ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Традиционное собаководство нанайцев
Традиционное собаководство нанайцев
  • Автор: admin |
  • Дата: 25-11-2013 19:08 |
  • Просмотров: 4252

Вернуться к оглавлению

Заключение

В культуре нанайцев, как и у многих этносов мира, собака имеет большое хозяйственное значение, её образ широко ис­пользуется в мифологии, героическом эпосе, верованиях, ри­туалах, культах, шаманстве и праздниках.

Древнее население региона использовало собаку в каче­стве помощника на охоте и транспортного животного, иногда употребляло в пищу и приносило в жертву разнообразным духам. Транспортное собаководство нанайцев обязано сво­им происхождением охотничьему промыслу, и соответствен­но первой собакой, впряжённой в транспортное средство, бы­ла охотничья собака. Транспортное собаководство справед­ливо считается одним из древнейших, и к нему следует при­числить такие средства, как волокуши. На территории Амуро- Сахалинской этнографической области в результате продол­жительной эволюции местный тип волокуш привёл к образо­ванию амурского типа нарт. Древность транспортного собако­водства является причиной типологического единства нарт у всех групп нанайцев, преемственности промысловой лексики и ряда других элементов на всей территории расселения на­найцев. Устойчивое функционирование специфической лек­сики на протяжении длительного хронологического периода позволяет проследить преемственность этнокультурной тра­диции от автохтонного населения региона.

Однако следует выделить и этнокультурные особенности в области отдельных сфер нанайского собаководства. Напри­мер, следует отметить более интенсивный характер использо­вания тяглового собаководства кур-урмийскими и горински- ми нанайцами по сравнению с амурскими нанайцами. Это свя­зано, прежде всего, с приоритетом охоты в традиционном хо­зяйстве нанайцев, населяющих побережье горных рек. Отли­чительные особенности собаководства верховских нанайцев - они перемещались на собачьих упряжках к более отдалённым промысловым участкам. Кроме того, у отдельных территори­альных групп нанайцев прослеживаются различные предпо­чтения экстерьера собак. На этом основании можно предпо­ложить и разные генетические корни сунгарийских и амур­ских нанайцев. У нанайцев по сравнению с другими тунгусо- маньчжурскими народами несколько иной процесс отбора щенков, используются другие признаки и приметы для выбо­ра нужной собаки. Единым консолидирующим фактором для этносов Амуро-Сахалинской ИЗО является предпочтение не­которых особенностей экстерьера собак, например популяр­ность собак с лохматой шерстью. Такие собаки в равной мере хорошо охотились и тянули нарты, кроме того, их особый ри­туальный статус прослеживается практически у всех народов Приамурья, Приморья и Сахалина.

Промысловая лексика выступает как отражение этнокуль­турных особенностей нанайского этноса, его территориаль­ных диалектов. Так, у уссурийских нанайцев зафиксирова­ны отличающиеся термины для обозначения ручной оглобли охотничьей нарты; нанайское название хомута амурского ти­па отличается от термина, используемого по отношению к хо­муту восточносибирского типа.

Нанайское ездовое собаководство функционально разде­ляется на два типа: восточносибирский и амурский, которые существовали параллельно, не преобладая один над другим. В начале XX в. нанайцы отправлялись на охоту на традиционной амурской нарте, а при торговых поездках, перевозке пассажи­ров, леса впрягали собак в восточносибирскую нарту, облада­ющую более вместительным кузовом.

Проведенное исследование показывает огромную роль со­баки в духовной культуре нанайцев. В традиционной культу­ре нанайцы осознавали мир с мифологических и анимистиче­ских позиций. Образ собаки в мифологии тесно связан с че­ловеком. Например, образ мифической Железной Собаки (су­ки) расценивается как женский и обладает положительны­ми и отрицательными свойствами. Нередко этот образ явля­ется одним из основных персонажей преданий о происхожде­нии нанайских родов, что указывает на его архаичность. В ша­манстве наиболее значительным представляется сверхъесте­ственный образ собаки в роли помощника и покровителя ша­мана. С её помощью шаманом осуществлялась поисковая ра­бота потерянной или украденной души человека.

Анализ промысловой обрядности, шаманства, ритуалов жизненного цикла показывает, что образ собаки имеет в сво­ей основе древние амурские корни. Представления нанайцев, связанные с собакой, отражают присущие ей с древних времен функции охранителя и защитника хозяина, что видно практи­чески во всех проявлениях традиционной культуры: в риту­алах жизненного цикла, шаманстве и промысловых культах.

В функционировании таёжных и водных культов у нанай­цев особое место занимают представления, связанные с обра­зами медведя и тигра. Два этих образа сложно нивелировать, уравнять, их статус иногда имеет равное значение, хотя в це­лом они имеют статус самостоятельных культов. Включен­ность образа собаки в обряды почитания этих животных слу­жит основанием для предположения об их местном автохтон­ном происхождении.

Ряд мифологических и космологических сюжетов, родовые предания о происхождении родов, волшебные сказки говорят о сугубо местном происхождении нанайского собаководства. Из собранного материала очень сложно вычленить какие -ли- бо родовые и территориальные особенности, но, тем не ме­нее, анализ собаководства в целом показал ряд особенно­стей, присущих нанайцам той или иной группы. Вместе с тем при исследовании удалось выделить в культуре нанайцев не­сколько источников иноэтнических влияний, оставивших за­метный след в верованиях, ритуалах, культах и хозяйственной деятельности. Таким образом, соотношение общего и особен­ного в традиционном собаководстве нанайцев прослеживает­ся на основе общего происхождения и территориальных отли­чий разных групп нанайского этноса.

Наибольшее влияние на культуру нанайцев оказали эвен­ки и маньчжуры. Из заимствованных у них элементов культу­ры к маньчжурским следует отнести жертвенных животных - петуха и свинью. Следовательно, в этой сфере собака амурско­го и тунгусского происхождения вытеснялась из ряда куль­тов иными жертвенными животными. В разное историческое время выходцы из этих народов вливались в состав нанайцев- собаководов и, безусловно, несли с собой прежние принципы хозяйствования и ритуальной практики.

Традиционный уклад нанайцев на протяжении длитель­ного времени подвергался воздействию китайской культуры. Появление новых культов, связанных с буддийскими обряда­ми, оставило заметный след в нанайском анимизме, большо­му влиянию подверглось и шаманство. Однако, несмотря на столь мощное культурное влияние, остались без заметных изменений традиционные воззрения, связанные с поклоне­нием тайге, хозяевам промысловых участков и водной сти­хии. Ритуалы поклонения тайге, почитания медведя остались практически неизменными, трансформировался лишь способ жертвоприношения собаки - новые экономические условия заставили охотников иммитировать жертвоприношение про­литием крови из ранки на ухе. Промысловые обряды остались законсервированными не у всех нанайцев. Верховская груп­па нанайцев, находящаяся в непосредственной близости к Ки­таю, оказалась наиболее восприимчивой к другой культуре и включила многие элементы в свои промысловые обряды.

Вторым источником, оказывающим и по сей день значи­тельное влияние на культуру нанайцев, является славянская культура. В XVII-XIX вв. пришедшие на территорию Приаму­рья русские, белорусы и украинцы принесли с собой христиан­ство. Однако православие оказало лишь незначительное вли­яние на традиционные культы нанайцев. Коренные измене­ния в культуре народов Амура произошли лишь в годы совет­ской власти, кода велась борьба с шаманством, что повлекло за собой утрату как самого института шаманства, так и мно­гих аспектов духовной культуры нанайцев.

Следует разграничить сферы культурных иновлияний. Из Китая оно распространялось на духовную культуру нанай­цев без насилия. Буддийские и даосские элементы обрядно­сти до сих пор можно проследить в шаманских и анимисти­ческих воззрениях нанайцев. В результате же внедрения сла­вян стал разрушаться институт шаманства и многие другие области культуры, к которым можно отнести и традиционное собаководство. В начале XX в. собака стала интенсивно заме­няться лошадью. Такие изменения на начальном этапе в боль­шей степени коснулись нанайского населения, оказавшегося в славянском окружении. Подобные процессы происходили и на Уссури, но уже под влиянием китайцев.

Таким образом, к началу XXI в. традиционная культура на­найского этноса под воздействием иноэтнического влияния претерпела во многом глобальную трансформацию. Исчезно­вение собаки в первую очередь из духовной культуры и отча­сти из хозяйственного быта, безусловно, стало тяжёлой утра­той для культуры нанайского этноса.

В целом анализ этнокультурных особенностей нанайского собаководства показывает, что образ и роль собаки в различ­ных аспектах жизни и культуре нанайцев позволяет исполь­зовать в качестве этноидентифицирующего маркера, просле­дить этническую гомогенность этноса. Собаководство, обла­дая чертами единого хозяйственно-культурного комплекса всего этноса, имеет особенности у разных территориальных и бывших родовых групп. Это некоторые нюансы в промыс­ловой лексике, касающейся кличек собак, деталей упряжи и нарт. Объединяющим фактором следует назвать общую про­мысловую терминологию, типологическое единство нарт и ряд других показателей. Также к разряду общих этнокультур­ных особенностей в культе почитания воды относятся неко­торые элементы ритуалов у нергенских и горинских нанай­цев. Безусловно, представители этих групп имеют разное про­исхождение, поэтому отличаются особенностями функциони­рования традиционного хозяйства в системе верований и ри­туальной практики.

В связи с протекающими сегодня сложными социально-по­литическими процессами происходит трансформация культур во всем мире, в том числе и нанайцев. Подавляющее большин­ство современных нанайцев уже не отводят собаке роль бы­лой значимости. Её привлечение в деятельность человека ограничивается использованием в охотничьем промысле, транспортная же функция сохранилась лишь у незначитель­ной части нанайских охотников. В духовной культуре с утра­той института шаманства исчезла и функция собаки как по­мощника шамана. В целом нанайцы являются преемниками традиций древнего автохтонного населения Приамурья. Сре­ди разного рода иноэтнических включений в их культуре от­чётливо прослеживается местный пласт, имеющий общую основу, единый хозяйственно-культурный тип с локальными разновидностями и свой духовный комплекс.

Вернуться к оглавлению

Читайте также: