ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Религия инков
Религия инков
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 18-05-2014 22:03 |
  • Просмотров: 8156

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Религия инков

Нашим сведениям о религии инков мы обязаны главным образом хронистам XVI и XVII веков. Од­нако же таких, которые изучали бы ее в то время, когда религиозные обряды все еще соблюдались в должной мере, можно пересчитать по пальцам. Действительно, по причине их интеграции в струк­туры колониальной власти, инки отказались от сво­их культов относительно рано. Так, Паулью и его окружение обратились в христианство в 1543 году. И пусть на похоронах этого Инки (1549 г.) местные ритуалы сочетались с христианскими, судя по все­му, религиозные обряды инков не пережили сере­дины XVI века. Конфискация большинства мумий правителей (1559 г.) и их переправка в Лиму, где они были захоронены в неизвестном месте, прак­тически положила конец всем местным культам. Таким образом, наша информация о религии ин­ков по большей части основана на непрямых сви­детельствах, которые представляют собой более или менее искаженное — в зависимости от намере­ний и идеологических позиций их авторов и/или их источников и информаторов — видение реаль­ности. В частности, определенная картина много­вековых верований инков отражена в знаменитых «Подлинных комментариях об истории государ­ства Инков» Гарсиласо. Литературный талант их автора и то доверие, которое внушал этот сын кон­кистадора и внучки Тупака Инки, во многом и ста­ли причиной того, что это восхваление Инкской империи получило признание у публики. Автор, метис по происхождению, развивает в нем тезис, согласно которому само Провидение направляло инков в предпринятой ими политической и линг­вистической унификации Анд, подготавливая, та­ким образом, Перу к распространению Евангелия, а подчиненные им племена — к христианскому монотеизму. Инки насаждали Культ Солнца, как высшего божества — форму идолопоклонничества, полагаемого христианской антропологией более значимым, чем, к примеру, культ низших созданий (камней, животных и т.д.), которым поклонялись народы Перу до них. Элита Куско почитала Солн­це под именем Пачакамак, что, если верить Гарси­ласо, означало «дающий миру душу».

Такая интерпретация инкской религии быто­вала до начала XX века, а идея, в соответствии с которой в представлениях инков существовал некий Бог-Создатель, находит поддержку и в современной историографии. Однако же изучение религиозного вокабуляра древнего языка кечуа и анализ документов, составленных теми из слу­жителей культа, что открыто выступали против религиозных обрядов других народов древнего Тауантпинсуйу (тут уместно будет вспомнить дела, возбужденные в XVII веке по факту идолопоклон­ничества в архиепископстве Лимы), значительно меняют наше понимание религии инков. Сегодня уже более заметна глубокая общность религи­озных систем Центральных Анд. Они являются продуктом одного и того же процесса культурного развития, коему на протяжении веков были при­сущи постоянные контакты и взаимное влияние, позволяющее обнаружить у различных народов и под разными именами одно и то же божество: кусканские Виракоча и Ильяпа соответствуют Уари и Лъивиаку в центре Перу. Гораздо меньше нам из­вестно о религиях обитателей побережья, так как последние вымерли прежде, чем Церковь начала проявлять интерес к их «идолопоклонничеству». Культы народов Крайнего Севера и юга Империи задокументированы еще в меньшей степени. По­сему я опишу здесь общую основу религий высоко­горий Центральных Анд на момент Испанского завоевания, показав, как именно инки развили на этой основе культы, укрепившие их имперское господство.

Культ предков

Народы древнего Перу уделяли большое внима­ние своим усопшим, за которыми тщательно уха­живали. Тела хранились в защищенных от влаж­ности и контактов с почвой, хорошо продуваемых ветрами местах, где усыхали, не подвергаясь раз­ложению. Основатель рода являлся предметом настоящего культа. Один или несколько человек отвечали за обслуживание его мумии, которой де­лались подношения в виде пищи, напитков и коки. Периодически мумию выносили из склепа, чтобы позволить ей поесть и попить в обществе живых и других мумий предков, а также для смены одежды. Мумию расспрашивали о важных вещах, с ней тан­цевали и даже превозносили ее подвиги во время ежегодных праздников, которые айлью посвящал своему основателю.

Культ мертвых в Куско, согласно Педро Писарро (1571 г.)

Большинство жителей столицы прислужи­вали этим мертвым и каждый день приносили их на площадь и рассаживали по ранжиру, в по­рядке старшинства. Затем их слуги и служанки ели и пили рядом с ними. Они разводили для мертвых, прямо перед ними, костры из сухих поленьев очень правильной формы, и как только костры разгорались, сжигали все то, что разложили перед мертвецом, чтобы тот отве­дал того же, что ели живые. Также они стави­ли перед этими мертвецами большие золотые, серебряные или глиняные сосуды (которые называли бирками), наливали в них маисовое пива и преподносили мертвецу, ставя перед ним. Мертвецы предлагали пиво друг другу, как, впрочем, и мертвые — живым, а живые — мертвым. Как только эти бирки наполнялись, они выливали их на некий посреди площади установленный круглый камень, которому они поклонялись как идолу и вокруг которого был сооружен небольшой бассейн, откуда маисовое пиво утекало по подземным канализациям.

Считалось, что предок-родоначальник, главным образом за счет войн, обеспечил себя собственной территорией, дав происходящему от него айлью возможность существовать в качестве автономной группы. Почитание его памяти прежде всего долж­но было подтвердить права его потомков на их зем­ли и ирригационные каналы. В провинциях Уайлья и Касатампу по отношению к предкам применяли термин мальки, которым на языке кечуа в первую очередь называется любое растение, посаженное человеком. Таким образом устанавливалась анало­гия между захватом прародителем-воином территории и укоренением в земле растения, призван­ного приносить плоды — его потомков. В древних источниках перевод «предок» (progenitor), который дан для термина мальки, дабы сделать эту метафо­ру понятной, иногда дублируется другим — «семя» (semilla). Инки верили, что умирая, основатели различных айлью раздваивались, превращаясь в про­долговатые монолиты, которые вкапывались в землю в деревнях или на полях и назывались уанка в центре Перу и уанк ’а в Куско.

Резной монолит (уанка) культуры Рекуай, представляющий предка-родоначалъника

 Резной монолит (уанка) культуры Рекуай, представляющий предка-родоначалъника

Так, Манко Капак и его братья превратились в скалы, и двойной камень прародителя инков нахо­дился в главном святилище Куско, «Золотом Хра­ме», Кориканче. Эти монолиты являлись осязаемым выражением первоначального акта захвата некой территории, а их фаллическая форма воскрешала в представлении завладение плодородной землей (женского рода) предком-мужчиной. В обмен на такое поклонение основатель айлью должен был гарантировать плодородность полей и жизнен­ную силу людей.

Если Инка после своей смерти переходил в ста­тус прародителя и автоматически удостаивается поклонения потомков, то большинство основате­лей родов, о которых идет речь в наших историче­ских источниках, совершали нечто героическое, практически мифическое в далекую эпоху. При­писываемые им подвиги действительно можно считать сверхъестественными: один был способен сделать так, чтобы кукуруза или картофель взош­ла, лишь дунув на землю, тогда как другой облетал свою территорию, превратившись в кондора.

Кроме того, за исключением довольно-таки осо­бенного случая инкских правителей, основатели айльюие имели человеческое происхождение. Не­которые из них появились из подземного океа­на и пришли в этот мир через некую пещеру или источник. Другие вылупились из яиц, упавших с неба и оставленных на вершине какой-либо горы.

изображение предка-родоначалъника племени уари, несущего маис (на керамике наска)

 Возможное изображение предка-родоначалъника племени уари, несущего маис (на керамике наска)

На языке кечуа эти места происхождения на­зывались пакарина, «место появления», и сами ста­новились предметами культа. Прародитель обычно «появлялся» вместе с братьями, которые вылезали из соседних дыр или яиц. Эти братья впоследствии порождали айлью, которые, благодаря связям, объ­единявшим их родоначальников, образовывали союз. Таким образом, все люди происходят не от первоначальной пары, как в христианстве, но от различных предков, которые узаконивают автономию каждого рода и неотчуждаемость ее террито­рии и ресурсов. Этот полигенизм, который тесно связан с организацией андского общества, явится одним из основных камней преткновения для хри­стианизации.

К бальзамированию, даже для правителей, инки прибегали лишь в исключительных слу­чаях. Хуан Поло де Ондегардо, испанский чинов­ник, который в 1560 году обнаружил и конфиско­вал мумии Инков, свидетельствует о том, что лишь некоторые из них были забальзамированы. Чаще всего инки довольствовались тем, что подвергали тела умерших воздействию сухого и холодного горного воздуха, дабы высушить их, не извлекая внутренностей. Кожу иногда обмазывали некой субстанцией, благоприятствовавшей консерва­ции (как правило, перцовой камедью, смешанной с известью). Благодаря сухости андского климата трупы могли сохраняться в приличном состоя­нии на протяжении нескольких столетий. Мумию оставляли в сидячем положении, с подтянутыми к подбородку коленями, в каком-нибудь святилище или доме.

Описание мумий трех инкских королей и двух королев (согласно Гарсиласо, 1609 г.)

[Инка Виракоча] процарствовал более пятиде­сяти лет; об этом же говорил вид его тела, когда я видел его в Куско в начале тысяча пятьсот шестидесятого года, когда я, вынужденный уехать в Испанию, заходил в дом лиценциата Поло Он- дегардо, урожденного Саламанки, который был коррехидором того города, чтобы поцеловать ему руки и проститься с ним по причине моего путе­шествия. Среди других благодеяний, которые он оказал мне, он предложил: «Поскольку ты едешь в Испанию, войди в это помещение; ты увидишь кое-кого из своих предков, которых я извлек на свет, чтобы у тебя было что рассказать там». В по­мещении я увидел пять тел королей инков — три мужских и два женских. Один из них, как говорят индейцы, был тот Инка Виракоча; было видно, что он прожил долгую жизнь; у него была белая как снег голова. Второй, говорят, был великий Тупак Инка Юпанки, который доводился правнуком Ви- ракоче Инке. Третий был Уайна Капак, сын Тупака Инки Юпанки, праправнук Инки Виракочи. Двое последних не казались столь старыми, хотя и у них были седые волосы, но не столько, сколько у Вира­кочи. Одна из женщин была королева Мама Рунту, супруга этого Инки Виракочи. Другая была Койа Мама Окльо, мать Уайна Капака. [...] Тела их были сохранены полностью; все было на месте — каж­дый волосок с головы, из бровей и ресниц. Они были в тех своих одеждах, которые носили при жизни: на голове только льауту и никаких других королевских знаков отличия. Они сидели [на корточках], как обычно садятся индейцы и индианки: руки скрещены на груди — правая поверх левой; глаза опущены вниз, словно они смотрели на пол. [...] Я вспоминаю, что трогал палец на руке Уай­на Капака; казалось, что это — деревянная статуя, настолько он был твердым и крепким. Тела были настолько легкими, что любой индеец переносил их на руках или на плечах из дома в дом, когда каба­льеро просили об этом, чтобы посмотреть на них. Их несли, закрывая в белые покрывала; на улицах и площадях индейцы падали на колени, поклоня­ясь им со слезами и стенаниями; и многие из ис­панцев снимали перед ними шляпы, ибо это были тела королей.

Инка угощает маисовым пивом мумии некоего правителя и его супруги

 Инка угощает маисовым пивом мумии некоего правителя и его супруги

Уака

Другой крупной категорией почитаемых инками существ были уака, которые, в отличие от предков- родоначальников (исключительно мужчин), могли быть как мужского, так и женского рода. Некото­рые из людей, живших в первоначальные времена, еще до создания нынешних родов, вследствие не­кого исключительного поведения, превратились в тот или иной элемент пейзажа, как правило, в гору, сделавшись уака. Последние существуют и в эпоху Инков — в виде переносных резных кам­ней — или представляют собой нечто совершенно особенное. Пока что не очень хорошо понятно, каким образом память о подвигах или проступках уака передалась современным людям. Возможно, при посредничестве предков-родоначйльников, которые, как предполагается, были порождены уака неким неизвестным нам образом. Даже будучи прародителями основателей айлью, уака не могут считаться предками в прямом смысле этого слова.

По сути, отношения, которые соединяют тот или иной род с его уака, являются скорее генеалогиче­скими, нежели территориальными: устраиваясь на новой территории, айлью зачастую перенимает местный культ уака. Насколько известно, с «посе­лившимися» там предками-родоначальниками ро­дов все обстоит иначе.

Прародители современных айлью создавали свои земельные владения не на пустом месте. По крайней мере, первые из них заняли территории, контуры которых уже были определены их пред­шественниками, уака. Таким образом, многие роды располагали собственным уака, коему они были обязаны самобытностью своей территории. Культ уака, присущий тому или иному роду, в какой-то степени дублировал культ предка-родоначальника. Но каждый айлью поклонялся также и какому-либо уака высшего ранга, не имеющему эквивалента сре­ди предков, такому, который покровительствовал сразу нескольким родам, объединившимся в один «народ» (льякта). Например, гора Париакакаявлял­ся )>шс<2-покровителем провинции Уарочири, тогда как гора Раку патронировал провинцию Чинчакуча и т.д. Что до инков, то их основным уака была гора Уанакаури, возвышающаяся над долиной Куско. Со­гласно историко-мифическим преданиям инков, последняя, однако же, не являлась их изначальной территорией, но так как Манко Капак завоевал эту долину, его предки поклонялись олицетворявшему ее уака.

Язык кечуа противопоставляет термин «лъяк­та» («обитаемое место») термину урку, «гора», так как последний представляет собой прообраз не относящегося к человеку пространства, выражает суть уака и является необходимым дополнением деревенского мира. Для обитателей долин это до­полнение означает прежде всего воду, которая спу­скается с гор и орошает возделываемые земли. По крайней мере, в некоторых случаях, насколько нам известно, местные жители видят в уака сформиро­вавшуюся в горах подземную гидрографическую систему, а также выходящие на поверхность озера и источники. Таким образом, для земледельцев культ уака в первую очередь ориентирован на добычу воды. Но, как и прародители, уака переда­ют людям, занимающим их территорию, свою про­изводящую силу, делают плодородными их поля и скот. По сути, уака в большей степени, нежели предки-родоначальники, наделены жизненной мо­щью, и рассказы об их подвигах в первоначальные времена еще более удивительны, чем те, которые повествуют о мальки. Так, уака Самуна из провин­ции Уарочири в те времена, когда был человеком, имел способность превращаться в тысячу воинов, чтобы защитить свой народ от врагов. В обмен на благодеяния, которые они распределяли здесь и сейчас, уака получали подношения, аналогичные тем, каковые делались основателям айлью. Будучи покровителями льякта, они могли насылать на лю­дей болезни и бедствия в случае уклонения от ре­лигиозных обязанностей или нарушения опреде­ленных нравственных или социальных правил.

Уари/виракоча и молния

Множество прародителей и уака, которым по­клонялись в Империи, объединялись в две боль­шие взаимопроникающие структуры: как счита­лось, одни уака происходили от Виракочи, другие — от Молнии. Таким образом, в андском пантеоне доминирует диада, разделяющая мир на две про­тивопоставленные и взаимодополняющие сфе­ры, — если уака являются местными божествами, «духами» тех или иных мест, то Виракоча и Мол­ния — божествами космическими.

Божество, которое инки и обитатели бассей­на озера Титикака называли Виракочей, в центре современного Перу было известно под именем Уари. Это имя происходит от слова уара-и, что в диалектах языка кечуа этого региона означает «занимающийся день». Форма Виракоча, веро­ятно, образовалась от него через перестановку звуков (уари > вира) и добавление термина коча, «озеро». Таким образом, имя Виракоча означает «озеро занимающегося дня». Действительно, из­вестно, что Уари/Виракоча был божеством, проис­ходящим из подземного океана (или самим этим океаном), по которому плавала земная·кора и из которого поднимались воды, снабжавшие озера и родники. Солнце каждый вечер погружалось в этот океан, чтобы снова выйти из него утром, от­куда, по всей видимости, и пошло имя, которое носило это божество подземных вод. Виракоча покровительствовал ирригационныму земле­делию, существование которого зависело от изо­билия воды в снабжавших каналы источниках и озерах. В древние времена он объезжал мир, соз­давая пригодные для обработки участки земли, разграничивавшие их низкие стенки и системы орошения, распределяя эти ресурсы между раз­личными айлью и обучая людей земледельческим технологиям. Одним из основных эпитетов, кото­рыми инки наградили Виракочу, был пача ячачик, «тот, кто приводит в порядок почву». Это выра­жение обозначало как первоначальный акт созда­ния сельскохозяйственной инфраструктуры, так и постоянное вмешательство данного божества ^ годичные циклы производства. Появление этого типа сельского хозяйства и этого нового порядка встретил противодействие со стороны уака, или некоторых из них, которых Уари/Виракоча побе­дил и превратил в камни.

Что до Молнии, то он был тройственным бо­жеством, олицетворяя различные, но тесно свя­занные между собой феномены: молнию, гром и грозу. В зависимости от регионов, ему давали разные названия: Льивиак, «Ясное Небо» — в цен­тре Перу, Ильяпа, «Молния» — в Куско, Какиа, «Гром» — в районах, расположенных к югу от сто­лицы. Это космическое божество имело, помимо прочего, несколько ипостасей, представлявших собой региональные божества, вроде Катекиля, в провинциях Кахамарка и Уамачуко, или Париакаки («Ярко-красная скала»), в провинции Уарочи- ри. Если Виракоча был богом подземного мира и вод, исходивших оттуда через родники и озера, Молния был божеством неба, атмосферных яв­лений и дождя. Его представляли в виде высокого, худого мужчины, который инспектировал небо с палицей в одной руке и пращой — в другой. Гром был щелканьем пращи; молния — мерцанием бле­стящих украшений, покрывавших его тело; град — камнями, которыми он обстреливал землю. Он мог низвергнуть дождь Млечного Пути, который пола­гали широкой рекой, пересекающей небо. Так диа­да, возглавлявшая андский пантеон, определя­ла космическое противопоставление нижних и высших вод. В равной степени она воплощала два принципа, «руководивших» чередованием времен года: влажную жару периода дождей, проявление Уари/Виракочи, и сухую жару месяцев засухи, за ко­торые отвечал Молния. Отсюда и идет имя Льиви- аку которое носило это божество в центре Перу и которое испанцы иногда переводили как «ясность неба» (clam del cielo), а также оно называлось рупай, «жгучая жара».

Этот фундаментальный дуализм основывался на принципе социальных и экономических про­тивопоставлений и комплиментарности, которые существовали в недрах каждого местного общества между айлью, разрабатывающими умеренные доли­ны — область ирригационного земледелия, — и ай­лью, занимающимися животноводством и выращи­ванием корнеплодов в пуне. Уари/Виракоча, покро­вительствовавший ирригационному земледелию, по сути, являлся богом-покровителем жителей долин, тогда как обитатели высокогорных степей считались «сыновьями Молнии». Действительно, на высоте более 4000 м грозы более сильные, а ту­ман особенно густой. Молния к тому же был тем божеством, которое передавало свои способности шаманам-целителям, чей терапевтический арсе­нал основывался главным образом на дикорасту­щих растениях, располагающихся на высоте более 3800 м. На этом высшем уровне андского пантеона установился своеобразный договор об обмене бога­ми между теми, кто выращивал маис, и пастухами: чтящие Уари/Виракочу периодически поклонялись богу-покровителю «сыновей Молнии» и наоборот. Таким образом, культ одного или другого из вели­ких богов не являлся эксклюзивным культом той или иной группы, но проявлялся в большей или меньшей степени в зависимости от айлью. Для тех, кто выращивал маис (инки), Виракоча представлял большую значимость, нежели Ильяпа, в то время как индейцы чика, пастухи и возделыватели кор­неплодов из провинции Уарочири, основным из своих богов считали Париакаку, местная ипостась Молнии. Следовательно, культ Зй/щ/Виракочи и Молнии укреплял отношения противопоставле­ния и взаимодополняемости, существовавшие между обитателями каждой из двух горных при­родных зон.

Солнце, луна и утренняя звезда

В кусканском Золотом Храме статуи Виракочи и Ильяпы располагались по обе стороны от статуи третьего бога, которого называли Пунчау («День»), то есть Солнце, и которого инки почитали, по крайней мере, в той же мере, что и Виракочу.

По всей Империи они возводили в его честь храмы, в которые помещали все самое лучшее. Тем не менее они рассматривали Солнце не как высшее божество по отношению к двум другим,

но как еще одно проявление принципа, опреде­ляющего нижнюю часть космоса, в некотором роде схожее с Виракочей. Отношения, которые объединяли Виракочу и Солнце, являлись одним из аспектов инкской религии, которую испанцы даже не пытались понять и которая и сегодня еще отнюдь не истолкована. В некоторых случаях эти два божества, судя по всему, были почти взаимо­заменяемы. Так, бог, представший перед прин­цем Инке Юпанки — будущим Пачакути, — дабы за­верить того в своей поддержке и пообещать ему победу над племенем чанка, одними хронистами идентифицируется как Солнце, другими же — как Виракоча. Последний к тому же имеет ярко вы­раженный солнечный характер. Кроме того, что этимология его имени, как мы уже видели, — «озе­ро занимающегося дня», Виракоча и Пунчау еще и являются единственными божествами, которых туземные информаторы испанцев изображали с бородой — символом лучей дневного светила. Наши современные познания не позволяют с точностью сказать, полагали ли инки Солнце не­ким посланником Виракочи, или же оба они пред­ставляли собой разные ипостаси одного и того же космического принципа. Возможно, не было это понятно и самим инкам, которые, скорее всего, переняли культ Солнца у народов побережья и ввели его в свой пантеон, в то время как один из богов, Виракоча, уже располагал некоторыми его (Солнца) свойствами.

изображение Солнца на керамике побережья

 Возможное изображение Солнца на керамике побережья

Солнце, однако же, отличалось от Виракочи одной функцией, которой владело самостоятель­но и которая, быть может, объясняет тот интерес, который проявили к нему инки при установлении своей системы власти. Если Виракоча представал в качестве божества исключительно аграрного, то культ Солнца имел колоссальное политическое значение. Верховный Инка провозглашал себя «сыном Солнца» (интип чурин) и заявлял, что его способности и качества перешли к нему от этого дневного светила, тогда как способности и каче­ства его главной жены, койи, происходили от Луны (килья), касиков, его подчиненных, — от утренней звезды (часкакойльур, «взъерошенная звезда»), той самой, чье сияние угасает с восходом Солнца. Со­гласно одной легенде, связанной с храмом Пуп- чау, который инки приказали возвести на острове Титикака, Солнце впервые появилось именно в этом месте, после чего поднялось в небо, чтобы сразиться с утренней звездой, чье сияние освеща­ло мир слишком ярко. Потерпев поражение, звез­да закрыла лицо вуалью и отныне светила лишь едва-едва. Идентифицируя правителя, его главную жену и касиков соответственно с Солнцем, Луной и утренней звездой и вспомнив древний миф о по­беде восходящего Солнца над Венерой, Инка впи­сывал в космический порядок свое верховенство над касиками завоеванных народов. Именно на этом превосходстве инкского правителя над пред­ставителями местной знати держалось, как мы уже видели, государство.

В 1536 году Манко Инка переправил изображе­ние Пунчау в свое прибежище в Вилькабамбе. Уве­зя в 1572 году его сына, Тупака Амару,, в Куско, ис­панцы забрали с собой и золотую статую Солнца, которую вице-король Толедо отправил испанско­му королю. Дальнейшая ее судьба нам неизвестна. К счастью, мы располагаем несколькими ее изо­бражениями. Пунчау был представлен в виде сидя­щего мальчика, помеченного по меньшей мере дву­мя отличительными знаками инков: повязкой вокруг головы (лъяуту) и большими кольцами в ушах. Кроме того, он носил нагрудник — знак власти. За его спиной и плечами расходились во все стороны солнечные лучи; по бокам располагались две змеи и две пумы, судя по всему, символизировавшие мо­гущество. В своего рода коробе, помещенном в его живот, хранились превращенные в золу внутрен­ности инкских правителей, что свидетельствовало как о том, что они являлись воплощениями Пупчау, так и том, что их «душа» вернулась к нему после их смерти.

Божественное действие и человеческий ответ

Прародители, уака, высшая диада, Солнце и другие звезды — все они воздействовали на лю­дей, землю, возделываемые растения и скот од­ним и тем же образом — перенося на них часть себя, и потому именовались камак, «передающий свою сущность». Так, предок-родоначальник «про­ливал» свою сущность не только на потомков, но и на культивируемые ими растения и возделывае­мые земли. Тот или иной уака передавал часть себя тем, кто занимал его территорию; Молния — сво­им «сыновьям». Что до Солнца, то оно считалось камаком инков. Некоторые животные, вроде лам и лисиц, имели собственного камака и созвездие, которое носило название их вида и управляло их поведением.

Перенося частичку себя на живое существо, эти создания передают ему жизненную силу, делая его могучим, здоровым и плодовитым. От всех поту­сторонних сил, чей культ свято чтился, местные жители ожидали, что они будут нерушимо выпол­нять свою роль камака по отношению к людям, а также растениям и животным, с коими люди нераз­рывно связаны. Земледельческое божество побе­режья, Пачакамак, был «тем, кто оживляет почву», так как он мог не только делать ее плодородной, но и сотрясать за счет землетрясений. Земля, также считавшаяся божеством, называлась камак альпа, «оживляющая земля», так как она передавала свою силу посаженным или посеянным в ней растени­ям. Пастухи пупы делали приношения созвездию Ламы, дабы то способствовало размножению ско­та, тогда как обитатели восточных предгорий при­носили жертвы небесной кошке Чукичинча, опреде­лявшей поведение пум, ягуаров и медведей, чтобы те на них не нападали. Доза этой жизненной силы не была одинаковой для всех. Некоторые, коих ве­личали анча камаска, «совершенно оживленные», получали ее в больших количествах, что наделяло их необычайными способностями (к примеру, они легко могли обратиться в птиц, чтобы отправить­ся в далекие края).

Камак также передавал получателю какое-нибудь специфическое качество, некий обще­человеческий принцип. Сведение довольно-таки фрагментарных историко-филологических сведе­ний с современными этнографическими наблюде­ниями позволяет понять, каким именно древние перуанцы представляли себе человека. Каждый человек состоял из нескольких сущностей, «при­шедших» из различных источников, и из ком­бинаций этих сущностей, совершенно разных, «рождались» люди, каждый из которых был единым целым. Считалось, что в процесс фор­мирования человека, до или после его рождения, вмешиваются самые разные создания, особенно животные, воздействуя на тот набор качеств (об­щий для всех членов айлью), который был унасле­дован им от предков. Это объединение различных сущностей гнездилось в сунку (базовое значение этого термина — «внутренний»), что метонимиче­ски и означало эту «душу», состоящую из множе­ства образующих. Уака (а, вероятно, — и растения с животными) также имели сунку. «Внутренний мир» человека имел невидимые очертания, идентичные очертаниям тела, в котором он обитал. Он мог по­кидать тело, но долго оставаться без своей защит­ной оболочки был не в состоянии. Он придавал человеку силу и способность роста, являясь также источником его «состояний души».

Таким образом, андские божества были прежде всего элементами, структурирующи­ми окружающую среду — горы, озера, звезды, атмосферные явления — и происходившими от перевоплощения людей, живших в первона­чальные времена. Воплотившись в небе или в пейзаже, люди древних эпох становились звезда­ми, уака или прародителями и передавали частич­ку себя существам нынешним, гарантируя таким образом постоянство организации мира. Ввиду того, что эти могущественные силы были, так или иначе, близки к людям, древние перуанцы под­держивали со своими богами отношения самого что ни на есть интимного характера. Матримони­альные союзы между людьми и сверхъестествен­ными существами делали эти генеалогические и онтологические связи еще более крепкими. Один из способов для того или иного рода заручиться расположением уака — пожертвовать ему в жены какую-либо девушку. Та должна будет посвятить всю свою жизнь на приготовление ему еды и на­питков и, конечно же, уже не сможет обручиться ни с одним смертным. Уака, таким образом, стано­вится зятем и свояком (катай) для всех мужчин из рода супруги и должен обеспечить плодовитость и процветание своей новой семьи.

Создавая и развивая институт аклья, или «из­бранных женщин», Инка преподносил тысячи и десятки тысяч женщин в дар Солнцу, делая того своим должником. В то же время аклья исполня­ли для Инки, воплощения дневного светила, одну из тех же супружеских обязанностей, что и для своего «мужа»: они готовили еду и маисовое пиво, которые получали от правителя те, что работали на его землях или строили его дома и дороги, — словом, то же самое, что должна была сделать любая супруга для соседей, явившихся помочь ее мужу возделать почву или заменить кровлю. От­ношения между богами и людьми становились, таким образом, столь же близкими, как и те, что связывают, через брачный союз, два семейства: как зять во всем помогает родителям жены, так и бог распространял на своих новых сородичей всю свою плодородную силу, в обмен на домаш­ние, кулинарные и сексуальные услуги жены или даже жен.

Жертвоприношения

Посвящение человеческой жизни предку или кому-либо божеству иногда требовало жертвопри­ношений. Приношения в жертву людей, одна­ко же, никогда не достигали такого масштаба, какой им придавали ацтеки, центральноаме­риканские современники инков. В большинстве своем они совершались в двух исключительных случаях. Первым была смерть некого знатного инки или же правителя: часть его жен и слуг при­носили себя в жертву, после чего их должны были захоронить вместе с усопшим. Так, вместе с умер­шим Уайна Капаком в потусторонний мир отпра­вились примерно 1000 человек. Другим поводом для жертвоприношения являлась одна из самых торжественных церемоний религиозной жизни в Инкской империи, проходившая при участии множества людей. То был большой акт приноше­ний, называемый капак хуча, что переводится как «долг правителя» или «большое подношение». Проходила сия церемония в критических для Инки обстоятельствах, как то: приход к власти, рождение сына (которому, в силу крайне высо­кой детской смертности, грозила опасность), бо­лезнь или же подготовка к трудной войне. Когда назначался капак хуча, каждая деревня (и даже каждый род) собирала подношения (дорогие тка­ни, золото, серебро, скот, детей примерно деся­тилетнего возраста и т.д.), которые затем пере­возились местными священниками и касиками в Куско. Все дары, в том числе и сопровождаемые матерями дети, выстраивались на площади Аукай- пата и представали перед великими богами и му­миями правителей, которых по этому случаю вы­носили из их обиталищ. После совершения серии обрядов и молитв переходили к пожертвованию части этих даров: предметы сжигались или пре­давались земле, тогда как у большого количества лам и некоторых детей вырывали сердца, чтобы преподнести их богам. «Плоды», так сказать, этих пожертвований распределялись затем по окрест­ным храмам. Освященные пребыванием в религи­озном центре мира, прочие дары развозились по провинциальным святилищам, где приносились в жертву уака. Умерщвленные дети становились объектами местных культов. По всей Империи каждый взрослый мужчина получал в каком-либо сосуде немного крови принесенных в жертву лам, крови, которую должен был отвезти в одно из свя­тых мест, располагавшихся на его территории. Участвовать в этом обряде общности были обяза­ны все главы семейств империи, и кровь, прибыв­шая из ее сердца — Куско — растекалась по всему Тауантинсуйу. Представители провинций возвра­щались затем в столицу, где пировали и принима­ли подарки от Инки (текстиль, предметы, изго­товленные из перьев птиц, золотые и серебряные изделия, женщин и слуг). С собой они привозили уака завоеванных народов, которые тоже полу­чали дары либо оставались без оных — в зависи­мости от того, правильно ли они сами (или пред­ставляемые ими провинции) сотрудничали с Инкой. После этого сановники и уака возвращались домой. По сути, капак хуча являлся возможностью для Инки провести новые переговоры и укрепить отношения с каждым народом Империи, в осо­бенности — в экономической и военной сферах. Также он служил для подтверждения верности местных вождей Инке, так как умерщвленные дети зачастую принадлежали именно к семье ка­сика, который благодаря этой жертве продлевал свои полномочия. С другой стороны, получая от своих подданных множество лам и детей, прино­симых затем в жертву уака, Инка позициониро­вал себя в качестве крупного поставщика жиз­ненной силы для этих божеств и мог надеяться на то, что они наделят его могуществом, которое поможет победоносно противостоять той кри­тической ситуации, которая и подтолкнула его к этому «великому подношению».

Иные сверхъестественные силы

В андском представлении все существа были персонами, наделенными неким внутренним ми­ром, аналогичным тому, каким обладают люди,

что позволяло им соблюдать приличия и даже всту­пать в отношения обмена. Относилось это правило и к маису с картофелем (для земледельцев), и даже к драгоценным металлам (для рудокопов). Однако же не каждое растение, фрукт или самородок становились объектом подобных отношений, и уж тем более культа. Напротив, получение хорошего урожая или достижение прекрасного качества ме­талла освобождали от такого обмена, к примеру, самый крупный початок маиса, самую большую картофелину или золотой (либо серебряный) са­мородок. Этот «анормальный» образчик получал название мама, то есть «мать» маиса, картофеля или металла, так как его выдающиеся размеры сви­детельствовали о том, что именно от него исходит та плодородная сила, которая позволяет расти дру­гим. «Матери», таким образом, становились «собе­седниками» более высокого статуса по сравнению с тем, коим обладали обычные съедобные расте­ния или же самородки. С ними можно было на рав­ных обсуждать плодородие того или иного поля либо рудника (к слову, по отношению к руднику применялся тот же термин, что обозначал «поле»: чакра). «Матери маиса» (сарамама) даже считались второстепенными женами предка-родоначальника айлью, а иногда — и самого Уари. Стало быть, сам итог сельскохозяйственного размножения есть плод, появившийся на свет в результате брака меж­ду жаркой и влажной сущностью, представляющим Уари (или воплощающего его прародителя), и не­кой растительной породой. Сарамамы хранились под амбарами, предназначенными для маиса. Ло­гика такой «матери» определяла два важных куль­та. С одной стороны, то был культ Пачамамы, «ма­тери Солнца», объединявший духов мест (уака) и соблюдавшийся в регионе Куско и в высокогорьях. С другой стороны, то был культ Мамакучи, «матери озер», который обозначал океан и, как предпола­галось, должен был в изобилии обеспечивать анд­ские озера, с отходившими от них многочисленны­ми ирригационными каналами, водой.

Равным образом возведены в культ и камни, вырезанные в форме растений или животных, чанча или кунупа, и передающие жизненную силу тем всему тому, что они представляют морфоло­гически: маису, картофелю, ламе и т.д. В перво­начальную эпоху эти камни преподносились уака в дар заслуживающим того человекам, тем, кого они встречали на своем пути и узнавали по стран­ной форме. В отличие от культа уака, культ кунупа соблюдался не всем обществом, но отдельными его ячейками, так как камни эти представляли собой исключительно семейное имущество, которое переходило от отца к старшему сыну. Мно­гие хронисты сравнивают кунупа с пенатами древ­них римлян. Как и камни, воплощавшие уака, ку­нупа иногда также были резными; в задней части у них проделывалось отверстие, предназначенное для приема подношений в виде животного жира. Ухаживали за кунупа практически так же, как и за уака. Две эти категории были так близки между собой, что кунупа зачастую выставлялись с камня­ми, воплощавшими уака, подношением к которым они являлись.

Храмы

Инки возвели множество святилищ по всему Тауаншинсуйу, в особенности храмов Солнца в сто­лицах провинций. Не столь тесно связанный с имперской идеологией, Виракоча тоже почитался некоторыми важными храмами, к примеру, кускан- ским Кисуарканча или впечатляющим святилищем в Каче (сегодня известным под названием Ракчи), что в провинции Кана. Я опишу здесь лишь три самых важных храма Империи, а также наиболее распространенный, хотя и наиболее скромный, тип святилища — тот, в котором хранился уака.

Золотой Храм

В столице, в месте слияния двух рек, что разгра­ничивали зону дворцов, на естественном отроге, находился Золотой Храм (Корикапча), комплекс святилищ, посвященных различным божествам: Виракоче, Молнии, Солнцу, Луне и звездам. По­строенный при Пачакути на месте более древне­го и более скромного святилища, Золотой Храм состоял из шести прямоугольных строений, пять из которых располагались вокруг внутреннего двора. В самом большом здании хранилась статуя Пунчау, дитя-солнце. По сути, в том, чтобы высту­пать в роли «храма Солнца», и заключалась глав­ная функция этого святилища, которое инки на­зывали также инти уаси, «дом Солнца». Здесь же размещались и основные уака провинций, иногда прибывавшие на временный «постой».

Золотой Храм (Кориканча)

 Золотой Храм (Кориканча)

То был абсолютный центр Куско и Тауантинсуйу, куда допу­скались лишь представители высшей аристокра­тии. Храм мало чем отличался от других дворцов Куско — такие же стены из искусно отполирован­ного камня, такие же высокие четырехскатные крыши. Но многочисленные золотые предме­ты, которые там хранились, делали его особенно роскошным. Посреди главного двора находился золотой фонтан, многие внешние стены были целиком покрыты золотыми пластинами, такими же была облицована, с внешней стороны, кре­постная стена комплекса, самым же необычным украшением храма являлось маисовое поле, вы­полненное в натуральную величину и также из чистого золота.

Описание Золотого Храма (согласно Педро Сьеса де Леону, 1553 г.)

Этот храм был в окружности более 400 ша­гов, весь обнесенный крепкой стеной; все сооружение было сделано из превосходного высококачественного тесаного камня, отлич­но уложенного и размещенного; и некоторые камни были очень крупными и величествен­ными, между ними не было ни земляного, ни известкового раствора, а только обычно ис­пользуемый ими для постройки их зданий би­тум [или смола], столь тщательно эти камни обработаны, что не заметен в них ни раствор, ни стыки. [...] Имелось множество дверей и очень хорошо отделанных порталов; опоясы­вала эту стену золотая лента, шириной в две пяди и толщиной в четыре пальца. Портала и двери были облицованы пластинами из того же металла. Дальше внутри стояло четыре не очень больших дома, точно так же отделан­ных, и их стены изнутри и снаружи облицова­ны золотом, равно как и деревянное сооруже­ние; покрытие было соломенное, служившее в качестве крыши. В той стене было две скамей­ки со спинками, с которых оглашали о восхо­ждении солнца, и стояли тщательно просвер­ленные камни, а в отверстия было вставлено множество драгоценных камней и смарагдов.

На эти скамейки садились короли; если это де­лал [кто-либо] другой, то его карали смертной казнью.

«Тот, кто оживляет почву»

После Золотого Храма наиболее значимы­ми считались святилища Пачакамак и Титикака. Храм бога Пачакамака («того, кто оживляет по­чву»), являвшийся важнейшим местом паломни­чества, находился на центральном побережье Перу, в городке, местное название которого было Ичма, но который инки называли по имени того божества, которому там поклонялись. Расположенный на берегу Тихого океана, город Пачакамак вел свое существование с начала I ты­сячелетия н.э. и на момент прибытия на конти­нент испанцев являлся одним из самых крупных в Тауантинсуйу. Инки использовали Пачакамак в качестве административного центра, возведя с этой целью большую площадь, с усну и домом «из­бранных женщин». Туда стекалась дань, уплачен­ная обитателями всего побережья. Инки увеличи­ли религиозную значимость этого места, украсив святилище одноименного божества, воздвигнуто­го на естественной возвышенности, нависавшей над зоной храмов и дворцов, присоединив к ним храм Солнца. Как и Кориканча, храм Пачакамака изобиловал изделиями из серебра и золота, а его стены и крыши были украшены золотыми пла­стинами. Опять же, инкской эпохой датируется и вся система проходов и коридоров, призван­ная направлять поток паломников, иногда при­бывавших из самых отдаленных регионов, чтобы спросить совета у бога, чья деревянная фигурка хранилась в крипте, на верхнем ярусе храма, — Па­чакамак, отвечавший за рост маиса, славился и своими целительными способностями. К слову, рядом со святилищем были обнаружены много­численные могилы людей, умерших от серьезных болезней, вроде рака, туберкулеза или сифилиса.

Доктора Уайна Капака консультировались с Пачакамаком относительно неизвестного недуга, от которого страдал правитель — сегодня мы знаем, что речь шла об оспе, завезенной испанцами. Бог посоветовал Инке чаще бывать на солнце, что ускорило смерть правителя...

Свинцовая Скала

Название озера Титикака происходит от на­звания скалы, расположенной на одном из его островов, «Свинцовой Скалы» (Titiqaqa). Соглас­но одной инкской легенде, которая, очевидно, бытовала и среди народов юга Империи, именно от этой скалы родилось Солнце. Как и святили­ще Пачакамака, храм Титикака — чрезвычайно древний; похоже, он был возведен еще до нашей эры и перестроен в крупный региональный храм примерно в VII веке н.э. в период существования государстваТиуанако. Инки превратили его в центр огромной священной зоны, которая вклю­чала в себя не только остров Титикака (сегодня известный как «остров Солнца»), но и сосед­ний — «Луны», а также полуостров Копакабана, расположенный напротив, на континентальном береге озера, где находился одноименный ре­гиональный административный центр. Инки за­селили зону митма и оборудовали перед скалой эспланаду. Та часть Титикаки, которая выходила на площадь, была облицована золотыми пласти­нами, тогда как заднюю часть святилища защища­ла искусно отделанная стена. У подножия храма были обнаружены могилы принесенных в жертву детей. Свинцовая Скала располагала более чем 600 слуг и 1000 «избранных женщин», посвятив­ших себя приготовлению маисового пива, коим угощали местное божество, наливая в располо­женный на площади бассейн для жертвенных возлияний. По свидетельствам очевидцев, среди этих «избранных женщин» находились две доче­ри Уайна Капака. Прибывших в этот священный комплекс паломников, совершенно бесплатно, селили на постоялом дворе, где они получали еду и питье, а самые бедные — еще и одежду. Пройдя пешком до дальнего конца полуострова Копакаба- на, они на лодках переплывали пролив, отделяв­ший Копакабану от острова, после чего, вновь — пешком, добирались до противоположного конца острова, где размещался храм. Прежде чем до­стичь Свинцовой Скалы, им приходилось пройти через трое ворот и очиститься на каждом из этих этапов. Судя по всему, лишь представители знати допускались за последние ворота, после чего мог­ли приблизиться к священному месту. Простолю­дины у третьих ворот останавливались, опускали на землю свои подношения и уже оттуда, издали, могли лицезреть храм Титикака.

Святилища высокогорий

Переносные камни, воплощавшие уака, зача­стую хранились в скромных храмах, возведен­ных неподалеку от тех горных вершин, где оби­тали эти божества. Одним из самых известных подобных храмов Тауантпинсуйу был тот, что рас­полагался на самом высоком (5571 м) пике Париа- каки, заснеженного горного массива, пролегавше­го в провинции Уарочири. Если верить хронике, составленной в 1608 году на языке кечуа местным автором Томасом, инки доставили в Париакаку огромные богатства: тридцать жрецов, золотые и серебряные предметы культа, дорогие одежды, слуг для работы на земле и пастухов со скотом. По длинной веренице ступеней паломники поднима­лись к месту культа от инкской дороги, что вела из Пачакамака в Атун-Шаушу. На высоте 4575 м ступени заканчивались у небольшого проема, в котором находился уака, коего даже еще в начале XVII века потчевали маисовым пивом и кровью морской свинки. Подобные же горные храмы инки, к примеру, возводили и на крайнем юге Им­перии, на территориях современных Аргентины и Чили. Один из них — Льюльяйльяко, располо­женный в нынешней провинции Сальта на вы­соте 6739 м, является самым высоким в мире поселением, где когда-либо производились рас­копки. Там были обнаружены останки двух капак хуча, девушки и юноши, в роскошных одеждах и в окружении золотых и серебряных фигурок, как мужских, так и женских, а также миниатюрной посуды. Обустраивая такие святилища во всех провинциях своей Империи, Инки утвержда­лись в роли привилегированных собеседников с местными уака.

Религиозные праздники

Инки, практически вся деятельность которых сводилась к войнам и управлению их Империей, очень много дней в году проводили в церемони­ях и увеселениях. Едва ли не каждый месяц имел какой-либо праздник. Тремя основными были Инти Райми, «Период Солнца», Ситуа (этимоло­гия слова не ясна) и Капак Райми, «Главный Пе­риод». Первый начинался в середине мая и длил­ся около месяца, до зимнего солнцестояния. Он наступал после последней жатвы и знаменовал собой конец сельскохозяйственного года. Почти ежедневно в жертву различным божествам, оби­тавшим в Золотом Храме в Куско, в частности, Солнцу, Молнии и Виракоче, дабы те «не старе­ли» в конце растительного цикла, приносились сотни лам, альпак и гуанако. Мумии прежних пра­вителей и статуи основных богов выносились из их жилищ и устанавливались на площади Кусипата, где «пили» с живыми и удостаивались тан­цев и песен. Ситуа также длился около месяца, с середины августа до середины сентября. Он про­ходил прямо перед началом сезона дождей, спо­собствующего распространению инфекционных болезней. По этому случаю из всех провинций Империи привозились уака, которых умоляли не забирать людские жизни. Хроническим больным полагалось на какое-то время покинуть город, дабы их «горе» не нарушало, в этом начале зем­ледельческого цикла, абсолютного счастья в цен­тре мира. Группы воинов проносились по улицам столицы, издавая вопли, призванные напугать смертоносную нечисть, которую они гнали перед собой до ближайшей реки, где они обмывались и тщательно чистили оружие. Река должна была унести болезни к морю. По окончании этих обря­дов очищения инки пировали, пели и танцевали на протяжении нескольких дней кряду. Чужакам и больным, проживавшим в городе, наконец-таки дозволялось вернуться и присоединиться к всеоб­щему веселью. Такие же празднества проходили и в центрах провинций. Капак Райми начинался в середине ноября и длился также около месяца, совпадая с летним солнцестоянием. Чужаков, не относящихся к инкскому племени, церемониаль­но изгоняли из центра мира, коим был Куско, так как они воплощали возможное ненастье, и примерно с месяц они были вынуждены проживать где-нибудь в окрестностях города. Именно в этот период подростки проходили обряд перехода во взрослый возраст, уарачикуй, в Куско и в тех про­винциальных центрах, где находились резиден­ции Инков. В жертву приносились множеством лам, которых сжигали перед выносимыми на глав­ную площадь статуями богов. После таких цере­моний продолжались празднества, центральную роль в которых играли выпивка, песни и танцы. Завершались они обрядом возвращения чужаков.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

 

Читайте также: