Показать все теги
В 1995 году в Польше, прошедшей путь кардинальных политико-идеологических перемен, к исполнению обязанностей приступило шестое по счету правительство. Итак, за шесть лет — шесть правительств. Однако развитие страны по новому курсу по некоторым своим признакам, особенно к концу отмеченного париода, стало напоминать движение по кругу. Политические деятели прокапиталистической, правой, рыночно-демократической ориентации все более стали опасаться рекоммунизации.
Начиналось же все даже не в 1989 г., а раньше. Состоявшемуся в феврале того года "круглому столу" предшествовали важные общественно-политические события. Пожалуй, не менее значимой вехой, чем диалог коммунистических властей и их политических противников стала амнистия, объявленная правительством в сентябре 1986 г. всем "некриминальным" заключенным, в результате чего на свободе оказались лидеры и наиболее заметные и активные деятели политической оппозиции, в том числе руководство "Солидарности". Оно восприняло решение властей с удовлетворением, но спустя десять дней после решения об амнистии - 21 сентября 1986 г. заявило, что одно лишь освобождение узников не устраняет причин социальной напряженности и экономического упадка страны. Если власти этим актом намеревались, показав свое великодушие, "утихомирить" общественное мнение и укрепить собственные позиции, то оппозиция расценила амнистию только как начало длительного процесса политического преобразования общества. Первоочередными задачами определялись: восстановление профсоюзного плюрализма, перестройка экономической системы и создание политического климата, позволяющего осуществлять независимую общественную деятельность. Освобождение политических заключенных оценивалось как необходимое, но далеко не достаточное условие для начала диалога властей с оппозицией. Именно подготовкой к нему объясняется создание Временного совета "Солидарности", укомплектованного из недавно освобожденных известных солидаристских деятелей. "Солидарность" была на подъеме и перехватывала инициативу у ПОРП. Так, один из руководителей "Солидарности" Б. Геремек подчеркивал, что амнистия представляла собой начало новой политики властей, которые перед лицом экономической катастрофы стремятся расширить участие представителей общественности в политической жизни и тем самым смягчить взрывоопасную ситуацию, получить поддержку в осуществлении реформ. Наступательность, однако, сочеталась с готовностью идти на компромиссы. Лидеры "Солидарности" выразили готовность рассмотреть вопрос о постепенном восстановлении профсоюзного плюрализма, выслушать аргументы правительства относительно явлений, которые оно считало общественно опасными. Бывшие заключенные стремились поддержать правительство в проведении структурной реформы народного хозяйства и мерах по расширению "корсета" централизованного бюрократического планирования, создания условий для эффективного функционирования самоуправления на государственных предприятиях, восстановления истинного значения кооперации и пр. Оппозиция во главе с Л. Валенсой, идя на компромисс с правительством, в октябре 1986 г. требовала ликвидации американских экономических санкций в отношении Польши, принятых во время военного положения.
Правительство же не относилось всерьез к оппозиции, не расценивало ее в качестве действенного и стабильного фактора общественного развития. Власть предержащие полагали, что "Солидарность" стала менее опасной. К сентябрьской же амнистии они относились не как к началу нового политического курса, а как к завершению этапа острой, бескомпромиссной борьбы. Налицо было стремление правящей команды В.Ярузельского лишить своих противников аргументов в обвинении властей в нарушении прав человека, создать вокруг себя гуманистический ореол, повысить свой авторитет в глазах отечественной и мировой общественности и заодно шансы на получение экономической помощи. Правительство было уверено в том, что сможет самостоятельно осуществить реформы, устранив со своего пути оппозицию, которая, как казалось коммунистам, не имеет общественной поддержки. Одним из инструментов "стерилизации" оппозиции должен был стать Консультативный Совет (КС) при председателе Государственного Совета. Ожидалось, что хотя бы часть умеренных оппозиционных деятелей на волне амнистионной эйфории откликнется на приглашение вступить в создаваемую организацию. Эффективность камуфляжа должна была повыситься вследствие приглашения в КС католических советников "Солидарности", но лишь один из них оправдал ожидания.
Возникший все же Консультационный Совет был абсолютно лишен не только политической репрезентативности, но и каких-либо полномочий. Не согласившись войти в его состав, оппозиция выразила не только недоверие к намерениям властей, но и отреагировала на их отказ конкретно решать проблемы свободы объединений и профсоюзного плюрализма, а также начать переговоры об общественно-политическом представительстве "Солидарности" во главе с Л.Валенсой.
В атмосфере спада амнистионной эйфории радикальные активисты "Солидарности" и Клуб католической интеллигенции заняли бескомпромиссную и решительную позицию. Этому значительно способствовал очередной визит в Польшу Иоанна Павла II. Опубликованный 28 мая 1987 г. руководством "Солидарности" документ, получивший название "Конституция оппозиции", представлял собой манифест политических свобод и выражал решимость бороться за них1.
Лидеры ПОРП, потерпев фиаско на референдуме 1987 г. и получив отказ поляков еще раз "затянуть ремни" для осуществления "прогрессивных преобразований экономики", осознали необходимость серьезного, конкретного диалога с оппозицией. Началась подготовка к "круглому столу", состоявшемуся в начале 1989 г. "Круглый стол" принял решение о проведении выборов в двухпалатный парламент. В нижнюю палату нового парламента (сейм) при выборах заранее устанавливались квоты - 65% для ПОРП и ее союзников Объединенной крестьянской партии (ОКП) и Демократической партии (ДП), 35% - для "Солидарности". На бесквотных выборах в сенат коалиция ПОРП потерпела сокрушительное поражение. Все это ознаменовало начало перемен в государственно-политическом устройстве и кардинальное преобразование экономики. Изменение государственного устройства выразилось во введении поста президента Республики Польша (прежнее название страны - Польская Народная Республика упразднялось). Должность президента стала выборной. Первый президент - Войцех Ярузельский был избран парламентом, но вскоре он сложил свои полномочия в результате досрочных всенародных выборов президента в 1990 г., когда на этот пост был избран лидер "Солидарности" Лех Валенса.
Политическое развитие страны в первое "послереволюционное" время в значительной мере определяли участники "круглого стола", т.е. ПОРП и ее союзники, Общепольское соглашение профсоюзов и, конечно, "Солидарность". Она стала главной политической силой, но в то же время уже в 1989 г. в этой организации появились признаки серьезных противоречий — в "Солидарности" возникла фракция, заявившая о своей самостоятельности и несогласии с деятельностью и взглядами руководства, обвинив последнее в забвении идеалов августа 1980 г. Настроения раскола в некогда единой "Солидарности" охватывали не только крикунов-романтиков, но и серьезных политиков. Пожалуй, первым таким политиком, кто выразил протест против авторитарного монополизированного руководства "Солидарностью" JI.Ba- ленсой, был легендарный Збигнев Буяк. По его мнению, в политически: настроениях внутри "Солидарности", проецируемых на всю политическую жизнь страны, столкнулись два серьезных направления. Одно из них, к которому З.Буяк отнес и себя, олицетворяло "гражданственность, предельную демократичность, национальную и религиозную терпимость, стремление избежать крайностей". Другое, выделявшееся "крайней степенью ненависти к коммунизму", ориентировалось на агрессивную разрушительность.
Летом 1990 г. З.Буяк вместе с другим известным активистом "Солидарности" В.Фрасинюком возглавили новую общественно-политическую организацию - Гражданское движение "Демократическое действие" (ГД ДД), призванную противодействовать созданному под эгидой Л. Валенсы объединению правоцентристских сил2. Антиподом ГД ДД стала охватившая всю страну мощная структура также сформированных на базе "Солидарности" Гражданских комитетов. Но они объединяли, особенно в регионах, людей с самыми различными и размытыми политическими взглядами.
Настроения раскола оказались настолько сильными, что даже среди солидаристской элиты - в Гражданском парламентском клубе, объединявшем парламентариев - членов "Солидарности", стали говорить о необходимости раздела "по-умному". Особенно настойчиво выступали за такое решение противоречий представители правоцентристского Соглашения Центр (СЦ)3. Именно оно стало в рамках распадающейся "Солидарности" основным идейно-политическим оппонентом ГД ДЦ.
Вообще довольно быстро после падения коммунистического режима начался распад существовавших в то время политических коалиций, блоков, течений и партий. Развал коалиции ПОРП происходил уже в период предвыборной кампании, когда людовские идеологи из ОКП по существу развязали против коммунистов настоящую идейную войну. Впоследствии само людовское движение стало ареной острейших идейно-политических и личностных конфликтов. В нем наряду с организациями, даже своими названиями декларировавшими принадлежность или тяготение к " Солидарности", сформировались праволиберальный блок и блок, который можно назвать постокапэевским. Функционеры, активисты и рядовые члены ОКП, прекратившей свое существование в ноябре 1989 г., сформировали после определенных перипетий Польскую людовскую партию (ПЛП), доминирующую в людовском движении, В левом движении была создана постпорповская Социал-демократия Республики Польша (СДРП). На базе "Солидарности" в 1991 г. сформировались следующие идейно-политические направления: 1) либерально- демократическое (лидирующие организации в нем - Демократический Союз (ДС) и Либерально-демократический конгресс (ЛДК); 2) хри- стианско-демократическое (Гражданское соглашение Центр); 3) традиционное, христианско-национальное (Избиральное католическое действие); 4) рабоче-профсоюзное ("Солидарность"); 5) левое рабочее ("Солидарность труда"); 6) радикально-националистическое (Конгресс независимой Польши); 7) людовское (Людовское соглашение)^
В самой "Солидарности", что можно заметить и из перечня направлений, определенно происходило разделение на собственно профсоюзную и политизирующуюся части и последняя заняла значительное место на польской политической арене. Помимо "Солидарности" в посткоммунистической Польше появилось и легализовалось много различных политических партий и организаций. С рядом из них стали сливаться солидаристские организации, находя общую идейную платформу.
Уже в 1990 г. в Польше действовало более 100 политических партий и группировок. Среди правонационалистических партий можно назвать Национальную партию, Польскую национальную партию, Национальную партию "Шербец", Христианско-нацмональное объединение, Национальную демократию, Национальное возрождение Польши, Национальный перелом и др.5
Консервативно-либеральное направление было представлено Гданьским Конгрессом либералов, Движением польской политики и Союзом реальной политики (СРП). Интересно, что либералы во главе с профессором Я.Бексяком представили программу экономических преобразований раньше Л.Больцеровича. Приверженцы консервативно-либеральных идей во многом разделяли положения его программы, однако, высказываясь более последовательно и радикально, считали, что основой развития и функционирования экономики должны стать "невидимая рука" рынка и частная собственность. Союз реальной политики вместе со своим лидером Я. Корвин-Микке категорически противился любым методам сдерживания инфляции, в то же время допуская ограниченную дотацию на энергоносители, основные продукты питания, транспортные и телекоммуникационные услуги, средства личной гигиены. Допущением дотирования СРП обнаруживает некоторое сходство с Партией труда (ПТ), прокламировавшей стремление к социальной рыночной экономике. Выступая за плюрализм собственности, ПТ при этом считала, что государство должно брать на себя заботы о занятости, равновесии во внешнеторговом обороте и т.п. ПТ также активно предлагала обеспечить участие работников в управлении предприятиями, в том числе и посредством акционирования. Эта партия выражала опасение, что лавинообразно нарастающая безработица может стать причиной развала строящейся с большим трудом политической демократии. При этом ПТ официально заявляла, что основной сферой ее деятельности является экономика. Это принципиально отличало ее от Конфедерации независимой Польши, которая свое единственное назначение видела в борьбе за удовлетворение социальных потребностей трудящихся. Теоретики КНП считали, что проведение реформы с целью развития рыночных отношений должно привести к доминированию капитала мелкого предпри-
нимательства. Наряду с мерами, направленными на реформирование, предлагалось ликвидировать дотации государственным предприятиям, а издержки реформ покрыть за счет сокращений расходов на оборону и распродаж так называемой общественной экономики. В соответствии с экономическими рецептами КНП рост спроса должен будет стимулировать предприятия, работающие на прибыль, а проблема безработицы может быть существенно смягчена ликвидацией экономической необходимости использования женского труда и организацией общественных работ. Следует отметить, что КНП, придерживаясь пилсудчиков- ских традиций, определенно склонялась к национализму.
Весьма влиятельная левая (но не коммунистической направленности) партия - Польская социалистическая партия (ППС) заняла крайне критическую позицию в отношении плана Бальцеровича. По мнению руководства ППС, штатным теоретиком которой стал ранее выполнявший аналогичные функции в ПОРП А. Маляновский, объективно экономическая реформа в стране привела лишь к падению производства, массовой безработице, нужде, и делалось это все по рекомендациям Международного валютного фонда. В своих оценках экономической политики ППС опиралась на Социнтерн, предостерегавший поляков от чрезмерного восхищения проводимой либерализацией экономики. В 1990 г. ППС не имела готовой концепции альтернативной экономической программы, но совершенно определенно она склонялась к созданию многосекторной рыночной экономики, функционирующей в условиях равных прав разных форм собственности. Определение стратегических направлений экономической политики партия относила к компетенции государства. ППС выступала за то, чтобы свободный рынок не был диким, выдвигала требование как можно быстрее покончить с монетаристским доктринерством и приняться за разработку и реализацию правительственных программ развития сельского хозяйства, реструктуризации и развития промышленности, внешнеэкономических связей, дешевого жилищного строительства, защиты культуры и среды обитания. От государства партия требовала заняться разработкой и реализацией комплексной программы социальной защиты бедных и прекратить поддержку богатых, проводя активную политику в сфере доходов и занятости. Горячее одобрение эти позиции ППС нашли у сформировавшейся в Гражданском парламентском клубе Группы защиты интересов трудящихся ГЗИТ). ГЗИТ была создана по инициативе известного солидаристского деятеля Рышарда Бугая, взгляды которого после наметившегося раскола "Солидарности" явно полевели.
Уже весной 1990 г. решался вопрос прочности возникшей несколько раньше на волне поражения коммунистов коалиции "Солидарность" — Людовцы — Демократическая партияб. Однако эта коалиция была недолговечной из-за неоднородности, а также раскола в основных образующих ее партиях. В то же время уже в 1989-1990 гг. можно обнаружить признаки сближения между "постокапэевскими" людовцами и наследницей ПОРП — Социал-демократией Республики Польша, которое базировалось на критическом отношении к правительственной экономической политике. СДРП, вырабатывая программно-теоретические постулаты, стремилась укрепить свои позиции лидера левых сил и расширить социальную базу партии.
Демократическая партия в новой политической и социально-экономической реальности пополнила ряды немногочисленных политических организаций, многие из которых, как и сама ДП, имели ярко выраженную профессиональную ориентацию. Это, например, Польская экономическая партия (ГОП), не имевшая собственной экономической программы, но выступавшая за экономическую свободу на основе менеджерской этики. Кроме ПЭП, можно упомянуть Комитет поддержки польского капитализма и Союз свободных кооператоров. Возникшее в 1990 г. Соглашение над расколами? не оставило заметного следа в политической жизни.
С 1990 г. политические различия перестали определяться только противоборством "Солидарность" — коммунисты. Основной доминантой в политической жизни страны, несмотря на всю ее пестроту, в 1991 г. становится углубляющийся антагонизм левых и правых сил, который обусловливался различиями в отношении к Костелу, к плану Бальце- ровича, экономическим реформам, приватизации и новым неэгалитарным принципам социальной политики. Играло свою роль и отношение к сильной президентской власти и к расширению полномочий парламента. Отчетливо выявилась и еще одна линия разграничения политических позиций — деление на "европеистов" и "консерваторов" — защитников национальных традиций.
Па этом фоне общественного сознания выделились следующие наиболее влиятельные политические партии - Демократический союз и Либерально-демократический конгресс, пользовавшиеся поддержкой сторонников либеральной демократии и экономических реформ; Польская людовская партия и Людовское соглашение, выражавшие интересы сельского населения; Союз демократических левых сил, сформировавшийся во главе с СДРП, и в определенной мере "Солидарность труда", представлявшие граждан левой ориентации; Гражданское соглашение Центр и Предвыборная католическая акция, объединившие представителей христианско-демократических и националистических кругов, часть которых вошла также в лагерь сторонников Конфедерации независимой Польши, который привлек к себе и некоторых представителей Соглашения Центр и раскалывающейся "Солидарности"8.
Наиболее дальновидные политические деятели правой ориентации уже в 1991 г. осознали, что в Польше не складываются условия доминирования правых сил и имеется реальная возможность восстановления прежних государственно-социалистических порядков. Фактором, способствующим этому, становится политическая борьба, характеризующаяся отчаянным соперничеством, безразличием к перспективам страны и манифестацией партикуляризма. Именно на этой основе, по мнению специалистов, создавались предвыборные блоки с тем, чтобы оформиться в депутатские коалиции в новом Сейме осенью 1991 г., в котором также не прогнозировалось образование прочного и активного объединения правых сил^. С целью противодействия организационной раздробленности и достижения консолидации правых и последовательно прокапиталистических и антикоммунистических сил предпринималось несколько попыток. Первые серьезные попытки относятся еще к 1990 г. Так, в сентябре 1990 г. в Варшаве прошли заседания Форума демократических правых сил (ФДПС). Принятые на нем тезисы должны были послужить основой программы, в соответствии с которой признавалась президентско-парламентская система, как наиболее полно сочетающая политическую свободу и стабильность государства. В экономической сфере ФДПС выступал за последовательное развитие свободного рынка, отказ государства от предпринимательских функций и создание сильных, конкурентоспособных и прибыльных фирм. Под-
черкивалось, что предлагаемые в этом направлении действия должны быть выдержаны в духе добросовестности, а намеченные изменения должны привести к формированию стабильной экономической системы. ФДПС поддержал Тадеуша Мазовецкого, выдвинутого кандидатом в президенты. Намечено было созвать общепольский съезд правых сил в ближайшее время!0. I конгресс Форума демократических правых сил состоялся в начале ноября в Катовицах. Подтвердив все выдвинутые раньше концептуальные и персональные оценки, ФДПС заявил о себе как об организации, объединяющей либералов, христианских демократов и консерваторов. Приняв устав, ФДПС формально стал партией! 1, которая впрочем просуществовала недолго, войдя вместе с Гражданским движением Демократическое действие в мае 1991 г. в Демократический союз12.
Свою позицию по актуальным проблемам страны выразило и правоцентристское Соглашение Центр, которое в одном из своих документов в середине 1991 п. заявило, что "постоянно слабеет общественная поддержка реформ и все меньше людей связывают их успех с собственным будущим. План Бальцеровича не представляет концепции развития экономики. Польшу охватывает политический кризис, скомпрометированный сейм тормозит реформы. Правительство повисло в пустоте, а аппарат президента лишен реальных полномичий". В такой ситуации СЦ выразило готовность предпринять действия для "укрепления Речи Посполитой, которая должна стать полностью суверенным и само-' стоятельным государством" 13.
Между СЦ и ДС, несмотря на казалось бы сходные идейные установки и общее солидаристское происхождение, установились враждебные отношения. Обе партии обвиняли друг друга в сотрудничестве с посткоммунистами. Политическими союзниками СЦ были Гражданская коалиция Центр, "Солидарность", "Солидарность" крестьян-единолич- ников, ряд христианско-демократических организаций, гражданские комитеты.
Серьезным политическим течением, имеющим много общего с правыми партиями и готовым блокироваться с ними, стал либерализм. Одной из наиболее сильных политических организаций либерального толка стала партия Либерально-демократический конгресс (ЛДК). ЛДК, ведя свое происхождение от "Солидарности", менее других связывал се- 104
бя с ее традициями. Эта партия заявила на I Общепольской партийной конференции летом 1991 г., что либеральный идейный выбор создает хорошие предпосылки для развития страны. Но при этом ЛДК не относил себя к партиям конъюнктурного типа несмотря на то, что его лидер - Я. Белецкий в то время был премьер-министром. Привлекая к себе людей, по настроениям и убеждениям не связывающих себя с "Солидарностью", ЛДК видел свое будущее в качестве мощного интеллектуального объединения. ЛДК выдвинул на первый план перестройку экономики и государства. Одна из главных концептуальных установок этой партии — мировоззренческий нейтралитет государства, которое, по мнению ЛДК, должно быть сильным, но подчинено закону и ограничено в своих полномочиях в пользу различных сообществ граждан и местных самоуправляющихся организаций, которым следует обеспечить солидный правовой и финансовый фундамент!4.
Демократический капитализм - обязательный минимум и общая ценность, объединяющая польских либералов. Их не интересует, из каких общих мировоззренческих позиций исходят сторонники прокапита- листической концепции развития польского общества, главное для них - стремление к построению демократического капитализма. Либеральнодемократический конгресс особое значение придавал организации социально-экономической и политической жизни, не касаясь духовных сфер и не стремясь как-либо их формировать. Все это предполагало идейно-программные различия и фракционность внутри партии. Но были и призывы к созданию в рамках ЛДК консервативно-либеральной фракции, выступающей за сближение христианства и либерализма, что могло бы обогатить построение капитализма в стране христианскими ценностями и компенсировать духовное опустошение в обществе, оставленное "реальным социализмом" 15,
Тогда же заявила о себе Консервативно-либеральная партия (КЛП), резко отрицательно относившаяся к "неолевому правительству Мазо- вецкого", которое, по словам представителя КЛП Ендрущака, камуфлирует видимостью капиталистической эволюции коммунистическую политику! 6. Эта партия не оказала заметного влияния на развитие политических событий.
К правым силам примыкает и Партия христианских демократов (ПХД), считавшая, что необходимо внести существенные изменения в оциальную политику, усилив борьбу с алкоголизмом, расширив помощь многодетным и неполным семьям 17. Лидер Христианско-демократической партии "Объединение" М.Лэнтовский всячески поддерживал политические взгляды Л. Валенсы за его приверженность идеалам политического плюрализма и высказал сожаление, что его партия однозначно не поддержала Валенсу на президентских выборах18
Возродившаяся в июне 1991 г. Национально-демократическая партия (НДП) при активном участии делегатов, приехавших из США, Канады, Великобритании, Франции и других стран, выразила прежде всего обеспокоенность наступательной позицией левых сил, поддержала лидера "антиокапэевского" крыла в людовском движении Р.Бартоще, осудила методы политической борьбы номенклатуры ОКП. НДП одновременно заявила о недоверии так называемой паотии "X" и ее лидеру постоянно проживавшему в США Тыминьскому19
Среди крайне националистических партий можно выделить Польский национальный фронт, Национальное возрождение Польши, Польскую национальную партию, Национальную партию, Польское национальное сообщество - Польская национальная партия. Подобным партиям свойственен ярко выраженный национализм в соединении с откровенным антисемитизмом. В частности, последняя из перечисленных партий выделяется еще и дружескими отношениями с русскими националистическими организациями. Среди правых партий в Польше есть и такая, которая ставит целью восстановление монархии - Союз реституции монархии20_
Свою обособленность от основных правых партий провозгласил Союз реальной политики. Он оценивал влияние международных банков на формирование программы повсеместной приватизации как негативное, критиковал политику правительства и по ряду других вопросов21.
Конфедерация независимой Польши по своим концепциям общественно-экономического устройства, выдвинутым в 1991 г., может быть отнесена к партиям левого толка.
В 1991 г. была предпринята новая попытка объединения и консолидации правых сил перед лицом опасности возрождения государственно-социалистических порядков. Л.Мажевский из ЛДК и Г. Гжеляк из Республиканской коалиции создали Республиканский конгресс, который впрочем, как и предполагалось, не оправдал связанных с ним
ожиданий22<
Выборы 1991 г. не принесли видимого разрешения спора между приверженцами и противниками принятых к реализации реформ (так называемый "план Бальцеровича"), а также сторонниками и оппонентами усиления роли Костела в общественной и обыденной жизни. В парламенте создалась ситуация, исключающая возникновение какого-либо депутатского большинства, консолидированного на идейно-программной основе. Попыткой изменения окостеневшей парламентской структуры была в июне 1992 г. так называемая "люстрация", т.е. выявление степени ангажированности парламентариев и государственных чиновников тоталитарно-коммунистическими структурами и, исходя из этого, лишения их права занимать должности в госучреждениях и избираться в органы представительной власти, "Декоммунизацию" предполагалось соединить с "деагентуризацией" и тем самым, ослабив левые силы, укрепить правые. Планируемая цель не была достигнута. Более того, правый лагерь летом 1992 г. пережил серьезные потрясения. Отставка премьера Ольшевского углубила противоречия в среде правых "прокапиталистических" сил. Новая правительственная коалиция Демократического союза, Либерально-демократического конгресса и Христианско-национального объединения, поддержанная частью "Солидарности", оттолкнула центристское Соглашение центр в оппозицию. Но в условиях социальной напряженности, всеобщей политической раздробленности и антагонизации возникла коалиция, объединившая либерально-демократический и христианско-национальный лагери, одобряющая болезненно воспринимаемую значительной частью общества экономическую политику, Характерно, что в результате этих маневров изменилась стратегия Демократического союза — она стала более либеральной в экономической и более консервативной в общественнокультурной сферах. Диалектика же данного политического развития такова, что возникшая коалиция, а также те ее группировки, которые были связаны с сельским электоратом и электоратом наемных работников, начали терять контакт со своими приверженцами. Коалиция или оппозиция — дилемма, вставшая перед сторонниками Людовского соглашения и "Солидарности". Выбравшие второе стали тяготеть к левым силам, а то и по росту их поддерживать.
Перемещения политических сил и блоков открыли "свободные" места для новых организаций. "Дрейф" ДС направо вызвал рост популярности Союза труда, возникшего в результате переформирований "Солидарности труда". В среде поддерживающих правительство партий из "лагеря Валенсы" сформировалось Движение для Речи Посполитой.
К 1993 г., т.е. к моменту новых парламентских выборов, на польской политической сцене не произошло серьезных структурных изменений^, Прекратили свою деятельность или существенно ее сократили следующие партии и организации, имевшие в 1991 г. определенное влияние в обществе: Партия "X", Польская партия приятелей пива, "Солидарность труда", Партия христианских демократов, Народнохристианская партия, Польская экономическая программа, Либерально-демократический клуб. В результате дроблений и новых объединений возник ряд новых партий24. Однозначно можно было констатировать рост влияния Союза демократических левых сил, возглавлявшегося СДРП. Сокращалось и число негативно относившихся к этой политической силе. Трудности реформирования экономики способствовали ослаблению неприязни поляков к коммунистическому прошлому. СДЛС расширил свое влияние за счет отколовшихся от либерально-демократического лагеря ряда организаций.
Потенциальными соперниками СДЛС по привлечению сторонников в складывающейся ситуации, по оценкам экспертов, могут стать не правые, а наиболее радикальные критики правительственной социально-экономической политики из Крестьянской самообороны и Партии "X" и вообще все, кто составляет популистскую среду движения бунта, пока дезорганизованную из-за отсутствия влиятельных лидеров.
Наиболее сильной политической организацией, представляющей интересы сельских жителей, несомненно является постокапэевская ПЛП, которая укрепляет свои позиции, отвлекая сторонников из "лагеря бунта". Это обстоятельство радикализирует линию партии, не меняя, однако, устойчивой государственно-охранительной сути ПЛП и уменьшая риск социального взрыва. Естественно не следует забывать о том, что ПЛП после весьма продолжительных распрей захватила лидерство в людовском движении и представляет концепцию развития экономики с распределительной ролью государства.
В лагере защитников традиционных ценностей, выступающих за возрастание влияния Костела, доминирует Христианско-национальное объединение. Но возможности этой организации на выборах в парламент целиком зависели от поддержки со стороны Костела - как это было в случае с Католической избирательной акцией в 1991 г.
Людовское соглашение и Польская конвенция имеют довольно слабую социальную поддержку. ЛС могло бы укрепить свои позиции, выступая вместе с ПЛП, чему, однако, мешают серьезные идейно-политические и личностные разногласия. Возможны альтернативы и в виде сближения ЛС с правоцентритской оппозицией - с Соглашением Центр и Движением в поддержку реформ. Польская конвенция более всего тяготеет к Христианско-национальному объединению и Беспартийному блоку сотрудничества с правительством.
КПН, Соглашение Центр, Движение в поддержку реформ, основная часть "Солидарности" - организации, объединенные убеждением, что для Польши одной из самых серьезных проблем, является проблема декоммунизации. Однако близкий к КНП Союз труда не разделял этого мнения.
Появление Беспартийного блока сотрудничества с правительством было результатом инициативы Л.Валенсы по созданию правительственной коалиции, поддерживающей реформы25_
Раздробленные, не имеющие общей идейно-программной платформы, не способные пропагандистски преодолеть углубляющийся пессимизм населения относительно "прокапиталистического" развития правые и антикоммунистические силы на осенних парламентских выборах потерпели поражение. Победил Союз демократических левых сил во главе с посткоммунистической СДРП и постокапэевская ПЛП. Но только ли дело в общественном сознании и травмированной социально-экономическими трудностями психологии народа?
Оказавшись на вершине пирамиды власти в стране, бывшие лидеры "Солидарности" перессорившись между собой, продемонстрировали такие крайне отрицательные качества, как высокомерие и самоуверенность, сочетавшиеся с некомпетентностью и неумением наладить контакты и взаимодействие со средствами информации, деятелями культуры и науки. Этими обстоятельствами не могли не воспользоваться представители порповского аппарата власти, которые не только остались в государственных структурах после революции 1989 г., но и занимали ключевые посты, сохраняя и создавая новые неформальные связи, занимая решающие позиции в госаппарате и системе управления экономикой. Постпорповцы поддерживали в общественном сознании довольно быстро утвердившийся стереотип, что именно "Солидарность” приняла всю полноту власти на себя, все контролирует и за все отвечает. При этом абсолютно игнорировались такие, например, факты, что весь период после "круглого стола" Министерство финансов и Национальный польский банк были в ведении бывших сотрудников экономического отдела ЦК ПОРП.
Левые и посткоммунистические силы проявляли после поражения 1989 г. завидную гибкость и находчивость. Например, либеральному радикализму они противопоставили идеи, почерпнутые из социальных доктрин Костела и т.п. Естественно, нельзя говорить о коммунистическом заговоре. Деятельность постпорповских сил была направлена скорее на выживание в новых условиях. Одними тактическими просчетами и неопытностью правого лагеря также нельзя объяснить его поражение. Комплекс всех причин предрешил победу левых сил на парламентских выборах 19 сентября 1993 г. Немалую роль сыграл в этом и раскол солидаристского лагеря — сначала из него вышел Демократический союз, затем из солидаристского Гражданского парламентского комитета выделилась леволиберальная группа, началась война руководящих структур правых сил постсолидаристского лагеря, его организационное дробление на партии с различными центристскими, радикальными и либеральными оттенками, вступившими на путь соперничества за идейно-политическое лидерство. Абсолютно при этом игнорировалась проблема консолидации сил для противостояния левому лагерю, который, используя ситуацию, наращивал мощь и расширял социальную базу.
Правые и центристские силы не создали, имея влияние на механизмы власти, ни одной организационной структуры, способной объединить и скоординировать распавшиеся центристские и правоцентристские движения. Не были разработаны достаточно доступные массовому восприятию программы этих движений. Правоцентристские элиты не оценивали деятельность своих представителей в органах власти, игнорировали социальное учение католической церкви. Организации оппозиционного христианско-демократического движения, возникнув в период коммунистического правления в виде многочисленных клубов, товариществ и т.п. и войдя в состав или примкнув к "Солидарности", с 1989 г. вступили в новый этап дробления. В результате не был сформирован организационный и идеологический фундамент антикоммунистической, антилевой формации. К осуществлению этой задачи, казалось бы, приближалось Христианско-национальное объединение, но не решило ее. Что касается Соглашения Центр, то внутренние распри по поводу идейного облика этой партии привели к ее фактическому организационному распаду. От нее отошли даже многие из тех, кто связывал с СЦ надежды на то, что эта партия займет твердые позиции на политической сцене. Возникшая в 1993-1994 гг. коалиция СЦ-ХНО существует во многом лишь благодаря журналистским стараниям.
Польские центристские и правоцентристские силы, вопреки всем традициям отказались от таких качеств, органически присущих этим движениям, как приверженность к рутинной и повседневной работе по созданию организационной сети и хозяйственно-финансовой базы, т.е. именно того, что определяет стабильное существование, обеспечивает доступ к средствам массовой информации, проведение работы на местах. Все это можно было сделать. Был период, когда люди старой системы, осевшие в государственных структурах были охвачены страхом, и деятельности антикоммунистических сил никто не мешал. Но вместо этого шли поиски врагов в собственном лагере. Левые же силы создали Союз демократических левых сил.
Естественно 40 лет господства коммунистов снижали возможности правых сил, подрывали их морально-интеллектуальный потенциал.
В этой связи правый и правоцентристский лагери не учли того, что без разумного компромисса с политическими оппонентами они не смогут успешно проводить в обществе какую-либо весомую деятельность. Правоцентристы совершили ошибку, не сделав ни одного доброго жеста хотя бы в отношении части элиты старой системы, не обремененной преступлениями коммунизма. Были исключены варианты "испанской версии" изменения политического строя. Этот промах тем более разителен, если учесть, что по крайней мере с конца 70-х годов в коммунистическом аппарате отчетливо просматривалась деятельность оппро- сту "саботажников". Управленческая элита, особенно хозяйственная лучше кого-либо предвидела крах системы. После же 1989 г. к ведущим политикам солидаристского правого блока обращались с предложениями о сотрудничестве многие из тех, кто был хорошо информирован о тайнах функционирования тоталитарно-социалистического государства. Демонтаж структур этого государства при помощи предложивших свои услуги его руководящих чиновников шел бы значительно успешней. Вообще не была выработана даже в общих чертах модель освоения в новых политических условиях старых учреждений вместе с их персоналом. Попытки, предпринимавшиеся в этом направлении Демократическим союзом и Либерально-демократическим конгрессом, были настолько неуклюжи, что лишь вызвали иронию со стороны фундаментальных коммунистов. Декларировавшаяся всеобщая декомму- низация напугала и оттолкнула от новой власти значительные слои населения. От нее пострадала интеллигенция, совсем не являвшаяся носительницей тоталитаристского менталитета, тогда как конкретные судебные процессы против действительных участников преступлений коммунистического режима не проводились. Коммунистическая номенклатура не только хорошо устроилась при новом экономическом порядке, но продолжает занимать многие крайне важные ключевые посты в грсаппарате26_ Именно в этом заключается одна из основных особенностей политико-экономического развития Польши, объясняющаяся еще во многом парадоксом "круглого стола", на который коммунистическая номенклатура пошла, вполне "созрев" для перехода к капиталистической экономике. Более того, по мнению ряда аналитиков, собираясь использовать свои позиции в бюрократических структурах для своего привилегированного вхождения в рыночные отношения, коммунистическая сторона была разочарована тем, что солида- ристские оппоненты направили на "круглый стол" делегацию с социал- демократической ориентацией и оказались слишком левыми.
Дело перехода Польши к капитализму и без солидаристских активистов было в крепких руках коммунистической номенклатуры, а в основе организации "круглого стола" и воссоздания "Солидарности" лежали интересы западных банков, обеспокоенных угрозой потери одолженных миллиардов. Западу было нужно такое польское правительство, которое, с одной стороны, не поддалось бы на уговоры Москвы не возвращать займы, а с другой — смогло бы проводить жесткую стабилизационную политику. Это и породило причину первого разочарования общества, ожидавшего мягкого щадящего перехода по социал-де- мократическим стандартам, а получившего комплекс суровых монетаристских мер, лишенных социально-защитной направленности и отягощенных другими негативными особенностями. Голосовали за свободную обеспеченную жизнь и личностей, обещавших ее после крушения коммунистического режима. Имело место и прямое сокрытие от общества реально замышляемых действий. В данном случае речь идет не только об оптимистических обещаниях Бальцеровича, прекрасно осознававшего, какой болезненный период ожидает страну в связи с реализацией его плана.
Упоминаемые выше негативные особенности перехода к рынку выражаются, в числе прочего, в том, что ожидаемое реформирование экономики с социал-демократическими "люфтами" и элементами НЭПа, направленное прежде всего на активизацию мелкого предпринимательства и малую приватизацию, было попросту задавлено укреплением номенклатурного капитализма. Характерно, что последний стал преимущественно механизмом, нацеленным на перераспределение уже произведенного, а не на организацию производства. Еще в середине 80-х годов возникли учреждения, создающие капитал. Первая фаза этого процесса выразилась в появлении многочисленных "пристроек" при государственных предприятиях, вторая - в создании разнообразных фондов, коммерческих банков, организаций, "пересекающихся" в своей деятельности с имеющим весьма расплывчатый профиль задач Фондом обслуживания иностранной задолженности. Все эти учреждения позволяли финансировать бюджет примерно пятнадцати наиболее крупных номенклатурных фирм. И наконец, третий этап - нынешний - означает функционирование номенклатурных капиталистов в организованных группах и так называемой гибридной формулы собственности. Выражается это, в частности, в следующей схеме - создается учреждение "матка", к которой примыкает группа предприятий, получающих вследствие такого положения исключительные права выхода на тот ил] иной рынок или исключительный доступ к учреждению, снижающему из держки и риск. Возникла сложная ситуация, в которой все отчетливее вырисовывается частный капитал, как правило, представляемый через так называемые доверительные фонды, и весьма туманные конкрет- • ные схемы функционирования. Однако совершенно определенно, что общая направленность всех подобных построений служит межсекторной перекачке финансов естественно из государственного сектора в частные руки. Таким образом происходит первоначальное накопление и концентрация капитала^1?.
Всегда существуют противоречия между государственно-политической элитой и обществом, различия в восприятии и оценке тех или иных событий. По целому ряду причин в странах с неразвитой демократией, нестабильными социально-политическими отношениями эти различия обостряются, тоталитарное же наследие, процесс выхода из монопольной идеологизированное™ и планово-бюрократической "за- жатости" доводят их до конфликта. Идеализированные ожидания вошли в острую конфронтацию с повсеместно нарушавшимися в ходе экономической трансформации как выработанными в предыдущие десятилетия нормами социального общежития, так и общепризнанными этическими нормами. А посему и неудивительно, что придавленное экономическими тяготами, возмущенное хищничеством нуворишей, психологически не освободившееся от периода "социалистического строительства" польское общество на парламентских выборах осенью 1993 г. проголосовало за коалицию Союза демократических левых сил, основу которой составляют Социал-демократы Республики Польша, и Польскую людовскую партию - прямых наследников ПОРП и ОКП - правящих партий коммунистического периода. Вопреки предостережениям Леха Валенсы, после парламентских выборов не произошли массовые манифестации с требованием защиты президента от "левого напора". Наоборот, настроения основной массы граждан, по данным исследовательских центров общественного мнения, оказались более, чем положительными. Но в то же время ряд профессиональных политиков и аналитиков предсказали, что правящая коалиция, создавшая свой коалиционный кабинет министров, во главе которого встал "постокапэевский" людовец Вальдемар Павляк, или полностью откажется от выполнения своих предвыборных обещаний или доведет экономику страны до развала28> ц0 после выборов оказалось, что левые "вожди", возглавив парламент и подчинив себе исполнительную власть, совсем не собираются менять экономическую политику в сторону большего удовлетворения социальных нужд, а, скорее, наоборот. Чтобы не раздражать Международный валютный фонд, вскоре после прихода к власти они решили еще больше сузить бюджетные выплаты на социальные нужды. Интересно, что еще перед самыми выборами лидеры Союза демократических левых сил упрекали Либерально-демократический конгресс в том, что он лишь создает видимость приверженности буржуазным нормам, а в действительности "украл" у СДЛС левую экономическую программу, отвечающую интересам голодающих, безработных и бездомных, и пугает ею бизнесменов. Отмеченное можно в определенной мере объяснить "играми", рассчитанными на расширение электората. Заботами об укреплении связей с массами вызваны и жесты уважительности к католической религии со стороны ряда партийных лидеров СДРП, в том числе занявших ответственные государственные посты, хотя общая платформа руководства партии совершенно откровенно антиклерикальна. Не может не вызвать определенного удивления и горячее стремление социал-демократических руководителей преодолеть все преграды к вступлению Польши в НАТОГПро- тиворечит левой концепции и проволочка с выполнением продекларированной передачи всей полноты власти местным советам и осуществлением реформы территориального самоуправления, причина которой коренится, впрочем, в опасении "разрастания" территориальной само- управительности в федерализацию, грозящую распадом страны. А все отчетливее выявляющиеся намерения "постпорповского" социал-демократического руководства увеличить долю менеджеров, банкиров, бизнесменов в штатах учреждений хозяйственного и финансового профиля, таможенном ведомстве указывают на все большее вытеснение левой лозунговости оппортунизмом29_
Естественно, направленность деятельности руководящего эшелона новой польской социал-демократии не может отождествляться не только с настроенияими всех членов СДРП, но и со всем современным левым движением в Польше - сложным и неоднородным, как по генезису, так и по составу, и идейному содержанию.
Так, на I конгрессе Союза труда, состоявшемся в январе 1993 г., было заявлено о том, что это будет "партия чистых рук ... истинно социал-демократическая, не отравленная ни наследием коммунизма, ни выходками правых сил". Толерантность и демократичность, готовность к сотрудничеству со всеми честными людьми из левого политического спектра соответствуют солидаристскому, в самом лучшем значении этого слова, происхождению ее основателей. Среди них Александр Малаховский, Рышард Бугай, Кароль Модзелевский, Збигнев Буяк. Эти личности пользуются большим авторитетом в обществе и вызывают чувства уважения даже у политических противников. Левая, социал-де- мократическая ориентация предполагает, что Союз труда будет значимой и перспективной партией, позволит Л.Валенсе найти политическую опору "на левую ногу”30_
Таким образом, в левом секторе политической панорамы возникли две социал-демократические партии, одна из которых была тесно генетически связана с "Солидарностью", другая - соперничала с ней, будучи ее антагонистом. Обе относящие себя к социал-демократическому движению партии были приняты в Социалистический Интернационал и одновременно с организационным развитием ведут концептуальнотеоретические поиски, полемику о роли и месте социал-демократии в современных польских условиях. В частности, профессор Казимеж Кик выступил с критикой программной концепции СДРП, разработанной Збигневом Сементковским, основывающейся на совершенствовании партийных структур и методов работы применительно к условиям развитого капитализма. По мнению К. Кика, она не учитывает реалий переходного периода и строится в расчете на несуществующие сейчас средние классы. Социал-демократическая же концепция, представляя интересы 70% общества, не принимающих участия в экономических переменах, призвана строить социальную рыночную экономику, совершенствовать механизмы рынка как источника богатства и укреплять государство как инструмент распределения этого богатства. К. Кик придерживается мнения, что социал-демократия должна отказаться от партийных форм деятельности и выступить как центристское политическое движение, опирающееся на программные положения левых христианских кругов, социал-либерализма и, конечно, социал-демократические традиции.
Ряд ученых — представителей Института политических исследований ПАН — критически оценили представленную К. Киком концепцию социал-демократии как общественного движения, назвав ее анахроничной. Они утверждают, что идея общественного движения была исчерпана и скомпрометированна "Солидарностью". К.Кик подвергался также критике за преувеличение значимости фактора классовости в современных условиях и некорректное использование термина "капитализм" Сам К. Кик предложил создать учреждение для координации исследований по проблемам социал-демократии, в которой личностные антипатии по существу начали брать верх над аргументами.
Профессор Тадеуш Ивиньский, признавая, что социал-демократия была традиционно третьим путем между "реальным социализмом" и "диким" капитализмом, выражает суждение, что польские условия слишком специфичны и не могут быть адекватны этому третьему пути. Он отметил программную слабость как СДРП, так и Социалистического ИнтернационалаЗ1,
Разнородность левого сектора политической панорамы не исчерпывается противоречиями интеллектуального свойства между теоретиками и лидерами партий социал-демократического толка, в том числе и по ряду весьма принципиальных вопросов, среди которых и такой политически весьма актуальный, как отношение к "Солидарности". В другой крупной и активной части левого движения — социалистической доминирует негативное отношение к "Солидарности" и Л.Валенсе. Сегодня в Польше функционирует более десяти социалистических партий. Некоторые из них, во многом из конъюнктурных соображений, склонны к блокированию и сотрудничеству с возглавляемым СДРП Союзом демократических левых сил. Лидер другой - П. Иконович заявил, что ППС "не собирается входить в Союз и соединяться с ним".
Две из них, наиболее влиятельные, решили объединиться на состоявшемся в марте 1995 г. Конгрессе единства ППС, где было сообщено, что общая партийная интеграция должна наступить в ближайшие месяцы.
Как упоминавшийся уже А. Маляновский, М.Краевский также был "порповским" теоретиком. В настоящее время он стал не только крупным идейным лидером польского социалистического движения, но и председателем Центрального исполкома одной из ведущих ППС. Он призывает к противодействию той части структуры Костела, которая не руководствуется социальной католической доктриной, а также подчеркивает, что ППС выступает за социальную рыночную экономику, защищающую польских работников, рынок и капиталы. При столь умеренных социально-патриотических ориентирах и определении ППС как левоцентристской партии, довольно странно выглядит декларация о продолжении переговоров об объединении с Движением трудящихся32 _ прямой наследницей ПОРП и "порповских" профсоюзов, хранительницей и продолжательницей наиболее ортодоксальных коммунистических догм.
Не менее разнообразно выглядят и правые политические партии.
В общих же чертах в середине 90-х годов, как и раньше, правые силы по ориентации разделятся на два блока. Один из них можно с некоторой долей условности назвать либеральным или правоцентристским, второй - националистическим. В последнем выделяется возглавляемое Болеславом Тейковским Польское национальное сообщество - Польская национальная партия, а также международная, по крайней мере, российско-польская организация Славянский собор. Именно в его рамках Б.Тейковский и его окружение осуществляют контакты и обмен мнениями с российскими единомышленниками.
Среди политических активистов, склонных к националистической фразеологии, появился Януш Брычковский, который на протяжении семи лет был лидером Партии зеленых и даже собирался представлять ее на президентских выборах. Предприняв сотрудничество с председателем профессионального союза Крестьянская самооборона Анджеем Леппером, Я. Брычковский осуществил раскол этой организации и стал лидером созданного им Фронта национальной самообороны (ФНС). Характерно, что ФНС приглашал в Польшу В.Жириновского. Лидер Фронта национальной самообороны, положительно отзываясь о программе гитлеровской партии, не считает себя, тем не менее, ни фашистом, ни сталинистом, а выступает за шведскую модель социализма. А.Леппер, оставаясь председателем Крестьянской самообороны и лидером основанной на базе этого профсоюза партии "Пжимеже—Самооборона",
намерен "уводить" из-под влияния ПЛП в людовской среде политически ангажированных людей, при этом все более склоняясь к национализму^
Конечно же, характеристика той или иной политической органи- зации(как левой, так и правой, нередко бывает условной. Примером этого может служить, в частности, сходство ряда деклараций ультранационалистической Конфедерации независимой Польши с программами и левых и правых.
Нечеткость и размытость позиций и конкретных задач правых "прокапиталистических" сил, которые составляют так называемый либеральный блок, склонило их особенно после шока поражения на осенних выборах в парламент 1993 г., преодолевая противоречия и антипатии, к поиску новых структурно-организационных форм политической деятельности. Уже в ноябре того же года было объявлено о создании коалиции Соглашения Центр, а точнее того, что осталось от этой потерявшей многих своих сторонников партии, с Христианско-на- циональным объединением. Если СЦраньше обращало на себя внимание в значительной мере стараниями своего лидера Ярослава Качынь- ского революционным образом ликвидировать постноменклатурный управленческий комплекс, то Христианско-национальное объединение, благодаря профессору Веславу Хшановскому и другим лидерам, - приверженностью стилю и методам деятельности правительства, возглавлявшегося премьером Ханной Сухоцкой, а также альянсом на базе христианских ценностей с Демократическим союзом, который, в свою очередь, подвергался идейным атакам склонной к либерализму партии Качыньского34. Но еще более неожиданным оказалось организационное объединение Демократического союза, во главе с ревностным католиком Тадеушом Мазовецким, с Либерально-демократическим конгрессом. Появилась новая партия - Союз Свободы (СС), декларации которой, формировавшиеся под влиянием социально-политического прагматизма, оказывались зачастую в противоречии с идейными платформами составивших ее партий. Но попростф шокирующим стало намерение Союза свободы вступить в союз с руководимым Социал-демократией Республики Польша СДЛС. Само это намерение, как и ряд положений, обнародованных на конгрессе Союза Свободы весной 1995 г., имели ирокий резонанс и по-разному оценивались ведущими политиками. Суммарно результаты конгресса определялись политиками правого толка как поворот влево. Лидер СЦ Я. Качыньский и лидер Христиан- ско-национального объединения Рышард Чарнецкий единодушны в такой оценке. Р. Чарнецкий в качестве аргумента для своей точки зрения называет замену Т. Мазовецкого на посту руководителя СС Л. Бальцеро- вичем. В результате СС потеряла видного деятеля, обладающего определенной харизмой, известного своим религиозным рвением и последовательно стремившегося к сближению с правыми политическими силами. Левые тенденции в деятельности СС в связи с приходом к руководству Л. Бальцеровича, по мнению Я.Качыньского, отчетливо обозначились потому, что избранного партийного лидера в сфере социальнопсихологической и моральной аксиологии отличает приверженность левым стандартам, а также его специфический прагматизм. Левый уклон в деятельности СС и даже полный переход этой партии на левоцентристские позиции усматривался и в том, что в качестве кандидата от нее на президентских выборах предлагалось выдвижение известного солидаристского политического деятеля Яцека Куроня с социал- демократической программой.
Однако немало политических функционеров полагают, что Союз свободы определенно кренится вправо. Так, по замечанию людовца Яну- ша Пехоциньского, СС, прикрываясь социал-демократическим кандидатом в президенты Я.Куронем, значительно поправел в своих экономических программах и, будучи либеральной партией, выступает за монетаризм и твердую национальную валюту. Союзу Свободы отводится место в "правой нише" еще из-за полного неприятия левыми Бальцеровича и Куроня как своих. Первому левые не могут простить шоковую терапию и стремительную либерализацию экономической политики; второго некоторые левые, по крайней мере Союз труда, могли бы поддержать в избирательной кампании, что, по мнению руководителя СТ Р.Бу- гая, могло бы произойти, если бы за Куронем не было балласта в виде программы Союза Свободы и лидерства Бальцеровича. Кроме Того, шансы Куровня у левых снижаются из-за того, что во внутрипартийном соперничестве он выиграл с небольшим преимуществом в голосах, обнаружив отсутствие доминирующего места социал-демократических идей среди членов СС.
Все это вероятнее всего приводит к тому, что Союз Свободы станет объектом для нападений и слева, и справа35.
При этом в условиях довольно сильного тяготения левого крыла СС к так называемым прореформаторским силам Союза демократических левых силЗб высказываются опасения по поводу возможной трансформации всего Союза :Свободы в придаток СДЛС37. Предпосылки же такого явления коренятся главным образом не в идейной сфере, а скорее, в материально-финансовой. В условиях приближения избирательной президентской кампании для партий особенно обостряются проблемы денег, помещений, транспорта, печатной техники и т.п. Финансирование партий из госбюджета прекращено, но даже если будет введено регулируемое государственное финансирование деятельности партий в тех или иных ситуациях, молодые в организационном отношении партии, существующие за счет членских взносов и пожертвований, проигрывают по многим показателям в сравнении с Социал-демократией Республики Польша и Польской людовской партией, наследовавших от своих предшественниц - ПОРП и ОКП - огромные состояния. Наследство, доставшееся от ранее правящих партий правящим в настоящее время, представляет собой немалые финансовые средства, помещения, сдаваемые в аренду и т.п.; СДРП и ПЛП играют на бирже, скупают акции, т.е. улучшают свое и без того неплохое материально-финансовое состояние38. Кроме того, эти партии, как и их предшественницы, будучи самыми многочисленными, имеют наиболее развитую партийную инфраструктуру, основательно сросшуюся на всех уровнях с админист- ративно-управленческим аппаратом.
Общественное мнение Польши серьезно озабочено угрозой, исходящей от мафии, которая опирается, главным образом, на посткомму- нистическую номенклатуру^.
Усилия по консолидации правых, антикоммунистических сил тем не менее продолжаются. В начале 1995 г. возник либерально-консервативный "Комитет ста", председателем секретариата которого стал известный публицист Чеслав Белецкий. Однако ведущие правые политики весьма скептично отнеслись к новой организации40. Иное дело Конвент святой Екатерины, появившийся в то же время, в Координационную группу которого вошли партии из Секретариата Правоцентристских группировок - Движение для Речи Посполитой, Партия христиан-
ских демократов, Национально-демократическая партия, а также Конфедерация независимой Польши. Во встречах, проходивших в Конвенте, участвовали представители руководства "Солидарности"41.
Координационная группа Конвента святой Екатерины планировала летом определить правоцентристского кандидата в президенты. Предполагалось, что бороться за поддержку Координационной группы будут такие известные политики, как Ян Олшевский, Лешек Мочульский, Ян Парыс, Ежи Стемпень, Адам Стшембош, Лех Валенса. Однако представители "Солидарности" принципиально отвергли концепцию президентских правыборов, обосновав это тем, что их организация является независимым профсоюзом, который самостоятельно будет решать вопрос о тактике участия в президентских выборах, а главная цель их участия в работе Конвента — объединение правых политических сил42_ ц0 и в этой сфере, как выясняется, руководство "Солидарности" не собиралось уступать кому-либо лидерства, имея в виду, что все попытки объединения и консолидации правых не дали желательного результата. Из наиболее влиятельных политических партий правого толка Соглашение Центр, ряды которого неуклонно редеют, потерпело очередное фиаско в создании "Лагеря Ш Речи Посполитой", пытаясь компенсировать неудачи заимствованием риторики Союза Свободы, бойкотируемого, в свою очередь, правыми за симпатии к СДЛС. Обращает на себя внимание, что хотя "Солидарность" как профсоюз, некоторые региональные и отраслевые отделения которого провозглашают уравнительно-левацкие лозунги, и как общественно-политическое течение (вспомним соли- даристскую "левую ногу" Леха Валенсы в виде Союза труда) можно отнести к левой ориентации, ее лидеры, в том числе председатель Мариан Кжаклевский, тем не менее зачастую употребляют формулировки о том, что «политические симпатии членов "Солидарности" сконцентрированы в значительно большей мере на правой стороне, чем на левой» . Обращаясь к общественной доктрине Костела, "Солидарность" дает, по их мнению, полякам ясное видение политического и экономического строя страны, содержащееся в "гражданском проекте конституции, противопоставляемом проекту Национального собрания, не соответствующему традициям польской государственности и не обещающему необходимого окончательного расчета с "периодом ПНР". По мнению солидари- 122 стов, всеобщее наделение граждан правом на владение частной собственностью, изменение налоговой политики, реформа системы социального обеспечения и здравоохранения, а также пересмотр в целом существующего комплекса власти являются фундаментальными для развития капитализма и демократии в Польше. Только "Солидарности" под силу решить перечисленные задачи и оказать противодействие реком- мунизации страны, приведя ее к стабилизации на прочном социально- экономическом фундаменте. Солидаристские лидеры, в том числе председатель М. Кжаклевский, подчеркивали, что по крайней мере весной 1995 г. слишком рано определять кандидата в президенты, да и сама эта процедура может только расколоть правые силы43_
Президентство имеет особое значение для Польши в настоящее время. Подтверждаются данные Центра исследования общественного мнения "Рун", согласно которым большинство поляков (62%) предпочитают ситуацию с лидерством одного сильного политика, а не с соперничеством многочисленных партий и политиков. Приверженцами сильной власти являются прежде всего жители небольших городов44_ "Глубинка" может сыграть решающую, в том числе и деструктивную роль при определенных условиях.
Первый посткоммунистический президент Польши Jlex Валенса - личность, ставшая исторической еще при жизни. Харизматический лидер "Солидарности" периода коммунистического тоталиторизма, выходец из народа и его. любимец,без труда выиграл президентские выборы. Однако вскоре ему пришлось столкнуться с огромными трудностями. В послании Леха Валенсы к членам и сочувствующим "Солидарности" в августе 1992 г. он писал: "В настоящее время причины конфликтов и стачек я нахожу в слишком .медлительных и половинчатых реформах государственно-политической системы и экономики. В неспособности и недостатке результативности сменяющих одна другую правительственных команд. Как и вас меня возмущают и раздражают безответственность и дилетантство многих политиков. Вижу зло и ошибки, которые препятствуют успешному развитию Польши. Я многократно говорил об этом. Напоминал об обязанностях, лежащих на законодательной и исполнительной властях. Предостерегал от совершения греха пренебрежения. Не принесло это, однако, видимого эффекта'^. Вся ональность и конкретный смысл послания президента свидетельствуют о его дистанцировании в моральном и организационном плане от правительств и парламента. Созвучно посланию президента заявление депутата сейма от "Солидарности" Алойзы Петршика о том, что ни одно правительство нельзя считать солидаристским с настоящего момента^б. Завершение президентского послания словами: "Как президент Речи Посполитой не могу быть в стороне от развертывающихся конфликтов", свидетельствует, как и упомянутое заявление А. Петршика, о вынашивавшихся планах лидерами "Солидарности" и остающимся ее живым харизматическим символом Л.Валенсой, избавившись от ответственности за свои просчеты и тяготы жизни народа, опять занять вождистскую нишу, не отказываясь при этом от вмешательства в политику и государственные дела. Сам Л. Валенса весьма активно использовал уже после цитировавшегося послания президентские полномочия, назначив на ключевые посты "нужных людей".
Л. Валенса демонстрирует крайне враждебное отношение к левым политическим силам, которые, впрочем, при этом не утрачивают своего влияния. Валенса же утратил многое из своей харизмы пятилетней давности (согласно опросам упоминавшегося уже "Руна" 18% анкетированных ставят ему в вину незаконное присвоение государственных ценностей) и подозревается рядом серьезных аналитиков даже в закамуфлированной пророссийской деятельности^?и других "грехах". Тем не менее рано утверждать, что Л. Валенса смирился с поражением на президентских выборах. В любом случае он долго будет находиться на политическом Олимпе и не как живая реликвия недавних политических. бурь, а как фактор будущих перемен, демонстрируя, как и ранее, преданность религиозному фундаментализму, используя патернализм.
А как основная масса населения, трудящиеся в период перехода к рынку и демократии? Подавляющая часть находится в весьма тяжелом положении. Если крестьяне получили некоторую поддержку после прихода на посты премьер-министра и министра сельского хозяйства людовцев, то работники госхозов, лишенные всякой государственной поддержки, оказались в состоянии, близком к нищете. Не лучше положение в семьях городских безработных, где, чтобы прокормиться, должны работать дети моложе шести лет48_ це М0Жет не вызвать горького удивления прогрессирующее бесправие работающих на действующих предприятиях49_ Ухудшаются условия труда, растет травматизм, продолжается начатое в 1982 г. урезание прав и полномочий профсою- зов50_
Не вызывают общественной поддержки многие из проводимых реформ, в том числе одна из основных - приватизация. Существует мнение, что в ходе ее обогащаются нечистые на руку, случайные люди, не возникает привязанности к имуществу, земле и прочей недвижимости у тех, кто ими распоряжается сейчас, а, наоборот, усиливаются бесхозяйственность и разруха51.
Не придется ли Анджею Вайде подумать, после "Человека из мрамора" и "Человека из железа" из чего будет его третий "человек"?
В.В. Мирошников
Из сборника «Политический ландшафт стран Восточной Европы середины 90-х годов»
Российская Академия наук, Институт славяноведения и балканистики, Москва, 1997
Примечания
^ Skorzynski /. Droga do “ okr^gfego stcrtu”: Ostatnia amnestia ;// Rzeczpospolita. 1994. 12—13. П.
о
Комсомольская правда. 1990. 31 .VIII.
3 Kurier Polski. 1990. 25.X.
Л •
Spoteczenstwo i Zycie. 1991. 12.XI.
^ Trybuna Sl^ska. 1991. 5—6.1.
6 Przegl^d tygodniowy. 1990. 15.IV.
? Ibidem.
® Zukowski T. Wybory 93: Co si^dzieje na polskiej scenie poli- tycznej u progu kampanii ;//Polityka. 1993. 10.VIII.
Q , *
a Walendziak W. Czy prawica ma szans^ rz^dzicPolsk^? //Zycie
Warszawy. 1991. 23.X.
10 Zycie Warszawy. 1990. 17.IX.
11 Trybuna Sls^ka. 1990. 5.XI.
Trybuna Sl^ska. 1991. 13.V.
Kurier Polski. 1991. 13.V.
14 Szawiel T.Szanse liberafow //Zycie Warszawy. 1991. 25.VI.
15 Mazewski L . Liberalizm i chrizsianstwo//Zycie Warszawy.
1991. 5.IX.
Kurier Polski. 1991. № 123.
1^ Zycie Warszawy. 1991. 23.IX.
18 -ijad. 1990. 23-30.XII.
Kurier Polski. 1991. 25.VI.
Kurier Polski. 1991. 17—19. V.
2ycie Warszawy. 1991. 20.VIII, 18.IX.
22 Walendziak W. Czy prawica ma szanse, rz^dzic Polsk^? ;//Zycie Warszawy. 1991. 23.X.
23 Zukowski T. Wybory 93: Co siedzieje na polskiej scenie poli- tycznej u progu kampanii ;//Polityka. 1993. 10.VIII.
24Tygodnik Solidarnosc. 1993. 14.VI.
25 Polityka. 1993. 10VII.
26 Siwek S. Jak to si^ stalo. Kto v/Iasciwie rz^dzi? ;//Rzeczpospolita.
1994. 12-13. II.
27 Tygodnik Solidarnosc'. 1995. 24.111.
28 Goszczynski A. Czas lewicy ;//0dra. 1994. № 3, 5*2—7.
9 Q
Urbanek M. Stan przejsciowy. Krotki kurs WKP(b). Ci^g dalszy // Odra. 1994. № 1. S. 87-88.
30 Mozotowski A, Po kongresig Unii pracy. Lewa noga ;//Ро1иукаД993. № 5. S. 13.
31 Trybuna. 1995. 28.111.
32 Trybuna. 1995. 27.1П.
Rzeczpospolita. 1995. 13.IV.
Paradowska /. Chrzanowski z Kaczynskim razem. Ruch prawo- stronny//Polityka. 1993. 13.XI. S. 13.
Zycie Warszawy. 1995 . 4.IV.
Rzeczpospolita. 1995. 25—26.1П.
Trybuna. 1995. 27.111.
Gazeta Wyborcza. 1995. 19.IV. S. 4.
^ Tygodnik Solidarnosc. 1995. 31 .III. № 13. S 5.
40 Rzeczpospolita. 1995. 11.IV. S. 2.
41 Rzeczpospolita. 1995. 12.IV. S. 2; 1995. 14.IV. S. 2.
42 Rzeczpospolita. 1995. 14.IV. S. 2.
Zak P. Sympatie po prawej stronie ;//Rzeczpospolita. 1995. 25—26.111. S. 4.
44 Ibidem.
45 Tygodnik Solidarnosc. 1992. № 34. S. 20.
46 Tygodnik Solidarnosc. 1993. № 23. S. 5.
4? Zob. na przykfed: Macierewicz A. Czy opcja rosyjska przechodzi kryzys? //Tygodnik Solidarnosc. 1995. № 14. S. 11.
43 Zycie gospodarcze. 1995 № 12. S. 43.
49 Marcinek A. Listy do redakcji. SamotnosV robotnikow ;//Tygodnik Solidarnosc'’. 1992. № 33. S. 6.
Tygodnik Solidarnosc'". 1992. № 33. S. 19.
51 Bowwska Z. 1989—1994: Co si^ zmienrto w moim zyciu?
Stracony majs^tek ;//Polityka. 1994. № 42. S. 16.