ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Зороастризм
Зороастризм
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 10-01-2014 22:50 |
  • Просмотров: 2558

Древние арии и их религия

В том, что Заратуштра — реально существовавшая историческая личность, не сомневаются ни зороастрийцы, ни современные ученые. Проблема в другом. Спитама Заратуштра жил настолько давно, что даже сами его последователи затрудняются точно определить это время.

В Древней Греции о Заратуштре было уже хорошо известно. В книге Диогена Лаэртского «Жизнеописания и мнения знаменитых философов» (ок. 220 г. н. э.) приведен отрывок из сочинения Ксанфа Лидийского, жившего в Персии в Ув. до н. э. и писавшего по-гречески о великом маге Зороастресе. Имя его Ксанф толковал как сочетание двух греческих слов: «зорос» — чистый и «асгрон» — звезда. Эта народная этимология говорит о том, что уже тогда имя великого иранского реформатора и пророка было прочно связано со звездами, с астрономией и астрологией.

О времени жизни Заратуштры Диоген Лаэртский приводит две версии: по счету платоника

Гермодора (книга «О науках») Заратуштра жил за 500 лет до падения Трои (около 1700 г. до н. э.); по счету Ксанфа Лидийского — за 600 лет до знаменитой битвы греков и персов при Саламине, произошедшей в 480 г. до н. э., т. е. в 1080 г. до н. э.

В более позднем, собственно зороастрийском источнике, книге «Бундахишн» (1Хв.), а также у мусульманских авторов Масуди (Хв.) и Бируни (X—XI вв.) годами жизни Заратуштры называют 558—630 гг. до н. э. В то же время современные парсы — жители Индии, исповедующие зороастризм, считают, что он жил около 8500 или даже 9500 лет назад.

Если же обратиться к мнению современных ученых, то исходя из лингвистических особенностей сохранившихся текстов Заратуштры, наиболее вероятным временем его жизни они считают 1200 г. до н. э.

Возможно и то, что несколько знаменитых жрецов в память о первом жреце и пророке новой религии, Заратуштре, жившем в незапамятном прошлом, называли себя его именем.

Чтобы уяснить, что же нового принес в наш мир Заратуштра, необходимо обратиться к истории древних ариев, в среде которых возникло это учение.

Часть зороастрийцев (в России это, прежде всего, последователи П. Глобы) придерживается легенды о том, что зерно учения, возвещанного людям Заратуштрой, было привнесено на Землю из иных миров. Согласно этому сокровенному учению, зерванизму, предки ариев пришли с семи звезд Большой Медведицы, прежде всего — со звезд Мицар и Алькор. На Земле же последовательно сменились пять рас, живших на пяти древних континентах. Последняя из этих рас, белая или арийская раса, прибыв с Большой Медведицы, принесла с собой учение о разделении тьмы и света, добра и зла, то есть самую суть Космического закона. Первая арийская цивилизация, существовавшая, по легенде, около 40 ООО лет назад, уже обладала теми знаниями, которые позже были зафиксированы в священной книге зороастрийцев, Авесте. После гигантской космической катастрофы, когда погибла планета Фаэтон, а земная ось отклонилась, погибли и древние континенты, Аркгида (арии называли его Хайрат), Атлантида, Пацифида и Лемурия. Арии, сохранив часть знаний, в поисках новой родины двинулись на юг, где расселились по просторам Евразии.

Как бы там ни было, считается, что на территории современной России (а именно — на Урале) действительно существовало древнее арийское государство Хайрат, сначала Северный, потом — и Южный (то есть древние арии двигались с Севера). Научные данные, полученные в результате раскопок в Караганской долине под Магнитогорском, подтверждают это. Около 4000 лет назад около места Аркаим находился город (сейчас его называют тем же именем), причем выстроен он был по единому плану, как предполагают, в виде карты звездного неба. Очевидно, что Аркаим — одновременно город, храм и обсерватория. Его планировка напоминает огромный круг диаметром 160 метров с четко выделенными двенадцатью знаками Зодиака и 28 знаками лунных стоя-'

нок. Вокруг Аркаима обнаружены развалины еще 25 других городов на площади 400 на 400 км, имевших, очевидно, другое назначение. Многие тайны этого места еще не разгаданы, но ученые признают возможным, что именно сюда, к Рифейским, т. е. Уральским горам, к реке Даити (современный Урал) и озеру Воурукарта (ныне — Каспийское море) более 3000 лет назад, во времена царя Виштаспы, пришел пророк Заратуштра. Затем, уже в более поздние времена, арии расселились по Европе, часть их двинулась на юг, на территории современных Ирана и Афганистана, другая часть дошла до Индии. И в таком случае вполне объяснима содержащаяся в древнеперсидских и индийских текстах легенда о том, что прародиной этих народов является некая далекая северная страна.

Впоследствии индоиранские племена разделились на две ветви. Таким образом, древней родиной протоиранцев (предков иранских народов, персов) стали обширные территории от Волги до Западной Сибири, а протоиндоарии (предки народов Индии) расселились южнее. В основном эти племена жили по берегам рек, где можно было выращивать просо и пшеницу. Были приручены и животные — лошади, овцы, коровы, верблюды. Общее название этой культуры — «срубно-андроновская» (некоторые ученые выделяют отдельные культуры, названные по месту находок: федоровская, алакульская, саргаринская), многочисленные памятники которой обнаружены на огромной территории, где расположены ныне Россия и Северный Казахстан.

О религиозных воззрениях праиндоевропейских народов мы можем судить отчасти по археологическим находкам, отчасти по письменным памятникам: в зороастрийском «священном писании» Авесте и древнеиндийской «Ригведе» сохранилось немало архаических элементов, пришедших еще из времен первобытного многобожия.

Главными объектами поклонения пастухов и земледельцев каменного века были, конечно же, вода и огонь, составлявшие основу их существования. Арии обожествляли реки и другие водоемы, богиням этих рек приносили заотру — жертвоприношения, состоявшие из молока, листьев одного растения и сока, выжатого из стеблей другого. Эта выжимка называлась по-древнеиндийски сома, а по-древнеперсидски хаома (слово этимологически родственно русскому «сок»). Скорее всего, это был сок растения «эфедры», «хвойника»: некоторые ее разновидности содержат алкалоид эфедрин, сильный стимулятор, придающий чувство бодрости, возбуждения. Толчение в каменной ступе и приготовление ритуального напитка, приносимого богине воды, составляло целый ритуал. Тройное приношение символизировало царства растений и животных, вскормленные водой. В связи с приготовлением сока эфедры возникло представление о зеленоглазом божестве Хаоме, к которому обращались с просьбой об исцелении от болезней, о защите скота, о спасении от засухи и голода. В то же время это было божество, вызывающее священный экстаз у воинов, идущих в битву. От каждого жертвоприношения Хаоме полагалась дож — язык животного и левая челюстная кость в авестийском гимне — язык и левый глаз.

Огонь добывали весьма трудоемкими способами и отчасти поэтому надолго сохранился обычай держать его всегда зажженным. С другой стороны, в освещающем мир и греющем пламени виделось что-то таинственное и священное. Культ «вечного огня» древние арии передали многим народам и религиям. В жертву огню приносили чистые, сухие дрова, благовония (листья или травы) и жир от убитых животных. Такое жертвоприношение сопровождалось посвятительной молитвой, чтобы душа животного продолжала жить. У древних ари- ев было представление о том, что души всех приносимых в жертву животных поглощаются божеством Гэуш-Урван («Душа Быка»), Считалось, что кровавые приношения укрепляют это божество и оно заботится обо всех полезных животных.

Обряд жертвоприношений огню и воде назывался иранцами ясна, а индоарийцами яджна. Во время обряда жрец держал в левой руке пучок травы, траву или ветки кидали и подлоги приносимого в жертву животного, видимо, в знак признания, что человек, животное и растение — одной природы. Божества довольствовались намерением посвятить им жертву, а также дымом жертвоприношения. Мясо после богослужения делили между жрецами и молящимися.

Существовало и особое священное место для религиозных ритуалов: ровный участок земли прямоугольной формы, который отмечался бороздами, проводимыми по земле с молитвой, что должно было защищать от действия злых сил. Это

место, названное позже зороастрийцами пави (чистое место), опрыскивалось водой и еще раз освещалось молитвами. Жрец сидел, скрестив ноги перед огнем, находившимся в небольшом сосуде.

Особое значение придавали арии обрядам очищения, прежде всего — священных сосудов. Требовало очищения и все, связанное с мертвецами. Сначало использовали коровью мочу (как жидкость, содержащую аммиак) или пыль, затем очищались водой.

Древние арии поклонялись не только огню, воде, Хаоме и первобыку Гэуш-Урвапу («Душа Быка»), В целом их религиозные воззрения можно охарактеризовать как первобытный анимизм. У всех предметов, живых и неживых, способных двигаться и неспособных — есть сознательная сила, «майнью», что часто переводится как «дух». Были духи ручьев, деревьев, гор, различных предметов. Были и «майнью» различных человеческих качеств: смелости, ревности, зависти, раздора и т. д. К ним нужно было обращаться с молитвой, в трудную минуту они могли помочь или помешать, вселяясь в человека.

Силы природы также персонифицировались в виде божеств, земли (Зам), неба (Асман), солнца (Хвар), луны (Мах), ветра (Вата, приносящий дождь и Вайю, божество пустоты). Весьма почитались и божества клятвы и справедливого договора — Митра (у индийцев это был Варуна). Божества эти таились в самой произнесенной клятве и поддерживали того, кто ее исполнял, но могли погубить лжеца. С этим представлением связан жестокий обычай — ордалии, испытание огнем или водой.

Чтобы узнать, говорит ли человек правду, его погружали в воду, заставляли пробежать по узкому проходу между пылающими кострами или же выливали на грудь расплавленную медь. Этих божеств со временем стали почитать настолько глубоко, что назвали Лхура (бог, господин), и они стали олицетворять истину и добродетель. Третьим, еще более великим божеством был Лхура Мазда, не связанный непосредственно с какой-либо стихией «Господь мудрости», руководящий другими богами.

Одним из важнейших представлений древних ариев был некий природный закон, согласно которому существует мировой порядок: солнце встает и садится, меняются времена года и т. д. У индийцев он назывался Рта или Арта, у иранцев — Аша. В природном мире Аша — закон порядка, а в мире людей — это истина, добродетель и справедливость. Противостояло истине понятие друдж — ложь, которое также имело своего «майнью». Праведные люди назывались ашаванами, неправедные, лживые — друджванами.

Жизнь скотоводов и земледельцев протекала мирно, социальное расслоение было невелико. Археологические находки показывают, что арии жили большими семьями в примерно одинаковых, просто устроенных домах.

Но приблизительно около 1600-х гг. до н. э. люди научились обрабатывать бронзу и делать из нее оружие. Вместо повозок с тяжелыми деревянными колесами, запряженных волами, появились быстрые конные колесницы. Из общей массы выделились воинственные вожди, которые стали 

возглавлять набеги на соседей, сопровождаемые убийствами и угоном скота. Многие стали поклоняться воинственным небесным духам — дайвам (дэвам), прежде всего Индре. Эти духи даровали победу тому, кто сильнее, свирепее и принесет больше жертв. Нравственный закон Аша, закон справедливости и праведности, за соблюдением которого следили Ахуры, был им безразличен. В это смутное и тревожное время и появился Заратуштра со своими необычными проповедями.

Читайте также: