ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Гетманство Выговского
Гетманство Выговского
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-07-2015 13:33 |
  • Просмотров: 1790

XIV

В Варшаве весною был сейм. Собранные чины Речи Поспалитой рассуждали о своих делах и с нетерпением ожидали козаков. Явились наконец и послы от новосозданного Великого Княжества Русского. Из генеральных стар­шин прибыли Носач и Груша, полковник Лесницкий, опять начальствовавший Миргородским полком; от полков были присланы no два сотника; сверх того была с ними толпа знатных казаков, — всего человек до двухсот. Юрий Неми­рич, посол от Киера, и Прокоп Верещака — от Чернигова, были на челе посольства.

В день, назначенный для торжественного их приема в сенатской зале, сидел король посреди сенаторов. Вошли русские послы; впереди шел Немирич, и, остановясь, про­изнес речь, в которой, после риторического приступа, гово­рил так:

«Мы являемся в настоящий день перед престалом его королевского величества, перед собранием всей Речи Пасполитой послами светлейшего и благороднейшего гетма­на всего Войска Запорожского и вместе с тем целого рус­ского народа, признать перед лицом целого мира, перед грядущими веками его величество повелителем свободных народов Речь Поспалитую и корону польскую нашею от- ι чизною и матерью. Держава вашего величества во всем свете славится свободою и подобна царству Бож^, где как,: огненным духам, так и человеческому роду даются боже­ские и человеческие законы, с сохранением их свободной воли без малейшего нарушения, на все времена от сотворе­ния мира. Пусть другие государства и державы сдавятся своим теплым климатом, стечением земных богатств, · из.,- бытком золота, драгоценных перлов и камней, роскошью жизни; пусть красуются перед целым светом, подобно до­рогим камням, оправленным в золотые перстни: их народы не знают истинной свободы; забывая, что одарены от Бога свободною волею, они живут как будто в золотой клетке, и должны оставаться рабами чужого произвола и желания. В целом свете нельзя найти такой свободы, как в польской короне. Эта неоценимая, несравненная свобода и ничто другое привлекает нас теперь к соединению с вами: мы рождены свободными, в свободе воспитались и свободно об­ращаемся к равной свободе. За нее, за честь достоинства вашего величества, за благосостояние всеобщего отечества, готовы положить жизнь нашу. На ней да созиждется наше неразрывное единство, как и на сходстве религии, жизни и прав наших народов; свобода и братское равенство да будет основою нашего соединения для потомков наших! Государ­ства поддерживаются теми-же средствами, какими создают­ся (nam regna quibus mediis fundantur, iisdem et retinentur). Быть может, всесильная рука устроила наше соединение для того, чтоб другие народы последовали нашему примеру, преклонились перед вашим величеством, обняли и облобы­зали этот драгоценный талант и клейнад польской короны. Да возрастает Речь Поспалитая великою и могущественною державою, Божиим благословением, счастливым царствова­нием и попечением вашего величества и благоустройством соединенных земель. С нашим подданством приносим мы вашему величеству, королю и государю, наши просьбы и желания, в которых мы не могли быть удовлетворены по­средством комиссаров; только королевское величество и Речь Поспалитая могут дать этому делу совет, окончатель­но решить возникшие вопросы, успокоить озабоченные умы верных подданных его величества и кроткою королевскою десницею привлечь их всецело к себе в объятия».

«Мы не надеемся, чтоб нашелся кто-нибудь в Речи Посполитой, кто бы стал смотреть на нас с завистью и не­доброжелательством: благородный души свободны от этого порока, а низкие обыкли скрывать свои постыдныя побуж­дения!»

Собрание наградило оратора рукоплесканием. Он оста­новился на минуту, потом продолжал:

«Вот блудный сын возвращается к своему отцу... Да примет его отец поцелуем мира и благословения! Да возло­жит золотой перстень на палец его, да облечет его в наряд­ные одежды, да заколет упитанного тельца и да возвеселится с ним на зависть другим! Обретается потерян­ная драхма, возвращается овца к пастырю, обретшему ее: да возложит он ее на рамена свои и понесет, и возрадуется великою радостью! Не тысячи, миллионы душ стремятся к подданству его величеству и всей Речи Посполитой! Радуй­ся, наияснейший король! Твоим счастием, верностью к тру­дом совершилось это дело! Радуйся, наияснейшая королева, прилагавшая свою заботу об этом деле! Примите эту бога­тую землю, этот плодоносный Египет, текущий млеком и медом, обильный пшеницею и всеми земными плодами, эту отчизну воинственного и древлеславного на море и на суше народа Русского! Радостно восклицаем от полноты души: vivat feliciter serenissimus rex Johannes Casimirus! vivat respublica Polona!»

Эта речь показалась очень мудрою. Оратору отвечали:

«Наияснейшему королю и всей Речи Посполитой невы­разимо приятно видеть вас, некогда свирепых мятежников, ныне верных подданных отечества. Благо вам. что вы из,. менили старую ненависть к Польше и желание погубить нас на искреннее расположение к матери вашей отчизне, и желаете снова вступить с нами в соединение, от которого оторвали вас старшины».

Поданы были пункты, и послы были допущены к руке королевской.

Целый месяц потом происходили прения о гадячском договоре, и всеобщий восторг уступил место ропоту и меж­ду сенаторами, и между послами. В статьях, представлен­ных казацкими послами, возобновлялись требования, которые приводили в недоумение и комиссаров в Гадяче, и были оставлены не совсем решенными. Требовалось полное уничтожение унии во всей Речи-Посполитой, на всем про­странстве, где только существует русский язык (poki jezyk narodu Ruskiego zasiega in genere et in specie): все церкви:, монастыри и все заведения, состоявшие под церковным ве­домством, как .школы, госпитали, и все имения, если ког­да-либо они принадлежали к православной Церкви и захвачены униатами, или иезуитами, должны быть возвра­щены, и при этом католической или униатской стороне не предоставлять права, подняв спор о их принадлежности, удерживать их до решения суда в своем владении. Для го следовало назначить комиссию, составленную из депутов трех соединенных земель — Польши, Литвы и Руси; а великий инстигатор Русского Княжества отберет все требу­емое и отдаст православной Церкви; а потом должен быть созван в Брацлаве сейм, и на нем представлено будет до­несение об этом деле. Униаты и иезуиты, к оль скор о станут противиться или звать православных к суду за оскорбление святых тайн, как это делалось прежде, и составляло обыч­ный предлог сделать придирку к православным, уже за од­но упорство и подачу такого позыва должны подвергаться инфамии (бесчестию) и наказанию. Равным образом за утайку от комиссаров чего бы то ни было, что будет следо­вать к возвращению православной Церкви, инстигатор Ве­ликого Княжества Русского имел право звать виновных к надлежащему суду и требовать наказания — как за нару­шение прав личных и по имуществу, присвоеиных народу, исповедующему греческую веру — наказания, положенного вообще за сопротивление сеймовым и трибунальским опре­делениям (ratione bonorum et personarum et omnium injuriarum ludzi religii greckiej nie unickie pro poena contra convulsores decretorum tam comitialium iako tribunalitium sancita). Казачество энергически объявляло, что оно твердо решилось не уступать никому всего, что считает церковным достоянием на Руси и в Литве; униатам не следовало по­зволять быть ни архиепископами, ни епископами, ни игу­менами, ни архимандритами, ни священниками; иезуитам не дозволять пребывать в Великом Княжестве Русском. Ко­заки просили расширения Великого Княжества Русского и присоединения к нему воеводств Волынского, Подольского и Русского. Все староства в русской Земле должны быть присоединены к воеводствам и каштелянствам русским; а так как воеводами и каштелянами могли быть -только лица греческого исповедания, то тем самым у католиков отнима­лось право на коронные имения внутри Русского Княжест­ва. Чтоб вознаградить потери панов католического вероисповедания, имевших имения в Руси, русские просили давать этим панам первые вакантные места в польском ко­ролевстве, а их прежние имения должны быть отданы ту­земцам. В самом Великом Княжестве Русском хотели полного равенства шляхетского сословия, чтобы князья не присваивали себе преимуществ. Козаки просили полной вольности не только в Великом Княжестве Русском, но и Польше и Литве. Гетман и старшины хлопотали и о себе: гетман просил себе судебной власти над всем рыцарством в Украине, с правом не являться лично ни в какой суд ни по какой жалобе, а старш^ины домогались сугубой награды, ссылаясь на. то, что им обещал царь московский. Разные лица прислали на сейм просьбы, и депутаты должны были ходатайствовать за них.

«Договор этот, — говорили сенаторы, — нарушает ко­ренные уставы государства- в духовном и мирском отношении. В духовном — потому, что мы должны против совести признать равенство восточной веры с римскою, сами долж­ны хулить унию — соединение с нашею собственною рели- гиею. В политическом отношении гадячский договор разрывает старинный договор Казимира с Русскою Землею, уничтожает старое устройство, вводит новое: Русь, давняя провинция Речи Посполитой, договаривается с нею как будто чужая страна; мы должны допустить изгнание из Ру­си старинного дворянства для того, чтоб водворить новое; должны терпеть холопов в самом сенате. Очевидно, что русское княжество, которого, они домогаются, будет совер­шенно независимое государство, только по имени соединен­ное с Речью Посполитою. Этого мало: можем ли мы надеяться, чтоб гетман украинский мог быть верным слу­гою короля и Речи Посполитой, когда он будет облечен почти царской властью и иметь в распоряжении несколько десятков тысяч войска? Конечно, он будет повиноваться до тех пор, пока захочет; а не захочет, — будет сопротив­ляться».

Против этих доводов возражали таким образом:

«Нам необходим мир. У нас трое неприятелей. Дела их перепутались. Козаки хотят мириться с нами потихоньку от Москвы; Москва рассорилась со шведом. Теперь сам Гос­подь Бог подает нам способы: казаки без принуждения на­шего сами к нам возвращаются; они увидели, что их свобода без нашей, как наша без их свободы, несостоятель­на. Если же мы соединимся, то не только возвратим отече­ству его блеск, но и силу. Будем с ними договариваться искренно. Не надобно соблазняться тем, что они желают самобытности, хотят своего правительства;^ конечно, нам не желательно разлагаться на народы, но такой союз с коза­ками не разорвет Речи-Посполитой. Этот союз будет точно такой, какой уже существует с Литвою. Пусть народ над народом не имеет преимущества: через то и сохранится на­ше государство; напротив, предпочтение ведет к смутам. Часто под видом свободы угнетают других, и оттого возни­кают междоусобия. Равенство без всякого предпочтения од­них другим есть душа свободы. Не нужно нам никаких чужеземных гарантий нашего союза с казаками. Чужезем­ные государи, хотя бы самые честнейшие, всегда будут про-. водить свою пользу и возмущать наше государство; чужеземцы нас не сохранят. Лучшая гарантия будет — взаимная любовь и доверие, без всякого предпочтения од­ной из сторон. Мы будем охранять свободу Украины или Руси и ее- народа, а козаки — нас. Свобода козакав не мажет быть безопасна без связи с нами. Опыт уже научил их. А когда мы будем соединены без всяких внешних по- средств, тогда наша сила будет несокрушима. Мир с каза­ками не должен нас ссорить с Москвою. Напротив, соединимся с казаками с тем намерением, чтобы после того помириться и с Москвою. Ведь и казаки намерены быть в соединении с Москвою, чтоб потом взаимными силами об­ратиться к какому-нибудь великому предприятию. Надобно представить московскому правительству, что примирение с козаками ему не во вред; надобно с кротостью доказывать ему, что христианским государствам не следует приобре­тать оружием то, что можно приобресть путем согласия. Мы не- отрекаемся от договора о наследстве; мы знаем, что от этого будет великая польза всему христианству. При том же мы — народы одного племени и мало различны по язы­ку. Будем договариваться прямо, не вымышлять никаких невозможных условий; обеспечим будущим королям из мо­сковского Дома неприкосновенность религии; обеспечим свободу как нашу, так и Украины, и право избрания госу­дарей, хотя только для предостережения. Москва не станет продолжать войны; она и без оружия все приобретет честно и мирно, с выгодою для своего и нашего народа. Согласие наше с казаками покажет москалю нашу силу и побудит согласиться на условия. Ведь шведский король делает нам теперь гордые предложения — признать его наследником; но если с кем-нибудь мириться на условиях наследства, так уж лучше с Москвою. Предложение московскому государю остановит войну и позволит нам разделаться со шведами; шведы должны будут помириться, ибо увидят иначе свою гибель. Но если б Москва стала посягать на нашу свободу, то, соединившись с казаками, мы всегда можем взаимными силами охранить ее и воздать за оскорбление».

Других оскорбляло раздавание шляхетского звания ка­закам. «Умножение новых дворян унизит достоинство ста­рого дворянства», — говорили они. «Получившие благодеяние будут сильнее благодетелей. Какому благород­ному сердцу не больно будет, когда старинные почести польской нации будут раздаваться презренным холопам? Дворянское достоинство, эта награда доблестям, потеряет свою ценность, как алмаз в куче навоза. Несчастен наш век, когда мы принуждены платить почестями за преступ­ления и награждать злодеяния! Да и кому дается дворян­ское звание? Тем, которые не умеют ценить его высокого достоинства; тем, которые дворянские грамоты почитают детскими игрушками! Были примеры, что по случаю потери шляхетской чести за преступление казаки в насмешку спрашивали: а дозволено ли есть и пить потерявшим дво­рянское достоинство?» Вот как они понимают дворянское достоинство! Да и мажем ли мы располажить к себе этим казаков? Козаки все равны между собою; если мы возведем в дворянское достоинства только некоторых, то раздражим остальных, которые не палучат этого звания, столь для них ненавистного. И, правду сказать, мы более вооружим про­тив себя огромную толпу, чем вазбудим благодарность в тех, которых допустим в благородное сословие. Да если да-_ вать казакам дворянство, то давать всем, а не каму-нибудь, чтобы всех, а не малую часть, прекланить в Речи Паспо- литай. Но кто же согласится на такое унижение, чтоб ки­вот Речи Посполитой, хранимый от веков, как величайшее сокровище, отдать на приманку черни? Нет! если казаки хотят соединиться, пусть идут к нам добровольно, бескоры­стно, а не так, как плотоядные животные, которых надобно приманивать пищею!»

Другие были противного мнения. «Достоинство дворян­ское, — говорили они, — более имеет цены, когда приобретается доблестями, чем когда получается через наследство; когда оно дар признательности за службу ате- честву, а не награда за лежание в колыбели. Кто своими предками тщеславится, тот хвалится чужим, а не своим: пусть же он своими делами покажет, что достоин звания, которое носит! Иначе законченные изображения предков, висящие по стенам его дома, его фамильные гербы, все — ничто, если он дает свое имя единственно быкам, которых стадами отправляет из своего имения на продажу. В про­шедшие войны много погибло шляхетства; надобно заме­нить убитых: чем давать шляхетство за деньщ, гораздо справедливее даровать его козакам в награду за возвраще­ние их к отечеству и за присоединение Украины к Речи Посполитой, и через то мы утвердим в них любовь к обще­му отечеству. Нам следует даровать как можно более сво­боды козакам, чтоб расположить их к себе. — Нечего бояться образования' Княжества Русского: сохраняя свое правильное устройство, подобное Великому Княжеству Ли­товскому, оно всегда останется -частью РечиПосполитой. Что же касается до прежних мятежей, которые козаки под­нимали против нас, то надобно все приписать Божию нака­занию над нами и все покрыть полною амнистиею».

Тогда некоторые с большим жаром говорили за казаков. «Вот, — говорили они, — сбывается предречение Стефана Батория, который говорил, что из этих удальцов — козакав со временем образуется вольная Речь Посполитая. Козаки никому не кланялись, не выпрашивали шляхетства через поклоны придворным, а добывают его мужественным серд­цем и саблею! Что за беда, что они были мужики, а теперь -шляхтичи? Ведь и македоняне были грубые холопы, и рим­ляне возникли из пастухов, и турки из разбойников, и на- -ши поляки прежде не были шляхтичи, а приобрели -шляхетское достоинство кровью и отвагою». При этом шляхтичи в утешение себе приводили на память песенку, сочиненную в Англии в XIV веке и потом распространив­шуюся в Польше: «когда Адам копал землю, а Ева пряла, никто никому не служил, никто никого не называл хо­лопом».

Были даже такие, полные сознания, речи:

«Не козаки нарушили союз, а мы. Гордость наша ви­новата. Мы с ними обращались бесчеловечно. Мы не толь­ко унижали их перед собою, но пред человечеством. Мы не только лишали их прав, которые были их достоянием, но отнимали у них естественные права. Вот Господь Бог и показал нам, что и они люди, как и другие, и достойно покарал наше высокомерие. Они более заслуживают на­шего уважения, чем те, которые раболепно отдаются ко­ролю и чужому государству, не думая расширить свою свободу. Козаки упорно предпочитают лучше погибнуть и исчезнуть, чем торжествовать без свободы. Мы ниже их: они сражались с нами за свободу, _а мы за бессильное господство!»

Требование уничтожения унии в том виде, как хотели казаки, не нашло поборников даже между самыми отъяв­ленными защитниками веротерпимости и полной свободы -совести. Одобряя прежнее обращение поляков с протестан­тским учением, когда предоставлялась полная гражданская свобода всем; независимо от верования, либеральные послы говорили:

«Все это относится до еретиков, — не относится до Руси. Греческие обряды, различные от римских, не противны религии, коль скоро догматы веры правильны и неизменны. Но уничтожение унии будет уже насилие нашей собствен- Мй совести. Уния есть та же католическая вера, только с -своими обрядами: как же нам осуждать религию, которую сами исповедуем? Это было бы крайнее неблагоразумие, зло и настоящая ересь, это значит признавать приговор беззакония над собою. Уничтожить унию есть дело несовместное с совестью, и нет никакого способа поставить его так, чтобы наша совесть осталась спокойна. Конечно, никак не следует присоединять греческого -обряда к римском)'; пусть патриарх, как и прежде, правит русской Церковью; лишь бы догматы веры были неизменны; а зависимость приговоров от единого главы не выдумана римскою гордо­стью, как некоторые говорят: это благоразумие, установ­ленное от самого Бога. Нельзя назвать Вселенскою Церковью ту, которая зависит от произвола светских вла­стей. Следует существовать соборам, а.решение и зависи­мость исходят от одного лица: иначе церковь распадается на различные учения. Впрочем, этот вопрос следует предо­ставить богословам на их конференции».

Среди разнородных толков и споров на сейме возвысил тогда пред сенаторами свой голос Казимир Беневский, ко­торого тогда сильно порицали за гадячский договор.

«Козаков, — говорил он, — такое множество и так они сильны, что надрбно радоваться, если они, на каких бы то ни было условиях, присоединяются к Речи Посполитой; раздражать их в настоящее время, как делали мы прежде, будет величайшим безумием; вы сами знаете, в каком те­перь состоянии Речь Посполитая: с одной стороны нам уг­рожают шведы, с другой — москали; в нашем положении противиться требованиям казаков значило бы самим отвер­гать помощь, когда она нам добровольно предлагается. На­добно сначала ласкать казаков, а со временем, когда они обживутся с нами, чины Речи Пасполитой могут изменить все на старый лад. Что ж такое уничтожение унии? Неу­жели вы думаете, что козаки большие богословы и апосто­лы? Мы теперь должны согласиться для вида на уничтожение унии, чтоб их приманить этим; а потом... объявится свобода греческого вероисповедания, отдадутся благочестивым церкви и имения, отобранные униатами, — это их успокоит, потом Мы создадим закон, что каждый ' может верить, как ему угодно, — вот и уния останется в целости. Отделение Руси в виде особого княжества будет тоже недолго: казаки, которые теперь думают об этом, — перемрут, а наследники их не так горячо будут дорожить этим, мало-помалу все примет прежний вид».

Прения успокоилисъ от убеждений человека, который сам заключил трактат и сам теперь представляет в буду'- щем надежду нарушить его. Сделали некоторые смягчения по вопросу об уничтожении унии, отвергли присоединение' остальных воеводств к ВелИКому Княжеству Русскому, и отправились к Выговскому. Мы не знаем этих изменений, ни вообще относительно вопроса об унии; они касались, вероятно, только подробностей, ибо статья уничтожения осталась в договоре. Король сам писал очень любезное письмо к гетману. Тот послал свое согласие, 8-го мая отправив к королю гонца. и приказав ему ехать скоро, днем и ночью. Гетман просил как можно скорее утвердить договор и при­слал обратно козацких послов для спокойствия края.

Обе Избы утверждали договор в полной уверенности, что это делается для приманки русского народа: представи­тели Речи Пасполитой утешали себя тем, что будут иметь . возможность нарушить его.

Читайте также: