Показать все теги
Заключение
В культуре нанайцев, как и у многих этносов мира, собака имеет большое хозяйственное значение, её образ широко используется в мифологии, героическом эпосе, верованиях, ритуалах, культах, шаманстве и праздниках.
Древнее население региона использовало собаку в качестве помощника на охоте и транспортного животного, иногда употребляло в пищу и приносило в жертву разнообразным духам. Транспортное собаководство нанайцев обязано своим происхождением охотничьему промыслу, и соответственно первой собакой, впряжённой в транспортное средство, была охотничья собака. Транспортное собаководство справедливо считается одним из древнейших, и к нему следует причислить такие средства, как волокуши. На территории Амуро- Сахалинской этнографической области в результате продолжительной эволюции местный тип волокуш привёл к образованию амурского типа нарт. Древность транспортного собаководства является причиной типологического единства нарт у всех групп нанайцев, преемственности промысловой лексики и ряда других элементов на всей территории расселения нанайцев. Устойчивое функционирование специфической лексики на протяжении длительного хронологического периода позволяет проследить преемственность этнокультурной традиции от автохтонного населения региона.
Однако следует выделить и этнокультурные особенности в области отдельных сфер нанайского собаководства. Например, следует отметить более интенсивный характер использования тяглового собаководства кур-урмийскими и горински- ми нанайцами по сравнению с амурскими нанайцами. Это связано, прежде всего, с приоритетом охоты в традиционном хозяйстве нанайцев, населяющих побережье горных рек. Отличительные особенности собаководства верховских нанайцев - они перемещались на собачьих упряжках к более отдалённым промысловым участкам. Кроме того, у отдельных территориальных групп нанайцев прослеживаются различные предпочтения экстерьера собак. На этом основании можно предположить и разные генетические корни сунгарийских и амурских нанайцев. У нанайцев по сравнению с другими тунгусо- маньчжурскими народами несколько иной процесс отбора щенков, используются другие признаки и приметы для выбора нужной собаки. Единым консолидирующим фактором для этносов Амуро-Сахалинской ИЗО является предпочтение некоторых особенностей экстерьера собак, например популярность собак с лохматой шерстью. Такие собаки в равной мере хорошо охотились и тянули нарты, кроме того, их особый ритуальный статус прослеживается практически у всех народов Приамурья, Приморья и Сахалина.
Промысловая лексика выступает как отражение этнокультурных особенностей нанайского этноса, его территориальных диалектов. Так, у уссурийских нанайцев зафиксированы отличающиеся термины для обозначения ручной оглобли охотничьей нарты; нанайское название хомута амурского типа отличается от термина, используемого по отношению к хомуту восточносибирского типа.
Нанайское ездовое собаководство функционально разделяется на два типа: восточносибирский и амурский, которые существовали параллельно, не преобладая один над другим. В начале XX в. нанайцы отправлялись на охоту на традиционной амурской нарте, а при торговых поездках, перевозке пассажиров, леса впрягали собак в восточносибирскую нарту, обладающую более вместительным кузовом.
Проведенное исследование показывает огромную роль собаки в духовной культуре нанайцев. В традиционной культуре нанайцы осознавали мир с мифологических и анимистических позиций. Образ собаки в мифологии тесно связан с человеком. Например, образ мифической Железной Собаки (суки) расценивается как женский и обладает положительными и отрицательными свойствами. Нередко этот образ является одним из основных персонажей преданий о происхождении нанайских родов, что указывает на его архаичность. В шаманстве наиболее значительным представляется сверхъестественный образ собаки в роли помощника и покровителя шамана. С её помощью шаманом осуществлялась поисковая работа потерянной или украденной души человека.
Анализ промысловой обрядности, шаманства, ритуалов жизненного цикла показывает, что образ собаки имеет в своей основе древние амурские корни. Представления нанайцев, связанные с собакой, отражают присущие ей с древних времен функции охранителя и защитника хозяина, что видно практически во всех проявлениях традиционной культуры: в ритуалах жизненного цикла, шаманстве и промысловых культах.
В функционировании таёжных и водных культов у нанайцев особое место занимают представления, связанные с образами медведя и тигра. Два этих образа сложно нивелировать, уравнять, их статус иногда имеет равное значение, хотя в целом они имеют статус самостоятельных культов. Включенность образа собаки в обряды почитания этих животных служит основанием для предположения об их местном автохтонном происхождении.
Ряд мифологических и космологических сюжетов, родовые предания о происхождении родов, волшебные сказки говорят о сугубо местном происхождении нанайского собаководства. Из собранного материала очень сложно вычленить какие -ли- бо родовые и территориальные особенности, но, тем не менее, анализ собаководства в целом показал ряд особенностей, присущих нанайцам той или иной группы. Вместе с тем при исследовании удалось выделить в культуре нанайцев несколько источников иноэтнических влияний, оставивших заметный след в верованиях, ритуалах, культах и хозяйственной деятельности. Таким образом, соотношение общего и особенного в традиционном собаководстве нанайцев прослеживается на основе общего происхождения и территориальных отличий разных групп нанайского этноса.
Наибольшее влияние на культуру нанайцев оказали эвенки и маньчжуры. Из заимствованных у них элементов культуры к маньчжурским следует отнести жертвенных животных - петуха и свинью. Следовательно, в этой сфере собака амурского и тунгусского происхождения вытеснялась из ряда культов иными жертвенными животными. В разное историческое время выходцы из этих народов вливались в состав нанайцев- собаководов и, безусловно, несли с собой прежние принципы хозяйствования и ритуальной практики.
Традиционный уклад нанайцев на протяжении длительного времени подвергался воздействию китайской культуры. Появление новых культов, связанных с буддийскими обрядами, оставило заметный след в нанайском анимизме, большому влиянию подверглось и шаманство. Однако, несмотря на столь мощное культурное влияние, остались без заметных изменений традиционные воззрения, связанные с поклонением тайге, хозяевам промысловых участков и водной стихии. Ритуалы поклонения тайге, почитания медведя остались практически неизменными, трансформировался лишь способ жертвоприношения собаки - новые экономические условия заставили охотников иммитировать жертвоприношение пролитием крови из ранки на ухе. Промысловые обряды остались законсервированными не у всех нанайцев. Верховская группа нанайцев, находящаяся в непосредственной близости к Китаю, оказалась наиболее восприимчивой к другой культуре и включила многие элементы в свои промысловые обряды.
Вторым источником, оказывающим и по сей день значительное влияние на культуру нанайцев, является славянская культура. В XVII-XIX вв. пришедшие на территорию Приамурья русские, белорусы и украинцы принесли с собой христианство. Однако православие оказало лишь незначительное влияние на традиционные культы нанайцев. Коренные изменения в культуре народов Амура произошли лишь в годы советской власти, кода велась борьба с шаманством, что повлекло за собой утрату как самого института шаманства, так и многих аспектов духовной культуры нанайцев.
Следует разграничить сферы культурных иновлияний. Из Китая оно распространялось на духовную культуру нанайцев без насилия. Буддийские и даосские элементы обрядности до сих пор можно проследить в шаманских и анимистических воззрениях нанайцев. В результате же внедрения славян стал разрушаться институт шаманства и многие другие области культуры, к которым можно отнести и традиционное собаководство. В начале XX в. собака стала интенсивно заменяться лошадью. Такие изменения на начальном этапе в большей степени коснулись нанайского населения, оказавшегося в славянском окружении. Подобные процессы происходили и на Уссури, но уже под влиянием китайцев.
Таким образом, к началу XXI в. традиционная культура нанайского этноса под воздействием иноэтнического влияния претерпела во многом глобальную трансформацию. Исчезновение собаки в первую очередь из духовной культуры и отчасти из хозяйственного быта, безусловно, стало тяжёлой утратой для культуры нанайского этноса.
В целом анализ этнокультурных особенностей нанайского собаководства показывает, что образ и роль собаки в различных аспектах жизни и культуре нанайцев позволяет использовать в качестве этноидентифицирующего маркера, проследить этническую гомогенность этноса. Собаководство, обладая чертами единого хозяйственно-культурного комплекса всего этноса, имеет особенности у разных территориальных и бывших родовых групп. Это некоторые нюансы в промысловой лексике, касающейся кличек собак, деталей упряжи и нарт. Объединяющим фактором следует назвать общую промысловую терминологию, типологическое единство нарт и ряд других показателей. Также к разряду общих этнокультурных особенностей в культе почитания воды относятся некоторые элементы ритуалов у нергенских и горинских нанайцев. Безусловно, представители этих групп имеют разное происхождение, поэтому отличаются особенностями функционирования традиционного хозяйства в системе верований и ритуальной практики.
В связи с протекающими сегодня сложными социально-политическими процессами происходит трансформация культур во всем мире, в том числе и нанайцев. Подавляющее большинство современных нанайцев уже не отводят собаке роль былой значимости. Её привлечение в деятельность человека ограничивается использованием в охотничьем промысле, транспортная же функция сохранилась лишь у незначительной части нанайских охотников. В духовной культуре с утратой института шаманства исчезла и функция собаки как помощника шамана. В целом нанайцы являются преемниками традиций древнего автохтонного населения Приамурья. Среди разного рода иноэтнических включений в их культуре отчётливо прослеживается местный пласт, имеющий общую основу, единый хозяйственно-культурный тип с локальными разновидностями и свой духовный комплекс.