и наместник белозерский, человек честный;- за это мне быть у его 'царского величества в опале».

Затем дьяк начал просить отпуска.

Несколько дней после того пробыл дьяк без дела, и вот приходит к нему есаул Ковалевский.

«Хотел бы, — говорил он, — гетман и все старшины отправить послов своих к царю, да не смеет никто ехать — боятся гнева царского, задержания и ссылки».

Дьяк сказал:

«Великий государь наш щедр и милостив, Поезжай, Иван, ты без сумнения, а старшину разговори, чтоб войной не ходили на царские украинные города».

Тогда Ковалевский, сторонник Выговского, хотел подде­латься к царскому послу и начал наговаривать на своего предводителя.

«Правду скажу: и я, и многие из нас не чинили бы этого, да гетман страшит нас смертью и муками; да и все казаки в Запорожском Войске видят, что гетман великое разоренье делает: видят, да терпят, — боятся татарской сабли».

  сентября царского посла пригласили в шатер к Немиричу. Там сидел гетман и несколько полковников. За день перед тем привезли в обозе скованного Барабаша. По изве­стиям, сообщенным перед тем тайно послу от одного коза­ка, Барабаш под пыткою сказал, чтО он· гетманом назывался по своей охоте, а вовсе не по наущению Ромо- дановского, и ему никаких грамот не присылано от царя. Но теперь гетман послу сказал так:

«Открылось нам вот что: как мы с войском и с крым­скими татарами пошли на бунтовщиков и злочинцев на­ших, то царское величество, услыша об этом, приказал бунтовщика Барабаша послать в Киев — будто бы отдавать его в Войско Запорожское на войсковые права, а на самом деле для того, чтоб гетман приехал в Киев, и тут бы Ше­реметев гетмана схватил. Барабаш так говорит: можешь его спросить. Да еще видно немилосердие к нам царского вели­чества: перебежчики из московского войска говорили нам, что сами слушали царскую грамоту, прислаиную к Ромода- иовскому, — велено чинить промысел над гетманом и стар­шиною: всех переловить и побить».

«Как это вы Бога не боитесь! .. выдумываете такую не­правду на его царское величество, когда великий государь прислал меня- к в ам с своею милостью? Яшка Барабаш го - ворит воровски, затевает с досады, чем бы гетмана от ми­лости государевой отлучить; и простой человек рассудит: какое уж добро говорить вору и изменнику, на смерть осужденному! Незачем, мне видеть Барабаша: с таким во­ром мне и говорить не годится».

После того Немирич пригласил посла к гетману на обед. „

Когда обедали, Барабаш стоял у полы шатра, прикован­ный к пушке.   .

«Что делается в Белгороде? — спрашивал его Выгов­ский, пируя с гостьми: — много ли ратных людей в Белго­роде?»

«Богато людей», отвечал Барабаш.

«Это Барабаш на ссору наговаривает, — заметил дьяк: — в Белгороде. людей немного».

Гетман пил чашу государеву. Пили гости. Барабаш сто­ял на поругание перед гостьми в злополучном виде.

5   сентября опять позвали дьяка к гетману:

«Говоришь ты, гетман, — сказал дьяк, — что царского величества воевода Ромодановский и ратные люди, будучи в Запорожском Войске, козакам и крестьянам учинили оби­ды и насильства, и разорение, а мне случилось видеть твой лист к Богдану Матвеевичу Хитрово: ты просил его бить челом государю, чтоб его царское величество приказал Ро- модановскому с ратными людьми выступить из черкасских городов только потому; что своевольство у вас укрепилось и утруждать войска нечего. Там. ты не писал о насильствах и разореньях, а теперь говоришь мимо истинной правды, будто тебе делаются от них насильства и обиды! Всклады- вать напраслину и затевать неправду от Бога грех и qt людей стыдно!»

Гетман на это отвечал:

«Когда я писал письмо к Богдану Матвеевичу Хитрово, мне не было подлинно известно о тех невыносимых не­справедливостях, какие делали войска; а как мне стало . ведомо про все насилия и грабежи, и разорения, и убий­ства, тогда я, посов етовавшись с старшиною, призвал та­тар и пошел на отмщение своих обид, и буду биться, пока нас всех стан ет!»

Дьяк начал расточать прежние убеждения, напоминал о присяге, о единоверии, о царской милости, и просил, по крайней мере, удержаться: от неприятельских действий, по­ка придет царский указ.     .

Гетман отвечал:

«Неудобно нам с большим войском стоять на месте. У нас не заготовлено припасов, — войско будет делать тяго­сти мещанам и пашенным крестьянам».

Дьяк снова начал убеждать и стращал козаков гневом Божиим. После долгого упорства гетман, наконец, сказал:

«Хорошо, я напишу с тобою к его царскому величеству и буду ожидать царского указу от сего числа три недели и четыре дня».

«Так скоро? Я за дебелостью своею не поспею!» — ска­зал дьяк.

«Более четырех недель мы ждать не будем, — сказал гетман: — и после четырех недель начнем биться с князем Ромоданавским и с изменниками своими, которые посели­лись в новых городах. Да еще вот что — как лист мой гетманский придет к государю, так принимает его посоль­ский думный дьяк Алмаз Иванов, а государю кажет не по­длинные листы, а списки с них; сам думный дьяк Алмаз Иванов недоброхотен ни мне, ни Войску Запорожскому, и я думаю, что он к великому государю взносит несходные с подлинными листами списки. Я сам, как был писарем при Богдане Хмельницком, то, бывало, кто мне недруг и о чем- нибудь пишет гетману, так я читаю гетману не то, что писано,_ нарочно, чтоб гетмана рассердить на того, кто пи­шет. Пусть его царское величество пожалует гетмана и все Войско Запорожское: не велит ведать листов наших думно­му дьяку Алмазу Иванову, а поручит кому-нибудь другому из ближних людей; да чтоб государь велел перед собою читать подлинные мои листы, а не списки».

«Думный дьяк Алмаз Иванов, — объяснял Кикин, — по милости его царского величества, человек честный, навыч- ный книжному ученью и многим философским наукам; ему вручены и паверены от государя все грамоты от разных христианских и бусурманских государств; не для чего ему быть к тебе и к Запорожью недоброхотным и не годится тебе так бесчестить думного палатного человека его царско­го величества».

«Мне мои посланцы сказывали», — говорил Выговский.

«Посланцы твои, — сказал дьяк, — пьяницы и баламу­ты, — на ссору тебе говорят, не хотя видеть тебя в милости. у его царского величества. Будь надежен на милость вели­кого государя нашего, не прельщайся на злохитрые преле­сти и не верь ссорным и смутным речам».

С этим словом дьяк вышел от гетмана.

По приходе в свой шатер, явился к нему войсковой Федор Лобода с Чигиринским козаком Коробкою. Он был ему знаком издавна по прежним его поездкам в Мало­россию.

«Гетман, — сказал Лобода, — положил тебя отпустить, а полковники, корсунский Краховецкий, да' черкасский Джулай, да Павел Тетеря приговаривают тебя отдать тата­рам, а татары докучают об этом беспрестанно, но гетман отговаривается, сказывает,' что отправит тебя в Чигирин на работу — делать город. Всей измене у нас заводчик Павел Тетеря: он все нынешнее лето проживал в Корце с ляхами и с ними сговаривался, как бы освободиться из-под власти царского величества».

На другой день явился Немирич и потребовал Кикина к гетману на отпуск. Гетман отдал ему свое письмо к госуда­рю и изъявил желание, чтоб, государь умилосердился и оказал справедливость.

«О справедливости, — сказал дьяк, — бей челом госу­дарю через своих посланцев, а войско распусти по домам и татар отпусти».

«Войска я не распущу и татар не отпущу, а буду ожи­дать указа царского величества от настоящего дня четыре недели».

Посол поклонился и вышел. В тот же день приехал со­тенный отряд и выпроводил его не на прямую дорогу, а в Миргород. Подозрительно это казалось и. давало достовер­ность тому, что говорил Лобода, но посла уверяли, что это делается для предостережения от татар.

Читайте также: