ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Языки и письменность инков
Языки и письменность инков
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 19-05-2014 11:00 |
  • Просмотров: 5488

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Языки и письменность инков

С точки зрения лингвистики, Южная Америка является наименее изученным континентом, ха­рактеризующимся крайним разнообразием языков и языковых семейств, — и сегодня эта часть света насчитывает порядка шестидесяти автохтонных лингвистических семейств, причем, по мнению ученых, до Испанского завоевания языков там было почти вдвое больше. Территория древней Инкской империи составляет ту часть субконти­нента, где, начиная с XVI века, угасло наибольшее количество языков, замененных либо испанским, либо двумя основными языками, на которых про­ходило общение в вице-королевстве Перу, — ке­чуа и аймара. В большинстве своем исчезнувшие языки не задокументированы никакими текстами, лексикой либо грамматическим описанием. Топо­нимические исследования и некоторые упомина­ния в испанских источниках, однако же, позволи­ли идентифицировать существование и область распространения некоторых из них. Несмотря на лексическую разобщенность, или благодаря оной, коммуникацию между различными частями Инкской империи обеспечивали три или четыре языка-посредника.

Языковое разнообразие и единство

Первые испанские наблюдатели были пораже­ны этим чрезмерным языковым разнообразием. В 1553 году Педро Сьеса де Леон писал, что мест­ные языки «столь многочисленны, что если я нач­ну их перечислять, мне не поверят». В 1577 году иезуит Хосе де Акоста сравнивает почти скандаль­ную ситуацию в Перу с той, что сложилась в мире на следующий день после вавилонского столпот­ворения: «Говорят, когда-то семьдесят два языка внесли сумятицу в людское общество; но у этих вар­варов их больше семи сотен, в каждой более или менее крупной равнине имеется свой». Это раздро­бление объясняется прежде всего тем состоянием рассредоточения и изоляции, в котором долго, даже после перехода на оседлый образ жизни и за­рождения сельского хозяйства, жили заселившие Анды людские группы. В отличие от большинства других регионов мира, Анды действительно по­знали несколько очагов окультуривания растений и приручения диких животных, что выражается в отличии — в любой паре андских языков и даже диалектов кечуа — терминов, обозначающих кар­тофель, маис, стручковый перец, фасоль, хлопок, ламу или морскую свинку. В первые тысячелетия своего существования кочевые, затем неолитиче­ские андские племена оставались практически изо­лированными друг от друга на протяжении при­мерно 6000—8000 лет, чего обычно бывает доста­точно для того, чтобы два языка, происшедших от одного и того первоисточника, приобрели такие различия, что родство между ними уже невозмож­но было обнаружить. Таким образом, даже если первые обитатели Анд говорили всего на несколь­ких языках, местные географические условия бла­гоприятствовали разделению этих языков в огром­ное количество семейств, сопротивляющихся се­годня всем попыткам лингвистов объединить их.

Развитие цивилизации (начиная с III в. до н.э.) никогда даже не пыталось сдержать или разрушить эту тенденцию к лингвистическому разнообразию: урбанизация всегда оставалась хрупкой, завися­щей от государств-однодневок, и политическое раздробление преобладает на протяжении боль­шей части доиспанской истории Перу. Несмотря на то что некоторые языки долго обеспечивали межэтническую коммуникацию, они крайне редко вытесняли языки местные, а когда это происходило — как в случае с кечуа, примерно 2—2,5 тысяче­летия тому назад, — они затем разветвлялись в диа­лекты и многочисленные языки. Даже в наши дни внутреннее разнообразие семейств кечуа и аймара сопоставимо с разнообразием романских или сла­вянских языков.

Крайнее лингвистическое раздробление Тауан- тпинсуйу связано также с там фактом, что, по подо­бию «народов», на них говорящих, языки не были привязаны к определенной территории: стремле­ние некоторых из этих обществ к созданию эконо­мических анклавов в местах, удаленных от их тер­риториальной группы, а также перемещения на­родов, производимые Инками, повлекли за собой сосуществование на ограниченных пространствах жаждущих автаркии групп, которые сохраняли свой собственный язык. Эта языковая мешанина тем не менее компенсировалась тем, что испанцы признавали «тремя основными языками Перу», обеспечивавшими межэтническую коммуникацию в Инкской империи: мочика, кечуа и аймара.

«Основные языки» Перу (согласно Бальтасару Рамиресу, 1597 г.)

Языки индейцев Перу сильно отличаются друг от друга и крайне многочисленны, так как почти каждая провинция и каждая долина имеют собственный. Но есть среди них и три общих: юнга [=мочика], кечуа и аймара. На языке юнга говорят главным образом на по­бережье, от Лимы до Гуаякиля, несмотря на то что в [прибрежных] долинах есть также и свои языки. Язык кечуа используется повсюду в горах, от Кито до Куско, пусть и некоторы­ми разговорными отличиями в зависимости от провинций, — его понимает каждый, что кто хоть средне владеет языком той или иной провинции. Язык аймара наиболее общий из всех; он распространен от Уаманги, что в на­чале епархии Куско, почти до Чили и Тукумана [в Аргентине].

Кечуа

Вопреки тем представлениям, что бытовали до тех пор, пока, в 1960-х годах, к изучению андских языков не начали применяться методы лингвисти­ки, инки не несут никакой ответственности за распространение языка кечуа в Андах. Языко­вое разнообразие семейства кечуа, действительно, слишком велико для того, чтобы его можно было объяснить всего пятью веками истории. Хотя еще многое предстоит сделать для описания диалек­тов, сравнительной грамматики и исторической лингвистики языка кечуа, современные ученые сходятся в том, что первоначальная «колыбель» этого языка находилась в чрезвычайно удаленной от Куско зоне, в центре или в северной централь­ной части нынешнего Перу. Первая волна экспан­сии кечуа, вероятно, восходит к I тысячелетию до н.э., а именно к так называемой эпохе «древнего горизонта». Язык прото-кечуа, должно быть, рас­пространился тогда, в эпоху расцвета культуры Чавин, на широком пространстве от Кахамарки до Аякучо. В регион Куско и в Эквадор кечуа, вне со­мнения, пришел в гораздо более позднее время, от­носительно которого пока еще не было выдвинуто каких-либо обоснованных предположений. Заме­чено, однако, что по сравнению с другими диалек­тами кусканский кечуа отличается довольно-таки радикальными нововведениями, которые частич­но объясняются сильным влиянием языка аймара. На большей части Боливии и на северо-западе Аргентины кусканский кечуа распространился лишь в колониальную эпоху.

Даже в конце XVI века инки вспоминали о том, что кечуа происходит не из Куско, как о том сви­детельствует хронист Мартин де Муруа: «Утверж­дают, Инка Гуайна Капак [Уайна Капак] приказал, чтобы по всей стране говорили на языке Чинча- суйу, который сегодня повсеместно называют “об­щим кечуа” или “из Куско”». Впрочем, язык, кото­рый способствовал управлению Тауантпинсуйу; не был тем кечуа, который жители региона Куско изменили под влиянием языков, на которых они раз­говаривали ранее, в частности аймара. Инкская элита, как и элиты завоеванных провинций, дей­ствительно пыталась «насадить» разговорный кечуа в наиболее значимых поселениях цен­трального побережья, например в Пачакамаке. В отличие от горных вариантов, в береговом кечуа взрывные согласные, следовавшие за согласными носовыми (м, н), имели звонкое произношение. Именно от этой формы кечуа, использовавшейся элитами Тауаншинсуйу, происходит большинство терминов, заимствованных у этого языка (через ис­панский) французским, к примеру «Andes» (< andi) или «condor» (< kundur), а не от более консерватив­ных горных форм, где эти термины произносятся соответственно [anti] и [kuntur].

Крайне маловероятно, что существовало до- колумбово наименование для всей совокупности языкового семейства, которое выглядит некой абстракцией на фоне разнообразия местных ва­риантов. В большинстве современных диалектов кечуа язык обозначается термином рунасими — или родственной формой, — что означает «язык индей­цев». Название «кечуа», впервые приведенное в не- ком тексте 1560 года, происходит от термина кечуа, которым обозначается умеренная горная область, такая, где можно выращивать маис. В эпоху Ис­панского завоевания на юге Перу в горах преимущественно разговаривали именно на кечуа, тогда как обитатели пупы повсюду пользовались языком аймара. Некоторые авторы полагают, что имен­но испанцы первыми назвали этот язык именем области, где он применялся столь характерным образом. Но нельзя отвергать и другую гипотезу, согласно которой это наименование существова­ло и до Конкисты, по крайней мере, на юге Перу. Действительно, во всех регионах, расположенных к югу от Куско, скорее термин кечуа (или его со­временные варианты кесуа и кишуа), а не рунасими в самом этом языке встречается чаще. Если перенос наименования с экологического яруса в область языка был произведен испанцами, можно предпо­ложить, что термин, использовавшийся в кечуа, должен был сохранить след своего перехода через испанский, то есть поменять свое увулярное про­изношение (несуществующее в испанском) на про­изношение велярное, и стал *кечуа или *кесуа. Сле­довательно, вполне возможно, что уже сами инки называли кечуа тот язык, который заимствовали у своих западных соседей, выращивавших маис.

Аймара

В инкскую эпоху географическая область язы­ка аймара была гораздо более широкой, нежели сегодня. Куско находился на самой южной передовой полосе географической области языка кечуа, но был со всех сторон окружен провинциями, в которых пользовались аймара, не только с южной стороны, но и также и в областях пуны, располо­женных к северо-западу от столицы, вплоть до окрестностей Лимы. Одна из этих провинций, та, которую испанцы называли «des Aymares» (она на­ходится в современном перуанском департаменте Апуримак), и дала свое имя этому языку, возмож­но, потому, что инки считали обитателей этой провинции, к слову, своих ближайших соседей, носителями именно этого языка. Все указывает на то, что язык аймара знаком инкам с чрезвычайно давних времен. Те скудные свидетельства, коими мы располагаем относительно форм языка аймара, которые были разговорными в тех регионах, где сегодня этого языка уже не существует, указывают на то, что уровень его диалектического разноо­бразия вполне сопоставим с тем же уровнем язы­ка кечуа, более распространенного между Куско и Лимой, нежели между Куско и южными возвы­шенностями. Согласно современным гипотезам, первый очаг распространения языка аймара находился в горах восточной части перуанских де­партаментов Аякучо и Уанкавелика. На юге Перу на аймара заговорили во времена Империи уари, тогда как в бассейне озера Титикака и в южных высокогорьях он, вероятно, появился уже после падения Империй «среднего горизонта». Нынеш­ний уровень наших познаний позволяет опровер­гнуть традиционную гипотезу, в соответствии с которой язык аймара мог быть языком Тиуанако. Языки семейства аймара структурно очень похо­жи на языки кечуа, как с фонологической, так и с грамматической точки зрения, и какая-то часть их лексики идентична либо очень близка. Однако наибольшую часть лексического запаса этих двух языков, а также их грамматических форм нельзя свести к общему первоисточнику, из чего следует, что структурное сходство между языками кечуа и аймара объясняется их глубоким и продолжи­тельным контактом в одном и том же географи­ческом пространстве.

Языки севера империи

На крайнем севере Империи, в высокогорьях современного Эквадора, говорили по меньшей мере на шести языках. Речь идет, с севера на юг, о пасто (семейство барбакоа), отавало (семейство барбакоа), пансалео (неклассифицирован), пурууа (неклассифицирован), каньяри (неклассифициро­ван) и пальта (семейство хиваро). Все они исчез­ли в колониальную эпоху (будучи замененными кечуа), оставив следы лишь в топонимии и в неко­торых терминах, перенятых языком, пришедшим из Перу. Из того немногого, что нам известно об этих языках, можно сделать вывод, что в опреде­ленных аспектах они похожи на те языки, которы­ми пользовались больше на севере, в современной Колумбии, а не на языки центральных Анд, вроде мочика, кечуа и аймара.

На северном побережье Перу, в долине Пиу- ры, говорили на сечура и тальяне, из которых мы располагаем коротким перечнем слов. Мочика является единственным языком побережья, ко­торый был должным образом задокументирован (посредством письменной грамматики XVII века и нескольких наставлений новообращенным, опу­бликованных в колониальную эпоху). Вымер язык мочика, на котором говорили на побережье от долины Мотупе до долины Чикамы, но который был «основным языком» на значительно более ши­рокой территории, в середине XX века. Он имел крайне ограниченный набор общих слов с кечуа и аймара — результат обоюдных заимствований — и глубоко отличался от них со структурной точки зрения. От долины Чикамы до долины реки Санта, в самом сердце того, что некогда было Империей чиму, говорили на кингнаме, из которого до нас дошли лишь несколько слов.

Язык кечуа не получил широкого распростра­нения в горах севера Перу, даже несмотря на то, что в некоторых местах укоренился весьма прочно. В инкскую эпоху одним из наиболее значимых языков этого региона был кулье, которым пользо­вались в провинции Уамачуко и который известен нам лишь небольшим перечнем слов и топоними­ей. На восточных склонах Анд, к западу от реки Мараньон, в провинции Чачапойя, на не менее обширной территории, говорили на языке чача, — нам он знаком еще меньше, чем кулье. Языком чолон пользовались в той области, что простиралась от бассейна реки Мараньон до бассейна реки Укая­ли, где сегодня находятся руины поселений Гран- Пахатен и Эль-Абисео. Народы, которые говорили на этом языке, судя по всему, держали под контро­лем торговлю между высокогорьями центральной части северного Перу и Амазонии. Чолон нам известен грамматикой колониальной эпохи.

Языки юга империи

Горные регионы, расположенные между река­ми Санта и Апуримак, были почти исключительно областью языков кечуа и аймара. На юге эти два языка или два лингвистических семейства «сосуще­ствуют» со многими другими. Несмотря на то что инки говорили на кечуа и аймара, сохраняли они и свой собственный язык, который не пережил пер­вых десятилетий колонизации, но оставил некото­рые следы в лексике кусканского кечуа. Конкистадор Педро Писарро называет его «самым заумным из всех [языков Перу]», вероятно, намекая тем самым на то, что он был похож на два основных языка горной части Империи и был знаком разве что инкам, но не другим народам.

Также прописавшееся на юге могущественное племя колья, которое долгое время соперничало с инками, пользовалось языком пукина, который нам знаком лишь по нескольким письменным на­ставлениям новообращенных и спискам слов, по­зволяющих констатировать, что язык этот не был близок к аймара или кечуа. В XVI веке на пукина го­ворили на севере и востоке бассейна озера Титика­ка, в нескольких регионах современной Боливии, а также в зоне, тянувшейся примерно от Арекипы до Такны. Благодаря присутствию на столь обшир­ной территории, пукина признавался испанскими колониальными властями четвертым «основным языком» Перу. Высказывалось предположение, что он мог быть языком Тиауанако.

На языке урукилья говорили в южной части верхнего плато, к югу от озера Титикака. В эпоху Испанского завоевания носители этого языка рас­средоточились по всей западной части горного боливийского плато, от озера Титикака до провин­ции Липес. Зачастую, но не всегда, говорившие на этом языке отличались своим образом жизни от окружавших их пастушеских и земледельческих народов, которые пользовались аймара: они жили у озер, рыбача, охотясь или создавая изделия из тростника. В инкскую эпоху территории, занимае­мые пукина и урукилья, выглядели едва сохранив­шимися островками на фоне господствовавшего в южных регионах языка аймара.

На крайнем юге Тауантинсуйу лингвистическая разнообразие возрастает. На атакаменьо (или кун­са) говорили в регионе пустыни Атакама, а также, чуть севернее, вдоль русла рек Лоа и Саладо и на территориях, примыкающих к Аргентине. Вымер этот язык в конце XIX века. На северо-западе Ар­гентины наиболее распространенным языком был диагите или какан. На нем говорили в части совре­менных провинций Кахамарка, Ла Рьоха, Сальта, Сантьяго-дель-Эстеро и Тукуман, а также на севере Чили, где он выступал в качестве языка-посредника между атакаменьо и мапуче. В провинциях Тукуман и Сантьяго-дель-Эстеро диагите «сосуществовал» с тонокоте. В этих регионах говорили и на других языках, так, например, знаменитая долина Умауака тоже имела собственный язык.

Кипу

В Андах основным средством художественного выражения был текстиль, который и стал основой для системы письма, разработанной древними перуанцами. Андская цивилизация была единствен­ной из всех древних цивилизаций, кому удалось развить трехмерную систему письма, то есть такую систему, в основе которой лежат не знаки, начер­ченные или выгравированные на ровной поверх­ности, но веревки, снабженные узелками, кипу. Последние исследования действительно свиде­тельствуют о том, что кипу не были «помощника­ми» памяти, мнемотехническими средствами, но состояли из знаков, наделенных условными значе­ниями. Из исторических источников нам известно, что они позволяли одновременно и подсчитывать имущество и услуги, и записывать стихотворные или повествовательные тексты. До нас дошло при­мерно 600 экземпляров кипу, две трети из кото­рых, как представляется, служили для записи циф­ровой информации. Ученым удалось дешифровать те знаки, что указывают на количество, но не те, которыми обозначены подсчитываемые единицы. Таким образом, можно прочесть на кипу цифро­вое значение 234, но нельзя ответить на вопрос: «234 чего?»

Кипу состоит из первичной веревки диаме­тром от 0,5 до 1 см, на которой закрепляются вто­ричные веревки различных цветов, снабженные узелками. Зачастую к вторичным веревкам привязываются веревки третьего порядка и т.д., вслед­ствие чего многие из кипу таким содержат по несколько сотен веревочек. Одна из самых больших (среди тех, что известны нам) насчитывает их более 1500.

Большинство операций, которые предполага­ли использование кипу, были бинарными, то есть состояли в выборе между двумя возможностями: крутить веревку влево или вправо, к верху или к низу, позади или спереди другой веревки, выбрать веревку из хлопка или из шерсти, окрашенную или же нет. Судя по всему, каждое понятие складыва­лось за счет некой особой комбинации этих вы­боров, наподобие того, как какая-либо вычисли­тельная система кодифицирует каждую букву алфа­вита.

Счетовод с его «кипу» и абаком

 Счетовод с его «кипу» и абаком (согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.)

Подсчитано, что кипу могли таким образом кодифицировать 1536 знаков, что позволяло им функционировать как скоропись, сопоставимая с иероглифическим письмом древних египетян или майя. Одной из уникальных черт этой системы яв­ляется то, что чтение кипу было не только визуаль­ным, но и тактильным.

Кипу (согласно иезуиту Хосе де Акоста, 1589 г.)

Кипу — это памятные книжки или реестры, сделанные из сложных веревочных сплетений различных цветов и узелков, обозначающих всевозможные вещи. То, чего им удалось вы­разить в этой области, невероятно; так как все то, что могут передать книги относительно истории, законов, ритуалов и счета, кипу под­меняют так точно, что это уму непостижимо. Держали эти кипу или реестры специальные служащие — сегодня их называют «кипу ка- майо», — которым, как здесь публичным писате­лям, предписывалось вести учет каждой вещи; таковым приходилось доверять во всем. Суще­ствовали различные кипу или «разветвления» для различных тем, вроде войны, управления, налогов, церемоний, земель. И каждый пучок имел такое же [как и тем] количество узелков, малых и больших, и привязанные к нему нити; одни были красные, другие — зеленые, третьи — синие, четвертые — белые; и наконец, имелось столько различий, что пояснение их заняло у нас восемьдесят писем.

По всей видимости, главной функцией этой си­стемы письма являлся учет трудовой деятельности и подсчет произведенных товаров. Но кипу позво­ляли также картографировать пространство, в ко­тором записывались эти экономические данные. Нам, к примеру, известно, что от находившегося в Куско храма Кориканча отходили 42 воображае­мые линии, или сику (испанцы транскрибировали их как «ceque»), которые не были прямыми, но соединяли, не пересекаясь, 333 (по другим свиде­тельствам — более 400) мест культа — скал, пещер, холмов, ущелий, источников, храмов — в окрест­ностях столицы. Различные роды инков несли ответственность за их содержание. Веревочки с узелками, на которых были представлены эти свя­щенные места, позволяли вести подсчет пожерт­вований, людей, их совершавших, и земель или же скота, связанных с культом этих мест.

Испанская колониальная администрация бы­стро поняла, какую выгоду она может извлечь из существования в каждой общине лиц, способных вести подсчет податей или налогов, поставляемых королевству. На протяжении десятилетий она по­ощряла сохранение этой семиотической системы, которую испанцы, насколько мы знаем, никогда даже не пытались понять или описать. Таким об­разом, бухгалтерские кипу продолжали исполь­зоваться андскими общинами и после краха инк­ской империи, а в некоторых случаях — до начала XX века.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

 

 

Читайте также: