ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » «План Маршалла» не предусматривает действительного восстановления
«План Маршалла» не предусматривает действительного восстановления
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 14-05-2014 15:36 |
  • Просмотров: 1607

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Американские капиталисты вовсе не собираются спо­собствовать своей «помощью» восстановлению конку­рентоспособности Европы. В количественном отношении эта «помощь» так незначительна, что США уже гото­вятся взвалить вину за провал «плана Маршалла» на европейские страны. Администратор «плана Маршалла» Гофман, например, сказал:

«Успех будет зависеть главным образом от наших заграничных партнеров, так как американская помощь, хотя она и кажется большой с точки зрения американ­ского налогоплательщика, составляет менее 5% годово­го дохода стран, участвующих в плане. Действие этих решающих 5% будет зависеть прежде всего от изобре­тательности, мужества и энергии, с которыми шестнад­цать европейских стран используют их для повышения производительности в промышленности и сельском хо­зяйстве, а также для улучшения управления».

Лорд Пакенхэм во время дебатов в парламенте при­знал, что «помощь» Соединенных Штатов будет состав­лять менее 5% английского национального дохода[1].

Еще важнее то, что США ограничивают поставки как раз тех товаров (промышленное оборудование, ма­шины и т. д.), которые как европейские, так и амери­канские специалисты считают наиболее необходимыми для подлинного восстановления европейского хозяйства. Бывший министр торговли Гарриман, а ныне — «летаю­щий» посол в странах «плана Маршалла», подтвердил это в своем отчете, сделанном на заседании сенатской комиссии:

«Программа электрификации является одним из важнейших звеньев экономического восстановления За­падной Европы. Значение, придаваемое странами — уча­стницами плана Маршалла этой программе, видно из проектов, составляемых в этих странах. Европейские страны намерены в такой степени увеличить производ­ство электроэнергии, что для этого потребуется обору­дование стоимостью в 5 млрд. долл. Мы намерены по­ставить электрооборудования на сумму 70 млн. долл., т. е. 1,4% требуемого. Наша доля, таким образом, отно­сительно мала, но в нее входит много специальных при­боров».

Таким образом, Гарриман признает, что США соби­раются поставить 1,4% предполагаемой потребности шестнадцати государств в отрасли, которую он сам счи­тает наиболее важной с точки зрения восстановления! Сравните 70 млн. долл. на электрификацию с 1 млрд. долл., предназначенных на вывоз американского табака, и сущность «плана восстановления» будет ясна.

Положение, создавшееся в области электрификации, не является исключением. Ричард Биссел, заместитель администратора «плана Маршалла», сообщая, что до конца июня 1948 г. Администрация экономического со­трудничества ассигновала для Европы всего 900 млн. долл., т. е. половину затребованной суммы, сказал: «Требования стран — участниц плана совершенно непо­мерны... Недоразумение вызвано тем, что они ждалп поставки большого количества средств производства»[2]. Возможно, это «недоразумение» возникло потому, что «план Маршалла» был назван «планом восстановления» и соответствующим государствам было предложено со­ставить перечень товаров, необходимых для восстанов­ления их промышленности.

Частично это можно объяснить также противоречия­ми внутри капиталистической системы, где каждый стремится использовать «план Маршалла» для различ­ных целей. Милитаристы и враги коммунизма вместе с экспортерами машин требуют, чтобы вывозилось про­мышленное оборудование, и особенно такое, которое спо­собствовало бы восстановлению военного потенциала Германии. Другие монополисты, наоборот, опасаются, как бы экспорт капиталов не восстановил промышлен­ной мощи и конкурентоспособности европейских капита­листических стран. В течение последних месяцев, когда было размещено много военных заказов, большие сум­мы были инвестированы в самих США, и в силу этого временно снизился интерес некоторых промышленных кругов к инвестициям за границей.

На вывозе товаров из США по «плану Маршалла» отражается борьба различных интересов. В процессе этой борьбы на требования маршаллизованных стран о поставках оборудования обращали мало внимания. Из всей суммы в 835 млн. долл., ассигнованной до 25 июня 1948 г., только 17,9 млн. долл., или 2%, предназначав лось на промышленное оборудование

Есть сообщение о дальнейшем снижении экспорта то­варных вагонов, электрооборудования и приборов[3]. Но­вая программа -вооружения принимает в США такие размеры и приносит такие прибыли, что поглощает боль­шую часть машин и оборудования. Это признал Глэн Г. Крейг, руководитель промышленного отдела Админи­страции экономического сотрудничества, когда заявил: «Программа национальной обороны будет проводиться за счет средств, предназначенных на восстановление Европы» [4].

Государства, которым придется довольствоваться только тем, что останется от средств, затрачиваемых на вооружение в США, неизбежно должны быть разочаро­ваны. Те 5% национального дохода, которые они полу­чат по «плану Маршалла», будут с избытком «возмеще­ны» американским вмешательством в торговлю между Востоком и Западом и результатами политики США, на­правленной на то, чтобы труд и сырье использовались для вооружения, а не для восстановления.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению


[1]  The Manchester Guardian, July 28, 1948.

[2]  USIS, DWB, Washington, June 24, 1948.

[3]  Там же, 14 августа 1948 г., стр. 38.

[4]  New York Herald Tribune, 'May 25, 1948.

Читайте также: