ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » «План Маршалла» и товарные излишки
«План Маршалла» и товарные излишки
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 14-05-2014 15:28 |
  • Просмотров: 1594

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Помимо гарантий, которые «план Маршалла» дает тем, кто инвестирует излишки капиталов, он предостав­ляет также прекрасные возможности освободиться от «избытков» товаров, произведенных в США. Экспорт, финансируемый правительством, в особенности в форме субсидий, не влечет за собой импорта, создающего, кон­куренцию, позволяет продолжать производство в отрас­лях промышленности, изготовляющих больше товаров, чем может поглотить внутренний рынок. Экспорт, до­стигающий нескольких миллиардов долларов, помогает избавиться от товарных излишков, которые в противном случае могли бы вызвать падение цен.

Позиция предпринимателей выявилась совершенно отчетливо уже в первые дни деятельности Администра­ции экономического сотрудничества.

Журнал «Тайм», который никто может назвать рупором Коминформа, писал, что «одна экспансивная барышня в только что открывшемся бюро Администра­ции экономического сотрудничества, бросив телефонную трубку, раздраженно воскликнула: «Конина! Вот уж пятидесятый человек пытается продать нам конину для Европы!»

Но торговцы кониной лучше знали Администрацию экономического сотрудничества, чем нервная барышня. В течение первых, трех месяцев выполнения «плана вос­становления» в Европу было продано на 9,2 млн. долл. конины (в то время как тракторов и других сельскохо­зяйственных машин было поставлено лишь на 1,1 млн. долл.) х. Конина была единственным видом мяса, кото­рое можно было вывозить из США. Запрещение выво­зить для Администраций экономического сотрудничества говядину, свинину и баранину было издано в связи с обещанием, данным конгрессу министром сельского хозяйства Андерсоном, ответившим на вопрос сенатора Лоджа: «Вы, конечно, правы, говоря, что в течение пер­вых двух лет США могут поставлять только конину. После этого в зависимости от положения мы решим, можем ли мы поставлять что-нибудь другое». Сенатор Лодж сказал: «Благодарю вас, я рад слышать, что вы так оптимистически смотрите на то, как повлияет этот план на наше собственное хозяйство» [1].

«Тайм» 3 мая писал: «Как только на прошлой не­деле Администрация экономического, сотрудничества приступила к своей деятельности, туда ринулись толпы нетерпеливых дельцов с предложением товаров... С на­чала войны Вашингтон не видел такого нашествия дельцов, прибывших в погоне за заказами на поставки для Администрации экономического сотрудничества и на военные нужды. Гостиницы были переполнены, за места в пульмановских вагонах платили громадные деньги, аэролинии были загружены, «как во время войны»[2].

Это описание методов действия и моральных устано­вок «свободной предпринимательской инициативы» сви­детельствует не только о надежде предпринимателей, что «план восстановления Европы» избавит их от из­лишков товаров, но и о том, что их радует подготовка к войне, так же как радовала сама война.

1 апреля П. С. Уиллис, президент Объединения аме­риканской пищевой промышленности, опубликовал обра­щение к министерству сельского хозяйства с предложе­нием, чтобы оно закупало для Администрации экономи­ческого сотрудничества обработанные пищевые продукты. Если вместо пшеницы, указывал он, будут посылать муку, наши предприятия получат прибыль при помоле, тогда как европейские мельницы будут стоять. Уиллис писал также:

«Многие консервные предприятия страдают теперь от избытка скопившейся продукции. Так, например, в марте магазины и склады компаний, производящих консервы, были переполнены; более 7 млн. банок поми­доров, около И млн. банок томата и свыше 13 млн. ба­нок зеленого горошка, вся продукция сладкого картофе­ля, расфасованная в 1946 г., остались не проданными. Если мы не избавимся от этих излишков, наши консерв­ные заводы не смогут работать с полной нагрузкой... А это отразится на фермерах» *.

Чем иным, как не жаждой наживы, можно объяснить, что в «план восстановления промышленности» был вклю­чен напиток «кока-кола» на сумму 398 тыс. долл.[3] или легкие вина и табак для Франции вместо листовой ста­ли для судов? В этом отношении показательно обсуж­дение в конгрессе США «плана восстановления Европы». «Конгрешнел рекорд» писал, что в течение четырех лет предполагается экспортировать в Европу 2 млрд. фунтов табака[4]. 7 апреля депутат Джонсон из Южной Каролины сообщил, что Южным штатам пригрозили не включить экспорт табака в «план восстановления Евро­пы», если они не будут голосовать за «план» в целом [5].

21     апреля «Нью-Йорк геральд трибюн» писала, что де­путат Кули из Северной Каролины выразил удовлетво­рение по поводу высоких цен на табак (50 центов за фунт). «План восстановления Европы» «спас Юг»[6].

По оценкам американского министерства земледелия от 4 сентября, потребность Европы в табаке составляет приблизительно половину того количества, которое хо­тят экспортировать торговцы табаком, рассчитывающие выручить за него 1 млрд. долл.

Экспорт американского табака в Европу лишит Гре­цию и Турцию их постоянных рынков, но депутаты Юга, настаивающие на увеличении табачной «помощи», ра­зумеется, больше интересуются голосами американских производителей табака, чем тяжелым положением лю­дей, выращивающих табак в Европе и Азии.

Торговцы шерстью также были очень довольны воз­можностью избавиться от запасов шерсти низкого ка­чества, которая залеживалась на американских складах. «Нью-Йорк геральд трибюн» сообщила, что Администра­ция экономического сотрудничества ведет переговоры с Корпорацией товарного кредита США о продаже 100 млн. фунтов шерсти. Далее в газетном сообщении говорится:

«Хотя у нас наблюдается острый недостаток хоро­шей шерсти, со стороны торговцев нет возражений про­тив отправки по плану восстановления Европы 100 млн. фунтов шерсти, не удовлетворяющей специальным тре­бованиям американских текстильных фабрик.

Продажа такого количества шерсти в значительной мере способствовала бы освобождению складов Корпо­рации товарного кредита и избавила бы эту последнюю от многих трудностей. Если бы даже шерсть была про­дана Администрации экономического сотрудничества по более низким по сравнению с установившимися в резуль­тате дотаций ценам, это все-таки помогло бы избавить­ся от излишков, которые не могут быть поглощены внутренним рынком» [7].

Торговцы шерстью рекомендуют правительству США продать Европе низкосортную шерсть дешевле, чем за нее было уплачено правительством на внутреннем рын­ке по поддерживаемым дотациями ценам, и таким обра­зом сохранить высокие прибыли за счет налогоплатель­щиков. О примерах подобного «демпинга» мы можем прочитать в экономическом отделе любой американской газеты. Не так давно Гофман заявил:

«Правительство предоставило в настоящее время ор­ганизации, осуществляющей план восстановления Европы, преимущественное право при закупке американских излишков военного имущества. Способы вывоза в Евро­пу этих излишков по умеренным ценам определяются до­говором с Дж. Ларсоном, директором Управления воен­ным имуществом. В этот договор включены промышлен­ное оборудование, потребительские товары, самолеты, запасные части и станки на сумму 2,6 млрд. долл., при­чем большими преимуществами при их закупке поль­зуются только вооруженные силы Соединенных Шта­тов» г.

Наконец, пункт 112 г—1 «Закона об экономическом сотрудничестве» разрешает его администратору закупать «излишки сельскохозяйственной продукции» только в Соединенных .Штатах, в случае, если таковые там имеются.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению


[1]  U. S. Senate Hearings on the European Recovery Program,

January, 1948, pp. 319, 345.                               *

[2]  Time, May 3, 1948, pp. 33—34.

[3] Там же, 5 июля 1948 г.

*   Английский фунт равен 453,6 г. (Прим. ред.)

[4]  Congressional Record, February 2, 1948, p. 593.

[5] Там же, 7 апре(ля 1948 г., стр. 4284.

[6]  Irf Fact, April 26, 1948.

[7]  Там же, 7 июня 1948 г.

Читайте также: