Показать все теги
Следующая глава
Вернуться к оглавлению
Империя инков
Покоренные инками народы в большинстве своем принадлежат к одной и той же цивилизации, географические контуры которой могут быть определены довольно четко. Область, которую археологи называют «центральными Андами», включает в себя побережье, горы и амазонское предгорье современного Перу, высокогорья Боливии и крайний север Чили. С запада она ограничена Тихим океаном, с востока — амазонским лесом. Ее северный рубеж совпадает с рекой Тумбес (вблизи современной границы между Перу и Эквадором), линией изменения режима дождей (экваториального на севере, тропического на юге) и понижением горной цепи. Эта экологическая граница дублируется барьером географическим: 400 километров лесистых тропических гор и пересеченная местность разделяют Кахамарку, что на севере Перу, с эквадорской Лохой. На побережье 200 километров пустыни разделяют долину Ламбайеке с долиной Пиуры (север Перу). У южных границ центральных Анд верхние плато, которые продолжают бассейн озера Титикака к югу, плавно переходят в огромные соленые пространства, почти необитаемые, которые на тихоокеанском побережье утыкаются в обширную пустыню Атакама. Боливийская долина Кочабамбы, уже отделенная от верхнего плато тремястами километров гор, изолирована и от регионов, расположенных чуть восточнее, крайне негостеприимной боливийской горной цепью.
Эти границы не стали помехой для культурных, экономических и даже политических отношений. Товарообмен между Андами и, к примеру, Амазонией всегда был интенсивным, а в некоторых местах инки распространили свое господство и до верхней Амазонии. Эти рубежи определяют скорее территории с достаточно разнящимися географическими условиями, где можно развивать различные способы организации жизни. Испанцы очень быстро уловили эти географические и культурные совпадения. Они дали определенному нами чуть выше пространству имя «Перу» — по названию южноколумбийского или эквадорского участка побережья, с которым одна из экспедиций впервые ознакомилась в 1520-х годах, — отчетливо противопоставив его «провинциям Кито», соответствующим современному Эквадору (который является частью северных Анд), и «Чили», территории индейцев мапуче (которая является частью Анд южных). Именно в этом смысле здесь и будет употребляться слово «Перу», из него исключаются лишь две амазонских трети современной республики Перу и, наоборот, к нему присоединяется высокогорья современной республики Боливия и север Чили. За исключением верхних южных плато, центральные Анды представляют собой раздробленную, неоднородную территорию. Прибрежные долины перемежаются с пустынями в несколько десятков километров длиной. Андские долины зачастую очень узкие, даже крошечные, и, опять же, изолированы одни от других крутыми склонами или практически непреодолимыми цепями гор.
Регионы производства
В центральных Андах путешественник, перемещаясь от океана к амазонскому лесу, может обнаружить на пространстве в 200 км огромное множество экосистем. Подобное разнообразие и близость различных жилищ и поселений не встречается больше ни в одном уголке мира и детерминировано крайне самобытными формами экономической и социальной организации. Перуанцы различали (и продолжают различать) три основных типа сфер и регионов производства, которые распределяются по вертикальной оси. На языке кечуа термином юнканазывают жаркие влажные земли, которые простираются от одной части Анд до другой между 1500 и 2800 м (в зависимости от места) над уровнем моря. Умеренные горные долины, которые в некоторых регионах поднимаются до 3500 м — верхний предел разведения маиса, — получили имя кечуа. Высокогорные безлесные саванны, расположенные на высоте от 3000 или 3500 м до 4800 или 5200 м, называются пупа. Заморозки здесь делают бесполезным всяческое орошение. На высоте порядка 5000 м пуна сменяется скалистыми образованиями, над которыми высятся заснеженные вершины и ледники и вся растительность которых ограничивается лишайниками и мхом. Высота нескольких десятков горных вершин превосходит 6000 м.
Между песками Атакамы и Пиуры побережье Южной Америки представляет собой пустынную полосу, где, за исключением легкой зимней измороси, никогда не идут дожди. Спускающиеся с Анд реки образуют там долины-оазисы, разделенные расстояниями в 20—60 км. Очень узкие на юге, более широкие, но короткие в центре, эти долины широки и глубоки на севере, где они дали пристанище некоторым наиболее сложным и блестящим обществам древнего Перу. За долгие тысячелетия обитатели побережья развили гигантскую сеть ирригационных каналов, что позволяло им разводить маис, хлопок, обычную и бутылочную тыкву. Выше 300 м, где наиболее жарко, разводили коку (которая является возбуждающим средством и притупляет чувство голода), стручковый перец и фруктовые деревья: аннону, авокадо, гуаву и паку. Чрезвычайно богатые планктоном, омывающие побережье холодные воды поражают многообразием морской фауны, благодаря чему в тех местах обитают огромные стаи промышляющих рыбной ловлей птиц, помет которых (гуано) еще с древних времен используется в качестве удобрения. Восточные предгорья Анд были заселены не столь густо, как побережье и высокогорья, но представляли большой экономический интерес для горцев, которые устраивали там поселения, разводя коку, хлопок, тыкву, перец, арахис и авокадо. Из этих растений они экстрагировали смолу и благовония, а также использовали их в качестве лекарственных средств.
Наибольшая концентрация горного населения наблюдалась в умеренной зоне, кечуа, между 2500 и 3500 м, где туземцы культивировали маис, фасоль, киноа, а также корнеплоды и таруи (семейство бобовых). Благодаря ирригации эти земледельцы давным-давно научились удлинять сельскохозяйственный сезон и сглаживать неудобства, вызванные переменчивостью погоды. При инках были построены тысячи километров каналов, которые добавились к тем, что были возведены предыдущими государствами. Они повсеместно увеличили число орошаемых террас, так как умеренная зона располагается главным образом на склонах и не может должным образом эксплуатироваться без значительных работ по благоустройству территории.
Пупы — это покрытые всевозможными злаками и кактусами степи, которые занимают большую часть территории центральных Анд. Там обитают представители семейства оленевых (луйчу и тарука), грызуны, семейства шиншилловых (вискача), дикие верблюды (викуньи) и хищники (например, лисицы или пумы). На многочисленных озерах можно встретить самых разнообразных птиц. Для людей пупа является приоритетной зоной экстенсивного разведения лам и альпак. В нижней части пуны, во впадинах, защищенных от ночных заморозков, между 3500 и 4000 м, выращивают корнеплоды: картофель (папаизвестно 470 его разновидностей), оку, ольюко, машуа, анью, маку, а также зерновые — каньиву и киноа. От Кахамарки до Куско пуна представляет собой одну большую волнистую степь. На юге она образует вокруг бассейнов озер широкие плато, которые простираются вплоть до боливийской провинции Липес. Эти верхние плато определяют в недрах центральных Анд специфичное пространство, центром которого и являются, — испанцы называли его «Чаркас», затем «Верхнее Перу». В сердце этого пространства расположено озеро Титикака (самый высокий судоходный водоем в мире), у берегов которого находятся самые плодородные земли верхнего плато, — умеренный климат этих мест благоприятствует земледелию. «Доиспанские» обитатели верхних плато расширили сельскохозяйственные площади благодаря технологии «затопляемых полей», которая создает вокруг борозд тепловую защиту. Эта технология, способствовавшая развитию Тиауанако, канула в Лету вскоре после Испанского завоевания. В той части Перу, что расположена к северо-западу от линии водораздела между бассейном озера Титикака и регионом Куско, пуна представляет собой скорее периферийное пространство, гораздо менее значимое с точки зрения демографии и политики. Но относительно слабое заселение этой волнистой пуны ничуть не принижает ее экономическую важность для населения, проживавшего в нижних ее районах: в этих степях обитает множество животных, которые в Андах являются одним из основных источников богатства.
Погода в центральных Андах почти не меняется, и времена года определяются не «теплыми» и «холодными» месяцами, но выпадением осадков. Здесь есть сезон дождей, от октября до апреля, и сухой сезон, от мая до сентября. На восточном склоне дожди не редкость, тогда как на западном они проходят нечасто.
Северные Анды («провинции Кито») в географическом плане от Анд центральных отличаются довольно-таки сильно. Побережье там покрыто мангровыми и тропическими лесами, которые инки сочли негостеприимными и, в сущности, даже не пытались интегрировать в свою империю. Влажные прерии, которые простираются выше 3500 м, хотя и благоприятствуют разведению лам и альпак, эксплуатировались лишь тогда, когда инки приводили туда свои стада. Горные долины (пейзаж которых во многом схож с ландшафтом перуанской кечуа) с давних времен густо населены земледельцами, чем, судя по всему, и объясняется тот величайший интерес, который проявили к ним инки. Никакой другой регион, однако, не оказал им столь ожесточенного сопротивления, вероятно, потому, что северные андские общины, развивавшиеся в несколько иной среде, нежели их перуанские соседи, сильно отличались от последних с социально-экономической и культурной точки зрения, чтобы легко согласиться на вступление в те политические и идеологические структуры, которые хотели навязать им инки.
Империя «Четырех сторон света»
На момент Испанского завоевания Инкская империя насчитывала от 10 до 12 миллионов жителей и представляла самую густонаселенную горную цепь в мире. Инки называли свое государство Тауапшипсуйу, что на языке кечуа буквально означает «четыре объединенные полосы» и что иногда переводят как «четыре стороны света». Тауантпинсуйу действительно было разделено на четыре части, каждая из которых простиралась от одной до другой из четырех основных дорог, что отходили от столицы. Ввиду отсутствия двухмерных карт, инки представляли себе контролируемые ими территории как пространство между дорогами, вдоль которых находились возведенные ими административные центры и постоялые дворы. Каждая из четвертей империи, таким образом, инкам казалась «полосой», определенной одной из этих дорог. Существовали текстильные «карты» в форме кипу, где каждая дорога была обозначена веревочкой, на которой узелками отмечались провинции, города или постоялые дворы. Название Тауантпинсуйу указывает также на то, что, через свое господство, инки намеревались обеспечить общность территории, которая представлялась им в виде этнической и лингвистической мозаики, помещенной в некое географически раздробленное пространство.Обряды и легенды инков свидетельствуют о том, что в Куско они видели как раз таки священный центр этого воссоединившегося мира.
Каждая из четырех частей, составлявших Империю, была известна под именем одной из этнических групп, которая в ней обитала и которая метонимически обозначала другие группы. К северо-западу от Куско простиралась Чинчасуйу, или «полоса чинча», по названию богатого прибрежного государства, с которым инков связывали многовековые связи. К юго-западу тянулась Кунтисуйу, или «полоса копти», важной группы, поселившейся в этой части приморского склона гор. К югу уходила Кольясуйу, или «полоса колья», народа, который занимал северную часть бассейна озера Титикака и долгое время являлся главным соперником инков. К востоку разворачивалась Аптисуйу, где, помимо прочих, жили анти, которых испанцы также называли «анды». Они занимали покрытый тропической растительностью горный массив, находившийся к северо- востоку от Куско и именуемый испанцами «Горной системой андов». Сам термин «Анды» начал употребляться в отношении этой горной системы гораздо позже.
Куско
Расположенный на высоте 3450 метров, в долине реки Уатанай, Куско не выглядел четко структурированным городом. Столица была относительно мелким центром, разместившимся у подножия холма, поселением, в котором были сконцентрированы элитные строения и окрестности которого расстилались по отрогам долины.
Действительно, чтобы максимально расширить площадь пригодных для обработки земель, инки возводили в глубине долины лишь террасы, дороги и каналы. Строения Куско были «зажаты» между двумя реками-каналами, Уатанайи Тульюмайу.
Принято считать, что в Куско проживало от 15 000 до 20 000 человек, главным образом представителей элиты и их слуг. Здесь же находились дворцы умерших Инков. В них хранились мумии правителей и их потомков, а также, как и в храмах, множество золотых и серебряных предметов в виде посуды, статуй и пластин, украшавших стены и крыши. Для инков эти металлы не имели денежной ценности, а их использование являлось уделом лишь знати. Крайняя степень аккумуляции их в столице, вероятно, должна была подчеркнуть священный характер этого места. Куско, таким образом, был прежде всего религиозным городом и своего рода музеем памяти об инкских правителях. Боги и умершие почти беспрестанно и в огромных количествах получали там подношения, потребляя довольно-таки значительную часть ренты правящего Инки. Хуан Поло де Ондегардо, испанский чиновник, который тщательно изучал инков в 1550-е годы, описывал столицу так: «Куско был домом и жилищем богов, и в городе невозможно было найти ни одного фонтана, прохода или стены, о которых бы не говорили, что у них есть своя тайна». Стоило путешественникам открыть для себя этот город, перейдя через перевал, как они уже не жалели для него молитв и подношений.
"Канча" в Олъянтайтамбо
Базовым элементом инкского градостроительства являлась совокупность прямоугольных в плане, однокомнатных и одноуровневых, строений, расположенных вокруг какого-либо двора. Такую постройку называли канча («огороженное место»), так как обычно она была окружена высокой стеной с одной или двумя входными дверьми, что гарантировало обособленность проходившей за этой «оградой» жизни.
Предположительная перспектива площадей Аукайпата (1) и Кусипата (2) в Куско.
А - Современное расположение церкви св. Франциска; В - Современное расположение дома Гарсиласо де ла Веги
Такая структура была характерна как для обычных жилищ, так и для дворцов и храмов, в которых «проживали» боги. Улицы Куско представляли собой узкие проходы между высокими стенами, заключавшими в себе эти жилые или религиозные комплексы. С одной из сторон города находилась огромная, 190x165 м, площадь. Она была известна под названием Аукайпата («площадь отдыха»), так как служила для проведения крупных обрядовых пиршеств. Ограниченная с одной из сторон рекой Уатанай, она тянулась вдоль этой реки, плавно переходя в другую, почти столь обширную площадь, которая называлась Кусипаша («площадь увеселений»), — на ней проходили военные парады.
Куско выглядел относительно однообразным: большинство домов, храмов и дворцов были одноэтажными, и все без исключения имели соломенную кровлю; никакое сооружение, вроде мексиканских пирамид, не выделялось среди этих однородных строений. Городской рисунок во многом был продиктован топографией: здания центра располагались на высоком отроге, разделявшем реки Тульумайу и Уатанай, тогда как прочие постройки громоздились друг над другом на склоне холма.
Над всем этим скоплением зданий высилась огромная крепость и храм Саксайуаман, построенная на возвышенности в северной части города. Сегодня от нее остались лишь самые большие камни, те, которые испанцам не удалось переместить при строительстве колониального города.
Город Куско в описании Педро Санчо (1534 г.)
Этот город — величайший и прекраснейший из всех, когда-либо виденных в этой стране или где-либо в Вест-Индии. Он настолько красив, а здания его настолько прекрасны, что он был бы великолепен даже в Испании.
Он весь состоит из жилищ, принадлежащих сеньорам, так как простые люди в нем не живут. [...] Большая часть зданий построена из камня, а у остальных из камня сделана половина фасада. Есть также много домов из саманного кирпича, очень умело построенных. Они располагаются вдоль прямых улиц по крестообразному плану. Все улицы — мощеные, а посередине каждой улицы проходит облицованный камнем канал для воды. Единственный недостаток этих улиц в том, что они узкие: только один человек может проехать верхом по каждой стороне канала. [...] Площадь, квадратная по форме, находится в наиболее равнинной части и полностью покрыта мелким гравием. Вокруг высятся четыре господских дома, из тесаного камня и раскрашенные. Самым красивым из четырех является жилище Гуайнакабы [=Уайна Капак], старого касика. В него ведет вход из красного, белого и разноцветного мрамора, и он украшен другими двугранными конструкциями, великолепными на вид [...] На вершине круглого и очень крутого холма, нависающего над городом, стоит невероятно красивая крепость из камня и самана. Ее большие окна выходят на город, что делает ее еще более прекрасной. За крепостной стеной находятся многочисленные здания, а посреди них — главная башня цилиндрической формы, в четыре или пять этажей. [...] Камни [башни] такие гладкие, что могут сойти за полированные доски. [...] В крепости столько помещений и башен, что одному человеку никак не осмотреть их за день. Многие испанцы, бывавшие в Ломбардии и в других чужеземных королевствах, утверждают, посетив ее, что никогда не видели ни подобного здания, ни столь же хорошо укрепленного замка. [...] Самое прекрасное, что можно увидеть в этом городе, — это его крепостная стена. Она сложена из камней столь огромных, что ни за что не поверишь, что их поставили на места обычные люди. Они такие крупные, что кажутся кусками скалистых гор.
Стены Саксайуамана (согласно Джорджу СквайrУ, 1877 г.)
Долина реки Уатанай отличалась очень плотной застройкой. Рядом, в предгорьях инки возвели террасы, ирригационные каналы, комплексы хлебных амбаров и новых деревень, где они размещали крестьян, прибывавших из различных провинций империи. Здесь же находились и загородные дома представителей местной аристократии, а также храмы. Общее количество жителей столицы и ее предместий могло достигать 100 000 человек.
«Куско» (Куску) — термин из языка аймара, означающий «сова». Согласно инкскому мифу об основании этого города, Манко Капак, прибыв в окрестности будущего Куско, приказал одному из своих братьев, Айару Аукеу взлететь на каменный столб, расположенный неподалеку от того места, на котором однажды возникнет Золотой Храм (Ко- риканча), и закрепиться там, дабы обозначить свое владение этой территорией. Айар Аука так и сделал, превратившись в указанном месте в камень. Этот монолит известен с тех пор под именем Куску Уанка, «Скала Совы», вероятно, потому, что Айар Аука превратился именно в эту птицу, чтобы долететь до сего межевого камня. Он-το и дал свое имя этому поселению, постепенно разросшемуся вокруг него и ставшему называться просто Куско.
Область метрополии
Выше долины реки Уатанай, в радиусе примерно 70 км, простиралась собственно территория инков, та, на которой они основали протогосударство за несколько веков до образования Тауаптип- суйу. Защищенная каньоном реки Апуримак, через которую можно было переправиться лишь по подвесным мостам, и граничащая с амазонским лесом, эта территория была почти неприступной, за исключением разве что долины реки Вильканота — владений племен капа и канчи, союзников инков.
Все правители, начиная с Виракочи и заканчивая Уаскаром, возводили себе загородные резиденции именно в этом регионе, вместе со своим Двором проживали в течение сухого и холодного сезона. Излюбленной территорией для строительства этих загородных дворцов была долина реки Вильканота, между Писаком и Мачу-Пикчу, находившаяся неподалеку от столицы, но обладавшая гораздо более мягким климатом. Все резиденции были оснащены усовершенствованными гидравлическими конструкциями: резные фонтаны изливали воду каскадами посредством каналов, а также искусственных озер, в которых, под звуки журчащей воды, отражались строения. Повсюду вокруг простирались леса, парки и охотничьи заповедники. В регионе Куско имелось по меньшей мере 18 таких владений. Одним из наиболее утонченных являлся дворец Киспигуанка, построенный Уайна Капаком неподалеку от современного городка Урубамба, на высоте 2800 метров. С точки зрения географического положения одним из наиболее впечатляющих выглядит принадлежавший Инке Виракоче дворец Какиа-Шакшагуана (современный Учуй-Куску) — расположенный на выступе на высоте 3650 метров, он на 600 м возвышается над долиной Вильканоты. Но самая знаменитая резиденция правителей — это, конечно же, Мачу-Пикчу, находящаяся в трех-четырех днях пути от Куско. Построенный Пачакути, дворец Мачу-Пикчу, с его 200 строений, мог послужить комфортным прибежищем для 750 человек одновременно. Еду и напитки в него доставляли из столицы, так как Мачу-Пикчу почти не располагает сельскохозяйственными террасами и по соседству нет ни одного крестьянского двора, как, впрочем, и складских помещений. Не было обнаружено в нем и земледельческих орудий. Воины и управляющие, вероятно, размещались лагерем вокруг поселения. В резиденции Инки имеются термы и сад, как и в других местах, например в Кахамарке. Но главная деятельность Двора разворачивается внутри, на площади, которая занимает примерно треть всей площади поселения (если не считать террасы). Мачу-Пикчу, вероятно, главным образом был призван укреплять социальные связи между инками посредством пиршеств и религиозных церемоний во время сухого сезона. Пачакуши знал, что соперничества и конфликты — отнюдь не редкость в недрах элиты, и, по всей видимости, хотел создать приятную и гармоничную обстановку, в которой можно было бы поклоняться богам и наслаждаться жизнью в обществе представителей самых могущественных семейств Куско.
Центры провинций
Инки создали около 80 административных и церемониальных центров на новых местах, призванных служить центрами провинций. Большинство расположены в четырех или пяти днях пути друг от друга.
Церемониальная платформа (усну) в Пумпу (Чинчасуйу)
В этих центрах всегда есть очень большая площадь, прямоугольная или трапециевидная, где население провинции периодически пировало на средства Инки, в благодарность за работу на благо правителя. В таких случаях религиозные церемонии позволяли обновлять соглашение, заключенное между Инкой и его подданными. Обряды подношений богам проводились на возвышенной платформе (усну), чтобы в них мог участвовать весь собравшийся на площади народ.
Таким образом, инкские поселения были не просто настоящими городами, или даже административными центрами, но «центрами благосостояния». В них отсутствовал рынок, и на протяжении большей части года обитаемыми были лишь некоторые из их строений. К тому же после Испанского завоевания эти «искусственные» города были поспешно оставлены. Так, постоянное население Атун-Шауши, одного из наиболее крупных центров, составляло всего порядка 7000 человек.
Но когда город заполнялся людьми для совершения обрядов, которые превозносили имперское единодушие, его численность возрастала многократно. Конкистадор Мигель де Эстете, который в 1532 году видел это поселение в подобных обстоятельствах, решил даже, что оказался в одном из крупнейших городов на всем континенте. Эрнандо Писарро, побывавший там в 1533 году, утверждает, вероятно, несколько преувеличивая, что видел там 100 000 «служивых индейцев», которые пировали и танцевали. В этих городах имелась, как правило, и резиденция правителя, где Инка останавливался проездом, а также храм Солнца и «дом избранных женщин» (акльяуаси), в котором постоянно проживали и работали женщины, посвятившие себя культу Солнца и приготовлению маисового пива и церемониальных одежд.
Из всех этих центров провинций лучше всего, вероятно, сохранился город Уануко. В центре этого поселения, расположенного на высоте 3700 м, на дороге, что соединяет Куско и Кито, находилась огромная площадь (520 х 360 м), способная вместить очень большое количество людей. Посреди нее высилась платформа, служившая сценой для обрядов подношения, столь грандиозная, что ее мог видеть каждый. В случае дождя гуляки укрывались в окружавших площадь больших строениях продолговатой формы и продолжали пировать уже там.
План Уануко (Чинчасуйу)
От площади исходили несколько улиц, деливших город на сегменты, которые простирались на 2 квадратных километра и включали в себя примерно 4000 построек в типично инкском архитектурном стиле.
Административный центр: Ума-Порко (Кольясуйу)
На ближайшем холме размещались около 700 хлебных амбаров, которые служили для снабжения армий и временных жильцов.
Подобные центры чаще всего встречаются в высокогорьях и в срединной части Тауантинсуйу. На побережье инки возвели лишь два поселения: Инкауаси, в долине Каньете, и Тамбо-Колорадо, в долине Писко. Ни одного инкского города не существовало на территории древней Империи чиму, за исключением разве что Тумбеса, от которого уже ничего не осталось. В Кольясуйу инки построили гораздо меньше административных центров, чем в высокогорьях Чинчасуйу, предпочитая занимать древние поселения, вроде Атун- Кольи или Чукуито. На крайнем юге Империи, в регионах, принадлежащих сегодня Аргентине и Чили, где плотность населения была несколько меньшей, а единственными полезными ископаемыми являлись минералы — в частности, чилийский обсидиан, — инки приказывали возводить лишь постоялые дворы.
Дороги, постоялые дворы, почтовая связь
Самым впечатляющим материальным достижением инков, вероятно, является их дорожная сеть. В 1532 году Мигель де Эстете, участвовавший в экспедиции Писарро, замечал относительно ее главного участка, того, что соединял Куско с То- мебамбой: «Это одно из величайших сооружений, которые видел мир». Менее чем за сто лет инки построили 40 ООО км дорог, по большей части мощенных щебнем. Это самая значительная дорожная сеть из существовавших до промышленной эры. Ввиду отсутствия тягловых животных, а стало быть и телег, по этим путям перемещались лишь пешеходы да караваны лам, и лишь оборудованные системой дренажа мощенные щебнем дороги могли обеспечить ровное и постоянное движение по крутым горным склонам, ежегодно разрушаемым проливными дождями. К тому же в Центральных Андах заселенные районы отделены друг от друга практически необитаемыми зонами, представляющими значительные препятствия для движения: пустынями, горными цепями, крутыми склонами, лесистыми зонами.
Мост через реку Апуримак (согласно Джорджу Сквайру, 1877г.).
Сквайр был одним из последних, кому довелось увидеть этот инкский мост (45 м в длину), поддерживаемый до того времени в порядке окрестными общинами
В общем, государство не могло функционировать без инфраструктуры, которая бы сделала возможным относительно легкое и быстрое перемещение армий, представителей власти, рабочей силы и товаров. В этом плане инкские дороги не только служат общественным целям, но и помогают государству держать под контролем свои территории, свободно перебрасывая в любое место войска и своих представителей. Эта дорожная сеть, называемая капак пьян, «Великая дорога», являлась наиболее осязаемым и повсеместным выражением власти Инков. Главный ее участок был главной артерией империи и в некоторых местах достигал более шестнадцати метров в ширину. В основном же ширина инкских дорожных путей колебалась от одного до четырех метров, притом что, в зависимости от рельефа, они могли трансформироваться в вереницу ступеней. Особую значимость имели и два других участка: тот, что соединял Куско с южными провинциями, и тот, что шел вдоль побережья. Поперечные дороги соединяли эти продольные оси или уже уходили к восточным предгорьям. В прибрежной пустыне, где любые возможные пути были покрыты песком, дороги были отмечены палками, вбитыми в землю через регулярные интервалы.
Переправа через реки и каньоны осуществлялась по мостам различного типа. Империя насчитывала более сотни мостов из переплетенных волокон, технология производства которых была весьма сложной. Сделанные из лиан и досок, закрепленные на каменных выступах, они обеспечивали относительно легкий переход для скота и армий.
Там, где движение было менее интенсивным, через реку перебирались в подвешенном к канату подъемнике. В теснинах переходы осуществлялись по каменным или деревянным мостам.
Вдоль инкских дорог, через каждые 15—25 км (что равнялось дню пути для каравана лам) стояли тампу, своего рода постоялые дворы. Путники находили там кров и еду, а также загоны и фураж для скота. По всей империи таких тампу, по разным подсчетам, было от 1000 до 2000. Их размеры, план и архитектура сильно разнились в зависимости от их значимости и дополнительных функций, которые они могли выполнять. Некоторые служили административными центрами в тех регионах, где не существовало провинциальных центров, как это часто случалось у южных границ империи, например, в Катарпе, в оазисе Сан-Педро-де-Атакама (на севере современного Чили).
У большинства дорог, через каждый 1—8 км — в зависимости от рельефа — проживал с семьей специальный гонец, часки, «передающий из рук в руки». В его задачу входило доставлять по назначению (как правило — бегом) послания или небольшие предметы, которые ему приносил часки, располагавшийся на предыдущей почтовой станции. Таким образом то или иное послание доходило из Лимы до Куско всего за три дня, хотя разделяют эти города 750 км. Адресат и место назначения указывались устно, но само послание содержалось в кипу.
Следующая глава
Вернуться к оглавлению