Показать все теги
Сотворение мира
Предание о двух первичных духах — Добра и Зла — наиболее полно изложено в трактате IX века «Бундахишн» («Книга Первотворения»), также основанном на проповедях Заратуштры.
Хррмазд (Ахура Мазда) и Ахриман (Ангра Май- нью) — два Духа, существовавших вечно. Но между ними нет равенства. Ахура Мазда — бог всеведущий и добрый, вечно пребывающий в свете. Его мир, его религия и время были, есть и будут вечно. Он ограничен в пространстве — ему противостоит мир Ангра Майнью, но безграничен во времени, а когда Мазда победит Духа зла — станет безграничным и в пространстве.
Ангра Майнью — дух «медленный в понимании, чья воля направлена к разрушению», вечно пребывающий в глубоком мраке. Он был, есть, но не будет — то есть ограничен и в пространстве, и во времени.
Беспредельна глубина бездны Ангра Майнью, именуемая Бесконечной Тьмой, беспредельна и высота мира Ахуры Мазды, именуемая Бесконечным Светом. Однако оба этих мира имеют предел — они ограничены в отношении друг друга. На границе этих миров находится Пустота (Вайю), в которой, по некоторым зороастрийским источникам, пребывают духи, не сделавшие выбор между добром и злом.
Учение о Зерване
Здесь необходимо сделать одно отступление. В зороастризме существует учение еще об одном божестве, Зерване (Зурване), Времени, которое до сих пор вызывает споры у верующих и ученых. Согласно этому учению, кроме Зервана Дарэгхо-хва-дата — времени циклически замкнутого, времени нашего мира, которое создано Ахурой Маздой, существует Зерван Акарана — «Время безграничное», некая божественная инстанция, которая была вечно и пребудет вечно, непредставимая, непознаваемая, неописуемая никакими словами человеческого языка. Его можно назвать Изначальным Абсолютом.
Заратуштра в Гатах впрямую нигде не упоминает о нем, но говорит, что два Духа-добра и зла были «подобно близнецам в сновидении». Таким образом, не в смысле духовного родства, но по рождению Дух Добра — близнец Духа Зла. Но идея братьев хотя бы формально подразумевает идею общего отца. Зерванистский миф говорит о том, что когда Зерван бодрствует, он начинает творить Миры. Проявленная мысль Зервана, его мудрость — это сущность доброго Духа Ахуры Мазды. Если же Зерван засыпает или, по другой версии, впадает в сомнение — возникает Дух зла, результат «сна разума» или неверного выбора. Такие ученые, как М. Бойс или Р. Ч. Зенер, считают зерванизм ересью, возникшей в Сасанидскую эпоху. Есть и другая авторитетная точка зрения, согласно которой на протяжении веков существовало открытое дам всех верующих учение — и связано оно с Ахурой Маздой, но есть и скрытое, тайное учение, передававшееся от одного поколения жрецов к другому — зерванизм. Многие крупные религиозные деятели и цари зороастрийцев были зерванитами, в том числе знаменитый Кирдер, боровшийся против еретика Мани, провозгласившего равенство Добра и Зла. В любом случае, вопрос это весьма сложный и требующий дальнейшего изучения.