ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Экономическая жизнь империи инков
Экономическая жизнь империи инков
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 18-05-2014 15:09 |
  • Просмотров: 3728

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Экономическая жизнь империи инков

Инкская империя с точки зрения ее эконо­мической организации, мало походила на дру­гие империи прошлого: городское население было в ней очень незначительно, в силу чего все то, что необходимо для обеспечения по­требностей населения почти не перемещалось на большие расстояния. Куско не был, как Рим, центром обширной сети перемещения товаров. В большей части высокогорий местная экономи­ка не знала ни рынков, ничего такого, что могло бы позволить инкам извлечь пользу из того, что производилось в той или иной местности. Кусканцы используют традиции, согласно которым касики обычно привлекала рабочую силу своих подчиненных, мобилизуя ее для строительства земледельческих террас и ирригационных ка­налов на пустошах, которые теперь государство присваивало себе и отдавало для возделывания местному населению. Так инки заставляли работать на них жителей горных селений. Те же механизмы позволяли Верховному Инке повсе­местно добиваться постоянного увеличения по­головья скота в своих стадах. Главным образом продукция, полученная с земель и от племенно­го скота, потреблялась на местах: она позволяла содержать и снаряжать гарнизоны и кормить подданных Инки, пока они трудились на благо правителя. Квалифицированные работники, ре­крутированные и распределенные Верховным Инкой по центрам провинций или ремесленным объединениям, производили товары, которыми Инка вознаграждал своих подданных и особенно провинциальных вождей за такую мобилизацию рабочей силы. Таким образом, в Инкской импе­рии шла двойная экономическая жизнь, так как в ее недрах сосуществовали две связанные между собой, но отдельные организации: натуральное хозяйство, в котором айлью продолжало произ­водить большинство товаров, необходимых для жизни его членов, и государственная экономика, вынуждающая крестьянские дворы производить излишки, которые инки перемещают и перерас­пределяют. Торговля не то чтобы отсутствовала, но на большей части территории государство пыталось подменить ее собой и само обеспечить циркуляцию товаров. На побережье, где суще­ствовали более специализированные хозяйства, государство довольствовалось тем, что взима­ло вперед часть дани, не развивая производст­венный аппарат.

Личное хозяйство

Производство

Благодаря крайнему разнообразию природных зон Центральные Анды являлись одним из са­мых крупных центров окультуривания растений в мире. Этот процесс там начался столь же давно, как и на Ближнем Востоке или в Китае. Перуанцы культивировали несколько десятков видов рас­тений, больше, чем любой другой американский народ. В нижней пуне, между 3700 и 4000 м, вы­ращивают киноа и различные корнеплоды: карто­фель, которого сейчас существует порядка 470 раз­новидностей, оку, машуа и ольюко. Выше 4000 м, в верхней пупе, помимо сельского хозяйства раз­вито разведение лам и альпак. В горных долинах (кечуа) выращивают главным образом маис, тогда как ниже 2500 м культивируют еще и фасоль, тыкву бутылочную и обыкновенную, авокадо, маниоку и хлопок.

В пупе заморозки зачастую уничтожают весь урожай. Тем не менее во многих регионах обита­тели этой природной области занимаются разве­дением скота. Лама используется как вьючное животное (за день может она перенести до 30 кг на расстояние примерно в 20 км) и дает мясо, шерсть и шкуры. Альпаку, более слабую, выращивают ис­ключительно ради мяса и шерсти. Засохший навоз этих двух животных является прекрасным топли­вом в горах, где деревья встречаются весьма ред­ко. Опять же, именно в пупе находится большин­ство соляных копей, рудников и озер, где можно заняться рыбной ловлей и где обитают гуанако и два вида оленей, на которых перуанцы периоди­чески охотятся. Но развитие демографически и политически значимых обществ выше 3700 м не было бы возможным без изобретенных жителями пупы технологий консервации продуктов питания. Высокогорные прерии Центральных Анд действительно достаточно сухие и холодные для высушивания корнеплодов и мяса за счет по­переменного воздействия ночных заморозков и солнечных лучей. Итак, древнеперуанские обще­ства располагали способами, благодаря которым продукты можно было хранить в течение не­скольких лет, поэтому населению были не страш­ны неурожаи, вызванные частыми морозами или засухами.

К тому же пупа всегда представлялась жителям Анд диким пространством, вероятно, потому, что ее унылый пейзаж резко контрастирует с ланд­шафтом кечуа, где сразу чувствуется рука челове­ка. Действительно, в горных долинах в сезоны дождей, когда с вершин сходят потоки камней и грязи, равнинное пространство становится весь­ма ограниченным и крайне опасным. Обитателям пуны зачастую приходилось буквально вырезать на склонах сельскохозяйственные террасы, к кото­рым вода поступает по специальным каналам. Ир­ригация жизненно необходима в долинах, так как земледельцы там страдают от хронической нехват­ки продуктов, ввиду короткого периода пахоты и посевной в начале сезона дождей. Таким образом, для тех, кто выращивает маис, крайне важно рас­ширить этот период за счет орошения. В инкскую эпоху повсеместно использовались удобрения: на­воз ламы или помет морских птиц — гуано, толстые слои которого находились на необитаемых остро­вах у побережья. Пригодные для возделывания земли, крайне ограниченные, эксплуатировались так интенсивно, что для пропитания целой семьи достаточно было и урожая, собранного с одного гектара.

Основу питания обитателей высокогорий и даже долин составлял картофель. Маис еже­дневно могли позволить себе лишь представите­ли высшего класса; простые люди потребляли его в виде пива, во время проведения ритуалов или по праздникам. Таким образом, маис являлся важ­ным фактором политической жизни, особенно по причине значимости маисового пива в отно­шениях между касиком и его подданными: кура- ка должен был угощать этим напитком всех, кто трудился в полях, в его доме или же выполнял для него какую-то иную работу. Любой знатный инка обязан был иметь дома не только запас маиса, но и как можно больше младших жен, которые мог­ли бы приготовить для него необходимое коли­чество пива.

В Андах были одомашнены пять видов живот­ных (больше, чем где-либо еще в Америке): лама, альпака, собака, морская свинка и мускусная утка. Собак разводили как поедателей отходом и на счастье, тогда как морская свинка и мускусная утка, наряду с ламой и альпакой, были главными по­ставщиками мяса на столы древних перуанцев.

Полезность ламы и альпаки (согласно Хосе де Акосте, 1589 г.)

Нет в Перу большего богатства и ценности, чем местные животные, которых наши называ­ют индейскими баранами, а сами индейцы на их языке — ламами; так как, с какой стороны ни посмотри, это самое полезное и неприхот­ливое животное из всех известных. От него, как в Европе от овец, получают пищу и одежду; ко всему прочему, можно его использовать и в качестве тягловой скотины. К тому же нет никакой необходимости тратиться на подковы, вьючные седла или овес, так как лама служит своему хозяину совершенно бесплатно, доволь­ствуясь травой, которую находит в полях. [...]

Из плоти этих животных [лам и альпак] они делают чарки или сушеное мясо, которое хра­нится очень долго и очень дорого стоит. [...] Скот этот дружит с холодными температурами; вот почему он живет в сьерре и умирает на по­бережье. Бывает, он весь покрывается льдом и инеем, но несмотря на это остается вполне до­вольным и здоровым.

В отсутствие тягловых животных андские зем­ледельцы использовали примитивные орудия тру­да. Основным из них является чакитаклья, заступ, которым работают как с нашей лопатой.

Мужчины поднимали пласты земли, в то вре­мя как женщины отрясали комья или опускали в борозду семена. Так как это медленный процесс, работа в поле требовала одновременное участие сразу нескольких семейств, сотрудничество между ними, таким образом, являлось одной из основ кре­стьянской жизни. Такая, ставшая нормой, коопе­рация между крестьянскими дворами выражается термином айни, что на языках кечуа и аймара обо­значает предложенную помощь, на которую вы­годоприобретатель должен ответить какой-либо

равнозначной услугой. Айни, как правило, действу­ет среди членов одного и того же айлью и создает или поддерживает между ними некие социальные отношения.

Насколько нам известно, равнина и пуна экс­плуатировались различными и символически противоположными «сословиями», что, впро­чем, не делало эти айлью менее взаимодополняемыми в экономическом плане.

Пахота (согласно Фелипе Гуаману Ломе, 1615 г.)

 Пахота (согласно Фелипе Гуаману Ломе, 1615 г.)

Те, кто выращивал маис, нуждались в ламах для перевозки урожая с по­лей в амбары и почти ежедневно потребляли про­дукцию пупы (свежие или сушеные корнеплоды, вяленое мясо, соль, шерсть и т.д.), не считая того, что источники или озера, от которых отходят их ирригационные каналы, зачастую находились по­среди пастбищ. Что касается обитателей пуны, то они обожали маис, наиболее ценное из всех вы­ращиваемых растений, и маисовое пиво. Иногда эти различные айлью проживали в одних и тех же деревнях, на границе между двумя природными областями. Но их отношения, ввиду того, что по­стоянно приходилось о чем-либо договариваться, зачастую были весьма сложными, порой даже кон­фликтными. Там, где существовала централизо­ванная власть, они регулировались касиком льякты, политической общности, охватывающей, как правило, обе природные области.

На побережье наиболее важной экономиче­ской деятельностью являлась рыбная ловля. Так, из 30 000 крестьянских подворий, которые насчитывает «государство чинча», 10 000 тысяч занимались рыболовством и лишь 12 000 земледе­лием. Рыбаки составляли особую группу, которая не занималась земледелием, но получала сель­скохозяйственные и ремесленные товары путем обмена.

Стремление к автаркии

Одной из особенностей андской природной среды является то, что различные экосистемы за­частую мало удалены друг от друга. Всего от одного до десяти дней пути отделяют любую горную доли­ну от амазонских предгорий или от побережья, и всего нескольких часов достаточно для того, что пройти от пастбищ, расположенных на высоте 4000 м до долин, в которых выращивают маис, а в некоторых случаях — и до побережья или тропиче­ского леса. Это близкое соседство природным об­ластей способствовало стремлению к автаркии в недрах каждой горной общины. По сути, оно позволяло менее дорогим и более надежным путем обеспечить себе прямой доступ к той или иной среде для получения товаров, не производивших­ся на собственной территории, — легче было на­править в эти природные области поселенцев, не­жели всецело зависеть от торговцев. Эксплуатация всего разнообразия климатических зон позволяла к тому же уменьшить риск голода, особенно для обитателей пупы. Итак, этнические территории не обязательно были постоянными, но могли об­разовывать настоящие экологические архипелаги, состоявшие из основного уровня и целой россыпи периферических «островков», расположенных на различных высотах и эксплуатировавшихся посе­лившимися там колонистами либо периодически, либо же постоянно.

В регионе Уануко, в центральной части совре­менного Перу, чупайчу, этническая группа языка кечуа, состоящая из нескольких тысяч подворий, имела свой собственный территориальный уро­вень в кечуа, на высоте 3000—3200 м, между доли­нами рек Уальяга и Мараньон. В трех или четырех днях пути по направлению к горной вершине, в пуне, это индейское племя располагало картофель­ными полями, пастбищами и соляными копями. В трех или четырех днях пути в противополож­ном направлении, в жаркой климатической зоне (юнке), чупайчу выращивали хлопок и стручковый перец, еще чуть ниже — коку. Эксплуатировали они и тропический лес, откуда возвращались с древеси­ной для изготовления различных предметов. Пре­тензий на промежуточные территории, которые им приходилось пересекать, чтобы достичь этих периферических анклавов, где они сосуществова­ли вместе с представителями других горных групп, чупайчу никогда не заявляли.

В бассейне озера Титикака, лупака, этническая группа языка аймара, насчитывавшая от 100 000 до 150 000 человек, имела собственную территорию на высоте 4000 м. Сотни подворий поселенцев лу­пака возникли в десяти или пятнадцати днях пути от верхнего плато, на побережье Тихого океана, где они выращивали маис и хлопок, удили рыбу, собирали гуано и водоросли. Эти прибрежные оазисы были полиэтническими.· лупака, к примеру, соседствовали там с индейцами племени пакаса, их южными соседями по верхнему плато. На восточ­ном склоне Анд другие поселенцы лупака выращи­вали коку и добывали древесину.

Государственное хозяйство

Увеличение производства

Изначально Центральные Анды характеризова­лись слабым сельскохозяйственным потенциалом: всего пятая часть их территории была пригодна для земледелия. В доколумбову эпоху значительно увеличилась площадь пахотных земель, соорудив каналы и террасы и осушив болотистые почвы. С начала II тысячелетия н.э. основной заботой обу­строившихся в прибрежных и горных долинах об­ществ становится вода. Расширение сельскохозяй­ственных территорий ускорилось с развитием го­сударств, которые перешли к более рациональному и широкомасштабному управлению рабочей силой. Инкская империя продолжила дело своих пред­шественников, особенно в горных долинах, где она всячески поощряла выращивание маиса (для потре­бления аристократией и войском), опять же возво­дя террасы и ирригационные каналы.

Увеличение производства в имперскую эпоху обусловлено также и возделыванием прежде пу­стующих — по причине постоянных местных войн прошлого периода — земель. К примеру, в верхней долине Мантаро (владении племени уанка), где местное население проживало в находившихся на возвышенностях укрепленных деревнях, Инки перемещали людей к новым, более компактным и рассеянным поселениям, которые находились в глубине долины. Так был оставлен один из глав­ных городов уанка, Тунанмарка. По сути, власть приступает к развитию производства маиса на тех землях, которые не обрабатывались в пред­ыдущую эпоху в силу большой удаленности от укрепленных поселков.

Во многих регионах интенсивная обработка до сих пор почти не эксплуатируемых земель произ­водится за счет переселения туда мишма (что озна­чает «чужак по отношению к тому краю, где он обустроился»), колонистов, приведенных из дру­гих провинций. Инки проводили широкомасштаб­ные переселения племен, размещая почти во всех провинциях Тауантинсуйу доставленных из других мест колонистов, — как на землях, ранее не обра­батывавшихся, так и на тех, что освободились по­сле перевода в другой регион местного населения. Эти перемещения населения отвечали целям не только экономическим, но и политическим: раз­бивая этническую связность провинций, Инки на­деялись воспрепятствовать возможным мятежам и акциям неповиновения. Доходило до такого, что эти колонисты, которые зачастую получали гораз­до более обширные участки, чем те, которыми они располагали прежде, нередко оказывались наде­ленными землей лучше, чем местные жители. Ста­ло быть, существовали митма «экономические», переселенные на некую территорию для развития там мало или вовсе не использовавшихся доселе ресурсов, и митма, так сказать, «обеспечивающие безопасность», — перемещение последних направ­лено на лучший контроль над неблагонадежными провинциями и стратегическими местами, вроде окрестностей ценрта какой-либо провинции или одной из главных дорог. Вполне возможно, что две эти цели колонизации часто совмещались. Среди поселений «экономической» направленности мож­но назвать 200 подворий митма, принадлежавших пяти этническим группам центра и севера импе­рии, которые были размещены в деревнях нижней части территории чупайчу, в регионе Уануко, не­подалеку от дорог, ведущих в тропический лес, к всеобъемлющей эксплуатации которого и хотели приступить инки. Среди поселений скорее «по­литической», даже «военной» направленности фигурируют самые различные по происхождению митма, которых инки распределили по некоторым земелям обитателей долин Кахамарки (край­ний юг Тауантпинсуйу), оказавших им ожесточенное сопротивление. И напротив, случалось и так, что инки депортировали мятежное население в ту из провинций, жители которой были известны своей преданностью Инке. Так, судя по всему, было раз­дроблено большинство горных племен. Благо­даря этим перемещениям населения Инка вырав­нивал свою империю демографически, добавляя жителей туда, где их было мало, и «убирая» оттуда, где их было слишком много. На момент Испанско­го завоевания количество мишма в каждой провин­ции составляло от 10 до 80 процентов от общего числа населения. Эти «чужаки» всегда помещались в местность, экологически похожую на ту, из кото­рой они были выдернуты и которая была им знако­ма. Столь широкомасштабные перемещения насе­ления, вероятно, оказались возможными потому, что на одной и той же высоте представители того или иного племени не испытывали ни малейших проблем с адаптацией, в какую бы часть Тауаншинсуйу ни попадали.

Мобилизация рабочей силы

С экономической точки зрения, по сравнению с империями Древнего мира и Ацтекской империей, характерной чертой Инкского государства является то, что оно взимало со своих подданных не налоги, а рабочие дни: покоренные племена были обязаны возделывать земли Инки, присма­тривать за его стадами, возводить дороги, здания, сельскохозяйственные инфраструктуры, содер­жать постоялые дворы и ткать одежду из постав­ляемой государством шерсти или хлопка. Эта обя­занность называлась мита, «круг, оборот». Земли Инки, даже те, которые повсеместно закреплены им за теми или иными божествами, происходили либо от конфискации тех земель, что принадлежа­ли местным элитам, либо от возделывания некогда целинных земель. Зачастую отданные под выращи­вание маиса, эти земли обрабатывались в режиме миты крестьянами, приносящими доход государ­ству и храмам. Каждый из членов того или иного рода, как только у него появлялось собственное подворье, был обязан периодически присоеди­няться к группе работников, которых айлью еже­годно, на месяц или на два, представляло в рас­поряжение правителя. Человек, выполняющий миту, получал от государства еду и питье и работал в праздничной атмосфере, благодаря чему тот тя­желый труд, за счет которого Империя строилась руками представителей покоренных народов, вы­глядел вполне сносным. Через двадцать с лишним лет после событий, случившихся в Кахамарке, ис­панский чиновник, Хуан Поло де Ондегардо, отмечал, что уплату подати испанскому королевству туземцы считают менее правомерной, нежели соб­ственно работу на испанцев: «Все, что индейцы отдавали верховному правителю, было личными услугами [...] Они не были обязаны ни к чему дру­гому, как только работать [...], так как они скорее согласятся отправиться куда-нибудь на две недели с людьми из их общины для выполнения какой-либо задачи, чем отдадут буасо картофеля, который по­лучили благодаря своему труду». Огромное количе­ство строений и дорог, которые были возведены по приказу Инков всего за несколько поколений, свидетельствует об эффективности этой системы мобилизации рабочей силы. Такая организация и обилие работников с лихвой компенсируют техно­логические слабости перуанцев (относительно их европейских или азиатских современников) и от­сутствие тягловых животных.

Инки изменили политические границы между этническими группами таким образом, чтобы соз­дать демографические единицы, кратные десяти, то есть такие, которые может легко подсчитать имперская администрация. Эти группы были раз­делены на части, состоявшие из десяти, ста и ты­сячи подворий. К примеру, племя чупайчу было организовано в четыре уарапги («тысяча»), каждая из которых насчитывала десять пачака («сотня»). Но, так как индейцы чупайчу располагали немногим менее 4000 подворий, для того, чтобы это еди­ное целое соответствовало десятичной модели, к ним добавили три пачаки соседнего племени керо и одну — племени у арапка. Во главе каждой «сотни» и каждой «тысячи» подворий стоял курака. Касики трех «сотен» подворий керо подчинялись касику чупайчу той «тысячи», в которую входили их «сот­ни». Таким образом, инкское управление своди­лось главным образом к системе мобилизации рабочей силы. Но имелись и нюансы: обитатели побережья, представлявшие значительную часть населения Тауаптипсуйу, платили дань, которая в основном сосредоточивалась в городе Пачакамак. Как именно эта дань сосуществовала с митой, нам неизвестно.

Взаимодействие и перераспределение

Легитимная (скорее всего) обоснованность требований Инкского государства в том, что каса­лось поставок рабочей силы, частично держится на взаимодействии, которое, как считалось, созда­вала связи между правителем и населением. Инка регулярно преподносил подарки куракам, которые распределяли часть полученного между подданны­ми, вследствие чего те оказывались в каком-то роде должниками касиков, которые, в свою очередь, являлись таковыми по отношению к Инке. Будучи не просто проявлением политической этики, но чем- то большим, эта щедрость, принимавшая почти официальный характер, подчинялась законам эко­номической целесообразности: в Тауаптинсуйу че­ловек, располагающий определенными средства­ми, не имел возможности ни купить какие-либо предметы роскоши, ни инвестировать во что-либо, дабы преумножить свой капитал; он мог лишь раздать большую часть своих богатств, чтобы извлечь из этого хотя бы политическую выгоду.

Склады в Пумпу (Чинчасуйу)

Склады в Пумпу (Чинчасуйу)

Распреде­ляемые Инкой товары были тем более ценны, что являлись редкостью для тех, кто их получал. Так, нам известно, что в южных провинциях Инка раз­давал раковины моллюсков, выловленные в эквато­риальных морях, тогда как северные народы полу­чали лам, редких в этой части империи. В 1558 году испанские чиновники Кристобаль де Кастро и Диего де Ортега Морехон так описали эту систему: «Инка приказывал, чтобы дань, уплаченная Колья­суйу [юг], распределялась в Чинчасуйу, а та, кото­рую выплачивало Чинчасуйу, раздавалась в Колья­суйу, так как одним недоставало того, что имелось у других». Та дополнительная ценность, которую приобретали эти предметы при перемещении, со­ставляла экономическую и политическую выгоду государства, то есть самих Инков. В высокогорьях Центральных Анд Инка таким образом присваи­вал себе квазимонополию на весь товарооборот. Он заменял собой торговлю и рынок, завладевая излишками произведенных населением товаров и обменивая их у того же населения на другие. Он получал огромную прибыль, которая позволяла со­держать войско и обогащать кусканскую и провин­циальные элиты, тогда как простые люди могли позволить себе разнообразить питание и попробо­вать экзотические для них продукты, притом что, конечно же, работать им приходится все больше и больше. Так, археологи обнаружили, что в верх­ней долине Мантаро, к примеру, в инкскую эпоху резко возросло потребление мяса представителей семейства верблюжьих. Словом, создание Тауаншипсуйу знаменуется резким скачком не только производства, но и потребления.

В большинстве своем, однако же, товары, про­изведенные общинами для государства, не пере­мещались на очень далекие расстояния, а предназначались божествам, куракам, работникам, выполняющим мигпу, и гарнизонам. В окрестно­стях каждого административного центра имелся обширный комплекс хлебных амбаров и складов, в которых хранились пищевые продукты (маис, картофель, киноа, таруи и т.д.), а также одежда, сандалии и все виды оружия.

Склады Инки (согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.)

 Склады Инки (согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.)

Таким образом, большинство производимых в провинциях товаров служило для поддержания функционирования государства на местном уров­не. Потребности инкских родов и культов обе­спечивались за счет того, что производилось в ко­ролевских владениях, расположенных в регионе Куско. Из товаров, производимых в провинциях, лишь наиболее значимые направлялись в Куско, где хранилось самое ценное из того, что изготав­ливалось в Тауаптинсуйу. Педро Писарро, один из самых первых испанцев, побывавших в столице еще до ее разрушения, описывает свое недоумение при виде хранившихся там товаров так:

Склады Куско (согласно Педро Писарро, 1571 г.)

Когда мы вошли в Куско, в городе находи­лось большое число складов, заполненных очень тонкими тканями и другими, более гру­быми тканями; и склады, в которых хранились скамейки и разные стулья, продукты питания или кока. В них хранились переливающиеся перья, одни из которых были похожи на чи­стое золото, а другие отливали золотым и зе­леным цветом. Это были перья очень малень­ких птичек, едва больше цикады, которых на­зывали «пахарос коминес» [колибри] из-за их крошечных размеров. Переливающиеся перья растут у этих птичек только на груди, и каждое перышко размером чуть больше ногтя. Огром­ное количество таких перышек были наниза­ны на тонкую нить и искусно прикреплены к волокнам агавы так, что полученные образцы имели в длину более пяди. И все они хранились в кожаных сундуках.

[...] Что до одежды, то ее там были целые груды, даже не поддающиеся описанию: ин­дейцы производят ее всех видов. Времени было в обрез, поэтому я не успел все увидеть и как следует оценить качество всего этого изобилия.

После прибытия испанцев, для того чтобы опу­стошить все эти склады и хранилища Инкского го­сударства, потребовалось несколько десятилетий политического беспорядка и грабежей.

Специализированное производство и услуги

Основная часть производства товаров и услуг для государства проходила через режим миты, но Инка имел доступ и к специализированным това­рам и услугам. Действительно, не может же Импе­рия развиваться на основе одной-единственной си­стемы общественных работ. Необходимость повы­шать качество и количество продукции заставляла Инков увеличивать число ремесленных объедине­ний. Они набирали гончаров, ткачей, золотых и серебряных дел мастеров в различных регионах Тауантинсуйу и размещали их в построенных спе­циально для них деревнях либо в центрах про­винций. Контроль над качественной текстильной продукцией был особенно важен для государства, так как Инка вознаграждал местных вождей за ока­занные ему услуги роскошными одеждами, то есть они представляли собой особое средство платежа, предназначенное для знати. Кураки, таким обра­зом, были заинтересованы в поддержании уста­новленного кусканами экономического и полити­ческого порядка: потеряв самостоятельность вла­сти, они в какой-то степени выиграли в богатстве и социальном статусе. Что касается текстиля, то нам известно пять крупных центров специализирован­ного производства, причем большинство из них были расположены вокруг озера Титикака, то есть в самом сердце крупнейшей животноводческой зоны Тауаптинсуйу. В деревушке Мильирайя, по­строенной при Уайна Капаке на северных берегах озера, проживали тысяч ткачей и изготовителей одежды из перьев, доставленных из самых разных регионов Империи. Эта гигантская мануфактура продолжала функционировать до 1553 года, когда главный касик провинции объявил ремесленни­кам, что «времена инков закончились» и им следу­ет вернуться в родные селения.

Большинство из этих специалистов имели иной, нежели «барщинные» крестьяне, статус — они счи­тались «слугами» {яна). Проживающий вне своей общины, яна не был обязан участвовать в обще­ственных работах, но должен был постоянно ра­ботать на благо хозяина или Инки, который обе­спечивал его материальные потребности. Поло­жение этих «вечных» слуг было наследственным. Большинство кураков имели собственных яна. Нам известен случай одного касика, который отвечал за 8000 хозяйств одной из провинций лупаку и на которого работали 40 дворов яна. Инкские прави­тели и аристократы держали в домах и имениях множество самых разных яна—поваров, носильщи­ков, счетоводов, ткачей, земледельцев, пастухов и т.д. Некоторые исполняли даже функции кураков, возможно, замещая местных вождей, смещенных

Инкой. В имперскую эпоху число яна, судя по все­му, резко увеличилась, так как возросла потреб­ность знати в товарах и услугах. Количественный рост этих работников, вероятно, является одним из наиболее примечательных изменений инкской эпохи. Этот переход к интенсивному и специали­зированному производству, должно быть, произо­шел в тех регионах, которые обладали самым мощ­ным производственным потенциалом: в провинции Кахамарка и на территориях племен гиауша, уапка, вилъкас, в долинах Лимы и Кочабамбы.

«Избранные женщины» (согласно ФелипеГуаману Поме, 1615 г.)

 «Избранные женщины» (согласно ФелипеГуаману Поме, 1615 г.)

Но текстильные нужды государства превосхо­дили в качестве и в разнообразии все то, что могли произвести крестьянские хозяйства и отдельные япа. Появляется новая категория специализирован­ных работников — аклья, «избранные женщины». Их забирали из крестьянских семейств примерно в десятилетнем возрасте, после чего они всецело посвящали себя служению Инке или Солнцу в свое­го рода монастырях-фабриках, существовавших во всех инкских городах. «Избранные женщины» пря­ли, ткали одежду для воинов и богов — которым, через сжигание, текстиль преподносился в огром­ных количествах — и изготавливали маисовое пиво для празднеств, которыми государство благодари­ло трудящихся за совершенную ими работу. Неко­торые из них в конце концов становились младши­ми женами касиков или других достойных особ.

Торговля

В Тауаптипсуйу земля, вода, пастбища и работа не могли быть проданы или куплены. Торговли предметами роскоши не существовало, так как государство держало монополию на их производ­ство и распределение. Несмотря на стремление горных касиков взять, через колонизацию, под контроль зоны производства не смежные с их тер­риториями, внутренний обмен товарами первой необходимости (шерсть, мясо, стручковый перец, кока), похоже, был развит повсеместно. Однако этот независимый от систем перераспределения, контролируемых представителями знати, товаро­обмен, судя по всему, был недостаточно интенсив­ным для того, чтобы появились (за некоторыми исключениями) коммерсанты, как в прибрежной долине Чинча, торговцы которой водили карава­ны в Куско и на верхнее плато, чтобы поменять там вяленую рыбу и бутылочную тыкву на медь. От­правлялись они также и в провинции Кито и на по­бережье современного Эквадора, откуда возвраща­лись с раковинами моллюсков, золотом и изумру­дами, которые продавали касикам долин южного побережья Перу.

В Северных Андах, где не существовало об­ществ «экологических архипелагов», корпорации торговцев, коих колониальные источники назы­вают «mindalaes», занимались торговлей с отда­ленными регионами, образуя отдельную социаль­ную категорию, отличную как от простых людей, так и от аристократии, и выплачивавшую касикам дань излишками товаров. «Mindalaes» отвозили на побережье добытую в высокогорьях соль и про­мышленные товары, обменивая их на раковины моллюсков (мулью) и вяленую рыбу. Наведывались они и в восточные тропические зоны, где обмени­вали товары с гор на золото, стручковый перец и коку. По всему побережью шла интенсивная мор­ская торговля. В 1526 году, во время второго рей­да к северным границам 7ауантипсуйу, экспедиция Франсиско Писарро наткнулась на парусное судно, грузовместимость которого составляла примерно пятнадцать тонн. Согласно другому испанскому описанию одного из таких кораблей, последний был достаточно большим для того, чтобы вместить пятьдесят человек и трех лошадей. Эти суда, одна­ко, курсировали лишь вдоль побережья Северных Анд и Центральной Америки, — к югу от Тумбеса навигацию вдоль побережья Перу делало невоз­можным течение Гумбольдта. Как правило, имен­но морским путем и благодаря личной инициативе торговцев в империю, через порт Тумбеса, попа­дал очень ценный товар — раковины обитавших в теплых тропических водах моллюсков, которые преподносились затем богам в виде порошка или небольших кусочков, дабы предотвратить засуху. Также из мулью, ценившихся превыше золота, из­готавливали украшения и предметы погребально­го обихода.

В Тауантинсуйу не существовало единой валюты, но были в ходу наполовину универсальные сред­ства обмена, со специфическими областями ис­пользования: зерна какао, листья коки, раковины (целые, разрезанные и даже расколотые на части) и бронзовые (точнее — из мышьяковой меди) пла­стины. Лишь последние имели «международное» хождение, потому что производились вплоть до восточной Мексики. Их ценность заключалась в том, что их можно было переплавить для изготов­ления сельскохозяйственных орудий.

Единицы измерения

Как и в других частях света, исходной точкой измерения для жителей Анд является человече­ское тело. Единицами длины были «палец» (рукана), от кончика большого пальца до кончика паль­ца указательного (от 12 до 14 см); «ладонь», капа (примерно 20 см); «локоть», кучуч, от локтя до кон­ца руки (примерно 45 см); «рука», рикра (среднее расстояние между большими пальцами расставлен­ных в стороны рук, примерно 1,60 м). «Рука» слу­жила для измерения земли и применялась в стро­ительстве. Размеры нескольких зданий и террас в регионе Куско и в административных центрах Уануко и Атун-Шауша действительно основаны на числах, кратных 1,60 м. Длинные расстояния измерялись в «шагах» (татки) и в «мерах» (тупу). Тупу, вероятно, соответствовала расстоянию в 6,2—9,5 км. Выдвинута гипотеза, согласно которой расстояние, соответствующее одной тупу, варьировалось в зависимости от рельефа местности и временного фактора: тупу могла быть расстояни­ем, которое можно преодолеть пешком за опреде­ленный промежуток времени.

Весы на ниточках

 Весы на ниточках

Таким образом, на пересеченной местности «мера» могла быть более короткой, нежели на равнине. Судя по всему, инки использовали ее для подсчета расстояний, раз­делявших различные точки их империи, так как, согласно историческим источникам, вдоль дорог стояли межевые столбы, расположенные в одной тупу друг от друга. К сожалению, следов этих стол­бов археологам обнаружить не удалось. Термин «тупу» обозначал также единицу площади, служившую для измерения сельскохозяйственных земель и, вероятно, соответствовавшую поверхности зе­мель, урожая с которых хватало для беспроблем­ного годичного проживания семейной бездетной пары. Эта площадь сильно разнилась в зависимо­сти от зон производства, качества почвы и урожай­ности земли. Маис измеряли в пукча, деревянных сосудах, вмещавших примерно 27,7 л; жидкости — в кувшинах и кружках; коку и стручковый перец — в одного вида корзинах (ручку), а фрукты — в корзи­нах вида несколько иного (исапка). Также жителям Тауантпинсуйу были известны небольшие весы, на веревочках или на тарелочках, но унифицирован­ной весовой системы не существовало.

В основе счета лежала десятичная система счисления, которая, вероятно, была связана с количеством пальцев на руках. Счетоводы ин­ков производили сложные вычислительные опе­рации, перемещая маисовые зерна, фасолины или камни на своеобразном абаке, представляв­шем собой доску, в которой были проделаны пять рядов отверстий, по четыре в каждом; подобные абаки могли быть каменными, терракотовыми или деревянными.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

 

Читайте также: