ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Традиционное собаководство нанайцев
Традиционное собаководство нанайцев
  • Автор: admin |
  • Дата: 25-11-2013 19:08 |
  • Просмотров: 4252

Вернуться к оглавлению

Глава I

Собаки в хозяйственной деятельности нанайцев

1. Возникновение видов ездового и тяглового собаководства

Одним из древнейших центров доместикации и разведения собак принято считать обширный регион Восточной Си­бири и Дальнего Востока. Собаководство коренных народов региона своими корнями уходит в каменный век [40, с. 50]. Для человека той эпохи предок собаки был одним из промыс­ловых животных. В последующем собака прошла длительный процесс доместикации, в ходе которого она стала помощни­ком на охоте. Следующей стадией вовлечения собаки в раз­личные сферы деятельности человека- её использование в качестве транспортного животного.

Транспортное собаководство нанайцев делится на два са­мостоятельных вида - ездовое и тягловое. У них одно проис­хождение, хотя тягловое первично, ездовое собаководство со временем переросло в самостоятельный вид, сменилось и его функциональное применение. Упряжное собаководство пред­полагает наличие ездовых собак, которых специально тре­нируют и используют только для определенных типов нарт и упряжи [3, с. 55]. Однако необходимо обозначить наличие условий для развития и становления ездового собаководства. Его основные очаги в Сибири - это бассейны крупных нере­стовых рек, моря Ледовитого и Тихого океанов, богатые ры­бой и морским зверем. Нерестовые реки неразрывно связа­ны с собаководством, так как огромные запасы рыбы обеспе­чивали коренное население достаточным количеством со­бачьего корма. Упряжное собаководство сопутствует таким хозяйственно-культурным типам, как охотники на морско­го зверя и пешие охотники, рыболовы и собиратели таежной зоны. Большое значение для нанайцев имеет рыболовство в бассейне р. Амура, где в летний и осенний периоды начинает­ся нерестовый ход лосося, позволяющий иметь обилие пищи для людей и корма для разведения собак. Кроме того, в лет­нее и зимнее время русло реки являлось важной транспорт­ной магистралью.

Упряжное собаководство у народов Амура и Сахалина име­ло общие типологические черты и поэтому было объедине­но в единый амуро-сахалинский тип [3, с. 61-62], который от­личался в первую очередь конструкцией нарт: амурская на­рта имела загнутые с двух сторон полозья, прямые копылья и была довольно узкой, что давало возможность каюрам разме­щаться в нартах верхом (рис. 65, 104). К числу наиболее зна­чимых признаков этого типа относится конструкция амурско­го хомута, который сделан из кожаной петли. Считается, что упряжная собака тянет в таком хомуте шеей (рис. 92).

Параллельно с амурским упряжным собаководством в ре­гионе довольно широко использовался восточносибирский тип нарты, которая в отличие от амурской имеет загнутые полозья с одной стороны, обладает более широким и вме­стительным кузовом. Крепление полозьев с копыльями осу­ществлялось с помощью кожаных ремней. Наличие верти­кальной дуги принципиально отличает её от амурской нарты (рис. 83). Наибольшее распространение она получила в начале XX в. в связи с появлением приработков по перевозке грузов [68, с. 110]. В нарту впрягали попарно «цугом» до пятнадца­ти упряжных собак, изредка впереди выставлялся передовик (рис. 60, 86). В литературе устоялось мнение о появлении вос­точносибирской нарты у нанайцев лишь в конце XIX - начале XX в. А.В. Смоляк считает, что нанайцы заимствовали этот тип нарт у нивхов и ульчей, и в качестве доказательства приво­дит термин хэдиэн токини, используемый нанайцами приме­нительно к восточносибирской нарте [68, с. 110]. Однако в пе­реводе с нанайского языка этот термин означает «низовская нарта». Кроме того, у нанайцев имеется более распространён­ное название именно этой нарты пара (рис. 84). По мнению

А.В. Смоляк, этот термин в одном случае является диалект­ным названием амурской нарты, в другом - конных саней. Не­большие по размеру санки для хозяйственных целей и дет­ских игр также имели название парака, перенесенное с боль­ших нарт на маленькие (рис. 96, 97). Возможно, распростра­нение восточносибирского упряжного собаководства на Аму­ре было связано с очередной волной мигрировавших в эти ме­ста эвенков-оленеводов. Входившие в разное время в состав нанайцев, ульчей, орочей и других тунгусо-маньчжурских эт­носов эвенки утратили оленеводство и приспособили оленью нарту под собачью.

Собака в качестве рабочего животного в транспортирова­нии волокуши стала использоваться гораздо раньше появле­ния института упряжного собаководства [3, с. 60]. Функцио­нирование различных волокуш у нанайцев остаётся актуаль­ным и в настоящее время. Обращаясь к истокам возникнове­ния примитивных транспортных средств, следует обратить внимание на исследования А.В. Смоляк. Она пришла к выво­ду, что прообразом современной амурской нарты была воло­куша, которая в традиционном хозяйстве нанайцев применя­лась для перевозки тяжестей и имела несколько разновид­ностей [68, с. 105]. Их использование сопутствовало занятию охотничьим промыслом. Это волокуши из шкуры зверя хорсо, долблённые из ствола дерева, и другие средства, изготовлен­ные из подручных материалов.

Использование охотниками волокуш из шкуры зверя хор- со обусловлено отсутствием под рукой постоянного транспор­та и относительной близостью жилья или зимовья. Волокуша из шкуры не использовалась как постоянное транспортное средство, а имела разовое назначение. Горинские нанайцы и сегодня пользуются этим древним способом транспортирова­ния мяса промысловых животных - медведя, косули, сохато­го. Охотник укладывал мясо в шкуру убитого животного, сши­вал стороны шкуры лыком, из этого же материала делал по­тяг с лямкой [85. Д. 446. Л. 116]. Подобным образом применя­ли шкуру сохатого для перетаскивания грузов эвенки сел Кар­ги и Кульчи на Амуре. Шкурой убитого зверя для транспорти­рования мяса пользовались и амурские нанайцы (Найхин, Да- да, Верхняя Эконь).

В охотничьем промысле нанайцев имеется немало приме­ров подобного использования подручных средств. Так, этно­граф Е.А. Гаер записала в 1975 г. у низовских нанайцев (с. Верх­няя Эконь) текст о древнем способе перевозки грузов, добы­тых туш животных и др.

£                  гТ',о,   что   человек   волоком   тащит.   Человек  тянет   толстый (ремень). Вот это (ремень) надевает через пле- д чо, так-то тянет (мехом наружу) конечно, скользит хорошо. Ну, X это люди называют кутулэн. Это так называется. Это кутулэн $ же скажешь, все обвяжешь. Чтобы не было отверстия, и только g после этого, сделаешь посредине разрез. Через этот разрез тол- S стым кожаным ремнем сделаешь лямку. И эту лямку надевают X через плечо, и вместе с лыжами (на лыжах) так тянешь. И вот х этот кутулэн. А вот то, что люди говорят дивон, так-то знаешь: £ это снег выроешь, стелешь шкуру снизу и кладешь мясо в сере- <> дину. И это в середину. И это мясо второй половиной шкуры на-

X кроешь. Так сделав, это снегом засыпаешь. Словно могилу зака- $ пываешь, зароешь. Словно покойника хоронишь. Вот это дивон. £ А то, что кутулэн: мясо в шкуру заворачиваешь и потом в шкуре g по краям со всех сторон сделаешь надрезы, отверстия. Побольше S надрезаешь и через эти надрезы кожаными ремнями, словно за- X шиваешь, вдевая ремень через эти надрезы, всю шкуру стягива- л ешь, чтобы образовалось вроде мешка, и к этому подобию меш- х ка привязываешь лямку. Где-то в середине делают большой над- 9, рез, через него привязывают лямку. Вот лямку привяжут, и это, <г таща, возвращаются. Вот это - кутулэн. А то, что зарыто - дивон. о Вот это так» [90. Гаер. 1975. Л. 36-40].

Принципиальных различий в конструкции волокуш из шкуры добытого зверя не было, но диалектное своеобразие разных территориальных групп имеет место: кутулэн (низ. д-кт), хорсо (верх. д-кт). Использование этого способа на об­ширной территории у ряда групп нанайцев и пограничных этносов имеет универсальное значение. В качестве дополни­тельной тягловой силы охотники нередко применяли собак.

Несколько отличались аналогичные волокуши на морском зверобойном промысле у нивхов. Они придавали мокрой шку­ре нерпы форму корытца, замораживали и в получившееся та­ким образом транспортное средство укладывали мясо. В глаз­ные отверстия шкуры продевали ремень-постромку и тащили волоком [68, с. 106].

У северо-восточных зверобоев (азиатские эскимосы, чук­чи) получило широкое распространение специальное приспо­собление, состоявшее из костяного вертлюга с идущими от него лямками для человека и поводка, к которому крепилась туша зверя. В этом случае конструктивные принципы, лямки с вертлюгом те же, что и у собачьей упряжи (рис. 85, 91]. Воз­можно, лямка как часть приспособления для транспортиров­ки тяжестей изначально была опробована человеком на себе, лишь после применили к собаке. Таким образом, конвергент- но возникший на северо-востоке способ транспортирования морского зверя стал развиваться по собственному пути, суще­ственно отличаясь от аналогичного у таёжных охотников, ко­торые вертлюг использовали только в собачьей упряжи. К по­добным подручным средствам следует отнести и волокуши из еловых лап и бересты, что обусловлено сравнительно легким способом изготовления в условиях промысла.

Этнокультурные особенности нанайцев находят отраже­ние в большей степени в промысловой терминологии, что говорит о разнообразном происхождении не только отдель­ных групп, но и внутри территориальных и диалектных объ­единений. Например, близкие в территориальном отношении горинский и низовской диалекты нанайского языка имели свои особенности, связанные с термином волокуши из шку­ры убитого зверя хорсо (конд. д-кт) и кутулэн (верхнеэконь- ский д-кт). Кроме кондонских нанайцев термин хорсо исполь­зуют найхинские нанайцы, что, возможно является, результа­том этнокультурных контактов представителей этих групп.

Волокуши являются одной из ранних переходных форм в развитии древнего транспорта у предков нанайцев. Их ис­пользование было обусловлено сравнительно легким процес­сом изготовления из подручного материала. Функция дол­бленой волокуши не ограничивалась разовым применением, прочность этой конструкции позволяла использовать её дол­гое время. В прошлом охотники, населявшие обширный си­бирский регион, использовали долбленные из цельного ство­ла дерева волокуши. Например, негидальцы и эвенки транс­портировали тушу лося на волокуше кэлчи из двух полови­нок бревна, соединённых перемычками. Название охотничьей ручной нарты нанайцев ондехо, онгосо, по мнению А.В. Смоляк, происходит от слова онголо (дупло, углубление) [68, с. 105— 107]. Она отождествляет ручную нарту нанайцев с древней долбленой волокушей, хотя в случае с кэлчи более правиль­ным было бы использование жерди, а не бревна.

Близкие нанайцам эвенки во время пешей охоты при­меняли низкую и узкую (по ширине лыжни) ручную нарту- волокушу ирувун - иривун. Верхнеленские и забайкальские эвенки к боку волокуши привязывали жердь, которую удер­живали в руках, не давая ей скользить в стороны. Енисейские эвенки изготавливали ручные нарты из двух тонких полозьев. К их передним концам прикрепляли дугу из черемухи, к ней привязывали лямку, за которую охотник тянул нарту. Эвенки Нижней и Подкаменной Тунгуски в качестве ручной нарты ис­пользовали широкую лыжу [10, с. 67-68]. Типологическое раз­нообразие таких транспортных средств, как волокуши у эвен­ков, говорит об охотничьем промысле как преобладающем ви­де деятельности.

Таким образом, в применении волокуш тунгусоязычны­ми этносами региона, кроме амурского, присутствует значи­тельный тунгусский пласт. Следует отметить, что многие эле­менты традиционного хозяйства нанайцев в той или иной ме­ре являются заимствованием или типологически близкими функционально аналогичным у эвенков. А.В. Смоляк отмеча­ет, что терминология средств передвижения, распространён­ных на Нижнем Амуре, в значительной мере связана с тун­гусским компонентом [68, с.131], хотя такой тип нарт с их ха­рактерными признаками является амурским по происхожде­нию. Территория расселения дальневосточных эвенков, нив­хов и айнов находилась в ближайшем соседстве с тунгусо- маньчжурами, поэтому наличие амурского типа нарт в хозяй­стве у этих народов можно необходимо считать результатом культурного обмена.

При полевых сборах в 2004 г. удалось зафиксировать нали­чие у верховской группы нанайцев (с. Дада) вьючного способа транспортирования грузов. Вьюк приторачивали к спине со­баки с помощью ремней, в связи с этим следует отметить, что охотничьи собаки обладали незаурядной понятливостью: «...У известного дадинского охотника Макто Бельды были боль­шие охотничьи собаки, когда он выезжал на охоту, на спину его собакам привязывали груз (вьюк). Однажды во время одного из таких выходов охотники обнаружили, что одна собака от­стала, вернувшись, они обнаружили, что вьюк съехал со спи­ны собаки и упал, а собака стояла и терпеливо ждала хозяев» (ПМА, 2004 г.). Использование собак под вьюк характерно для западносибирского собаководства, у нанайцев до последнего времени этого обнаружено не было. Но необходимо отметить, что институт собаководства у нанайцев исследован недоста­точно, возможно, использование собак под вьюк исследовате­ли не зафиксировали. У кур-урмийских и горинских нанайцев отмечено более интенсивное использование тяглового соба­ководства. Охота в традиционном хозяйстве жителей горных рек приносила гораздо больший доход, чем рыбная ловля, по­этому здесь широко был распространён тягловый вид собако­водства как неизменный спутник охотничьего промысла. Тем не менее особенности ведения хозяйства у этих групп нанай­цев нивелировались одним объединяющим амурским типом собаководства. Можно в качестве примера отметить обычай впрягать в охотничью нарту не более 2-3-х собак, что харак­терно для всех территориальных групп нанайцев (рис. 1, 2, 5, 6, 7).

Ручные охотничьи нарты нанайцы обозначали терминами ондехо, онгсо, толки [68, с. 110] (рис. 73, 74). Диалектные и тер­риториальные особенности имели незначительные расхожде­ния, например, у нанайцев из рода Киле этот тип нарт имел название толки, у уссурийских - токи [84. Д. 27. Л. 16]. Нали­чие в нанайской лексике диалектных расхождений не отража­лось на принципиальных конструктивных и функциональных особенностях того или иного элемента собаководства. Сход­ство во многих аспектах культуры у тунгусо-маньчжуров на­ходило отражение и в промысловой лексике. Например, амур­ский тип нарт у низовских негидальцев назывался келчи, у орочей - онгсо, у ороков - оксо [68, с. 110], восточносибир­ский тип нарту нанайцев - тукки. Ульчи термин тучи исполь­зовали применительно к восточносибирскому типу нарт, что имеет безусловное родство с нанайским названием грузовой нарты.

В тягловом виде собаководства количество собак в упряж­ке нанайского охотника не превышало трех, причем каждая из них была и охотничьей, и ездовой. Узко специализирован­ных ездовых собак на охотничий промысел охотники не бра­ли. Запрягая собак в нарты, охотник и сам впрягался в лямку иропон, надевая её через плечо (рис. 104, 105). Управление тя­жело груженной нарты осуществлялось с помощью специаль­ной оглобли янапо, янопу (верх. ам. д-кт нан.яз.) [85. Д. 446. Л. 117, 163], куню, янъфо (уссур. д-кт нан.яз.) [84. Д. 27. Л.16]. Оглобля привязывалась с левой стороны к первому копылу и под углом крепилась к концу нащепа хулиэн [85. Д. 446. Л. 163] (рис. 1, 5, 6). Торможение и баланс нарт осуществлялся с помо­щью двух остолов каурипо; их привязывали ремнями к копы­льям и в нужный момент упирали в землю (рис. 89, 90).

Управление упряжкой каюр осуществлял посредством ко­манд, общих для всех тунгусо-маньчжуров Приамурья. Наибо­лее распространённые их них: тах-тах-тах- вперёд, прямо; кай-кай - направо; тэх-тэх-тэх - налево; тэи дуйлэ - подаль­ше от берега; торо - стой; мочогуй - назад.

Одной из разновидностей ездового собаководства явля­ется буксирование лодок, типичный вид транспортного со­баководства для всех приамурских народов. Буксировка соба­ками могла применяться на относительно ровном побережье с песчаными и галечными берегами, без выступающих из во­ды скал и глубоких заливов. Нанайцы для буксировки груже­ных лодок против течения использовали 3-5 собак в нартовой упряжи. Постромки ошейников привязывали к одному концу потяга, а другой его конец прикрепляли к средней перекла­дине на лодке. Таким же способом перевозили грузы сахалин­ские нивхи и айны. Айны привязывали к лодке потяг из тюле­ньей кожи 4-7 собак друг за другом. Такая лодочная упряжка за день могла пройти до 30 км. Особенность айнского спосо­ба буксирования заключалась в том, что лидирующая собака не привязывалась к общему потягу, а бежала впереди всех, от­кликаясь на команды человека, находящегося в лодке, и увле­кала за собой упряжных собак. Передовой собакой дорожи­ли и содержали в жилом помещении отдельно от других [76, с. 203].

К тягловому собаководству относится своеобразный спо­соб передвижения, носящий название элгэпу (нан.яз.), что означает «везти на поводке», когда лыжника буксировали две - три собаки. Концы поводков нанайские охотники при­вязывали к поясу, размещая собак веером, при передвиже­нии на небольшие расстояния (рис. 2). Веерный тип собачьей упряжки был распространён на Северо-Востоке у эскимосов и чукчей, которые запрягали ездовых собак в большие соба­чьи нарты [3, с. 61]. Этнокультурные контакты палеоазиатов и тунгусо-маньчжуров осуществлялись на протяжении дли­тельного времени, и, возможно, использование нанайцами этого способа является результатом взаимного влияния, хотя более вероятно, что он мог возникнуть конвергентно, незави­симо от иноэтнических включений.

Одним из важных признаков отдельно взятого типа соба­ководства наряду с нартами является собачья упряжь. Нанай­цы использовали упряжь, которая состояла из хомута хала, дямбо с подвязками, охватывающими собаку с боков. От верт­люга макчихин шёл закреплённый к потягу поводок (рис. 96, 97]. Вся собачья упряжь - потяг, поводки, ошейники, рем­ни, подвязки и т.п. - изготовлялась из кожи лося или изюбря (рис. 99-101). Хорошие длинные ремни получались из шейной части, а для этого их старались заготовлять весной во время брачного периода, когда у самцов шея набухала от прилива крови и соответственно увеличивалась в размерах. Вначале отделяли голову животного, затем у холки делали разрез во­круг шеи, снимали шкуру чулком и несколько дней держали в воде. После этого с неё легко можно было удалить шерсть. За­тем шкуру нарезали по спирали, ремень туго натягивали меж­ду деревьями и оставляли в таком положении на несколько дней. После просушки ремень опускали в жирный мясной бу­льон для смягчения.

Негидальцы нередко изготавливали упряжь из кожи дель­фина и нерпы, что говорит о функционировании морского зверобойного промысла в их хозяйственной деятельности. Но нельзя отрицать, что такие изделия могли быть результатом обмена или торговли. Например, сопредельные с негидальца- ми нивхи продавали эвенкам арканы маут из кожи морских животных. Чтобы избежать частых сочленений по всей длине, они при изготовлении ремня также нарезали кожу по спира­ли [85. Д. 446. Л. 107].

У нанайцев названия собачьей упряжи и её составных ча­стей для амурского и восточносибирского типа отличаются лишь наименованиями хомутов: амурский дямбо (рис. 103), восточносибирский хала. В остальном названия частей упря­жи одинаковые: подвязки хомута - селоптон, поводок - яки, вертлюг - макчихин (рис. 93), потяг луксур, нуксур. При тер­минологическом единообразии упряжи двух типов они кон­структивно отличались друг от друга. Амурский хомут пред­ставлял собой кожаную петлю, надеваемую собаке на шею, ближе к соединяемым концам петли хомут имел два поводка, которые фиксировали его на собаке (рис. 103). Хомут восточ­носибирской упряжи более удобен в практическом примене­нии, так как собака тянула потяг грудью, а не шеей, как в амур­ском типе. Хомут оснащался дополнительными лямками, ко­торые крепились сверху и ложились собаке на спину, кроме того, он имел дополнительные поводки, фиксировавшие хо­мут на собаке снизу (рис. 100). При устойчивости терминоло­гии в упряжи у нанайцев ошейник для молодой собаки имел специальное название гелди. Такой хомут старались делать более мягким, для чего с тыльной стороны нашивали ткане­вую основу, чтобы щенок не натирал шею.

Вся собачья упряжь называлась луксур индани. К передней горизонтальной планке нарты крепился потяг нуксур, луксур, который фиксировался с помощью двух дополнительных ре­мешков к середине поперечной планки. На равном расстоя­нии друг от друга, чередуясь, от потяга отделялись поводки уси, к концам которых крепились ошейники хала [85. Д.446. Л. 142] (рис. 63). Кроме хомута вертлюг использовался и для потяга, он отличался большими размерами от вертлюга для хомута. Функция большого вертлюга была предназначена для избавления потяга от перекручивания (рис. 97, 111).

У негидальцев в терминах упряжи прослеживается эвен­кийская терминология. Как известно, верховские негидаль- цы находились в тесном территориальном и культурном кон­такте с амгуньскими эвенками, поэтому прослеживается та­кая тенденция. Так, например, потяг у них назывался нусху, со­бачья упряжь - инахин алан, хомут - алан, ошейник - сэлэми дюльдихан, вертлюг - макчихин, подвязки хомута - селапун; верхний вертикальный ремень хомута, ложившийся сверху, поперек спины собаки - инахин алан опла; поводок, ведущий от ошейника к потягу, назывался инахин аланусин [85. Д. 446. Л. 107]. Собаку они называли нинахин.

Негидальское транспортное собаководство имеет специ­альную терминологию: передовик - няамни, оглобля - толго- химон, копыл - багды илканэн, ездовые нарты стремя парами копыльев багды - толгохи; большие грузовые нарты с шестью парами копыльев - огдына толгохи, полоз - пата, нащеп - ил- кан, полог для нарт - халдани сэктэн, настил нарт - халдами хатари, остол - хаурихи (длина до 1,5 м.), металлический на­конечник остола - сэлэмэ модалкан, вязка копыльев - илкан, передняя дуга - уипла, спинка нарт - амадан черахапун [85. Д. 446. Л. 107]. В целом эта терминология, связанная с собако­водством, не отличается от общетунгусо-маньчжурской лек­сики, что свидетельствует о родстве и едином происхождении собаководства у народов Амура.

Мифологические сюжеты в фольклоре нанайцев насыще­ны архаичными словами того или иного вида традиционной деятельности, что, безусловно, представляет несомненный интерес. Собаководство нанайцев - древнейший вид деятель­ности, поэтому термины, касающиеся собачьей упряжи, часто встречаются в мифологических сюжетах, например распро­странённый сюжет о ссоре охотника с хозяином охотничьего участка подя, где есть упоминания специфической термино­логии: «...только дай волю, развяжи дока(н) (конец потяга нук- сур, к которому припрягают собак)» [32, с. 74-75]. Более раз­вернутое понятие термина дэкэн, дэкэн инда - «собака, кото­рая запряжена ближе остальных к нартам» [43, с. 167]. Собаки в амурской упряжке располагались «цугом» или поперемен­но «ёлочкой». На Амуре в упряжку впрягали нечётное коли­чество собак (от 3 до 11). Первая пара собак от нарты называ­лась дэкэн, последняя пара - хаморой инда, передовик - мио- риамди. В эвенкийском языке подобный термин использует­ся для провожатого упряжки нерамнгу, который за повод вёл головного оленя [84. Д. 27. Л. 51]. Собака-передовик - самое умное и опытное животное в упряжке, она знала все коман­ды каюра и обладала отличной ориентацией в пути. Именно к ней обращался каюр во время движения, и передовик, вы­полняя команду, увлекал за собой всю упряжку. Передовик
высоко ценился, и его вместе с охотничьими собаками содер­жали отдельно от нартовых собак в специально отведённом месте. Особая значимость статуса передовика нашла отраже­ние в фольклоре у тунгусо-маньчжуров. Сахалинские уйльта (кроме оленеводства) в традиционном хозяйстве широко ис­пользовали упряжное собаководство. Об этом можно судить по содержанию фольклорного текста, записанного Е.А. Гаер в 1974 г.

Про то проложу (расскажу). Один человек переходил море. Сильная пурга была. Раньше было мно­го сел. В одном стойбище, где все вымерли, осталось одно жи­лище. Человек еле-еле добрался. Вошел в дверь. Собак во дво­ре оставил. Смотрит - четыре огня, по углам. В каждом углу. В углу сидит один старик. Старый, большой старик. Громадный старик, длинная борода. Это село Чагдон, т.е. «нечистое место». Все люди умерли. Наш человек вошел. Что он делает, то и повто­ряет старик, поднимет руку, поднимает руку, движется туда, и он тоже. Все повторяет. Чуть шевельнется, то же шевелится. Эхэ! Эхэ! - кашлянет, и он кашляет. Тот старик вынул кинжал. Так де­лая, так делая, дверь того дома (гнилая дверь) развалилась. Во­жак большими прыжками влетел в дом. Собака вошла, наш чело­век выскочил на улицу. Только двумя собаками продолжает свой путь. Так едет, так едет. Так уходит, так уходит от того места. Ой- ей! Передняя часть его собаки «трах» упала на нарты. Тот ста­рик швырнул. Затем той собаки задняя часть упала. Так, собака- вожак свою жизнь отдала черту. Жизнь своего хозяина спасла своей смертью». [90. Гаер. 1975. Л. 52-54].

Особой значимостью наделяли образ передовика упряжки все дальневосточные этносы, в хозяйственной деятельности которых доминировало упряжное собаководство. Как считали сами каюры, хороший передовик обладал особым чутьём не только в области своих прямых функций, например правильный выбор направления движения в условиях непогоды, но и распознавал присутствие недоброжелательных духов и, как в указанном выше тексте, вступал в борьбу за спасение хозяина.

У нанайцев широко бытуют рассказы о собаках. Сюжетной линией подобных повествований могли быть упоминания об их сообразительности, самоотверженности или хитрости. Так, джаринский нанаец Н.П. Бельды рассказывал о своём передо­вике, который даже в преклонном возрасте возглавлял упряж­ку. Упряжка долго везла тяжело гружённую нарту по дороге, и вскоре собаки устали. Бельды обнаружил, что слегка прови­сает поводок передовика, остановил упряжку и подошёл к во­жаку. Только что спокойно стоявшая собака вдруг стала тя­жело дышать, вывалив язык, всем видом показывая хозяину, как она устала («...аж язык вываливается»). Слегка пожурив собаку и посмеявшись, каюр вновь отправил упряжку вперёд [ПМА, 1998 г.].

В памяти нанайцев старшего поколения уже не сохрани­лись названия остальных пар собак. Вероятно, это связано с тем, что количество упряжных собак на Амуре к середине XX в. значительно сократилось и обычно не превышало пять упряжных животных. Десять собак могли везти человека и 100 кг груза со скоростью около 10 км в час. Одним из глав­ных неудобств путешествия в нартах являлась необходимость брать с собой большой запас корма для собак [86. Д.104. Л. 29].

Для гонок на собаках использовались специально приспо­собленные для быстрой езды гоночные нарты пара, пукчилэ- су (рис. 98). Напомним, что общее название амурских нарт- токи. Ездовые нарты отличались от охотничьих более лёгкой конструкцией, полозья крепились тремя-пятью парами копы­льев бэгдилкэн, к первой паре копыльев крепилась вертикаль­ная дуга тонгман, за которую держался каюр при движении.

Многовековая практика собаководства выработала у охот­ников Амура опыт управления собачьей упряжкой на крутых поворотах, в случае выбывания нарты из колеи и т.п. Из поко­ления в поколение передавались приёмы правильной укладки охотничьей нарты, расположение первой пары собак (не даль­ше длины лыжи от нарты), действия ездока в экстремальных ситуациях. О своих познаниях в технике управления упряж­кой писал В.К. Арсеньев: «...При повороте никогда не следует держать круто. При повороте направо надо давить правилом левой рукой направо вниз, при повороте налево - наоборот. Тоже самое делается в том случае, если правый полоз нарты соскочил с примятой колеи и провалился в глубокий снег - на­до надавливать на правило. Собак не следует привязывать да­леко от нарт, не более как на расстояние лыж, от человека тя­нущего нарту. Груз в нарте располагают равномерно. Наибо­лее тяжёлые вещи кладут вперёд, а лёгкие назад. Груз должен укладываться плотно и притягиваться верёвками. Чем плот­нее уложен и крепче увязан груз, тем легче идут нарты. Осо­бенно важно, чтобы груз лежал ровно посредине нарты. Если он сдвинут в сторону, то нарты будут опрокидываться. В этом случае груз прижимали руками и коленями и вторично притя­гивали верёвками и лишь после этого окончательно завязы­вали узлы» [84. Д. 27. Л. 39] (рис. 52, 53).

Способ традиционной укладки груза в нарту был единым для всех территориальных групп нанайцев, укладка каждо­го предмета отличалась особой тщательностью и последова­тельностью [87. Д. 68. Л. 251; 63, с. 170].

Перед отправлением на промысел нанайцы заготавлива­ли около 80 тонких тальниковых прутьев, втаскивали нарту в дом вместе с полотнищем из рыбьей кожи. Сначала на настил нарты укладывали железные полозья и сверху расстилали по­лотнище. В первый слой помещали тяжелые вещи: посуду с приготовленным впрок рыбным паштетом, ящик с мелкими инструментами и запасными деталями, сумку из рыбьей кожи с промысловой и запасной одеждой, а также сумку с табаком;

вслед за посудой - мешки из рыбьей кожи до 16 кг каждый с крупой и бобовыми, а также небольшие мешочки с крупой и мукой. За мешками ставили китайский керамический кув­шин с рыбьим жиром, для безопасности его обкладывали ры­бой. В задней части нарт размещали связки запасных частей к самострелам дэнгурэ и сверху - основной запас рыбьих ко­стяков кесоакта для собак. Своеобразной арматурой служи­ли проложенные между полотнищем и нащепом нарты тон­кие тальниковые прутья. Сверху уложенного груза в средней и задней части нарты укладывали используемый в пути корм для собак, а юколу для себя клали впереди. Сзади, поверх гру­за, размещали посуду с водкой. Все уложенные продукты и орудия промысла покрывали полотнищем, заворачивали кон­вертом и увязывали ремнём. Поверх полотнища - от середины нарты и назад - укладывали юколу для собак, в конце нарты - сушёные пупки, поверх них - лыжи и лыжную палку тунепун. В передней части нарты размещали сушёную полынь соакта, мешочки с дорожным запасом чумизы и питьевыми принад­лежностями. Поверх продовольствия в начале нарты стелили парус, на него одеяло и меховой матрас. Затем вся нарта увя­зывалась таким образом, чтобы, открыв при необходимости определённую часть, не нужно было развязывать остальную. В левой части нарты под ремень размещали копьё и ружьё, а с правой стороны - пальму; в задней поверх груза укладыва­ли котел, в матрас засовывали топор, сверху ставили расходу­емый в пути запас табака и спичек в деревянной коробке [87. Д. 68. Л. 251].

В комплект охотничьего снаряжения и продовольствия торгонского нанайца Богдано Онинка входили вещи и продо­вольствие: нарта с тремя собаками, 260 штук рыбьих костя­ков для кормления собак на промысле и 40 штук сверху - в до­роге. В число продуктов для охотника входило 200 половинок юколы, по 16 кг рыбьего жира, чумизы и ячменя, 0,5 кг рыбье­го паштета, 4 юколы из верхнего слоя кеты с кожей, 10 штук свежей рыбы, берестяное ведро, связка брюшков сушеной ры­бы, 6 кг сушеной полыни для супа, 0,5 кг соли, фасоль, кукуру­за. Эту часть груза укладывали вниз нарты. В дорожный ком­плект входил ящик, где хранились спички, самострелы, кон­ский волос, полбутылки водки, лепешки из черёмухи, 4 кг му­ки, продукты на дорогу, 4 кг листового табака, 70 самострелов сэрми, 20 самострелов дэнгурэ, копьё, пальма, ружьё системы «Бердан», топор, два ножа с чехлами и два поделочных ножа. Комплект одежды: два халата, три пары чулок из шкуры козу­ли и одна из кожи изюбря, восемь пар обуви из рыбьей кожи, три пары рукавиц, два полотенца, две шапочки, две накидки, два передника - парадный и охотничий. В число боезапасов и промыслового инвентаря - 20 штук патронов для ружья «Бер­дан», матрас из шкуры медведя, одеяло из шкуры изюбря, ры­бье кожаное полотенце, ремень, очки, сеточка для ловли со­боля, 20 петель из конопляной бечевы, 15 коробок спичек, семь связок подстилочной травы в обувь, зимний халат, при­надлежности для починки одежды, пара лыж с камусом, лыж­ная палка с кольцом, два настовых железных полоза мутаси, хуем мутаси. Общий вес нарты составлял 250-290 кг [87. Д. 68. Л. 219]. Эти многочисленные и разнообразные запасы про­дуктов и снаряжения компактно размещались на одной про­мысловой нарте (рис. 68, 73, 76). Такое количество специаль­ного снаряжения и продовольствия отличалось строго регла­ментированной функциональностью и продуманностью ком­плектации, отточенной многими поколениями промыслови­ков. После подготовки нарты к отъезду нанайцы совершали ритуал в честь хозяина нарты.

Полевые исследования 1993-2004 гг. позволили отметить сохранившуюся традицию использования охотничьих нарт в Нанайском районе до 1970-х гг. За три дня до выхода на про­мысел охотники приступали к укладке нарты, для чего зано­сили её в дом.

В прошлом, охотник, первым закончивший укладку нарты, должен был построить открытый лабаз токи эурини, на кото­рый устанавливали укомплектованные нарты. Таких лабазов в зависимости от числа хозяйств было от одного до трёх. Кон­струкция лабаза представляла собой вбитые в землю три па­ры кольев, на которые сверху клали пару жердей, где и разме­щали нарты. Лабаз считался общественной собственностью, так как строили его сообща. Даже если сосед не помогал стро­ить лабаз, он всегда мог им воспользоваться. Спрашивать раз­решения приходилось лишь тогда, когда лабаз был уже осно­вательно загружен [87. Д. 68. Л. 252] (рис. 54, 55).

С собой брали рыбьи костяки из расчёта один костяк соба­ке в день. В нарту запрягали две-три собаки. С левой стороны нарты находилась оглобля янапон, лямка иропон крепилась рядом с собачьим потягом. В комплект охотника входили ме­ховой спальник и камин. Из продуктов - рыбный паштет (су­хой, с жиром), соленая юкола со шкурой и без шкуры, 5-10 кг крупы. Если места промыслов находились рядом с икромётом кеты, охотник брал корма для собак немного, рассчитывая на отметавшую икру рыбу. У нанайцев было и остаётся пра­вилом брать с собой лишь необходимое количество поклажи. Все территориальные группы этноса активно использовали транспортное собаководство, в 1970-х гг. отдельные охотники по-прежнему выходили на промысел, вывозя продовольствие и снаряжение на собачьей нарте [ПМА, 2001]. Транспортное собаководство было незаменимым в хозяйстве нанайцев и в сфере рыболовства (кетовой путины и подлёдного лова). На собачьих упряжках завозили снасти, орудия труда, продук­ты, вывозили пойманную рыбу. Следует отметить, что зим­няя рыбная ловля имела второстепенное значение после охо­ты (рис. 45).

Сложившееся в этнографической науке мнение об исполь­зовании нанайцами только транспортного собаководства для заброски на охоту снаряжения лишь частично соответствует действительности. Нанайцы пользовались кроме двух-трёх со­бак, запряжённых в традиционные охотничьи нарты, полны­ми упряжками. Ездовое собаководство в охотничьем промыс­ле как явление встречалось крайне редко. Были случаи, ког­да нанайские охотники, среди которых преобладали предста­вители верховских групп, перемещались на собачьих упряж­ках в районы, богатые зверем, находившиеся в низовьях Аму­ра и на его притоках. Это явление можно объяснить случая­ми, когда охотники опаздывали на промысел, и, чтобы в мак­симально короткие сроки преодолеть значительные расстоя­ния, использовали полные собачьи упряжки. Ещё одна причи­на применения упряжного собаководства в охотничьем про­мысле - продвижение в богатые рыбой промысловые участ­ки, где можно было прокормить многочисленных ездовых со­бак. Наличие этих двух факторов могло заставить охотников выходить на промысел во главе большой собачьей упряжки.

Особое значение нанайцы придавали изготовлению нарт. Конструкция амурской нарты токи представляет собой пря­моугольную раму. В зависимости от хозяйственного назначе­ния её делали с двумя, тремя, четырьмя парами копыльев. Ма­териал (древесину) заготовляли осенью или зимой, когда за­канчивался вегетационный период, выбирали особые породы деревьев (рис. 79, 80).

Во время движения нарты основная нагрузка приходит­ся на конструкцию рамы, поэтому для копыльев бэгдилкэн использовали комель тальника понгдо из-за прочной, витой структуры древесины. Пара копыльев соединяется между со­бой планкой палторхин, служащей жёсткой основой для на­стила дакчича, изготовленного из длинных тальниковых жер­дей (рис. 112).

Полоз пата представляет собой изогнутый с двух сторон длинный брусок из ясеня или березы. Верховские нанайцы для изготовления подполозка использовали чёрную акацию, т.е. плотную и прочную древесину, которая медленно стира­лась под воздействием льда и снега. Ульчи и нивхи в качестве подполозка использовали китовый ус, который нанайцы при­обретали у соседей для этих же целей. В XIX - начале XX в. у на­найцев были зафиксированы металлические подполозки, су­щественно облегчавшие скольжение нарт и служившие доль­ше традиционных (рис. 77, 78).

Настил дакчича набирали из длинных тальниковых ство­лов, скрепляли между собой лыком или кожаными ремня­ми, их количество было произвольным. Концы настила кре­пились между двумя деревянными планками, которые в свою очередь обматывались лыком. Все сочленения в амурской на­рте фиксировали рыбьим клеем и деревянными гвоздями (рис. 65).

Хозяйственные функции влияли на конструкцию амурских нарт, отличавшихся друг от друга количеством копыльев, на­личием или отсутствием оглобли и горизонтальных дуг. На­пример, в малой охотничьей и женской нарте моолъчой было от двух до трех пар копыльев, в ездовой нарте - от трёх до пя­ти. Исходя из количества копыльев, можно было судить о раз­мере и функции нарты (рис. 58). Женская нарта отличалась небольшими размерами.

Копылья крепились в полозе с помощью шипа, вмонтиро­ванного в основание копыла, и прямоугольного паза в полозе. В нащепе хулиен проделывалось сквозное прямоугольное от­верстие, куда входила верхняя часть копыла, эти соединения дополнительно фиксировались с помощью деревянного кли­на и рыбьего клея. Нащеп хулиен в работе Ю.А. Сема ошибоч­но назван поперечной планкой, соединяющей копылья [63, с. 170], в действительности поперечная планка по-нанайски называлась палторхин.

Негидальцы заготавливали древесину для нарт в апреле, гнули и фиксировали нужные части и осенью собирали кон­струкцию нарты. Рама для гнутья полоза называлась патау ихами. Дуги гнули, как лук, и чтобы зафиксировать в этом по­ложении, закрепляли их ремнями [85. Д. 446. Л. 107].

Принадлежность собаководства удэгейцев к амуро­сахалинскому типу прослеживается в специфической терми­нологии, которая отличается лишь некоторым этническим своеобразием. К примеру, амурская нарта удэгейцев называет­ся тухи, полоз - тухи хэдэни (хэды), нащеп - илигэнъ, копыл - бэгдэни, настил - сиктэнъ, руль (оглобля) - тухи тэуни, перед­няя поперечная планка - ямтунъ, нижняя планка - пактянъ, расстояние между копыльями - анатэнъ, отверстия - саннань, сгиб полозьев - вайсанъ, упряжь - алуни, лямка - вэйгэ.

Для полоза удэгейцы выбирали древесину из белого ясе­ня или клёна. Из сучков ели изготовляли копылья бэгдэни, ко­торые представляли собой две одинаковые по величине за­готовки, их направляли навстречу друг другу и закрепляли в пазу сбоку каждого. Высота копыла соответствовала расстоя­нию между двумя пальцами, большим и указательным дю щё.

Части нарты делали из сырого материала (древесину за­готавливали в марте), поперечные планки - из черёмухи. Для обвязки планок использовали лык ильма. Подполозок тухи мутакты из клёна закрепляли тремя гвоздями тикпэ на сги­бе, ещё восемь шпонок крепили по всей длине полоза на клей. Потяг нуки, лямкууигэ шириной в три пальца изготовляли из шкуры изюбря. Вертлюгмактыгенъ [инэймактыгенъ] бикин- ские удэгейцы делали из комеля клена моно тэгэнъ (диаметр 2 см), при этом выбирали корневище с двумя отростками. Пет­ля вертлюга, соединяющая поводок, называлась тоно. Этни­ческим своеобразием удэгейцев являлось наличие одной го­ризонтальной дуги хукпу тухи, которую крепили только спе­реди, копыл в полозе крепили двумя клиньями. Тормозом кау- ли удэгейский каюр притормаживал движение упряжки.

Важным при изготовлении нарты у удэгейцев являлся ин­струментарий: кривой нож афили, рубанок туйбо, сверло си­гу, (длина 15 см, ручка сверла 5 см), стамеской чугу проделы­вали отверстия саннани. Гвозди тикпэ изготавливали из рас­щеплённых сучков ели.

Расстояние между кончиком полоза и передним копылом, а также копыльями нюнну щё соответствует 6 пальцам; расстоя­ние между двумя отверстиями под двумя передними планка­ми - одному пальцу омо то. Длина планки дю то - три паль­ца илани уня. Полоз изготовляли из клёна моно, а из клёна- трескуна сэгдэ только лыжи и весла. Для полоза нарт исполь­зовали древесину ясеня (настил сакта, передняя планка ям- тунъ, изгиб полоза вэйсэнъ). Обвязку настила делали из лы­ка вяза, ильма илакя, зимой нагревали над костром, после че­го придавали ей нужную форму [85. Д. 446. Л. 122]. Как пока­зывают материалы по удэгейскому собаководству, названия частей нарты особо принципиально не отличались от общей тунгусо-маньчжурской лексики, проявляясь лишь своеобра­зием языка и некоторыми конструктивными особенностями поперечных планок и вертлюгов.

Происхождение нарты амурского типа связано с природно- климатическими условиями Приамурья, адаптационными способностями коренного населения, занятого преимуще­ственно охотничьим промыслом. Горная тайга с пересеченной местностью, обилие буреломов и другие обстоятельства ста­ли основной причиной эволюции оригинальной конструкции амурской нарты. Наличие двух носовых частей позволяло из­менять направление движения (для этого необходимо было лишь перевязать потяг с одного конца на другой), а лёгкость и прочность конструкции - передвигаться на значительные расстояния. Особенность такой нарты в том, что посадка на неё осуществлялась «верхом», т.е. ноги седока ставились на оба полоза, поэтому высота копыла соответствовала длине голени мужчины, что и отражалась в её названии бэгдилкэн «ножка». Во время движения гружёной нарты охотник впря­гался с собаками в дополнительную лямку. Наличие оглобли, дополнительного потяга и лямки позволяло охотнику управ­лять и тянуть нарту, помогая 2-3 ездовым собакам (рис. 5, 6).

У истоков конструкции амурской охотничьей нарты нахо­дится шкура зверя, а промежуточным звеном послужила дол­бленая волокуша. Эта трансформация продолжалась на про­тяжении длительного времени - от подручного материала из шкуры и грубо обработанной долбленой волокуши до слож­ного по конструкции транспортного средства - нарты, мак­симально приспособленной к условиям зимнего ландшафта Приамурья.

Нарты с загнутыми сзади и спереди полозьями распро­странены в Забайкалье, Приморье, Приамурье и на Сахалине. Можно предположить, что местом первоначального возник­новения этого типа нарт стал регион с преобладающим ланд­шафтом горной тайги. Часто случалось, что движение нужно было осуществлять в противоположную сторону, отсутствие места для манёвра довольно длинной нарты становилось не­преодолимым препятствием. Лишь нарта, имеющая загнутые полозья с двух сторон может двигаться в противоположную сторону. На Амуре выработался единый стандарт ширины по­лозьев и расстояния между ними. Это значительно облегча­ло передвижение в тайге, и по глубокому снегу можно было пользоваться старым нартовиком, следуя по проложенной ко­лее [68, с. 107] (рис. 3, 4).

Использование амурской нарты было характерно не толь­ко для коренного населения Амуро-Сахалинского региона. Эвенки к востоку от рек Биры и Нимана применяли нарты с сильно загнутыми полозьями с обеих сторон и с пазовым кре­плением [10, с. 67]. Можно предположить влияние южных тунгусо-маньчжуров на северных тунгусов (эвенков), что объ­ясняется близостью территорий расселения отдельных групп эвенков к амуро-сахалинскому региону (рис. 9). Амурская охотничья нарта не имела принципиальных этнических отли­чий, её использовали тунгусо-маньчжурские народы и нивхи. Ручные грузовые нарты на Нижнем Амуре имели длину от 3,5 до 5 м (рис. 68).

Обширная терминология названий частей нарты может свидетельствовать о важной роли упряжного собаководства в жизни нанайцев. Полевые исследования 1994 г. в с. Найхин Нанайского района Хабаровского края позволили дополнить уже зафиксированные названия составных частей нарты. По­лоз чангса (патан по А. В. Смоляк), подполозок дакчица, на- щеп хулиэн, настил дэрси, копыл бэгдилкэн, отверстия на на- щепе для обвязки настила сангарни, обвязка настила дэрси уй- цэни, вязка копыльев палторхин, хуэтучин, планка, соединяю­щая концы полозьев норхо, кончик полоза индюкэн, горизон­тальная рейка, соединяющая концы настила элэнгэ [85. Д. 446. Л. 142] (рис. 79).

Типологическое сходство с нанайской нартой обнаружива­ется у орочей, которые, как и другие народы Амура, исполь­зовали амурскую ездовую (низкую) прямокопыльную нарту тукки и охотничью онгчоко, а при перевозке тяжестей в тай­ге - нарту бэчимэгда. Охотничью нарту тащили одна-две со­баки, им помогал человек. Такая упряжка называлась хукту еома [28, с. 43]. Нарта онгчоко имеет две пары копыльев, по­лозья загнуты с одной стороны, применялась только в хозяй­ственных целях. На ней перевозили грузы в непосредствен­ной близости от поселений. Широко распространённые сре­ди народов Дальнего Востока ездовые нарты восточносибир­ского типа у орочей назывались пара. Это большая нарта с че­тырьмя парами вертикальных копыльев. Полозья загнуты только с одной стороны, спереди имеется горизонтальная ду­га, настил делается из прочных прутьев [36, с. 14-15] (рис. 83, 86, 87). Таким образом, ареал распространения прямокопыль- ной нарты с загнутыми с двух сторон полозьями охватывал не только обширный регион Амуро-Сахалинской этнографи­ческой области, но и включал территории расселения эвенков бассейнов рек Нимана и Биры. В целом эта конструкция наи­более приспособлена для ландшафта большей части Восточ­ной Сибири.

Частые сезонные передвижения нанайцев, полукочевой уклад традиционных промыслов отличает их от оседлых эт­носов. С незапамятных времён формировались маршруты сле­дования к промысловым участкам, из поколения в поколение передавались знания о близких и далеких районах, богатых промысловым зверем. У горинских нанайцев география про­мыслов пушного зверя охватывала обширные территории не только Приамурья. Кроме охоты в ближайшей тайге они промышляли зверя на побережье Охотского моря, Татарско­го пролива, на севере Приморского края [63, с. 146]. Основны­ми магистралями следования на промысел служили русла рек.

В.К. Арсеньев отмечал значительные территории, освоенные нанайскими охотниками. Даттинские орочи ещё в 1920-х гг. помнили о нанайских промысловиках, приходящих на Тум- нин [84. Д. 10. Л. 5]. В топонимике бикинских удэгейцев сохра­нилось название протоки Манми биаса, на которой нанайские охотники с Амура соболевали в начале XX в. [85. Д.446. Л. 125].

В традиционной культуре нанайцев перед промыслом су­ществовал обычай у охотников договариваться (необязатель­но с сородичами) о совместной охоте. Охотничий коллектив камур пулсиури, или ободи пулсиури, не превышал десяти че­ловек. Участниками такой артели заранее оговаривался рай­он промысла, выбирался старший артели сагдимди, которому надлежало беспрекословно подчиняться. На общем совете на­значали повара хачкурамди, распределялись обязанности для остальных членов.

Попрощавшись с родственниками и односельчанами, ар­тель уходила на промысел. Собак к нарте из дома выводили чужеродцы. Охотники надевали на себя лямки иропон и разби­рали собак. Старшина артели со своими нартами шёл послед­ним или предпоследним. По ходу движения в голове колонны происходило чередование после первого привала, вперёд вы­ходил один из идущих вслед за головным, как правило, более молодой. Иногда бывало и так, что обнаруживалось двое же­лающих идти впереди. В этом случае впереди шёл более мо­лодой охотник и прокладывал путь по нетронутому снегу. В течение дневного перехода помысловики отдыхали около ше­сти раз, не считая во время обеда и ужина. Останавливались на первый привал, пройдя расстояние от селения в один тэ (примерно 2-2,5 км). Расстояние от одного до другого пункта исчислялось количеством привалов. Обед обычно готовили в полдень: варили жидкую кашу из крупы, ели юколу и паштет. Собаки на обед получали по половине костяка кесоакта.

Очерёдность в колонне соответствовала распределению обязанностей на привале. Охотники (первый и второй по счё­ту) заготавливали подстилку для постели из хвои или тра­вы. Один из них выполнял обязанности повара на время все­го промыслового сезона. Третий и четвертый - заготавлива­ли дрова на ночь, пятый рубил тальник для построек, а ше­стой, старший, очищал снег для их установки [87. Д. 68, Л. 255-256]. Останавливаясь на ночь, когда солнце повисало над прибрежными тальниками, нарты оставляли около реки, не­подалеку от жилища аунга, на ночь собак привязывали, что­бы они не растаскали содержимое нарт. Охотники кормили со­бак не обильной, но калорийной пищей. Стандартный рацион для нанайской собаки - рыбий костяк кесоакта в день во вре­мя работы (в нарте или на охоте). На промысле животных ста­рались не перекармливать, так как считалось, что сытая соба­ка не так злобна на зверя, тяжела и невынослива. После окон­чания промысла, перед отправлением домой, собак начина­ли усиленно кормить. В рацион включался медвежий жир, что позволяло им набирать вес в течение нескольких дней. Такой режим питания был необходим (собака набирала достаточно сил), чтобы тащить гружёную нарту на протяжении длитель­ного времени [ПМА. 2001] (рис. 49, 50). Нанайские собаки от­давали предпочтение пище из рыбы, мясо оставалось на вто­ром месте. Охотники для своих собак отваривали мясо, вну­тренности и кости крупных животных. П.П. Шимкевич заме­тил «...даже голодная собака не ест мясо соболя» [78, с. 138]. Хотя надо признаться, что сведения П.П. Шимкевича носят слишком категоричный характер. По нашим наблюдениям, в качестве разнообразия пищевого рациона собак охотники ва­рили для них внутренности промысловых животных. Неги- дальцы кормили собак костяками горбуши, летней и осен­ней кеты [85, Д. 446, Л. 107]. Во время зимнего промысла на­найские собаки получали полноценное сбалансированное пи­тание, но с приходом лета их рацион становился минималь­ным, что побуждало их самим добывать пищу. Найхинский на­наец Н. П. Бельды, рассказал как однажды летом его собаки в течение трёх дней отсутствовали, как оказалось, они совер­шили длительный переход вверх по р. Анюй, добыли изюбря и питались его мясом. Когда мясо изюбря съели, собаки вер­нулись к хозяину, имея при этом виноватый вид. После полу­чения прощения они опять исчезли и через некоторое вре­мя вернулись с загнанным зайцем, подгоняя его лёгкими по­кусываниями и держа между собой. Собаки подогнали зайца прямо к ногам хозяина, которому осталось лишь ударом пал­ки умертвить «подарок» [ПМА. 1995]. Такие случаи не единич­ны, практически каждый нанайский охотник мог рассказать о них. Так, курский нанаец Игнат Андреевич Удинкан (с. Улика- Национальное) в 2004 г. рассказал о своей собаке по кличке «Туман», которая часто самостоятельно охотилась на зайцев: давила зверька, половину съедала, а другую часть приноси­ла хозяину. Когда И.А. Удинкан завёл второго чёрного кобеля, собаки стали приносить только головы зайцев (ПМА. 2004). Примером смышлённости амурской лайки могут послужить такие сведения: во время хода кеты собаки негидальцев соби­рали рыбу, отметавшую икру на побережьях маленьких нере­стовых рек [88. Д.4. Л. 3].

Заготовке пищи длительного хранения нанайцы прида­вали большое значение. Для этих целей в каждом хозяйстве имелись специальные сооружения, к числу наиболее важных относились вешала пуэлэн, которые были предназначны для консервирования рыбы (рис. 46). После просушки юколу раз­мещали в свайных амбарах такто (рис. 44).

Обустройство лагеря является важным аспектом охотни­чьего промысла. По приходу на места промысла первым де­лом охотники начинают строительство временного жилья для людей и собак, устанавливают вспомогательные построй­ки: различные лабазы, навесы для снаряжения, привязи для собак и т.д. Устраиваясь на ночлег, первоначально нанайские охотники устанавливали нарты у реки, неподалеку от охотни­чьего шалаша. Для лыж и палок тунепун строили лабаз дэсю (рис. 54): выбирали дерево с несколькими массивными сучья­ми, на одни подвешивали снаряжение, на другие устанавлива­ли несколько поперечных жердин, для которых с другой сто­роны служили две вертикальные опоры. Позади шалаша со­оружали лабаз для мяса. Для складирования корма собакам охотники строили шалаш конического типа надоби кори. Раз­груженные нарты устанавливали на жерди или для них стро­или специальный лабаз дуриу [87. Д.68. Л. 256; Д. 17. Л. 403]. Ночлегом для собак служили небольшие конические шалаши, сооружённые из тонких стволов и лап хвойных деревьев. Ког­да ночь заставала охотников в пути, они не забывали устро­ить ночлег для собак. Для этого срубали пихтовые лапки, рва­ли сухую траву для лежбища, ставили специальные настилы [87. Д. 68. Л. 256]. У негидальцев обустройство лагеря проис­ходило подобным образом. С приходом на промысел они стро­или собачьи будки инахин денын, привязи инахин хэйкэчи- ян, для всей упряжки устанавливали один столб [85. Д. 446. Л. 107]. На разбивку охотничьего лагеря уходило два дня, в строгой последовательности исходя из обязанностей каждо­го члена коллектива.

Комплекс нанайского транспортного собаководства имел глубокие исторические корни, особенно это прослеживается в использовании наиболее древних транспортных средств - во­локуш. Эти признаки в той или иной степени коснулись и дол­бленой люльки тунгусского типа у низовских нанайцев, кото­рая внешне больше напоминала небольшую лодочку с харак­терными обводами и приподнятым заострённым носом. Кон­струкция колыбели имела свои функциональные особенно­сти: когда возникала необходимость, мать волокла люльку с ребёнком по земле или снегу (рис. 130, 131). С детства нанай­ские мальчики приобщались к промысловой деятельности, как правило, этот процесс происходил посредством игрушек: зооморфных фигурок собачек вэчэкэн, которые сопровождали антропоморфных бучуэкэн и мэргэн, различных моделей нарт, лодок (рис. 132, 133). У нанайцев сложился устоявшийся ком­плекс хозяйственных построек охотничьего лагеря, использу­емых для хранения пищи, пушнины, промыслового инвентаря и размещения собак. Чтобы избежать угрозы голода, они при­давали большое значение заготовке пищи длительного хра­нения: для этих целей был создан комплекс вспомогательных сооружений, амбары, вешала и т.п. для консервации и хране­ния рыбы, приготовления собачьего корма.

Необходимо отметить любовь и уважение нанайских охот­ников к своим собакам: сметливость и решительность амур­ской лайки в решении сложных ситуаций на охоте вызывали особое одобрение. О наиболее выдающихся представителях породы, приключениях, занимательных случаях промыслови­ки охотно рассказывали друг другу на привалах, готовясь ко сну.

Следует особо отметить наличие в традиционной культуре нанайцев такого важного компонента охотничьего промысла, как охотничья команда, артель. Временные коллективы об­разовывались в случае необходимости совершить охотничью экспедицию в отдалённые промысловые районы. Жесткие ре­гламентирующие правила и специфические названия каждо­го из членов артели показывают её особое значение в струк­туре охотничьего промысла.

К числу консолидирующих факторов для всех территори­альных групп нанайцев следует отнести способ традицион­ной укладки нарты. Можно предположить, что характерные приемы укладки нарты стали формироваться у древнего насе­ления Амура вместе со складывающимся амуро-сахалинским типом собаководства.

Анализ архивных, опубликованных и полевых материалов по традиционному собаководству нанайцев показал, что тер­минология, сложившийся тип тяглового и ездового собако­водства имеют тунгусо-маньчжурское происхождение. Исход­ные транспортные средства прошли длительную эволюцию, трансформировались и видоизменялись, но все-таки просле­живается определённая связь волокуши с современной амур­ской нартой. В результате сложнейшей эволюции на террито­рии Амуро-Сахалинского региона сложился уникальный по своим конструктивным особенностям тип нарт, способный кардинально изменять направление движения и перемещать в пространстве значительные по весу грузы.

Вернуться к оглавлению

Читайте также: