ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Другие проекты «восстановления»
Другие проекты «восстановления»
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 14-05-2014 15:33 |
  • Просмотров: 1521

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Как далеко хотели бы некоторые американские «го­сударственные деятели» зайти в своем вмешательстве во внутренние дела стран, участвующих в «плане Маршалла»,видно из программы сенатора С. Бриджеса, пред­седателя сенатской комиссии по ассигнованиям. Бриджес требует:

  1. Оказывать помощь в восстановлении только тем странам, которые открыто и безоговорочно присоединят­ся к Соединенным Штатам.
  2. Вооружить Западную Европу.
  3. Препятствовать торговле с СССР и странами на­родной демократии.
  4. Проводить тайную борьбу против Советского Союза г.

Администрация экономического сотрудничества пред­усматривает «200 тыс. долл. на расходы конфиденциаль­ною характера» [1]. Нуждается ли «экономическое сотруд­ничество» в такой таинственности? Все это кажется весьма далеким от «восстановления Европы». Дело сво­дится к стремлению монополистического капитала пре­вратить европейские страны в объекты открытой эксплоатации. Из невозможности действовать таким же об­разом по отношению, к странам народной демократии вытекает стремление препятствовать их развитию или да­же свергнуть их правительства путем активной поддерж­ки или создания «подпольных движений».

Так как некоторые сенаторы преследуют еще и дру­гие, главным образом частные интересы, создается впе­чатление, что они хотят использовать доллары, предо­ставляемые по «плану Маршалла», для получения ка­ких-нибудь новых концессий. Сенатор Уилэй при обсуж­дении в сенате вопроса о «плане восстановления Евро­пы» сказал:

«Мы говорим о Гренландии, о Дании и Исландии, о том, чтобы проложить международные авиалинии через Африку, где мы во время этой войны затратили сотни миллионов долларов, потеряли их и больше о них не за­ботились.

Это должно послужить для нас уроком, и если мы снова будем вкладывать деньги, нужно обеспечить себе получение каких-нибудь прав. Это все, что я хотел ска­зать».

Форрестол:

«Не могу не согласиться с вашим основным тези­сом».

Комиссия Гертера[2] указала на другие возможности для осуществления американского вмешательства. Эта комиссия считает, что эмиссары американского капитала должны направляться непосредственно на предприятия и заводы, чтобы способствовать «лучшему использова­нию европейских промышленных предприятий».

В отчете комиссии указывается, что участие США в европейской промышленной реконструкции будет прово­диться двумя путями: во-первых, официально, т. е. пу­тем непосредственной деятельности Администрации эко­номического сотрудничества в Европе, во-вторых, посред­ством участия частного американского капитала в вос­становлении Европы.

Относительно участия частного американского капи­тала отчет рекомендует, чтобы в каждом основном до­говоре между США и отдельными странами было огово­рено, что американский капитал будет пользоваться все­ми правами и привилегиями, предоставляемыми местно­му капиталу. Эта мера является необходимой предпо­сылкой успеха программы, стремящейся поощрить уча­стие частного американского капитала.

В заключение отчет пытается опровергнуть тот факт, что американская помощь, оказываемая по «плану Мар­шалла», угрожает суверенитету европейских государств.

Неудивительно, что комиссия, наметившая такую программу, заботится о сохранении видимости суверени­тета! В обычном понимании государство считается «суве­ренным», если оно само распоряжается своей валютой и внешней торговлей без вмешательства другого государ­ства, если оно может отдавать предпочтение своему ка­питалу перед иностранным и если его предприятия не подчиняются иностранному контролю.

В Великобритании самые сильные протесты против нажима, проводимого «планом Маршалла», были вызва­ны предложением о создании промышленной инспекции. При Администрации экономического сотрудничества был образован фонд в 6 млн. долл. для оплаты экспертов и специалистов-техников, задача которых заключалась в ознакомлении европейских стран с методами повыше­ния производительности труда на предприятиях и одновре­менно в ознакомлении американцев со всеми производ­ственными секретами европейцев. Гофман предложил послать таких специалистов во все страны, «которые со­гласятся принять их» [3]. Стаффорд Криппс, чтобы не до­пустить усиления вмешательства в работу британской промышленности со стороны Администрации экономиче­ского сотрудничества, предложил создать смешанные англо-американские комиссии для «содействия британ­ской промышленности». Эти комиссии должны были со­стоять из представителей предпринимателей и профсоюзов. Лорд Бивербрук заявил, что это предложение, «мягко выражаясь, унизительно», а Антони Иден потре­бовал, чтобы оно было поставлено на обсуждение в пар­ламенте [4]. Но возмущение продолжалось недолго. На следующий же день Британский совет тред-юнионов вы­делил шесть представителей в эту комиссию[5]. Видимо, англичане постепенно привыкают к специфическому пони­манию идеи суверенитета в трактовке комиссии Гертера.

Возможно, что Гофман имел в виду именно это но­вое толкование суверенитета, когда на одной из пресс- конференций уверял журналистов, что «двухсторонние договоры нисколько не посягают на суверенитет отдель­ных государств... Мы никогда не думали руководить их внутренними делами» [6].

Но народы Европы уже привыкли к тому, что каждое подобное заявление представителей США является пре­дисловием к новому вмешательству. На той же пресс- конференции сотрудник Гофмана Биссел, приветствуя де­нежную «реформу» в Западной Германии, сказал, что «Западная Германия является одной из тех стран, где денежная реформа была особенно необходима». Он до­бавил, что не видит причин, по которым нужно было бы откладывать проведение денежных реформ в других странах до тех пор, пока Администрация экономического сотрудничества увеличит импорт в европейские страны. Австрия, Франция, Германия и Италия уже провели де­нежные реформы после войны. Какое же еще государ­ство имели в виду Гофман и Биссел? Представители Ве­ликобритании имели все основания для беспокойства.

Доллары, предоставляемые Администрацией экономи­ческого сотрудничества, используются для того, чтобы добиться уступок не только от европейских потребителей, но и от тех, кто хочет экспортировать свои товары в Европу.’ Некоторое время среди общественности поддер­живали мнение, что Администрация экономического со­трудничества не делает закупок в Аргентине из-за соо­бражений чисто морального порядка, а отнюдь не из-за того, что аргентинские цены слишком высоки. На истин­ную причину указал журнал «Тайм», сообщивший, что Аргентина не получит от Администрации экономического сотрудничества ни одного доллара, пока не уплатит «хо­тя бы часть из тех 475 млн. долл., которые она должна отдельным фирмам в США» г. Соединенные Штаты за­ставили Перрона провести девальвацию аргентинской валюты, снизив ее курс на 20%, и продолжают путем угроз принуждать Аргентину к уплате частных долгов. 29 августа 1948 г. американские дельцы прочли следую­щее приятное для них сообщение:

«Как стало известно из достоверных источников, аме­риканское посольство получило заверения от правитель­ства Аргентины, что прибыли, полученные от торговых поставок по плану восстановления Европы, будут ис­пользованы для уплаты аргентинских долгов» 2.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению


[1]  Закон о предоставлении помощи иностранным государствам в 1949 г., принятый 28 июня 1948 г., гл. 1.

[2]  Комиссия палаты представителей по оказанию помощи дру­гим странам, председателем которой является депутат Гертер.

[3] USIS, DWB, No 55, Washington, April 23, 1948.

[4]  New York Herald Tribune, July 28, 1948.

[5]  Там же, 29 июля 1948 г.

[6]  USIS, DWB, No 43, Washington, June 30, 1948.

Читайте также: