ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Катастрофа подводной лодки «Камбала»
Катастрофа подводной лодки «Камбала»
  • Автор: boyko |
  • Дата: 04-08-2013 14:21 |
  • Просмотров: 9860

Морской госпиталь, затем погрузили на баржу и перевезли в Херсонесский монастырь. Траурный день должен был начаться с погребения этих, как говорилось тогда, «мучеников долга», которых провожали в последний путь как героев.

С раннего утра 11 сентября на пристани были построены рота флотского экипажа и команда нижних чинов отряда подводного плавания; здесь также собрались офицеры, родственники погибших, хор портовых певчих. Вот как описывает траурную церемонию журнал «Вестник военного духовенства»:

«Посреди баржи на устланном коврами помосте возвышались гробы жертв катастрофы, прикрытые Андреевскими флагами; вокруг гробов виднелись хоругви, иконы, а также множество венков с трогательными надписями на лентах. Тотчас послышалась команда, и баржа поплыла по бухте в направлении к Херсонесскому монастырю. Начался обряд отпевания усопших. В начале обряда соборный протоирей отец Якиманский обратился к семействам погибших с пастырским словом. Он призвал безутешных вдов и сирот покорно нести крест Великого Учителя и Господа и смириться перед Его Божественным Промыслом, а стоявших тут же моряков, примером возлежащих героев, убеждал нести тяжелую службу с готовностью во всякое время пожертвовать собою за Веру Православную, за дорогое Отечество и за батюшку Царя».  

На стоявших в бухте кораблях были приспущены флаги. На Херсонесской пристани баржу встречало военно-морское командование, и адмиралы и офицеры на собственных руках переносили гробы на специальную повозку, которая затем повезла их на городское кладбище. Вдоль дороги, по которой двигался скорбный кортеж, был выстроен почетный караул, который затем следовал за траурной процессией. А за войсками шли тысячи жителей Севастополя – города русской морской славы.

Имя также называемого в литературе в числе погибших вместе с экипажем «Камбалы» некого «сдаточного механика Санкт-Петербургского металлического завода М.Н.Коржавина» ни в одном из архивных документов не упоминается.

Точные координаты места катастрофы «Камбалы» определены не были (!). Согласно одному их архивных документов, «положение затонувшей подводной лодки «Камбала» определено по углам: на Херсонесский маяк и Херсонесский храм – 115 градусов 30 минут, на Херсонесский храм и Братское кладбище – 35 градусов 20 минут. Место гибели лодки находится почти на створе Инкерманских маяков, в расстоянии 4-х кабельтовых от 5-го створа мерной мили».

Тело Заведующего Отрядом подводного плавания на Черном море капитана 2-го ранга Н.М.Белкина 1-го, после отпевания в Николаевском адмиралтейском соборе, на котором присутствовали командование и офицеры Черноморского флота и Севастопольского гарнизона, руководство и именитые жители города, было захоронено на территории родового поместья в селе Введенское Ярославского уезда Ярославской губернии, а тело помощника командира корабля мичмана Д.А. Тучкова, после отпевания в Николаевском адмиралтейском соборе – в Москве, на Новодевичьем кладбище. Могила мичмана Д.А.Тучкова с надписью «Погибъ во время ночныхъ маневровъ близъ г. Севастополя 29 мая 1909 г. на подводной лодке «Камбала» сохранена по настоящее время.

Катастрофа подводной лодки «Камбала»Остальные 12 тел погибших «нижних чинов» с «Камбалы» были захоронены на городском православном кладбище Севастополя в братской могиле, сохранившейся до настоящего времени. На могиле был сооружен памятник по проекту лейтенанта Г.Ф.Дудкина на средства офицеров подводного плавания и освящен 29 мая 1912 года. Памятник представлял собой поднятую со дна Черного моря боевую рубку «Камбалы», на рубке которой была установлена мраморная фигура скорбящего ангела и две мемориальные доски с посвятительным текстом. В период Второй Мировой войны памятник серьезно пострадал, корпус рубки получил повреждения от обстрела, но что самое удивительное, скульптура скорбящего ангела, выполненная очень хорошо, пережила войну, которая в городе камня на камне не оставила, но потеряла только крылья. 
Катастрофа подводной лодки «Камбала»При подготовке к 100-летию Подводного Флота России могила первых погибших русских подводников Севастополе приведена в порядок ветеранами-подводниками Морского Собрания г. Севастополя  В. Стефановским, Г. Изергиным, Н. Решетниковым, А. Лубяновым, Ю. Ничиком и обнесена корабельной цепью с якорем, перед которым была установлена доска из белого мрамора с надписью «Экипаж ПЛ «Камбала» - погиб 29 мая 1909 года» и перечислением чинов и фамилий всех 12 захороненных здесь черноморских подводников. Эта доска была утрачена и в июле 2003 года на месте мраморной доски была установлена пластиковая меньшего размера с надписью «Погибшие на ПЛ «Камбала» 29 мая 1909 года» и с перечислением фамилий и чинов всех 20 погибших членов ее экипажа. На люке лодки была укреплена металлическая пластина с надписью: «Рубка-памятник морякам подлодки «Камбала» погибшим в море 29. 05. 1909».

В настоящее время за могилой первых погибших русских подводников никто не ухаживает, разве что из-за большой занятости, не очень часто, но находят время и приходят сюда наводить порядок совместно с работниками старого городского кладбища все те же ветераны-подводники. После проведения торжеств, посвященных 100-летию Подводного Флота России,  принято решение восстановить могилу подводников «Камбалы» в таком виде, какой она была создана в 1912 году. Морское Собрание г.Севастополя сейчас занимается подготовкой к проведению 90-й годовщины исхода русского флота из Крыма, которое будет отмечаться осенью 2010 года, поэтому в последующих годах  сможет вплотную заняться восстановлением памятника первым погибшим русским подводникам с ПЛ «Камбала». 

Кормовую часть «Камбалы» первоначально, для последующего восстановления лодки предполагалось понять летом следующего, 1910 года. Однако после обследования в ДОКе поднятой носовой части «Камбалы» от восстановления этой подводной лодки ввиду полной его нецелесообразности было решено отказаться, и поэтому кормовую часть поднимать не стали. Как выше указывалось, точные координаты места катастрофы «Камбалы» своевременно определены не были, и поэтому со временем оно было безвозвратно утеряно. Попытка его вторичного обнаружения в 1932 году и последующего подъема кормовой части «Камбалы» не увенчалась успехом. Останки шести погибших членов экипажа подводной лодки – Ф.И. Сальникова, К. Шамы-Соломенного, Д.Омельченко, И. Лаиока, Т. Парамошкина и И. Богатырева – навечно остались на дне Черного моря на месте гибели «Камбалы» - первой погибшей русской подводной лодки. 

P.S.  … В 1906 году на Невском судостроительном и механическом заводе, расположенном на восточной окраине Санкт - Петербурга на левом берегу Невы, к 25 мая в назначенные сроки построили и сдали казне 5 подводных лодок проекта «Голланд-7Р». Последней была подводная лодка «Лосось» (командир – Н.Белкин), после вступления в строй она ненадолго вошла в состав Учебного Отряда Подводного Плавания. По предложению завода, набравшего опыт в строительстве лодок этого типа, построили еще одну подводную лодку и назвали ее «Карпом». 

В это время в Германии спустили на воду сразу три подводные лодки, строящиеся для России и которые создавались одновременно с первыми подводными лодками для германского флота. По архитектуре и конструкции корпуса, составу и компоновке вооружения, механизмов и оборудования подводные лодки типа «Карп» и германская подводная лодка U1 близки. Двум лодкам уже имена придумали: «Карась» и «Камбала». Осталось придумать имя третьей, начинающееся на букву «К». В морском Главном Штабе, перебрав названия всех рыб и не найдя ничего подходящего, забрали имя у последней «невской» подводной лодки, переименовав ее в «Судака». В 1907 году при проведении ходовых испытаний в Кильской бухте подводная лодка «Камбала» с германским экипажем на борту столкнулась с каботажным пароходом. В результате на подводной лодке была разрушена носовая оконечность, но прочный корпус остался неповрежденным. После десятидневного ремонта подводная лодка была передана Российскому императорскому Флоту. Главный штаб принял решение направить две подводные лодки постройки Невского завода на Черное море и на их основе образовать подводные силы Черного моря.

12 июля 1907 года «Их Императорское Величество Император Николай II Высочайше Утвердить Соизволили новую малую кораблестроительную программу». Помимо постройки надводных кораблей различных классов программа предусматривала строительство трех больших подводных лодок для Черноморского флота. Летом на Балтике в Киле русская комиссия под председательством Беклемишева приняла построенные для России три малые подводные лодки, которые предполагалось отправить на Черное море, а российские судостроители в соответствии с новой кораблестроительной программой стали готовиться к проектированию лодок «большого тоннажа».

Осенью подводные лодки «Лосось» и «Судак» перевезены из Санкт - Петербурга по железной дороге в Севастополь. Подводная лодка «Лосось» вступила в строй на Балтике в мае 1906 года, а подводная лодка «Судак» в ноябре 1906 года. Прибыв к новому месту службы, подводные лодки образовали первый на Черном море полудивизион подводных лодок. Приказом по Морскому ведомству №-273 от 08 декабря 1907 года был сформирован Отряд Подводного Плавания Черного моря (Заведующий Отрядом – Н.Белкин). В отряд первоначально вошли подводные лодки «Лосось», «Судак» и транспорт «Пендераклия» в качестве плавбазы. 

Весной 1908 года подводные лодки «Карп» (командир – Андреев), «Карась» (командир -Бабицын) и «Камбала» (командир - Келлер), принятые в казну после испытаний на Балтийском море, по железной дороге прибыли из Либавы в Севастополь. Пока лодки переезжали, 20 мая инженер - гидроакустик Ниренберг совместно с Балтийским заводом приступил под Севастополем к испытаниям станции для беспроволочного телеграфирования через воду.

Завершив переезд летом, подводные лодки «Карп», «Карась» и «Камбала» вошли в состав Отряда Подводного Плавания Черного моря. Почти все лето ушло на рутинное обустройство вновь прибывших подводных лодок и их экипажей. Командам нашлись помещения на плавбазе, лодкам у борта плавбазы в Южной бухте. Офицеры сняли себе квартиры в городе. Освоившись на берегу, команды стали выходить в море, где знакомились с новыми условиями плавания. В море подводники обучались управлению подводными лодками и работе с механизмами на подводном ходу. Ходили вдоль южного и западного побережий Крыма, заходили в Каркинитский залив.

Несмотря на то, что Черное море оставалось свободным ото льда всю зиму, по сложившейся традиции осенью корабли прекращали кампанию и переходили в вооруженный резерв, начиная зимний ремонт. Было так и в этот раз, только подводные лодки продолжали плавание: подводникам требовалось быть готовыми к участию в весенних маневрах флота.
В результате упорного  труда уже весной черноморские подводники подготовились к совместным действиям с эскадрой. В феврале 1909 года, подводные лодки «Карп» и «Камбала», после упорных тренировок, достигли минимального времени погружения из крейсерского положения в подводное – пять минут. Для подводных лодок этого типа подобный результат был хорошим достижением…

Подлинный текст телеграммы Главного Командира Севастопольского порта контр-адмирала Бострема о случившейся катастрофе с подводной лодкой «Камбала» Морскому министру: «Доношу Вашему Превосходительству, что 29 сего мая, 11 ч. 30 м. ночи Черноморский отряд, входя без огней в Севастополь, на створе Инкерманских маяков был атакован подводной «Камбала». Пройдя по левому борту флагманского корабля «Пантелеймон» контр-курсом в полупогруженном состоянии в расстоянии полукабельтова, лодка вдруг переложила право на борт и попала под таран корабля «Ростислав». Командир лодки лейтенант Аквилонов, бывший наверху, спасен. Заведующий Отрядом Подводного Плавания капитан 2-го ранга Белкин, помощник командира мичмана Тучков, кондуктор Сальников и 17 нижних чинов погибли вместе с лодкой на 28-саженной глубине. Меры к поднятию лодки приняты. Следствие производится».

АКВИЛОНОВ Михаил Михайлович (06.03.1881-?).Место рождения неизвестно. Образование: Морской Корпус (1902), Институт восточных языков (1903-1904, не окончил), Отряд Подводного Плавания (1908). Из дворян. Участник Русско-Японской войны на крейсере «Богатырь» (1904). Лейтенант.
Прохождение службы: вахтенный начальник броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» (1902), вахтенный начальник портового судна «Лейтенант Овцын» (1902), вахтенный начальник крейсера «Богатырь» (1902-1904), командир десантной роты Сибирского флотского экипажа (1904), флагманский судовой ревизор штаба Командующего 1-й Эскадрой Тихого океана (1904), флагманский офицер штаба Начальника отряда крейсеров Владивостокского порта (1904-1905), вахтенный начальник, ревизор крейсера «Богатырь» (1905-1907), слушатель Учебного Отряда Подводного Плавания (1907-1908), перевод на Черноморский флот (1908), помощник командира пл «Камбала» (1908-1909).

Катастрофа подводной лодки «Камбала»БЕЛКИН 1-й Николай Михайлович (04.12.1872-1909). Родился в Москве. Образование: Морской корпус (1894), Отряд Подводного Плавания (1907). Из потомственных дворян. Награды: орден Святого Станислава III степени (1902), орден Святой Анны III степени (1906). Капитан II ранга.   
Прохождение службы: вахтенный начальник миноносца «Янчихэ» (1895), вахтенный начальник транспорта «Алеут» (1895), вахтенный начальник миноносца «Сунгари» (1895), вахтенный начальник крейсера «Владимир Мономах» (1895-1896), вахтенный начальник крейсера «Адмирал Корнилов» (1896), вахтенный начальник транспорта «Ермак» (1896), производитель гидрографических работ отдельной съемки Восточного океана (1896-1897), вахтенный начальник канонерской лодки «Манджур» (1897-1899), вахтенный начальник транспорта «Ермак» (1899), перевод на Белое  море (1899), вахтенный начальник крейсера «Память Азова» (1899-1900), вахтенный начальник крейсера «Князь Пожарский» (1900), вахтенный начальник парохода «Лейтенант Овцын» (1901), производитель гидрографических работ съемки Белого моря (1901-1902), миноносец №-122 (1902), миноносец №-108 (1902), миноносец №-126 (1904), ревизор крейсера «Русь» (1904-1905), миноносец №-214 (1906), слушатель Учебного отряда подводного Плавания (1906-1907), «Лосось» (28.03.07-04.06.07-06.07.07), старший офицер транспорта «Хабаровск» (1907-1908) и заведующий обучением управлению подводной лодкой Учебного Отряда Подводного Плавания (1907-1908), перевод на Черноморский флот (1908), Заведующий Отрядом Подводного Плавания Черноморского флота (1908-1909).  

…Летом 1932 года при прохождении тренировочных глубоководных спусков водолазов Черноморского отряда ЭПРОН были сделаны попытки обнаружить и поднять носовую часть подводной лодки «Камбала». Они не увенчались успехом, но в районе гибели «Камбалы» были найдены и затем подняты три подводные лодки «Судак», «Налим» и «Лосось» Российского Императорского Флота, затопленные англичанами во время Гражданской войны при уходе из Крыма.

P.S.-II  Взгляд на гибель «Камбалы» с палубы броненосца «Ростислав»:
В октябре 1907 года все эскадренные броненосцы русского флота, даже безнадёжно устаревшие, были переклассифицированы в линейные корабли и в 1908 году «Ростислав» (командир капитан 1 ранга А. Д. Сапсай) вместе с «Пантелеймоном», «Тремя Святителями», крейсером «Память Меркурия» и рядом более мелких судов вошёл в состав сформированного в начале года Черноморского отряда действующего флота.  

 

В это время русский флот начинал активно прорабатывать горькие, но поучительные уроки Цусимы. И если Балтийскому флоту, где сформировали плававший за границей гардемаринский отряд, отводилась задача подготовки офицерских кадров флота, то закрытый Черноморский флот должен был освоить артиллерийское искусство, благодаря которому японцы победили при Цусиме. В организованных А.Н.Крыловым и Е.А.Беркаловым методических

Читайте также: