ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Ты скажи, чё те надо? Может, дам, чё ты хошь...
Ты скажи, чё те надо? Может, дам, чё ты хошь...
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-02-2014 17:26 |
  • Просмотров: 2532

Вернуться к оглавлению

Глава 10

На войне как на войне

Япония, как и большинство развитых стран мира с декла­рируемыми либеральными ценностями, официально отрицает наличие и необходимость легальной проституции. Понятно, что так было не всегда — традиции Ёсивары и Симабары не могли умереть в одночасье. Этого и не про­изошло. Как я уже упоминал, японцы относятся к прости­туции по принципу «необходимого зла»: «Да, это плохо, но ведь деться от этого все равно некуда. Так что пусть уж это будет, но мы не станем об этом говорить». Такая позиция получила прочный морально-этический фундамент в первые годы после Второй мировой войны, когда еще официально разрешенная японская проституция впервые была столь же официально поставлена на службу государству.

Американская армия изображалась в воюющей Японии как сборище огромных диких варваров, отбросов циви­лизации, в том числе в сексуальном смысле. Оккупация империи четко ассоциировалась у ее жителей с сексуальным рабством ее женщин, что для самих японцев было вполне понятно: Китай и Корея до сих пор предъявляют претензии Стране солнечного корня за преступления сексуального характера, совершенные японской армией в этих странах, например половую эксплуатацию китайских и корейских женщин японскими военными — по сути, массовые изнаси­лования и принуждение к проституции. Так что японцы пре­красно понимали, чего им следовало опасаться в случае окку­пации островов американцами, и предприняли встречные, весьма необычные меры.

Сразу же после окончания войны Министерство вну­тренних дел Японии обратилось к соотечественницам с при­зывом добровольно спасти нацию от изнасилований, для чего требовалось направить половой голод американских солдат в контролируемое русло. Была создана Ассоциация отдыха и развлечений, которая занялась организацией пуб­личных домов казарменного типа для обслуживания солдат и офицеров оккупационных сил союзников в четко опреде­ленных местах. В Токио, например, таким местом стал тихий спальный район Оомори, где по иронии судьбы автору этой книги довелось жить десятилетия спустя. Самым порази­тельным для европейцев было то, что в ассоциацию действи­тельно добровольно вступили тысячи женщин, в том числе замужних и вдов солдат, павших на войне. Что руководило ими: желание отомстить таким образом за погибших мужей и братьев или страстный порыв к защите страны? Пусть каждый решит это сам. Так или иначе, эти японки приняли на себя удар десятков тысяч американских солдат, которых обслуживали за очень скромные деньги или недорогие, но важные для голодной и нищей послевоенной Японии подарки — пачку сигарет или упаковку чулок. Многие рабо­тали едва ли не круглосуточно, принимая в дни солдатских увольнений десятки черных и белых морских пехотинцев в бараках, где комнаты лишь обозначались развешанными простынями.

Презервативы были редкостью и роскошью, поэтому неудивительно, что вскоре значительная часть американ­ской армии в Японии оказалась инфицирована самыми разнообразными венерическими заболеваниями. Между тем верховный командующий союзными войсками в 1946 году отменил систему лицензированной прости­туции. В 1947 году вышел императорский указ № 9, согласно которому вовлечение женщин в проституцию подвергалось наказанию, но при этом сама проституция продолжала оставаться легальной (примерно так же запретили тогда и боевые искусства: заниматься можно, преподавать — нет). Ассоциация была распущена, полностью выполнив свою задачу: американские военнослужащие, которые, конечно, не оказались такими сексуально озабоченными варварами, какими их рисовала японская пропаганда, все же были вынуждены перенести имевшийся у них половой запал в выделенное для этого общественное русло. В каком-то смысле добровольная проституция действительно спасла эту страну, правда, остается открытым вопрос: существо­вала ли угроза?

С окончанием в 1952—1953 годах оккупации Японии и Корейской войны, во время которой Япония использо­валась как перевалочная база для отправки в Корею новых частей и место для отдыха и реабилитации участников боевых действий, отношение к проституции еще раз пересмотрели. Япония и ее вольные и невольные гости стали привыкать к проституции как неотъемлемой части мирной жизни, но «высшее общество» планеты после войны, куда Япония стре­милась попасть, диктовало свои условия. 24 мая 1956 года был принят Закон о проституции № 118, который формально поставил «водяной бизнес» вне закона. Статья 3 этого закона гласит: «Никто не может заниматься проституцией или ста­новиться клиентом проституток», однако сам закон не преду­сматривает наказания за нарушение этого положения. Ответ­ственность полагается за конкретные преступления в этой области:

16        вымогательство в целях проституции;

17        сводничество — поиск и приведение клиентов;

18        принуждение к занятию проституцией;

19        получение денежных средств за предоставление сексу­альных услуг другими лицами;

20        принуждение к занятию проституцией посредством выплаты «аванса»;

21        предоставления места для занятия проституцией;

22        участие в бизнесе по вовлечению в проституцию;

23        предоставление различных средств для занятия прости­туцией.

Само по себе определение проституции ограничива­ется совокуплением за деньги или подарки, что формально выводит оральный или анальный секс из-под «удара», не говоря уже о многочисленных и традиционно популярных японских «не-извращениях». Японцы сами создали ситуацию, когда де-юре проституции в стране нет, но де-факто она есть, потому что без нее жителям этой страны просто не жить — «необходимое зло» стало неотъемлемой частью эротической культуры Страны солнечного корня и выступало временами в роли «спасительницы нации».

Необходимое зло

Один из способов избежать вообще какого бы то ни было упоминания о проституции — явлении, гово­рить о котором в приличном обществе не принято, — это широко распространенная в этой стране практика эвфе­мизмов. Например, долгое время под «турецкими банями» — торуко фуро — японцы понимали примерно то, что в других странах называют публичными домами. Так продолжалось до тех пор, пока в 1980-х годах правительство Турции в самых решительных выражениях не выразило свой протест в этой связи правительству японскому. Реакция последовала неза­медлительно, и теперь использовать бренд «турецкие бани» в отношении «водяного бизнеса» категорически запрещено. Это, кстати, стало прецедентом для кое-кого из моих зна­комых русофилов, которые недоумевают, почему российские власти столь же решительно не протестуют против того, что едва ли не любых иностранок в хостесс-бизнесе называют русскими, что, несомненно, негативно сказывается на репу­тации России, как и «турецкие бани» наносили урон имиджу Турции.

Строго говоря, со сменой вывески сами по себе бани никуда не делись, но то, что в них происходит и как банщицы-авадзё обслуживают своих клиентов, формально с проституцией никак не связано. Все определяется только взаимным сго­вором владельца бань, авадзё и их клиентов. «С юридической точки зрения Закон о бизнесе, затрагивающем общественную нравственность, определяет “бани” как “места, в которых представители обоих полов могут собраться для встречи”, в то время как “оздоровительные учреждения” в нем опре­деляются, как “учреждения, в которых представители обоих полов вступают в контакт и приводят клиента к сексуальной разрядке”, — говорит адвокат Ямасита Юкио. — Теоре­тически для предоставления сексуальных услуг закон дает больше возможностей “оздоровительным учреждениям”. На практике же позиция владельцев “бань” заключается в том, что они сдают комнаты авадзё и понятия не имеют о том, что они там делают дальше. Все, что происходит внутри, про­исходит по обоюдному согласию между авадзё и клиентом и является их частным делом. Если владелец вмешивается в эту сделку, значит, он поощряет проституцию и подлежит наказанию в соответствии с законом. Такие специфиче­ские “бани” взимают плату только за вход, а деньги за сек­суальные услуги идут непосредственно авадзё». Женщины также оплачивают напитки и лубриканты, что позволяет владельцам делать вид, что они никак не участвуют в сделке. Более того, учитывая рост в Японии так называемой люби­тельской проституции, когда этим бизнесом девушки зани­маются не профессионально, а время от времени, чтобы под­работать, владельцы «бань» нередко оформляют по просьбе авадзё фальшивые документы, свидетельствующие, что они работали во вполне приличных заведениях, например в кафе. Разумеется, попасть в такие «бани» просто так, с улицы, осо­бенно иностранцу, довольно непросто — иначе их можно было бы перепутать с обычными, добропорядочными заве­дениями. Подобные развлечения надо искать, и японцы их находят. И не только в «банях».

Один район Кабуки-тё в Токио охватывает площадь 34 км2, на которой расположено более 3500 «объектов спе­циального назначения»: стриптиз-бары, магазины порно, караоке-бары, клубы и т. п. Все их условно можно поделить на два типа: фудзоку и мидзусёбай. К первому как раз относятся бывшие торуко фуро, ставшие ныне сопурэндо (soapland). Вообще сопурэндо — один из самых «жестких» вариантов предоставления сексуальных услуг в этой стране. Сюда идут именно за сексом, и, любопытная деталь, клиентам здесь раз­решено за один сеанс испытывать оргазм дважды, что для японских заведений вообще нехарактерно. Авадзё предостав­ляют широкий набор услуг: от петтинга и орального секса до массажа телом, намазанным специальным гелем, и обычного секса. Продолжительность сеансов и их оплата стандартны: от 15 тысяч иен за 45 минут в дешевых заведениях до 60—80 тысяч за 2 часа в дорогих.

Чтобы разобраться, где именно что находится и что сколько стоит, японцы пользуются Интернетом и многочисленной довольно навязчивой рекламой, которую можно найти в магазинах, в собственных почтовых ящиках и даже в теле­фонных будках. В крупных городах издаются и свободно про­даются в круглосуточных магазинах рекламные дайджесты, в которых собрана информация о злачных местах. Самый известный такой «путеводитель» — «Мандзоку», продаю­щийся по всей Японии и имеющий приложения по излюб­ленным местам секс-туризма: Таиланду, Гонконгу и Макао. При пользовании рекламой можно сэкономить: многие сайты предлагают распечатать дисконтные флаеры, а фудзоку распространяют их через нанятых девушек, как правило, не работающих в самих заведениях, на улицах. При применении этих скидочных купонов можно сэкономить 2—3 тысячи иен, что прижимистым японцам всегда очень приятно.

Помимо сопурэндо существуют и другие категории фуд­зоку, например хэрусу (health club), где гостям предлагаются минет, хэндджоббинг и сумата — вариант массажа телом. Как и во многих других местах, услуги в прейскуранте разделены на базовые и дополнительные. К первым могут относиться поцелуи (как вы помните, для японцев это почти особый вид секса) или поза «69». К дополнительным — фото, использо­вание технических игрушек, переодевание, анальный секс и другие развлечения, которые выводят хэрусу на одну сту­пень с фэсён хэрусу (fashion health) — чуть более дорогим и разнообразным борделем. Так называемые корейские хэрусу еще дороже: иногда там действительно работают кореянки, но часто также китаянки и японки со стройными ногами и большими бюстами, что обходится клиентам при­мерно от 50 тысяч иен за сеанс.

Все большую популярность завоевывает у занятых клерков вариант дэрихэру (delivery health), когда девушку и лав-отель можно выбрать и заказать по Интернету и отъехать с ней на часик-другой отвести душу (как правило, в базовый прайс входит только оральный секс).

Еще более мягкий вариант — мэндзу эстэ (Men’s esthetic salon), или массажные салоны. В комплекте с массажем здесь может продаваться только хэндджоббинг, и даже на оральный секс клиент рассчитывать не вправе. Для этого лучше пойти в пинку (pink salon), где в полумраке вышедшие на заслу­женный отдых в дорогих салонах женщины нальют устав­шему японскому мужчине выпить и удовлетворят его. Есть, правда, еще более дешевые места, но вряд ли их стоит опи­сывать в этой книге, ограничившись упоминанием онани курабу (onani club), название которых говорит само за себя.

Что же касается мидзу сёбай — собственно, «водяного бизнеса», это еще более сложная и популярная в Японии система, отличающаяся от фудзоку тем, что внимание здесь может фокусироваться не на сексе, а на общении с эротиче­ским уклоном. Тысячи заведений мидзу сёбай — коюо курабу, снакку, ню курабу, разбросаны по всей Японии, по всем квар­талам ее крупных городов, и рады и мужчинам и женщинам (их обслуживают парни-хосты). Именно к этой области относятся хостесс-клубы, и поэтому весьма печально, что этот бизнес ассоциируется у многих японцев с русскими девушками.

Проституция ли все перечисленное? Японцы предпочи­тают не отвечать на этот вопрос. Безусловно одно: система таких своеобразных клапанов для выпуска сексуального пара необходима в стране, родившейся в результате соития, и эта система успешно работает.

Семейный секс в зеркале статистики

В предыдущих главах я уже много раз ссылался на самые разные статистические данные, отчеты и опросы. Это понятно: как ни относись к статистике, а ничего другого, что могло бы дать возможность увидеть в целом ту или иную существующую в обществе картину, пока не изобрели.

Пришло время представить вашему вниманию подборку статистических данных, посвященных отношению японцев к проблемам семейной жизни и опубликованных в японской прессе. В 2008 году автор, работая в крупнейшей в этой стране газете «Ёмиури», ознакомился с одним из многочисленных опросов на тему семьи и секса, проводившимся журналом «Ёмиури уикли». Исследование было посвящено сексуальной активности японских начальников — элиты общества и цвета бизнеса Страны солнечного корня, и любители статистики теперь могут увидеть эти данные, что называется, «из первых рук», а также ознакомиться с результатами некоторых других опросов.

Всего были охвачены 500 человек — в основном заме­стители директоров (479 человек) и главы департаментов различных компаний в возрасте от 47 до 53 лет, имеющие годовой доход не менее 60 тысяч долларов в год. Этим солидным людям задали восемнадцать весьма любопытных вопросов, непосредственно касающихся их личной жизни, и они, поразмыслив, дали ответы. Вот что из этого получи­лось.

1. В соответствии с японской традицией респонденты прежде всего поведали о разнице в возрасте со своими вто­рыми половинами: у подавляющего большинства (около 74 процентов) жены оказались моложе — с разницей от одного года (39 процентов) до двадцати лет (менее 1 процента). Старше себя подруг выбрали более 10 процентов опро­шенных (0,42 процента оказались женаты на женщинах, пре­восходящих их по возрасту на десять и более лет). С ровесни­цами живут чуть более 15 процентов японских начальников.

2. Наибольший интерес, естественно, вызвали результаты той части исследования, которая касалась непосредственно сексуальной жизни «самураев XXI века». Выяснилось, что считают секс — «делом хорошим» или «очень хорошим», соответственно около 40 и 25 процентов опрошенных. Еще без малого 29 процентов считают, что в интимных отноше­ниях есть как хорошие, так и плохие стороны.

С «хорошим» все более или менее понятно, но какой же негатив японские мужчины усматривают в сексе? Оказыва­ется, чаще всего японцы испытывают страх перед интимной близостью из-за необходимости общаться с малознакомым человеком, перспективы быть вовлеченными в обязывающие их связи, из гигиенических соображений, а также из опа­сения показаться смешными. Апофеоз этих страхов ярко отражен в исследовании «Ёмиури»: однозначно плохо отно­сятся к интиму почти 3,5 процента японцев, а 2,5 процента считают это занятие «поистине ужасным»!

3. Следующий вопрос («Как часто вы занимаетесь сексом?») логически проистекает из первого, а ответы на него оказа­лись для специалистов вполне предсказуемы. Первое место по популярности занял вариант: «Последний раз я зани­мался сексом более пяти лет назад» — таких людей набра­лось 22,5 процента! А если добавить к ним тех, кто не пре­давался любовным утехам около года (6,5 процента), больше года (6 процентов), больше двух (11,5 процента) и больше четырех лет (4 процента), то получится, что старый анекдот про «Новый год чаще» применим — без всяких шуток — более чем к половине японских руководителей.

Второй по популярности ответ — «Я занимаюсь сексом примерно раз в месяц» — набрал 17,5 процента голосов. При­близительно равное число опрошенных — чуть меньше, чем по 10 процентов, — ложатся в постель со вполне определен­ными намерениями раз в три месяца и раз в две недели.

Раз в неделю занимаются сексом чуть более 8 процентов, а число «сексуально озабоченных» менеджеров, способных выдержать секс аж два раза в неделю, составило менее 4 про­центов. И это при том, что в теории — вспомним первый вопрос — «хорошо» и «очень хорошо» относятся к сексу две трети опрошенных.

Итак, лишь менее половины (49 процентов) японцев-на- чальников, ответивших на вопросы исследователей, зани­маются сексом чаще, чем раз в год. Это явно не дотяги­вает до показателей, зафиксированных ранее в ходе общих опросов, — 37 случаев в год (для сравнения: наши соотечест­венники активнее примерно вчетверо: в России этот показа­тель составляет в среднем 144 контакта в год).

4. Этот вопрос потрясает японской обыденностью: со сколькими женщинами вы занимались сексом после вступ­ления в брак, не считая (sic!) проституток?

Сексуальных активистов, встречавшихся более чем с 50 дамами, набралось немного — менее 2 процента. Около 1 процента опрошенных имели связи с 21—50 посторонними женщинами. Грехопадению с 3—5 представительницами прекрасного пола оказался подвержен наибольший про­цент неверных мужей (18 процентов), но больше всего япон­ских начальников (более 51 процента) свято хранят верность супругам. Повторюсь: проститутки не считаются!

5. В ответе на пятый вопрос выяснилось, что японские начальники неплохо знакомы с реалиями городской ночной жизни.

Большинство из тех, кто вообще ходит «поразвлечься», предпочитают знакомство с девушками облегченного пове­дения в курабу — 26 процентов или сунакку — 42 процента. Такое знакомство, как правило, ограничивается только совместной выпивкой и общением, но может вести и к даль­нейшему, более тесному контакту.

18 процентов руководителей выказали высокий интерес именно к сексу и предпочли посещение соппурандо.

Более 15 процентов выбирают обычные публичные дома — фасёнхэрусу, более 5 процентов — дэрихэру. 18 и 12 про­центов высокопоставленных японцев предпочитают соответ­ственно пинкусарон и кябакура — заведения, где с девушкой можно не только пообщаться, но и потрогать ее за интимные места.

Однако более 40 процентов опрошенных вообще не посе­щают ни одного из указанных типов заведений.

6. Следующий вопрос возвращает нас, а точнее, японских руководителей в семью: им было предложено ответить: хотят ли они заняться сексом с супругой? 72 процента опрошенных заявили, что такого желания нет ни у них, ни у их жен. Чуть более 5 процентов сказали, что вместе хотят вернуться к активной сексуальной жизни в семье, более 18 процентов — хотели бы, да «жена против», и около 4 процентов — сами изо всех сил сопротивляются интимной жизни, несмотря на попытки жен увеличить ее интенсивность.

7. Интересно, что при этом более 68 процентов японцев оказались не удовлетворены сексом с женой и лишь 32 про­цента не испытывают дискомфорта в этом отношении.

8. Следующий вопрос приподнял завесу тайны над сего­дняшним состоянием супружеской верности японских мужей. Им пришлось рассказать о своих внебрачных связях. Оказалось, что ни на обычные свидания (дэйто), ни на сви­дания с сексуальным продолжением не ходят более 74 про­центов мужчин.

Просто повстречаться в свободное время с девушкой позволяют себе еще 15 процентов, занимаются сексом с одной любовницей чуть менее 8 процентов, с двумя — 2,5 процента, с тремя — менее 1 процента опрошенных началь­ников.

9. Возрастной портрет этих женщин позволил соста­вить ответы на девятый вопрос. Выяснилось, что с женщи­нами старше себя встречаются почти 10 процентов неверных мужей, с ровесницами — более 13 процентов, а девушек помо­ложе предпочитает абсолютное большинство — почти 77 про­центов. При этом наиболее популярная разница в возрасте — от 10 до 14 лет — привлекает более 17 процентовопрошенных, и более 15 процентов японцев балансирует на грани фола, поддерживая отношения с девицами, которые моложе их более чем на 20 лет (в эту категорию могут попадать и несо­вершеннолетние).

10. Еще один вопрос касался семейного положения любимых женщин японских начальников. Большая их часть оказалась замужем — более 40 процентов, 36 процентов — не замужем, а еще 23 процента — с клеймом «разведена».

11. В ходе ответов на одиннадцатый вопрос выяснилось, что большинство японцев нашли будущих партнерш по Интернету (27 процентов) или на работе (23 процента). Сек­суальные отношения с нижестоящими, что можно было бы отнести к разряду домогательств (сэкухара), поддерживали более 11 процентов шефов, а около 2 процентов покушались при этом на верность начальниц и старших или равных по рангу сотрудниц.

Почти 6 процентов японцев познакомились со своими любовницами на почве совместного хобби. Более 15 про­центов встретили свою внезапную любовь в гостях или в клубах, свыше 5 процентов вообще назвали другие причины, а чуть менее 8 процентов испытали влечение к девушкам, с которыми они когда-то учились либо в школе, либо в уни­верситете.

12. Особенно важная для японцев тема: «Сколько денег в год вы тратите на свидания и подарки?» Финансовый кризис, продолжающийся в Японии с 1991 года, заставляет любовников быть сдержанными в материальных проявле­ниях своей любви. Наиболее популярным (около 36 про­центов опрошенных) стал ответ «менее 10 тысяч иен», то есть 1000 долларов в привычном нам эквиваленте. Ничтож­ными 20 манами отделываются почти 27 процентов японцев, в сумму от 20 до 100 укладываются еще почти 35 процентов. И лишь менее 2 процентов начальников способны потратить на свою тайную любовь до 150 манов (около 15 000 долларов) в год, в пух и прах развеивая тем самым популярный у нас миф о «богатеньких японских буратинах».

13. Зато японские мужчины отличаются завидным посто­янством во внебрачных связях: почти половина из них (48 процентов) встречаются с одними и теми же женщинами более 5 лет. Предположив, что тратят они на свидания по минимуму (до 20 манов), несложно подсчитать, что женщина за эти пять лет может получить всего-навсего около 10000 долларов. Поистине настоящая любовь — бескорыстна!

Примерно по 15 процентов опрошенных поддерживают отношения со своими пассиями по 2—3 года или по 3—5 лет. Менее 2 процентов исчисляют сроки знакомства месяцами. «Стаж» остальных, как несложно догадаться, лежит в рамках от полугода до 2 лет.

14. Каковы перспективы незаконченных романов? Навер­няка этот вопрос больше всего интересует женщин, но вот что ответили на него мужчины. Большинство из них (более 42 процентов) существующее положение вполне устраивает, и они не собираются ничего менять. По количеству им усту­пает только второй вариант «фаталистов», внутренне готовых к переменам, но не желающих осуществлять их («будь что будет!»), — почти 27 процентов опрошенных.

Менее 6 процентов, похоже, серьезно влюблены — они готовы решиться на второй брак! Наоборот, по возмож­ности быстро разорвать связь собираются менее 2 процентов начальников, а еще 15 процентов готовы прекратить отношения при случае, «как-нибудь» (представляю, как бы нена­видели их за это любовницы, узнай они о таких настроениях!). Оставшиеся (около 8 процентов) вообще безразличны к раз­витию своих отношений на стороне.

15. Что же составляет суть отношений японских боссов и их пассий, за исключением собственно любви (судя по ответам на предыдущий вопрос, у 6 процентов) и подарков? Подавляющее большинство японцев (почти 46 процентов) не горят желанием ни идти на свидание, ни заниматься сексом со своими подружками, но делают это — видимо, по при­вычке. Вторая по численности категория опрошенных (27 процентов), наоборот, хотела бы и того и другого.

Почти 4 процента начальников благожелательно отно­сятся к идее встречи с женщиной, но не стремятся отпра­виться с ней в постель, а оставшиеся (около 23 процентов) смотрят на дело еще проще: «Пойти пойду, а там — как карта ляжет».

16. Совершенно логичным на фоне предыдущих выглядит следующий вопрос: «А как бы вы сами отнеслись к изменам жены?» Половина (более 49 процентов) японских мужей против измен своей супруги, но не уверены, что, случись такое, они решились бы довести ситуацию до развода.

Почти 17 процентов настроены более решительно: «Измену не разрешил бы и развелся!» Еще 15 процентов одновременно и против измен, и против развода. Более 15 процентов согла­сились бы с изменой при условии, что ни им самим, ни окру­жающим не стало бы об этом известно, а почти 3 процентам это вообще безразлично.

17. Последние два вопроса в определенном смысле под­водят итог всего исследования. Сначала у боссов спраши­вают: «Желаете ли вы себе дальнейшего карьерного роста?» Почти половина (49 процентов) хотят этого, но не сильно. Еще 42 процента начальников не собираются серьезно упор­ствовать в достижении этой цели, 5 процентов вообще не стремятся подняться вверх по карьерной лестнице, и лишь чуть более 3,5 процента японских шефов «очень сильно» хотят стать еще более важными персонами.

18. Наконец, завершающий вопрос: «Как бы вы хотели провести остаток лет?» 61 процент опрошенных ответил: «Я никогда не хотел бы забыть ту любовь и те отношения, которые были у меня». Почти 15 процентов сказали, что ожи­дают, что на смену пылким чувствам придет зрелая любовь, а остальные 24 процента — затруднились с ответом.

Что в итоге? Никаких сенсаций и выводов, основанных на «экзотических особенностях» японского отношения к сексу. Большие боссы в этой стране оказались далеки от Большого секса. Если еще раз посмотреть на результаты опроса, можно заметить, что в большинстве ответов фигурирует примерно одна и та же, в процентном отношении, основная группа. От 50 до 70 процентов японских начальников хорошо относятся к сексу — в теории, но на практике не испытывают никакого желания заниматься им — ни дома, ни за его пределами.

Более половины опрошенных верны своим женам и отри­цательно относятся к возможным изменам, с чьей бы сто­роны они ни происходили. При этом они испытывают сексу­альную неудовлетворенность, преодолеть которую пытаются либо походом в клуб без надежды на сексуальный контакт, либо, наоборот, очень и очень редким посещением прости­туток.

Для сексологов, вероятно, значительно больший интерес представляет меньшинство — «гиганты» секса, способные заниматься им чаще одного раза в год. Менее 10 процентов из них — настоящие «маньяки», способные за свою жизнь встречаться с десятками любовниц и переживать острые ощу­щения чаще одного раза в неделю. Напомню, что речь идет об особой категории — долго сидящих на работе людях в воз­расте от 47 до 53 лет, — совсем не плохой результат, при­нимая во внимание японский образ жизни! Ну, а то, что их количество практически совпадает с числом карьеристов, наводит на размышления о пользе секса для развития биз­неса и наоборот.

Те же, кто встречается с любовницей с обычной интен­сивностью, стараются и в этом интимном вопросе придер­живаться традиций — делать это пореже, не афишировать, не заниматься при этом сексом и поменьше тратиться на подарки. Видимо, именно об этом им так приятно потом вспоминать...

Дополнением к этим статистическим данным служит еще один опрос «Ёмиури уикли», посвященный скрытым сто­ронам семейной жизни японцев и называвшийся «Срок год­ности семейных пар. Развод, безнравственность, асексуаль­ность...».

В исследовании, обширном по спектру интересов и мно­гопрофильном по направлениям анализа, были задейство­ваны 500 семейных пар в возрасте от 30 до 55 лет со стажем семейной жизни более 10 лет. Им задали семь основных вопросов, ответы на которые прокомментировал десяток специалистов в самых разных областях академической и прикладной психологии, медицины, социологии. При этом основной направленностью исследования стали при­чины возникновения семейных кризисов и факторы, сопут­ствующие их углублению.

Для начала специалисты выяснили, что ровно половина опрошенных семейных пар уже сталкивалась с кризисами в своей жизни и более 80 процентов супругов так или иначе смогли их пережить.

Одной из самых важных причин возникновения проблем большинство опрошенных пар (более 54 процентов) назы­вают отсутствие секса в семейной жизни. При этом самая существенная доля семей, до 10 процентов, испытывали наи­большие трудности на третьем и десятом годах совместной жизни, 6—8 процентов — на первом, пятом и шестом годах, а те, кто прожил вместе более 17 лет, вполне могут счи­тать свой брак устойчивым — лишь 0,8—3,2 процента опро­шенных заявили, что испытывали кризис, имея столь солидную «выслугу лет». Эти данные вполне можно взять на вооружение и за пределами Японии — ведь во многих слу­чаях причины семейных кризисов очень похожи, а пока не изученные досконально годичные волновые колебания тре­вожных периодов вполне могут существовать и за пределами Божественных островов.

Японские специалисты установили массу и других, помимо асексуальности, причин наступления проблем в семейной жизни. Среди них есть и столь экзотические, как, например, нежелание японских жен жить под одной крышей с роди­телями мужа. Такая традиция долгое время была непре­рекаемой в Японии, да и сейчас еще далеко не полностью потеряла силу. Жена мужа, приходящая в дом его родителей, занимает низшую социальную нишу в большой японской семье. Ее положение на практике не сильно отличается от положения домработницы, хотя по сути может быть еще хуже. Во всяком случае (опять же по японской традиции), ванну она принимает последняя — после того, как ее примут все остальные члены семьи. Трагедия невестки, вынужденной жить с ненавистными родителями мужа, является довольно распространенной темой и в современной японской литера­туре, олицетворяя извечную борьбу нового и прогрессивного со старым и консервативным.

Некоторые писатели при этом не забывают и о том, что сексуальные отношения невестки со свекром — тоже не самая большая редкость в японском доме, ей приходится изворачи­ваться, чтобы хоть как-то облегчить свое положение в семье или, по крайней мере, подготовить базу на будущее.

Возвращаясь к исследованию «Ёмиури», отмечу, что почти 70 процентов опрошенных пар настроены вполне оптими­стично и считают, что смогли бы преодолеть кризис своими силами. При этом жены чуть менее уверены в этом, чем мужья (65 против 74 процентов). Более половины японцев всерьез не задумывались о разводе, несмотря на пережитые или пере­живаемые кризисы. Несколько более 54 процентов жен не думают о разводе, и их поддерживают почти 65 процентов мужей. С одной стороны, это можно объяснить глобальным мужским легкомыслием и японской сфокусированностью на работе и внесемейной жизни — во всех смыслах этого слова. С другой — в этой стране на разведенных мужчин, а особенно, на женщин традиционно смотрят с некоторым подозрением.

В ноябре 2008 года глава Ассоциации планирования семьи Японии доктор Китамура Кунио сообщил, что, в соответ­ствии с результатами очередного проведенного им опроса 647 мужчин и 821 женщины в возрасте до 49 лет, выяснилось, что 37 процентов обследованных супружеских пар не занима­лись сексом более месяца, потому что «устали на работе» или «это слишком хлопотно». В 2004 году таких пар было 32 про­цента. Крупнейшая бизнес-организация страны «Кэйданрэн»

призвала в связи с этим 1632 компаний — членов ассоциации проводить «недели семьи» для увеличения рождаемости. В частности, в некоторых фирмах теперь запрещено работать по выходным, а оставаться на службе после семи часов вечера можно только по специальному разрешению начальства. Однако опрос, организованный Институтом быта и жизнен­ного стиля, показал, что лишь 26,2 процента японских жен готовы видеть супруга рядом с собой больше, чем обычно. Готовность провести время с женой выразили 39 процентов японских клерков.

От всех этих опросов и комментариев к ним со сто­роны экспертов веет какой-то безысходностью. Настроение японцев можно передать как «нежелание что-либо менять, как бы плохо ни было». Отчасти это, конечно, сугубо япон­ская постановка вопроса. Но лишь отчасти.

Вместо заключения

Пока сексологи и демографы бьют тревогу, обычные японцы, верные многовековой традиции, активно под­держивают в прессе и в бытовых разговорах миф о своей высокой сексуальной привлекательности. Для нормальных японских мужчин секс — одна из самых распространенных тем разговора, что-то вроде беседы рыбаков, когда мысли выражаются на особом сленге с использованием жестов, а фантазии не нуждаются в подтверждениях.

На телевидении крутятся бесчисленные самурай­ские драмы с участием утонченных гейш, страстных дзёро и пылких самураев.

Количество современных гейш сокращается, но их «упро­шенный вариант» — хостесс — популярности своей пока не теряют. Они тоже стали своеобразным рейтингом успеш­ности японских мужчин. Редкий японец удержится от того, чтобы не прихвастнуть: «Вот когда я был молодым, я каждый вечер бывал в нескольких клубах на Гиндзе...» — и в доказа­тельство достанет визитные карточки мама-сан этих клубов. Хостесс-клуб на Гиндзе, как рейтинг журнала «Форбс», показывает, что его посетитель добился серьезных успехов в жизни и может себе многое позволить, в том числе потра­тить за вечер несколько тысяч долларов. Они и тратят, в бес­плодной надежде на секс и... на то, что его не будет.

Средневековые «веселые картинки» сюнга уступили место порнокомиксам и аниме, но от этого интерес к такой продукции только увеличился. Разве что место нереально огромных гениталий заняли мозаичные картины совре­менных мастеров. Героиня манга и аниме — европеизиро­ванная блондинка с упругой, округлой грудью, короткой юбочкой, из-под которой виднеются трусики, и с огром­ными синими глазами. Японская мечта, к тому же дости­жимая — вон сколько таких девчонок в России! И поставка этих девчонок на острова становится частью японского обще­национального бизнеса, с одной стороны, и украинского, филиппинского, русского и прочих — с другой.

На все это японцы любят смотреть и обсуждать. Если пред­метов для обсуждения не хватает дома, отправляются за гра­ницу. Там они могут позволить себе нечто большее, но шоки­руют обычно лишь странным выбором пристрастий.

За границей между тем существует мнение, что японские женщины невероятно сексуальны. Это естественно — раз почти все они гейши, а гейши, как мы знаем... и так далее. Однако официальная статистика не оставляет нам ни одного шанса — японки тоже занимаются сексом едва ли не меньше всех в мире.

Огромное количество интимных историй, которые нам довелось выслушать, пока мы писали эту книгу, сводится к одному: японская «гиперсексуальность» никак не прояв­ляется в семейной жизни японцев и нередко улетучивается, если японец женится на иностранке. Исключения есть, но они только подтверждают правило.

Что в сухом остатке? Идеальная страна! Мужья блефуют в семьях, ходят по барам и общаются с хостесс, а потом, если захотят, могут снять проститутку и заняться с ней сексом. Их жены в это время уже пресытились жизнью и сидят дома, посещают курсы икебаны, районные собрания домохозяек или мужские хостесс-клубы. Японки говорят: «Если муж здоров, дома может и не быть». Дети в это время продают ношеные трусики пенсионерам, все хором смотрят хэнтай

с большеглазыми блондинками и уверяют мир в своей сексу­альности. Раз в несколько десятилетий принимаются законы, ужесточающие борьбу против тех или иных видов прости­туции и порнографии, после чего дело как-то улаживается само собой: Страна корня солнца, Страна солнечного корня, Страна сексуального блефа...

Путь японского национального секса начинается из храмов — синтоистских и буддийских. Куда ведет эта дорога, петляющая в хитросплетениях культов языческого пло­дородия, тайных экзистенциальных трактатов ваджраяны, сетей христианских ограничений, дорога, выбегающая ныне на просторы сексуальной революции с их многочисленными ловушками и капканами, где никто не спасет — только сами себя? Кто знает...

Вернуться к оглавлению

Читайте также: