Показать все теги
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
В декабре 1940 г. Вирджил Джордан, председатель Совета национальных промышленных съездов и давнишний слуга крупнейших промышленных и финансовых корпораций, заявил:
«Каковы бы ни были результаты войны, Америка как во внешней политике, так и в других областях стала на путь империализма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Несомненно, что после войны резко изменится соотношение сил не только на международной арене, но и внутри страны... Англия станет, в лучшем случае, младшим партнером в новом англосаксонском империалистическом союзе, основой которого будут экономические ресурсы и военно-морская мощь Соединенных Штатов»*.
Одним из первых шагов империалистов после войны был захват ими в свои руки государственного департамента, министерства торговли и военного министерства, так что весь правительственный аппарат, как за границей, так и внутри страны стал использоваться для поддержки капиталистических афер. Монополии уже не удовлетворяются тем, что представители политических партий проводят их политику — в настоящее время государственная власть стала настолько значительным фактором, что монополисты сами начали занимать руководящие посты в правительстве. На заседании Национального совета внешней торговли 12 ноября 1946 г.
Уэлч, казначей компании «Стандард ойл ов Нью-Джерси», заявил:
«Частные предприниматели Америки должны или активно выступить и спасти свои позиции во всем мире, или оставаться пассивными и быть свидетелями собственных похорон... частные предприниматели должны начать проведение собственной внешней политики с самого важного — послать своих людей в правительство. Впрочем, это относится и к внутренней политике».
В феврале 1948 г. на руководящие посты в правительстве было назначено 50 банкиров, финансистов и промышленников и около 30 генералов, адмиралов и крупных военных чинов. В Администрации экономического сотрудничества монополисты занимают все руководящие посты. Мало того, любое важное политическое мероприятие либо исходит с Уолл-стрита, либо должно быть там согласовано. Таким был, например, так называемый отчет комитета Гарримана, на котором главным образом основан закон об экономическом сотрудничестве, составленный под редакцией В. Рандольфа Бурд- жесса, вице-президента «Нейшнел сити бэнк». Любое важное решение по финансовым вопросам, относящееся к «плану восстановления Европы», должно быть одобрено Государственным советом по международным валютным и финансовым вопросам, совещательным органом которого является комитет Олдрича с Уинтропом Олдричем, директором «Чейз нейшнел бэнк», во главе [1].
На внутреннем фронте Нацифнальная ассоциация промышленников — признанный представитель монополистического капитала — вела кампанию против контроля цен и ограничения прибылей. В своей пропаганде она оперировала доводом, что «предпринимательская деятельность, основанная на свободной конкуренции», быстро доведет производство до таких масштабов, что менее чем в полгода снизятся цены на все товары. Фактически же монополии упорно стремятся к распространению своего контроля над всей промышленностью, и их представителям не приходит и в голову допустить конкуренцию и снижение цен. В отчете Федеральной торговой комиссии за 1947 г. говорится, что после войны «усиливается концентрация путем объединения промышленных компаний, и это дает еще больше оснований для уже сделанного комиссией вывода, что... растущая концентрация экономической мощи в США является в настоящее время величайшим отрицанием американской теории свободного предпринимательства... Массовое объединение предприятий неизбежно ведет к картелизации как в Америке, так и в Европе... Концентрация экономической мощи в руках немногих неизбежно ведет к концентрации политической власти. Чтобы предотвратить такой исход, необходимо приостановить быстрый рост концентрации экономической мощи в руках частных предпринимателей, а для этого следует прежде всего приостановить развивающийся в настоящее время с угрожающей быстротой процесс объединения и слияния промышленных компаний» [2].
На это открытое предостережение об угрожающих темпах роста фашизма конгресс, руководимый республиканцами, не обратил внимания. Наоборот, законом Тафта — Хартли он ослабил экономически и политически профсоюзные организации.
Как и предвидела Национальная ассоциация промышленников, ослабление позиций рабочего класса привело к тому, что снова повысились чистые прибыли компаний, достигшие в 1947 г. за вычетом налогов 17,4 млрд. долл.
Такие высокие прибыли вызвали большие трудности. Так как во время войны возможность покупок и частных капиталовложений была ограничена, то частные накопления увеличивались. Однако этот рост * быстро приостановился, а потребительский кредит вырос до невиданно высокого уровня. Задолженность потребителей, упавшая в феврале 1944 г. до 4832 млн. долл., возросла в июне 1948 г. до 14 149 млн. долл.[3]. Нетрудно объяснить причины такого быстрого роста этой задолженности. Инфляция беспрепятственно развивалась, как это признал и сам президент Трумэн, заявивший, что средний денежный доход на душу населения увеличился в конце 1947 г. на 18% по сравнению с началом 1946г., а покупательная способность заработной платы упала за тот же период на 8%. Трумэн говорил:
«Падение покупательной способности было еще большим у миллионов людей, получающих твердый доход, и у тех, рост дохода которых отставал от среднего показателя» х.
Далее Трумэн сказал:
«Несмотря на то, что результаты производственной деятельности были в этом году удовлетворительными, инфляционная тенденция вызвала серьезное беспокойство. Она не только привела к большому неравенству среди нашего народа, но и создала опасность возникновения больших трудностей» [4].
Эти слова свидетельствуют о том, что президент признает наличие инфляции.
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
[1] Там же.
[2] U. S. Federal Trade Commission, The Present Trend of Corporate Mergers and Acquisitions, March 4, 1947, p. 23
[3] U. S. Department of Commerce, Survey of Current Business, November 1947, p. 11; August 1948, pp. 5—16.
[4] Там же, стр 5.