ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Река Буртас средневековых восточных авторов: проблема локализации и идентификации
Река Буртас средневековых восточных авторов: проблема локализации и идентификации
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 23-10-2014 12:08 |
  • Просмотров: 2181

Среди географических объектов юга Восточной Ев­ропы, известных арабо-персидским географам X в. фигурирует некая река Буртас, связывающая водным путем одноименное раннесредневековое население, буртасов со столицей Хазарского каганата Итилем. В исторической науке, начиная со второй половины XIX в., был высказан ряд предположений по поводу отождествления р. Буртас с той или иной ныне су­ществующей рекой Восточной Европы. Под р. Бур- тас восточных авторов отдельные исследователи (Хвольсон, Маркварт, Минорский, Заходер и др.) подразумевали Самару, Оку, часть течения Волги от Самарской Луки до места, где Волга начинает делить­ся на рукава и т. д. Особого внимания заслуживает гипотеза Г. Е. Афанасьева, который на основе сопо­ставления археологических памятников салтово-ма- яцкой культуры VIII-X вв. и сведений арабо-пер­сидских авторов о неком раннесредневековом народе (племени, союзе племен) буртасах пришел к выводу о том, что под р. Буртас следует понимать Дон или Северский Донец. В настоящем исследова­нии будет подвергнута сомнению правомерность именно такой локализации р. Буртас и сделана по­пытка иного ее отождествления.

Следует отметить, что еще А. П. Новосельцев возражал против «искусственного перенесения тер­ритории буртасов на запад от бассейна Волги». Его аргументация шире задач, стоящих перед настоящей работой, но в целом она связана с традиционным для отечественной исторической науки определением места проживания буртасов в правобережном По­волжье, вероятно, в лесной зоне, и соотнесением этого раннесредневекового населения с предками современной мордвы. Такая постановка вопроса ис­ключает возможность отождествления р. Буртас с Доном. Вероятно, именно поэтому А. П. Новосель­цев не уделил внимания разбору гипотезы Г. Е. Афа­насьева и не привел никаких дополнительных дока­зательств в пользу своей точки зрения.

Прежде чем приступить к анализу аргументации Г. Е. Афанасьева, необходимо привести соответ­ствующие отрывки из средневековых источников, дающие возможность предполагать то или иное рас­положение р. Буртас.

Непосредственно о существовании реки под на­званием Буртас среди арабо-персидских авторов X в. знает только ал-Мас’уди. В этой связи его све­дения представляют наибольшую ценность и долж­ны быть подвергнуты наиболее тщательному анали­зу. Он сообщает, что: "хазары имеют челны, на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течет в их реку из верхних мест и ко­торая называется Буртас; вдоль нее живут оседлые тюркские племена, составляющие часть Хазарского царства. Их поселения тянутся непрерывно между Хазарским царством и бургарами. Эта река течет со стороны бургар, и суда непрерывно ходят по ней между землями бургар и хазар. Буртас — тюрк­ское племя, живет, как ранее упоминалось, на реке, названной по его имени".

Казалось бы, что приведенные свидетельства только подтверждают расположение буртасов и р. Буртас в районе бассейна Волги. Все использо­ванные ал-Мас’уди географические ориентиры за­вязаны именно на приволжский регион: хазары плывут вверх по течению (т. е., видимо, по Волге к буртасам); поселения буртасов тянутся непрерыв­но между хазарами и болгарами; река буртасов те­чет со стороны болгар; суда непрерывно ходят по ней между болгарами и хазарами и др. Исходя из информации ал-Мас’уди о р. Буртас, а других пря­мых данных не существует, вероятнее всего, под р. Буртас следует понимать какую-то часть течения Волги, берега которой были населены буртасами, ас­социировались с этим народом и потому вызвали у ал-Мас’уди или его информаторов идею о суще­ствовании особой реки с таким названием.

Тем не менее, Г. Е. Афанасьев именно на основа­нии процитированного выше отрывка из ал-Мас’у- ди делает вывод о тождестве р. Буртас с Доном. Г. Е. Афанасьев считает, что, исходя из описания во­сточного автора, р. Буртас может рассматриваться как многоводный и судоходный приток Итиля. Но в то же время, как справедливо отмечает Г. Е. Афа­насьев, «ни в среднем, ни в нижнем течении Волги между хазарами и волжскими булгарами таких при­токов нет». Как же объяснить тогда показания ис­точников? Г. Е. Афанасьев предлагает следующий способ: между Доном и Волгой в хазарское время существовал волоковый путь; информаторы Мас’у- ди не знали о волоке, но знали, что можно на кораб­лях попасть из Каспия и Волги в Черное море и нао­борот, и в связи с этим считали Дон притоком или истоком (рукавом) Волги, т. е. думали, что из Дона можно проплыть в основное русло Волги и далее к Итилю, столице хазар, не выходя на сушу. Все это дает Г. Е. Афанасьеву основания для «отождеств­ления р. Буртас с Доном, который в районе г. Калач- на-Дону так близко подходит к Волге, что информа­торы Мас’уди принимали его за приток Итиля».

Возражая Г. Е. Афанасьеву, следует отметить, что там, где ал-Мас’уди говорит о Волго-Донской пе­револоке и вообще о пути, соединяющем через пе­револоку бассейны Черного и Каспийского морей, он ни разу не упоминает ни буртасов, ни р. Буртас, т. е. очевидно, что он никак не соотносит р. Буртас и Дон. Тем более, Дон известен ему в его класси­ческом названии, воспринятом арабскими геогра­фами от Птолемея, — Танаис: «Что касается моря Понтос, то оно простирается от страны Лазики до Константинополя... В него впадает великая река, из­вестная под именем Танаис.»

Вообще по отношению к Дону в арабо-персид­ской географической традиции, сформировавшей­ся еще до ал-Мас’уди в IX в., помимо классического названия Танаис, применялось иное определение опи­сательного характера: не «река буртас» как предлагает Г. Е. Афанасьев, а «река славян» (нахр ас-сакалиба). Прежде всего, этот термин — «река славян» — по от­ношению к Дону был использован ибн Хордадбехом и ал-Факихом. У обоих авторов упоминания о «реке славян» связаны с описанием торговых путей, про­ходивших через Восточную Европу в IX в.

Представления о Танаисе — Доне как «реке сла­вян» формируются в арабской географии не ранее середины-второй половины IX в. Эти представле­ния связаны не столько с реальным Доном, сколько с водным торговым путем, проходившим в IX в. че­рез Дон, Волгу и другие реки Восточной Европы.

Настоящее среднее течение Дона, междуречье Дона и Северского Донца, где и получил распростране­ние аланский вариант салтово-маяцкой культуры, который Г. Е. Афанасьев связывает с буртасами письменных источников, авторам этого времени было совершенно неизвестно. Рассказывая о ниж­нем Доне или об ассоциировавшемся с ним Волго­Донском волоковом пути, они никогда не упомина­ли буртасов и не пользовались названием — «р. Буртас». Этот регион традиционно был связан для них с «сакалиба» и русами, а также с хазарами, контролировавшими этот водный путь и собирав­шими таможенные пошлины с купцов. Регион, так или иначе связанный с народом буртас, различная географическая терминология, производная от бур- тасов, локализуются севернее в трудах всех арабо­персидских авторов, хоть как-то упоминавших о бур- тасах. Буртасы находятся между хазарами и булга­рами, в районе правого берега Волги, вероятно, в лесостепи или на юге лесной зоны. Где-то здесь и нужно искать место для р. Буртас ал-Мас’уди.

Тортика А. А. (Харьков)

Доклад на V Международной научной конференции, посвященной 350-летию г. Харькова и 200-летию Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина.

4-6 ноября 2004 года

 

Читайте также: