ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Об отношении к ростовщичеству в раннесредневековой Византии
Об отношении к ростовщичеству в раннесредневековой Византии
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 23-10-2014 11:59 |
  • Просмотров: 2154

Моральная оценка кредитно-денежных операций может служить одним из наиболее ярких показате­лей «экономического мировоззрения» общества. Характерно это и для Византии, торговля которой была сопряжена со значительным развитием кре­дитно-ростовщических операций. Традиционным стало утверждение о негативном отношении к рос­товщичеству в византийском обществе, об актив­ном осуждении процента, которое шло от стихий­ного общенародного отношения к нему и активно использовало христианскую форму.

Однако приведенная позиция исследователей кажется все же излишне категоричной, и данные источников позволяют ее пересмотреть. Значитель­ный интерес представляет Житие Спиридона Тримифунтского (ум. ок. 348 г.), составленное епис­копом кипрского города Пафа Феодором (ок. 625 г.). В памятнике повествуется о том, как святой не­сколько раз ссужал деньги приходившему к нему купцу, не взимая при этом никаких процентов, а лишь настаивая на возврате суммы ссуды, кото­рую торговец должен был положить в сундук. Од­нажды купец, убедившийся в том, что святой никак не проверяет возврат денег, решил не возвращать ссуду. Утаенные деньги не пошли торговцу на пользу, торговля пришла в упадок, и, когда он в очередной раз явился за ссудой, Спиридон предложил ему взять деньги самому, поскольку он знает, где они лежат. Когда же купец нашел сундук пустым, свя­той заявил, что, очевидно, долг не был возвращен, и пристыженный должник вернул причитавшуюся сумму.

Как мы видим, даже праведник мог выступать в качестве заимодавца, если он не требовал при этом никаких процентов. Еще более интересно другое обстоятельство, столь ярко подчеркнутое в Житии Спиридона, а именно — идея справедливого возда­яния при предоставлении ссуд. Очевидно, в Житии подчеркивалось, что следует не только одалживать деньги без начисления процентов, но и возвращать долги в срок и сполна. Вероятно, так на практике применялся заложенный в Евангелии принцип де­ловых отношений: «как хотите, чтобы люди посту­пали с вами, так и вы поступайте с ними».

Пожалуй, наиболее подробно позицию церкви по отношению к ростовщичеству выразил Григорий Нисский в «Слове против ростовщиков». Здесь он подчеркивал, что прошение денег взаймы — то же, «что и прошение милостыни, только имеющее вид благоприличия», и поэтому следует подавать нуж­дающимся, не только не взимая с них лихвы, но и не требуя обязательного возврата начальной суммы кредита (моральная ответственность за ее возвра­щение перекладывается, как было отмечено, на долж­ника). Беспроцентную ссуду проповедник считал «второй степенью благотворительности» (первая степень — «безвозмездное даяние») и утверждал, что «достойны наказания как тот, кто отказывает в одолжении, так и кто одалживает с налогом лих­вы. Первый будет судим как человеконенавистник, второй — как корыстолюбец».

Однако выдвинутые проповедником требования были неосуществимы на практике, что однозначно показала законодательная попытка Василия I (867­886) запретить взимать проценты по ссудам. Бази­ровавшиеся на христианском отношении к взима­нию процентов нововведения императора вызвали одобрение широких слоев населения, однако про­существовали недолго, и уже Лев VI Мудрый (886­912) в своих новеллах отказался от них. Считая закон Василия I прекрасным, он вынужден был при­знать, что без взимания процента само существова­ние кредитных отношений ставится под угрозу. Вы­сокий идеал, зафиксированный в законе Василия I, был несовместим с жизненными реалиями и сдер­живал развитие торговли. Эти обстоятельства вы­нудили Льва VI пойти на восстановление старых законодательных актов Юстиниана I, признававших возможность взимания процентов, но регламенти­ровавшего их максимальный уровень в зависимо­сти от социального статуса кредитора.

Таким образом, призывы Церкви к запрету ссуд­ного процента, «сбавке долгов и совершенному про­щению долговых обязательств», как об этом сказано в Житии св. Георгия Амастридского, остались бес­плодными. Более того, отношение к ростовщичеству в Византии, как представляется, было амбивалент­ным, а не сугубо отрицательным. Это отразилось, в частности, в агиографической литературе, иногда даже показывающей ростовщиков в самом благопри­ятном свете. Очевидно, что в Византии даже нео­добрительно воспринимаемая в обществе профессия ростовщика не была все же, используя выражение Р. Лопеца, «объектом неразборчивой ненависти».

Можно предположить, что тотальное осуждение миновало тех ростовщиков, которые не осмелива­лись преступать закон и взимать более высокие про­центы, чем это предписывалось законодательством. Деятельность таких заимодавцев допускало само государство, как бы определяя ставку процента, взи­мание которой не вело к нарушению христианских канонов. Безусловно, это только предположение, но стоит заметить, что подобного рода установка су­ществовала в Османской империи. Здесь кредитные операции под фиксированный процент (20 %) не считались ростовщичеством и не воспринимались как нарушение запретов Корана. Как «риба» (соб­ственно ростовщичество) расценивались только те кредитно-денежные сделки, которые влекли за со­бой начисление лихвы, превышавшей 20 %. Нечто подобное могло существовать и в раннесредневеко­вой Византии, где светские и церковные порядки были взаимопроникающими.

Интересным также представляется сопоставление идеи ограниченного ростовщического процента с иде­ей «справедливой цены» (iustum pretium, to dikaion timema) и нормированием процента прибыли для членов некоторых константинопольских систим. В Византии, как и в Западной Европе, существовало оправдание деятельности купца, если при этом не на­рушался принцип справедливого уровня вознаграж­дения. Возможно, такая же ситуация могла быть ха­рактерной и для ростовщической деятельности.

Очевидно, описанное отношение к ростовщиче­ству было не только наиболее выгодным, но и един­ственно возможным в условиях христианского обще­ства, которому не был чужд не только религиозный пуризм и фанатизм, но и чувство выгоды. Последнее настолько сильно проникло в мировоззрение роме­ев, что даже подаяние беднякам приравнивалось в агиографической литературе к займу, который да­ется не кому иному, как самому Богу.

Домановский А. Н. (Харьков)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

 

Читайте также: