ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Измерение времени и календарь инков
Измерение времени и календарь инков
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 18-05-2014 21:37 |
  • Просмотров: 6325

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Инки и подчиненные им народы

Измерение времени и календарь инков

В древнем Перу именно астрономические наблюдения позволили организовать сельско­хозяйственные работы и установить опреде­ленную временную структуру для всех видов общественной деятельности. В каждой деревне имелись люди, специализирующиеся на наблю­дении за движением звезд в интересах общества. Судя по всему, разработанный земледельцами ка­лендарь основывался на фазах Луны, наблюдать за которой с точностью было гораздо легче, чем отслеживать на протяжении всего года переме­щения Солнца. Однако же смена времен года, по мнению инков, была связана не с Луной, а именно с траекторией Солнца, которое возвращалось в некую особую точку солнцестояния каждые 365, 2422 суток, тогда как лунный год насчитывал все­го 354 суток. Именно наблюдение за теми точка­ми, в которых появлялись или исчезали, в начале или в конце ночи, звезды на горизонте, похоже, и позволило выработать, в соответствии с некими неизвестными нам правилами, этот лунный кален­дарь, фактически совпадающий по длительности с годом солнечным. Инкское государство, в свою очередь, разрабатывало технику наблюдения за изменениями траектории Солнца, благодаря ко­торой правитель мог определять и регулировать ритуальный календарь столицы и всей Империи. Этот, достаточно простой, государственный сол­нечный календарь играл важную роль в управле­нии Империей и объяснял то центральное ме­сто, которое занимал в инкской религии культ Солнца.

Насколько нам известно, древние перуанцы не заботились о том, чтобы как-то датировать со­бытия прошлого. Так как год представлял собой астрономический цикл, начало и конец которого назначались абсолютно произвольно, исключи­тельно для того, чтобы вести годам счет, опреде­ленной даты для «нового года», судя по всему, установлено ими не было. Как следствие, они не знали своего возраста и не могли сказать, «в каком году» произошло то или иное событие. Таким об­разом, для инков история не являла собой цепочку последовательных событий, описанных в хронике начиная с некого «нулевого года», но разворачива­лась — под влиянием того дуалистического прин­ципа, в соответствии с которым была организова­на Вселенная, — в непрерывный ряд сменявших друг друга этапов, постепенно приведших мир к ситуации порядка, общности и продуктивности, то есть такой, какая, по их мнению, водворилась в Тауантпинсуйу.

Время сельской жизни

Инкский год состоял из двенадцати месяцев по 30 или 31 дню в каждом, что в итоге равнялось солнечному циклу в 365 дней. В краю, где ороше­ние использовалось для посевной перед началом очень короткого сезона дождей, но где слишком рано осуществленный сев мог быть уничтожен за­морозками сухого и холодного сезона, было жиз­ненно необходимо определить с точностью тот момент, когда следует заниматься тем или иным видом сельскохозяйственной деятельности, осо­бенно время сева. В силу того, что маис являлся самым ценным пищевым растением, церемониаль­ные календари, насколько нам известно, основы­вались именно на цикле его выращивания. Инкам удалось создать фиксированную систему отсчета в солнечном году благодаря так называемым «солнечным столбам», которые Инка Пачакути приказал воздвигнуть на некоторых из возвы­шенностей долины Куско. Эти столбы распола­гались группами, по четыре штуки в каждой; два больших столба будто бы зажимали между собой а  два других, меньшего размера, и отстояли друг от друга примерно на пару метров. Внешние столбы были призваны сделать это устройство более за­метным с наблюдательного пункта, размещенного в центре города. Одни из столбов устанавливались на востоке, другие — на западе. При своем восходе или закате в каждом из участков, обрисованных на горизонте этими группами из четырех стол­бов, Солнце с точностью «сигнализировало» об определяющих этапах годового цикла.

Инкский праздник Инти Райми («период Солнца»)

 Инкский праздник Инти Райми («период Солнца»), согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.

Таким образом удавалось четко определить моменты де­кабрьского и июньского солнцестояния, которые знаменовали собой, соответственно, начало пол­ного сезона дождей (пукуй мита), полного сухого сезона (чирау мита), а также двух основных рели­гиозных празднеств инков — Инти Райми («Перио­да Солнца») и Капак Райми («Главного Периода»).

Другие пары столбов указывали на начало и ко­нец посевной маиса (август — сентябрь). Эти мо­нументальные часы назывались пачаунанчак («то, что знаменует момент»), и, по всей видимости, именно благодаря им длительность некоторых календарных месяцев доходила до 31 дня. Точное определение положения Солнца при его восходе и закате производилось из одного-единственного наблюдательного пункта. Располагался он на глав­ной площади Куско (Аукайпата) и представлял со­бой некое структурное образование, состоявшее из места Инки, и подземного хода, предназначен­ного для совершения приношений земле, в виде различных напитков (отсюда — и его название: усну, «зарытый, закопанный»). Подобные наблю­дения мог проводить лишь правитель. Сотни или даже тысячи человек собирались по этому случаю на площади, чтобы стать свидетелями прибытия Солнца в один из его временных «домов» — к сдво­енным парам столбов — и исполнения Инкой роли посредника между Солнцем и людьми. Эта система, вероятно, существовавшая еще до инков, функционировала и в других местах, например в Урубамбе, в долине реки Вильканота, где один из таких столбов — настоящая башня — стоит и по сей день.

Солнечные столбы Куско (согласно Хосе ас Акосте, 1589 г.)

Чтобы добиться ровного и верного под­счета года, они прибегли к такой хитрости: на холмах, что окружают город Куско (в котором находились двор инкских королей и самый большой храм их королевств, и который, так сказать, был своеобразным Римом), они распо­ложили двенадцать столбов, расположенных на таком расстоянии друг от друга и в таком положении, что на протяжении всех месяцев каждый указывал, где встает солнце и где оно садится. Они называли их суккапга и, благода­ря этому способу, объявляли праздники, время посевной, жатвы и прочее. Они делали опреде­ленные жертвоприношения этим солнечным столбам, в соответствии со своими суеверия­ми. Каждый месяц имел свое собственное и по­нятное название и свои отдельные праздники.

Время общества и время мира

В Андском регионе, где большая часть культов была посвящена предкам, общество постоянно должно было обращаться к своему прошлому. Исто­рическая память инков и множества других анд­ских племен выражалась в пантомимическом изображении сражений, в которых в древности были одержаны победы, и сопровождавшихся песнопениями танцах, которые исполнялись в честь мумий предков или во время похорон того или иного правителя. Несмотря на то что некоторые правители, в частности Пачакути, пытались реор­ганизовать эту память в собственную пользу, инки, похоже, так и не установили настоящей «всеобщей истории», хранителями которой могли бы стать лишь такие специалисты, коих признали бы все без исключения семейства Куско. В основном публич­ный «показ» событий прошлого лежал на обязанно­сти потомков каждого из предков-родоначальников инкских родов. Каждый айлью имел свои собствен­ные «исторические» песни и танцы, которые сосу­ществовали даже внутри элиты. Подобный способ передачи и прославления исторической памяти привел к тому, что инкская история начала сли­ваться с историей правителей и уделять основ­ное внимание их военным завоеваниям.

Инки не стали доверять память о прошлом ис­ключительно устным преданиям, «записывая» их также и на кипу, содержание которых иногда ин­терпретировали испанские хронисты. Вероятно, они отмечали события, имена главных действую­щих в них лиц и места, где эти события произош­ли. И напротив, ничто не указывает на то, что они также фиксировали даты и сроки. Некоторые бо­лее поздние хронисты, вроде Педро Сармьенто де Гамбоа (1572), Мигеля Кабельо де Вальбоа (1586) и Фелипе Гуамана Помы (1615), предлагают даты для правлений различных Инков, но даты эти сильно разнятся. Первый приписывает этим правлениям продолжительность длиною почти в столетие. Несмотря на то что даты, приводимые вторым, более правдоподобны, вследствие чего ими пользуются и некоторые современные исто­рики, опять же, ничто не свидетельствует о том, что они основаны на неком местном календаре. Ввиду отсутствия даты, обозначающей начало года, не очень понятно, как инки вели годовые подсчеты, и, вероятно, мы никогда уже не бу­дем располагать полной инкской хронологией, даже для последних десятилетий империи. Нам известно лишь, что правления Пачакути, Тупака Ники и Уайна Капака были относительно долги­ми, особенно — первого из них, умершего в весь­ма преклонном возрасте.

Ни один из терминов языков кечуа или аймара не выражает равномерного и абстрактного време­ни, выходящего за пределы отдельных моментов. Моменты эти тоже никалс не были отделены от реального мира, но упоминая о них, инки мыс­лили пространственными категориями, поэтому термин, который в некоторых контекстах мож­но было бы перевести как «момент» или «эпоха» (пача), в действительности означает в первую оче­редь «место». Таким же образом и события, опи­санные в инкской хронологии, приводятся исходя из тех мест, где они произошли, а не моментов, в которые они случились. Любой случай из про­шлого, далекого или близкого, происходил нъяупа пача— что можно перевести как «когда-то», но что буквально означает «место {пача) перед глазами {нъяу (и) -па), — не только потому, что прошлое, будучи известным, являлось очевидным, но также и потому, что оно было вписано в пейзаж: в Ку­ско и его окрестностях было полным-полно мест, созданных самими инками, к которым были связа­ны те или иные события инкской истории, мест. Многие из этих объектов становились предметом культа, через который инки придавали обрядовый характер своей истории; столица и ее окрестности выступали в роли огромного исторического ков­чега. Инки эпохи Испанского завоевания счита­ли, что их государством правили всего двенадцать правителей, первым из которых был Манко Капак. Двенадцать поколений (то есть для нас всего три столетия) — такова глубина, которой инки наде­ляли историческое время.

Согласно устным легендам, однако же, множе­ство событий произошли еще до появления предков-родоначальников нынешних родов, то есть до возникновения современных инкам обществ, в эпоху, которую мы можем назвать первоначаль­ной.

Манко Капак, прародитель инков

 Манко Капак, прародитель инков (согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.)

Судя по всему, в древних Андах не существо­вало никакого аналога мифа о создании мира, хотя об этом создании и упоминают такие серьезные хронисты, как, к примеру, Хуан де Бетансос и Кри­стобаль де Молина (вероятно, они сами или их информаторы попали под влияние христианской обработки инкской мифологии). Так же, как год не имел начала, но был отмечен переходами из одно­го периода в другой (солнцестояниями, началом посевной и т.д.), история мира не имела отправ­ной точки, но организовывалась вокруг двух повсеместно знаменательных событий: перво­го появления Солнца и «Потопа» (учу пачакути, «возвращение эпохи посредством воды»). Первое из них установило чередование дня и ночи, поло­жив конец тем временам, когда люди жили в полу­мраке. Очевидно, в том, что касалось жизни людей в досолнечную эпоху, устные предания были не­многословны. Второе из этих событий — Потоп, частично или полностью уничтоживший человече­ство, — похоже, чаще упоминалось в легендах мно­гих народов Инкской империи, по крайней мере, в ее центральной и северной части. Воды океана поднялись, покрыв большую часть земли, за ис­ключением нескольких гор, «приподнявших» свои вершины во имя спасения укрывшихся там людей.

Миф о потопе (согласно туземному автору Томасу, ок. 1608 г.)

Когда-то мир был на грани своего конца. Одна лама, узнав, что море вот-вот выйдет из берегов, принялась блеять, словно сильно стра­дала и не могла кушать, несмотря на качество пастбища и приказы своего хозяина. Тогда тот, разозлившись, бросил в нее початком маиса, который уже успел обглодать, и прикрикнул: «Ешь, скотина! Трава, на которой ты пасешься, прекрасного качества!» И тут лама вдруг как за­говорит человеческим голосом: «Идиот, о чем ты думаешь? Через пять дней море выйдет из берегов, и миру придет конец». Встревожив­шись, хозяин спросил у нее: «И что же станет с нами? Где же нам укрыться?» Лама ему отве­чала: «Пойдем на гору Вилькакото; там мы бу­дем в безопасности. Захвати еды на пять дней». Хозяин тут же ушел, забрав с собой ламу и еду. Придя на гору Вилькакото, он обнаружил, что там уже полно животных всех видов — пум, ли­сиц, гуанако, кондоров и многих других. И тут море вышло из берегов. Когда оно покрыло все горы, все эти существа столпились на неболь­шом горном пике Вилькакото, единственном, до которого не добрался поток. Вода намочила хвост лисице, и тот почернел. Через пять дней вода опустилась и ушла. Отхлынуло и море, убив всех живых. Впоследствии этот человек, хозяин ламы, начал размножаться. Вот почему и сегодня еще существуют люди.

В соответствии с другими версиями, некоторые нашли прибежище в нетронутых водой впадинах и углублениях (вроде пещер или стволов деревьев), куда добрались на различных плавучих средствах (лодках, барабанах и т.п.). Эти уцелевшие затем вер­нулись туда, где жили прежде. Если первый восход Солнца дал рождение принципу чередования—ночи и дня — в функционировании космоса, то Потоп, ве­роятно, породил отношения противопоставления и взаимодополняемости между пространством, на­селенном людьми (льякта) и не «одомашненном» пространством гор (урку). Действительно, уака, олицетворявшая дикие пространства, окружавшие каждую льякта, некогда, до Потопа, были людьми, точнее, правителями племенных объединений, и хотя «допотопные» народы были уничтожены, со­временные люди продолжали поддерживать отно­шения со своими прошлыми хозяевами, укрывши­мися в необитаемых горах.

Инки отдавали предпочтение иной версии про­исхождения современного им мира. Они полага­ли, что все люди первоначальной эпохи погибли во время Потопа либо были превращены в камни богом Виракочей. Тот заново создал основателей различных родов будущего Тауантинсуйу, вылепив их из земли или вырезав из камня в Тиауанако и на­делив их всеми необходимыми культурными атри­бутами (одеждой, головными уборами, знаками отличия, языками и т.д.). Судя по всему, в Куско со­существовали два варианта развития дальнейших событий. Согласно первому, наименее противо­речащему мифу о Потопе (в том виде, в каком он рассказывался другими народами), Виракоча ука­зал предкам-родоначальникам айлью подземный путь до их будущей территории или ее ближайших окрестностей. На поверхность земли они вышли из неких пещеры, источника, ствола какого-то де­рева и т.д., например, Манко Капак появился вме­сте с тремя своими братьями и четырьмя сестрами из пещеры Тампу-Туку («Пещера Постоялого Дво­ра», также известная под названием Пакарик-Тампу, «Постоялый Двор Зари»), примерно в сорока ки­лометрах к юго-западу от Куско. По другой версии, бог Виракоча «вывел» через эту же пещеру основа­телей всех этнических групп Тауантинсуйу, причем первыми вышли инки, которые были старейшим из всех народов, следовательно, являлись законны­ми правителями. Во множестве своих толкований инкский миф о происхождении народов Тауантин­суйу имеет существенные отличия от известных нам версий завоеванных племен: он уменьшает значение традиционного полигенизма и делает из населяющих Империю племен не потомков до­потопных народов, которых ничто не привязы­вает к некому общему месту происхождения, но сотворенных заново покровительствующим ин­кам божеством, Виракочей, основателей родов, созданных в одном и том же месте и явившихся в мир из одной и той же пещеры. В инкском мифе Твуантинсуйу предстает не как нечто совершенно новое в истории мира, но как восстановление целостности в первые же дни после Потопа.

Этапы истории мира, каковой ее рассказы­вали инки, ничуть не походят на последователь­ные «эпохи» средневековой истории, так как они «вставляются» друг в друга. В первом после Пото­па восходе Солнца различались два великих этапа: темные времена и солнечную эру. Внутри послед­ней Потоп разделял два периода: тот, когда уака еще жили среди людей, и наш, когда они занимают и обустраивают дикое пространство. К этим двум моментам разъединения в истории мира, которые устанавливают различие ночь/день, затем приро­да/общество, имперская идеология инков доба­вила третий — создание Империи. По сути, инки утверждали, что семейства {айлью) начала периода после Потопа не были объединены в народы {лъяк­та), находившиеся под властью касиков, но были разрываемы постоянными войнами, стараясь при­своить себе земли, расположенные на различных природных ярусах, и прийти к автаркии. Инки называли этот период пурум пача, «эпоха невозде­ланных земель», так как в силу того, что военная деятельность преобладала над сельскохозяйствен­ной, многие земли оставались необработанными (пурум). Сравнивая эту «эпоху невозделывания» и времена инков (инка пача), имперская идеология пыталась поддержать идею, согласно которой пу­рум пача совпадала с эпохой, предшествовавшей кусканскому господству, и Инки навязали айлью соглашения, гарантирующие взаимовыгодные товарообмены во имя мира и развития производи­тельных сил. Образование Тауантпинсуйу конкрети­зировало таким образом, в общественном плане, принцип взаимодополняемости между противо­положностями, который уже развернулся ранее во временном (1) и пространственном (2) плане:

Последовательность эпох мира

Последовательность эпох мира

Для инков, таким образом, начало мира — перво­начальная нераздельность, тогда как мир подвер­гался постоянному изменению, направленому на еще большее функциональное разнообразие и разделение форм, что свидетельствовало скорее о взаимодополняемости, нежели о соперничестве, а следовательно, о воспроизведении и отсутствии антагонизма. Думая о создании мира, они видели перед глазами не план и Создателя, но базисное устройство, в основе развития которого лежит принцип полярности, выражающийся в противо­поставлениях день/ночь, дикое пространство/ населенное пространство, эпоха невозделанных земель/эпоха Инки. В имперской идеологии кос­мические и исторические изменения (для инков это одно и то же) следовали друг за другом под воз­действием этой полярности, без первопричины, порождая все больше и больше порядка и стабиль­ности. Тауантинсуйу, таким образом, являлся ре­зультатом глубокой зрелости мира и составной частью безмолвной непрерывности космиче­ского процесса. Вероятно, именно поэтому инки никогда не думали о том, чтобы вывести на сцену событие — то есть исключительный факт, — и не знали театра. Их мизансцены истории отдава­ли приоритет имитации сражений прошлого, то есть ритуальному повторению игры полярностей. Похоже, даже время виделось инкам скорее цикличным, нежели поступательным, раз уж приход новой эпохи предполагал определенный возврат назад. Именно на такую мысль наводит термин па­чакути, «возвращение эпохи», обозначавший как Потоп, так и Верховного Инку, которого одно из преданий XVI века называло основателем импе­рии, по-видимому, потому, что данное космиче­ское событие и это правление свидетельствовали о неком «возврате к исходному месту» после исто­щения сил завершавшейся эпохи.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

 

Читайте также: