Показать все теги
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
Как далеко хотели бы некоторые американские «государственные деятели» зайти в своем вмешательстве во внутренние дела стран, участвующих в «плане Маршалла»,видно из программы сенатора С. Бриджеса, председателя сенатской комиссии по ассигнованиям. Бриджес требует:
- Оказывать помощь в восстановлении только тем странам, которые открыто и безоговорочно присоединятся к Соединенным Штатам.
- Вооружить Западную Европу.
- Препятствовать торговле с СССР и странами народной демократии.
- Проводить тайную борьбу против Советского Союза г.
Администрация экономического сотрудничества предусматривает «200 тыс. долл. на расходы конфиденциальною характера» [1]. Нуждается ли «экономическое сотрудничество» в такой таинственности? Все это кажется весьма далеким от «восстановления Европы». Дело сводится к стремлению монополистического капитала превратить европейские страны в объекты открытой эксплоатации. Из невозможности действовать таким же образом по отношению, к странам народной демократии вытекает стремление препятствовать их развитию или даже свергнуть их правительства путем активной поддержки или создания «подпольных движений».
Так как некоторые сенаторы преследуют еще и другие, главным образом частные интересы, создается впечатление, что они хотят использовать доллары, предоставляемые по «плану Маршалла», для получения каких-нибудь новых концессий. Сенатор Уилэй при обсуждении в сенате вопроса о «плане восстановления Европы» сказал:
«Мы говорим о Гренландии, о Дании и Исландии, о том, чтобы проложить международные авиалинии через Африку, где мы во время этой войны затратили сотни миллионов долларов, потеряли их и больше о них не заботились.
Это должно послужить для нас уроком, и если мы снова будем вкладывать деньги, нужно обеспечить себе получение каких-нибудь прав. Это все, что я хотел сказать».
Форрестол:
«Не могу не согласиться с вашим основным тезисом».
Комиссия Гертера[2] указала на другие возможности для осуществления американского вмешательства. Эта комиссия считает, что эмиссары американского капитала должны направляться непосредственно на предприятия и заводы, чтобы способствовать «лучшему использованию европейских промышленных предприятий».
В отчете комиссии указывается, что участие США в европейской промышленной реконструкции будет проводиться двумя путями: во-первых, официально, т. е. путем непосредственной деятельности Администрации экономического сотрудничества в Европе, во-вторых, посредством участия частного американского капитала в восстановлении Европы.
Относительно участия частного американского капитала отчет рекомендует, чтобы в каждом основном договоре между США и отдельными странами было оговорено, что американский капитал будет пользоваться всеми правами и привилегиями, предоставляемыми местному капиталу. Эта мера является необходимой предпосылкой успеха программы, стремящейся поощрить участие частного американского капитала.
В заключение отчет пытается опровергнуть тот факт, что американская помощь, оказываемая по «плану Маршалла», угрожает суверенитету европейских государств.
Неудивительно, что комиссия, наметившая такую программу, заботится о сохранении видимости суверенитета! В обычном понимании государство считается «суверенным», если оно само распоряжается своей валютой и внешней торговлей без вмешательства другого государства, если оно может отдавать предпочтение своему капиталу перед иностранным и если его предприятия не подчиняются иностранному контролю.
В Великобритании самые сильные протесты против нажима, проводимого «планом Маршалла», были вызваны предложением о создании промышленной инспекции. При Администрации экономического сотрудничества был образован фонд в 6 млн. долл. для оплаты экспертов и специалистов-техников, задача которых заключалась в ознакомлении европейских стран с методами повышения производительности труда на предприятиях и одновременно в ознакомлении американцев со всеми производственными секретами европейцев. Гофман предложил послать таких специалистов во все страны, «которые согласятся принять их» [3]. Стаффорд Криппс, чтобы не допустить усиления вмешательства в работу британской промышленности со стороны Администрации экономического сотрудничества, предложил создать смешанные англо-американские комиссии для «содействия британской промышленности». Эти комиссии должны были состоять из представителей предпринимателей и профсоюзов. Лорд Бивербрук заявил, что это предложение, «мягко выражаясь, унизительно», а Антони Иден потребовал, чтобы оно было поставлено на обсуждение в парламенте [4]. Но возмущение продолжалось недолго. На следующий же день Британский совет тред-юнионов выделил шесть представителей в эту комиссию[5]. Видимо, англичане постепенно привыкают к специфическому пониманию идеи суверенитета в трактовке комиссии Гертера.
Возможно, что Гофман имел в виду именно это новое толкование суверенитета, когда на одной из пресс- конференций уверял журналистов, что «двухсторонние договоры нисколько не посягают на суверенитет отдельных государств... Мы никогда не думали руководить их внутренними делами» [6].
Но народы Европы уже привыкли к тому, что каждое подобное заявление представителей США является предисловием к новому вмешательству. На той же пресс- конференции сотрудник Гофмана Биссел, приветствуя денежную «реформу» в Западной Германии, сказал, что «Западная Германия является одной из тех стран, где денежная реформа была особенно необходима». Он добавил, что не видит причин, по которым нужно было бы откладывать проведение денежных реформ в других странах до тех пор, пока Администрация экономического сотрудничества увеличит импорт в европейские страны. Австрия, Франция, Германия и Италия уже провели денежные реформы после войны. Какое же еще государство имели в виду Гофман и Биссел? Представители Великобритании имели все основания для беспокойства.
Доллары, предоставляемые Администрацией экономического сотрудничества, используются для того, чтобы добиться уступок не только от европейских потребителей, но и от тех, кто хочет экспортировать свои товары в Европу.’ Некоторое время среди общественности поддерживали мнение, что Администрация экономического сотрудничества не делает закупок в Аргентине из-за соображений чисто морального порядка, а отнюдь не из-за того, что аргентинские цены слишком высоки. На истинную причину указал журнал «Тайм», сообщивший, что Аргентина не получит от Администрации экономического сотрудничества ни одного доллара, пока не уплатит «хотя бы часть из тех 475 млн. долл., которые она должна отдельным фирмам в США» г. Соединенные Штаты заставили Перрона провести девальвацию аргентинской валюты, снизив ее курс на 20%, и продолжают путем угроз принуждать Аргентину к уплате частных долгов. 29 августа 1948 г. американские дельцы прочли следующее приятное для них сообщение:
«Как стало известно из достоверных источников, американское посольство получило заверения от правительства Аргентины, что прибыли, полученные от торговых поставок по плану восстановления Европы, будут использованы для уплаты аргентинских долгов» 2.
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
[1] Закон о предоставлении помощи иностранным государствам в 1949 г., принятый 28 июня 1948 г., гл. 1.
[2] Комиссия палаты представителей по оказанию помощи другим странам, председателем которой является депутат Гертер.
[3] USIS, DWB, No 55, Washington, April 23, 1948.
[4] New York Herald Tribune, July 28, 1948.
[5] Там же, 29 июля 1948 г.
[6] USIS, DWB, No 43, Washington, June 30, 1948.