Показать все теги
Скотоводческая культура народов Южной Сибири и якутов является уникальным сочетанием центральноазиатских и сибирских элементов. Тюрко- и монголоязычные народы Сибири отличает некая культурная общность, обусловленная древними культурными и этногенетическими связями. Основы кочевого и полукочевого быта этих народов складывались на протяжении многих веков, некоторые наиболее архаичные черты восходят к скифскому времени (VII-III в. до н. э.).
Особенности культуры
Ламы во время богослужения. Тувинцы. Северная Монголия, Урянхайский край. Фонды РЭМ
Скотоводческая культура народов Южной Сибири (южные алтайцы, западные тувинцы, хакасы, буряты) и якутов является уникальным сочетанием центральноазиатских и сибирских элементов. Тюрко- и монголоязычные народы Сибири отличает некая культурная общность, обусловленная древними культурными и этногенетическими связями. Основы кочевого и полукочевого быта этих народов складывались на протяжении многих веков, некоторые наиболее архаичные черты восходят к скифскому времени (7-3 в. до н. э.).
Скотоводство - основа жизни
Высокоразвитое скотоводство обусловило их этническое лицо, образ жизни, материальную и духовную культуру, мировоззрение в целом. Оно давало основные продукты питания, материал для изготовления одежды, жилища, домашней утвари. Скот обычно круглый год находился на подножном корму. Системы кочевания были различны в зависимости от ландшафтных и климатических особенностей территорий расселения этих этносов (степная, горго-степная, таежная зоны).
Особенности перекочевки у разных народов
Группа скотоводов на фоне традиционного жилища (аил). Алтайцы. Томская губ., Бийский уезд. Начало XX в. Фонды РЭМ.
Для восточных бурят было характерно монгольское кочевое хозяйство: в течение года могло проходить от 4 до 12 перекочевок.
Южные алтайцы, западные тувинцы и хакасы совершали 3-4 перекочевки в год - от одной сезонной стоянки до другой.
Якуты, самые северные коневоды в мире, перекочевывали дважды в год (с зимника, где стояло стационарное бревенчатое жилище балаган, на летник, там жили в берестяной урасе).
Кочевали верхом. Впереди подростки гнали скот, затем шли вьючные животные с поклажей, потом следовали члены семьи на лошадях. Колыбель с младенцем женщина ставила перед собой на седло. Чтобы сняться с места стоянки (разобрать юрту, уложить имущество, навьючить животных) требовалось всего 2-3 часа. Перекочевка на летник воспринималась как праздничное событие, предварялась различными очистительными обрядами и производилась в соответствии со строгими ритуальными правилами.
Значение коня в культуре
В хозяйстве, обрядах и верованиях всех тюрко-монгольских народов тюрко-монгольских народов Сибири конь играл важнейшую роль. Кочевник был неразлучен с ним в течение всей своей жизни.
С коневодством был связан самый яркий якутский праздник Ысыах, концентрирующий в себе ряд важнейших обрядовых действий, направленных на обеспечение благополучия коллектива и нормального хода жизни. Он был связан с весенним пробуждением природы, почитанием светлых божеств Айыы - творцов душ людей и скота, началом нового хозяйственного цикла.
Охота
У народов Южной Сибири и якутов скотоводство всегда сочеталось с охотой. В хозяйстве северных алтайцев и родственных им шорцев охота преобладала над другими видами хозяйственной деятельности. Восточные тувинцы (тувинцы-тоджинцы) и тофалары занимались также оленеводством.
Обработка металла
Женское поясное украшение с туалетными принадлежностями (шэмхургээ). Буряты. Забайкалье. Фонды РЭМ.
Частью традиционной экономики с древних времен являлась добыча, выплавка и обработка металла. У бурят и якутов кузнец, профессия которого передавалась по наследству, часто являлся и ювелиром, который виртуозно владел различными техниками.
Мужчина и женщина
Невеста и сваха в свадебных костюмах на лошадях в традиционном убранстве. Хакасы. Енисейская губ., Минусинский окр. Начало XX в. Фонды РЭМ.
Решающая роль в хозяйственной деятельности принадлежала мужчине, на женщине лежали все домашние работы: уход за скотом, приготовление пищи и заготовка ее впрок, изготовление войлока и кожаной утвари, выделка овчин, шитье одежды и обуви, содержание жилища и воспитание детей.
Родовая экзогамия, т. е. запрет на вступление в брак внутри рода, диктовала целый кодекс этических норм для замужней женщины: запрет называть мужа и его старших родственников по имени, появляться перед ними без особой безрукавки (алт. "чегедек", хакас. "сегедек") и головного убора.
Женский праздничный костюм. Алтайцы. Томская губ., Бийский уезд. Начало XX в. Фонды РЭМ.
Женщина не могла присутствовать на молениях верховному божеству и родовым покровителям, прикасаться к охотничьему снаряжению. Однако внутри семьи авторитет женщины был высок, тем более, что каждая замужняя женщина вела свое отдельное хозяйство даже при полигамном браке.
Жилище
Типы жилищ описываемых народов отличались большим разнообразием: от временных каркасных построек, напоминающих чум таежных и тундровых жителей, до крытый древесными плахами и корой, до войлочных и срубных бревенчатых юрт .
Праздники и обряды
Махалка для отгона комаров. Якуты. Якутская обл., Вилюйский окр. Начало XX в. Фонды РЭМ.
В календарных и семейных обрядах этих народов отразился скотоводческий хозяйственный уклад. Ребенка одаривали скотом в дни наречения именем и первой стрижки. Эти животные, как и их последующий приплод, являлись собственностью ребенка. Основную часть калыма и приданого тоже составлял скот. Особую роль в свадебном и похоронном обрядах играли конь и предметы конского снаряжения.
Праздничные костюмы свахи и невесты у хакасов шились из дорогих привозных русских и китайских тканей и маркировали особый статус основных участниц ритуала. Костюм невесты состоял из женской праздничной рубахи, свадебной шапки, под которую одевался платок, верхней одежды из черного сукна, расшитой цветным шелком (сикпен). Костюм свахи включал в себя шубу, шапку, с высокими опушенными лисьим мехом полями, женскую безрукавку (сегедек) и пого- нагрудник, украшенный перламутровыми пуговицами, кораллами, бисером.
Декоративно- прикладное искусство
Традиционная культура алтайцев, тувинцев, хакасов, якутов и бурят, как и многих других народов, безусловно, претерпела значительные изменения в течение ХХ века: многое исчезло, однако, многое не только сохранилось, но и продолжает развиваться. В полной мере это относится к декоративно-прикладному искусству. Ярким примером тут может служить якутская резьба по мамонтовой кости и изделия тувинских резчиков из агальматолита.