ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Соединенные Штаты и «свободная» торговля
Соединенные Штаты и «свободная» торговля
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 14-05-2014 15:31 |
  • Просмотров: 1825

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Представители государственного департамента США заявляют, что «Соединенные Штаты поставили перед со­бой задачу — добиться роста мирового производства и торговли» [1].

Займы, предоставленные Англии в 1946 г., были ис­пользованы Соединенными Штатами для разрушения си­стемы имперских преференций и проникновения на рын­ки, которые прежде были доступны только для англий­ских экспортеров. Теперь США используют «план Мар­шалла», чтобы подчинить своему контролю остальные западноевропейские рынки. На конференциях по вопро­сам международной торговли в Женеве и Гаване был достигнут лишь частичный успех в деле завоевания но­вых рынков для американского экспорта. 70% преферен­циальных пошлин Великобритании не потерпели никаких изменений и только 5% были отменены. Кроме того, большая часть ввоза и вывоза контролируется требова­нием специальных лицензий или депонированием опреде­ленных сумм [2].

В то время как увеличивается нажим для устранения ограничений, препятствующих проникновению американ­ских экспортеров на новые рынки, таможенные барьеры, защищающие рынки Соединенных Штатов, почти не ослабляются. Типичным примером того, к чему приводит ограничение импорта в США, является торговля США с Бельгией. В 1947 г. США ввезли в Бельгию товаров на сумму свыше 500 млн. долл., закупив бельгийских това­ров всего на 60 млн. долл. Таким образом создался «де­фицит» почти в 450 млн. долл. Бельгийский министр* внешней торговли Ван дер Страатен Вайетт, приводя эти цифры, писал:

«Почти непреодолимые преграды для проникновения на американские рынки, тормозившие торговлю до вой­ны, существуют в значительной мере и сейчас.

В общем, пошлины слишком высоки, методы опреде­ления их размера и способы взимания очень неблаго­приятны для импортеров, а специальные предписания еще более усугубляют их жестко ограничительный ха­рактер.

Существовало и, по-видимому, существует до сих пер­екрытое противодействие импорту, который мог бы выз­вать конкуренцию на внутреннем рынке США. Так, например, федеральный закон практически запрещает ис­пользование импортных материалов для строительства общественных зданий.

И после женевского соглашения американские пош­лины расцениваются бельгийцами как слишком высокие. Большая часть товаров, которые Бельгия могла бы про­давать США, облагается в Америке пошлиной, превыша­ющей на 50 и даже на 100% бельгийские импортные по­шлины на подобные товары. В американских тарифах до сих пор имеются пошлины, достигающие 75%, а по мно­гим важным товарам пошлины колеблются между 30 и 60% стоимости товара. Это относится к хлопку, шерсти,, искусственному шелку, многим видам кожаных изделий,, коврам, кружевам, хрусталю и зеркалам.

Документы, необходимые для ввоза в США, многочисленны и разнообразны. Составление их сопровождает­ся тысячами процедур и осложнений. Некоторые админи­стративные требования, становящиеся все более обреме­нительными, до такой степени затрудняют ввоз в США, что многие из наших промышленников вообще от него» отказываются» !.

Эти ограничения являются действительным показате­лем того, в какой степени США намерены восстановить, «нормальную свободу» торговли. Ограничения импорта в. комбинации с субсидируемым правительством экспортом привели к значительному дефициту торгового баланса.. В 1947 г. дефицит по заграничным товарным сделкам и услугам достиг 12,3 млрд. долл. Из этой суммы 7,8 млрд. долл. были покрыты займами и субсидиями, предостав­ленными правительством Соединенных Штатов, а 4,5 млрд. долл. — экспортом золота и долларовой ва­люты из стран-должников х.

Такой ненормальный торговый бал ал с, способствую* щий поддержанию цен и производства в США, является одной из основных причин кризиса в остальных капита­листических странах. Помощник государственного секре­таря Уиллард Торп признал это в своем выступлении в Национальном совете американских импортеров:

«Дефицит нашей внешней торговли так велик, что мы вынуждены финансировать ее, чтобы не прекратилась хозяйственная деятельность в других странах»

Стаффорд Криппс, указывая в сентябре 1948 г., что дефицит внешней торговли Англии с Западным полуша­рием до сих пор держится на уровне около 1,6 млрд. долл. в год’ сказал: «Сегодня для нас это является ос­новной проблемой» 3.

Если бы США были действительно заинтересовать в «восстановлении Европы», они не могли бы ничем так способствовать этому, как открыв свой огромный рынок, для европейских экспортеров. Однако они этого не сде­лают, потому что экспорт европейских товаров в Амери­ку привел бы к усилению конкуренции на рынках США,, снижению монопольных цен и углублению кризиса. Ког­да главу Администрации экономического сотрудничества Гофмана спросили, что будет Европа продавать Соеди­ненным Штатам, кроме предметов роскоши, он смог только ответить: «Вы не должны считать существующее положение стабильным» 4. Высокая конъюнктура на рын­ках США действительно не останется «стабильной». Все признанные авторитеты, включая личных экспертов. Трумэна, пришли к заключению, что усиление инфляции может привести только к депрессии и к экономическому краху *. Такой крах вызвал бы внезапное и сильное со­кращение рынка для импорта из Европы, как это было при предыдущих кризисах. Одновременно американские экспортеры еще больше стремились бы к демпингу то­варов на европейские рынки.

Поэтому нет надежды на то, что торговый баланс Западной Европы удается уравновесить увеличением экспорта в США. Какие другие надежды на погашение дефицита сулит «план Маршалла»? А. Грэхэм писал:

«В 1938 г. платежный баланс Европы с остальным миром был в основном уравновешен. Избыток импорта в размере 2100 млн. долл. покрывался невидимым экс­портом. Но в 1947 г. дефицит расчетного баланса Евро­пы в целом достиг 7,5 млрд. долл. Складывался он из 6,9 млрд. долл. дефицита торгового баланса и 600 млн. долл. дефицита по «скрытым» статьям. Предполагали, что план Маршалла устранит это нарушение равнове­сия, но, отрывая Западную Европу от Восточной, он де­лает эту задачу почти невыполнимой» [3].

Как произошел этот отрыв? Первым шагом было поощрение большего «единства и сотрудничества» между странами -v- участницами «плана Маршалла».

24 июня Гофман напоминал маршаллизованным стра­нам, что они еще далеко не достигли той степени сот­рудничества, которая желательна США. Он рекомендо­вал централизованную «систему валютного клиринга» для финансирования межевропейской торговли[4]. Эта система заменила бы двухсторонние договоры об обмене товарами, заключенные в настоящее время каждой страной отдельно.

При новой системе каждая страна представляет Ад­министрации экономического сотрудничества свой торго­вый план, учитывающий помощь и займы Соединенных Штатов. На основе этой весьма сложной процедуры сем­надцать государств подали Комитету экспертов Админи­страции экономического сотрудничества свои планы и 78 предположительных торговых балансов. Эксперты должны согласовать все эти планы между собой. «Нью-Йорк геральд трибюн» пишет:

«Семьдесят восемь торговых балансов, рассмотренных лятью экспертами, оказались горькой пилюлей для всех правительств, участвующих в Комитете европейского эко­номического сотрудничества» [5].

Торговые планы вызвали разочарование не только потому, что каждая страна рассчитывала получать боль­ше, а вывозить меньше, но главным образом потому, что Западная Германия получила значительные привилегии. Западная Германия должна была получить львиную до­лю средств по «плану (восстановления Европы» — не ме­нее трети всей суммы [6].

Остальные шестнадцать маршаллизованных стран нашли эту долю слишком большой и снизили требуемую сумму более чем на 100 млн. долл. Американские воен­ные власти «от имени» Западной Германии категорически отвергли это снижение. Но, поскольку все решения Организации европейского экономического сотрудниче­ства должны приниматься единогласно, это означало, что «план» в целом не мог быть принят[7].

Шестнадцать государств проявили такую решитель­ность потому, что, как выразился один государственный деятель в Париже, «никто не хочет ничего дать из соб­ственного пустого кармана, чтобы финансировать восста­новление Германии»[8].

Гарриман беседовал как со Спааком, премьер-мини­стром Бельгии и председателем Организации европей­ского экономического сотрудничества, так и со Стаф­фордом Криппсом. Оба «хотя и неохотно», но все же дали свое согласие на то, чтобы Западная Германия получила на 145 млн. долл. больше, чем признали необ­ходимым шестнадцать государств. Этот шаг вызвал сле­дующие комментарии в «Нью-Йорк геральд трибюн», газете, поддерживающей «план Маршалла»:

«Особенно характерна для данного случая трудность и даже невозможность четко разграничить функции США как финансового гаранта плана Маршалла и как державы, оккупирующей одну из зон Германии. Во втором случае США начинают играть важную и на дан­ном этапе руководящую роль в планировании, в кото­ром, как первоначально предполагалось, решающий го­лос должен был принадлежать европейцам»

Д. Кук писал из Лондона:

«Короче говоря, план восстановления Европы все бо­лее сводится к прямому вмешательству американцев в деятельность Парижского комитета. Не существует органа для решения вопросов при непосредственном участии американцев и поэтому перед принятием Коми­тетом решений Гарриман проводит все больше и больше времени в полетах из одной столицы в другую, чтобы заручиться голосами за американское предложение» [9].

Таким образом, США, по-видимому, достигли уже значительных успехов на иути к захвату в свои руки межевропейской торговли. Через служащих Администра­ции экономического сотрудничества они регулярно «раз­решают»[10] торговлю, которая менее года назад бесспор­но считалась входящей в компетенцию двух соответ­ствующих суверенных государств.

В то же время наблюдается известное соперничество между торговыми кругами и представителями армии R самих США в вопросе о том, кто будет контролировать Западную Германию. Из Франкфурта поступило следую­щее сообщение:

«В будущем бюджетном году (после июля 1949 г.) помощь по плану Маршалла уменьшится до 138 млн. долл., тогда как расходы на армию будут одновременна увеличены до 750 млн. долл. Средства армии США рас­ходуются на продовольствие, медикаменты, удобрения и топливо...

Это распределение расходов служит признаком того,, что американские военные власти будут в большей мере, чем Организация европейского сотрудничества в Пари­же, решать, кто должен быть хозяином экономики За­падной Германии. Наряду с некоторыми находящимися там союзными представителями, желающими остаться неизвестными, американское военное командование по политическим и экономическим соображениям постепенна исключает Западную Германию из-под общего кон­троля плана восстановления Европы. Короче говоря, ге­нерал Клей не хочет, чтобы ему предписывали, как он должен реорганизовывать экономику Западной Герма­нии» г.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению


[1]  USIS, Washington, March 13, 1948.

[2]  The Economist, November 22, 1947.

[3]  New York Herald Tribune, May 2, 1948.

[4]  Там же, 23 сентября 1948 г.

[5] INfew York Herald Tribune, September 3, 1948.

[6] Там же, 13 октября 1948 г.

[7] Там же, 7 сентября 1948 г.

*   Там же.

[9]  Там же, 8 сентября 1948 г.

[10] См. сообщение Организации европейского экономического сотрудничества или сообщения из Вашингтона в USIS, Washington, August 31, 1948; September 15, 1948.

Читайте также: