ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Политическая жизнь Сербии после выборов 1993 г.
Политическая жизнь Сербии после выборов 1993 г.
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 03-07-2014 14:29 |
  • Просмотров: 1521

Определяющая тенденция в политической жизни Сербии на протя­жении последних лет - отношение к усилиям мирового сообщества по прекращению конфликта в Боснии. В мае 1993 г. С. Милошевич и Со­циалистическая партия Сербии (СПС) предприняли рискованный с вну­триполитической точки зрения шаг, поддержав план сопредседателей Лондонской конференции С. Вэнса и лорда Д. Оуэна по урегулированию этого конфликта. Социалисты оказали давление на руководство бос­нийских сербов и парламент сербов в Пале, потребовав согласия с указанным планом, но он был отвергнут на референдуме боснийскими сербами!. Эти действия социалистов вызвали недовольство в стане сербских радикалов; правящая коалиция, и без того непрочная, дала серьезную трещину.

Политическая жизнь Сербии дошла до точки кипения к осени 1993 г., когда лидер сербских радикалов В. Шешель обвинил СПС и лично пре­зидента республики С. Милошевича в предательстве интересов сербско­го народа. Поводом для такого обвинения стало решение официально­го Белграда пойти навстречу требованиям международного сообщест­ва и оказать давление на боснийских сербов, требуя принятия ими пла­на по урегулированию ситуации в Боснии и Герцеговине. Сербская ра­дикальная партия (СРП) выступила с инициативой о выражении в пар­ламенте недоверия правительству Сербии. Коалиция между СПС и СРП была взорвана [1].

Партия власти сделала ответный ход, обнародовав 28 сентября 1993 г. заявление, в котором призвала "все демократические силы Сербии" к борьбе против "угрозы диктатуры и фашизма", против "зла, которое олицетворяет Шешель". Лидер радикалов был обвинен в стремлении "подорвать усилия по восстановлению мира на территории быв­шей Югославии", "нагнетании военного психоза", "разжигании нена­висти к сербам среди граждан другой национальности". При этом про­звучали резкие обвинения в том, что Шешель создал незаконные воору­женные формирования на сербских территориях вне Югославии. Вслед за этим последовали аресты сербских добровольцев, принимавших уча­стие в военных действиях в Боснии и Хорватии.

В ответ В. Шешель, отвергая все наветы в "военной наживе и ба­рышничестве" , обвинил СПС в коррупции, продажности и стяжательст­ве, назвав своих партнеров по правительственной коалиции "сборищем преступников, живущих в роскоши при всеобщем обнищании сербского народа". Он выдвинул ряд требований явно популистского плана, среди которых были предложения установления на период санкций единой зарплаты для всех госслужащих, распределения по низким ценам ос­новных продуктов и товаров первой необходимости, а также продажи государственных представительских объектов для выплаты пособий пенсионерам, что вызвало особое раздражение в стане социалистов.

Обмен политическими колкостями не стал последней ступенью по­лемики. 7 октября на заседании парламента В. Шешель обвинил правя­щую СПС в серии злоупотреблений, включая коррупцию и распродажу интересов сербского народа, инициировав обсуждение в парламенте возможности голосования за недоверие правительству. Социалистам удалось сманеврировать, устроив недельный перерыв в заседании. Ис­пользуя монопольный контроль над средствами массовой информации, они ответили резкой критикой действий В. Шешеля, не дав эфирного времени радикалам [2]. Вслед за этим, воспользовавшийся удачно скла­дывавшейся для этого международной ситуацией (расстрелом парла­мента в Москве осенью 1993 г.) президент Сербии С. Милошевич рас­пустил сербскую Скупщину и назначил новые выборы на 19 декабря 1993 г. В ходе короткой избирательной кампании основным пунктом предвыборных программ всех партий стала дискуссия о будущем серб­ского народа на территории бывшей социалистической Югославии. Как саркастически отмечали наблюдатели, в ходе предвыборной гонки все партии соперничали друг с другом в определении размеров "великой Сербии" [3].

То обстоятельство, что средства массовой информации по-прежнему контролировались правящей партией, позволило СПС создать впечатление у избирателей в верности проводимого руководством страны внутри- и внешнеполитического курса как единственно возможного в той ситуации для всего сербского народа на территории бывшей Юго­славии. В ходе спринтерской предвыборной кампании партия власти не ограничилась информационной блокадой оппозиции, но и провела аре­сты среди лидеров радикалов, выдвинув против них обвинения в терро­ристической деятельности на территории Боснии.

Итоги выборов в новый 250-местный состав сербского парламента не принесли больших сюрпризов. Социалисты значительно увеличили свое представительство, получив 123 места, тогда как их прежний парт­нер по правительственной коалиции Сербская радикальная партия - всего 39. Остальные места распределялись следующим образом: Де­мократическая оппозиция Сербии - 45 мест; Демократическая партия Сербии (ДПС) - 29 мест; Демократическое сообщество венгров Вое­водины - 5 мест; Коалиция албанских партий - 3 места (албанские партии Косово вновь бойкотировали выборы).

Итоги выборов показали, что радикалы существенно ослабили свое влияние в обществе, а СПС его значительно укрепила. Второй полити­ческой силой в стране стало движение ДЕПОС — коалиция ряда партий во главе с Движением обновления Сербии В. Драшковича. Резко воз­росло влияние Демократической партии [4]. Хотя социалисты добились успеха, оправдав курс на разрыв с радикалами В.Шешеля, им все же не удалось получить абсолютного большинства, необходимого для фор­мирования однопартийного правительства.

Формирование однопартийного правительства в Сербии, которое, в силу доминирующего положения этой республики в югославской фе­дерации, является основным элементом исполнительной власти в СРЮ, внесло немало драматических моментов в политическую жизнь страны. Для создания работоспособного кабинета СПС был необходим союз с какой-либо из партий, представленных в Скупщине республики. Социа­листы предприняли поиск союзников [5]. 28 декабря 1993 г. лидеры раз­личных парламентских партий встретились с президентом Сербии С. Милошевичем для обсуждения путей и вариантов формирования ново­го правительства. В ходе встречи СПС подтвердила свой предвыбор­ный лозунг, вложив его на этот раз в уста спикера партии Ивицы Да- шича, заявившего о готовности социалистов к созданию коалиции с любой из партий, за исключением СРП. Но процесс формирования каби­нета осложнился. 29 декабря газета "Борба" сообщила об отказе оп­позиционных партий поддержать "правительство социалистического меньшинства". Менее жесткую позицию занял Зоран Джинджич, лидер ДП, который объявил о готовности помочь в формировании ново­го кабинета, но лишь в том случае, если он будет "правительством национального спасения", члены которого оставят в стороне партий­ные интересы. Джинджич указал, что СПС больше не может управ­лять Сербией одна, однако следует считаться с тем, что на выборах она получила значительную часть голосов избирателей и не может быть исключена из процесса управления страной. "Если партии серб­ской скупщины не научатся находить компромисс, то согласия не бу­дет достигнуто, а если не будет согласия, то мы будем иметь эконо­мическую блокаду, новые выборы и новый кризис" [6].

Неудивительно, что наблюдатели уделяли большое внимание взглядам 3. Джинджича и позиции всей Демократической партии (ДП) в целом. По сравнению с последними выборами "демократы" увеличи­ли число депутатских мандатов в пять раз, что говорило о росте ее влияния в Сербии. В то же время сам рекламно-красивый лидер демо­кратов привлекал симпатии избирательниц по всей республике, а его появление в руководстве страны, могло бы содействовать прекраще­нию "демонизации" сербского народа и в международных средствах массовой информации. Поэтому понятно, что закулисные переговоры между социалистами и Джинджичем о формировании кабинета взвол­новали наблюдателей. Однако сделка не состоялась, так как в ходе переговоров Джинджич выставил неприемлемое условие - лидер ДП считал возможной коалицию лишь при получении для себя поста пре­мьер-министра, тогда как С. Милошевич привык единолично решать по­добные дилеммы [7].

Если итоги декабрьских (1993 г.) выборов еще раз продемонстри­ровали неспособность оппозиционных партий выступить единым фрон­том против правящей СПС, то состоявшиеся послевыборные консуль­тации по поводу формирования кабинета показали, что большинство антиправительственных заявлений и слов презрения в отношении СПС нельзя считать искренними. Лидеры всех партий (за исключением последовательной в своей критике президента С. Милошевича и социали­стов Демократической партии В. Коштуницы) были готовы забыть о своих критических замечаниях в адрес властей и пойти на компромисс с СПС в расчете на получение мест во властных структурах Сербии, оправдав это стремлением принести пользу народу и усилить позиции своей партии.

Начало 1994 г. показало, что наследники СКЮ во главе с С.Милошевичем прочно контролировали положение в стране. Им вновь удалось предотвратить создание единого антисоциалистического фронта оппо­зиции. Поиск союзников для формирования кабинета потребовал чуть больше времени, но в этот раз, с учетом негативного опыта допуще­ния радикалов в правительство, в результате чего они получили воз­можность авторитетно разоблачать "темные махинации власти", ру­ководство СПС более тщательно отнеслось к отбору партнеров. С.Ми- лошевич выбрал иной путь создания коалиции, решив отколоть несколь­ко депутатов от оппозиционных партий в самом парламенте. В числе кандидатов в союзники рассматривались депутаты из фракции ДП и движения ДЕПОС. Возможность такого хода стала очевидной уже 1 февраля , когда представитель СПС Драган Томич, набрав при голо­совании в Скупщине 125 голосов, был избран на пост председателя парламента [8]. Тем самым руководство СПС получило новое подтверж­дение реальности сформирования "социалистического" правительства при поддержке "независимых" депутатов - их следовало лишь "най­ти". Дальнейший ход событий полностью подтвердил оправданность подобного курса.

В конце февраля президент Сербии поручил формирование кабинета Мирко МарьяновичуЭ. Следующим шагом стало присоединение к социа­листам некоторых депутатов, отколовшихся от других партий. В нача­ле марта дал согласие войти в правительство Слободан Радулович - член ДП. В то же время ее лидер З. Джинджич указал, что партия не намерена официально присоединяться к правительству М. Марьянови­ча. [10].

15 марта 1994 г. новый премьер Сербии обнародовал перед Скуп­щиной состав своего правительства. Оно состояло из социалистов, но ряд портфелей получили члены партии Новая демократия (НД), входив­шей во время предвыборной кампании в блок ДЕПОС. По воле судьбы небольшая партия, которая в одиночку не преодолела бы пятипроцент­ный барьер и смогла сделать это лишь в коалиции с ДЕПОСом, пре­дала своих партнеров в обмен на приближенность к власти. При этом НД не ограничилась ролью пассивного статиста. Ее лидер Душан Ми­хайлович занял видное место критика оппозиции, обвиняя своих недав­них союзников в неконструктивных действиях в решающий момент ис­тории сербского народа в излишне критичном подходе к сотрудниче­ству с правительством. [11].

Сформированная к весне 1994 г. правящая коалиция сделала воз­можной беспрепятственное проведение правительством твердого эко­номического курса, который получил одобрение обозревателей и ока­зался достаточно успешным в условиях жестких международных эко­номических санкций против СРЮ. В числе его положительных сторон стало обеспечение стабильности валюты, подавление скачков инфля­ции [12]. В целом итоги первого года деятельности правительства по­зволяли говорить об устойчивости кабинета, когда нейтральные на­блюдатели и правящие силы одобряли его действия, а оппозиционные лидеры умеренно или резко критиковали [13].

События 1994 г. вновь показали, что оппозиция не способна ока­зать эффективное противодействие "партии власти". Как и в прошлом, оппозиционеры не были готовы отложить свои разногласия с целью объединения для устранения от власти СПС и проведения радикальных реформ. В 1994 г. сделать это стало еще труднее, поскольку главным для всех политических сил продолжали оставаться не радикальные преобразования в стране, а "сербский вопрос" на Балканах — будущая государственная принадлежность территорий, населенных сербами и оказавшихся спорными в результате развала югославской федерации в 1991 г.

Действия оппозиции по объединению сил для противостояния мо­нополии СПС не были последовательными. Напротив, характерной чертой стала дальнейшая фрагментаризация оппозиционного полити­ческого спектра. Спорадические призывы к единению последствий не имели. Так, призыв лидера Демократической партии Сербии В. Кошту­ницы на ее съезде 26 июня 1994 г. сформировать "национальное демо­кратическое ядро" сходно мыслящих партий, группировок и индивидуа­лов, так как "демократия является условием подлинно национальной политики", отклика не получил [14].

Несмотря на потребность в объединении, вектор политического развития оппозиции был направлен в другую сторону - деление про­должалось. В начале июня 1994 г. была создана новая политическая партия, ядро которой составили одиннадцать бывших депутатов преж­ней Скупщины Сербии, ранее входивших, но затем исключенных из движения ДЕПОС и не избранных в декабре 1993 г. в новый парла­мент. Данная партия (группа Слободана Ракитича) сохранила за со­бой название ДЕПОС, еще больше запутав ситуацию вокруг формиро­вания оппозиционной коалиции. Группа пыталась привлечь к себе по­литиков других формирований (Сербского движения обновления (СДО) и др.) [15].

Главной разделительной темой для всех партий, а также спорным вопросом в политической жизни продолжали оставаться подходы к двум во многом взаимосвязанным проблемам: необходимость отме­ны международных санкций против Сербии как составной части Союз­ной Республики Югославия, ложившихся тяжелым грузом на экономи­ку и население страны; вопрос о будущей государственной принадлеж­ности тех земель бывшей социалистической Югославии, в которых сербское население к началу 90-х годов составляло большинство.

По отношению к этим проблемам политический спектр Сербии распался на две части. По одну сторону стояли партии (СПС, Новая демократия и ДЕПОС во главе с В. Драшковичем), поддерживавшие решения правительства, которое под давлением международного сооб­щества (в том числе и России) потребовало от боснийских сербов принятия плана "контактной группы", по другую — все остальные.

Среди последних выделялись Радикальная партия, Демократическая партия и Демократическая партия Сербии, резко критиковавшие дей­ствия правительства и поддерживавшие его политические силы. При этом оппозиционные партии по-прежнему не могли договориться о единстве действий. Это позволяло режиму умело маневрировать, страв­ливая оппозиционных лидеров, создавая с ними тактические союзы, при­ближая к властным структурам то одного из них, то другого. За весь период противостояния оппозиции "партии Милошевича" лишь лидер ДПС В. Коштуница сохранил репутацию непримиримого критика и со­перника "команды власти", упорно не соглашаясь пойти с нею на лю­бой альянс [16]. в 1994 и начале 1995 г. политическое руководство Сербии продолжило политику давления на лидеров боснийских сербов, не­смотря на жестокую критику этих действий со стороны оппозиции и их непопулярность в общественном мнении страны. Оно (под опреде­ленным влиянием российских дипломатов) поставило целью добиться снятия экономических санкций, наложенных СБ ООН в мае 1992 г. По мнению сербских лидеров^ путь к ослаблению и снятию санкций лежал в продолжении поддержки плана урегулирования в Боснии, выработан­ного "контактной группой" (пятью странами - Великобританией, Фран­цией, Россией, США и Германией) весной—летом 1994 г. и предложен­ного на утверждение противостоящим силам в Боснии.

Позиции С. Милошевича и правительства Сербии, поддержанные СПС и НД, были малопопулярны среди политических и религиозных кругов страны. Поведение руководства боснийских сербов, мужест­венно противостоящего совместному комбинированному (политиче­скому, экономическому и пропагандистскому) давлению международ­ного сообщества, к которому присоединился официальный Белград, вы­зывали симпатии и прямую поддержку со стороны оппозиционных пар­тий и движений Сербии.

Реакция политических партий Сербии на действия правительства в отношении боснийских сербов оказалась в центре политической жиз­ни Сербии на протяжении многих месяцев второй половины 1994 г. Па­мятуя о правительственном и общественном кризисе в конце 1993 г., сербское руководство не сразу взяло на себя смелость усилить давле­ние на боснийских сербов. Ожидаемое сопротивление оппозиции и по­тенциально всего сербского общества было оправданным - в обмен за поддержку плана Вэнса-Оуэна весной 1993 г. Белград не получил облегчения в системе экономических санкций.

Двуличие международного сообщества, обосновывавшего введение санкций в мае 1992 г. военной поддержкой Белграда боснийских сер­бов, но настаивавшего на сохранении санкций (под новыми предлогами), после того как официальный Белград прекратил поддержку Пале и да­же оказал давление, вызывало понятное негодование в стране. Подоб­ная реакция была особо оправдана тем, что лишь недавно по всей Сер­бии добровольцы, направлявшиеся помочь своим "собратьям за Дриной", повсеместно считались героями...

Возмущение сербского общества, выражением которого были заявления оппозиционных партий, осудивших антисербские действия руководства СРЮ и Сербии в отношении Пале, стало сдерживающим фактором для С. Милошевича. Сербское руководство должно было по­лучить определенные международные гарантии (предоставленные в какой-то мере Россией), а также обеспечить себе хотя бы минималь­ную поддержку внутри страны с тем, чтобы давление на Р. Караджича и его группировку в Пале в целях принятия плана "контактной груп­пы" по разделу Боснии и снятия санкций с Белграда не взорвало по­литическую жизнь страны.

В начале июля 1994 г. на конференции в Белграде, прошедшей в Сербской патриархии с благословения патриарха Павла и обсудившей план "контактной группы" в контексте последних событий в Боснии, сербское духовенство обратилось с призывом к народу страны "встать на защиту их многовековых прав, свобод и жизненных интересов для их физического и духовного выживания на землях их отцов и дедов" [17]. Данный призыв прозвучал неспроста: к тому времени руководство Сер­бии предприняло несколько превентивных шагов, рассчитывая пога­сить резкую реакцию оппозиции на согласие официального Белграда с требованием международного сообщества ввести санкции против бос­нийских сербов со стороны СРЮ. Заявления югославского и сербского руководства, направленные против лидеров боснийских сербов с целью представить их как основных виновников тяжелого, в результате санк­ций, положения сербов в СРЮ, были одновременно направлены и про­тив тех политиков в самой Сербии, которые поддерживали Пале. 7 ию­ня 1994 г. президент СРЮ З.Лилич, занявший этот пост летом 1993 г. при поддержке С. Милошевича, отметил, что "никто не имеет права ре­шать от имени граждан СРЮ вести дело к опустошению собственной страны. Стратегия вовлечения Сербии и СРЮ в войну не пройдет. Мил­лионы граждан Югославии не могут быть заложниками одного лидера вне зависимости от его принадлежности к СРЮ, Сербской Республике в Боснии или Республике Сербская Крайина(на территории Хорватии). Никто не давал им этого права, и война должна закончиться. "В то же время Лилич обещал максимально возможную экономическую поддерж­ку этим двум сербским республикам в их контактах с СРЮ [18].

Это заявление, которое было расценено как "пробный шар" С.Ми- лошевича, брошенный при помощи югославского президента, позитив­но восприняли в рядах СПС19 и в рядах группирующихся вокруг нее политических сил (председателем Новой демократии Д. Михайловичем и лидером Гражданского альянса Сербии Весной Пешич [20]. Тем самым был фактически завершен скрытый до тех пор процесс поиска СПС официальных партнеров для сформирования коалиционного правитель­ства. 28 июня 1994 г. С. Милошевич после встречи с Д. Михайловичем заявил о позитивной оценке решения НД присоединиться к правитель­ству, поддержав таким образом идею создания кабинета национально­го единства. Президент Сербии посчитал, что НД в своих действиях исходила из патриотических мотивов, оставляя в стороне мелкие пар­тийные интересы. Сам лидер НД, оценивая свою коалицию с СПС, за­метил, что у него нет причин быть разочарованным [21].

Поведение НД содействовало укреплению позиций СПС в полити­ческой жизни, позволяя начать массированную кампанию для подго­товки решения о полной изоляции боснийских сербов. 10 июля Д.Ми­хайлович заявил, что план, подготовленный международной контактной группой по Боснии является "последним шансом для мирного решения", поскольку боснийские сербы "не могут получить большего для своих национальных интересов посредством решений военных". При этом он выразил надежду, что боснийские сербы "примут правильное реше­ние - мир, самую большую победу, которая может быть выиграна сербским народом в это время [22].

Ярким событием внутриполитической жизни Сербии стало реше­ние югославского и сербского руководства блокировать границу с боснийскими сербами и прекратить поставки (за исключением гумани­тарной помощи) в начале августа 1994 г., а затем согласие на мони­торинг границы с Боснией со стороны международных наблюдателей в обмен на поэтапное снятие санкций с союзной Югославии. Эти меры были поддержаны правящими партиями [23], а спустя некоторое время и движением В. Драшковича.

Давление белградского руководства на боснийских сербов было воспринято в штыки большинством партий Сербии. ДПС назвала заяв­ление С. Милошевича и письмо правительства Сербии к руководству боснийских сербов с призывом принять план "контактной группы" "скандальным". На пресс-конференции вице-председатель ДПС Пред- раг Протич отметил, что из 14 поводов, по которым СРЮ были навя­заны санкции, вопрос Боснии был только одним из них. Он указал, что санкции не будут сняты до тех пор, пока международное сообщество не убедится в выполнении остальных тринадцати условий [24].

Решение правительства и руководства подняло бурю в парламен­те Сербии. В августе-сентябре 1994 г. состоялось несколько чрезвы­чайных его-заседаний. По требованию 84-х депутатов от СДО, СРП и СДС было созвано чрезвычайное четвертое заседание для обсуждения реакции югославских и сербских властей на решение боснийских сер­бов отказаться от плана "контактной группы". Однако "партия власти" провела резолюцию в поддержку политики правительства и президента. События достигли кульминации к концу августа, когда Демократиче­ская партия представила проект декларации, потребовавшей от скуп­щины (парламента) принятия соглашения о принципах и основе созда­ния конфедерации СРЮ с республикой боснийских сербов. В ответ на это вице-премьер Р. Маркович огласил новую декларацию правитель­ства о мирном плане [25]. Скупщина голосовала в поддержку последнего. Резолюция, предложенная клубом депутатов ДЕПОСа, не прошла. Де­путаты трех партий - СРП, ДПС и Сербского движения обновления по­кинули сессию, пытаясь создать парламентский кризис. Однако ока­залось, что в парламенте существует необходимый кворум, и было со­брано нужное большинство из 130 депутатов СПС, Новой демократии, Гражданского совета Сербии [26].

Позиции властей укрепило ослабление санкций против Югославии, предпринятое СБ ООН в конце сентября 1994 г., которое посеяло сре­ди населения надежды на их скорую полную отмену. Хотя критический запал оппозиции и сохранился, но массовой поддержки населения она не получала. Генеральный секретарь СПС Миломир Минич назвал ос­лабление санкций шагом к признанию политики СРЮ. Партнер СПС по коалиции партия Новая демократия сочла этот шаг "большим стиму­лом для населения и политических сил, высказывающихся за мир. При этом Новая демократия осудила "сторонников безответственной поли­тики и войны".

Наиболее непримиримую позицию в отношении большинства дей­ствий правительства и сербского руководства в целом продолжала занимать Сербская радикальная партия. Ее лидеры как бывшие союз­ники социалистов могли со знанием дела, авторитетно критиковать своих недавних партнеров. Главным полем критики оставалась "за­щита интересов сербского народа". Еще в начале 1944 г. в интервью журналу "Глобус" В.Шешель указал, что он не имеет ничего против нормализации отношений между Загребом и Белградом, но с учетом важной оговорки - нормализация не должна пооизводиться "за счет интересов Республики Сербская Крайина" [27] радикалы резко осудили удары авиации НАТО по позициям боснийских сербов в первой поло­вине 1994 г., связав их с попустительской деятельностью С. Милоше­вича и руководимых им сил. Радикалы оставались наиболее энергич­ными защитниками действий руководства боснийских сербов, осуждая планы "великих держав" по урегулированию в Боснии как "вредные для славянства".

С весны 1994 г. яростная, но безвредная для правящих кругов Сербии, критика со стороны СРП трансформируется в совершенно непредвиденные формы. Ведущие деятели радикалов, чувствуя свою неспособность совладать с руководством Сербии, пошли на первона­чально, казалось бы, случайные инциденты, которые вскоре превра­тились в норму, своего рода "новый курс" сопротивления всевластию СПС. Это выразилось в различных некорректных формах публичного оскорбления социалистов (плевках, выплескивании в лицо оппонентов стаканов с водой и др.). Например, после того как 18 мая 1994 г. спикер федерального парламента Р. Божович лишил слова депутата СРП Д. Марковича, начавшего обвинять власти в политических и кри­минальных скандалах, выступающий выплеснул стакан воды в лицо спикеру [28], В ответ на это власти подвергли лидеров радикалов серии административных наказаний - штрафы, заключение на короткие сро­ки. Радикалы попытались превратить судебные разбирательства в три­буну для обличения режима. Это продолжалось в течение всего 1994 г. Среди всех оппозиционных партий радикалы, как уже отмеча­лось, наиболее резко осудили позицию сербского правительства и юго­славского руководства по поддержке плана контактной группы по нор­мализации положения в Боснии и согласие Белграда на "герметиза­цию" границы СРЮ силами наблюдателей ООН с территорией, удержи­ваемой боснийскими сербами.

Однако В.Шешель раскрыл мотивы, которыми руководствовался С. Милошевич в своих действиях в отношении Р. Караджича. По его мнению, объединение Пале и Белграда не в интересах Милошевича, так как в этом случае добавилось бы 1,5 млн избирателей, из которых даже 100 тысяч вряд ли проголосовали бы за него. По данным Шешеля, Милошевич намеревался добиться смещения Караджича с руководящих постов (конституционным или неконституционными способами) [29], Се­рия инцидентов в парламентах Сербии и Югославии, в результате которых В. Шешель и его ближайшее окружение были осуждены за ху­лиганское поведение, стала ярким показателем достаточной прочности позиции "партии власти" в стране. В условиях полного правительст­венного контроля за средствами массовой информации лидер радика­лов явно стремился подобным некорректным способом все же при­влечь к себе внимание общественности, использовать судебную ска­мью для обличения режима и создания "ореола мученика". Его сорат­ники называли все это "геройским поведением".

Взгляды В. Шешеля в тюрьме стали еще резче и бескомпромисснее. Оценивая деятельность С. Милошевича, он отметил, что "тот совершил скрытый государственный переворот при помощи майоризации и под­купа отщепенцев из оппозиционных политических партий, навязал парламентариям правила, ограничивающие свободу их критики". Всю деятельность сербского руководства В.Шешель назвал "предательской и криминальной", естественно, "не отражающей национальные интере­сы сербского народа". По его прогнозам, С.Милошевич предаст и сербскую Крайину (в Хорватии), и Косово и Метохию, область Рашку и область Панония в Воеводине, а затем согласится с отделением Чер­ногории от Сербии. "Этот современный сербский Калигула может со­кратить Сербию до размеров острова Ада Цыганлия (остров в Белгра­де, место рекреации в летние месяцы — А .Е.) с тем, чтобы остаться у власти".

Как и подобает лидеру оппозиционной партии В.Шешель резко не­гативно оценил "катастрофические результаты политики режима со­циалистической партии во всех сферах деятельности", ибо "государст­вом откровенно владеют самые большие криминальные преступники, ни одна грабительская или коррупционистская афера не выведена на чистую воду. Все эффективно прикрывается. Экономика страны уничтожена". Социалисты «не имеют никакой политической концепции.

Они - пленники устаревшей и исчезнувшей идеологии; они приняли сербский национализм не искренно даже в то время, когда им разме- хивали как знаменем. Они действуют по принципу дожить с властью до завтрашнего утра. Каждый день у власти для них - большой успех.

Их не беспокоит наше будущее. Когда они увидят, что корабль тонет окончательно, они поспешат к пограничным заставам, поскольку свои счета в иностранных банках давно пополнили огромными количества­ми валюты, награбленной у бедного и обманутого народа.»

В. Шешель также попытался сыграть на антиамериканизме и ксе­нофобии. По его словам, С. Милошевич ныне надеется стать ключевым человеком для американцев в балканском регионе. Но он жестоко оши­бается, так как американцы выбросят его "как выжатый лимон". Не обошлось, разумеется, без восхваления собственной партии. Он на­звал свой арест причиной того, что "Милошевич воспринимает СРП как единственную оппозиционную партию в нынешнее время", посколь­ку будто бы "только радикалы сегодня знают, как можно одолеть Ми­лошевича и вытащить страну из политического, экономического и со­циального кризиса" [30].

В то же время лидеры СРП не забывали о борьбе против подни­мавшего голову ортодоксального коммунистического движения. Они распространяли документы, датированные сентябрем 1991 г. и под­тверждавшие причастность Лиги коммунистов - Движение за Югосла­вию (в данном случае генералов Николы Узелца и Живана Мирцетича) к вооружению мусульман перед началом военных действий в Боснии [31]. При этом В. Шешель по-прежнему не демонстрировал желания наладить сотрудничество с оппозиционными партиями, называя Джинджича и Коштуницу людьми, которые осознают, что СРП единственная альтер­натива СПС. Досталось и В. Драшковичу, по мнению Шешеля, ныне (после арестов и избиений 1993 г.) "послушному и готовому к сотруд­ничеству с преступным правящим кланом" [32]. Последнее высказыва­ние достаточно странно, так как когда весной 1994 г. стало ясно, что режим начал охоту на В. Шешеля, именно В. Драшкович немедленно изъявил готовность сформировать антиправительственную коалицию, но появление в конце мая 1994 г. на совместной конференции его и В. Шешеля, призвавших ДП и ДПС сплотить ряды, не нашло отклика у З. Джинджича и В. Коштуницы [33].

Демократическая партия привлекает пристальное внимание на­блюдателей внутриполитической жизни Сербии. Она сделала значи­тельный рывок на выборах декабря 1993 г., увеличив свое представи­тельство в парламенте в пять раз, т.е. до 29 депутатов, которые имеют поддержку в 140 городах и местечках Сербии, где существуют ее тер­риториальные организации. Лидер ДП 3. Джинджич, отличается не толь­ко рекламной внешностью, но и умением вести полемику с оппонента­ми, находить с ними точки соприкосновения в деле создания коалиций и тактического маневрирования. В начале 1994 г. в ходе формирова­ния правительства существовала, как уже отмечалось, возможность вхождения представителей ДП в его состав, но требование об обяза­тельном получении 3. Джинджичем поста премьер-министра сорвало намечавшуюся коалицию. После этого ДП стала одним из объектов пропагандистской кампании СПС с целью дискредитации партии и ее лидера [34].

Позиция ДП в отношении урегулирования боснийского кризиса отличалась достаточной мягкостью. Она критиковала точку зрения официального Белграда, вместе с тем соглашаясь с предложениями международного сообщества (планом Вэнса-Оуэна, а затем — "кон­тактной группы"), не исключая возможной корректировки отдельных их компонентов, в то же время входя в положение Р. Караджича, вы­нужденного, по его мнению, противостоять разделу Боснии в отноше­нии 51% к 49%, поскольку боснийские сербы не готовы с этим согласиться [35].

Вместе с тем в оценке положения в Боснии и Сербской Крайине руководство ДП исходило из тезиса о том, что любое внешнее влия­ние — не главное в политике боснийских и хорватских сербов, включая и позицию Белграда. ДП пыталась балансировать в этом вопросе, со­храняя благожелательное отношение к действиям сербских лидеров вне Сербии, но в то же время пытаясь не получить от международно­го сообщества ярлыка "радикалов". 13 июля 1994 г. 3. Джинджич, ком­ментируя предложения "контактной группы", указал, что боснийские сербы не могут быть удовлетворены ни качеством предложенных тер­риторий, ни системой связей между ними. Он также не отверг план возможности соединения Сербской Республики Босния с Югославией даже на конфедеративном уровне [36]. Спустя несколько дней З. Джинджич направил письмо лидерам боснийских сербов, в котором указал, что наступило время для международного сообщества получить единый от­вет от сербской нации, который "установит мир". В письме было от­мечено, что ответ Сербии, Сербской Республики (в Боснии), Республи­ки Сербская Крайина и всех сербов, живущих за рубежом, "должен со­стоять из объединенного выступления за мир, который в будущем при­несет нашей нации гарантии, что никогда больше ей не придется ис­пользовать оружие для защиты своей свободы и независимости как пришлось уже пятый раз в этом столетии". Лидер ДС указал, что "длительный мир возможен, только если он основан на-почетном ком­промиссе, а не на диктате или капитуляции". Единый ответ сербского народа убедит демократический мир, что только справедливое реше­ние будет гарантией мирного будущего для всех балканских народов [37].

Во второй половине 1994 г. под влиянием политики официального Белграда по полной изоляции боснийских сербов позиция ДП сблизи­лась с радикалами В. Шешеля и Демократической партией Сербии В.Кош- туницы. 25 августа 1994 г. именно ДП стала автором проекта резолю­ции, предложенной на обсуждение в парламенте, основным содержа­нием которой стала идея о необходимости проработки и провозглаше­ния конфедерации между Республикой Боснийских Сербов и Федера­тивной Республикой Югославии.

Руководство начало с этого времени решительно отрицать все свои прошлые неофициальные контакты с сербскими социалистами и президентом Сербии С. Милошевичем. Со стороны ДП и лично З.Джин- джича усилились обвинения в адрес СПС в том, что она "работает над возвращением самой классической коммунистической формы правле­ния", что ДП "никогда не согласится на контроль со стороны какой- либо партии всех средств массовой информации, всей экономики, го­сударственной администрации, армии, полиции..." [38].

В конце 1994 г. ДП политически укрепилась. В ее состав влилась вышедшая из движения В. Драшковича группа известных политиков (М.Маркович, В.Гайич, Д. Миличич и Б.Васильевич), солидарных с по­зицией ДП по защите национальных ценностей сербского народа, со­зданию единого государства сербов на Балканах.

В апреле 1995 г. на очередном ежегодном собрании (Скупщине) ДП присутствовало рекордное число делегатов — 730 (вопреки блокаде со стороны средств массовой информации прибыло 85% приглашенных). Доклад З. Джинджича был одобрен подавляющим большинством, а сам он вновь был избран председателем партии. Примечательным событием стало появление в числе гостей съезда первого президента "третьей Югославии" Добрицы Чосича.

Несколько по-иному проявляла свой оппозиционный характер Де­мократическая партия Сербии. Ее лидер В. Коштуница отказался, как уже упоминалось, встречаться с С. Милошевичем по поводу получения каких-либо преимуществ или мест в коалиционном правительстве с социалистами. Обозреватели отмечали, что мрачная антикоммунисти­ческая фанатичность лидера В. Коштуницы привлекала к нему лишь та­ких же, как и он, фанатично верящих в справедливость своего дела сторонников в общей борьбе против СПС — партии "перекрасившихся коммунистов".

ДПС выступила за создание единого государства в составе Ре­спублики Сербской (в Боснии) и СРЮ39. Вместе с тем В. Коштуница говорил, что весь сербский народ должен голосовать на референдуме за предложенный план "контактной группы", так как "согласие или несо­гласие с ним окажет влияние как на сербов Боснии, так и на граждан Сербии и Черногории" [40].

В конце 1994 г. В. Коштуница выдвинул идею организации сербско- сербской встречи, подразумевая под этим диалог сербов "по обе сто­роны реки Дрина" и поиск единой обоснованной позиции Белграда, Па­ле, Подгорицы и Книна. При этом он ссылался на решения архирейско- го собора Сербской православной церкви в Баня-Луке о том, что сербы не могут быть лишены права на достижение полностью легитимной це­ли — самоопределения. Главное препятствие реализации этой идеи.

В. Коштуница видел в сохранении в Сербии недемократического режи­ма, в результате чего и возникают все проблемы сербского народа. Особой критике со стороны ДПС подвергся С. Милошевич, именуемый "циничным националистом", т.е. исповедующим национализм с целью удержания власти. И все это при том, что в случае угрозы своим вла­стным полномочиям "циничный националист" легко превращается в "интернационалиста", что, по мнению В. Коштуницы, продемонстриро­вали действия С. Милошевича во второй половине 1994 г. [41]

В рассматриваемый период коалиция ДЕПОС и его стержневая пар­тия — Сербское движение обновления, переживали определенный кри­зис. В его основе лежала известная непоследовательность лидера дви­жения — Вука Драшковича, продолжавшего именовать себя сербским националистом, сторонником идеи "Великой Сербии", однако выступив­шим с осуждением "этнических чисток", проводившихся сербами в Боснии [42]. Лидер СДО и ДЕПОСа высоко ценился европейскими политика­ми, считавшими его возможной демократической альтернативой С.Ми- лошевичу. Сам В. Драшкович маневрировал между позицией мирового сообщества и "сербской идеей".

Вместе с тем маневры между осуждением политики руководства Пале и попыткой дистанцироваться от официального Белграда вели к упомянутой непоследовательности курса, заставляя многих видных членов СДО пересмотреть свое отношение к В. Драшковичу. 3 сентяб­ря 1994 г. вице-президент СДО Михайло Маркович и генеральный се­кретарь движения Владимир Гаич заявили о своей отставке, мотиви­ровав ее "событиями и отношениями внутри партийного руководства, которые приняли такие пропорции, что бесполезно говорить о демокра­тических нормах внутри СДО [43]. к ним присоединились Драган Милич и Вранко Васильевич. Вслед за данным несколько туманным объясне­нием "диссиденты" СДО высказались определеннее. Как впо­следствии объяснил уход В. Гаича и его группы один из членов "мо­лодого поколения" СДО Б. Васильевич, движение "оставило националь­ную политику, бывшую его защитным знаком". Козырем прежнего кур­са был вопрос выживания и сохранения сербского наоола в песпублике Сербской и в Республике Сербская Крайина. Это — « исторический мо­мент, в ходе которого на развалинах бывшей Югославии сербы должны создать свое государство». Второй причиной Б. Васильевичем был на­зван организационный вопрос. По его словам, "СДО - популистская партия, движение и в качестве такового представляет собой волну, ко­торая все сметает на своем пути или же разбивается о стену. СДО разбился о режим, а поэтому был необходим переход его в новую фа­зу, превращения из движения в подлинную политическую партию" Это и попытались сделать В. Гаич и молодежь вокруг него, в числе которых был и сам Б. Васильевич. В качестве третьей причины называлась узурпация власти со стороны ряда лиц из окружения В. Драшковича, которые не были готовы нести ответственность за поражения в ходе предвыборной кампании. "Диссиденты" не ставили под сомнение ав­торитет лидера движения В. Драшковича, но выразили недовольство влиянием его супруги Даницы на принятие политических решений, от которых зависела деятельность СДО [44].

Решение о смягчении санкций против СРЮ в гуманитарной и спор­тивной сферах было с удовлетворением воспринято коалицией ДЕПОС и его основной партией - СДО. В. Драшкович призвал к дальнейшему и быстрому снятию санкций ООН. По его мнению, нет оснований к их сохранению. Он также осудил высказывания тех политических лидеров Сербии, которые считали, что за решение СБ ООН о смягчении санк­ций уплачена высокая цена. По его мысли}нет такой цены, которую не следует заплатить с тем, чтобы предотвратить разрушение, потоки бе­женцев, нищету и ужас, сопровождающие продолжение войны [45]. Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

В середине 90-х годов режим, опирающийся на СПС, продолжал держать бразды правления в своих руках, умело маневрируя и раска­лывая оппозицию.

Оппозиция оставалась разобщенной, лидеры всех основных ее пар­тий (за исключением ДПС) продолжали втайне надеяться на благосклон­ное внимание С. Милошевича, рассчитывая оказать влияние на полити­ческий курс страны участием в правительстве или получением некото­рых материально-финансовых льгот, с тем чтобы укрепить свои партий­ные организации.

При этом лидеры оппозиции были готовы идти на коалицию лишь в случае смертельной угрозы со стороны правящего режима (чего не предвиделось ввиду стремления правительства освободиться от санк­ций и вернуться к нормальному взаимодействию с внешним миром.). Правящему режиму удалось сформировать правительство, которое до­статочно умело руководило экономическими преобразованиями в усло­виях жестких санкций со стороны международного сообщества. Ста­бильность в экономической жизни позволила "партии власти" начать давление на боснийских сербов, чтобы в обмен на отмену санкций про­тив Белграда побудить их принять план "контактной группы".

Белград получил некоторое ослабление санкций в результате со­гласия оказать давление на боснийских сербов ("герметизация границы"), что укрепило позиции СПС внутри страны и снизило чувствитель­ность общества к критике со стороны оппозиционных партий, обвиняв­ших посткоммунистический режим в предательстве интересов сербско­го народа. Вместе с тем атаки боснийских мусульман на позиции бос­нийских сербов, имевшие место в конце 1994 — первой половине 1995 г. несколько скомпенсировали сложившийся перевес СПС в об­щественной жизни. Оппозиционные партии получили основание обви­нить ее правящие круги в целом в том, что их политика давления на Пале позволила мусульманам нарушить перемирие и перейти к актив­ным военным действиям. Но правящий режим в Сербии продолжал проч­но удерживать власть в республике.

Последующее давление (в том числе и военное) мирового сообще­ства на боснийских сербов, организованное под руководством США (миссия помощника госсекретаря США Р. Холбрука) в августе—сен­тябре 1995 г. вызвало некоторое возмущение со стороны сил оппози­ционных правящему режиму. Но это не внесло изменений в ситуацию в Сербии. Равноправное участие С. Милошевича наряду с лидерами мусульманской части Боснии и Хорватии на переговорах в Дейтоне (США), а затем и при подписании соглашений в Париже, показало, что югославский режим получил формальную поддержку в столицах стран- участниц контактной группы. Это позволило сербскому лидеру еще больше укрепить собственные позиции, провести "чистки в партии", из­бавившись от оппозиции избранному курсу в "боснийском вопросе" внутри СПС.

На заседании Главного комитета СПС в конце ноября 1995 г. бы­ли сняты с постов заместителей председателя Главного комитета Бо­рислав Йович и академик Михаил Маркович (это состоялось в их отсут­ствие), а из состава Исполкома СПС выведен Милорад Вучелич. Заме­ны были проведены и в руководстве городского комитета Белграда и в Воеводине. Проведенные перестановки наблюдатели связали со стрем, лени ем С. Милошевича убрать оппозицию дейтонским соглашениям, а также свидетелей прошлого курса СПС, скрыто (а порой и явно) под­держивавшего идею создания Большой Сербии на территориях прожива- вания сербов в соседних с Сербией регионах. Большинство смещенных руководителей в критические дни геноцида хорватских частей над на­селением сербских территорий Хорватии летом 1995 г. требовали вве­дения частей ЮНА для поддержки сербов. Вместе с тем перестановки в руководстве СПС имели также скрытый подтекст. Они устранили противников сближения СПС с движением Объединенные левые Юго­славии (возглавляемое супругой С. Милошевича М.Маркович), курс на которое взял лидер СПС в предверии выборов в высшие законодатель­ные органы Югославии.

А.Б.Едемский

Из сборника «Политический ландшафт стран Восточной Европы середины 90-х годов»

Российская Академия наук, Институт славяноведения и балканистики, Москва, 1997

Примечания

1 Договоренности, предложенные лидерам трех общин Боснии и Герцеговины сопредседателями международной конференции по быв­шей Югославии, получили название "план-Вэнса-Оуэна". Они состояли из следующих основных компонентов: соглашение по конституционно­му устройству; карта разделения страны на десять автономных провин­ций, а также соглашение по военным и смежным вопросам. К ним при­нято относить и документ по "временным договоренностям в отноше­нии БиГ", первые два раздела которого посвящены принципам созда­ния временного центрального правительства страны на переходный пе­риод и временных правительств провинций. Проект организации вре­менного управления Боснией и Герцеговиной в переходный период, пе­реданный 29 января 1993 г. С. Вэнсом и лордом Д. Оуэном на одобре­ние представителям трех общин,был полностью опубликован ИТАР- ТАСС (См.: КОМПАС. 1993. № 29. С. 3-14).

2 Markotich St. Serbian President Focuses on Creating a Greater Serbia .//RFE/RL Research Report. Vol. 3. ,¥ 30. 1994 . 29 July. P. 11 — 12; Кондратов А. Конфликт между социалистами и радикалами // Ве­сти Европы (Вестник ИТАР-ТАСС). 1993. 1 октября. С. 7-9.

3  £emi L . Svi konci u vozdovim rukama //Danas. Broj 51. 1993. prosinca. S. 42.

4 Итоги голосования во многом подтвердили результаты опроса социологов, проводившегося в ноябре 1993 г. Центром политических исследований и изучения общественного мнения Института обществен­ных наук Белградского университета. Согласно опросу, 52 % населе­ния имели "очень благоприятное" или "достаточно позитивное" отно­шение к С. Милошевичу. 41% оценивали свое отношение к нему "как очень неблагоприятное" или "достаточно неблагоприятное". 27% насе­ления считали Милошевича политиком, который заслуживает наиболь­шего доверия. Для сравнения: соотношение Воислава Шешеля было 23%

(благоприятная оценка) к 50% (неблагоприятная). Соотношение В.Драш- ковича - 23% против 48% "очень неблагоприятно" и 20% "весьма не­благоприятно". Итоги опроса объясняют причину того, почему все пар­тии придерживались тезиса о необходимости создания "Большой Сер­бии". На вопрос о том, полагают ли они, что правительство Сербии должно обеспечить "защиту прав сербов вне СРЮ", три четверти опро­шенных посчитали это приоритетом действий правительства или, по крайне мере, желательной целью. Лишь 14% указывали на нежелатель­ность подобных действий правительства, так как страна имеет "слиш­ком много более важных проблем, чем забота о сербах вне Сербии".

11% не было уверено в том, следует ли ставить эту проблему в число приоритетных. Сходным было и отношение населения страны к пробле­мам "боснийского урегулирования". 37% считали, что сербы должны сохранить завоеванные территории. 33% полагали, что большая часть территорий должна быть сохранена. Лишь 10% полагало, что босний­ским сербам следует согласиться с территориальным разделением "плана Вэнса-Оуэна", и сохранить только то, что предлагало оставить мировое сообщество. Любопытными были ответы на вопрос: "считаете ли вы, что существуют еще дополнительные территории в соседних стра­нах, которые справедливо принадлежат Сербии". 15% респондентов вы­разили свое "полное согласие", 17% указали, что согласны "в некото­рой степени", 44% — "не согласились", а 23% сообщили, что они не го­товы к ответу (см.: Maikotich St.jMoy P. Political Attitudes in Serbia// RFE/RL Research Report. Vol. 3. № 15. 1994. 15 April. P. 36.

4 Несколько ранее, в последние месяцы 1993 г., С.Милошевич предпринял усилия договориться с известным югославским бизнесме­ном из Женевы Б.Вукобратом, запрашивая его о согласии занять ме­сто премьера Сербии (см.: Bari&ic М. Milo^evicev novi Panicf JJ Danas. Broj 51. 1993. 28 prosinca. S. 10-11. Больше это, правда, похоже на предвыборный маневр, целью которого было показать возможности режима быстро преодолеть последствия санкций, имея во главе пра­вительства опытного предпринимателя с широкими связями в между­народном бизнесе и политических кругах ведущих стран Запада и Рос­сии. В Москве на презентации его книги весной 1993 г., состоявшейся в здании ИМЭМО, присутствовало немало авторитетов, в том числе и мэр Москвы Юрий Лужков.

5 Supplement to the RFE/RL Research Report. 1994. Vol. 3. № 3. P. 15.

6 По нашему мнению, не следует придавать большого значения словам Джинджича, поскольку его толерантность к социалистам объ­яснялась в тот момент борьбой за пост председателя Демократической партии. Тогда возникли сложности с занятием этого поста, так как часть партийных функционеров обвинила его в недемократическом, авторитарном стиле руководства. Следовательно, подобные маневры бУли необходимы Джинджичу для "внутреннего" употребления. 31 ян­варя он избирается председателем партии ("за" его избрание проголо­совало 286 человек, "против" - 69), контроль над организацией был восстановлен (RFE/RL News Briefs. 1994. 31 January—4 February. P. 12.

7 Кондратов А. Итоги парламентских выборов в Сербии //КОМПАС, Вестник ИТАР-ТАСС. 1994. № 2. С. 20.

8 Итоги голосования продемонстрировали, что социалистам уже удалось получить поддержку от других членов парламента. Пресса от­мечала вероятность достижения соглашения между СПС и Демократи­ческой партией Джинджича, содействовавшей победе кандидата СПС, хотя сам Джиджич это опроверг (см.:Markofic St. Serbia’s New Goven- ment// RFE/RL Research Report. Vol. 3. № 17. 1994. 29 April. P. 9 ). Пресса, основываясь на том факте, что в момент голосования в зале присутствовал только 121 социалист-депутат, тогда как Томич полу­чил 125 голосов, делала вывод, что СПС нашла точки соприкосновения с людьми Джинджича и им самим. Хотя последний указывал, что де­путаты его партии голосовали за оппонента Томича — представителя "радикалов" (Supplement to the RFE/RL Research Report. 1994. Vol. 3. № 6. P. 15).

9 Borba. 1994. 23 februar.

10 RFE/RL News Briefs. 1994. 7—11 March. P. 14.

11 H Markotich St. Milosevic Flexes His Political Muscle .//Transition. Vol. 1. № 1. 1995. 30 Janyary. P. 56; Markotich St. Serbia’s New Go­vernment// RFE/RL Research Report. Vol. 3, № 17. 1994. 29 April. P. 8-12.

12 Об итогах первых семи месяцев деятельности правительства сообщалось в материале ИТАР-ТАСС о совещании у президента Сер­бии С. Милошевича высокопоставленных государственных и хозяйст- ственных деятелей 13 сентября 1994 г. (см.: Вести Европы. 1994 г. 19  сентября. С. 7—9). Об итогах первого года см.: Markotich St. Mi­losevic Flexes His Political Muscle //Transition. Vol. 1. № 1, 1995. 30 January. P. 56.

13 KoctnuH В. Окретни специалиста //НИН, 1995. 7 април. С.10-14.

14 Opposition leader urges formation of ’ national democratic core;// SWB EE/2033 C/3 1994. 28 Jun. В отличие от случая с Джинджичем подобный щжзыв последовательного борца с наследием коммунистов и партией власти фанатически преданного этой борьбе В. Коштуницы не следует трактовать как мостик для выборов в руководство своей партии, хотя на том съезде В. Коштуница был переизбран председате­лем ДПС.

15 New party formed by 11-member group of Depos deputies ;//SWB, ЕЕ/2016 C./10 1 994. 7 June.

16 Очередным шагом, усиливающим "партию власти" в Сербии стало во многом синициированное супругой президента Милошевича Мирьяной Маркович объединение партий, групп и движений левой ориен­тации, начатое в конце июля 1994 г. На состоявшейся 23 июля 1994 г. в Белграде встрече представителей 22 партий была принята програм­мная декларация. По мысли инициатора этого объединения супруги Ми­лошевича Мирьяны Маркович^накануне XXI столетия левые нуждаются в новой теории, новой организации и новых людях. Однако, если тео­ретизирование по поводу новых концепций, которые необходимо изо­брести и взять на вооружение в следующем столетии, имело лишь не­определенные перспективы,' то в краткосрочном плане режиму удалось обеспечить поддержку некоторого спектра политиков для снятия санк­ций в ФРЮ. Как отметила Маркович на пресс-конференции, все сербы Боснии и Югославии примут "пакет предложений" международного со­общества, поскольку "это единственный путь для сербов Боснии и всех, занятых в войне" (см. New left-wing parties want unification; New left- wing group urges Bosnian Serbs to accept peace plan ;//SWB EE/2056 C/3). Деятельность сторонников Милошевича на левом крыле была осо­бенно успешной. 24 августа 1994 г. Югославский совет Лиги коммуни­стов - Движение за Югославию издало заявление указавшее, что "ре­шение продолжить войну мотивировано не интересами сербского наро­да в Боснии и Герцеговине, а интересами их представителей в Пале”.

В заявлении было указано, что "представляется логичным, что власти в Пале выступают против мира, так как их экстремизм сделал вклад в войну в той же мере, что и мусульманский или хорватский экстре­мизм". В заявлении было указано, что власти Пале сопротивляются миру "по личным мотивам", поскольку в условиях мира встанет вопрос

об их ответственности за различные деяния, совершенные в ходе воен­ных действий. В заявлении отмечалось, что обретение мира - в инте­ресах всех народов региона (см.: Personal reasons behind Pale con­tinuation of war //S^B 26 Aug 94 EE/2084 C/1).

17 Serb bishops appeal for rejection of contact group’s Bosnian map; Bishops call for referendum amongst Serbs on Bosnian future ;//SWB EE;/2041 C/1-2. 1994. 7 July.

18 Lilic^says FRY citizens cannot be hostages of nany leader —war must end //SWB EE/2020 C/1.

19 Там же. С. 2.

20 Там же. С. 1.

21 Данная встреча была широко растиражирована средствами мас­совой информации и состоялась в день завершения первых 100 дней деятельности правительства Марьяновича, сразу же после встречи Ми­лошевича с главой кабинета.

22 Serbian New Democracy Party Leader: Bosnian Serbs should ac­cept peace plan. ;//SWB EE/2045 C/1. 1994. 12 July.

23 Socialsit Party supports Yugoslav government’s action against Bosnian Serbs ;//SWB ЕЕ/2067 С 4: 1994 . 5 Aug.

24 SWB EE/2066 C/1. 1994. 5 Aug.

25 Полный текст см.: SWB ЕЕ/2086 C/5. 1994 . 29 Aug.

26 Serbs have no chance of getting more than already offered Joviq// SWB EE/2048 C/3. 1994. 15 July.

27 RFE/RL News Briefs. 1994. 31 January — 4 February. P. 12.

28 Supplement, to the RFE/RL Research Report. Vol. 3. № 21.1994.

29 Borba. 1994. 10 Jun. S. 2.

30  Смотри интервью В. Шешеля в еженеделнике НИН. Оливера Ми- летовйЙ. Сан>ао сам Слобу. //НИН. 1994. 11 новембар. С. 18-19.

31 SWB ЕЕ/2020. 1994. 13 June. С/2. 90

32 См. интервью В. Шешеля в еженеделнике НИН. Оливера Милето- ви1\. Сан>ао сам Слобу //НИН. 1994. 11 новембар. С. 18-19.

33  Kovacic М.,- Uikuljanac М. (Draskovic"uz Se&elja 16ekaju se ©indie" i Kostunica //Nedeljna Borba. 1994. 21—22 Maj. S. 1.

34 3opaHTjHH*pih, председник Демократске странке, Xotie да ме склоне // НИН. 1994. 21 октобар. С. 16-17.

35 Зоран Tjhh^mK, председник ДС - Драган Бу]ови1ь Ми нисмо апре­ли //НИН. 1995. 21 април. С. 16.

36 Contact group proposals “unacceptable” _ opposition parties;// SWB EE/2048. 1994. 15 Jul. C/3.

37 Democratic Party leader Kostunica advocates union with Bosnian Serbs ;//SWB EE/2024 C/2—3; DS party head urges “ honourable compro­mise” on Bosnian Serbs ;//SWB ЕЁ/2052 C;/l.

38 Зоран редседник ДС - Драган БурвиЬ. Ми нисмо ari*)'e-

ли //НИН. 1995. 21 април. С. 16.

39 Democratic Party leader Ko’Stunica advocates union with Bosnian Serbs//SWB EE/2024 C/2-3.

40 Contact group proposals “unacceptable” — opposition parties;// SWB EE/2048 C/3. 1994. 15 Jul.

41 ГдишиМ U. Летокрака с ружом //НИН. 1994. 2 децембар. С.15- 16. В статье дано интервью с В. Коштуницей.

42 Markotich St.,<Moy P. 'Political Attitudes in Serbia ;//RFE/RL Research Reports. 1994. 15 April. Vol. 3. № 15. P. 33.

43   SWB. 1994. 6 Sep. EE/2093 C/2.

44   См. интервью с Бранко Васильевичем i в еженедельнике НИН: MunemutJ. Одлазак апостола СПО-а //Нин, 1995. 10 фебруар.С.16-17.

45 Draskovic: further lifting of sanctions necessary //SWB EE/211 C/3-4.


 

Читайте также: