Показать все теги
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
Предлагаемая вниманию советского читателя книга Томаса Берка «Американский империализм и «план Маршалла», перевод которой дается с небольшими сокращениями, показывает тесную связь между обострением всех противоречий американского капитализма после войны и появлением на свет «плана Маршалла», а также открыто империалистический характер его как орудия американского господства в странах Западной Европы, Книга Берка отнюдь не может претендовать на полный охват и глубокий, тем более — марксистский, анализ затронутых проблем. Автор, к сожалению, не поднимается выше обычных либеральных взглядов, распространенных среди левого крыла американской буржуазной интеллигенции. Многие его заключения потзерхност- ны, а некоторые и просто неверны. И все же книга Берка представляет определенный интерес. В ней собран обширный материал, в значительной мере раскрывающий историю возникновения «плана Маршалла» и его сущность как одного из важнейших инструментов агрессивной внешней политики американского империализма.
Книга Берка написана в 1948 г., когда американские претенденты на мировое господство и их европейские наймиты только приступали к осуществлению программы маршаллизации Западной Европы. За истекший год жизнь успела сорвать те маскировочные покровы «бескорыстной помощи», за которыми авторы «плана Маршалла» так старательно пытались скрыть его захватнические, империалистические цели. Сегодня подлинное содержание «плана Маршалла» становится ясным даже многим из тех, кто на первых порах был оглушен и загипнотизит рован рекламной шумихой американской пропаганды. Более того, налицо очевидные доказательства провала «плана Маршалла». Это вынуждена признать даже западноевропейская буржуазная печать, еще недавно безудержно расхваливавшая «великодушие» американских денежных мешков и рисовавшая феерические картины «восстановления» капиталистической Европы на основе американской «помощи».
Тем не менее разоблачения, которые делает Берк, не устарели. В сопоставлении с событиями сегодняшнего дня факты, приведенные Берком, только еще яснее показывают закономерность гибельных результатов мар- шаллизации стран Западной Европы. С другой стороны, сравнение замыслов и расчетов авторов «плана Маршалла» в момент его возникновения с современным положением дел в Западной Европе и США еще нагляднее вскрывает весь авантюризм этого «плана».
* * *
Утверждая, что появление «плана Маршалла» вызвано в первую очередь внутриэкономическим положением в Соединенных Штатах, Томас Берк признает вместе с тем, что было бы неверно ограничивать цели «плана Маршалла» только стремлением поддержать экономическую конъюнктуру в США и сбыть излишки американских товаров. Он называет «план Маршалла» «сложной оппортунистической, антикоммунистической и империалистической политикой, прикрываемой маской человеколюбия». Он характеризует «план Маршалла» как одну из важнейших составных частей внешней и внутренней политики США, как одну из основ политики «холодной войны» против демократических сил во всем мире, в том числе и в самих Соединенных Штатах.
Нынешняя политика правящих кругов США основана на стремлении использовать послевоенные трудности Англии, Франции и других капиталистических государств, для того чтобы навязать им под видом «помощи» господство американского капитала. Именно на пути внешней экспансии американский капитализм пытается найти выход из раздирающих его противоречий.
«Если бы у правящих кругов Соединенных Штатов Америки внутренние дела не вызывали большого беспокойства, особенно в связи с приближающимся экономическим кризисом, то не было бы такого изобилия экономических проектов экспансии Соединенных Штатов Америки, которые, в свою очередь, опираются на агрессивные военно-политические планы американского империализма» [1].
В результате усиления неравномерности развития капитализма после второй мировой войны произошло изменение соотношения сил внутри капиталистической системы. Соединенные Штаты стали самой агрессивной из империалистических держав и превратились в оплот мировой реакции. «Новый, откровенно экспансионистский курс США поставил своей целью установление мирового господства американского империализма» [2].
В главе, которую Берк назвал «Новый империализм», он приводит интереснейшее высказывание В. Джордана, председателя Национальной ассоциации промышленников, который заявил еще в декабре 1940 г.: «Каковы бы ни были результаты войны, Америка как во внешней политике, так и в других областях стала на путь империализма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Несомненно, что после войны резко изменится соотношение сил не только на международной арене, но и внутри страны... Англия станет, в лучшем случае, младшим партнером в новом англо-саксонском империалистическом союзе, основой которого будут экономические ресурсы и военно-морская мощь Соединенных Штатов». Именно в духе этого высказывания проводится вся послевоенная политика США. Не существует, конечно, «нового» империализма, а существует новый, откровенно захватнический курс американского империализма.
Томас Берк приводит факты «захвата» правительственного аппарата США представителями монополий и военных кругов.
«В феврале 1948 г., — пишет он, — на руководящие посты в правительстве было назначено 50 банкиров, финансистов и промышленников и около 30 генералов, адмиралов и крупных военных чинов». В Администрации по осуществлению «плана Маршалла» все важные посты также заняты предпринимателями. Руководителем этой администрации является П. Гофман, бывший директор автомобильной компании «Студебеккер».
«Любое важное политическое мероприятие, — пишет Берк, — либо исходит с Уолл-стрита, либо должно быть там согласовано».
Берк рассказывает о том, как представители правительства и монополий, буржуазная пресса и реакционные лидеры Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов ведут широкую пропагандистскую кампанию в пользу «плана Маршалла», играя на демократических и гуманных чувствах американского народа. «По мнению правительства, — замечает он, — людей нужно убеждать, учитывая их интересы. В женских клубах говорят о человеколюбии, а среди предпринимателей — о прибылях». Рабочих убеждают, что «план Маршалла» необходим для поддержания высокого уровня занятости, обывателя запугивают «красной опасностью». Антикоммунистическая травля и военная истерия призваны создать в США атмосферу страха и террора, в которой американская реакция может успешнее расправляться с прогрессивными силами страны и навязать американскому народу — под флагом борьбы с «коммунистической опасностью» — свою империалистическую, захватническую программу.
Американские правящие круги рассматривают подчинение стран Западной Европы как один из важнейших этапов на пути к установлению мирового господства США. Навязав западноевропейским странам «план Маршалла», они пытаются достигнуть, в основном, двух целей:
- Используя экономическое и финансовое превосходство США, подчинить своему контролю — экономическому и политическому — Англию и другие капиталистические государства Европы, их колониальные империи и зависимые страны, закрепив таким образом там американское господство.
- Подготовить превращение Западной Европы в основной плацдарм для будущей войны против стран народной демократии и против Советского Союза, который возглавляет антиимпериалистический лагерь мира и демократии и является главным препятствием стремлению США к мировому господству.
Осуществлению этой агрессивной программы и служит «план Маршалла», с помощью которого американские империалисты стремятся:
а) поддержать на высоком уровне экспорт американских товаров, не находящих сбыта на внутреннем рынке, и тем самым оттянуть наступление экономического кризиса в США;
б) использовать нехватку долларов в европейских странах для подчинения этих стран американскому контролю, поставив их в зависимость от США;
в) захватить европейский рынок, ликвидировать конкурирующие отрасли западноевропейской промышленности, превратив экономику Западной Европы в полуколониальный придаток американской экономики;
г) расчистить путь американскому частному капиталу в европейские страны и их колонии, добившись ликвидации всяческих таможенных и валютных барьеров;
д) втянуть государства Западной Европы в «холодную войну» против СССР и стран народной демократии, изолировать Восточную Европу от Западной для того, чтобы, нарушив традиционную торговлю между Западной и Восточной Европой, освободить американские то вары от конкуренции со стороны промышленности и сельского хозяйства стран Восточной Европы;
е) создать с помощью так называемых «двухсторонних соглашений», Комитета европейского экономического сотрудничества и Администрации по осуществлению «плана Маршалла», механизм американского управления и контроля в странах Западной Европы;
ж) поддержать силы европейской реакции против прогрессивного и демократического движения, обеспечить сохранение у власти послушных американскому диктату реакционных правительств и с помощью последних создать условия для разгрома рабочего и демократического движения, отстаивающего свободу и независимость европейских народов от порабощения американским империализмом;
з) втянуть страны Западной Европы в гонку вооружений и подготовить их включение в военный антисоветский блок под руководством США, что и было оформлено подписанием агрессивного Северо-атлантического пакта и утверждением программы американской «военной помощи» европейским участникам этого пакта.
* * *
Томас Берк, описывая экономическое положение в США весной 1947 г. (т. е. накануне выступления Маршалла с его программой «помощи» Европе), показывает то беспокойство, которым были охвачены американские правящие круги в связи с появившимися признаками надвигающегося кризиса перепроизводства. Объем промышленного производства, вопреки рекламной шумихе о послевоенном «буме», упал примерно на 7з по сравнению с максимальным уровнем 1943/44 г. Тем не менее внутренний рынок СИЛА был не в состоянии поглотить товары, вырабатываемые раздувшимся во время войны американским производственным аппаратом.
В результате усиления инфляции и политики вздувания монопольных цен, которую продолжали вести американские капиталисты в безудержной погоне за сверхприбылями, увеличивался разрыв между покупательной способностью широких масс американского народа и размерами производства товаров.
«Основа кризиса, — указывает товарищ Сталин, — лежит в противоречии между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения результатов производства. Выражением этого основного противоречия капитализма является противоречие между колоссальным ростом производственных возможностей капитализма, рассчитанным на получение максимума капиталистической прибыли, и относительным сокращением платежеспособного спроса со стороны миллионных масс трудящихся, жизненный уровень которых капиталисты все время стараются держать в пределах крайнего минимума» К Очередное проявление этого противоречия ч форме разрушительного кризиса перепроизводства снова угрожало капиталистической экономике Соединенных Штатов.
Попытки компенсировать сужение внутреннего рынка увеличением вывоза встретили серьезные трудности. Американский экспорт к лету 1947 г. достиг рекордного уровня в 18—20 млрд. долл. в год. Его дальнейшему расширению препятствовала катастрофическая нехватка долларов у разоренных войной европейских стран, общий долларовый дефицит в капиталистическом мире, явившийся следствием однобокого характера самой внешней торговли США. Дело в том, что стоимость американского экспорта примерно в два раза превышает стоимость импорта в США. Это значит, что Соединенные Штаты год за годом выкачивают золото и доллары из других стран и создают таким образом на своих внешних рынках «долларовый голод».
Так противоречие между стремлением монополистов США к неограниченному расширению вывоза американских товаров в другие страны и их политикой максимального сокращения ввоза иностранных товаров в Соединенные Штаты, где интересы монополий на внутреннем рынке охраняются системой высоких таможенных пошлин, привело к кризису внешней торговли США.
Рост долларового дефицита Англии и других европейских государств был вызван также резким увеличением их «военных долгов США и потерей значительной части их капиталовложений в Соединенных Штатах и странах долларовой зоны.
Весной 1947 г. американские монополисты оказались перед неприятной перспективой резкого сокращения экспорта товаров, в то время как усиление инфляции вызвало дальнейшее падение покупательной способности американских трудящихся.
5 июня 1947 г. государственный секретарь Маршалл огласил в Гарварде свой план поддержания экспорта в Европу. Предприниматели США ухватились за «план Маршалла» как за одно из средств спасения от надвигающегося кризиса.
,Берк сравнивает нынешнюю политику американских монополистов с их политикой в период кризиса 1929—1933 гг. и в годы второй мировой войны. Однако в результате такого сравнения он приходит к весьма наивному выводу, что предприниматели стали «опытнее», что они «увидели», какие преимущества дает «искусственное поддержание конъюнктуры» с помощью правительственных кредитов, «какие огромные возможности открываются перед теми, кто может использовать государственную власть для обеспечения себе постоянного сбыта и повышения цен, и каких поистине сказочных размеров могут достигнуть прибыли».
Дело, конечно, не в том, что опыт военных лет «убедил» американских предпринимателей в целесообразности государственного вмешательства в экономику (конечно, в интересах монополий). Как признает сам Берк, многие американские капиталисты еще перед войной рассматривали гитлеровскую Германию как образец «процветающего» государства, где в тот период процесс сращивания монополий с государственным аппаратом зашел гораздо дальше, чем в США. Они «с завистью смотрели на немецких промышленных магнатов, получавших колоссальные прибыли, обусловленные фашистским контролем над заработной платой и высокой промышленной конъюнктурой, вызванной подготовкой к войне». ж Война необычайно ускорила процесс сращивания американских монополий с государством, процесс превращения американского монополистического капитализма в государственно-монополистический капитализм. Ошибка Берка состоит в том, что он не увидел в современном господстве монополий в экономике и политике США закономерный итог того процесса развития государственно-монополистического капитализма, который протекал в Соединенных Штатах в предв'оенный период и особенно в военные годы в связи с углублением общего кризиса капитализма, в связи с обострением всех противоречий капитализма в результате второй мировой войны. Этот процесс продолжался и после войны.
В то же время Берк явно переоценивает возможности влияния капиталистического государства на экономику. Он искаженно представляет и самый характер вмешательства буржуазного государства в экономику, не разоблачает лживости модной сейчас в США теории «регулируемой инфляции». Сторонники этой теории утверждают, что американское правительство якобы способно преодолеть все трудности капиталистической экономики и кризисы путем раздувания своих бюджетных расходов. Таким образом, правительство компенсирует, по мнению этих «теоретиков», недостаток покупательной способности трудящихся масс. -
Возможность преодоления противоречий капитализма и устранения кризисов путем раздувания расходов буржуазного правительства — сказка, сочиненная апологетами капитализма. Увеличение расходов капиталистического государства может происходить и происходит, в конечном счете, в результате увеличения налогов, т. е. за счет усиливающегося ограбления широких слоев населения, и, таким образом, не только не компенсирует недостаток покупательной способности трудящихся масс, но и еще больше снижает их покупательною способность. Рост налогон может привести только к еще большему обострению противоречия между низкой покупательной способностью трудящихся масс [3] и объемом производства.
Попытка «регулирования» капиталистической экономики с помощью искусственного форсирования государственных расходов отражает в действительности стремление американской буржуазии, путем использования государственного аппарата, отсрочить наступление кризиса и переложить все трудности ею на плечи трудящихся.
Именно этим целям служат огромные ассигнования правительства Трумэна на финансирование американского экспорта («план Маршалла» и другие виды «помощи») и гигантской программы вооружений. Эти громадные суммы, выплачиваемые из карманов налогоплательщиков, используются одновременно для осуществления авантюристической политики установления мирового господства американских империалистов.
Капиталистические монополии используют государственный бюджет как дополнительный источник ограбления трудящихся. Согласно известному указанию В. И. Ленина, развитие государственно-монополистического капитализма в США неизбежно ведет к усилению эксплуатации широких масс трудящихся, к усилению реакции и милитаризма, а также «к неимоверному росту прибылей крупных капиталистов за счет всех остальных слоев населения, к закабалению трудящихся масс на много десятилетий данью капиталистам в виде уплаты миллиардных процентов по займам»
Берк пишет, что «образцом» для американских предпринимателей и экономистов служит «экономическое процветание» во время войны, когда «огромные прибыли выкачивались непосредственно из кармана американского народа. За время войны долг федерального правительства достиг астрономической цифры в 280 млрд. долл., т. е. был в 10 раз больше довоенного долга и составлял 2 тыс. долл. на душу населения».
Говоря об «экономическом процветании» в годы войны, Берк утверждает, что оно было вызвано превышением расходов правительства над доходами. Он ничего не говорит об искусственном характере потребления в военное время, когда огромные массы материальных ценностей уничтожаются в ходе военных действий, об однобоком, уродливом развитии производства в США в период войны. Массовое уничтожение произведенных товаров при одновременном снижении жизненного уровня трудящихся, усилении налогового пресса и росте государственной задолженности — такова сущность «процветающей» военной капиталистической экономики.
Однако никакое раздувание расходов буржуазного государства не может преодолеть стихийных закономерностей капиталистической экономики, преодолеть анархию капиталистического производства и денежного обращения.
Конечно, гигантские правительственные расходы на вооружение и финансирование внешней торговли несколько задержали падение уровня производства в США. Анализируя в докладе на XVII съезде партии некоторое оживление промышленности капиталистических стран после 1933 г., товарищ Сталин говорил: «Не может быть сомнения, что военно-инфляционная конъюнктура играет здесь не малую роль» х. Этот же искусственный фактор действует сейчас и в экономике США. Он не мог, однако, предотвратить наступление нового экономического кризиса. «Ибо что значит перевести хозяйство страны на рельсы военной экономики? Это значит дать промышленности однобокое, военное направление, всемерно расширить производство необходимых для войны предметов, не связанное с потреблением населения, всемерно сузить производство и особенно выпуск на рынок предметов потребления населения, — следовательно, сократить потребление населения и поставить страну перед экономическим кризисом» [4].
Современное состояние американской экономики полностью подтверждает правильность этого указания товарища Сталина, сделанного еще в 1939 г.
Непомерные расходы правительства Трумэна на вооружение и агрессивную внешнюю политику вызвали рост дефицита американского бюджета. Только за первые два месяца 1949/50 финансового года дефицит бюджета США составил 2 млрд. долл. и, как ожидают, к концу года достигнет не менее б млрд. долл.
Рост бюджетного дефицита показывает, что политика взвинчивания налогового пресса и увеличения государственного долга имеет свой предел. Использование бюджетных поступлений и государственных займов в качестве дополнительного средства ограбления трудящихся монополиями еще больше увеличивает относительное и абсолютное обнищание народных масс. А это, в свою очередь, означает еще более резкое сокращение внутреннего рынка и уменьшение способности населения приобретать облигации государственных займов. Получается порочный круг, из которого не могут выскочить буржуазные экономисты и политики.
Кроме того, непомерная тяжесть налогового бремени вызывает все растущее недовольство широких масс. Именно поэтому некоторые представители буржуазных партий, вынужденные считаться с настроениями избирателей, все чаще выступают за сокращение ассигнований на «план Маршалла» и других правительственных расходов. Например, сенатор Коннэли, председатель сенатской комиссии по иностранным делам, призывая Западную Европу не строить «иллюзий» об американской «помощи», заявил в начале этого года, что «Соединенные Штаты не обладают даром царя Мидаса. Их ресурсы ограничены. Они не являются вечным источником золота... Мы не можем позволить исчерпать или истощить свои ресурсы до такой степени, что сами ослабнем».
27 октября 1949 г. в беседе с корреспондентом агентства Ассошиэйтед Пресс Коннэли выразил уверенность, что в будущем году конгресс сократит ассигнования на «план Маршалла» по крайней мере на 1 млрд. долл. Это не значит, конечно, что американские империалисты собираются отказаться от политики закабаления Западной Европы. Коннэли тут же добавил, что конгресс наверняка продлит действие «плана Маршалла» и после 1952 г.
Несмотря на «план Маршалла» и гигантский военный бюджет (в 11—13 раз превышающий довоенный), признаки экономического кризиса все явственнее проявляются во всех областях американской экономики: угрожающе растут запасы товаров на складах, сокращается погрузка на железных дорогах, уменьшается число заказов, сокращаются капиталовложения, растет безработица. Уровень промышленного производства в США с октября 1948 г. по октябрь 1949 г. снизился на 22%, в то время как за первый год кризиса 1929—1933 гг. объем промышленного производства в США сократился на 15%. Американский экспорт снизился по сравнению с уровнем весны и лета 1947 г. на 30—40% и продолжает падать.
Даже по официальным данным, число безработных и работающих неполную неделю превышает 14 млн. человек.
Все это свидетельствует о том, что «план Маршалла» не оправдал надежд хозяев монополий. Капиталистическая действительность опрокидывает утопические расчеты «регулировщиков» с Уолл-стрита.
* * *
Значительную часть своей книги Томас Берк посвящает некоторым конкретным сторонам маршаллизации Западной Европы. Особое место в американских планах закабаления западноевропейских стран отводится Западной Германии. Берк приводит целую серию высказываний таких деятелей, как Ачесон, Даллес, Ванденберг, Маршалл и другие, недвусмысленно свидетельствующих о том, что, не считаясь с обязательствами США по Потсдамскому соглашению, американские империалисты уже при разработке «плана Маршалла» взяли курс на превращение Западной Германии, и в первую очередь Рура, в основную военно-экономическую базу для подготовки новой войны. В ущерб интересам Франции и других европейских стран, пострадавших от гитлеровской агрессии, американские монополисты в союзе с рурскими магнатами поспешно восстанавливают милитаризированную экономику Рура. Раскольническая политика американских империалистов в Германии завершилась, как известно, созданием марионеточного западногерманского государства.
Западная Германия получает львиную долю американской долларовой «помощи». На второй год действия «плана Маршалла» для Западной Германии намечено ассигновать 1100 млн. долл. (включая «помощь» американской военной администрации в Германии), в то время как на долю Англии приходится 940 млн. долл., Франции— 875 млн. долл., Италии — 555 млн. долл.
«План Маршалла», по замыслу его авторов, призван создать в западноевропейских странах и их колониях благоприятные условия для широкой экспансии американского частного капитала.
Однако на первых порах американские монополисты предпочитают, чтобы весь риск вложения капиталов в Западную Европу взяло на себя правительство (за счет налогоплательщиков). Администрация по осуществлению «плана Маршалла» резервировала 300 млн. долл. в качестве гарантийной суммы для обращения в доллары прибылей, полученных американскими капиталистами от капиталовложений в маршаллизованных странах. Предстоящие вложения американских частных капиталов в странах Западной Европы и их колониях буржуазная печать называет «вторым этапом» «плана Маршалла». Прежде чем всерьез приступить к осуществлению этого «второго этапа», американские монополисты требуют от своего правительства и от правительств маршаллизованных стран целого ряда гарантий. Сущность этих требований была весьма откровенно изложена председателем «Чейз нейшнел бэнк» Олдричем во время его поездки в Европу летом 1949 г. Выступая перед своими коллегами из лондонского Сити, Олдрич заявил, что, во-первых, «страны Западной Европы должны добиться своей военной безопасности, т. е. ратифицировать Антлантический пакт и вооружаться».
Во-вторых, «страны, которые хотят рассчитывать на такие капиталовложения, должны стабилизировать свое политическое положение, т. е. опасность коммунизма должна быть устранена».
В-третьих, «умонастроение (!) населения страны, в которой такие капиталовложения будут иметь место, должно быть по отношению к США таким, чтобы... американские капиталисты были склонны рисковать своим капиталом». Вот как далеко простирается американское вмешательство в дела маршаллизованных стран. Даже «умонастроение» народов должно быть взято под контроль, чтобы вытравить опасные «антиамериканские» мысли!
В-четвертых, Олдрич требует, чтобы американским капиталистам была дана гарантия, что их капиталы не подвергнутся национализации, и чтобы было обеспечено беспрепятственное обращение прибылей, полученных в европейской валюте, в доллары, а также и «репатриация инвестированных сумм» в случае надобности. Министр финансов США Снайдер пошел еще дальше, потребовав, кроме всего, полной компенсации для американских вкладчиков в случае национализации или... возможных военных разрушений.
Олдрич подчеркнул, что экономика маршаллизованных стран должна быть «уравновешена», а «обменный курс их валют по отношению к доллару должен быть согласован реалистическим образом».
Вопрос об упразднении таможенных барьеров, защищающих национальную промышленность от иностранной конкуренции, о «стабилизации» и свободной обратимости европейских валют является, таким образом, одним из важнейших в программе маршаллизации Западной Европы. Под «стабилизацией» валют американские монополисты имеют в виду, конечно, установление их прямой зависимости от доллара. Еще в январе 1948 г. Маршалл заявил: «Программа восстановления Европы предполагает стабилизацию европейских валют; следовательно, девальвация... является одним из этапов на этом пути».
Недавняя девальвация английского фунта стерлингов « последовавшая затем девальвация валют более трех десятков капиталистических государств является прямым результатом «плана Маршалла» и нажима американских монополий.
Понижение курса европейских валют по отношению к доллару дает возможность американским капиталистам скупать по более низким ценам европейские предприятия, получать 'более дешевое сырье из колоний европейских стран и эксплуатировать дешевую рабочую силу. Девальвация валют является подготовкой к отмене всех валютных ограничений, которые сейчас препятствуют бесконтрольной экспансии американских капиталов. Именно к этому стремятся американские монополисты.
Томас Берк на многочисленных примерах разоблачает ложь американской официальной пропаганды относительно «свободы торговли» и «равенства возможностей», сторонниками которых якобы являются Соединенные Штаты. В действительности США, пытаясь расширить всеми средствами свой вывоз в Западную Европу и другие страны, не собираются серьезно снизить свои таможенные тарифы, препятствующие экспорту европейских товаров на американский рынок. В то же время захват американцами европейских рынков привел к упадку внутриевропейской торговли. Торговый обмен между странами Западной Европы в 1948 г. составил лишь 78% довоенного.
Из-за прямого запрета со стороны Администрации по осуществлению «плана Маршалла» и правительства США страны Западной Европы вынуждены отказываться от выгодной для них торговли с Восточной Европой, являющейся естественным рынком для их промышленных товаров, на котором они могли бы одновременно закупать (не на дефицитные доллары!) столь необходимое им продовольствие и сырье. Торговля между странами Западной и Восточной Европы составила в 1948 г. всего лишь 42% от уровня 1938 г.
Искусственная изоляция от восточноевропейских рынков усиливает постоянную нехватку долларов в странах Западной Европы и увеличивает зависимость этих стран от США.
Томас Берк подробно анализирует содержание двухсторонних договоров между правительством США и странами — участницами «плана Маршалла» (на примере соглашения с Италией, опубликованного госдепартаментом США в качестве «образца»). Он разоблачает лицемерные утверждения создателей «плана Маршалла» о том, что США якобы не намерены вмешиваться во внутренние дела стран, которым оказывается «помощь». Берк убедительно показывает, что «план Маршалла» обеспечивает правительству США и американскому капиталу мощные средства экономического воздействия на маршаллизованные страны.
В 1947 г. при обсуждении предложения Маршалла на совещании министров иностранных дел СССР, Франции и Англии В. М. Молотов указывал, что в результате «помощи» на условиях, навязываемых США при посредничестве правительств Англии и Франции европейским странам, эти «страны окажутся подконтрольными государствами и лишатся прежней экономической самостоятельности и национальной независимости...»[5] Приводимые в книге факты полностью подтверждают справедливость этого предупреждения, которое было объявлено тогда на Западе «большевистской пропагандой».
Значительное место Берк уделяет разоблачению иллюзий, порожденных в Западной Европе и в США американской пропагандой, что «план Маршалла» якобы призван спосооствовать «восстановлению европейской экономики и подъему жизненного уровня народов мар шаллизованных стран».
За год, прошедший после написания книги, реальная действительность в маршаллизованных странах нанесла сокрушительнейший удар по этим иллюзиям. Даже руководители так называемой Организации европейского экономического сотрудничества вынуждены публично признать беспочвенность всех «надежд» на восстановление европейской экономики с американской «помощью».
В начале сентября 1949 г. генеральный секретарь Комитета этой организации Маржолен на пресс-конференции в Париже прямо заявил, что положение маршаллизованных стран за последнее время ухудшилось, что «Европа не стоит на пути к жизнеспособности» и что перспективы разрешения проблемы долларового дефицита еще более плачевны, чем раньше. Горестные жалобы Маржолена были повторены и пересказаны на разные лады прессой всех маршаллизованных стран. «Признания Маржолена,— писала полуофициальная французская газета «Монд»,— отмечают провал плана Маршалла, по крайней мере в той степени, в какой на него рассчитывали в деле возвращения Европы к финансовой независимости». В этом же духе высказываются и другие органы европейской буржуазной печати, еще недавно расписывавшие блага и преимущества, которые якобы несет народам Западной Европы «бескорыстная» американская «помощь».
Однако, ставя вопрос таким образом, буржуазные газеты сознательно искажают факты и самым бессовестным образом обманывают своих читателей. Заправилам буржуазной прессы хорошо известно, что авторы «плана Маршалла» никогда в действительности и не стремились к обеспечению «финансовой независимости» маршаллизованных стран, к подъему жизненного уровня населения Европы. Подлинные цели правящих кругов США, навязавших при содействии европейских квислингов на американской службе долларовую «помощь» народам Западной Европы, были как раз обратными.
Но и эти цели не были достигнуты. «План Маршалла», вопреки расчетам его авторов, не смог удержать экспорт американских товаров на высоком уровне, не смог предотвратить наступление экономического кризиса, признаки которого все сильнее проявляются в экономике США, ускорил наступление кризиса в Западной Европе и вызвал новое обострение всех противоречий капиталистической системы. В этом — подлинный про вал «плана Маршалла».
Берк раскрывает содержание «плана Маршалла» как орудия американской политики «холодной войны» против СССР, стран народной демократии и демократических сил во всем мире. В качестве примера того, как широко толкуют функции «помощи восстановлению» Европы американские правящие круги, Берк приводит заявление председателя сенатской комиссии по распределению «помощи» Бриджеса, который потребовал включения в «план Маршалла» мероприятий по организации подпольной подрывной деятельности в СССР и странах народной демократии. Берк указывает, что в бюджете Администрации по осуществлению «плана Маршалла» предусмотрено 200 тыс. долл. на расходы «конфиденциального характера». Процессы венгерского предателя Ласло Райка и его сообщников и болгарского предателя Трайчо Костова и его сообщников, разоблачение фашистской югославской клики Тито—Ранковича как основной агентуры американской разведки, используемой для подрывной работы .в странах народной демократии, показали всеми миру, что «план Бриджеса», как и аналогичный план «X» Джона Ф. Даллеса, представляют собой органические части «плана Маршалла».
Томас Берк разоблачает «план Маршалла» как орудие американской политики гонки вооружений и развязывания новой войны. «План Маршалла» позволил реакционным западноевропейским правительствам встать вслед за их американским патроном на путь бешеной гонки вооружений. Военный характер этого «чисто экономического» плана невольно выдал президент Трумэн в недавнем послании конгрессу по поводу программы вооружения европейских участников Северо-атлантического пакта. Трумэн привел в этом послании цифру официальных военных расходов стран Западного союза — Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга вместе с военными расходами Италии, Дании и Норвегии. Эти расходы за истекший 1948/49 бюджетный год равны 5,5 млрд. долл., т. е. превышают на 1,5 млрд. долл. расходы, которые были затрачены за тот же период правительством США на «план Маршалла»! Если к цифре военных расходов названных 8 стран прибавить военные ассигнования Швеции, Португалии, Греции, Турции (последние две получают еще сотни миллионов долларов на вооружение по «доктрине Трумэна»), то становится ясным, что вся «помощь» по «плану Маршалла» полностью поглощается и даже значительно перекрывается расходами маршаллизованных стран на гонку вооружений. Геринговский лозунг «пушки вместо масла» вполне определяет подлинную сущность политики маршаллизации Западной Европы.
Итоги первых 17 месяцев осуществления «плана Маршалла» показали всю лживость обещаний амер» канской пропаганды, трубившей о «помощи» восстановлению экономики Западной Европы. «План Маршалла» вызвал упадок производства в западноевропейских государствах. В Бельгии, например, прирост промышленной продукции в 1948 г. был на 16% меньше, чем в 1947 г., когда Бельгия еще не получала американской «помощи». В текущем году началось общее сокращение промышленного производства в большинстве стран Западной Европы.
Маршаллизация привела к гонке вооружений, вызвала рост военной промышленности и обслуживающих ее отраслей за счет мирного производства. Все это не могло не привести к еще большему ухудшению экономического положения Западной Европы. Под нажимом Администрации по осуществлению «плана Маршалла» правительства маршаллизованных стран прекращают работу предприятий тех отраслей промышленности, существование которых «не устраивает» американских монополистов. Наплыв американских товарных «излишков» также приводит к свертыванию ряда жизненно важных отраслей европейской промышленности.
Берк на обширном фактическом материале показывает, что поставки и кредиты по «плану Маршалла» используются не для удовлетворения подлинных нужд развития экономики стран Западной Европы, а в соответствии с экономическими и политическими расчетами американских монополистов. Он указывает, что поставки промышленного оборудования, которое необходимо для восстановления промышленности, составляют лишь около 2% от американского экспорта по «плану Маршалла».
Основное место в американских поставках занимают «излишки» товаров, не находящих сбыта из-за сужения внутреннего рынка США. Это — зерно, табак, сушеные фрукты, а также нефть и уголь. Франция получила, например (в ценностном выражении), за первый год действия «плана Маршалла» в два раза больше табака, шелковых чулок и жевательной резинки, чем оборудования для шахт, в пять раз больше сыра и молочного порошка, чем оборудования для сталелитейной промышленности.
С апреля 1948 по март 1949 г. безработица выросла на 80—200% в различных маршаллизованных странах Число безработных в Италии сейчас более 2 млн. человек, в Западной Германии — 1,5 млн., в маленькой Бельгии — 300 тыс. и т. д. Как признал недавно один из реакционнейших лидеров профсоюзов Скевенельс, председатель объединенного комитета реформистских профсоюзов маршаллизованных стран, число безработных и полубезработных в Западной Европе составляет не менее 12 млн. Повсеместно растет дороговизна, снижается заработная плата рабочих и служащих. Огромные военные расходы ведут к непрерывному росту налогов.
Проведенная в сентябре — октябре 1949 г. девальвация валют Англии и других маршаллизованных стран означает дальнейший рост цен, т. е. еще большее снижение реальной заработной платы и ухудшение материального положения трудящихся.
Это новое наступление капиталистов на жизненные интересы рабочего класса вызовет дальнейшее обострение внутренних противоречий и классовой борьбы в маршаллизованных странах.
В то время как трудящимся Западной Европы «план Маршалла» принес нищету и безработицу, прибыли капиталистов продолжают расти. Если мелкие и средние предприятия разоряются, то крупные тресты получают •большие барыши. Доходы английских монополий, например, в 1948 г. составили 1945 млн. фунтов стерлингом, превысив прибыли 1938 г. в два с половиной раза. Если перед войной прибыли французских капиталистов составляли 29% национального дохода, то в 1948 г. они возросли до 42,5%, а доля заработной платы за то же время упала с 45 до 38%.
* * *
Томас Берк заканчивает книгу выводом, что попытки американских правящих кругов найти выход из экономических трудностей и избегнуть кризиса, закабалив с помощью «плана Маршалла» другие капиталистические страны, усилив гонку вооружений и подготовку новой войны, обречены на провал.
«Американская экспансия в Европе, — указывает он, — углубляет кризис в маршаллизованных странах». Это углубление кризиса в других капиталистических странах явится для США препятствием для выхода из собственного кризиса, и, в силу этого, общий крах капиталистической системы, когда он наступит, будет еще более катастрофическим.
В своей книге Берк уделяет недостаточно внимания борьбе народов Европы против закабаления их стран американским империализмом. Между тем все усиливающееся сопротивление народов политике маршаллизации Западной Европы вызывает тревогу у авторов «плана Маршалла». Как сообщил недавно корреспондент американской газеты «Дейли мирор» Роберт Аллен, специальная комиссия конгресса США под председательством Макдуголла, созданная для наблюдения за осуществлением «плана Маршалла», подготовила секретный доклад, в котором бьет тревогу по поводу роста народного недовольства американской политикой в странах Западной Европы.
Политика установления американского господства, попирающая национальную независимость и жизненные интересы народов, вызьго'ает в Западной Европе законное возмущение. Все более широкие слои трудящихся объединяются для боьбы против засилия американских экспансионистов и их пособников из рядов западноевропейски буржуазии. Это предвещает неминуемый крах авантюристической политики маршаллизации Европы.
А. Белоконь
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
[1] В. М. Молотов, Тридцатилетие Великой Октябрьской социалистической революции. Доклад на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1947 г., Госполитиздат, стр. 20.
[2] А. А. Ж д а н о в, О международном положении, 1947 г., «Московский рабочий», стр. 10.
[3] В. И. Л е н и н. Соч., т. 24, изд. 4-е, стр. 276—277.
[4] Там же, стр. 567.
[5] В. М. Молотов, Вопросы внешней политики, Госполит- издат, 1948 г., стр. 474.