ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Многопартийность и политическая панорама в современной Венгрии
Многопартийность и политическая панорама в современной Венгрии
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 29-01-2014 17:31 |
  • Просмотров: 4763

2.       Сдвиги в партийно-политической структуре.

Состояние и расстановка политических сил после выборов 1994 г.

Формирование многопартийной системы в Венгрии не означало, однако, завершения процесса складывания окончательной партийно-политической структуры страны. Данная структура, будучи живым политическим организмом по-прежнему находится в движении, она развивается, меняется.

После выборов 1990 г. наряду с существовавшими и уже именитыми партиями, завоевавшими популярность, появились новые, кроме того, постоянно меняется соотношение политических сил. Зарегистрированных судебными органами Венгрии политических партий ныне насчитывается свыше ста. Характерно, что новые партии возникали и путем деления уже существующих (этот процесс охватил и парламентские партии). В рамках парламентских фракций во главе с их лидерами были образованы новые самостоятельные партии. Такое явление объясняется тем, что в крупных авторитетных партиях или партиях-движениях, объединяющих в своих рядах различные идейные течения, разные демократические силы, после их первоначального сближения в условиях борьбы за демократию наступил период брожения, внутренней дифференциации и размежевания. Став самостоятельными политическими партиями уже в условиях утвердившейся парламентской демократии, они могли себе позволить выражать свои специфические интересы. В итоге, если в парламенте весной 1990 г. было всего шесть партий, то к концу четырехлетнего парламентского цикла их стало уже тринадцать. В частности, именно так произошло оформление известной ныне Партии венгерской правды и жизни (ПВПЖ), которая во главе с депутатом парламента, писателем Иштва- ном Чурка в 1993 г. выделилась из ВДФ и заняла место на правом крыле политической структуры страны. Рост числа парламентских партий происходил и за счет того, что отдельные независимые депутаты, сначала не представлявшие какие-либо политические силы, со временем вступали в те или иные непарламентские партии, и тем самым они как бы стали вводить их в парламент, представлять их в нем. Таким путем приобрели представительство в высшем законодательном органе в прошедшем парламентском цикле Аграрный союз, Союз национальных демократов (СНД), Республиканская партия, ВСДП, Партия предпринимателей и Партия пенсионеров.

Одним из основателей Союза национальных демократов, центристской партии, был, в частности, И. Пожгаи. В учредительном документе СНД отмечалось, что в Венгрии еще не закончен процесс общественных преобразований и для ее граждан не может быть безразличным, "кто и какие политические силои, в какой степени станут пользователями его благ и пострадавшими от этих процессов". Подчеркивалась также недопустимость того, чтобы в ходе смены общественного строя происходило обнищание большинства населения, разрушение системы образования, здравоохранения, науки, девальвация духовных ценностей и моральных норм. Целью СНД его учредители назвали создание общенационального центра, стремящегося к обеспечению мирных преобразований, хозяйственного динамизма и социальных гарантий под знаком гуманизма и защиты национальных интересов Венгрии 14.

Количество непарламентских партий ныне значительно больше, чем представленных в парламенте. Правда, в целом они не играют такой значительной роли в жизни венгерского общества, как парламентские. Они, за небольшим исключением, представляют центристские или правые силы венгерской партийно-политической структуры. Учитывая сложность и проблематичность объективной оценки всех этих формирований, отсутствие, а часто и недоступность необходимой документации или литературы о них, в дальнейшем мы вынуждены ограничиться характеристикой в основном лишь главных партий, представленных в парламенте, так называемых рейтинговых партий, определяющих нынешний политический облик страны.

Принятый в декабре 1993 г. новый закон о выборах поднял квоту прохождения партий в парламент - вместо достаточных в 1990 г. 4% на выборах 1995 г. порог проходимости составлял уже 5% голосов избирателей. Большинство партий, особенно мелких, как тогда, так и на сей раз не сумели преодолеть этот барьер.

Во время парламентских выборов в мае 1994 г. венгерские избиратели, отягощенные испытаниями возвращения к рыночной экономике, словно подчиняясь закону "политического маятника", отвернулись от прежней правящей коалиции и отказали ей в доверии. Настроения избирателей благоприятствовали левым силам в лице ВСП, которая, умело используя конъюнктуру, сумела достичь блестящих успехов на выборах.

Весной 1994 г. в парламент Венгрии прошли следующие политические силы 15:

Партии

Кол-во мест в парламенте

°/

ВСП

209

54,14

ССД

69

17,88

ВДФ

38

9,84

НПМХ

26

6,74

ХДНП

22

5,70

СМД (Фидес)

20

5,18

Аграрный союз

1

0,26

Либеральный союз -

 

 

Партия предпринимателей

1

0,26

Сопоставление итогов выборов 1990 и 1994 гг. показывает, что доверие избирателей фактически получили те же шесть основных политических партий. При этом охарактеризованное выше размещение партий на правом и левом флангах политической арены сохранилось и после выборов 1994 г. В то же время в симпатиях избирателей наблюдались радикальные сдвиги. Во взаимоотношениях между партиями и в отдельных парламентских партиях также произошли определенные изменения, требующие специального рассмотрения. Хотя они не настолько глубоки, чтобы коренным образом менять характеристики, данные этим партиям выше, однако безусловно заслуживают дополнительного внимания.

В первую очередь нужно отметить, что если процесс демократизации, начавшийся в конце 80-х годов и утвердившийся с первыми свободными выборами в парламент, укрепил позиции правоцентристских политических партий, то выборы 1994 г., наоборот, способствовали успеху левых, точнее левоцентристских сил. Социалистам на сей раздалось стать подлинными победителями, они стали основной и определяющей политической силой в новом парламенте. В их успехе, наряду с ностальгией избирателей по кадаровскому социализму, большое значение имела та политика, которую проводили руководители ВСП: скромное и спокойное поведение в оппозиции, объективная оценка реальностей в период прежнего парламентского цикла.

ВСП накануне выборов подчеркивала, что представляет интересы людей наемного труда, солидарна с теми группами населения, положение которых ухудшается. Она заявила также о своей поддержке интеллигенции и мелких предпринимателей. Наряду с заверениями о приверженности демократии и рыночной экономике ВСП в своей предвыборной программе обещала вести борьбу с обнищанием масс и снизить уровень годовой инфляции за 4 года до 15%, усилить социальную защиту граждан. Среди предвыборных обещаний партии появился тезис о стремлении к соединению национальной идеи с левым мышлением, обеспечении как индивидуальных свобод, так и равенства всех национальных групп! 6. эти лозунги и обещания ВСП, насчитывающей в своих рядах 40 тыс. членов, позволили ей занять в 1994 г. первое место среди всех прочих политических партий Венгрии, заручившись абсолютным большинством голосов избирателей. Социалисты по результатам выборов получили право формировать однопартийное правительство. Однако партия этой возможностью не воспользовалась, а заключила коалиционное соглашение с ССД и совместно с ним стала осуществлять управление страной.

Характеризуя нынешнюю партийно-политическую структуру страны, находящуюся еще в подвижном состоянии, определяя место отдельных партий в этой структуре, следует отметить,что в современных условиях принцип их деления на левых и правых неизбежно требует дополнительных уточнений. К тому же сегодня встречаются явления, прямо противоречащие традиционному содержанию этих понятий, что связано с переходным состоянием общества и политических сил. К левым партиям в европейском понимании, как известно, традиционно причисляются силы, связанные с профсоюзным движением, социал-демократические, социалистические и коммунистические партии. Левые обычно считают себя защитниками интересов лиц наемного труда, поборниками социальной справедливости и равенства; во всяком случае, исходя из этих принципов они должны отстаивать социальные завоевания трудящихся. Профсоюзы вместе с левыми партиями именно с таких позиций строили свою деятельность в Венгрии с середины прошлого века. В кадаровский период в сфере социальной политики, как известно, существовал целый набор социальных льгот и дотаций. Считаясь с их значимостью для большинства населения, их сохранили даже правоцентристские партии кабинета Й. Анталла - Борошша в 1990— 1994 гг. Нынешнее же правительство, называющее себя социал-либеральным, в марте 1995 г. решилось посягнуть на, казалось бы, святые для левых сил права и социальные интересы трудящихся, резко урезав или существенно сократив ряд жизненно важных социальных дотаций и льгот для широких масс!7. Тем самым был поставлен под вопрос тезис об обязательной приверженности партии социалистов идее социальной защиты и солидарности, как отличительной черте, определяющей принадлежность к левым политическим силам. Следовательно, реальные дела партии порой противоречат ее самоинденти- фикации. Парадоксальность ситуации усугубляется тем, что право- центристские партии выступили в защиту социальных завоеваний венгерских трудящихся от покушения на них социалистов и их партнера по коалиции.

Несмотря на подобную практику, при определении принадлежности партий к тому или иному крылу, мы все же придерживаемся прежних традиционных определений и в этом смысле пользуемся установившимися понятиями. К правым партиям принадлежат по этой схеме все остальные политические силы. Такое упрощенное деление, которое не всегда выражает сущность, является поэтому весьма условным.

К тому же следует считаться и с тем, что большинство нынешних крупных политических партий предпочитают определять себя как центристские, намереваясь подчеркивать тем самым свое размежевание с крайними или экстремистскими силами на правом или левом фланге политического спектра. Это означает, что большинство партий стремится определиться в качестве умеренной и взвешенной политической силы. Так, например, ВСП в свое время, осознав такую необходимость, приняла нынешнее название именно ради того, чтобы отмежеваться от своей предшественницы (ВСРП), которую венгерская общественность воспринимала как партию авторитарного типа, правящую партию прежнего режима. В 1990—1994 гг., находясь в оппозиции и стремясь показать, что является умеренной и выдержанной политической силой, ВСП в отличие от некоторых других оппозиционных партий вела себя достойно и осуществляла лишь конструктивную критику тогдашней правящей коалиции. В посткоммунистической Взнгрии она определила себя как партию левого центра. Ее члены составляют сегодня пласт "новых левых" в политической структуре.

Сложившееся представление о себе решил поменять и ССД, который в свое время ворвался в политическую жизнь в качестве радикальной антикоммунистической силы (во всяком случае такой она представлялась венгерскому обществу). В 1989-1990 гг. ССД еще кичился своим подчеркнутым антикоммунизмом (видимо, желая использовать конъюнктуру и на этом заработать политический капитал), однако после того, как такая линия не принесла ему особых успехов, вдруг в 1994 г. решил поменять свой имидж и, являясь по сути правой либеральной партией, охотно принял предложение социалистов и вступил с ними в правительственную коалицию, т.е. перешел в лагерь своего бывшего противника.

Коалиционный союз ВСР - ССД стал возможен благодаря тому, что в лагере либеральных демократов (ССД, Фидес) после двух парламентских выборов, не оправдавших ожиданий их лидеров (а такой расчет имел место со стороны руководителей ССД, желавших формировать свой собственный кабинет), наметился явный перелом и начался поиск иных вариантов приспособления к реалиям. Причину неудач и нереализованности устремлений лидеров либеральных партий следует искать в таких факторах, как: общее падение интереса к либерализму в нынешних условиях (либеральные ценности не только в Венгрии, но и на Западе не нуждаются в особых доказательствах, они практически общеприняты и присутствуют в программных установках почти всех демократических партий - права человека, свободная экономика, ограничение вмешательства государства в хозяйственную жизнь, защита интересов средних слоев и т.д.); последствия прежнего политического курса и поведения лидеров ССД, в которых в ярко выраженной форме присутствовали довольно броские черты экстремизма (хотя скорее показушного, явно конъюнктурного характера), жажда власти, нетерпимость, стремление расшатывать еще слабые основы венгерской демократии с помощью демагогических приемов.

Все это в итоге привело к тому, что в условиях закономерного колебания политического "маятника" избиратели должным образом оценили несколько скорректированную политику свободных демократов. Положение ССД не спасла даже замена его основных лидеров. Свободные демократы оказались в свободном падении и за четыре года, от выборов до выборов, потеряли еще 6% голосов избирателей. Стала очевидной необходимость поиска новых ориентиров, и руководство ССД во главе с его председателем И. Пете пошло на коалицию с социалистами.

Если ССД в новых условиях сделал шаг влево, порывая с прежней антикоммунистической ориентацией, то другая либеральная партия - Союз молодых демократов (Фидес), который раньше своего бывшего "старшего брата" понял необходимость перемен, наборот, оставаясь верным своим общелиберальным принципам, осознав важность учета национальных особенностей и интересов страны, несколько сдвинулся в сторону "национального либерализма" (по крайней мере об этом свидетельствует его сближение с такой правоцентристской партией, как ВДФ).

Нашли ли свою окончательную политическую нишу либералы в венгерской политической структуре, покажет время. Судя по западным аналогам, эта ниша находится где-то правее политического центра, что, видимо, осознали либералы из Фидеса. Есть ли альтернатива для либералов на левом фланге, куда переместился ССД, выяснится в будущем. В современных условиях Федис возмужал, стал более зрелой и взвешенной партией. Эта бывшая "напарница" ССД, которую раньше многие считали его молодежной организацией, приобретя политический опыт, в 1994 г. отделилась от "пуповины" и стала самостоятельным фактором венгерской политической жизни. Фидес, в отличие от ССД, оставаясь приверженным либерально-демократическим устремлениям, не переметнулся в лагерь бывшего идейно-политического противника, а сблизился с другими, более умеренными силами на правом фланге.

С учетом сказанного и в соответствии с классической схемой перед нынешним ССД есть альтернатива: либо после некоторого сопротивления раствориться в партиях левого фланга, либо совершить очередной крутой поворот и вернуться в центристский лагерь. Правда, по некоторым оценкам существует и вариант превращения нынешних союзников по социал-либеральной коалиции в единую партию.

Выборы 1994 г. показали, что социальная база правоцентристских сил Венгрии далеко не однородна. К их сторонникам относятся выходцы из среды прежних буржуа, верные историческим традициям средние слои, зажиточная часть интеллигенции, частные предприниматели и торговцы, бизнесмены, богатые крестьяне, которые ожидают повышения своего социального статуса от обуржуазивания общества. Основная масса этих сил на последних выборах отдала свои голоса ССД, ВДФ, ХДНП и партиям, выражающим интересы специфических слоев: крестьяне голосовали за НПМХ, а молодежь за Фидес.

Следует отметить, что наряду с избирателями, проголосовавшими за левые и правоцентристские партии, существует определенная категория населения (около 10%), которая предпочла на выборах не поддерживать ни умеренных левых, ни явных рыночников. Эти избиратели, как правило, не довольны тем, как осуществляется смена общественного строя, разочарованы в произошедших переменах и высказываются за радикальную политику. Радикальные политические силы на левом фланге представлены избирателями и членами новой ВСРП, а на правом - сторонниками Партии венгерской правды и жизни, а также частично избирателями, которые голосовали за НПМХ. Радикализм, как известно, обычно усиливается в условиях ухудшающегося социального положения масс. Он является реакцией людей, потерявших надежды и не находящих альтернативы. Появление радикальных течений (правых и левых) в сфере политики — явный симптом потери перспектив, за него ответственны те силы, которые не могут предложить выход в создавшейся ситуации. В период 1987-1994 гг. в Венгрии радикальные течения существовали лишь в качестве побочного явления и не определяли общеполитическую ситуацию. Правда, по некоторым оценкам политологов, весной 1994 г. влияние политического радикализма несколько усилилось 8.

Для правоцентристских партий Венгрии, входивших в состав прежней коалиции, после выборов начался далеко не простой период. Возникла насущная необходимость анализа допущенных ошибок и просчетов. В самом трудном положении оказалась главная сила правоцентристской коалиции - ВДФ. Над ней висел груз 4-летнего правления, ей необходимо было преодолеть внутрипартийную разобщенность, вытекающую из характера партии, как "собирательницы". В условиях полевения политических настроений в 1994 г. все это приводило к необходимости новой самоидентификации партии, подтверждения или уточнения ее облика. Впрочем, подобные проблемы с неизбежностью вставали перед каждой из наиболее значительных партий, и не только бывших союзниц ВДФ, но и ССД и Фидес, СДПВ и ВСП.

ВДФ не был однороден, включая в себя как минимум три идейнополитические течения, которые ранее довольно толерантно относились друг к другу!9. Однако, если на прежнем этапе в партии определяющими были народные (плебейские) ценности и отстаивание интересов носителей такого сознания, а национально-буржуазные и национально-либеральные еще находились как бы на втором плане, то позже все больше выдвигалась буржуазная направленность устремлений партии.

В условиях, когда партия пришла к власти и во главе правительства встал Й. Анталл, ее лидеры все более сознательно, но далеко не без давления печати стали отказываться от первоначальных народных ценностных ориентаций и стали отстаивать национально-консервативные христианские ценности (впрочем почти незаметным был уход и от либеральных установок).

Процесс смены приоритетов или ориентации является, видимо, естественным для новых партий, тем более для тех, которые объединяют различные течения, ибо у них еще продолжается поиск своего идейно-политического облика и места в политической структуре страны. Вполне закономерно это явление и для ВДФ, ведь будучи первой серьезной и умеренной политической силой (на первом этапе единственной реальной альтернативой ВСРП), он объединял самые различные силы, в том числе ушедших из государственной партии. Видимо, по этой причине до 1994 г. ВДФ не удалось превратиться в современную народную партию. После поражения на выборах 1994 г. перед партией неизбежно встала задача самоанализа и самоопределения.

Абстрагируясь от общевенгерской ситуации 1990-1994 гг., от влияния политического "маятника", от смены приоритетов, здесь уме- 80 стно указать на одну из причин, которая привела к расшатыванию социальной базы ВДФ. После того, как на выборах 1990 г. он добился блестящих успехов, различные социальные слои ожидали от него решения именно своих проблем. Затем народно-плебейские слои, надеявшиеся на быстрое и кардинальное улучшение своего положения, восприняли перемены 1990-1994 гг. как шок и остались недовольны ухудшающимся даже в незначительном масштабе положением, что было, однако, закономерным в условиях кризиса и ломки старых общественно-политических отношений. Эти слои вслед за оппозицией критиковали правительство, обвиняя ВДФ в социальной бесчувственности. Справедливости ради, следует отметить, что в других посткоммунистических государствах и инфляция, и "шоковая терапия" были куда более значительными и вызывали куда больше нареканий со стороны населения20. Правые консервативные силы, а также ущемленные в своих правах в период коммунистического правления социальные группы, наоборот, ожидали от ВДФ более радикальных мер и решительных действий по наказанию бывших правителей, а когда этого не произошло, разочаровавшись, также отвернулись от этой партии21.

Христианско-демократическая народная партия, возрожденная в декабре 1989 г., в 1990-1994 гг. участвовала в правительственной коалиции, но не была там ведущей силой. Она выступает за демократическую многопартийность и правовое государство. Согласно самоопределению, ХДНП "не является церковной партией", но выступает за восстановление прежних прав церкви, объявляет себя хранительницей традиций христианской демократии и культуры, партией социальной справедливости. В сфере экономики она отстаивает рыночные отношения, частную собственность, однако, признавая права индивидов, высказывается за регулирующую роль государства, считая важным защиту интересов многодетных семей, пенсионеров и низкооплачиваемых категорий населения.

В рядах ХДНП насчитывается ныне 26 тыс. членов. На выборах 1994 г. ей снова удалось стать парламентской партией. С мая 1990 г. партию возглавлял JI. Шурьян, которого на посту председателя в начале 1995 г. сменил Д. Гици. После выборов 1994 г. ХДНП занялась повторным определением своего "я". Летом 1995 г. еще было трудно судить о возможных переменах в партии, однако нет сомнений, что она сохранила свои основные, ранее сложившиеся ценности и черты — верность христианской и национальной идее. ХДНП по сути является представительницей традиционного политического консерватизма. Она явно обогащает гамму партийного многообразия в нынешней Венгрии, оставаясь правоцентристской политической силой, которая, будучи весьма осторожной, по всей вероятности, и в дальнейшем сохранит позиции союзницы ВДФ.

Эти две ведущие силы венгерского политического центра — ВДФ и ХДНП, судя по сообщениям печати, к середине 1995 г. еще не сумели выйти из шокового состояния и окончательно преодолеть последствия неблагоприятных для них результатов парламентских выборов 1994 г. Материалы опроса населения, проведенного венгерским Институтом Геллапа, говорят о том, что за этими партиями осталась лишь их стабильная социальная база, насчитывавшая весной 1995 г. около 8-10% избирателей22. При этом ВДФ пользуется поддержкой прежде всего жителей городов, людей старшего и среднего поколения с высшим образованием, наиболее же последовательными сторонниками ХДНП являются женщины тех же возрастных категорий.

Независимая партия мелких хозяев, вошедшая после выборов 1990 г. в правоцентристскую правящую коалицию, также была неоднородной; в ней наметилось противостояние отдельных групп. Кризис отразился на парламентской фракции, возглавляемой Тордяном. В партии сформировались различные группировки, выступившие против этого руководителя. В марте 1991 г. Тордяна удалось сместить с его поста. Тем не менее уже в июле Тордян победил на внутрипартийных выборах и стал председателем НПМХ, что привело к расколу в партии и ее парламентской фракции. В феврале 1992 г. парламентская группа во главе с Тордяном вышла из правительственной коалиции и перешла в оппозицию. Летом того же года часть партийного руководства попыталась удалить его с поста председателя НПМХ, но суд признал его избрание законным. Некоторые из противников Тордяна в ноябре 1993г создали так называемую историческую секцию Национальной партии мелких хозяев и горожан, другие образовали Союз хозяев и горожан, в который вошла и Консервативная партия. Впоследствии эти два формирования объединились в Историческую партию мелких хозяев и горожан, во главе с Я. Сабо, которая в декабре 1993 г. приняла название Объединенная партия мелких хозяев. Однако на выборах 1994 г. эта партия не прошла в парламент, а НПМХ получила 26 депутатских мандатов.

Отстранение партий правоцентристской коалиции от власти существенно ослабило их сплоченность. НПМХ , насчитывавшая тогда в своих рядах 64 тыс. членов, стала одной из основных и к тому же динамично развивающихся оппозиционных партий с заметно растущей ныне популярностью. Конфликт НПМХ с ВДФ и ХДНП, причину которого большинство обозревателей видят в личности руководителя партии - Й.Тордяна, к середине 1995 г. несколько ослаб и правоцентристские партии стали все больше осознавать необходимость возрождения их прежней сплоченности. При этом НПМХ по-прежнему остается партией венгерской провинции и села, отстаивающей интелесы крестьянства, приверженной христианской ценностной ориентации и национальному духу, независимости страны. В то же время она решительно выступает за полномасштабное осуществление прав человека и за гражданские свободы. Ее лидер продолжает критику как левых, так и правых. Бывшие коалиционные партнеры НПМХ в лице Тордяна втречают еще немало препятствий к восстановлению прежнего союза трех партий. По их мнению, его позиция по ряду вопросов не соответствует программным установкам правоцентристских сил, а некоторые из них считают, что НПМХ, судя по ее лозунгам, можно считать скорее левой, чем правой. 33

Анализируя экономическую и социальную политику лидера НПМХ, некоторые его оппоненты подчеркивают, что вопреки высказываниям Тордяна, нельзя отказаться от выплаты зарубежного долга страны и решить одним махом социальные проблемы. Критики Тордяна отмечают, что он выдвигает лозунги, но не указывает пути их реализации. Ликвидация безработицы и проведение достойной социальной политики, за которые он выступает, действительно отвечают позиции левых сил. В то же время, как указывают оппоненты, в программе НПМХ немало и других популистских положений: низкие цены, дешевая сальскохозяйственная продукция, повышение покупательной способности населения. "Рабочих необходимо сделать собственниками и обеспечить для них беззаботное проживание, — говорится в программе. — Защиту интересов рабочих необходимо обеспечить с помощью подлинных профсоюзов" 24, Новая программа НПМХ выступает за "достойную человека жизнь" для пенсионеров, считает недопустимым увеличение возрастного срока для выхода на пенсию. Все эти меры, безусловно, популярны и не всегда совпадают с методами их современного решения. В последнее время в адрес руководителя НПМХ звучали и такие упреки, как: "Тордян находится на службе у коммунистов" 25.

Социальная база НПМХ разнообразна. Львиную долю ее избирателей составляют сельские жители. В начале ей в основном оказывали доверие жители среднего и пожилого возраста, но с 1994 г. тенденция изменилась, и ныне НПМХ получает поддержку людей различных возрастных категорий; к тому же она стала "самой мужской" партией, отмечают социологи. О стремительном росте влияния НПМХ говорят итоги апрельского (1995 г.) опроса населения, согласно которым только с февраля по апрель уровень ее поддержки возрос с 12 до 19% 26.

Произойдет ли полевение НПМХ, либо она останется в лагере правоцентристских партий и пойдет с ними на более тесное сотрудничество, предсказать трудно. Ведь она, определяя себя в качестве правой политической силы, на деле выдвигает программные требования весьма характерные для левых. Взгляды самого Тордяна ныне явно пользуются популярностью у рядовых членов партии. В то же время к середине 1995 г. правоцентристские партии все больше осознавали важность объединения своих сил в интересах победы на предстоящих в 1998 г. парламентских выборах и сделали шаги в направлении сотрудничества с НПМХ.

Рассматривая состояние партий прежней правоцентристской коалиции, необходимо обратить внимание на весьма заметное событие, оказавшее влияние на изменение расстановки политических сил с 1994 г., — на расхождение путей двух либерально-демократических партий - ССД и Фидес. Свободные демократы, как отмечалось, после выборов вступили в коалицию с ВСП, а Фидес, наоборот, сблизился с ВДФ. На деле это означает, что ССД совершил дрейф влево, а Фидес, став самостоятельной политической силой, пополнил правоцентристские ряды. Молодые демократы отказались от своей прежней роли в качестве молодежной организации ССД и изъявили готовность к союзу с ВДФ и ХДНП, чтобы сплотить правоцентристов, готовя их к будущим парламентским выборам. Как известно, к такому единству прежде всего стремится ВДФ. Большинство оппозиционных сил готовы к созданию правоцентристского блока, однако такой союз несколько затруднен позицией НПМХ, состоянием взаимоотношений с нынешним лидером этой партии.

До 1994 г. Фидес среди политических партий определенно размещался где-то между ВДФ и ССД. Сегодня положение изменилось, поскольку Фидес остался в оппозиции, а ССД, правда, с некоторой долей неопределенности, все же "перекочевал" на левый фланг политического спектра. Итак, Фидес занял место на правоцентристском крыле в качестве либеральной партии. Во всяком случае именно об этом говорят итоги дискуссии, состоявшейся в партии накануне ее VII съезда весной 1995 г., да и сами его решения. Судя по оценкам председателя партии Виктора Орбана, Фидес является правоцентристской либеральной партией, отличающейся от ССД не только тем, что тот представляет собой "скорее всего левую", чем правую партию, но и тем, что сумела адаптировать в себе такие распространенные ныне на Западе ценности, как семья и национальная идентичность. Орбан заявил также, что Фидес намерен интегрировать также некоторые ценности, считающиеся левыми, но не обязательно являющиеся только таковыми. По его словам, Фидес добивается, чтобы в обществе не было такой ситуации, когда на одной стороне существует "громадная масса рабочих, вынужденных жить исключительно лишь за счет продажи своей рабочей силы, а на другой — узкая группа малочисленных капиталистов". "Пусть будет мощный средний класс, в который войдут как обогатившиеся граждане, так и обладающие культурным богатством"28 _ выразил свое социальное кредо лидер Фидес.

Готовясь к съезду и на самом съезде руководители Фидес провели переоценку прежней политики и дали новую дефиницию своей партии, разработали ее новую программу. В программном заявлении, в частности, признаются ошибочными действия бывших оппозиционных партий осенью 1990 г., когда они во главе с ССД организовали акцию против первого демократического правительства Венгрии (имеется в виду транспортная блокада таксистов Будапешта), которая принесла как материальный, так и моральный ущерб тогдашнему правительству, да и престижу страны. Характерно, что данную акцию как ошибочную осудили многие лидеры партии в своих газетных интервью29.

Фидес (который в прошлом определяли по-разному - постмодернистская, экосоциальная, либерально-консервативная, буржуазно-правоцентристская или просто либеральная партия) в программном доку- ментеЗО уточнил официальное название партии: Фидес-Венгерская гражданская партия (Фидес-ВГП). Она причисляет себя к либеральным политическим силам, преследующим цель создания в Венгрии буржуазного гражданского общества. Подчеркивается, что Фидес, кроме защиты гражданских свобод, является также "партией социальной ответственности", выступающей за сознательную социальную и культурную политику, и с учетом этого собирается уделять особое внимание семье и ее положению в обществе. Кроме того, Фидес сделал шаг в сторону признания консервативных и национальных ценностей, которые ранее не включались в программы либеральных партий Венгрии. Поскольку национальные, религиозные, семейные и прочие ценности гражданского общества теперь нашли отражение в новой программе партии, то она может стать также программой всей национальной буржуазии. Как указывал заместитель председателя Фидес Ласло Кевер, "этот документ может быть манифестом даже нескольких западных народных партий" 31.

Из сказанного вытекает, что Фидес-ВГП пытается убедить общественность в том, что партия стала другой и стремится представлять политические интересы главным образом возрождающейся буржуазии. Во всяком случае прежняя радикальная направленность действительно заменена консервативно-либеральной и дополнена христианскими ценностями. Это позволяет ей сблизиться с другими правоцентристскими партиями и одновременно предполагает отказ Фидес от прежних макиавелистских маневров, требует более солидного стиля поведения, превращения в более умеренную и ответственную политическую силу. Долгое время оставалось неясным, почему эта партия, ранее выступавшая в одной связке с ССД, решилась на сближение с ВДФ и ХДНП. Политологи обращали внимание на своеобразный технократический радикализм прежних либералов (ССД и Фидес)32 однако не всегда учитывали, что они редко считались с историческими традициями и национальными ценностями. Сегодня же неизменно подчеркивается, что эти две партии "разбежались" по разным флангам политического спектра. Хотя и по сей день не до конца ясно, насколько прочными станут контакты Фидес с умеренными правыми силами, как удастся ему интегрировать национальные, исторические и христианские ценности, реализовать новые элементы своей программы. Станут ли они тактическими или стратегическими ориентирами политического курса — покажет только будущее. На съезде Фидес, однако, утвердилась новая ориентация партии.

В 1995 г. произошли определенные сдвиги в характере и социальной базе Фидес. Молодые демократы в прошлом несомненно являлись чисто генерационной партией и их избирательскую базу составляла городская молодежь. Ныне партия развивается, и ее рейтинг растет среди различных категорий населения. Судя по социологическим опросам, Фидес стал восходящей партией, которая в апреле 1995 г. уже пользовалась поддержкой 16% населения страны, против 8% в начале года 33. Такой стремительный рост популярности в значительной мере объясняется решительностью партии, выступившей в марте 1995 г. в защиту социальных прав и гарантий трудящихся, когда социал-либеральный кабинет приступил к их свертыванию. Популярность Фидес по-прежнему высока среди молодежи и жителей столицы.

Три оппозиционные партии (ВДФ, Фидес, ХДНП) в декабре 1994 г. на муниципальных выборах уже образовали правоцентристский блок - Гражданский союз, который помог им провести в органы местного самоуправления больше депутатов, чем если бы эти партии выступили каждая в отдельности. Первый опыт способствовал сближению и углублению сотрудничества, что со временем распространилось и на различные аспекты парламентской деятельности. Установлению более тесного межпартийного союза мешают, однако, различные подходы партий к некоторым ключевым проблемам. Так, если ВДФ и ХДНП признают необходимость государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы, то Фидес, наоборот, выступает за сокращение роли государства в этих областях и добивается скорейшей приватизации. Правда, не исключено, что принятие новой программы Фидес и некоторые уступки либерализму со стороны его партнеров позволят сблизить их позиции. Четвертая оппозиционная партия - НПМХ пока продолжает вести самостоятельную политику, хотя и проявляет известную готовность к сотрудничеству с тремя правоцентристскими силами.

О партиях левого крыла и нынешней коалиции в целом подробнее пойдет речь ниже, однако здесь все же целесообразно обратить внимание на некоторые принципиальные проблемы, стоящие перед этим союзом.

Политическая реальность такова, что ВСП с 1994 г. выразила намерение продолжить ту же самую программу преобразований, которая была начата ВДФ и его коалиционными партнерами. Это означает, что венгерские социалисты приняли философию смены общественного строя, т.е. признали парламентскую демократию и правовое государ- - ство, а также становление рыночных отношений. Они отказались от идеологического наследия кадаровского периода и открыто провозгласили свою приверженность социал-демократическим ценностям западноевропейского типа. ВСП заявила также о гарантиях личных свобод граждан, высказала намерение присоединиться к НАТО и Европейскому союзу при сохранении суверенитета страны в области внешней политики.

В 1994 г. в Венгрии некоторые полагали, что смена власти в стране приведет к возврату кадаровского социализма (со стороны отдельных социальных групп, действительно, имели место такие ожидания). Но социал-либеральная коалиция (ВСП-ССД) фактически продолжила реализацию того же политического и экономического курса, который начали осуществлять представители прежней коалиции, возглавляемой ВДФ. По оценкам ряда аналитиков, ССД в составе нынешней правящей коалиции призван играть роль гаранта того, что поворота назад не произойдет, т.е. преобразования по возрождению капитализма будут продолжены34>

Став основной правящей партией, ВСП также, как ВДФ в 1990—1994 гг., столкнулась с немалыми сложностями и проблемами. Так, если в годы правления прежней коалиции оппозиционная печать обвиняла власть предержащую партию в реставраторских попытках правого толка, часто рисуя в мрачных тонах период межвоенной истории и обвиняя лидеров ВДФ в желании возврата к ценностям того времени, то с приходом к власти социалистов она стала пугать граждан опасностью коммунистического переворота. Нет необходимости доказывать, что подобные толкования политики партий не имели и не имеют под собой реальных оснований. Оправдать ожидания избирателей, выполнить данные им накануне выборов обещания - безусловно более серьезная проблема. В 1990 г. ВДФ, а в 1994 г. ВСП удалось довольно легко убедить своих избирателей в том, что рациональной и целенаправленной политикой можно остановить дальнейшее обнищание масс и вывести страну из кризиса. Но за четырехлетний парламентский цикл ВДФ не успел решить эти проблемы, и его политический курс (несмотря на существенные и зримые успехи, выдержавшие международные сравнения) к 1994 г. разочаровал избирателей. По ряду показателей весной - летом 1995 г. такое же разочарование вызывала и политика правящей ВСП 35.

Другая проблема состоит в том, что ВСП, как в свое время и ВДФ, является партией — "собирательницей". Обе эти партии еще не дали своим членам и сторонникам необходимую новую ценностную ориентацию или, как ныне принято говорить, не представили привлекательный образ будущего общества, что, несомненно, снижает их возможности и эффективность воздействия на массы. С учетом этого обстоятельства ВСП к концу 4-летнего правления, как и ВДФ к 1994 г. также может потерять значительную часть своих избирателей. Ей на прошедших выборах было авансировано доверие, которое всегда легче приобрести, чем удержать. Не следует забывать, что большинство избирателей ожидают от ВСП улучшения своего социального положения, т.е. этакий возврат к благосостоянию и социальному спокойствию тех лет. Вместе с тем лидеры партии осознают, что к прошлому возврата нет. Сложившаяся ситуация ставит перед руководством ВСП серьезные задачи и станет испытанием на прочность. Конкретный и привлекательный образ будущего общества избирателям еще не представлен, а краткосрочная программа партии на 2-3 года на этот вопрос ответа не дает. "Общество, а вместе с ним и правительство должны брать на себя всю тяжесть переходного периода, но возникает неотложная потребность и в том, чтобы дать простому народу ответ на тот вопрос, каким станет содержание рыночной экономики и буржуазной демократии"38, - заявил в одном из интервью руководящий деятель ВСП Золтан Гал, исполняющий ныне обязанности председателя венгерского парламента. Проблема далеко не проста и не однозначна.

ВСП должна также считаться с неоднородностью своих рядов.

Ныне она объединяет по крайней мере два отличающиеся друг от друга по политической ориентации течения: левых радикалов, ностальгически тяготеющих к прежней ВСРП, и "современных левых", ориентирующихся на социал-демократическую программу (последние и определяют нынешний облик партии). Состав избирателей ВСП еще более сложен и многослоен.

Современные левые, представленные в парламентской фракции ВСП, в свою очередь, также неоднородны. Они делятся на различные идейные течения - народные (плебейское), синдикалистское (социаль- но-ориентированное на профсоюзы), "новые левые" и либералы (позицию которых укрепляет коалиционное соглашение партии с ССД). Все эти факторы, несомненно, осложняют положение в ВСП, которая, по утверждению отдельных наблюдателей, "еще не выяснила систему своих воззрений на общество, а отчасти даже на политическую сферу, не выразила отношение к истории своего прошлого"37. При этом подчеркивается, что заявлений партийных лидеров явно недостаточно для того, чтобы заполнить этот пробел. Будущее ВСП, а возможно и венгерской демократии будет зависеть от того, насколько окажется успешным 4-летний цикл правления партии со своим партнером по коалиции, сумеют ли они, обладая абсолютным большинством в высшем законодательном органе страны, до конца соблюсти правила парламентаризма, сохранить и укрепить венгерское правовое государство.

Сегодня трудно предугадать, как проголосуют избиратели в 1998 г., каково будет их волеизъявление. Названные проблемы, однако, реально существуют. Коалиция социалистов с партией свободных, или же, как они себя называют, либеральных демократов, на первый взгляд производит впечатление "странного брака", так как эти две партии, учитывая их прошлое, политическую природу и программные устремления, призваны следовать совершенно противоположным целям. Левая ВСП по идее должна защищать интересы бедных социальных слоев, ССД же, наоборот, является наиболее типичной партией капитала, а следовательно, отстаивающей интересы самых богатых и зажиточных слоев нынешней Венгрии. Поэтому невольно встает вопрос о долговечности подобного "брака". Союз бедных и богатых, труда и капитала безусловно выражает внутреннюю противоречивость нынешнего коалиционного правления, что не может пройти без последствий, хотя бы для одного из партнеров. Сошлемся на оценку венгерского политолога Л. Шаламона, который подчеркивает, что ССД добровольно "превратил себя в партию-сателлита, упустив тем самым возможность стать верным представителем буржуазной альтернативы"38. Явится ли альянс ВСП-ССД важным тактическим (а возможно, и стратегическим) поступком социалистов, ослабляющим позицию правых сил, либо приведет к росту недовольства сторонников партии, определит лишь будущее.

Не анализируя мотивы и возможные последствия для обеих партий заключенного между ними коалиционного соглашения, все же следует отметить, что за прошедшие пять лет ССД прошел путь от четко выраженного и ярко рекламируемого антикоммунизма до партнерства с социалистами, так и в долговечности нынешней социал-либеральной ных демократов, так и в долговечности нынешней социал-либеральной коалиции. По мнению политологов, более естественным был бы союз ВСП с социал-демократами.

Социал-демократическая партия Венгрии, которая также прошла трудный путь возрождения, действительно является естественной союзницей социалистов, придерживается социал-демократической ориентации. Эту партию до июля 1992 г. возглавляла Анна Петрашевич. Однако СДПВ, несмотря на свои богатые исторические традиции и авторитет в прошлом, на парламентских выборах 1990 г. не смогла стать парламентской партией. После смещения лидера в октябре 1993 г. различные группы социал-демократов избрали своим руководителем Золтана Кирай, независимого депутата парламента из числа коммунистов-реформаторов конца 80-х годов, который старался сблизить СДПВ с ВСП. Однако социал-демократы на выборах 1994 г. также не добились заметного успеха, и Кирай осенью того же года покинул партию. На его место пришел Ласло Капой, министр промышленности в 1984-1987 гг., избранный председателем СДПВ на 40-м съезде партии (октябрь 1994 г.). Съезд скорректировал политическую стратегию партии.

Будучи левоцентристской организацией, СДПВ тем не менее не стала поддерживать ни нынешнюю коалицию, ни оппозиционные силы. При этом она выражает намерение укреплять связи со всеми демократическими партиями, профсоюзами и общественными организациями, отстаивающими социал-демократические ценности. В последнее время СДПВ все теснее сотрудничает с центристской группой ВСП.

В политической структуре современной Венгрии более левой чем ВСП является Венгерская социалистическая рабочая партия (ВСРП). Она часто именует себя просто Рабочей партией, выступает за "реформированный государственный социализм" и объединяет привержен- ; цев коммунистической идеи бывшей ВСРП. Ее сторонники после возрождения партии стояли на ярко выраженных левацких позициях и не пожелали поступиться принципами. Руководство, возглавляемое Д. Тюрмером, долгое время сохраняло принцип демократического централизма и лишь со временем пошло на некоторое обновление своих взглядов. На первых свободных парламентских выборах ВСРП не набрала нужные 4% голосов и осталась самой крупной тогда (30 тыс. членов) внепарламентской оппозиционной партией. Подобными же результатами завершились для нее и выборы 1994 г., когда она собрала еще меньше голосов. Социальную базу ВСРП составляют люди пожилого возраста и рабочие в районах горнодобывающей и тяжелой промышленности, переживающих спад производства.

Прошедший в октябре 1994 г. съезд ВСРП показал, однако, что наряду с представителями традиционного мышления в партии появились и праграматики, понимающие необходимость модернизации страны. Они признают различные формы собственности при определяющей роли государственного сектора, выступают за установление особых отношений с Украиной и Россией. Прагматики в ВСРП осознают, что еще долгое время общественные отношения в Венгрии будет определять реставрация капитализма, но при этом они по-прежнему верят в социалистическую перспективу, в возможность реформирования государственного социализма. Правящую в стране социал-либеральную коалицию руководство ВСРП то критикует, то поддерживает.

Проведенный анализ становления и развития венгерского плюралистического партийно-политического ландшафта свидетельствует, что в расстановке сил на политической карте страны за 1990—1994 гг. прошли определенные перемещения. В современной Венгрии существует шесть крупных партий, в целом определяющих облик всей нынешней политической структуры страны. Эти партии вошли в парламент и пользуются наибольшим авторитетом и влиянием среди населения.

Они, как правило, определяют себя в качестве лево- или правоцентристских партий. Их стремление к такому самоопределению, выражение им доверия со стороны избирателей, в свою очередь, говорят о достаточно высоком уровне политической зрелости как самих партий, так и венгерского общества в целом, в котором крайние силы не пользуются поддержкой населения. По сути это означает, что Венгрия проявляет решимость быть демократическим правовым государством.

Примечания

1          A Magyar Szocialista Munkaspart XIII, kongresszusa. Bp., 1985. 7. old.

2          Восточная Европа на историческом переломе. М., 1991. С. 72.

3          Nepszabadsag, 1988. december 16.

4          Политические партии и движения Восточной Европы. Проблемы адаптации к современным условиям. М., 1993. С. 95—96; 102-107.

5          Там же. С. 104.

6          Magyarorszag politikai evkbnyve, 1990. Bp., 1990, 592—593. old.

7          Bozoki A. Politikai iranyzatok Magyarorszagon //Magyarorszag politikai evkbnyve, 1990. 188—189. old.

8          Ibid. 191. old.

9          Magyarorszag politikai evkbnyve, 1990. 501. old.

10        Ibid. 511-514. old.

11        Pozsgay 7. • 1989. Politikus palya a partallamban es rendszer- valtasban. Bp., 1993, 96, 100-101, 108-111. old.; Восточная Европа на историческом переломе ... С. 105-116.

12        Желицки Б.И. Трагедия ВСРП // Восточная Европа на историческом переломе... С. 105-116.

13        Венгерское обозрение. 1995. № 1. С. 10.

14        Pozsgay /. Op. cit. 248—250. old.

15        Венгерское обозрение. 1995. № 1. С. 11.

16        факты о Венгрии. 1994. № 7. С. 2-3.

17        Magyar Nemzet. 1995. aprilis 13.

18        Magyar Nemzet. 1995. februar 6.

19        Политические партии и движения... С. 95-96.

20        Там же.

21        Magyar Nemzet. 1995. aprilis 25.

22        Magyar . Nemzet. 1995. aprilis 29.

24        Uj Magyarorszag. 1995. marcius 28.

24        Uj Magyarorszag. 1995. marcius 28.

25        Ibidem.

26        Magyar . ^Nemzet. 1995. aprilis 29.

27        Magyar Hirlap. 1995. aaprilis 22.

28        Ibidem.

29        Magyar Nemzet. 1995. aprilis 29.

30        Ibidem.

31        Ibidem.

32        Babus E. Fiatal Konzervativok Szovetsege ,//HVG. 1995. aprilis 29. 89-92. old.

33        Magyar Nemzet. 1995. aprilis 29.

34        Magyar Nemzet. 1995. aprilis 25.

35        Желицки. Б. Венгрия в меняющейся Восточной Европе: Из опыта социально-экономических преобразований 90-х годов //Свободная мысль. 1995. № 4. С. 63-78.

36        Magyar Hirlap. 1994. december 30.

37        Magyar Nemzet. 1995. Aprilis 25.

38        Magyar Nemzet. 1995. februar 6.

Читайте также: