Показать все теги
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
Еще до распределения первых сумм по «плану Маршалла» экономисты подсчитали, что «помощь» Европе не сможет поддержать американские прибыли на уровне 1947 г. Считали, что «план Маршалла» окажет общее стимулирующее действие, но для тяжелой промышленности лучшим стимулом может быть только война или подготовка к ней. Турмэн Арнольд, бывший заместитель государственного прокурора, говоря о «новом американском империализме восстановления», пришел к выводу, что попытка «поставить Европу на моги» будет, «за исключением войны, самой лучшей поддержкой высокой конъюнктуры» [1].
Торговые журналы начали вести «ученые» рассуждения о военной стратегии и подготовлять почву для получения новых ассигнований. Крупный журнал «Фэктори менеджмент энд мейнтенэнс» в специальной статье писал:
«План Маршалла появился в момент, когда начал ослабевать спрос, вызванный инфляцией. Этот план может удержать высокий уровень производства, но не сможет сохранить общую высокую инфляционную конъюнктуру. План Маршалла непосредственно поможет экспорту тем, что торговля не уменьшится на 4—5 млрд. долл., как это неизбежно случилось бы при отсутствии этого плана» [2].
Эти рассуждения о войне и экономике становились тем агрессивнее, чем больше стирались воспоминания о совместных действиях союзников во время войны, и, наконец, закончились тем, что монополистический капитал объявил о неизбежности конфликта между капитализмом и коммунизмом. Добавлялось, что чем раньше этот конфликт произойдет, тем лучше. Ничем иным нельзя было оправдать огромные расходы на вооружение.
16 марта 1948 г. Трумэн обратился к конгрессу с просьбой ускорить завершение программы восстановления Европы, ввести всеобщее военное обучение и воинскую повинность.
Речь Трумэна представляла собой извращенное изображение международных событий и преследовала цель запугать конгресс, чтобы он, наконец, принял закон о «восстановлении Европы» и ассигновал огромные суммы на вооружение. Эти ассигнования должны были послужить гарантией того, что кризис не наступит до ноябрьских выборов и что известные круги наживут миллиарды долларов на повышении стоимости предприятий и на увеличении доходов от них. «Мэгэзин ов Уолл-стрит» писал:
«До речи президента о вооружениях была заметна тенденция к дефляции. Теперь можно думать, что эта тенденция исчезнет. Логическим следствием необходимости затратить еще многие миллионы явится проведение государством инфляционной, а не дефляционной по литики. Правительство должно будет отказаться от стремлений ограничить банковский кредит и уменьшить государственную задолженность» г.
Газета «Нью-Йорк пост» писала в одной статье:
«Торопитесь! Получите еще сегодня миллиарды т государственной кассы! Скажите только, что эти деньги нужны для укрепления Америки против русской агрессии, намекните, что каждый возражающий против этого- является предателем нашей дорогой родины, а потом можете увозить доллары тачками. Все так делают... За президентом идут все те, кто рассчитывает урвать что[3] либо, предлагая свои проекты борьбы с Россией в надежде, что миллион, а то и миллиард долларов перепадет в их карман. Золотой дождь действительно начинается»[4]. Газета «Нью-Йорк тайме» писала.
«Менее года назад нам угрожало падение конъюнктуры; чтобы предотвратить его, отменили контроль над ценами, а затем последовал план Маршалла, плохой урожай зерновых, урегулирование заработной платы горняков, которое привело к повышению цел на сталь, — все это передвинуло производственные показатели ближе к отметке «инфляция»[5].
Известные промышленные советники фирмы «Стан- дард энд пуарс» информировали своих заказчиков, что благодаря снижению налогов, росту расходов на вооружение и поставкам в Европу по «плану Маршалла» конъюнктура будет высокой и что общий ход событий «предвещает расширение производства, рост прибылей промышленных компаний, которые превысят даже нынешний чрезвычайно высокий уровень... Предприниматели могут быть уверены, что этот уровень некоторое время удержится; они не должны бояться скорого спада конъюнктуры» [6].
Предполагалось, что авиационной промышленности удастся использовать значительную часть своей мощности для производства продукции мирного времени, однако гражданский спрос оказался небольшим. Ожидали, что до 1955 г. будет продано около 400 тыс. самолетов легкого типа, фактически же в 1946 г. было продано всего 35 тыс., а в 1947 г. — еще меньше. Хозяева авиалиний, рассчитывавшие на крупные перевозки, понесли большие убытки и вынуждены были отказаться от заказов на новые самолеты. Продукция авиационной промышленности в весовом выражении с 450 тыс. т в 1944 г. упала ниже 13,5 тыс. т в 1947 г. Число лиц, занятых в авиационной промышленности, снизилось с 1 млн. в 1944 г. до 161 тыс. в марте 1948 г.[7]. В первый год мирного производства компании авиационной промышленности продали товаров на сумму 747 млн. долл., тогда как в 1944 г. они выручили 8,2 млрд. долл. Правда, в результате возврата части налогов убыток в 78,6 млн. долл. превратился в 15 млн. долл. чистой прибыли, но промышленность не может существовать только за счет возврата налогов.
Палата представителей не только вотировала (339 голосами против 3) ассигнование суммы в 2376 млн. долл., которую просил президент Трумэн, но, по предложению председателя бюджетной комиссии Тэйбора, увеличила эту сумму на 822 млн. долл.[8]
Фабриканты оружия инкассировали прибыли еще раньше, чём конгресс ассигновал соответствующие суммы. Капиталисты получали прибыли при повышении курса акций авиационных предприятий. Журнал «Мэгэзин ов Уолл-стрит» в статье под заголовком «Какие ценные бумаги приобретать в период подготовки» писал:
«Неожиданное повышение курса акций предприятий, строящих военные самолеты, превзошло все ожидания» [9].
Такой удивительный успех авиационной промышленности разжег аппетиты предпринимателей стальной, судостроительной и других отраслей промышленности, имеющих возможность извлекать выгоду из военных поставок: агентство Ассошиэйтед пресс сообщало 3 июня 1948 г., что за 24 часа палата представителей приняла и передала на утверждение сенату проект ассигнований «на оборону» на сумму свыше 10 млрд. долл. Сюда входило 6 509 939 тыс. долл. на армию и 1 686 733 250 долл. на флот.
Возникла необходимость успокоить народ, недовольный инфляцией, вызванной этими мероприятиями. Президент Трумэн созвал специальное заседание конгресса для обсуждения вопроса об инфляции.
22 июля президент Трумэн сказал, что «имеются превосходные перспективы сохранения мира»[10]. Газета «Ньюс уик», всегда подстрекавшая к войне, задавала вопрос: «В чем причина этого успокоения?» и отвечала в редакционной статье: «Мир очутился на краю пропасти... заглянул в нее... и остановился... как раз вовремя». «Ньюс уик» объясняла это изменением во взглядах людей *. Она не могла решиться дать правдивый ответ. Ведь возможно, что придется снова вызывать военную истерию после того, как ассигнования будут исчерпаны и понадобится включить в бюджет новые большие расходы.
Роберт С. Аллен проговорился, однако, что флот представил предварительный бюджет на 1949 г. на сумму свыше 11 млрд. долл., а армия — на сумму свыше 10 млрд. долл. Авиация потребует, вероятно, не менее 7 млрд. долл. В общем, потребуется израсходовать не менее 28 млрд. долл.[11]. Эти расходы настолько велики, что налогоплательщики могут согласиться на них только в состоянии страха, граничащего с психозом [12].
Одна американская промышленная организация предсказывала на 1949 г. следующее:
«Имеется много факторов, способствующих тому, чтобы в 1949 г. сохранился большой размах производственной деятельности и удержался высокий уровень цен. Но имеются также сильные дефляционные течения, и кажется, что в настоящее время они сильнее, чем когда-либо после окончания войны. Предприниматели должны учитывать, что в течение нескольких месяцев может произойти прекращение инфляции и сокращение производства. Правительство поддерживает инфляцию большими расходами на вооружение, на «помощь» Европе, на субсидии фермерам и ссудами под недвижимое имущество. Без этой поддержки неизбежно начался бы спад конъюнктуры» [13].
Можно наверняка предсказать, что американские предприниматели сделают все, что в их силах, чтобы побудить конгресс ассигновать огромные суммы на «план Маршалла» и на вооружение. Они хотят, насколько возможно, отсрочить наступление кризиса. И для того чтобы отсрочить кризис в Америке, они в такой степени игнорируют потребности хозяйства других стран, что это может привести к тому, что капиталистический Самсон обрушит на себя свой храм.
«Кажется, что расплаты не удастся избежать. Если американцы для предотвращения падения конъюнктуры будут по-прежнему проводить у себя в стране мероприятия, которые они проводят или намечают проводить, то это может закончиться только тем, что они перенесут падение конъюнктуры в страны, менее способные сопротивляться этому падению или выдержать его.
Однако это вовсе не в интересах самой Америки, так как кризис в Западной Европе может вызвать кризис и в США. Но Уолл-стрит никогда не отличался прозорливостью» г.
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
[1] New York Herald Tribune, November 22, 1947.
[2] Factory Management and Maintenance, December, 1947, p. 129.
[3] 104
[4] The New York Post, April 4, 1948.
[5] The New York Times, April 4, 1948.
J In Fact, April 26, 1948.
[7] U. S. Department of Commerce Survey of Current Business June, 1948, pp. 6—7.
[8] USIS, Washington, Aprii 15, 1948.
[9] Magazine of Wall Street, April 24, 1948.
[10] USIS, DWB 51, Washington, July 22, 1948.
3 Robert S. Allen, The Washington, Merry — Go — Round, August 24, 1948.
[12] Генри А. Уоллес 17 сентября 1948 г. в своей речи в Рочестере предсказывал новую, искусственно вызванную волну «страха перед войной», которая приведет к срыву американо-советских переговоров.
New York Herald Tribune, September 30, 1948.