ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » «Новый империализм»
«Новый империализм»
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 14-05-2014 15:22 |
  • Просмотров: 2258

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

В декабре 1940 г. Вирджил Джордан, председатель Совета национальных промышленных съездов и давниш­ний слуга крупнейших промышленных и финансовых корпораций, заявил:

«Каковы бы ни были результаты войны, Америка как во внешней политике, так и в других областях стала на путь империализма со всеми вытекающими от­сюда последствиями. Несомненно, что после войны резко изменится соотношение сил не только на междуна­родной арене, но и внутри страны... Англия станет, в лучшем случае, младшим партнером в новом англо­саксонском империалистическом союзе, основой которого будут экономические ресурсы и военно-морская мощь Соединенных Штатов»*.

Одним из первых шагов империалистов после войны был захват ими в свои руки государственного департа­мента, министерства торговли и военного министерства, так что весь правительственный аппарат, как за грани­цей, так и внутри страны стал использоваться для под­держки капиталистических афер. Монополии уже не удовлетворяются тем, что представители политических партий проводят их политику — в настоящее время го­сударственная власть стала настолько значительным фактором, что монополисты сами начали занимать руко­водящие посты в правительстве. На заседании Нацио­нального совета внешней торговли 12 ноября 1946 г.

Уэлч, казначей компании «Стандард ойл ов Нью-Джерси», заявил:

«Частные предприниматели Америки должны или активно выступить и спасти свои позиции во всем мире, или оставаться пассивными и быть свидетелями соб­ственных похорон... частные предприниматели должны начать проведение собственной внешней политики с са­мого важного — послать своих людей в правительство. Впрочем, это относится и к внутренней политике».

В феврале 1948 г. на руководящие посты в прави­тельстве было назначено 50 банкиров, финансистов и промышленников и около 30 генералов, адмиралов и крупных военных чинов. В Администрации экономиче­ского сотрудничества монополисты занимают все руко­водящие посты. Мало того, любое важное политическое мероприятие либо исходит с Уолл-стрита, либо должно быть там согласовано. Таким был, например, так назы­ваемый отчет комитета Гарримана, на котором главным образом основан закон об экономическом сотрудниче­стве, составленный под редакцией В. Рандольфа Бурд- жесса, вице-президента «Нейшнел сити бэнк». Любое важное решение по финансовым вопросам, относящееся к «плану восстановления Европы», должно быть одо­брено Государственным советом по международным ва­лютным и финансовым вопросам, совещательным орга­ном которого является комитет Олдрича с Уинтропом Олдричем, директором «Чейз нейшнел бэнк», во главе [1].

На внутреннем фронте Нацифнальная ассоциация промышленников — признанный представитель монопо­листического капитала — вела кампанию против кон­троля цен и ограничения прибылей. В своей пропаганде она оперировала доводом, что «предпринимательская деятельность, основанная на свободной конкуренции», быстро доведет производство до таких масштабов, что менее чем в полгода снизятся цены на все товары. Фак­тически же монополии упорно стремятся к распростра­нению своего контроля над всей промышленностью, и их представителям не приходит и в голову допустить кон­куренцию и снижение цен. В отчете Федеральной тор­говой комиссии за 1947 г. говорится, что после войны «усиливается концентрация путем объединения промыш­ленных компаний, и это дает еще больше оснований для уже сделанного комиссией вывода, что... растущая кон­центрация экономической мощи в США является в на­стоящее время величайшим отрицанием американской теории свободного предпринимательства... Массовое объ­единение предприятий неизбежно ведет к картелизации как в Америке, так и в Европе... Концентрация эконо­мической мощи в руках немногих неизбежно ведет к концентрации политической власти. Чтобы предотвра­тить такой исход, необходимо приостановить быстрый рост концентрации экономической мощи в руках част­ных предпринимателей, а для этого следует прежде всего приостановить развивающийся в настоящее время с угрожающей быстротой процесс объединения и слия­ния промышленных компаний» [2].

На это открытое предостережение об угрожающих темпах роста фашизма конгресс, руководимый республи­канцами, не обратил внимания. Наоборот, законом Тафта — Хартли он ослабил экономически и политиче­ски профсоюзные организации.

Как и предвидела Национальная ассоциация про­мышленников, ослабление позиций рабочего класса привело к тому, что снова повысились чистые прибыли ком­паний, достигшие в 1947 г. за вычетом налогов 17,4 млрд. долл.

Такие высокие прибыли вызвали большие трудности. Так как во время войны возможность покупок и частных капиталовложений была ограничена, то частные накоп­ления увеличивались. Однако этот рост * быстро при­остановился, а потребительский кредит вырос до неви­данно высокого уровня. Задолженность потребителей, упавшая в феврале 1944 г. до 4832 млн. долл., возросла в июне 1948 г. до 14 149 млн. долл.[3]. Нетрудно объяс­нить причины такого быстрого роста этой задолжен­ности. Инфляция беспрепятственно развивалась, как это признал и сам президент Трумэн, заявивший, что сред­ний денежный доход на душу населения увеличился в конце 1947 г. на 18% по сравнению с началом 1946г., а покупательная способность заработной платы упала за тот же период на 8%. Трумэн говорил:

«Падение покупательной способности было еще боль­шим у миллионов людей, получающих твердый доход, и у тех, рост дохода которых отставал от среднего пока­зателя» х.

Далее Трумэн сказал:

«Несмотря на то, что результаты производственной деятельности были в этом году удовлетворительными, инфляционная тенденция вызвала серьезное беспокой­ство. Она не только привела к большому неравенству среди нашего народа, но и создала опасность возникно­вения больших трудностей» [4].

Эти слова свидетельствуют о том, что президент признает наличие инфляции.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению


[1]  Там же.

[2] U. S. Federal Trade Commission, The Present Trend of Corporate Mergers and Acquisitions, March 4, 1947, p. 23

[3]  U. S. Department of Commerce, Survey of Current Business, November 1947, p. 11; August 1948, pp. 5—16.

[4]    Там же, стр 5.

Читайте также: