Показать все теги
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
Помимо гарантий, которые «план Маршалла» дает тем, кто инвестирует излишки капиталов, он предоставляет также прекрасные возможности освободиться от «избытков» товаров, произведенных в США. Экспорт, финансируемый правительством, в особенности в форме субсидий, не влечет за собой импорта, создающего, конкуренцию, позволяет продолжать производство в отраслях промышленности, изготовляющих больше товаров, чем может поглотить внутренний рынок. Экспорт, достигающий нескольких миллиардов долларов, помогает избавиться от товарных излишков, которые в противном случае могли бы вызвать падение цен.
Позиция предпринимателей выявилась совершенно отчетливо уже в первые дни деятельности Администрации экономического сотрудничества.
Журнал «Тайм», который никто может назвать рупором Коминформа, писал, что «одна экспансивная барышня в только что открывшемся бюро Администрации экономического сотрудничества, бросив телефонную трубку, раздраженно воскликнула: «Конина! Вот уж пятидесятый человек пытается продать нам конину для Европы!»
Но торговцы кониной лучше знали Администрацию экономического сотрудничества, чем нервная барышня. В течение первых, трех месяцев выполнения «плана восстановления» в Европу было продано на 9,2 млн. долл. конины (в то время как тракторов и других сельскохозяйственных машин было поставлено лишь на 1,1 млн. долл.) х. Конина была единственным видом мяса, которое можно было вывозить из США. Запрещение вывозить для Администраций экономического сотрудничества говядину, свинину и баранину было издано в связи с обещанием, данным конгрессу министром сельского хозяйства Андерсоном, ответившим на вопрос сенатора Лоджа: «Вы, конечно, правы, говоря, что в течение первых двух лет США могут поставлять только конину. После этого в зависимости от положения мы решим, можем ли мы поставлять что-нибудь другое». Сенатор Лодж сказал: «Благодарю вас, я рад слышать, что вы так оптимистически смотрите на то, как повлияет этот план на наше собственное хозяйство» [1].
«Тайм» 3 мая писал: «Как только на прошлой неделе Администрация экономического, сотрудничества приступила к своей деятельности, туда ринулись толпы нетерпеливых дельцов с предложением товаров... С начала войны Вашингтон не видел такого нашествия дельцов, прибывших в погоне за заказами на поставки для Администрации экономического сотрудничества и на военные нужды. Гостиницы были переполнены, за места в пульмановских вагонах платили громадные деньги, аэролинии были загружены, «как во время войны»[2].
Это описание методов действия и моральных установок «свободной предпринимательской инициативы» свидетельствует не только о надежде предпринимателей, что «план восстановления Европы» избавит их от излишков товаров, но и о том, что их радует подготовка к войне, так же как радовала сама война.
1 апреля П. С. Уиллис, президент Объединения американской пищевой промышленности, опубликовал обращение к министерству сельского хозяйства с предложением, чтобы оно закупало для Администрации экономического сотрудничества обработанные пищевые продукты. Если вместо пшеницы, указывал он, будут посылать муку, наши предприятия получат прибыль при помоле, тогда как европейские мельницы будут стоять. Уиллис писал также:
«Многие консервные предприятия страдают теперь от избытка скопившейся продукции. Так, например, в марте магазины и склады компаний, производящих консервы, были переполнены; более 7 млн. банок помидоров, около И млн. банок томата и свыше 13 млн. банок зеленого горошка, вся продукция сладкого картофеля, расфасованная в 1946 г., остались не проданными. Если мы не избавимся от этих излишков, наши консервные заводы не смогут работать с полной нагрузкой... А это отразится на фермерах» *.
Чем иным, как не жаждой наживы, можно объяснить, что в «план восстановления промышленности» был включен напиток «кока-кола» на сумму 398 тыс. долл.[3] или легкие вина и табак для Франции вместо листовой стали для судов? В этом отношении показательно обсуждение в конгрессе США «плана восстановления Европы». «Конгрешнел рекорд» писал, что в течение четырех лет предполагается экспортировать в Европу 2 млрд. фунтов табака[4]. 7 апреля депутат Джонсон из Южной Каролины сообщил, что Южным штатам пригрозили не включить экспорт табака в «план восстановления Европы», если они не будут голосовать за «план» в целом [5].
21 апреля «Нью-Йорк геральд трибюн» писала, что депутат Кули из Северной Каролины выразил удовлетворение по поводу высоких цен на табак (50 центов за фунт). «План восстановления Европы» «спас Юг»[6].
По оценкам американского министерства земледелия от 4 сентября, потребность Европы в табаке составляет приблизительно половину того количества, которое хотят экспортировать торговцы табаком, рассчитывающие выручить за него 1 млрд. долл.
Экспорт американского табака в Европу лишит Грецию и Турцию их постоянных рынков, но депутаты Юга, настаивающие на увеличении табачной «помощи», разумеется, больше интересуются голосами американских производителей табака, чем тяжелым положением людей, выращивающих табак в Европе и Азии.
Торговцы шерстью также были очень довольны возможностью избавиться от запасов шерсти низкого качества, которая залеживалась на американских складах. «Нью-Йорк геральд трибюн» сообщила, что Администрация экономического сотрудничества ведет переговоры с Корпорацией товарного кредита США о продаже 100 млн. фунтов шерсти. Далее в газетном сообщении говорится:
«Хотя у нас наблюдается острый недостаток хорошей шерсти, со стороны торговцев нет возражений против отправки по плану восстановления Европы 100 млн. фунтов шерсти, не удовлетворяющей специальным требованиям американских текстильных фабрик.
Продажа такого количества шерсти в значительной мере способствовала бы освобождению складов Корпорации товарного кредита и избавила бы эту последнюю от многих трудностей. Если бы даже шерсть была продана Администрации экономического сотрудничества по более низким по сравнению с установившимися в результате дотаций ценам, это все-таки помогло бы избавиться от излишков, которые не могут быть поглощены внутренним рынком» [7].
Торговцы шерстью рекомендуют правительству США продать Европе низкосортную шерсть дешевле, чем за нее было уплачено правительством на внутреннем рынке по поддерживаемым дотациями ценам, и таким образом сохранить высокие прибыли за счет налогоплательщиков. О примерах подобного «демпинга» мы можем прочитать в экономическом отделе любой американской газеты. Не так давно Гофман заявил:
«Правительство предоставило в настоящее время организации, осуществляющей план восстановления Европы, преимущественное право при закупке американских излишков военного имущества. Способы вывоза в Европу этих излишков по умеренным ценам определяются договором с Дж. Ларсоном, директором Управления военным имуществом. В этот договор включены промышленное оборудование, потребительские товары, самолеты, запасные части и станки на сумму 2,6 млрд. долл., причем большими преимуществами при их закупке пользуются только вооруженные силы Соединенных Штатов» г.
Наконец, пункт 112 г—1 «Закона об экономическом сотрудничестве» разрешает его администратору закупать «излишки сельскохозяйственной продукции» только в Соединенных .Штатах, в случае, если таковые там имеются.
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
[1] U. S. Senate Hearings on the European Recovery Program,
January, 1948, pp. 319, 345. *
[2] Time, May 3, 1948, pp. 33—34.
[3] Там же, 5 июля 1948 г.
* Английский фунт равен 453,6 г. (Прим. ред.)
[4] Congressional Record, February 2, 1948, p. 593.
[5] Там же, 7 апре(ля 1948 г., стр. 4284.
[6] Irf Fact, April 26, 1948.
[7] Там же, 7 июня 1948 г.