Показать все теги
3. Функции собаки в традиционном хозяйстве и подсобных промыслах
ольшую значимость в традиционном хозяйстве нанайцев имеет разностороннее функционирование собак, их роль в хозяйстве и промыслах. Человек мог органично взаимодействовать с окружающей природой, имея такого помощника. Первостепенно значение собаки в охотничьем промысле, следующие по значимости - рыболовецкий и домашний промыслы. Обширные этнические территории нанайцев позволяли широко использовать различные виды транспорта, и, безусловно, одно из главных - ездовое собаководство.
Анализ количества собак, используемых верховскими нанайцами в конце XIX - начале XX в., даёт представление как о поголовье, так и наличии определённого количества упряжек в отдельном хозяйстве. В стойбище Сепсики насчитывалось 60 собак, в среднем по четыре на одну нарту. Небольшое число собак в соотношении с количеством нарт свидетельствует о том, что в этом стойбище преобладало транспортное собаководство, связанное с доминирующим охотничьим промыслом. Другой причиной непропорционального соотношения количества собак и нарт может быть невысокий имущественный уровень населения этого стойбища. Как известно, в традиционной культуре нанайцев состоятельность богатого человека часто исчислялась количеством упряжек. В стойбище Сайго прослеживается несколько другая ситуация: на 21 мужчину приходится 5 нарт и 39 собак, в среднем 7-8 собак на одну нарту. Многочисленное поголовье собак говорит о довольно высоком имущественном уровне этого стойбища, способном сформировать несколько упряжек. Изменившаяся эт- нополитическая ситуация в XIX в. позволила нанайцам в виде дополнительного приработка поставлять дрова для русских пароходных компаний, работать в качестве извозчиков. В поселении верховских нанайцев Сикачи-Алян насчитывалось 80 мужчин, 120 - 140 нарт и 400 собак (в среднем 3,3 собаки на 1 нарту). Приведённые цифры являются подтверждением того, что в поселении было несколько богатых людей, у которых, по всей видимости, находилось наибольшее количество собак.
Необходимо учитывать, что в общее число транспортных средств вошли и женские нарты, которые были в каждом хозяйстве. Подобное соотношение количества нарт и собак говорит и о функционировании стабильного охотничьего промысла. Во многих стойбищах, находившихся недалеко от крупных центров, помимо традиционных промыслов мужчины занимались извозом и перевозкой дров, используя собачьи упряжки. В стойбище Лиумами насчитывалось 9 нарт и 27 собак (в среднем по 3 собаки на 1 нарту). В 1907 г. их было около 80, что составляет 8,8 собак на 1 нарту.
Тенденция к уменьшению количества упряжных собак говорит и о наличии такого явления, как частые их падежи, в основном связанные с эпидемиями эпизоотий, бескормицей. Рыболовецкий промысел обеспечивает собаководство основной кормовой базой - рыбой. Малый вылов лососёвых и соответственно существенная недостача собачьего корма (рыбьих костяков) неизбежно влекли за собой падёж собак. В стойбище Ерга - 5 нарт и 40 собак (8 собак на 1 нарту), Хоухами - 9 нарт и 27 собак (3 собаки на 1 нарту), Монго-Модан - 6 нарт и 65 собак (10 собак на 1 нарту). В стойбище Дада - 30 нарт и поголовье собак исчислялось в 120 собак (4 собаки на 1 нарту); в стойбище Даерга - 30 нарт и 156 собак (5,2 собаки на 1 нарту) [88. Д.56. Л. 11, 22]
Отмеченные элементы неоднородности в хозяйстве вер- ховской группы нанайцев проявляются наиболее отчётливо в соотношении количества используемых собак и нарт. К сожалению, в материалах не отмечена специфика хозяйственной функции нарт, их тип - амурский или восточносибирский, а также не отражено хозяйственное значение нарт; как известно, в каждом хозяйстве была специальная женская нарта для ведения домашнего хозяйства, на них осуществлялась доставка дров, продуктов и др.
Указанные данные отражают определённую динамику и подтверждают уже существующее мнение об имеющихся хозяйственных особенностях территориальных групп нанайцев и каждого стойбища. Это близость или отдалённость богатых рыболовецких промысловых участков на Амуре, количество зверя в окружающей тайге и рыбы в притоках Амура, ландшафтные особенности местности и др. Немаловажное значение имеют и хозяйственные предпочтения разных родовых или территориальных объединений. Например, в семье охотника его сыновья следовали по стопам отца, при этом в совершенстве владея приёмами рыболовецкого промысла, а в семье рыбака дети не всегда могли получить полноценные знания об охоте, так как рыболовный промысел занимал основное хозяйственное время, давал регулярную возможность заготовить большое количество высококалорийной белковой пищи.
Материалы по хозяйству верховской группы нанайцев позволяют предположить, что в первой четверти XX в. наблюдалось резкое сокращение собак в хозяйствах нанайцев. Основные причины - эпидемии, небогатые уловы кеты и горбуши и соответственно существенный недостаток собачьего корма. На рубеже XIX-XX вв. в Приамурье произошли существенные перемены, которые в той или иной степени повлияли на собаководство не только нанайцев, но и в целом в регионе. Отсутствие развитой промышленности на юге Дальнего Востока и обилие биологических ресурсов заставляли власти в полной мере их использовать. Нанайцы, как и другие народы Амура, стали вылавливать и обрабатывать рыбу на продажу, несмотря на то, что требования при закупке рыбы шли вразрез с существующей на Амуре традицией. Заготовка рыбы по новой технологии предполагала засолку методом «колодки» со шкурой и костяком. Но, засаливая рыбу таким способом, нанайцы лишались традиционного материала для шитья одежды и самое главное - корма для своих собак. Нехватка сырья для производства кормов отразилась на количестве поголовья ездовых собак, которое год от года катастрофически падало. Указанные обстоятельства, а также использование в хозяйстве завезённых славянами лошадей стали причинами предпосылок для исчезновения ездового собаководства как основного транспортного средства нанайцев.
Одной из причин сокращения поголовья собак являлись эпидемии, сопровождавшиеся их падежом в хозяйствах коренного населения Дальнего Востока в широких масштабах. В Приамурской губернии были отмечены частые проявления эпизоотий среди ездовых собак [86. Д. 258. Л.82]. Такая эпидемиологическая ситуация в регионе в целом крайне отрицательно сказывалась на функционировании собаководства как отрасли хозяйства.
Как правило, резким сокращением количества собак отмечены периоды, когда в Амур и его притоки на нерест заходило небольшое количество лосося. Такие явления становились причиной угрозы голода не только собак, но и людей, так как рыболовецкий промысел является одним из основных видов хозяйственной деятельности, продукты которого составляют основной рацион питания, важную часть жизнеобеспечения нанайцев. Например, когда в 1896-1897 гг. в Охотском округе улов рыбы оказался среднестатистическим, хотя рыбы было заготовлено на 30 ООО шт. больше, чем в предыдущем году, в корме для собак стал ощущаться существенный недостаток. Причина сложившейся ситуации - большие паводковые воды, которые не дали возможности отловить рыбу в необходимом количестве. Подобная критическая ситуация в Удском округе в 1897 г. обернулась для коренного населения острой нехваткой запасов юколы как для людей, так и для собак [86. Д. 276. Л. 11]. В целом в Приамурской области в эти годы насчитывалось 33 300 ездовых собак [86. Д. 259. Л. 87; Д. 305. Л. 29; Д. 258. Л. 41, 87]. Однако, несмотря на сложившийся кризис ездового собаководства, этот вид транспорта долгое время не терял своей значимости.
В XIXв. нанайцы стали широко использовать собачьи упряжки, занимаясь частным извозом, нанимаясь к купцам, государственным служащим и военным. В архивных источниках сохранилось немало сведений о найме нанайских упряжек для различных надобностей местных властей: перевозка чиновников при переписях населения, миссионеров и др. При этом оплата каюрам исчислялась примерно по 50 рублей в месяц [86. Д. 2436. Л.276]. Кроме нужд собственного хозяйства нанайские каюры использовали собак для вывоза рыбы на рынки крупных русских поселений - в Хабаровск, Троицкое и др. К этому времени у нанайцев извоз на собачьих упряжках имел вид сложившегося развитого промысла. Издавна они предпринимали далёкие торговые экспедиции в Маньчжурию и Китай, вывозя продукты собственного труда - пушнину, рыбу, панты, женьшень и т.д.
В домашних промыслах нанайцы использовали собак для вывоза заготовленных дров, этот вид работ считался сугубо женским, кроме того, к ним привлекались и дети. Женская нарта моолъчой, эктэ токини отличалась от мужской небольшими размерами, отсутствием оглобли и горизонтальных дуг, в остальном конструктивные особенности полностью соответствовали амурскому типу нарт (рис. 58). Воспоминания старого нанайца о ведении домашнего хозяйства в прошлом говорят не только об особенностях традиционного уклада, но и отражают изменившиеся приоритеты. «...У домашней нарты жердочки делали из тальника и осины. Впереди женщина запрягала одну собаку и шла за дровами по берегу реки или в тайгу. Это сейчас ленивые женщины, раньше бабушки с утра за дровами уходили, натаскивали целые горы дров» [ПМА. 2004]. Заготовленные сухие стволы деревьев, обычно состоящие из топляка, составляли в конусообразные конструкции.
Скорость перемещения собачьей упряжки во многом зависела от качества дороги. Как известно, основными магистралями для перемещений во все времена года служили русла рек и протоки. Зимой, после выпадения снега, первые охотничьи артели, перемещавшиеся на места промысла, прокладывали нартовую дорогу, последующие охотничьи партии шли по проторённой дороге. В связи с этим у тунгусо-маньчжуров сложилась своеобразная лексика. Например в языке удэгейцев, которых справедливо причисляли к пешим охотникам, сложилась специфическая терминология, связанная с путешествиями. У них сохранились термины для обозначения различных типов дорог: тухи хоктони - колёсная или санная дорога, багды хокто - тропа, дорога в хвойном лесу, селемо хоктони - железная дорога, буга хоктони - дорога, айнгай хоктони - дорога в лиственном лесу, биха хоктони - степная дорога, тухи биха ли-би хокто - степная, колёсная, узала хокто - каменная дорога [84. Д. 28. Л. 4].
Река Амур и её притоки являются естественными транспортными магистралями с существенными ресурсами рыбных запасов. Эти обстоятельства способствовали процессу доместикации собаки в этом регионе и стали причиной возникновения одного из крупных центров развития собаководства. В прошлом собаководство как доминирующий транспорт Приамурья отразилось в хрониках маньчжуров и китайцев и стало одним из этноидентифицирующих факторов нанайского и других этносов. Под воздействием многих внешних факторов возникшие тенденции к трансформации традиционного хозяйства нанайцев во многом отразились на упряжном собаководстве. Одной из причин следует назвать появление новых сфер деятельности - в XIX в. у нанайцев сложился как подсобный промысел частный извоз.
Эпидемии, небогатые выловы рыбы, новая технология консервации рыбы, повлекшая за собой острую нехватку кормов для собак, появление лошадей и ряд других обстоятельств стали причиной сокращения поголовья собак, что в целом отразилось на функционировании ездового собаководства у нанайцев. С конца XIX - начала XX в. на территории Амуро-Сахалинской историко-этнографической области упряжное собаководство стало постепенно терять практическую значимость. Такое положение вещей было обусловлено рядом необратимых исторических процессов, ставших причиной утраты этого вида хозяйственной деятельности.
К числу выраженных особенностей амурского собаководства следует отнести конструктивные элементы нарты. Например, использование особой нарты с полозьями, изогнутыми с двух сторон, наличие оглобли и др. отмечены только в амуросахалинском типе собаководства. Кроме того, оно отличается традицией запряжки собак «ёлочкой» или попеременно, конструкцией хомута, в котором собака тянула нарту шеей. Известно, что к архаичным формам собачьей упряжи и некоторым её элементам относятся верёвочная петля, материалы (дерево и кость), служившие для изготовления вертлюгов, поэтому предположительно амуро-сахалинский тип упряжного собаководства сохранил эту форму с древнейших времен (рис. 107, 108).
В нанайском собаководстве известны три разновидности собак. К их числу в первую очередь необходимо причислить узко специализированных собак, проходивших натаску на одного зверя или же только по крупному зверю (кабан, медведь, лось, изюбрь). К этой категории относятся и наиболее ценные собаки, работающие исключительно по соболю. Отдельную категорию составляют универсальные лайки, использующиеся по любому зверю (крупному и мелкому пушному), а также в нарте. К третьей категории относятся ездовые собаки, использование которых состояло исключительно в транспортных целях. Для работы по крупному зверю были определённые требования к физическим характеристикам собаки. В идеале она должна быть рослой и сильной, кроме того, отличаться злобой по зверю. Подобный довод не означал, однако, что менее крупные представители амурской лайки не обладали указанными качествами.
Для работы в нарте собака должна быть сильной, выносливой, крупной. Сравнительный анализ источников и полевых материалов показывает, что зверовый и ездовой тип собак обладает сходными характеристиками экстерьера. Собака играла огромную роль в добыче промысловых животных, и её же на протяжении длительного времени использовали как охотничью и ездовую. Поэтому представители амурской лайки имеют несколько «растянутый» корпус. На Амуре развился своеобразный тип охотничьего промысла, предполагающий необходимость иметь собак, обладающих охотничьей и транспортной функциями. Поэтому каждому охотнику было выгодно иметь крупную, сильную собаку. На протяжении длительного времени в приамурской тайге сформировался смешанный тип охотничье-транспортной собаки, называемой «универсальной собакой» (рис. 12, 13).
К концу XIX в. в хозяйстве нанайцев Приамурья и Приморья произошли существенные изменения, особенно в местах, где состоялось наиболее тесное соприкосновение с иноэтни- ческим населением региона (славянами, китайцами, маньчжурами). Таким образом, этот период времени отмечен значительными изменениями не только в хозяйственной деятельности, но и в культуре этноса. Он ознаменован общей тенденцией, со временем приведшей к утрате традиционного зимнего транспорта. Сложившиеся обстоятельства привели к потере транспортной функции собаководства у нанайцев и переориентации на разведение лошадей.
Одной из первопричин утраты транспортного собаководства стали кардинальные перемены в технологии разделки и консервации рыбы, засолка которой стала производиться новым способом, известным как «колодка», т.е. засаливали практически цельную рыбу. Как известно, традиционным кормом для собак являлись костяки, которые оставались после отделения филе лососёвых пород, т. е. большую часть отловленной рыбы нанайцы стали засаливать по требованиям рынка, не оставляя рыбьих костяков (рис. 47, 49). Резкое сокращение традиционных кормов стало одной из причин постепенного вырождения как поголовья ездовых собак, так и исчезновения самого института амурского упряжного собаководства. Традиционная модель питания коренного населения Амура также подверглась значительным переменам. В каждодневном рационе нанайцев значительно уменьшилась доля использования вяленой рыбы. Рациональность, присущая традиционным обществам, экологические принципы, на которых зиждились анимистические воззрения, позволяла практически без отходов использовать природные ресурсы. С появлением капиталистических, затем еще более антигуманных коммунистических воззрений на природу в сознании коренных народов произошли большие изменения, исчез экологический рационализм, природные богатства стали браться без прежних щадящих принципов. Коренные изменения в традиционном укладе привели к утрате некоторых видов собаководства нанайцев.
В 1930-х гг. хозяйство народов Амура остро нуждалось в единственно практичном, проверенном веками транспорте, - ездовом собаководстве. Это стало причиной проведения государственных мероприятий: активно проводились исследования по изучению пород ездовых собак, составлялись практические руководства для советских работников. Особо ощущалась необходимость в специальной литературе. Со временем, когда освоение Приамурья достигло достаточной технической оснащенности, необходимость сохранения традиционного транспортного собаководства отпала. На современном этапе ездовое собаководство может сохраниться лишь в виде экзотического транспорта для развития туризма, спорта и отчасти как хозяйственная необходимость. Хотя на Крайнем Севере этот вид транспорта по-прежнему используется как одно из важных средств передвижения.
Как отметили кинологи, аборигенные породы собак часто назывались «дворняжками». Эти заблуждения по отношению к охотничьим и ездовым породам собак, выведенным этносами Сибири и Дальнего Востока, имели место и в XX в. Одним из таких проявлений стало уничтожение аборигенных пород собак. В частности, на Дальнем Востоке в 1960-х гг. амурскую лайку отстреливали в орочских, удэгейских и нанайских стойбищах. Местные русские охотники обзаводились породистыми лайками заводского происхождения, из боязни бесконтрольных вязок породистых собак с «дворнягами», поголовье амурских лаек тотально уничтожалось. Таким образом, подобные прецеденты стали одной из главных причин сокращения количества чистопородных амурских лаек.
Современная ситуация в традиционном собаководстве нанайцев ещё более усугубилась, когда в поголовье амурской лайки стали примешиваться как беспородные, так и собаки разнообразных пород. В результате амурская лайка находится практически в состоянии исчезновения, в нанайских поселках и в целом в бассейне р. Амура все больше встречаются так называемые лайкоиды (рис. 37, 39). Особенно такая тенденция прослеживается в местах рядом с крупными населёнными пунктами. Тем не менее, на основе собственных наблюдений и высказываний авторитетных кинологов следует отметить, что немногочисленное поголовье амурской лайки при всем его катастрофическом положении по-прежнему существует и продолжает активно использоваться в традиционном хозяйстве (рис. 20, 23, 35).
Таким образом, анализ собаководства как отрасли традиционного хозяйства нанайцев показал его важную роль в жизнеобеспечении этноса. Традиционное собаководство нанайцев является жизненно важной частью их культуры, относится к амуро-сахалинскому типу и представляет собой однородный хозяйственно-культурный пласт. Этнокультурные особенности наблюдаются у представителей разных групп в конструкции нарты, упряжи, терминологии, охотничьих приёмах с собакой, способах дрессировки и т.д.
Географические, климатические, биологические и исторические условия Приамурского региона стали причиной возникновения амуро-сахалинского типа собаководства. Неслучайно средневековое Приамурье именовалось «страной собаководов - людей, пользующихся собаками». Этнокультурные особенности нанайцев находят отражение в промысловой лексике территориальных групп: горинских, кондонских, найхинских и др. Анализ полевых, архивных и литературных источников показал, что у кур-урмийских, горинских нанайцев наблюдается более интенсивное использование тяглового собаководства, нежели у амурских нанайцев. Эта тенденция объясняется тем, что охота в хозяйстве населения горных рек приносила больше доходов, чем рыболовство.
Для собаководства нанайцев характерно, что в начале процесса доместикации собака использовалась в качестве помощника на охоте и лишь в последующем - как транспортное животное. Транспортное собаководство нанайцев подразделяется на два вида - тягловое и ездовое. Собака в качестве рабочего животного стала использоваться гораздо раньше в транспортировании волокуш, в последующем ставших прообразом нарты. Нанайцы и сегодня транспортируют туши промысловых животных на волокушах из шкуры убитого зверя либо изготавливают волокуши из бересты или хвойных лап.
В результате полевых сборов автору удалось зафиксировать у верховской группы нанайцев вьючный способ транспортирования грузов на собаках, который не отмечался другими исследователями. Возможно, этот способ доставки грузов имел эпизодический характер и его проявления остались в стороне исследовательских интересов.
Упряжное собаководство нанайцев имело общие типологические черты амуро-сахалинского типа, отличающегося конструкцией нарты с загнутыми с двух сторон полозьями (что позволяло двигаться в обратном направлении) и хомутом из кожаной петли, в котором собака тянула груз шеей. Можно предположить, что местом первоначального возникновения этого типа нарт стал дальневосточный регион, который отличается преобладающим ландшафтом горной тайги. Восточносибирскую нарту как более вместительную, нанайцы использовали при перевозке грузов по подрядам.
Использование двух типов собаководства- восточносибирского и амурского - было типично для всех этносов Приамурья и Приморья, при этом функциональное применение разных типов нарт имеет чёткое разграничение, что отразилось и в терминологическом расхождении некоторых частей упряжи. Одной из разновидностей ездового собаководства нанайцев является буксирование лодок с помощью собак. Для собачьих гонок использовались специально приспособленные для быстрой езды нарты. Способ традиционной укладки нарты был единым для всех территориальных групп нанайцев. Укладка каждого предмета отличалась особой тщательностью и последовательностью.
Ездовое собаководство было незаменимым в хозяйстве нанайцев и в сфере рыболовного промысла, выезд на подледный лов не обходился без собачьих упряжек, на которых завозили снасти, орудия труда, продукты, вывозили пойманную рыбу. Транспортное значение собак в рыболовецком промысле является важным компонентом этой отрасли хозяйства.
Охотничье собаководство нанайцев и других народов региона не имело особых отличий, что было связано с одинаковым составом промысловых животных, нахождением в одной климатической и территориальной области.
У территориальных групп нанайцев, отмечены не только диалектные особенности, элементы хозяйственного уклада, но и некоторые предпочтения экстерьера собак. Возможно, такие признаки являются отражением разного происхождения нанайцев, а также воздействием ближайшего иноэтниче- ского окружения - маньчжуров, китайцев, корейцев, эвенков и других крупных этносов, оказавших наибольшее влияние на нанайский этнос в целом.
В нанайском собаководстве известны три специализации собак - охота на крупного зверя была основной их функцией. К особой категории охотничьих собак относится соболятница, её высокий статус определяется нанайскими охотниками как «не имеющая стоимости», т.е. «бесценна». В следующую категорию входит универсальная лайка, работающая по любому зверю и одновременно используемая для работы в нарте. Результатом длительного процесса формирования породы особо выделился рабочий тип лайки с непревзойденными качествами универсального помощника человека. Третья категория - ездовые собаки, которых используют исключительно в транспортных целях. Среди них выделяется особым статусом передовик упряжки, нередко его чутью придавали сверхъестественные возможности.
В зимний период использование собак у нанайцев резко возрастало практически во всех видах промыслов. Издавна сложившиеся торговые маршруты в Маньчжурию и Китай позволяли совершать торговые экспедиции на собачьх упряжках, которые вывозили на ярмарки продукты собственного труда. Такова картина функционирования собаководства нанайцев в основных промыслах традиционного хозяйства, что в целом, говорит о его высокой значимости.
В настоящее время ездовое собаководство сохраняется в виде экзотического транспорта для развития туризма, спорта и лишь отчасти как хозяйственная необходимость.