ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Гетманство Выговского
Гетманство Выговского
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-07-2015 13:33 |
  • Просмотров: 1687

III

Несмотря на избрание Выговского, власть его была очень нетверда. Лесницкий, как видно, продолжал досадо­вать и надеялся, что- на другой раде избрали бы его, а не Выговского. Пушкаренко, полтавский полковник, был дру­гой враг и соперник Выговского. В Чигирине рада была неполная и могла казаться незаконною: надобно было со-’ брать другую. Выговский хотя взял булаву, но только в качестве временного правителя; для соблюдения казацких прав он сам назначил снова раду в Корсуне к 25 сентября. На эту раду съехались старшины; были на ней все сотники и из каждой сотни по два простых казака. Таков был из­бирательный обычай у козаков. Новоизбранный предводитель хотел несколько разузнать дух своих товарищей. В то время прибыл от шведского короля в Чигирин Юрий Неми- рич. Он привозил от Карла-Густава предложение союза, чтобы, по старому доброму расположению, козачество по­могало шведскому королю, а шведский король козакам. Сам Юрий Немирич снова отдался служить козацкому де­лу. Дело шло к возобновлению дружбы со Швециею; с Мо­сковщиною, напротив, шло к недоразумениям и неудовольствиям.

Явился к гетману царский посланник Артамон Матвеев. В царской грамоте гетман назван был писарем, а не гет­маном, хотя царь уже известился, через киевского воеводу, о его избрании на гетманское достоинство. Он получил цар­ский выговор за то, что не объявил о смерти Хмельницкого и о своем избрании через своего посла. Царский посланник требовал, чтоб Запорожское Войско отправило к шведскому королю посланцев — советовать ему помириться с царем, оставить притязания на пограничные земли, которые мос­ковский царь считал своими, и отнюдь не надеяться на по­мощь Войска Запорожского; напротив, если он будет во вражде с царем, то Войско Запорожское пойдет на него войною. Гетман отвечал, что исполнит приказания цар­ские, а от выговора отделался так·: «Когда гетмана Богдана Хмельницкого не стало, я в тот же день хотел отправить к царскому величеству своих трех урядников; а начальные люди, услышав об этом, стали бунтовать, толковали, будто я посылаю от себя, оттого я не послал, а написал к воеводе киевскому Андрею Васильевичу Бутурлину и к князю Ро- модановскому в Белгород, чтобы они известили государя»·.

Артамон Матвеев сказал: «Его царскому величеству учинилось ведомо, что гетмана Богдана Хмельницкого не стало; и великий государь, жалуя вас, указал ехать в Вой­ско Запорожское ссвоим государевым милостивым словом и для своих государственных великих дел боярину и наме­стнику казанскому, Алексею Никитичу Трубецкому, да окольничему и ржевскому наместнику Богдану Матвеевичу Хитрово, да думному дьяку Лариону Лапухину. Гетман должен послать к полковникам и велеть съехаться в Киев, и сверх того, чтоб из всех полков по пяти человек было прислано. Дело будет великое. Да чтоб в черкасских городах были собраны кормы и приготовлены подводы для их приходу. Да еще Павел Тетеря, когда был в Москве посланцем у государя, то просил оберегать вас против не'- приятелей ваших; и теперь приказана князю Ромоданов- скому идти наскоро с конными и пешими людьми, да велено также боярину Василию Борисовичу Шереметьеву выслать конных и пеших; а ты, гетман, вели приготовить им запасы и подводы».

Гетман, разумеется, обещал, но как услышали старши­ны, то стали видеть в. этом тайное намерение нарушить их права. Немедленно явилось великорусское войско и стало двумя отрядами: один, с Ромодановским, — в Переяславе, другой, с Ляпуновым, — в Пирятине. Ожидали, как объяв­лено было, еще прихода Трубецкого с товарищами; это осо­бенно пугало старшин, потому что не сказано было, для каких дел придет это войско. Артамон Матвеев привез при­казание собирать по Украине запасы на прокормление вой­ску с доходных статей (оранд); а все эти статьи были в распоряжении старшин, и они видели теперь посягательст­во на свои доходы.

Нужно было представить все это дело на обсуждение рады. Рада собралась в назначенный день. Иноземные по­собники шляхетской партии: со стороны польской — Ее- невский, со стороны шведской — Немирич, по известию киевского воеводы, явились туда же. Сами между собою противники, они тут невольно действовали заодно против общего для них обоих соперника. Рада происходила в поле. Выговский положил свою булаву и бунчук, поклонился со­бранию и сказал, что ему присланы от царя такие пункты, чтоб у козакав прежние вольности отнимать. «Я в неволе быть не хочу», — прибавил он, и отказывался от гетманст­ва. Он объявил, что рада вольна -выбрать другого гетмана, и поехал прочь. Тогда начальные люди последовали за ним, воротили и начали просить, чтоб он остался на гет­манском достоинстве. Судья Самойло Богданович Зарудный вручил ему булаву.

«Мы, — говорили козацкие чиновники, — будем стоять за свои вольности заодно, чтоб у нас ничего не отняли, чтоб не было перемены, чтоб как прежде были, так чтоб и теперь остались мы — свободны».

Выговский, как будто исполняя всеобщую волю, принял снова булаву. Этой церемонией и кончилась рада.

На другой день была рада во дворе. Посланный путив- льским воеводою на проведки, посадский человечишка Ни- колка затесался между козаками, уверял, что находился там, где происходила рада, и передал потом в общих чертах это совещание («И я, Николка, был в той светлице, где была рада», доносил он своему начальству в роспросе).

Выговский сказал: «при покойном гетмане Богдане Хмельницком у нас не бывало рады и совета, но теперь вы меня избрали гетманом, и я без вашего воинского совета не стану делать никаких дел. Ныне я объявляю вам: прислал к нам шведский король, зовет нас к себе в союз (в «под­данство», переиначил Николка: в письме Бутурлина про­сто — союз, а не подданство), а царское величество прислал к нам грамоту с выговором, зачем мы без его, государева, ведома сложились с Ракочи; хочет, чтобы Ан­тона Ждановича наказать: «вы уже, говорит, прежде изме­нили шведскому королю, изменили и крымскому хану, и Ракачию венгерскому, и господарю волошскому, а теперь и нам хотите изменить. Долго ли вам быть в таких шато- стях?»

Гетман хотел, очевидно, раздуть зародившееся неудо­вольствие к царской власти, но в то же время выгораживал себя, если преждевременно дойдет весть об этом в Москву, потому стал советовать казакам покорность.

«А только нам, — продолжал он, — отложиться от цар­ского величества, никто нам более не поверит за непосто­янство наше, и мы дойдем до конечного разорения. Теперь, без всякой шатости, дайте мне совет, как поступить?»

Выступили полковники: нежинский Гуляницкий, пол­тавский Пушкаренко, прилуцкий Дорошенко, ирклеевский Джеджалы и сказали:

«Мы не отступим от присяги, данной его царскому ве­личеству».

Другие начальные люди, сотники и есаулы с левой сто­роны Днепра повторили то же: «мы не отступим от его царского величества; как присягали, так в той мысли и СТОИМ».

Когда гетман стал допрашивать их, как ему поступить, вместо совета они закричали:

«Як ти нам прирадишь, так ми й будемо!»

Гетман не добивался от них совета о шведском предло­жении, а должен был, потакая им, сказать:

«Я вам свою мысль объявляю, что нам быть надежно при милости царского величества, по присяге своей, неот­ступно, а к иным ни к кому не приложиться».

Но правобережные полковники — Зеленский, Богун и третий полковник («имени его не упомню», — говорит сви­детель) отозвались не в таком духе.

«Нам, пане гетмане и все паны-рада, не ладно быть у царского величества: он, государь, к нам милостив, да на­чальные его люди к нам не добры, наговаривают государю, чтоб навести нас в большую неволю и достояние наше от­нять!»

Выговский, выслушав эти речи, принял суровый вид и сказал:

«Вы, панове, не дело гов орите, и в Войске смуту чини­те; а нам от царского величества отступать за его госуда­реву милость не следует и помышлять!»

Наконец, порешили послать к царю посольство и про­сить о ненарушении данных вольностей.

«И все тогда, — пишет Бутурлин в своем донесении к царю: — меж собою душами укрепились, что им всем за гетмана и за свои права и старые вольности стоять заодно. И много других непристойных речей у них было».

С этих пор, вероятно, Выговский выбросил из своей подписи выражение: на тот час, которое, — по сказанию украинского летописца, — наложил на себя как условие, когда казаки на первой раде вручили ему булаву.

По приговору корсунской рады, отправили в Москву по­сланцами: корсунского полка есаула Юрия Миневского и сотника Ефима Коробку — просить царского подтвержде­ния Выговского на гетманское достоинство и казацких прав, сообразно прежней царской грамоте, данной после переяславского присоединения. Гетман отпустил Беневского с дружелюбными уверениями. Но Польша не хотела остав­лять Украины без наблюдения, и тотчас же за Беневским приехал другой гонец и агент, Воронич. Как искренно было это сближение с застарелыми врагами, видно из того, что в то же время, как Беневский от имени Речи Поспалитой сулил казакам права, свободу и дружбу, у Выговского в руках было перехваченное письмо польского полковника Маховского к одному из крымских мурз. Польский пан уго­варивался, как бы сделать на казаков, своих душманов, вместе с крымцами нападение. А Выговский, принимая ра­душно польских посланцев, отправил перехваченное пись­мо в Москву с Миневским, и вместе с тем извещал, что после Беневского приехал в Украину Воронич — по-преж­нему склонять козакав к подданству Польше; но казаки не дозволят себя провести и останутся верны его царскому ве­личеству. Крым быль очень опасен Украине. В последнее время союз хана с Польшею более всего не дозволял Укра­ине брать верх в борьбе с поляками. Услышали в Крыму, что в Украине недолюбливают московского владычества, и хан первый подал желание примириться, а Выговский от­правил в Бахчисарай посланца своего, Бута, с товарищами.

После избрания, в раде, гетмана казацкие обычаи тре­бовали еще освящения от Церкви. Гетман, полковники и старшины отправились в Киев. 13 октября встретили Выговского с почестью у земляного вала. В то время умерла сестра Выговского, жена Павла Тетери; вся семья и родные Выговского были в сборе: отправляли похороны; потом уже обратились к делам. 17 октября в Братском монастыре, в присутствии царских воевод, принесли в церковь жалован­ную от царя гетману Хмельницкому булаву, саблю и бун­чук. По совершении обедни, епископ черниговский Лазарь Бараиович окропил святою водою эти знаки достоинства и отдал их гетману. «Принимая гетманство, — говорил ему архипастырь, — ты должен служить верою и правдою ве­ликому государю, как служил до сих пор: управляй и ук­репляй Войско Запорожское, чтоб оно было неотступно под высокою рукою его царского величества». Сказав это, епи­скоп осенил крестом новоизбранного вождя.

Из церкви епископ позвал гетмана и старшин на обед. Туда же были приглашены и воеводы с товарищами. Когда вино развязало язык гетману, он стал уверять в своей пре­данности царю, доказывал пред воеводами, что еще как был писарем, то и покойного гетмана Хмельницкого привел к подданству. «Но я теперь опасаюсь, — прибавил он, — государева гнева, что без его указа выбран гетманом: мы получили грамоту от государя, а в ней я назван не гетма­ном, а писарем».

Тогда Богданович, генеральный судья, проговорил та­кую речь:

«Когда мы, козаки, поддались под высокую руку его царского величества, то государева милость была к нам та­кова, чтоб вольностей наших у нас не отнимать; а теперь присланы к нам пункты, по которым приходится потерять нам вольности; а мы как были под королевским владением, то у нас вольностей король не отнимал; мы же отступили от короля и поддались под государеву высокую защиту только ради обороны христианской веры от ляшского гоне­ния, чтоб нам не быть в папежекой вере, либо в унии».

Бутурлин, обратясь к Выговскому, сказал:

«На тебя, гетман, нет никакого гнева государева; а от тебя перед великим государем так есть неисправление: вы­бирают тебя на Богданово место, а ты великому государю о том и не написал и не учинил никакой ведомости Вели­кому государю неведомо, что ты гетманом учинился; пото­му-то в государевых грамотах к тебе и назван ты писарем; как ты был прежде писарем, так писарем и назван. Ты, гетман, о том не оскорбляйся и служи по-прежнему вели­кому государю, а государево жалованье и милость будет тебе свыше прежнего».

«Когда только меня стали выбирать в гетманы, — ска­зал Выговский, — я не хотел брать на себя этого регимента без государева указа; я долго отговаривался; но полковники и чернь мне дали булаву и знамя с большим упросом; пусть государь нас пожалует: не велит у нас отнимать прежних вольностей; а мы, ему, великому государю, готовы служить и стоять против всякого неприятеля и никогда не отступим от высокой руки его величества!»

Скоро после того брошена была новая тень опасения в нарушении вольностей. Наступал выбор митрополита. Съе­хались в Софийский монастырь духовные и старшины ка­зацкие. Гетман пригласил киевских воевод. Бутурлин отвечал, что не поедет без царского указа. Уже прежде он передавал, и духовным, и светским, желание московского правительства, чтоб киевский митрополит -подчинился мос­ковскому патриарху и был бы от него назначен. Тепереш­ний отказ приехать на выбор указывал, что московское правительство намеревается нарушить одно из важнейших прав присоединенного края. Выбор тогда не состоялся. От­ложили выбор до Николина дня; между тем возросло и не­удовольствие к московскому правительству, и страх за свои права.

Из Киева гетман поехал в Переяслав и 24-го октября свиделся с Ромоданавеким в присутствии своих старшин: обозного Носача, Тетери, Богдановича, Ковалевского и сво­его брата Данила. Ромоданавский уже два месяца стоял под Переяславом с ратными людьми и не получал никаких за­пасов. Он жаловался, что его прислали сюда по просьбе казаков, чтоб оборонять край от неприятеля, а продоволь­ствия не дают, и грозил уйти назад.

Несмотря на подозрение, которое рождалось от прихода великороссийских войск, гетман старался удержать всеми способами Ромодановского, и совсем не в том духе с ним говорил, как на раде в Корсуне. Он извинялся в недаче запасов тем, что в Украине, после смерти. Богдана, он, Вы­говский, еще не был настоящим гетманом; не было еще начальства, которого бы все слушали; он представлял, что неприятели сделают нападение на Украину, как только ве­ликороссийское войско отступит прочь, и, наконец, описы­вал внутреннее беспокойство края. «После Богдана Хмельницкого, — говорил он, — в черкасских городах учинился мятеж и шатости, и бунт; а как скоро ты, околь­ничий его царского величества и воевода князь Григорий Григорьевич, пришел в черкасские города с ратными людь­ми, то, милостию Божиею и государевым счастием, все утишилось; теперь в Запорожье большой мятеж: хотят по­бить своих старшин и поддаться крымскому хану! Я, помня свое крестное целование, за такие заводы, бунты и измену царскому величеству, поеду их усмирять с войском, а ты, окольничий и воевода, с ратными людьми перейди за Днепр; с тобой будут полковники: белоцерковский, уман- ский, брацлавский и другие; а я управлюсь с бунтовщика­ми и предателями. Они наговаривают на нас, бунтовщики, будто бы мы царскому величеству неверны; а мы живым Богом обещаемся и клянемся небом и землею: чтоб нам Бог своей милости не показал, если мы мыслим или вперед будем мыслить какое-нибудь дурно и неправду! Как за Бо­га, так и за него, великого государя, держимся».

Но Ромоданавский отвечал, что не пойдет за Днепр без воли государя. Напрасно Выговский, через три дня после того, снова. просил его и извещал, что пойманы татары, которые объявляют, что хан собирается с поляками напа­дать на Украину, — Ромодановский не пошел за Днепр. Советуя таким образом и стараясь перевести Ромоданавско- го за Днепр, Выговский в самом деле, кажется, руководил­ся страхом. Ему хотелось отрезать Ромоданавского от Трубецкого и поставить его в таком крае, где всякое поку­шение, если бы оно в самом деле могло быть, как ходили слухи, было бы встречено с негодованием и с противодей­ствием, и где Ромоданавский не в силах был бы противо­стать туземной массе.

Потом Выговский отправил Юрия Хмельницкого в Киев учиться, а сам вынул из-под земли зарытые им вместе с Хмельницким сокровища — более миллиона, и начал да­рить и угощать старшин, значных и простых казаков. Ве­селые пирушки несколько недель шли без перерыва. Выговский был человек трезвый, но чтоб понравиться тол­пе, прикидывался пьяным, показывал бурлацкое обращение с простыми казаками, был чрезвычайно обходителен с под­чиненными, и казаки в восторге кричали: «от щирий, не гордий казак!»

Читайте также: