ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Империя инков
Империя инков
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 18-05-2014 15:06 |
  • Просмотров: 3677

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Империя инков

Покоренные инками народы в большинстве своем принадлежат к одной и той же цивилизации, географические контуры которой могут быть опре­делены довольно четко. Область, которую археологи называют «центральными Андами», вклю­чает в себя побережье, горы и амазонское пред­горье современного Перу, высокогорья Боливии и крайний север Чили. С запада она ограничена Тихим океаном, с востока — амазонским лесом. Ее северный рубеж совпадает с рекой Тумбес (вблизи современной границы между Перу и Эквадором), линией изменения режима дождей (экваториально­го на севере, тропического на юге) и понижением горной цепи. Эта экологическая граница дублиру­ется барьером географическим: 400 километров ле­систых тропических гор и пересеченная местность разделяют Кахамарку, что на севере Перу, с эква­дорской Лохой. На побережье 200 километров пу­стыни разделяют долину Ламбайеке с долиной Пиуры (север Перу). У южных границ центральных Анд верхние плато, которые продолжают бассейн озера Титикака к югу, плавно переходят в огромные соле­ные пространства, почти необитаемые, которые на тихоокеанском побережье утыкаются в обширную пустыню Атакама. Боливийская долина Кочабамбы, уже отделенная от верхнего плато тремястами ки­лометров гор, изолирована и от регионов, располо­женных чуть восточнее, крайне негостеприимной боливийской горной цепью.

Эти границы не стали помехой для культурных, экономических и даже политических отношений. Товарообмен между Андами и, к примеру, Ама­зонией всегда был интенсивным, а в некоторых местах инки распространили свое господство и до верхней Амазонии. Эти рубежи определяют скорее территории с достаточно разнящимися географическими условиями, где можно развивать различные способы организации жизни. Испан­цы очень быстро уловили эти географические и культурные совпадения. Они дали определенно­му нами чуть выше пространству имя «Перу» — по названию южноколумбийского или эквадорского участка побережья, с которым одна из экспедиций впервые ознакомилась в 1520-х годах, — отчетливо противопоставив его «провинциям Кито», соот­ветствующим современному Эквадору (который является частью северных Анд), и «Чили», терри­тории индейцев мапуче (которая является частью Анд южных). Именно в этом смысле здесь и будет употребляться слово «Перу», из него исключаются лишь две амазонских трети современной республи­ки Перу и, наоборот, к нему присоединяется высо­когорья современной республики Боливия и север Чили. За исключением верхних южных плато, цен­тральные Анды представляют собой раздроблен­ную, неоднородную территорию. Прибрежные долины перемежаются с пустынями в несколько десятков километров длиной. Андские долины за­частую очень узкие, даже крошечные, и, опять же, изолированы одни от других крутыми склонами или практически непреодолимыми цепями гор.

Регионы производства

В центральных Андах путешественник, переме­щаясь от океана к амазонскому лесу, может обнару­жить на пространстве в 200 км огромное множество экосистем. Подобное разнообразие и близость различных жилищ и поселений не встречается больше ни в одном уголке мира и детерминиро­вано крайне самобытными формами экономиче­ской и социальной организации. Перуанцы разли­чали (и продолжают различать) три основных типа сфер и регионов производства, которые распреде­ляются по вертикальной оси. На языке кечуа терми­ном юнканазывают жаркие влажные земли, которые простираются от одной части Анд до другой между 1500 и 2800 м (в зависимости от места) над уровнем моря. Умеренные горные долины, которые в неко­торых регионах поднимаются до 3500 м — верхний предел разведения маиса, — получили имя кечуа. Высокогорные безлесные саванны, расположенные на высоте от 3000 или 3500 м до 4800 или 5200 м, назы­ваются пупа. Заморозки здесь делают бесполезным всяческое орошение. На высоте порядка 5000 м пуна сменяется скалистыми образованиями, над которыми высятся заснеженные вершины и ледни­ки и вся растительность которых ограничивается лишайниками и мхом. Высота нескольких десятков горных вершин превосходит 6000 м.

Между песками Атакамы и Пиуры побережье Южной Америки представляет собой пустынную полосу, где, за исключением легкой зимней измо­роси, никогда не идут дожди. Спускающиеся с Анд реки образуют там долины-оазисы, разделенные расстояниями в 20—60 км. Очень узкие на юге, бо­лее широкие, но короткие в центре, эти долины широки и глубоки на севере, где они дали приста­нище некоторым наиболее сложным и блестящим обществам древнего Перу. За долгие тысячелетия обитатели побережья развили гигантскую сеть ир­ригационных каналов, что позволяло им разводить маис, хлопок, обычную и бутылочную тыкву. Выше 300 м, где наиболее жарко, разводили коку (которая является возбуждающим средством и притупляет чувство голода), стручковый перец и фруктовые деревья: аннону, авокадо, гуаву и паку. Чрезвычай­но богатые планктоном, омывающие побережье холодные воды поражают многообразием морской фауны, благодаря чему в тех местах обитают огром­ные стаи промышляющих рыбной ловлей птиц, по­мет которых (гуано) еще с древних времен исполь­зуется в качестве удобрения. Восточные предгорья Анд были заселены не столь густо, как побережье и высокогорья, но представляли большой экономиче­ский интерес для горцев, которые устраивали там поселения, разводя коку, хлопок, тыкву, перец, ара­хис и авокадо. Из этих растений они экстрагирова­ли смолу и благовония, а также использовали их в качестве лекарственных средств.

Наибольшая концентрация горного населения наблюдалась в умеренной зоне, кечуа, между 2500 и 3500 м, где туземцы культивировали маис, фасоль, киноа, а также корнеплоды и таруи (семейство бобовых). Благодаря ирригации эти земледельцы давным-давно научились удлинять сельскохозяй­ственный сезон и сглаживать неудобства, вызван­ные переменчивостью погоды. При инках были построены тысячи километров каналов, которые добавились к тем, что были возведены предыду­щими государствами. Они повсеместно увеличили число орошаемых террас, так как умеренная зона располагается главным образом на склонах и не мо­жет должным образом эксплуатироваться без зна­чительных работ по благоустройству территории.

Пупы — это покрытые всевозможными злаками и кактусами степи, которые занимают большую часть территории центральных Анд. Там обитают представители семейства оленевых (луйчу и тарука), грызуны, семейства шиншилловых (вискача), дикие верблюды (викуньи) и хищники (например, лисицы или пумы). На многочисленных озерах можно встретить самых разнообразных птиц. Для людей пупа является приоритетной зоной экстен­сивного разведения лам и альпак. В нижней части пуны, во впадинах, защищенных от ночных замо­розков, между 3500 и 4000 м, выращивают кор­неплоды: картофель (папаизвестно 470 его раз­новидностей), оку, ольюко, машуа, анью, маку, а также зерновые — каньиву и киноа. От Кахамарки до Куско пуна представляет собой одну большую волнистую степь. На юге она образует вокруг бас­сейнов озер широкие плато, которые простирают­ся вплоть до боливийской провинции Липес. Эти верхние плато определяют в недрах центральных Анд специфичное пространство, центром которо­го и являются, — испанцы называли его «Чаркас», затем «Верхнее Перу». В сердце этого простран­ства расположено озеро Титикака (самый высокий судоходный водоем в мире), у берегов которого находятся самые плодородные земли верхнего плато, — умеренный климат этих мест благопри­ятствует земледелию. «Доиспанские» обитатели верхних плато расширили сельскохозяйственные площади благодаря технологии «затопляемых полей», которая создает вокруг борозд тепловую защиту. Эта технология, способствовавшая разви­тию Тиауанако, канула в Лету вскоре после Испан­ского завоевания. В той части Перу, что располо­жена к северо-западу от линии водораздела между бассейном озера Титикака и регионом Куско, пуна представляет собой скорее периферийное про­странство, гораздо менее значимое с точки зрения демографии и политики. Но относительно слабое заселение этой волнистой пуны ничуть не прини­жает ее экономическую важность для населения, проживавшего в нижних ее районах: в этих степях обитает множество животных, которые в Андах яв­ляются одним из основных источников богатства.

Погода в центральных Андах почти не меняет­ся, и времена года определяются не «теплыми» и «холодными» месяцами, но выпадением осадков. Здесь есть сезон дождей, от октября до апреля, и сухой сезон, от мая до сентября. На восточном склоне дожди не редкость, тогда как на западном они проходят нечасто.

Северные Анды («провинции Кито») в геогра­фическом плане от Анд центральных отличаются довольно-таки сильно. Побережье там покрыто мангровыми и тропическими лесами, которые инки сочли негостеприимными и, в сущности, даже не пытались интегрировать в свою империю. Влажные прерии, которые простираются выше 3500 м, хотя и благоприятствуют разведению лам и альпак, эксплуатировались лишь тогда, когда инки приводили туда свои стада. Горные долины (пейзаж которых во многом схож с ландшафтом перуанской кечуа) с давних времен густо населе­ны земледельцами, чем, судя по всему, и объясня­ется тот величайший интерес, который проявили к ним инки. Никакой другой регион, однако, не оказал им столь ожесточенного сопротивления, вероятно, потому, что северные андские общины, развивавшиеся в несколько иной среде, нежели их перуанские соседи, сильно отличались от послед­них с социально-экономической и культурной точ­ки зрения, чтобы легко согласиться на вступление в те политические и идеологические структуры, которые хотели навязать им инки.

Империя «Четырех сторон света»

На момент Испанского завоевания Инкская им­перия насчитывала от 10 до 12 миллионов жителей и представляла самую густонаселенную горную цепь в мире. Инки называли свое государство Тауапшипсуйу, что на языке кечуа буквально означает «четыре объединенные полосы» и что иногда пе­реводят как «четыре стороны света». Тауантпинсуйу действительно было разделено на четыре части, каждая из которых простиралась от одной до дру­гой из четырех основных дорог, что отходили от столицы. Ввиду отсутствия двухмерных карт, инки представляли себе контролируемые ими террито­рии как пространство между дорогами, вдоль ко­торых находились возведенные ими администра­тивные центры и постоялые дворы. Каждая из чет­вертей империи, таким образом, инкам казалась «полосой», определенной одной из этих дорог. Существовали текстильные «карты» в форме кипу, где каждая дорога была обозначена веревочкой, на которой узелками отмечались провинции, города или постоялые дворы. Название Тауантпинсуйу ука­зывает также на то, что, через свое господство, инки намеревались обеспечить общность террито­рии, которая представлялась им в виде этнической и лингвистической мозаики, помещенной в некое географически раздробленное пространство.Об­ряды и легенды инков свидетельствуют о том, что в Куско они видели как раз таки священный центр этого воссоединившегося мира.

Каждая из четырех частей, составлявших Им­перию, была известна под именем одной из эт­нических групп, которая в ней обитала и кото­рая метонимически обозначала другие группы. К северо-западу от Куско простиралась Чинчасуйу, или «полоса чинча», по названию богатого при­брежного государства, с которым инков связы­вали многовековые связи. К юго-западу тянулась Кунтисуйу, или «полоса копти», важной группы, поселившейся в этой части приморского склона гор. К югу уходила Кольясуйу, или «полоса колья», народа, который занимал северную часть бассей­на озера Титикака и долгое время являлся глав­ным соперником инков. К востоку разворачива­лась Аптисуйу, где, помимо прочих, жили анти, которых испанцы также называли «анды». Они занимали покрытый тропической растительно­стью горный массив, находившийся к северо- востоку от Куско и именуемый испанцами «Гор­ной системой андов». Сам термин «Анды» начал употребляться в отношении этой горной системы гораздо позже.

Куско

Расположенный на высоте 3450 метров, в до­лине реки Уатанай, Куско не выглядел четко структурированным городом. Столица была от­носительно мелким центром, разместившимся у подножия холма, поселением, в котором были сконцентрированы элитные строения и окрестно­сти которого расстилались по отрогам долины.

Действительно, чтобы максимально расширить площадь пригодных для обработки земель, инки возводили в глубине долины лишь террасы, доро­ги и каналы. Строения Куско были «зажаты» между двумя реками-каналами, Уатанайи Тульюмайу.

центр Куско

Принято считать, что в Куско проживало от 15 000 до 20 000 человек, главным образом пред­ставителей элиты и их слуг. Здесь же находились дворцы умерших Инков. В них хранились мумии правителей и их потомков, а также, как и в хра­мах, множество золотых и серебряных предме­тов в виде посуды, статуй и пластин, украшавших стены и крыши. Для инков эти металлы не имели денежной ценности, а их использование являлось уделом лишь знати. Крайняя степень аккумуляции их в столице, вероятно, должна была подчеркнуть священный характер этого места. Куско, таким об­разом, был прежде всего религиозным городом и своего рода музеем памяти об инкских правителях. Боги и умершие почти беспрестанно и в огром­ных количествах получали там подношения, по­требляя довольно-таки значительную часть ренты правящего Инки. Хуан Поло де Ондегардо, испан­ский чиновник, который тщательно изучал инков в 1550-е годы, описывал столицу так: «Куско был домом и жилищем богов, и в городе невозможно было найти ни одного фонтана, прохода или сте­ны, о которых бы не говорили, что у них есть своя тайна». Стоило путешественникам открыть для себя этот город, перейдя через перевал, как они уже не жалели для него молитв и подношений.

"Канча" в Олъянтайтамбо

 "Канча" в Олъянтайтамбо

Базовым элементом инкского градостроитель­ства являлась совокупность прямоугольных в пла­не, однокомнатных и одноуровневых, строений, расположенных вокруг какого-либо двора. Такую постройку называли канча («огороженное место»), так как обычно она была окружена высокой стеной с одной или двумя входными дверьми, что гаран­тировало обособленность проходившей за этой «оградой» жизни.

Предположительная перспектива площадей Аукайпата (1) и Кусипата (2) в Куско.

А - Современное расположение церкви св. Франциска; В - Современное расположение дома Гарсиласо де ла Веги

Такая структура была характерна как для обыч­ных жилищ, так и для дворцов и храмов, в которых «проживали» боги. Улицы Куско представляли со­бой узкие проходы между высокими стенами, за­ключавшими в себе эти жилые или религиозные комплексы. С одной из сторон города находилась огромная, 190x165 м, площадь. Она была известна под названием Аукайпата («площадь отдыха»), так как служила для проведения крупных обрядовых пиршеств. Ограниченная с одной из сторон рекой Уатанай, она тянулась вдоль этой реки, плавно пе­реходя в другую, почти столь обширную площадь, которая называлась Кусипаша («площадь увеселе­ний»), — на ней проходили военные парады.

Куско выглядел относительно однообраз­ным: большинство домов, храмов и дворцов были одноэтажными, и все без исключения имели со­ломенную кровлю; никакое сооружение, вроде мексиканских пирамид, не выделялось среди этих однородных строений. Городской рисунок во многом был продиктован топографией: здания центра располагались на высоком отроге, разде­лявшем реки Тульумайу и Уатанай, тогда как про­чие постройки громоздились друг над другом на склоне холма.

Над всем этим скоплением зданий высилась огромная крепость и храм Саксайуаман, постро­енная на возвышенности в северной части города. Сегодня от нее остались лишь самые большие кам­ни, те, которые испанцам не удалось переместить при строительстве колониального города.

Город Куско в описании Педро Санчо (1534 г.)

Этот город — величайший и прекрасней­ший из всех, когда-либо виденных в этой стра­не или где-либо в Вест-Индии. Он настолько красив, а здания его настолько прекрасны, что он был бы великолепен даже в Испании.

Он весь состоит из жилищ, принадлежащих сеньорам, так как простые люди в нем не жи­вут. [...] Большая часть зданий построена из камня, а у остальных из камня сделана полови­на фасада. Есть также много домов из саман­ного кирпича, очень умело построенных. Они располагаются вдоль прямых улиц по крестоо­бразному плану. Все улицы — мощеные, а по­середине каждой улицы проходит облицован­ный камнем канал для воды. Единственный недостаток этих улиц в том, что они узкие: только один человек может проехать верхом по каждой стороне канала. [...] Площадь, ква­дратная по форме, находится в наиболее равнинной части и полностью покрыта мелким гравием. Вокруг высятся четыре господских дома, из тесаного камня и раскрашенные. Са­мым красивым из четырех является жилище Гуайнакабы [=Уайна Капак], старого касика. В него ведет вход из красного, белого и раз­ноцветного мрамора, и он украшен другими двугранными конструкциями, великолепны­ми на вид [...] На вершине круглого и очень крутого холма, нависающего над городом, стоит невероятно красивая крепость из камня и самана. Ее большие окна выходят на город, что делает ее еще более прекрасной. За кре­постной стеной находятся многочисленные здания, а посреди них — главная башня цилин­дрической формы, в четыре или пять этажей. [...] Камни [башни] такие гладкие, что могут сойти за полированные доски. [...] В крепости столько помещений и башен, что одному че­ловеку никак не осмотреть их за день. Многие испанцы, бывавшие в Ломбардии и в других чужеземных королевствах, утверждают, по­сетив ее, что никогда не видели ни подобно­го здания, ни столь же хорошо укрепленного замка. [...] Самое прекрасное, что можно уви­деть в этом городе, — это его крепостная сте­на. Она сложена из камней столь огромных, что ни за что не поверишь, что их поставили на места обычные люди. Они такие крупные, что кажутся кусками скалистых гор.

 Стены Саксайуамана (согласно Джорджу СквайrУ, 1877 г.)

Долина реки Уатанай отличалась очень плот­ной застройкой. Рядом, в предгорьях инки возвели террасы, ирригационные каналы, комплексы хлеб­ных амбаров и новых деревень, где они размещали крестьян, прибывавших из различных провинций империи. Здесь же находились и загородные дома представителей местной аристократии, а также храмы. Общее количество жителей столицы и ее предместий могло достигать 100 000 человек.

«Куско» (Куску) — термин из языка аймара, означающий «сова». Согласно инкскому мифу об основании этого города, Манко Капак, прибыв в окрестности будущего Куско, приказал одному из своих братьев, Айару Аукеу взлететь на каменный столб, расположенный неподалеку от того места, на котором однажды возникнет Золотой Храм (Ко- риканча), и закрепиться там, дабы обозначить свое владение этой территорией. Айар Аука так и сде­лал, превратившись в указанном месте в камень. Этот монолит известен с тех пор под именем Куску Уанка, «Скала Совы», вероятно, потому, что Айар Аука превратился именно в эту птицу, чтобы доле­теть до сего межевого камня. Он-το и дал свое имя этому поселению, постепенно разросшемуся во­круг него и ставшему называться просто Куско.

Область метрополии

Выше долины реки Уатанай, в радиусе пример­но 70 км, простиралась собственно территория инков, та, на которой они основали протогосудар­ство за несколько веков до образования Тауаптип- суйу. Защищенная каньоном реки Апуримак, через которую можно было переправиться лишь по под­весным мостам, и граничащая с амазонским лесом, эта территория была почти неприступной, за ис­ключением разве что долины реки Вильканота — владений племен капа и канчи, союзников инков.

Все правители, начиная с Виракочи и заканчи­вая Уаскаром, возводили себе загородные рези­денции именно в этом регионе, вместе со своим Двором проживали в течение сухого и холодного сезона. Излюбленной территорией для строитель­ства этих загородных дворцов была долина реки Вильканота, между Писаком и Мачу-Пикчу, нахо­дившаяся неподалеку от столицы, но обладавшая гораздо более мягким климатом. Все резиденции были оснащены усовершенствованными гидрав­лическими конструкциями: резные фонтаны изли­вали воду каскадами посредством каналов, а также искусственных озер, в которых, под звуки журча­щей воды, отражались строения. Повсюду вокруг простирались леса, парки и охотничьи заповед­ники. В регионе Куско имелось по меньшей мере 18 таких владений. Одним из наиболее утончен­ных являлся дворец Киспигуанка, построенный Уай­на Капаком неподалеку от современного городка Урубамба, на высоте 2800 метров. С точки зрения географического положения одним из наиболее впечатляющих выглядит принадлежавший Инке Виракоче дворец Какиа-Шакшагуана (современный Учуй-Куску) — расположенный на выступе на высо­те 3650 метров, он на 600 м возвышается над доли­ной Вильканоты. Но самая знаменитая резиден­ция правителей — это, конечно же, Мачу-Пикчу, находящаяся в трех-четырех днях пути от Куско. Построенный Пачакути, дворец Мачу-Пикчу, с его 200 строений, мог послужить комфортным прибежищем для 750 человек одновременно. Еду и напитки в него доставляли из столицы, так как Мачу-Пикчу почти не располагает сельскохозяй­ственными террасами и по соседству нет ни одно­го крестьянского двора, как, впрочем, и складских помещений. Не было обнаружено в нем и земле­дельческих орудий. Воины и управляющие, ве­роятно, размещались лагерем вокруг поселения. В резиденции Инки имеются термы и сад, как и в других местах, например в Кахамарке. Но главная деятельность Двора разворачивается внутри, на площади, которая занимает примерно треть всей площади поселения (если не считать террасы). Мачу-Пикчу, вероятно, главным образом был призван укреплять социальные связи между инками посредством пиршеств и религиозных церемоний во время сухого сезона. Пачакуши знал, что соперничества и конфликты — отнюдь не редкость в недрах элиты, и, по всей видимости, хотел создать приятную и гармоничную обстанов­ку, в которой можно было бы поклоняться богам и наслаждаться жизнью в обществе представителей самых могущественных семейств Куско.

Центры провинций

Инки создали около 80 административных и це­ремониальных центров на новых местах, призван­ных служить центрами провинций. Большинство расположены в четырех или пяти днях пути друг от друга.

Церемониальная платформа (усну) в Пумпу (Чинчасуйу)

Церемониальная платформа (усну) в Пумпу (Чинчасуйу)

В этих центрах всегда есть очень большая площадь, прямоугольная или тра­пециевидная, где население провинции периоди­чески пировало на средства Инки, в благодарность за работу на благо правителя. В таких случаях ре­лигиозные церемонии позволяли обновлять согла­шение, заключенное между Инкой и его поддан­ными. Обряды подношений богам проводились на возвышенной платформе (усну), чтобы в них мог участвовать весь собравшийся на площади народ.

Таким образом, инкские поселения были не просто настоящими городами, или даже адми­нистративными центрами, но «центрами благо­состояния». В них отсутствовал рынок, и на про­тяжении большей части года обитаемыми были лишь некоторые из их строений. К тому же после Испанского завоевания эти «искусственные» горо­да были поспешно оставлены. Так, постоянное на­селение Атун-Шауши, одного из наиболее крупных центров, составляло всего порядка 7000 человек.

Но когда город заполнялся людьми для соверше­ния обрядов, которые превозносили имперское единодушие, его численность возрастала много­кратно. Конкистадор Мигель де Эстете, который в 1532 году видел это поселение в подобных обсто­ятельствах, решил даже, что оказался в одном из крупнейших городов на всем континенте. Эрнандо Писарро, побывавший там в 1533 году, утверждает, вероятно, несколько преувеличивая, что видел там 100 000 «служивых индейцев», которые пировали и танцевали. В этих городах имелась, как правило, и резиденция правителя, где Инка останавливался проездом, а также храм Солнца и «дом избранных женщин» (акльяуаси), в котором постоянно про­живали и работали женщины, посвятившие себя культу Солнца и приготовлению маисового пива и церемониальных одежд.

Из всех этих центров провинций лучше все­го, вероятно, сохранился город Уануко. В цен­тре этого поселения, расположенного на высоте 3700 м, на дороге, что соединяет Куско и Кито, на­ходилась огромная площадь (520 х 360 м), способ­ная вместить очень большое количество людей. По­среди нее высилась платформа, служившая сценой для обрядов подношения, столь грандиозная, что ее мог видеть каждый. В случае дождя гуляки укры­вались в окружавших площадь больших строениях продолговатой формы и продолжали пировать уже там.

План Уануко (Чинчасуйу)

План Уануко (Чинчасуйу)

От площади исходили несколько улиц, де­ливших город на сегменты, которые простирались на 2 квадратных километра и включали в себя примерно 4000 построек в типично инкском архитек­турном стиле.

Административный центр: Ума-Порко (Кольясуйу)

Административный центр: Ума-Порко (Кольясуйу)

На ближайшем холме размещались около 700 хлебных амбаров, которые служили для снабжения армий и временных жильцов.

Подобные центры чаще всего встречаются в высокогорьях и в срединной части Тауантинсуйу. На побережье инки возвели лишь два поселения: Инкауаси, в долине Каньете, и Тамбо-Колорадо, в долине Писко. Ни одного инкского города не существовало на территории древней Империи чиму, за исключением разве что Тумбеса, от ко­торого уже ничего не осталось. В Кольясуйу инки построили гораздо меньше административных центров, чем в высокогорьях Чинчасуйу, предпо­читая занимать древние поселения, вроде Атун- Кольи или Чукуито. На крайнем юге Империи, в регионах, принадлежащих сегодня Аргентине и Чили, где плотность населения была несколько меньшей, а единственными полезными ископаемыми являлись минералы — в частности, чилий­ский обсидиан, — инки приказывали возводить лишь постоялые дворы.

Дороги, постоялые дворы, почтовая связь

Самым впечатляющим материальным дости­жением инков, вероятно, является их дорожная сеть. В 1532 году Мигель де Эстете, участвовавший в экспедиции Писарро, замечал относительно ее главного участка, того, что соединял Куско с То- мебамбой: «Это одно из величайших сооружений, которые видел мир». Менее чем за сто лет инки построили 40 ООО км дорог, по большей части мо­щенных щебнем. Это самая значительная дорож­ная сеть из существовавших до промышленной эры. Ввиду отсутствия тягловых животных, а стало быть и телег, по этим путям перемещались лишь пешеходы да караваны лам, и лишь оборудованные системой дренажа мощенные щебнем дороги мог­ли обеспечить ровное и постоянное движение по крутым горным склонам, ежегодно разрушаемым проливными дождями. К тому же в Центральных Андах заселенные районы отделены друг от друга практически необитаемыми зонами, представляю­щими значительные препятствия для движения: пустынями, горными цепями, крутыми склонами, лесистыми зонами.

Мост через реку Апуримак (согласно Джорджу Сквайру, 1877г.).

Мост через реку Апуримак (согласно Джорджу Сквайру, 1877г.).

Сквайр был одним из последних, кому довелось увидеть этот инкский мост (45 м в длину), поддерживаемый до того времени в порядке окрестными общинами

 

В общем, государство не мог­ло функционировать без инфраструктуры, кото­рая бы сделала возможным относительно легкое и быстрое перемещение армий, представителей власти, рабочей силы и товаров. В этом плане инк­ские дороги не только служат общественным це­лям, но и помогают государству держать под кон­тролем свои территории, свободно перебрасывая в любое место войска и своих представителей. Эта дорожная сеть, называемая капак пьян, «Великая дорога», являлась наиболее осязаемым и повсе­местным выражением власти Инков. Главный ее участок был главной артерией империи и в неко­торых местах достигал более шестнадцати метров в ширину. В основном же ширина инкских дорож­ных путей колебалась от одного до четырех ме­тров, притом что, в зависимости от рельефа, они могли трансформироваться в вереницу ступеней. Особую значимость имели и два других участка: тот, что соединял Куско с южными провинциями, и тот, что шел вдоль побережья. Поперечные доро­ги соединяли эти продольные оси или уже уходили к восточным предгорьям. В прибрежной пустыне, где любые возможные пути были покрыты песком, дороги были отмечены палками, вбитыми в землю через регулярные интервалы.

Переправа через реки и каньоны осуществля­лась по мостам различного типа. Империя насчитывала более сотни мостов из переплетен­ных волокон, технология производства которых была весьма сложной. Сделанные из лиан и досок, закрепленные на каменных выступах, они обеспе­чивали относительно легкий переход для скота и армий.

Там, где движение было менее интенсивным, через реку перебирались в подвешенном к канату подъемнике. В теснинах переходы осуществлялись по каменным или деревянным мостам.

Вдоль инкских дорог, через каждые 15—25 км (что равнялось дню пути для каравана лам) стоя­ли тампу, своего рода постоялые дворы. Пут­ники находили там кров и еду, а также загоны и фураж для скота. По всей империи таких тампу, по разным подсчетам, было от 1000 до 2000. Их размеры, план и архитектура сильно разнились в зависимости от их значимости и дополнительных функций, которые они могли выполнять. Неко­торые служили административными центрами в тех регионах, где не существовало провинциаль­ных центров, как это часто случалось у южных границ империи, например, в Катарпе, в оазисе Сан-Педро-де-Атакама (на севере современного Чили).

У большинства дорог, через каждый 1—8 км — в зависимости от рельефа — проживал с семьей специальный гонец, часки, «передающий из рук в руки». В его задачу входило доставлять по на­значению (как правило — бегом) послания или небольшие предметы, которые ему приносил ча­ски, располагавшийся на предыдущей почтовой станции. Таким образом то или иное послание до­ходило из Лимы до Куско всего за три дня, хотя разделяют эти города 750 км. Адресат и место на­значения указывались устно, но само послание со­держалось в кипу.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

 

Читайте также: