ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Гетманство Выговского
Гетманство Выговского
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-07-2015 13:33 |
  • Просмотров: 1689

XI

Между тем произошло следующее: 6-го сентября (18 н. с.) под Гадячем собрана была рада. Посреди очищенного места (майдана) сидели старшины, полковники, в своих праздничных нарядах, каждый с своим знаком. Выговский, с булавою в руках, ввел в собрание польских комиссаров — Беневского и Евлашевского.

«Войско Запорожское, — сказал Выговский комисса­рам, — изъявляет желание вечного мира и соединения с Речью Посполитой, если только услышит от господ комис­саров милостивое слово его королевского величества».

Комиссары поклонились. Беневский начал говорить:

«Высочайшее существо, по воле своей возвышающее и уничтожающее царства, укоренило в сердце каждого из нас врожденную любовь к отечеству, так что где бы кто ни скитался, а всегда хочется ему домой воротиться. Вот, я думаю, теперь так сделалось с Запорожским Войском, когда оно именем своим и своего гетмана обратилось к его вели­честву королю Иоанну-Казимиру с желанием верного под­данства, и просит его_ покровительства себе и всему русскому народу. Это хорошо вы делаете, паны-молодцы: дай Бог, чтоб из этого вышло счастье для общего нашего отечества. Вот уже десять лет, как, словно две матери за одного ребенка, спорят за Украину два народа: поляки и москали. Поляки называют ее, своею собственностью, своим; порождением и членом, а москали, пользуясь вашею храб­ростью и вашим оружием, хотят завладеть чужим. Трудно нам удержать одному ком-у-нибудь за собою одно неразде­лимое тело; мы хотим разрубить или разодрать его пополам и присвоить себе по половине: оттого гибнет край ваш, пу­стеют поля; сеет москаль ненависть между вами и нами на плодородных полях Украины, утучняет их кровью христи­анскою, а враг душ человеческих, черт проклятый, нарочно нас к тому подзадоривает для погибели нашей... Истинно скажу вам, паны-молодцы: Божьею благодатью так сталось, что мы, сами себя ударивши в грудь, познали грехи ваши и отпустили друг другу наши вины. Сам Бог открыл вам глаза на то, чтоб сбросить ярмо неволи и возвратиться к старинной свободе. С какою отеческою любовью, с какою радостью наияснейший король услышал о прибытии ваших послов — этому и я был свидетель, и они сами то же вам скажут. Теперь нас присылает к вам целая Речь Посполи- тая, — просит она вас, паны-молодцы, соединиться с нами, чтоб вместе спасать отечество, вместе славы добывать, вме­сте миром утешаться. Вы теперь попробовали и - польского и московского правления, отведали и свободы и неволи; говорили: не хороши поляки; а теперь наверное скажете: москаль еще хуже! Что приманило народ русский под ярмо московское?.. Вера?· Неправда: у вас вера греческая, а у москаля — вера московская! Правду сказать, москали так верят, как царь им прикажет![2] Четырех патриархов святые отцы установили, а царь сделал пятого и сам над ним стар­шинствует; чего соборы вселенские не смели сделать, то сделал царь! Вы своих духовных уважаете,'а москаль рас­поряжается, как хочет, духовным управлением: митрополи­тов отрешает, как с Никоном недавно поступил; священников и монахов в неволю берет, как недавно посту­пил с отцом Ипатием; достояние алтарей и храмов забирает на свои нужды. Это так поступают в духовных делах, а в мирских что делается?.. того под польским владычеством вы и не слыхали. Все доходы с Украины царь берет на себя; установили новые пошлины, учредили кабаки, бедному ко­заку нельзя уж водки, меда или пива выпить, а про вино уж и не вспоминают! Но до чего, паны-молодцы, дошла московская жадность? Велят вам носить московские зипуны и обуваться в московские лапти! Вот неслыханное тиранст­во! Чего после этого ждать? Прежде вы сами старшин себе выбирали, а теперь москаль вам дает, кого хочет; а кто вам угоден, а ему не нравится, того прикажет извести. И теперь уже вы живете у них в презрении; они вас чуть за людей считают, готовы у вас языки отрезать, чтоб вы не говорили, и глаза вам выколоть, чтоб не смотрели... да и держат вас здесь только до тех пор, пока нас, поляков, вашею же кровью завоюют, а после переселят вас за Белоозеро, а Украину заселят своими московскими холопами! Так вот, пока есть время, нечего медлить: спасайте себя, — соеди­няйтесь с нами: будем спасать общую отчизну! И возвра­тится к нам и зацветет у нас свобода; и будут красоваться храмы святынею, города богатыми рынками; и народ укра­инский заживет в довольстве, спокойно, весело; будет зем­леделец ухаживать за своею нивою* пасечник за своими бортями; ремесленник за своим ремеслом; убийства, грабе­жи, несправедливости будут наказываться без пощады. Ни­кого не станут принуждать к рабству: строгий закон не допустит панам своевольствовать над подданными. У нас теперь общее дело — мы вас, а вы нас от беды избавим; и Бог будет с нами, а черт шею сломит! Чего еще медлить? Отчизна взывает к вам: я вас родила, а не москаль; я вас вскормила, взлелеяла опомнитесь, будьте истинными детьми моими, а не выродками!»

— «А що! — вскричал Выговский: — чи сподобалась вам, панове молодци, рация его милости пана комисара?»

«Гаразд говорить!» — закричали козаки.

Выговский поклонился комиссарам и в кудрявой речи изъявил от имени всего Запорожского Войска благодарность за внимание короля.

После взаимных комплиментов и обычных церемоний, гетман отобрал из каждого полка комиссаров для заключе­ния трактата с польскими комиссарами. Тогда были сочи­нены и написаны ^ статьи, известные под названием гадячских. Они касаются четырех предметов: государствен­ного значения Украины, внутреннего порядка, веры и про­свещения.

Украина, — т. е. Земли, заключавшие тогдашние вое­водства: черниговское, киевское и брацлавское (нынешние губернии: полтавскую, черниговскую, киевскую, восточную часть волынской и южную половину подольской), — объ­являлась вольною и независимою страною, соединенною с Польшею под именем Великого Княжества Русского, на правах Великого Княжества Литовского, тах что Речь Пасполитая должна была образовать союз равных между собою и одинаково свободных республик — Польской, Ли­товской и. Русской, под управлением короля, избранного тремя соединенными народами. Все три народа должны бы=- ли общими усилиями завладеть берегами Черного моря и открыть по нему свободную навигацию; все три народа дол­жны помогать друг другу в войнах, не исключая войны с Москвою, в случае, если царь московский откажется воро­тить принадлежавшие Речи Поспалитой земли. Если же бы Москва соединилась с Польшею, договор о целости Велико­го Княжества Русского, со всем его устройством, должен был сделаться коренным законом, и тогда Царство Москов­ское вошло бы в этот союз славянских народов, как четвер­тое соединенное государство. Великое Княжество Русское отказывалось от всякого особого сношения с иностранными -державами.

Внутри Великого Княжества Русского все должно было носить вид самобытного государства. Верховная законода­тельная власть должна истекать из национального собр;;1ния депутатов, избранных жителями трех воеводств, вошедших в Великое Княжество Русское; исполнительная — должна находиться в руках гетмана, избранного пожизненно воль­ными· голосами сословий и утвержденного королем. Гетман вместе был верховным сенатором трех воеводств и граждан­ским правителем Великого Княжества Русского. Великое Княжество Русское должно иметь свой верховный трибу­нал, куда будут поступать для решения дела из низших судебных инстанций и производиться на русском языке; свое государственное казначейство, куда единственно могли поступать все доходы и поборы с украинского народа и об­ращаться единственно на потребности Великого Княжества Русского; — своих государственных сановников или мини­стров, канцлеров, маршалов, подскарбиев (министров фи­нансов) и других, какие окажутся нужными, свою монету и свое войско, которое должно будет состоять из тридцати тысяч и более (по усмотрению) козакав и десяти тысяч регулярного войска; как то, так и другое должно состоять под командою русского гетмана, и никакое другое войско не могло быть вводимо в княжество без дозволения русско­го правительства, а если б представилась для этого крайняя необходимость, то оно должно состоять под командою· гет­мана. В договоре не было написано правильных условий относительно прав владельцев на тех, которые будут жить на их землях, кроме того, что воспрещалось владельцам держать подле себя надворные команды. В числе статей от­носительно внутреннего порядка возникающего Великого Княжества замечательно то, что гетман во всякое время мог представлять королю козакав для возведения их в шля­хетское достоинство, с условием, чтобы из каждого полка число кандидатов не превышало ста человек. Из этого вид­но, что у составителей договора было намерение возвысить все казацкое сословие и уравнять его с шляхетским, но постепенно. Это возведение, при тогдашнем положении дел, могло коснуться со временем и поспольства, ибо каза­ки пополнялись-из посполитых. По мере того, как казаки будут получать дворянское достоинство, на их места будут поступать в казаки из посполитых.

Относительно вер:ы положено было унию, как веруi про­изведшую раздор, совершенно уничтожить не только в крае, который входил в новое государство, но и в осталь­ных соединенных республиках, польской и литовской; так что в Речи Поспалитой должны быть две господствующие веры: греко-католическая и римско-католическая. Духовен­ство восточной веры оставалось с правами своей юрисдик­ции, имения его ' были неприкосновенны; все церкви, отобранные католиками и униатами, возвращались право­славным; повсюду дозволялось строить новые храмы, мона­стыри, духовные школы и богадельни, прекращалось всякое стеснение вероисповедания, и в знак почести митрополит и пять православных епископов: луцкий, львовский, пере- мышльский, холмский и мстиславский — должны были за­нять места в сенате наравне с римскими епископами.

Составители договора не позабыли просвещения. Поло­жено было в Великом Княжестве Русском завести две ака­демии с университетскими правами: первая была киевская коллегия, долженствовавшая сделаться университетом; вторую следовало основать в другом месте, какое признается удобным. Профессора и студенты должны будут отрекаться от всякой ереси и не принадлежать к протестантским сек­там арианской, лютеранской' и кальвинской. Кроме этих двух академий, должны быть учреждены училища в ра зных местах Великого Княжества Русского·, смотря по потребно­сти, без ограничения их числом. Позволялось каждому, ко­му угодно, везде заводить типографии: объявлялось совершенно вольное книгопечатание, даже и относительно веры можно было писать всякие возражения и мнения бес-: препятственно.

При составлении договора уничтожение унии было ще­котливым вопросом. В тайной инструкции, данной послам, поручалось им сколько возможно отстаивать унию и мень­ше давать силы православному побуждению против нее. Послы должны были обходить вопрос об унии, указывать казакам, что это дело может рассматриваться только на всеобщем съезде духовенства и что этот съезд непременно состоится по воле короля и-за ручательством Речи Поспо- литой. Так как вместе с вопросом об унии связывалась от­дача церковных имений, то комиссарам в тайной инструкции предписывалось всеми силами стараться не от­давать имений, перешедших в униатские руки, и только в крайнем случае позволялось согласиться на отдачу таких имений, которые, _по ясному праву, окажутся принадлежа­щими дизунитам; а как скоро возник бы спор о принадлеж­ности имений униатам, либо дизунитам, тогда такие имения должны оставаться в руках действительно владею­щих ими в настоящее время. Комиссары должны были до­казывать, что несправедливо будет, не выслушав голоса той стороны, которая уже пользуется имениями, отнимать у нее то, что она давно привыкла считать своим достоянием. Очевидно, здесь скрывалась цель — никогда не отдавать требуемых имений:стороне, владеющей таким имением, стоило только подать просьбу в суд, дело затянется, и пра­вославная сторона с своим правом на возврат своего имения никогда бы его не получила в самом деле. Условие — ос­тавлять имения в руках настоящих владельцев, если они станут защищать свое владение судебным порядком, пово­рачивало весь вопрос в пользу униатской стороны; это было -даже высказано в тайной инструкции таким выражением: проволочка времени может помочь нам. Комиссары никак не должны были соглашаться на совершенное уничтожение унии; даже уступать православным право признавать соб­ственностью своей церкви духовные имения и отыскивать их комиссары могли не иначе, как с условием, что· казаки от себя пошлют посольство к папе и станут просить его содействовать к утверждению всеобщего религиозного со­гласия в Речи , Посполитой. Послы должны были действо­вать как можно хитрее с казаками (utendum est artificiis). Но уния была так ненавистна, что едва комиссары загово­рили об этом предмете, тотчас увидали, что нет никакой возможности согласиться с русскими, как пожертвовать униею. И они взяли на свою ответственность это важное дело.

При чтении договора на раде, вероятно, собранной из немногих, ибо простые казаки по большей части не знали ничего о том, что происходило, — по известию современ­ника,' — поднялись возражения и требования чрезвычай­но разнообразные и до того запутанные, что казаки сами не понимали, чего хотели, так что один и тот же предъ­являл требование, а через несколько минут изменял свое мнение и требовал противного. Только одно требование было ясно и упорно высказываемо: русские хотели рас­ширить объем своего княжества и присоединить к нему воеводства:волынское,- подольское, русское, бельзское (т. е. остальные части нынешних губерний: волынской и подольской), и Червоную Русь, — страны, где народ го­ворил южнорусским языком и где правили прежде рус­ские князья. Комиссары спорили упорно; дело начало было расходиться, но Выговский и его приверженцы кое- как успокоили волнение. По известию современников, всех более оказал тогда влияние Тетеря. Его простона­родные выходки, — говорит современный писатель, — более подействовали на казаков, чем философские аргу­менты других.

«Эй! — кричал он весело: — згодимося, панове молод- ци з Ляхами — бильш будемо мати; покирливе телятко дви матери ссеть».

Старшины начали вторить этому замечанию, и толпа, указывая пальцами на Тетерю, закричала:

Оттой всю правду сказав! Згода! згода! згода!

Комиссары, отпраздновавши мировую с казаками едою и питьем, уехали к королю с радостною вестью об успехе, обдаренные старшинами, и долго слышали они за собою пушечную пальбу, возвещавшую, — говорит современ­ник, — примирение с поляками, как еще недавно она воз­вещала о непримиримой к ним ненависти. Выговский уверял козаков, что по этому договору они будут произве­дены в шляхетство (дворянство).

На возвратном пути послы встретились с Кикиным, ко­торый ехал на Лохвицу, чтоб повернуть другим путем на­зад к московской границе. Послов провожали Тетеря и есаул Ковалевский, недавно еще перед Кикиным поносив­ший поступки гетмана, а теперь отправившийся вместе с Тетерею, которого обвинял в предательстве, послом к поль­скому королю с засвидетельствованием ему покорности. Сошедшись с одним шляхтичем, москаль всеми силами хотел допытаться, от кого и с чем приезжало посольство это, но шляхтич уверял его, что сам ничего не знает.

Выговский двинулся к границам, вошел в московские пределы, стал под городом Каменным и отправил к воево­дам требование, чтоб ему выдали бунтовщиков, которые екрываются в пограничных московских городах. У путивль- екого воеводы он домагался возвращения своих врагов, братьев Залог, и показывал вид, что стоит, дожидаясь воз-· вращения Кикина из Москвы, который должен был привез­ти решительный ответ. В случае неудовлетворения, гетман грозил нападать на великорусские города и вести войну. Некоторые из его приближенных советовали ему немедля идти войною прямо на Белгород, а оттуда на Путивль; но большинство было против этого,'в особенности после пер­вых неудачных попыток: в конце сентября козаки напали было на городки Каменное и Олешню, но великорусские ратные люди отразили их с уроном. Из Глухова партии козаков наскакивали на великорусские соседние деревни,' но были также отбиты.

Между тем татары, скучая ожиданием войны, рассыпа­лись no малороссийским селениям, грабили и брали в плен людей и гоняли их в Крым. Поднялись жалобы.

«Что же мы здесь стоим! — кричали козаки в обозе: — дома у нас татары жен уводят!»

И козаки стали толпами расходиться назад. Гетман не мог удержать волнения, созвал к себе мурз и говорил им:

«Мы призвали вас усмирить бунтовщиков, а не для то­го, чтобы невинных убивать и загонять в плен. Если вы будете так поступать с нашими, то вам не отойти от нас в добром здоровьи».

Чтоб не навлечь на себя восстания, гетман отступил к Веприку в пределы Малороссии; он был принужден дозво­лить козакам бить татар, если те будут своевольничать. Тогда татары стали уходить и пошли за реку Псел; козаки гонялись за ними, — с каждым днем обоз пустел. Воевать с великороссиянами не было охоты -в массе; а между тем нападения некоторых шаек на Каменное и Олешню вызва­ли то, что великороссияне, собравшись шайками, втор- гнулись в Украину, стали жечь селения и бить малоросси­ян. Вдобавок сербы, бывшие также в войске Выговского, дозволяли себе над малороссиянами всякого рода своеволь­ства и неистовства. Козаки, слыша, что и татары, и моска­ли, и сербы распоряжаются у' них дома, когда они в чужой земле, бежали из табора без удержу. Полковники стали роптать на гетмана и друг на друга. Даже те, которые были сильными недругами московского владычества, и те подня­лись на гетмана. Гуляницкий упрекал его, зачем он вошел прежде времени в царскую землю и раздражает москалей.

«Да не ты ли первый пуще других меня на эту войну поджигал?» — говорил ему гетман.

В раде сделалась ссора и безладица; толковали и так и иначе; осмотрелись, что сделали клич к войне слишком то­ропливо и нерассудительно. Царского посланника не было обратно. Выговский надеялся, что испугает московское пра­вительство решительными выходками; ожидал, что тот же дьяк Кикин опять приедет с речами, приятными для козац- кого -самолюбия, уже приказывал приготовлять встречу желанному послу. Но наступал октябрь, приближались осенние дожди, — время неудобное для походов в чужой земле. Великорусы, которые беспрестанно ездили от путив- -льских воевод в казацкий обоз и обратно, пугали козакав тем, что в Севске собирается большое войско. Гетман, по­буждаемый всеобщим ропотом, должен был возвратиться, -не дождавшись посла и не показавши москалям силы своего оружия.

8-го октября гетман написал письмо к путивльскому во­еводе князю Григорию Долгорукову из табора под Богач­кою, за пятнадцать верст от Днепра.

«Всегда я служил его царскому величеству верно, и те­перь ничего злого не замышляю, и хоть мы с войском сво­им двинулись, а вовсе не думаем наступать на городы его царского величества: я только хотел' усмирить домашнее своевольство, и теперь, усмирив его, мы возвращаемся до­мой, надеясь на милость его царского величества, уповая, что он, православный государь, не допустит проливаться ' христианской крови. Только то нас удивляет, что боярин Шереметев поступает по-неприятельски с Малою Рос- сиею, — посылает на козакав своих ратных людей, а те, обнадеживаемые царскою милостью, убивают и в неволю берут людей по нашим городам и деревням».

Долгорукий в письме своем упрекал его в том, что он задерживал Портомаина и Тюлюбаева и посадил их в тюрьму. Выговский отвечал: «Все это несправедливый' извет на меня сложили, — я их не задерживал, а они сами по своей воле остались: боятся проезду от своевольников; в тюрьму никто их не сажал: они _ ходили и ходят себе на воле; а как я в Чигирин приеду, тотчас и отпущу их ΐ честью к его царскому величеству».

Козацкое войско отступило.

Читайте также: