ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Зороастризм
Зороастризм
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 10-01-2014 22:50 |
  • Просмотров: 2558

Легенда о Йиме и потопе

Йима — персонаж древних, еще дозороастрий- ских мифов. Имя его этимологически восходит к слову «Близнец» и связано с легендой о близнецах, детях Солнца. Впоследствии в индоиранской культуре возникло несколько различных мифов о Йиме — солярном (солнечном) божестве, боге подземного мира, царе «Золотого века», культурном герое, приносящем человечеству новые умения и навыки.

Зороастрийская легенда наиболее подробно изложена в книге «Авесты» «Видевдат».

Когда Заратуштра спросил Ахуру Мазлу, с кем из людей он говорил до него, Мазда ответил: «С Йимой прекрасным, владетелем добрых стад... Его наставлял я в вере ахуровской, заратуштровской». Но когда Мазда попросил стать «хранящим и несущим веру», Йима ответил: «Не создан я и не обучен нести веру». Тогда Мазда сказал: «Если ты не станешь для меня хранящим и несущим веру, то ты мне мир приумножай, ты мне мир взращивай!

Ты стань мира хранителем, защитником и наставником!» — и Йима согласился. Таким образом, Йима согласился стать царем, но отказался от высшей религиозной власти, предоставив Заратуштре в будущем стать провозвестником веры.

При его правлении царил золотой век, не было ни холодного ветра, ни знойного, ни боли, ни смерти. Мазда подарил ему волшебные предметы, золотой рог и кнут, украшенный золотом. Через триста лет так размножились люди и скот, что стало тесно на земле. Йима дунул в золотой рог (согласно другому переводу — дотронулся до земли) и провел кнутом по земле, и увеличилось земное пространство на одну треть. То же самое произошло после шестисот и девятисот лет царствования Йимы, то есть он увеличил объем Земли в два раза. «И нашли себе пристанище мелкий и крупный скот и люди по своему желанию и воле, как им хотелось». На этот фрагмент Авенты ссылаются, когда говорят о северном происхождении Ариев шел по направлению к Солнцу, то есть на юг, осваивая новые территории — «расширяя землю».

Ахура Мазда устроил собрание в славной земле Арьяна-Вайджа, у реки Вахви-Даити и сказал Йиме, что на мир наступают зимы, а от них смертельный холод. Выпадут тучи снега, а потом, из-за таяния снега потекут воды. И повелел он Йиме построить «Вар, размером в бег» и внутрь принести красные священные огни, семя вкуснейших и благовоннейших растений, семя прекраснейших самцов и самок животных, всех по паре и собрать туда людей. Не посоветовал Мазда брать в Вар уродливых, порочных и больных, ибо они носят на себе знак осквернения Ангра Майнью. В Вар велел он провести воду, устроить там луга, всегда зеленеющие, где поедается нескончаемая еда, там построить дома и помещения для скота. Так и сделал Йима, вылепив Вар из глины. Состоял Вар из трех кругов: в первом круге сделал Йима девять проходов, в среднем — шесть, во внутреннем — три. Согнал он мужчин и женщин в Вар золотым рогом и закрыл Вар «дверью-окном, освещающимся изнутри», причем это место освещалось и нерукотворным и неким «сотворенным» светом. Веру же маздаяснийскую приносила в Вар птица Кар- тттипта. Так и спаслось человечество.

Нужно заметить, что строение Вара, состоящее из трех концентрических кругов — глинобитных стен, удивительно напоминает поселения древних ариев, открытые на севере Афганистана и в Южном Приуралье. В русских говорах также встречается слово «вар», «варок», означающее «скотный двор».

В более поздних персидских источниках («Дадестан-и-Меног-и-Кхрад», «Денкард») говорится, что Йима жил 616 лет и 6 месяцев, строил многие города и селения, разделил людей на четыре сословия — жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников, благодаря чему «всякое дело стало делаться с большим мастерством». Он возжег в храме огонь Адур-Фробак, священный огонь жречества. Йима обладал Хварно (благодатью, харизмой) и люди и животные в его время жили бессмертно, безгрешно, не ведая страданий. Но все-таки его настигло искушение злых дайвов, и он потерял Хварно. Возможно, случилось это из-за того, что он начал приносить в жертву животных и его упрекал в этом Ахура Мазда (Ясна 32, 8). По другой версии, Йима возгордился и возомнил себя равным Богу. Когда же его покинуло Хварно (вариант — разум), он из страха перед дайвами сошелся с демоницей, а сестру-жену свою Йима отдал демону, и от этих браков пошли хвостатые люди-обезьяны, медведи, а также целые «народы-храфстра». Ослабевшего Йиму свергает с престола трехглавый змей Дахак, Йима скитается в изгнании сто лет и, в конце концов, Дахак и брат Йимы Спитур настигают его и казнят, заживо распилив пилой.

Приход Спасителя, воскрешение мертвых и последняя битва с Ангра Майнью

Заратуштра обещал, что в конце Эры Смешения придет Спаситель мира, Саошиант («Тот, кто принесет пользу»), В 19 Ятттте Авесты сказано:

В жизнь превращая создание Без умирания, без увядания И без нетления,

Вечноживушую, вечнорастушую И самовластную,

Из мертвых восстанет И явится вживе Бессмертный Спаситель И мир претворит.

Бессмертными станут Избравшие истину,

А Ложь пропадет —

Исчезнет туда же,

Откуда пришла На праведных гибель,

Их рода и жизни,

Исчезнет злодейка,

Исчезнет злодей.

(Пер. И. М. Стеблин-Каменского)

Этого Спасителя зороастрийская традиция, вслед за Заратуштрой, называет «Воплощенная праведность» — Астват-Эрета. По более поздней легенде, в озере Касаойа хранится семя пророка (средневековые источники, стремившиеся перенести действие легенд о Заратуштре в Иран, отождествляют его с озером Хамун на юго-востоке современного Ирана). Семя войдет в юную деву, которая искупается в озере незадолго до конца света, и Саошиант появится в результате чудесного зачатия. Средневековая традиция увеличила число Спасителей до трех. Первый, Ухшйат-Эрэта, должен был родиться через тысячу лет после рождения Заратуштры, второй, Ухшйат-Нэмах, еще через тысячу лет, и еще через тысячу лет — Астват-Эрета.

Новая эпоха начнется с «Обновления мира» («Чудоделания», Фрашо-Кэрти). Поскольку первые люди, Матттиа и Машиана, питались сначала водой, потом растениями, потом молоком, потом мясной пищей, то и люди, когда пришло время их смерти, сначала перестают есть мясо, потом отказываются от молока, хлеба и пока не умрут, питаются водой. Так же будет и перед Концом Света: уменьшится алчность людей и последние десять лет они будут питаться одной водой. Затем Саошиант подготовит телесное воскрешение мертвых.

Заратуштра спросил Ахуру Мазду: «Откуда возьмется тело, которое унес ветер и увлекла вода? Как произойдет воскрешение мертвых?»

Ахура Мазда ответил: «Если мною было создано небо без колонн на невидимой («духовной») основе... если мною была создана Земля, которая несет весь материальный мир... если мною были направлены в воздушное пространство светил Солнце, Луна и звезды... если мною был сотворен в утробе матери сын и были созданы по отдельности кожа, ногти, кровь, глаза, уши и другие части тела... то каждое из того, что было сотворено мною, было для меня труднее, чем воскрешение, потому что мне при воскрешении поможет то, что они уже есть... Знай, что если уж я создал то, чего не было, то почему же для меня невозможно воссоздать то, что было?»

Сначала поднимутся кости Гайомарда, потом Матттиа и Машианы, а затем и остальных людей. Это будет продолжаться пятьдесят семь лет, а когда все воскреснут — люди узнают своих братьев, родители, жен и мужей. Затем люди соберутся все вместе и каждый увидит свои добрые и дурные дела, и грешный будет заметен, как белая овца среди черных. И грешный может укорить знакомого праведника, что не объяснил он ему, не рассказал о сущности добрых дел, и станет стыдно праведнику. Затем отделят грешных от праведных и направят праведных в Рай, где они будут три дня радоваться телесно, а грешников в Ад, где три дня и три ночи будут их наказывать. И разлучат друзей, братьев и сына с отцом, и будет плакать праведный над грешным, а грешный над собой.

Саошианту будут помогать пятнадцать юношей и пятнадцать дев. Когда же змей Гозихр (Созвездие Дракона), с лунной вершины упадет на Землю, Земля сожмется, как овца, на которую набрасывается волк. И потечет река расплавленного металла, и всех людей заставят войти в нее и очиститься. Тому, кто праведен, покажется, что он идет как бы в теплом молоке, а тот, кто грешен — пойдет в расплавленном металле.

Затем все люди соберутся в большой любви и станут спрашивать друг друга: «Где ты был столько лет? Что за суд был над твоей душой? Ты был праведен или грешен?» И все голоса сольются в один голос и вознесут хвалу Ахуре Мазде. В «Бундахиш- не» сказано также, что Саошиант и его помощники убьют быка Хадйош и из жира его и хаомы изготовят напиток бессмертия и дадут всем людям. Кто умер в зрелости — воскреснет сорокалетним, а кто в детстве — пятнадцатилетним, и у каждого будет жена и ребенок, и они будут жить с женами как сейчас на земле, но детей не будет. Наиболее праведные будут жить в горнем раю, вместе с Аху- рой Маздой.

Таким образом, наступит Эра Разделения — окончательного разделения Добра и Зла и победы над Духом разрушения. Будут уничтожены злые духи Акоман, Андар, Савар, Тарумад, Таирики За- ирик. Правдивая Речь уничтожит Лживую, а Сра- 

оша — Хешма. Ахура Мазда спустится на землю и станет первым жрецом, а Сраоша — вторым. Они возьмут в руки священный пояс и свяжут Злого духа и Аза («Жадность»), разбитых посредством «Гатовской молитвы» («Ахуна Вайрья») и по проходу, по которому они пробрались на небо, они свалятся обратно в Ад и сгорят там в расплавленном металле. И Ад очистится этим огнем, и Ахура Мазда возьмет области Ада и принесет их для расширения земли.

Читайте также: