ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » История инков
История инков
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 18-05-2014 14:57 |
  • Просмотров: 6358

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

Перу

История инков

Все исторические источники, касающиеся Инк­ской империи, увидели свет уже после падения этого государства. Нам неизвестно ни одного доку­мента, составленного кем-либо, кто вырос в самой Империи инков. Та система письма, которой поль­зовались древние перуанцы, не расшифрована и по сей день, а живопись, представлявшая историю ин­ков, была вся уничтожена в первые десятилетия по­сле Испанского вторжения. Таким образом, наши знания инкской истории во многом основываются на хрониках, написанных на протяжении столетия, последовавшего за Конкистой. Их авторы, судя по всему, передавали рассказы своих туземных ин­форматоров в соответствии с своими априорны­ми культурными и идеологическими позициями, и даже теми политическими интересами, к кото­рым они были привязаны, например, интересами того или иного вице-короля или же религиозного ордена. Инки первых десятилетий колониального периода стремились передать своим испанским со­беседникам те версии истории, которые выглядели благоприятными для их собственных родов, к тому же следует принимать во внимание, что и до Конки­сты их историческая память то и дело подвергалась подгонке со стороны каждого из правителей (вроде удаления из династического списка отстраненного от власти предшественника). В общем, нетрудно понять, с какими сложностями сталкиваются совре­менные исследователи, пытаясь установить хотя бы фундаментальную основу Инкской империи. Так как древние перуанцы не вели счет лет, хронология расширения Империи нам до сих пор неизвестна. С 1980-х годов археология, однако же, начала на­ходить важные дополнения к нашим познаниям об истоках и развитии Инкского государства. Так, те­перь, после датирования радиоактивным углеродом и методом термолюминисценции, мы можем уве­ренно заявлять, что экспансия Империи началась около 1400 года, то есть на сорок лет ранее, чем это указано в хрониках. Для более ранних периодов мы располагаем сведениями, которые предоставлены археологией и могут быть дополнены теми, что дает нам сравнительная и историческая лингвистика.

Предшествующие века

Инкская империя возникла в результате мно­говековой адаптации к окружающей среде, открытий и складывающихся традиций. Первыми людьми, поселившимися в андском регионе, были охотники-собиратели, пришедшие с севера в эпо­ху, относительно которой у специалистов не суще­ствует единого мнения. В любом случае есть сви­детельства того, что за 14000 лет до н.э. люди уже проживали в этой части Южной Америки, ко­торая также является одним из наиболее древ­них мировых очагов возникновения сельского хозяйства. Действительно, некоторые растения, вроде фасоли или стручкового перца, выращива­лись здесь уже за 8000 лет до н.э. Одомашнивание лам и альпак закончилось примерно за 3500 лет до н.э. В III тысячелетии до н.э. в этом регионе выращивались уже практически все растения, из­вестные в эпоху инков, но лишь к 1800 году до н.э. растениеводство перестало быть дополнением к охоте, рыбной ловле и животноводству, становясь основной экономической деятельностью.

На оседлый образ жизни древние перуанцы перешли, не дожидаясь наступления всецело сель­скохозяйственной экономики, так что первые по­стоянные поселения возникают уже за 4000 лет до н.э. на побережье и в горных районах центрально­го и северного Перу. Примерно с 3000 года до н.э. прибрежные общины начинают возводить це­ремониальные центры, архитектура которых — наиболее древняя на континенте. Наиболее известным из таких поселений является Карал, от­строенный в долине Супе, который между 2600 и 1500 годами до н.э. занимал территорию в 50 гек­таров. Его функция была главным образом цере­мониальной: если не считать нескольких жилых секторов и хлебных амбаров, 32 его окрашенные постройки являлись платформами, храмами и ал­тарями, причем шесть из них представляли собой огромные пирамиды. Экономика общин, которые строят эти церемониальные центры, основывает­ся на рыбной ловле, дополняемой примитивным ирригационным земледелием и торговлей с дале­кими высокогорьями и Амазонией. Еще одно эко­номическое и культурное пространство возникло в центре северной части Перу, образовывая на­чальное географическое ядро андской цивили­зации. Зарождение там цивилизации становится возможным благодаря целой совокупности эко­логических и географических факторов. С одной стороны — холодные воды течения Гумбольдта, пришедшие с Антарктики, снабжают прибрежное население исключительно богатыми морскими ре­сурсами. С другой стороны — цепь Анд в этой части Перу является как относительно узкой, так и очень высокой, что благоприятствует экономической взаимодополняемости между общинами, осваива­ющими ближайшие, но такие разные территории. Отношения обмена, которые возникают между этими общинами, производящими самую разно­образную продукцию, дают им продовольствен­ную безопасность, что приводит к их непрерыв­ному и продолжительному развитию.

Бог с посохами на стеле в Чавине

 Бог с посохами на стеле в Чавине

Начиная с 2000 года до н.э. распространяется использование керамики, что знаменует собой на­чало так называемой «образующей» эпохи. Церемо­ниальные центры стали более многочисленными и грандиозными, нежели в предыдущую эпоху, — теперь их на побережье по меньшей мере 45, — тогда как развивались и системы орошения. На протяже­нии веков наиболее интенсивно цивилизация раз­вивалась именно в долине Касмы, на северном по­бережье центрального Перу. Примерно в 500 году до н.э. активизировались отношения обмена на огромных территориях, простирающихся от Ка- хамарки до Аякучо, где также возникли богатые жреческие элиты, наблюдался необычайный рост искусств и архитектуры. Основным культурным центром этой эпохи является Чавин, находящий­ся в горах северного Перу. Расположенное в стра­тегическом — с точки зрения торговли — месте, это поселение распространяло свои художественные стили и религиозные живописные каноны, в част­ности знаменитого «Бога с посохами» на большей части Перу.

Этот завершающий этап образующей эпохи из­вестен под названием «ранний горизонт», по при­чине происходившего в это время процесса куль­турной унификации.

Когда, около 200 года до н.э., пришел конец культурной гегемонии Чавина, находившиеся под его влиянием регионы примерно на семь веков вступили в процесс культурной дифференциации, известный как «древний переходный период». Некоторые из общин этой эпохи приступают к возведению крупных гидравлических сооружений. На побережье развиваются наиболее яркие культуры, такие как Викус, Мочика, Паракас и Наска. Но и в некоторых горных регионах наблю­дается значительный подъем, например, в долине реки Санта, где процветает культура Рекуай, или на севере бассейна озера Титикака, где возникает изысканное поселение Пукара. На северном побе­режье Перу к культуре Мочика, судя по всему, при­надлежали элиты сразу нескольких небольших го­сударств, зачастую конфликтующих друг с другом. Малые форты и крепостные стены, которыми от­мечены границы их территорий, наводят на мысль о том, что основной причиной этих конфликтов, становилась вода. На южном побережье, в долине Наска на 150 гектарах находятся пирамиды и мо­нументальные площади паломнического центра Кауачи. Его строители являются также авторами знаменитых линий Наска, которые, вероятно, слу­жили в качестве церемониального пространства.

В VI веке н.э. возникают два крупных горных государства — Уари и Тиауанако. Это начало «сред­него горизонта». Империя уари, столица которой размещалась неподалеку от современного Аякучо (в Перу), тянулась от региона Куско до района Ка- хамарки. Это самое крупное государство Южной Америки из тех, что существовали до Инкской империи. Возведенная на высоте 2800 метров, его столица, Уари, является одним из самых больших городов древнего Перу. В этом лабиринте много­уровневых каменных, оштукатуренных под белый мрамор строений, снабженном высокими (от 10 до 12 метров) укреплениями и системой водостоков, проживало, по разным подсчетам, от 35 ООО до 70 000 человек. Строители Уари соорудили также большую сеть мощенных щебнем дорог, являвшу­юся прямым предшественником инкской, и провинциальные административные центры, вроде Пикильякты (регион Куско), Вилькаваина, что в долине реки Санта, или Виракочабамбы (провин­ция Уамачуко). Эта империя постепенно канула в Лету между 800 и 1000 годами н.э.

Расположенный на высоте 3850 метров, непода­леку от южных берегов озера Титикака, Тиауанако в полной мере становится городским центром лишь к 350 году н.э. Мало-помалу это поселение берет под свой контроль все верхнее плато и к 550 году начинает распространять свою власть за пределы бассейна Титикаки. В конце концов его сфера влияния распространилась на прибрежные долины крайнего юга Перу и севера Чили, пусты­ню Атакама, всю сухую пупу боливийского запада и долины восточных боливийских предгорий. В Ти- ауанако могло проживать от 30 000 до 40 000 че­ловек, к которым следует добавить примерно 10 000 обитателей каждого из городов-спутников, расположенных в его окрестностях. Таким образом, общее население метрополии могло прибли­жаться к 250 000 человек, из которых 115 000 были городскими жителями. Никогда больше, даже при инках, в доиспанских Андах не будет столь активного процесса урбанизации, как в этот пе­риод «среднего горизонта». Церемониальный характер основных строений Тиауанако и в основ­ном религиозная направленность его искусства, а также значительное преобладание предметов куль­та над военными предметами наводят на мысль, что власть метрополии скорее основывалась на ее технологических достижениях и религиозном влиянии, нежели на могущественном военном ап­парате. По непонятным причинам Тиауанако и его города-спутники были оставлены приблизительно в 1000 году.

Закат крупных горных государств знаменует со­бой возврат к более автономному развитию мест­ных объединений. Начинается так называемый «поздний переходный период». На побережье крайнего севера Перу, между долинами Сульяны и Чикамы, блестящим наследником культуры Мо­чика становится культура Сикан. В X веке это объ­единение приступило к массовому производству мышьяковой бронзы (сплав бронзы и мышьяка), которая постепенно заменила камни и кости в из­готовлении инструментов. Его огромная столи­ца, Батан-Гранде, становится крупнейшим металлургическим центром. Примерно в это же время объединения бассейна озера Титикака начинают производить бронзу на основе меди и олова. Цен­тральные Анды вступили в настоящий бронзовый век, который представляет собой новый этап в за­воевании человеком территорий: вооруженные бронзовыми земледельческими орудиями, анд­ские крестьяне возделывали все больше и больше земель, сооружая все больше и больше сельскохо­зяйственных террас, прорывая еще больше ирри­гационных каналов, вырубая леса, покрывающие восточные склоны Анд.

В первой половине XI века Батан-Гранде уни­чтожает пожар, возможно, вызванный взбунтовав­шимся населением, и власть Сикана рушится. При­мерно в 850—900 годах н.э. обитатели прибреж­ной долины Моче основывают новое поселение немного южнее старого, известное сегодня под названием Чан-Чан, но инками называемое Чиму. На протяжении XII и XIII веков обитатели Чан- Чана, индейцы племени чиму, в результате серии завоеваний создают империю, которая, в период своего апогея, простирается на 1300 километров вдоль побережья, от Тумбеса до окрестностей Лимы. С его 20 000 или 30 000 жителей и площа­дью в 20 000 квадратных километров, застроенной исключительно сооружениями из кирпича-сырца, Чан-Чан становится крупнейшим андским городом той эпохи. На центральном побережье Перу город-храм Пачакамак распространяет свою по­литическую власть на долины рек Римак, Лурин и Мала, а религиозное влияние — на большую часть Перу. Чуть южнее возникает еще одно относитель­но могущественное государство — Чинча. В вы­сокогорьях, напротив, закат государств Уари и Тиауанако открыл эпоху постоянных конфлик­тов между множеством небольших территорий, подвластных амбициозным вождям. Население перемещается в горы, где концентрируется и окру­жает себя укреплениями. Но в большинстве своем эти забравшиеся на возвышенности деревушки удалены от мест добычи воды, до которых зача­стую приходится добираться по несколько часов, поэтому оборонительные возможности их обита­телей весьма ограничены, так что, судя по всему, военные операции того времени представляют со­бой обычные набеги. Таков контекст, в котором предстоит возникнуть могущественной Инкской империи.

Возникновение инкского государства

Испанские хронисты, идя в этом на поводу у своих туземных информаторов, объясняют нача­ло имперской экспансии инков одним чудесным событием. Будучи всего лишь небольшой группой земледельцев, занимавших долину Куско и посто­янно воевавших с соседями, инки якобы были ата­кованы индейцами племени чанка, пришедшими в этот регион из других земель. Пожилой инкский правитель Виракоча обратился в бегство, а один из его сыновей, Инка Юпанки, которого отец не це­нил, при помощи нескольких друзей, героически встал на защиту города. Трижды отбив атаки про­тивника, он затем отогнал индейцев чанка на их земли, где и разбил. По возвращении Инка Юпан­ки был провозглашен правителем и начал править под именем Пачакуши («Возвращение Эпохи»), а Виракоча был сослан в свое загородное имение. За этими событиями последовала серия завоеваний, которые за небольшой период времени привели к образованию Инкской империи.

Археологические раскопки показывают, что такую интерпретацию фактов, которую, должно быть, сам Пачакути возвел в ранг официальной истории, едва ли стоит принимать на веру. Также они свидетельствуют о том, что в начале XV века инки были лишь малочисленным племенем, под­вергавшимся нападениям соседей. По сути, лишь после 1200 года н.э. небольшая долина Куско ста­новится центром региональной экономики и на­чинает распространять керамику по всему этому краю.

Ваза стиля кильке (доимперский инкский)

Ваза стиля кильке (доимперский инкский)

В то время как в окрестностях жилища прята­лись в горах, а маисовые поля, расположенные в глубине долины, зачастую оказывались заброшен­ными ввиду большой удаленности от обитаемых мест, деревни региона Куско не были окружены укреплениями, а орошаемое возделывание маиса интенсифицировалось. Все это наводит на мысль, что инки заключили с ближайшими соседями взаимовыгодные союзы, постепенно распро­странив свою политическую гегемонию на весь регион и покончив тем самым с распространени­ем конфликтов, возникавших там между соседни­ми деревнями по всем Андам.

Датирование радиоуглеродным методом тех поселений региона Куско, где были обнаружены первые образцы архитектуры имперского инкско­го типа, говорит о том, что эти постройки были возведены еще до эпохи, в которую жил Пачакути, и могут восходить к концу XIV века. Стало быть, еще до Пачакути инки представляли собой могуще­ственную региональную силу, возможно, зачаток государства. Таким образом, Пачакути являлся не единственным и гениальным создателем ве­ликого государства, но был наследником долго­го опыта создания политической гегемонии. Од­нако же несомненно и то, что он смог перенести этот опыт на более высокую ступень, недоступную его предшественникам.

Нам известно, что официальный список Вер­ховных Инков, правивших до Пачакути, был со­ставлен именно последним. Эта генеалогия прави­телей, включающая в себя всего восемь Инков, не может считаться абсолютно исторической, даже несмотря на то, что упомянутые в ней личности действительно существовали, так как потомки со­храняли их мумии до середины XVI века. Вероят­но, из нее было исключено немало властителей, память о которых, слишком далекая, мало что значила для их предков. И потом, инкская история не могла позволить себе быть слишком сложной, так как должна была провозглашаться во время основ­ных публичных церемоний. Предание гласит, что Пачакути вычеркнул из династической памяти даже имя своего сводного брата Инки Урку, кото­рый правил незадолго до него.

Династия Инков

Доимперская эпоха (список, составленный при Пачакути)

Манку Капак, Синчи Рока, Льоке Юпанки, Майта Капак, Капак Юпанки, Инка Рока, Яуар Уакак, Виракоча

Имперская эпоха

Пачакути, Тупак Инка, Уайна Капак, Уаскар - 1532

Эпоха испанских завоеваний

Манко Инка   1533—1545

Сайри Тупак  1545—1558   

Титу Куси     1558—1571   

Тупак Амару  1571—1572

Имперская экспансия

О жизни инкских правителей мы знаем лишь по рассказам, составленным хронистами колониальной эпохи, в большинстве своем — ис­панцами, на основании свидетельств представителей знати из Куско. Эти рассказы, таким обра­зом, сильно зависели от самых различных интере­сов, как правило, политических, а также от этих хронистов и их информаторов. Несмотря на это, критика и сопоставление источников позволяют восстановить основные черты имперской экс­пансии инков. Судя по всему, она восходит как минимум к правлению Инки Виракоча то есть к первой трети XV века. Куско встречает тогда достойного соперника, племенной союз колья, власть которого распространяется на огромные территории к северу и востоку от озера Титикака. Столица этого союза, Атун-Колья, и обнару­женные в Сильюстани погребальные башни, как нельзя лучше свидетельствуют о могуществе его правителей. Возможно, экспансионистские на­мерения инков относительно бассейна озера Титикака были вызваны желанием взять под прямой контроль этот регион, известный производством бронзы. Этот металл действительно представлял­ся стратегическим средством производства инкам, которые только-только приступили к завое­ванию новых пригодных для земледелия земель в собственном регионе и в амазонских предгорьях, вследствие чего испытывали жизненную необхо­димость в бронзовых орудиях труда.

Война инков против обитателей леса (анти) на раскрашенном деревянном кубке колониальной эпохи

 Война инков против обитателей леса (анти) на раскрашенном деревянном кубке колониальной эпохи

Вот почему инки заключают альянс с индейца­ми племен капа, которые занимают промежуточ­ную территорию между инками и колья, и лупака, южными соседями и давними врагами колья. Взя­тые в клещи, последние потерпели поражение от этого тройственного союза, возглавляемого ин­ками, которые таким образом получили доступ к верхнему плато.

Затем инки бросили вызов племени чайка, оби­тавшему в районе современного Андауайласа, к западу от Куско. При помощи проверенных союз­ников, капа, инки вышли победителями и из этого конфликта. Данная война привела к заключению союза между инками и чапка, и уже вместе они устремились навстречу новым завоеваниям.

Вероятно, индейцы чапка были не единствен­ным племенем, объединившимся в тот момент с Пачакути. По сути, молниеносная экспансия им­перии в какой-то мере объясняется умением ин­ков из Куско присоединять к своим силам армии завоеванных народов. Войска, которыми распо­лагали инки, были многонациональными, так как каждое племя вступало в них на правах отдельного подразделения и в собственных, специфических одеждах.

Договор между Инкой и вождем племени колья на раскрашенном деревянном кубке колониальной эпохи

Договор между Инкой и вождем племени колья на раскрашенном деревянном кубке колониальной эпохи

Возглавляемая Инкой армия предста­вала перед ее врагами уже не как войско инков из Куско, а как большая коалиция племен. Этот «снежный ком» рос с такой быстротой, что Инка начал награждать наиболее отличившихся в боях воинов украшениями, дорогой одеждой, землями, скотом и, что еще более изысканно, «младшими», или «второстепенными», женами. Таким образом, выгода, которую человек или племя могло извлечь в деле строительства империи, была куда более очевидной, нежели та, каковую они получали в результате прежних набегов. В общем, кусковцам удается извлечь максимум пользы из боевого это- са, развившегося у горных народов за долгие века сражений. Присоединение некоторых племен к империи порой происходит совершенно беспрепятственно, так как, прежде чем отправиться в очередной завоевательный поход, инки сочетают угрозы разрушений и массовых убийств с обеща­ниями выгод тем, кто согласится на их гегемо­нию.

Верховный Инка в воинских одеждах на раскрашенном деревянном кубке колониальной эпохи

Верховный Инка в воинских одеждах на раскрашенном деревянном кубке колониальной эпохи

Протогосударство чинна, которое одним из первых присягнуло на верность Инке, получило таким образом привилегированный статус в не­драх империи. И напротив, обитатели Уарко, на­ходившегося в долине Каньете, на центральном побережье Перу, или каранги региона Кито, были истреблены Инкой после того, как попытались оказать ему сопротивление, что им долгое время и удавалось.

Разъединенные в силу их соперничества, гор­ные территории, расположенные к северо-западу от Куско, быстро, уже к середине XV века, были за­воеваны Пачакуши. Единственной мощной силой, которая сумела оказать сопротивление инкам, оказался союз между правителем Кахамарки — богатой долины в Андах на севере современного Перу — и вождем племени чиму, хозяином всего северного побережья. Однако в конце концов Пачакути уда­лось одержать победу и над ними. Добившись жела­емой цели, он вернулся в Куско по дороге, шедшей вдоль берега, покоряя те земли, которые еще не находились под его властью. Позднее он предпри­нял и другие победоносные походы на север и на юг. Со временем Пачакути уступил командование этими экспедициями тому из сыновей, которого он выбрал на роль преемника, Тупаку Инке. Имен­но Пачакути и Тупак Инка завоевывают большую часть той территории, на которой будет суще­ствовать Инкская империя на момент прихода испанцев, тогда как преемник Тупака Инки, Уайна Капак, сможет добавить к Империи лишь то, что сегодня является крайним севером Эквадора и вос­током Боливии.

Уайна Капак

 Уайна Капак (согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.)

Продвижение инков было остановлено на юго- востоке сопротивлением чиригуанов и на крайнем юге — арауканов (или мапуче), которые вынуди­ли инков зафиксировать границу у реки Мауле и укрепить ее малыми фортами. Территории, нахо­дящиеся за этими южными границами, в любом случае не представляли для инков никакого эконо­мического интереса. Совсем иначе обстояли дела с югом современной Колумбии, регионом богатым и густонаселенным, на который инки, судя по все­му, и намеревались обратить свое внимание, когда произошло Испанское вторжение.

Кризис династии и испанское вторжение

В первые годы XVI века Уайна Капак обосно­вался на севере Империи, где создает «второй Куско», Томебамбу (на юге современного Эквадо­ра). Там он пробудет до самой смерти, дабы луч­ше контролировать те стратегические регионы, которые с таким трудом удалось завоевать его предшественникам. Примерно в 1524—1528 гг. он становится жертвой болезни, завезенной евро­пейцами — уже присутствующими на континен­те, — оспы, которая убивает также и назначенно­го им преемника. Верховная власть переходит к одному из его сыновей, остававшемуся в Куско, Уаскару. Вскоре через несколько лет, в 1530 г., Атпауальпа, еще один сын Уайна Капака, восстает против Уаскара. Причины этого конфликта нам все еще не известны. Династические кризисы не были редкостью для инков, так что каждое меж­дуцарствие характеризовалось кровавыми кон­фликтами между родами Куско за право выбора будущего правителя. Тупак Инка, возможно, был убит, тогда как Уайна Капак, ради восшествия на престол, сам убил двух своих братьев. Манко Инка таким же образом поступил в отношении двух своих. Атпауальпе удается заручиться поддерж­кой нескольких племен империи, в частности, северной ее части, и страна погружается в бес­прецедентную гражданскую войну. Силы севера одерживают ряд побед над войсками Куско и бы­стро продвигаются на юг. Вскоре тридцатитысяч­ная армия Атпауалъпы переправляется через реку Апуримак. Нанеся кусковцам сокрушительное по­ражение, солдаты Атауальпы захватывают Уаскара в плен в окрестностях столицы, которую подвер­гают разграблению, заодно истребляя и местное население.

Когда оставшийся на севере Атауалыга уже со­бирается отправиться в Куско, ему сообщают о высадке в Тумбесе испанцев, на северном побережье Перу. Инкам уже было известно об их наподениях на северные территории Империи на протяжении последних десяти лет. На сей раз отряд из 168 ис­панцев впервые продвигается в глубь страны, при­ближаясь к Кахамарке, где остановились Атауалъпа и часть его армии. 15 ноября 1532 года отряд под командованием Франсиско Писарро вступил в город. Инкская армия стояла лагерем неподалеку от Кахамарке, пока правитель наслаждался тер­мальными ваннами, расположенными неподале­ку. Писарро направил к Атауальпе посольство. Его эмиссары предложили Инке явиться на следующий день в Кахамарку, дабы встретиться с их команди­ром. Дружеские манеры чужестранцев отнюдь не ввели в заблуждение Инку, уже слышавшего о тех грабежах и бесчинствах, которые они учинили на побережье. 16 ноября, после полудня, правитель отправляется в Кахамарку с пышностью и помпой, в сопровождении десятка наиболее приближенных лиц и нескольких тысяч вооруженных людей, с на­мерением пленить непрошенных гостей и забрать их лошадей для дальнейшего разведения. Вероят­но, он и представить себе не мог, что чужестранцы являются авангардом могущественного мира, го­тового в любой момент прислать им необходимую помощь, и что они намерены взять противника в заложники. Писарро и его отряд были рассредоточены по строениям, окружающим площадь. Атауальпа и его люди прибыли на площадь и замерли в недоумении, не увидев ни одного испанца. Висенте де Вальверде, монах-доминиканец, вышел из одно­го из зданий и приблизился к Инке, чтобы вручить ему требник. После короткого диалога Атауальпа швырнул этот предмет на землю, уже готовый бро­сить своих людей в атаку. В этот момент испанцы появились из укрытий, верхом, в доспехах и с эскопетами в руках. Вооруженные пиками и палицами, воины Атауалъпы были не в силах оказать им до­стойного сопротивления. Христиане захватили Инку и истребили тысячи сопровождавших его людей, притом что сами вышли из завязавшегося сражения целыми и невредимыми, все до единого.

Пленение Атауалъпы (согласно письму, написанному неким испанским солдатом своему дяде 20 июля 1533 г.)

Атауалъпа, пленник испанцев

 Атауалъпа, пленник испанцев (согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.)

Этот сеньор [Атауальпа] располагал ше­стьюдесятью тысячами воинов, тогда как нас было всего сто шестьдесят человек, включая гу­бернатора [Франсиско Писарро]. Мы думали, что пришел наш последний час. Могущество этих людей было таким, что даже женщины на­смехались над нами и уже заранее оплакивали нас. Но последующие события опровергли эти плохие мысли. Сеньор прибыл со своим вооруженным войском, остановившись на расстоя­нии двух арбалетных выстрелов от того места, где был разбит наш лагерь, и там встал лагерем сам. Затем он отправился к губернатору при­мерно с пятью тысячами человек (все — в воен­ном облачении), чтобы взглянуть, что мы за люди. Он сидел на украшенных золотом носил­ках, посреди сотни других сеньоров, которые выступали в качестве носильщиков или подме­тали землю на всем пути следования кортежа. Все пели в унисон. Как только они подошли ближе, губернатор устремился вперед со всем своим войском. Налетев на них, мы схватили сеньора и убили большинство окружавших его людей; затем мы атаковали воинов, вооружен­ных копьями в 25 пядей длиной, и сокрушили их. Примерно за два с половиной часа мы ис­требили восемь тысяч человек, захватили мно­го золота, серебра, тканей и кучу народу.

Отныне Атауальпа их пленник.

В обмен на его освобождение Писарро потре­бовал огромный выкуп золотом и серебром. Все еще надеясь обрести свободу, Атауальпа приказал доставить в Кахамарку немыслимое количество предметов из драгоценных металлов. В свою оче­редь, испанцы получили подкрепление из Панамы и успели ознакомиться в политической ситуацией в стране.

 Писсарро захватывает Перуанского Инку. Художник Д.Э. Милле

 Писсарро захватывает Перуанского Инку. Художник Д.Э. Милле

Понимая, что чужестранцы готовы за­ключить союз с Уаскаром, Атауальпа распорядился убить своего сводного брата, которого его пол­ководцы удерживали в плену на юге. Не имея ни малейшего намерения удовлетвориться выкупом и покинуть страну, испанцы тогда решили казнить Атауальпу за предательство и братоубийство и встать под защиту сторонников убиенного Уаскара. Столкнувшись с таким непредвиденным развитием событий, последние заново собрали войско. Ожи­дая нападения армий Атауалъпы, испанцы поспеш­но покидают Кахамарку, дабы направиться в Куско. Когда, после нескольких стычек с войсками Кито, христиане приблизились к столице Империи, мо­лодой сын Уайна Капака, Манко Инка, предстал пе­ред Писарро в качестве кандидата, избранного жителями Куско в качестве преемника Уаскара. Войдя в столицу, Писарро признал Манко как «нового правителя страны».

Молодой Инка собрал армию и первые месяцы своего правления посвятил тому, чтобы, при по­мощи контингента испанцев, отбросить войско из Кито на север. Сам город Кито, остававшийся в ру­ках одного из полководцев Ашауальпы, Румипьяви, вскоре не устоит перед штурмом испанского отря­да, коему значительную поддержку оказывают уро­женцы Томебамбы, каньяри.

Цель Манко — при помощи европейцев устано­вить свою власть над империей и положить конец династическому кризису, начавшемуся со смертью Уайна Капака. Но официальный акт признания ис­панцами Куско своим городом (март 1534 г.), раз­грабление храмов столицы (май того же года), а за­тем и королевских гробниц, прибытие в Империю все более и более многочисленных испанских от­рядов и оскорбления, нанесенные представителям аристократии, вскоре дали Манко и его окружению понять, сколь неверно они оценили ситуацию. То, что им казалось обычным вмешательством неболь­шой группы чужеземцев во внутренний конфликт, теперь приняло характер вторжения. Отношения между правителем и его испанскими союзниками ухудшились настолько, что последние дважды бра­ли его в заложники, чтобы потребовать от него выкуп. В апреле 1536 года, воспользовавшись тем, что часть захватчиков находится в Чили и в Лиме, Манко мобилизовал свою армию и напал на Куско, где расквартированы всего 190 испанцев. За этим мятежом следуют другие по всей стране, и Манко идет на штурм Лимы, которую испанцы двумя года­ми ранее превратили в свою столицу. Но осада это­го прибрежного поселения успеха не приносит, так как Писарро получил подкрепление от союзниче­ских племен — уайлъя, уанка и каньяри, — а также от обитателей Лимы и центрального побережья, с ка- сиков которых представители Инки решили вдруг востребовать многие годы не платившиеся в казну подати. Манко не удалось вернуться и в Куско, так как христиане получили военную помощь от ин­дейцев каньяри и чачапойя, тогда как по истечении годичной осады войска Манко, прокормить кото­рые он больше не мог, перешли на сторону против­ника. Неудача при осаде Куско (1537 г.) знаменует собой настоящий конец Инкской империи.

Манко Инка

 Манко Инка (согласно Фелипе Гуаману Поме, 1615 г.)

Обращение Манко Инки к своим капитанам во время его первого пленения испанцами в 1535 г. (согласно его сыну Титу Куси, 1570 г.)

Братья мои, друзья мои. Когда-то я вас со­брал, как сегодня, чтобы вы познакомились с новыми людьми, прибывшими в наши края, бо­родачами, которые сейчас в этом городе. Так как они сказали мне, что они — виракочи, на которых они и походили своими одеждами, я приказал всем вам прислуживать им и уважать их, как меня самого, и выплатить им подать из того, что есть в ваших землях, полагая, что они — люди признательные, присланные сюда тем, кто, по их словам, был «Тикки-Виракоча», то есть Богом-Создателем. Сейчас я осознаю, что все пошло не так, как я ожидал. Знайте же, братья мои, что эти люди, как они отчетливо показали с тех пор, как появились в моем ко­ролевстве, являются сыновьями не Виракочи, но дьявола, так как с тех пор, как они здесь, они действовали и действуют против меня, как оные, что вы и можете видеть собственными глазами. Если вы действительно меня любите, думаю, вы не можете не чувствовать огромную боль и печаль, глядя на меня, вашего короля, закованного в цепи, но явно не заслуживающе­го такого обращения, — и все это лишь потому, что я впустил в мое королевство подобных лю­дей, за что должен был бы сам себе отрубить голову. Жизнью вашей заклинаю, если вы хо­тите видеть меня довольным, соберите в своем кругу как можно быстрее побольше серебра и золота, раз уж эти люди любят их так страстно, чтобы я мог избежать этого унижения и вый­ти из этой тюрьмы, в которой вы собственны­ми глазами видите меня таким подавленным и удрученным.

Манко и несколько сотен инков нашли при­бежище в горах Вилькабамбы, к северу от Куско, лесистом регионе с множеством отвесных крутых склонов. Однако там находились несколько неболь­ших поселений, таких как Вилькабамба, Виткос, Пампаконас и Рангалья. Манко располагал лишь несколькими тысячами воинов-горцев и не мог под­нять против испанцев остальное население страны, заметно уставшее за годы войн и эпидемий. В итоге в Вилькабамбе инки пытались организовать не­кое неподвластное чужестранцам пространство, сочетая переговоры с колониальной властью с на­падениями на испанцев, проезжающих по дороге, что соединяла Куско с Лимой. Но не вся инкская элита высказалась за новое восстание. Некоторые предлагали принять условия новых хозяев стра­ны, дабы сохранить хоть толику богатств и власти. Для других же присутствие чужаков даже являлось возможностью занять позиции, о которых прежде они не могли и мечтать. Именно таков был случай Паулью, выбранного испанцами в качестве преемни­ка его сводного брата Манко, тогда как претендовать на престол в обычных условиях Паулью не смог бы, так как мать его принадлежала к верхушке завоеван­ного племени, уайлья. Под властью испанцев Паулью изображал верховного правителя инков до своей смерти в 1549 году.

Колониальный порядок устанавливался посте­пенно. Сначала вооруженный конфликт разгорался между конкистадорами, затем — между испанцами и королевской властью, когда последняя пыталась воспрепятствовать им воцариться на ее территори­ях на правах феодалов. Эти войны продолжались до 1551 года, и местное население, встающее то на одну сторону, то на другую, стало их главной жерт­вой. Надеясь сыграть на разногласиях между конки­стадорами, Манко принял в Вилькабамбе тех испан­цев, что восстали против присланного испанским королем губернатора. В конце 1544 года один из этих вероломно убил правителя инков. Сопротив­ление возглавил сын Манко, Сайри Тупак. Рассчиты­вая на капитуляцию инков Вилькабамбы, испанские власти приступили к переговорам, которые завер­шились в 1558 году «выездом» Сайри Тупака, коему было обещано богатое владение неподалеку от Куско. Но это соглашение оказалось выгодным лишь для Верховного Инки, так как Сайри Тупак обрел возможность обеспечить безбедное существование своим родным и потомкам, тогда как другие инки, остававшиеся в Вилькабамбе, не получали ровным счетом ничего. Тишу Куси, который сменил Сайри Тупака во главе сопротивления Вилькабамбы, акти­визировал политическую и военную деятельность мятежных инков. После его смерти (1571 г.) власть переходит к другому сыну Манко, Ту паку Лмару, но уже в следующем году вице-король Толедо направ­ляет в Вилькабамбу отряд из 250 испанцев, которым оказывают поддержку сотни каньяри и чачапойя. Плененного Тупака Лмару доставляют в Куско, где вскоре казнят. Инкскому сопротивлению в Вилька- бамбе приходит конец.

Те из инков, что пережили эти события и эпиде­мии, лишились большей части своего имущества, которое перешло в руки конкистадоров. В одном из писем королю Карлу V, датированном 1539 го­дом, епископ Куско сетовал на материальные нуж­ды детей и внуков Уайна Капака: «Ваше величество должны распорядиться, чтобы им назначили пен­сию, так как они выглядят такими потерянными, что на них больно смотреть». В последующие годы король пожаловал потомкам инкских правителей дворянский статус, что освободило их от уплат по­датей, тяжким бременем легших на плечи простых инков. Так инкам удавалось еще почти триста лет существовать в качестве особой этнической и социальной группы. Именно из их рядов выхо­дили касики, под властью которых на протяжении всей колониальной эпохи живут сообщества ре­гиона Куско. Другие представители этой местной знати проживали в городе, где занимались различ­ными ремеслами. Завоевание Америки европей­цами повлекло за собой беспрецедентную демо­графическую катастрофу в истории человечества. Подсчитано, что в 1520 году численность инкского населения составляла от 12 до 15 миллионов чело­век. Веком позже инков было уже не более 600 ООО. Местное население, изолированное на протяжении ста пятидесяти с лишним столетий от внешне­го мира, оказалось бессильно против таких высо­козаразных болезней, как корь, оспа, грипп, тиф, чума и холера, и эта иммунологическая уязвимость сопровождалась огромной экономической эксплу­атацией, которой колониальная власть подвергала тех, кого называла «индейцами». Это демографиче­ское падение продолжалось до начала XVIII века, когда началось медленное восстановление.

Основная хронология

До инков

8000—3000 гг. до н.э.: окультуривание растений и приручение диких животных.

4000—1800 гг. до н.э.: докерамическая эпоха (создание первых церемониальных центров на центральном побережье).

Ок. 1800 г. до н.э.: сельское хозяйство стано­вится главным экономическим ресурсом в центре Перу.

1800—500 гг. до н.э.: период становления (раз­витие ирригационного сельского хозяйства и уве­личение числа монументальных церемониальных центров).

500—200 гг. до н.э.: ранний горизонт (рост меж­региональных товарообменов и культурный подъ­ем поселения Чавин).

200 г. до н.э. — 500 г.: ранний промежуточный пе­риод (развитие региональных культур Мочика, Ре- куай, Лима, Наска, Уарпа, Пукара, Чирипа и т.д.).

500—1000 гг.: средний горизонт (горные импе­рии Уари и Тиауанако).

1000—1400 гг.: поздний промежуточный пери­од (возрождение некоторых региональных госу­дарств, особенно на побережье).

Инкская империя (поздний горизонт: приблизительно 1400—1532 гг.).

Приблизительно первая половина XV в.: прав­ление Виракочи.

Приблизительно середина и третья четверть XV в.: правление Пачакути.

Приблизительно последняя четверть XV в.: правление Тупака Инки.

Приблизительно первая четверть XVI в.: прав­ление Уайна Капака.

Испанское завоевание

Январь 1532 г.: испанцы сходят на берег в Тум- бесе.

16 ноября 1532 г.: испанцы захватывают в плен Атауалъпу в Кахамарке.

26 июля 1533 г.: Атауальпа казнен испанцами в Кахамарке.

14 ноября 1533 г.: испанцы входят в Куско.

18 января 1535 г.: основание Лимы.

Конец апреля или начало мая 1536 г.: начало осады Куско войсками Манко Инки. Город в огне.

Август или сентябрь 1536 г.: штурм Лимы вой­сками Манко Инки.

1537 г.: конец осады Куско. Манко Инка отсту­пает в Вилькабамбу. Его место на троне Куско за­нимает Паулью.

1544 или 1545 г.: убийство Манко неким испан­цем, которому он предоставил убежище.

1545 г.: Сайри Тупак возглавляет сопротивление Вилькабамбы.

Май 1549 г.: смерть Паулью.

1558 г.: Сайри Тупак оставляет Вилькабамбу. Во главе инкского сопротивления встает Тишу Куси.

1561 г.: смерть Сайри Тупака.

1571 или 1572 г.: смерть Тишу Куси. Лидером инк­ского сопротивления в Вилькабамбе становится Тупак Амару.

24 августа 1572 г.: пленение Тупака Амару ис­панцами.

22 или 23 сентября 1572 г.: казнь Тупака Амару в Куско.

Следующая глава

Вернуться к оглавлению

 

Читайте также: