ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Торговые пути Булгарии в IX-XIII веках и их археологическое изучение (на примере пути из Булгара в Киев)
Торговые пути Булгарии в IX-XIII веках и их археологическое изучение (на примере пути из Булгара в Киев)
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 14-05-2014 16:48 |
  • Просмотров: 8341

Волжская Булгария, географически находившаяся на грани Евро­пы и Азии и занимавшая центр крупнейшего европейского Волго-Камского бассейна, в 1Х-ХШ вв. была одной из развитых и ведущих в торгово-экономическом отношении средневековых государств Евразии.

Торговля и торгово-экономические взаимоотношения Булгарии с соседними и дальними страдами практически являлись одним из важней­ших постулатов для развития экономики и социально-политического статуса страны. Они также обусловили и вхождение Булгарии в систе­му мировых взаимоотношений средневековья. Само зарождение и процве­тание булгарской торговли и самой Булгарии пришлось на то время, когда в Старом Свете или Евразии наступила эпоха мусульманского Ренессанса (I). Булгария довольно рано (в IX-X века), именно бла­годаря своей активной торговой деятельности с мусульманизированны­ми странами, стала мусульманской страной (2; 3) и одновременно превратилась в центр монопольной торговли Северо-Востока Европы, сосредоточив в своих руках северную торговлю Запада с Востоком. Булгарские купцы практически контролировали торгово-караванные пу­ти, идущие в центре Евразии по разным направлениям: на Север - в страны леса и тундры до Ледовитого океана; «Запад - Русь, Прибалти­ку, страны Европы; Восток - за Урал, в Среднюю Азию и далее до Индии, Центральной Азии и далекого Китая; Юг - Хазарию, Крым, Кав­каз, Византию, Арабский мир и южнее (4; 5) (рис.1).

Карта-схема основных торговых путей Волжской Булгарии в IX-ХШ века: а- маршруты речных путей; б- маршруты сухопутные.

 Рис. I. Карта-схема основных торговых путей Волжской Булгарии в IX-ХШ века: а- маршруты речных путей; б- маршруты сухопутные.

Торговые пути Волжской Булгарии проходили как по водным ма­гистралям, прежде всего по Итилю-Волге (Итилем называлась река Белая - Ак Итиль, река Кама от Белой до Волги и Волга ниже устья Камы; река Волга выше устья Камы называлась Юл или Юлга, г.е. река пути), Каме-Чулману (так называлась Кама выше устья Белой) и их притокам, а также осуществлялись сухопутными караванными путями. Обычно один день пути (бархала-мархала - по-арабски) по реке вверх равнялся 25-30 км, вниз - 70-75 км, по суше - 40-45 км (6, с.29). Первые функционировали лишь в летнее время и ограничивали движение купеческих караванов не только климатическими условиями, но и тер­риториальными рамками, т.е. руслами судоходных рек. Вторые практи­чески не имели ограничений, поэтому они были более предпочтитель­ными и широко используемыми и в силу этого более организованными и регламентированными.

Регламентированность сухопутных караванных дорог фиксировалась как четким расположением остановочно-перевалочных пунктов, в булгаро-арабском купеческом языке называвшихся манзилйми, так и в соста­вленных, начиная с IX-XIII веков, специальных дорожниках (по латыни – итинарии). Таковыми представляются сохранившиеся до нас записки и сочинения арабо-персидских географов и историков Хордадбеха, Джейкани, Ибн Фадлана, Гардизи, ал-Гарнати, Батутта, ал-Калкашанди и др., на что одним из первых среди русско-советских исследователей обратил внимание Б.А.Рыбаков (6). Эти сочинения нередко так и назывались: "Книга путей для познания стран" Джейхани, "Книга путей и государств" Ибн Хаукаля и др.

Опираясь на них, можно рассчитать такие пути и их расстояния от Булгарии (рис.I), как:

Булгар - Джурджания (юго-восток Прикаспия) » 90 дней, в том числе 70 дней переходов и 20 дневок. Расстояние между Булгаром и Джурджанией = 270-2800 км, следовательно, один дневной переход был равен 38-40 км, а места дневок располагались примерно через 3 дня пути;

Булгар-Дербент (северо-эалад Каспия), расстояние = 1200 км; путь проходили за 48 дней, в том числе 30 дней пути и 18 дневок- манзилей, т.е. день пути в 40 км, дневки через 3 дня пути;

Булгар-Итиль (столица Хазарии, устье реки Итиль, с ХП века - Саксин), расстояние 800 км (от южных границ Булгарии); путь прохо­дили за 30 дней, в том числе 20 дней пути, 10 дневок-манзилей, или день пути в 40 км, дневки через каждые 2 дня пути;

Булгар-Киев, расстояние = 1500-1600 км; путь проходили за 60 дней, в том числе 40 дней пути, при средней дневной длине пути в 38-40 км, дневок-манзилей 20, или через каждые 2 дня пути;

Булгар-Карсун (Крым), расстояние 1600 км; путь проходили за 60 дней, в том числе 40 дней пути, при средней длине пути в 40 км в день, дневок-манзилей 20;

Булгар-Ису (купцы Чулыманские на Верхней Каме), расстояние 800 км, всего 30 дней перехода (по Ибн Фадлану и Гардизи) или 20 дней пути (по Истахри), то есть соответственно по 40 км дневного перехода и 20 манзилей-дневок. Далее в Югру и отрану Мрака ездили уже купцы чулыманские (7, с.64-65).

Эти теоретические выкладки, к сожалению, археологически пра­ктически не проверены. Лишь в последние годы благодаря инициативе двух археологических учреждений - Института археологии Академии наук Украины и отдела археологии Института языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова Казанского научного центра АН СССР было обращено внимание на археологическое изучение пути из Булгара в Киев и наоборот.

Как известно, этот путь теоретически уже осмысливался иссле­дователями. Вначале к этой проблеме обратился академик Б.А.Таба­ков (6), затем А.П.Моця (9). Первую попытку археологического обо­снования части пути в районе бассейна верхнего течения Суры пред­принял Г.Н.Белорыбкин, высказавший мысль, что одним из остановоч­ных пунктов на пути из Булгара в Киев могло быть место так называ­емого Юловского городища, предполагаемого центра территории обулгаризированных буртас (10, с.93).

Но лишь в 1989-199I г.г. было проведено специальное археоло­гическое исследование всего пути из Булгара в Киев. Для этого была организована указанными научными подразделениями совместная экспе­диция, возглавленная с казанской стороны профессором А.Х.Халиковым, а с киевской - доктором А.П.Моця. В работах экспедиции принимали участие: с казанской стороны - Г.И.Дроздова, И.В.Якимов, А.Мучту- каев, А.Х.Халиков, с киевской - А.П.Моця, М.М.Иевлев, И.А.Готун, В.Н.Зоценко.

Результаты трехлетних исследований были подытожены на двух научных конференциях: в 1990 г. в Воронеже на секции "Торговый путь Киев - Булгар и археологическое изучение микрорайонов", кон­ференции "Археологическое изучение микрорайонов: итоги и перспекти­вы", на которой было заслушано 10 докладов (II), и в 1991 г. в Ка­зани на научной конференции "Путь из Булгара в Киев", на которой был заслушан 21 доклад (12).

Экспедиция 1989 г. поставила своей целью не исследование все­го пути, а выявление возможных остановочных пунктов дневок или манзилей, расположенных на этом пути. Для этого экспедиция в те­чение одного месяца проехала от Булгара (Билярское городище) до Киева (13; 14). В результате проведенных работ удалось наметить основную схему древнего пути (рис.2), определить не только неко­торые пункты дневок, но даже отдельные места ночевок. Кроме того, были намечены места переправ через такие крупные реки, как Волга (южнее современного Ульяновска, в районе сел Крестово-Городшце по левому берегу и Криуши по правому), Сура (район с.Золотаревка око­ло Пензы), Дон (Животинное городище севернее Воронежа), Днепр (район Выдубецкого монастыря на южной окраине древнего Киева).

Таким образом, удалось выявить определенные закономерности не то­лько в направлении и движении самого пути, но и в специфике рас­положения остановочных пунктов. Была предпринята попытка увязать некоторые из археологических комплексов с известными по письмен­ным источникам (летописям, известиям средневековых авторов) древ­ними городами и урочищами"

По материалам экспедиции 1989 г. сделан ряд предположений и выводов:

Путь движения караванов средневекового времени шел почти на­прямую из Булгара в Киев, как и наоборот, причем он в основном ориентировался на слабо залесенные и мало заселенные междуречья Днепра и Десны, Дона и Оки, Суры и Волги.

Путь, в целом рассчитанный на продолжительность в два меся­ца (60 дней) с 40-дневными переходами и 20-дневными дневками - манзидями, очень четко делился примерно на две равные части: ки­евскую, подчиненную или охраняемую древнерусским государством, и булгарскую - под протекторатом ВолжскЛ Булгарии. Середина пути приходилась на Цнинско-Донское междуречье, где располагалась об­ласть "Эртиль" - по-тюркски "Урта-Юл" или "середина пути".

В пределах государственной территории, которая для Руси на­чиналась (заканчивалась) примерно в районе с.Гочево современной Курской области, где находится известный еще по исследованиям Д.Я. Самоквасова Гочевский археологический комплекс, для всех дневок было характерно, как это установлено изучением Гочевского, Горна- льского, Зелено-Гайского, Городищенского, Липовского, Петровского археологических комплексов: а) удобные подходы со стороны пути; б) наличие относительно сухих и обширных пойм с защищенными луга­ми-выпасами; в) обязательное наличие поселенческо-охранного комп­лекса, состоящего из городища-крепости, обширного и курганного мо­гильника, часто весьма крупных размеров, что в целом представля­ло собой вид поселений типа открытых торгово-ремесленных посел­ков или виков. Но при определенных обстоятельствах часть этих про­тогородов, ориентированных на внешнюю торговлю, могла превратиться в ординарный древнерусский городской центр (Городище-летописный Вьяхань).

В пределах Волжской Булгарии или подчиненной ей с рубежа X - XI вв. земли обулгаризированных Оуртас путь начинался примерно в районе современной Пензы и характеризовался приблизительно теми же особенностями. Но в отличие от Руси,на булгарской территории укрепленные места предназначались не только для людей, но и для животных (например, Кокрятьское, Юловское городища с обширными слабо заселенными площадками посадов).

В межгосударственных землях - т.е. на отрезке пути между Пензой и Воронежем - маршрут, как правило, проходил по почти не­заселенным районам, а дневки-манзили обычно располагались в укро­мных местах, где отсутствовали любые укрепленные пункты. Очеви­дно, строительство здесь укреплений, где необходимо было держать постоянную охрану, являлось нецелесообразным, ибо их возникнове­ние на межгосударственной территории могло бы стать поводом для нападения как со стороны Руси и Булгарии, так и со стороны агрес­сивных южных кочевников - печенегов, половцеи.

Предварительные наблюдения показывают, что путь из Булгара в Киев проходил по строгому маршруту, освоенному еще в эпохи энеоли­та и бронзы (сосредоточение здесь большого числа курганов, нахо­дки сейминско-турбинского металла), раннего железного века (ким­мерийский металл), е период раннего средневековья (расположение на пути постзарубинецких и именьковских памятников, кладов типа Суцжанского). Знали этот путь, очевидно, и древние венгры. Но осо­бенно активно этот путь был освоен булгарами и Русью.

Схема пути из Булгара в Киев по археологическим на­блюдениям 1989-199I гг.

 Рис. 2. Схема пути из Булгара в Киев по археологическим на­блюдениям 1989-199I гг.

В 1990 г. археологические исследования намеченного пути были продолжены. В мае-июне археологическая экспедиция Институ­та А.Х.Халикова провела обследование ряда остановочных пунктов по славянско-русской части пути от Киева до Воронежа. В августе 1990 г. экспедицией отдела археологии Казанского НЦ АН СССР и Казан­ского университета проверялись места основной переправы через Волгу-Итиль южнее Ульяновска и место одного из главных (поворотных) пунктов пути в районе с.Кокрять.

Установлено, что переправа через Волгу находилась в районе урочища Арабуга и села Криуши по правому' берегу Волги и сел Кай- Оелы и Крестово-Городище по левому. Здесь по обеим берегам Волги еще в середине прошлого столетия были видны остатки средневековых городищ - Арабужинское по правому берегу (15, с.35) и остатки го­рода Синбира по левому (15, с.30-34). В 50-х годах нашего века ар­хеологами здесь были выявлены поселения и курганы эпохи бронзы (у с.Кайбелы - 16), раннеболгарский Кайбельский могильник (17), раннеболгарское Криушинское поселение (18). Нами открыты и иссле­дованы места крупных торгово-ремесленных поселений с грунтовыми мусульманскими могильниками, которые активно функционировали не только в домонгольское, но и золотоордынское время. На основании всего этого было высказано предположение, что очень важная пере­права через Итиль начала функционировать еще в раннеболгарское время (VIII-IX вв.) и продолжала исправно нести свои функции не то­лько в домонгольско-булгарское, но и золотоордынское и даже каза­нское время. Недаром это место, вернее город на левом берегу (в районе сел Кай белы - Крестово Городище), назывался Синбер (пред­теча Симбирску-Ульяновску), что с булгаро-татарского можно перевести как ”Ты единственный”.

Детальное исследование Кокрятьского городища, расположенного на восточной окраине с.Кокрять Старо-Майнекого района Ульяновской области по правому берегу р.Утка, показало, что здесь располага­лся один из важнейших остановочных пунктов-дневок на пути из Ве­ликого города на юг и запад. Это место активно начало функциони­ровать еще в УШ-IX вв., о чем свидетельствует раскопанный А.А.Спм- цыным здесь раннеболгарский Кокрятьский могильник (19). Как пока­зали наши исследования, само городище, имевшее двучастную форму, вместе с прилегающими селищами занимало площадь более I миллиона кв.м. Весь этот комплекс активно функционировал не только в Х-ХШ вв., но и в Х1У-ХУ вв. Здесь найдены наряду с типично булгарским материалом и значительное число славяно-русских изделий - шифер-, ные пряслица, стеклянные браслеты, фрагменты керамики, что свиде­тельствует о частой остановке здесь славяно-русских купцов.

Показательно, что в золотоордынский период укрепления горо­дища были преднамеренно срыты или деформированы, очевидно, по при­казу золотоордынских баскаков, запрещавших на завоеванных землях не только строительство новых, но и восстановление старых укреп­ленных мест.

В 199I г. археологические исследования пути из Булгара в Ки­ев завершились объездом наиболее слабо изученного и до сих пор еще не в полной мере понятного отрезка от территории обулгаризи- рованных буртас, т.е. от Суры и до Дона. В этих работах принял участие и Фонд культуры Республики Татарстан, выделивший неболь­шие средства. К сожалению, несмотря на тщательные поиски каких- либо следов пути или остановочных пунктов на этом отрезке выявить не удалось. Вероятно, на этой нейтральной территории, как это и предполагалось, остановочные пункты практически не были постоян­ными, а сам путь, шедший в основном по водоразделам, также не имел четкого маршрута. Все же наличие булгарских и славяно-русских материалов на выявленных памятниках по зоне следования в пределах юго-западной части Пензенской, южной части Тамбовской и северо- восточной части Воронежской областей (это преимущественно мордов­ские могильники и поселения) позволяет предполагать прохождение пути в этом регионе. Очевидно, что будущие исследователи сумеют более конкретно выявить и сам путь в отрезке между Пензой и Воронежом.

В целом следует полагать, что обследование одного из торго­вых путей Булгарии, а именно: пути из Булгара в Киев, показало пе­рспективность таких работ с археологических позиций. Такие иссле­дования могут быть проведены и по другим направлениям. Они несо­мненно внесут много нового в изучение не только торгово-экономи­ческих взаимоотношений Булгарии с окружающим миром, но и позволят более конкретно представить характер этнокультурных и политичес­ких связей.

Халиков А.Х. (Казань)

Из материалов научной конференции "Путь из Булгара в Киев” проведенной 26-27 февраля 1991г. учеными Казани (Институт языка литературы и истории им. Г. Ибрагимова) и Киева (Институт археоло­гии).

Литература

1 Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М., 1973

2 Халиков А.Х. Ислам и урбанизм в Волжской Булгарии // Биляр - столица домонгольской Булгарии. - Казань, 1991.

3 Халикова А.Е. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X- начала ХШ вв.-Казань, 1966.

4 Кропоткин В.В. Торговые связи Волжской Булгарии в X в. по нумизматическим данным // Славяне и их соседи .--М.: Наука, 1970.

5 Даркевич В.П. Художественный металл Востока.-М.г Наука, 1976.

6 Рыбаков Б.А. Русские земли по карте Идриси 1154 года // КСИИМК. - 1952. - Вып.43.

7 Белавин А.М., Оборин В.А. Посредническая роль Волжской Булгарии в торговом обмене Древней Руси и Верхнего Прикамья в X- ХШ вв. // Волжская Булгария и Русь. - Казань, 1986.

8 Рыбаков Б.А. Путь из Булгара в Киев // МИА. - 1969- № 169.

9 Моця А.П. Новые сведения о торговом пути из Булгара в Ки­ев // Земли Южной Руси в 1Х-Х1У вв. - Киев: Наук.думка, 1987.

10 Белорыбкин Г.Н. Путь из Булгара в Киев в районе Верхней Суры // Волжская Булгария и Русь. - Казань, 1986.

11 Археологическое изучение микрорайонов: итоги и перспек­тивы // Тезисы докладов научной конференции. - Воронеж, 1990.

12 Научная конференция мПуть из Булгара в Киев” // Сборник тезисов.-Казань, 1991.

13 Моця А.П., Халиков А.Х. Новые исследования пути из Булга­ра в Киев (предварительное сообщение) // Археология. - 1989 -№4 (на украинском языке).

14 Моця А.П., Халиков А.Х. Путь из Булгара в Киев: резуль­таты и задачи исследования // Археологическое изучение микрорай­онов и перспективы / Тезисы докладов. - Воронеж, 1990.

15 Невоструев К. 0 городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Са­марской и Вятской. - М., 1971.

16 Мерперт Н.Я. Из древнейшей истории Среднего Поволжья // МИА.-№ 61.-М., 1958.

17 Мерперт Н.Я. К вопросу о древнейших болгарских племенах. - Казань, 1957.

18 Смирнов А.П. Археологические исследования Ульяновского областногд музея им.И.А.Гончарова 1957 г.-Ульяновск, 1958.

19 Спицын А.А. Заметки из поездки на р.Утка в I89d г. // Из­вестия археологической комиссии. - СПб;,1916-№ 60.

 

Читайте также: