Показать все теги
Волжская Булгария, географически находившаяся на грани Европы и Азии и занимавшая центр крупнейшего европейского Волго-Камского бассейна, в 1Х-ХШ вв. была одной из развитых и ведущих в торгово-экономическом отношении средневековых государств Евразии.
Торговля и торгово-экономические взаимоотношения Булгарии с соседними и дальними страдами практически являлись одним из важнейших постулатов для развития экономики и социально-политического статуса страны. Они также обусловили и вхождение Булгарии в систему мировых взаимоотношений средневековья. Само зарождение и процветание булгарской торговли и самой Булгарии пришлось на то время, когда в Старом Свете или Евразии наступила эпоха мусульманского Ренессанса (I). Булгария довольно рано (в IX-X века), именно благодаря своей активной торговой деятельности с мусульманизированными странами, стала мусульманской страной (2; 3) и одновременно превратилась в центр монопольной торговли Северо-Востока Европы, сосредоточив в своих руках северную торговлю Запада с Востоком. Булгарские купцы практически контролировали торгово-караванные пути, идущие в центре Евразии по разным направлениям: на Север - в страны леса и тундры до Ледовитого океана; «Запад - Русь, Прибалтику, страны Европы; Восток - за Урал, в Среднюю Азию и далее до Индии, Центральной Азии и далекого Китая; Юг - Хазарию, Крым, Кавказ, Византию, Арабский мир и южнее (4; 5) (рис.1).
Рис. I. Карта-схема основных торговых путей Волжской Булгарии в IX-ХШ века: а- маршруты речных путей; б- маршруты сухопутные.
Торговые пути Волжской Булгарии проходили как по водным магистралям, прежде всего по Итилю-Волге (Итилем называлась река Белая - Ак Итиль, река Кама от Белой до Волги и Волга ниже устья Камы; река Волга выше устья Камы называлась Юл или Юлга, г.е. река пути), Каме-Чулману (так называлась Кама выше устья Белой) и их притокам, а также осуществлялись сухопутными караванными путями. Обычно один день пути (бархала-мархала - по-арабски) по реке вверх равнялся 25-30 км, вниз - 70-75 км, по суше - 40-45 км (6, с.29). Первые функционировали лишь в летнее время и ограничивали движение купеческих караванов не только климатическими условиями, но и территориальными рамками, т.е. руслами судоходных рек. Вторые практически не имели ограничений, поэтому они были более предпочтительными и широко используемыми и в силу этого более организованными и регламентированными.
Регламентированность сухопутных караванных дорог фиксировалась как четким расположением остановочно-перевалочных пунктов, в булгаро-арабском купеческом языке называвшихся манзилйми, так и в составленных, начиная с IX-XIII веков, специальных дорожниках (по латыни – итинарии). Таковыми представляются сохранившиеся до нас записки и сочинения арабо-персидских географов и историков Хордадбеха, Джейкани, Ибн Фадлана, Гардизи, ал-Гарнати, Батутта, ал-Калкашанди и др., на что одним из первых среди русско-советских исследователей обратил внимание Б.А.Рыбаков (6). Эти сочинения нередко так и назывались: "Книга путей для познания стран" Джейхани, "Книга путей и государств" Ибн Хаукаля и др.
Опираясь на них, можно рассчитать такие пути и их расстояния от Булгарии (рис.I), как:
Булгар - Джурджания (юго-восток Прикаспия) » 90 дней, в том числе 70 дней переходов и 20 дневок. Расстояние между Булгаром и Джурджанией = 270-2800 км, следовательно, один дневной переход был равен 38-40 км, а места дневок располагались примерно через 3 дня пути;
Булгар-Дербент (северо-эалад Каспия), расстояние = 1200 км; путь проходили за 48 дней, в том числе 30 дней пути и 18 дневок- манзилей, т.е. день пути в 40 км, дневки через 3 дня пути;
Булгар-Итиль (столица Хазарии, устье реки Итиль, с ХП века - Саксин), расстояние 800 км (от южных границ Булгарии); путь проходили за 30 дней, в том числе 20 дней пути, 10 дневок-манзилей, или день пути в 40 км, дневки через каждые 2 дня пути;
Булгар-Киев, расстояние = 1500-1600 км; путь проходили за 60 дней, в том числе 40 дней пути, при средней дневной длине пути в 38-40 км, дневок-манзилей 20, или через каждые 2 дня пути;
Булгар-Карсун (Крым), расстояние 1600 км; путь проходили за 60 дней, в том числе 40 дней пути, при средней длине пути в 40 км в день, дневок-манзилей 20;
Булгар-Ису (купцы Чулыманские на Верхней Каме), расстояние 800 км, всего 30 дней перехода (по Ибн Фадлану и Гардизи) или 20 дней пути (по Истахри), то есть соответственно по 40 км дневного перехода и 20 манзилей-дневок. Далее в Югру и отрану Мрака ездили уже купцы чулыманские (7, с.64-65).
Эти теоретические выкладки, к сожалению, археологически практически не проверены. Лишь в последние годы благодаря инициативе двух археологических учреждений - Института археологии Академии наук Украины и отдела археологии Института языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова Казанского научного центра АН СССР было обращено внимание на археологическое изучение пути из Булгара в Киев и наоборот.
Как известно, этот путь теоретически уже осмысливался исследователями. Вначале к этой проблеме обратился академик Б.А.Табаков (6), затем А.П.Моця (9). Первую попытку археологического обоснования части пути в районе бассейна верхнего течения Суры предпринял Г.Н.Белорыбкин, высказавший мысль, что одним из остановочных пунктов на пути из Булгара в Киев могло быть место так называемого Юловского городища, предполагаемого центра территории обулгаризированных буртас (10, с.93).
Но лишь в 1989-199I г.г. было проведено специальное археологическое исследование всего пути из Булгара в Киев. Для этого была организована указанными научными подразделениями совместная экспедиция, возглавленная с казанской стороны профессором А.Х.Халиковым, а с киевской - доктором А.П.Моця. В работах экспедиции принимали участие: с казанской стороны - Г.И.Дроздова, И.В.Якимов, А.Мучту- каев, А.Х.Халиков, с киевской - А.П.Моця, М.М.Иевлев, И.А.Готун, В.Н.Зоценко.
Результаты трехлетних исследований были подытожены на двух научных конференциях: в 1990 г. в Воронеже на секции "Торговый путь Киев - Булгар и археологическое изучение микрорайонов", конференции "Археологическое изучение микрорайонов: итоги и перспективы", на которой было заслушано 10 докладов (II), и в 1991 г. в Казани на научной конференции "Путь из Булгара в Киев", на которой был заслушан 21 доклад (12).
Экспедиция 1989 г. поставила своей целью не исследование всего пути, а выявление возможных остановочных пунктов дневок или манзилей, расположенных на этом пути. Для этого экспедиция в течение одного месяца проехала от Булгара (Билярское городище) до Киева (13; 14). В результате проведенных работ удалось наметить основную схему древнего пути (рис.2), определить не только некоторые пункты дневок, но даже отдельные места ночевок. Кроме того, были намечены места переправ через такие крупные реки, как Волга (южнее современного Ульяновска, в районе сел Крестово-Городшце по левому берегу и Криуши по правому), Сура (район с.Золотаревка около Пензы), Дон (Животинное городище севернее Воронежа), Днепр (район Выдубецкого монастыря на южной окраине древнего Киева).
Таким образом, удалось выявить определенные закономерности не только в направлении и движении самого пути, но и в специфике расположения остановочных пунктов. Была предпринята попытка увязать некоторые из археологических комплексов с известными по письменным источникам (летописям, известиям средневековых авторов) древними городами и урочищами"
По материалам экспедиции 1989 г. сделан ряд предположений и выводов:
Путь движения караванов средневекового времени шел почти напрямую из Булгара в Киев, как и наоборот, причем он в основном ориентировался на слабо залесенные и мало заселенные междуречья Днепра и Десны, Дона и Оки, Суры и Волги.
Путь, в целом рассчитанный на продолжительность в два месяца (60 дней) с 40-дневными переходами и 20-дневными дневками - манзидями, очень четко делился примерно на две равные части: киевскую, подчиненную или охраняемую древнерусским государством, и булгарскую - под протекторатом ВолжскЛ Булгарии. Середина пути приходилась на Цнинско-Донское междуречье, где располагалась область "Эртиль" - по-тюркски "Урта-Юл" или "середина пути".
В пределах государственной территории, которая для Руси начиналась (заканчивалась) примерно в районе с.Гочево современной Курской области, где находится известный еще по исследованиям Д.Я. Самоквасова Гочевский археологический комплекс, для всех дневок было характерно, как это установлено изучением Гочевского, Горна- льского, Зелено-Гайского, Городищенского, Липовского, Петровского археологических комплексов: а) удобные подходы со стороны пути; б) наличие относительно сухих и обширных пойм с защищенными лугами-выпасами; в) обязательное наличие поселенческо-охранного комплекса, состоящего из городища-крепости, обширного и курганного могильника, часто весьма крупных размеров, что в целом представляло собой вид поселений типа открытых торгово-ремесленных поселков или виков. Но при определенных обстоятельствах часть этих протогородов, ориентированных на внешнюю торговлю, могла превратиться в ординарный древнерусский городской центр (Городище-летописный Вьяхань).
В пределах Волжской Булгарии или подчиненной ей с рубежа X - XI вв. земли обулгаризированных Оуртас путь начинался примерно в районе современной Пензы и характеризовался приблизительно теми же особенностями. Но в отличие от Руси,на булгарской территории укрепленные места предназначались не только для людей, но и для животных (например, Кокрятьское, Юловское городища с обширными слабо заселенными площадками посадов).
В межгосударственных землях - т.е. на отрезке пути между Пензой и Воронежем - маршрут, как правило, проходил по почти незаселенным районам, а дневки-манзили обычно располагались в укромных местах, где отсутствовали любые укрепленные пункты. Очевидно, строительство здесь укреплений, где необходимо было держать постоянную охрану, являлось нецелесообразным, ибо их возникновение на межгосударственной территории могло бы стать поводом для нападения как со стороны Руси и Булгарии, так и со стороны агрессивных южных кочевников - печенегов, половцеи.
Предварительные наблюдения показывают, что путь из Булгара в Киев проходил по строгому маршруту, освоенному еще в эпохи энеолита и бронзы (сосредоточение здесь большого числа курганов, находки сейминско-турбинского металла), раннего железного века (киммерийский металл), е период раннего средневековья (расположение на пути постзарубинецких и именьковских памятников, кладов типа Суцжанского). Знали этот путь, очевидно, и древние венгры. Но особенно активно этот путь был освоен булгарами и Русью.
Рис. 2. Схема пути из Булгара в Киев по археологическим наблюдениям 1989-199I гг.
В 1990 г. археологические исследования намеченного пути были продолжены. В мае-июне археологическая экспедиция Института А.Х.Халикова провела обследование ряда остановочных пунктов по славянско-русской части пути от Киева до Воронежа. В августе 1990 г. экспедицией отдела археологии Казанского НЦ АН СССР и Казанского университета проверялись места основной переправы через Волгу-Итиль южнее Ульяновска и место одного из главных (поворотных) пунктов пути в районе с.Кокрять.
Установлено, что переправа через Волгу находилась в районе урочища Арабуга и села Криуши по правому' берегу Волги и сел Кай- Оелы и Крестово-Городище по левому. Здесь по обеим берегам Волги еще в середине прошлого столетия были видны остатки средневековых городищ - Арабужинское по правому берегу (15, с.35) и остатки города Синбира по левому (15, с.30-34). В 50-х годах нашего века археологами здесь были выявлены поселения и курганы эпохи бронзы (у с.Кайбелы - 16), раннеболгарский Кайбельский могильник (17), раннеболгарское Криушинское поселение (18). Нами открыты и исследованы места крупных торгово-ремесленных поселений с грунтовыми мусульманскими могильниками, которые активно функционировали не только в домонгольское, но и золотоордынское время. На основании всего этого было высказано предположение, что очень важная переправа через Итиль начала функционировать еще в раннеболгарское время (VIII-IX вв.) и продолжала исправно нести свои функции не только в домонгольско-булгарское, но и золотоордынское и даже казанское время. Недаром это место, вернее город на левом берегу (в районе сел Кай белы - Крестово Городище), назывался Синбер (предтеча Симбирску-Ульяновску), что с булгаро-татарского можно перевести как ”Ты единственный”.
Детальное исследование Кокрятьского городища, расположенного на восточной окраине с.Кокрять Старо-Майнекого района Ульяновской области по правому берегу р.Утка, показало, что здесь располагался один из важнейших остановочных пунктов-дневок на пути из Великого города на юг и запад. Это место активно начало функционировать еще в УШ-IX вв., о чем свидетельствует раскопанный А.А.Спм- цыным здесь раннеболгарский Кокрятьский могильник (19). Как показали наши исследования, само городище, имевшее двучастную форму, вместе с прилегающими селищами занимало площадь более I миллиона кв.м. Весь этот комплекс активно функционировал не только в Х-ХШ вв., но и в Х1У-ХУ вв. Здесь найдены наряду с типично булгарским материалом и значительное число славяно-русских изделий - шифер-, ные пряслица, стеклянные браслеты, фрагменты керамики, что свидетельствует о частой остановке здесь славяно-русских купцов.
Показательно, что в золотоордынский период укрепления городища были преднамеренно срыты или деформированы, очевидно, по приказу золотоордынских баскаков, запрещавших на завоеванных землях не только строительство новых, но и восстановление старых укрепленных мест.
В 199I г. археологические исследования пути из Булгара в Киев завершились объездом наиболее слабо изученного и до сих пор еще не в полной мере понятного отрезка от территории обулгаризи- рованных буртас, т.е. от Суры и до Дона. В этих работах принял участие и Фонд культуры Республики Татарстан, выделивший небольшие средства. К сожалению, несмотря на тщательные поиски каких- либо следов пути или остановочных пунктов на этом отрезке выявить не удалось. Вероятно, на этой нейтральной территории, как это и предполагалось, остановочные пункты практически не были постоянными, а сам путь, шедший в основном по водоразделам, также не имел четкого маршрута. Все же наличие булгарских и славяно-русских материалов на выявленных памятниках по зоне следования в пределах юго-западной части Пензенской, южной части Тамбовской и северо- восточной части Воронежской областей (это преимущественно мордовские могильники и поселения) позволяет предполагать прохождение пути в этом регионе. Очевидно, что будущие исследователи сумеют более конкретно выявить и сам путь в отрезке между Пензой и Воронежом.
В целом следует полагать, что обследование одного из торговых путей Булгарии, а именно: пути из Булгара в Киев, показало перспективность таких работ с археологических позиций. Такие исследования могут быть проведены и по другим направлениям. Они несомненно внесут много нового в изучение не только торгово-экономических взаимоотношений Булгарии с окружающим миром, но и позволят более конкретно представить характер этнокультурных и политических связей.
Халиков А.Х. (Казань)
Из материалов научной конференции "Путь из Булгара в Киев” проведенной 26-27 февраля 1991г. учеными Казани (Институт языка литературы и истории им. Г. Ибрагимова) и Киева (Институт археологии).
Литература
1 Мец А. Мусульманский Ренессанс. - М., 1973
2 Халиков А.Х. Ислам и урбанизм в Волжской Булгарии // Биляр - столица домонгольской Булгарии. - Казань, 1991.
3 Халикова А.Е. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X- начала ХШ вв.-Казань, 1966.
4 Кропоткин В.В. Торговые связи Волжской Булгарии в X в. по нумизматическим данным // Славяне и их соседи .--М.: Наука, 1970.
5 Даркевич В.П. Художественный металл Востока.-М.г Наука, 1976.
6 Рыбаков Б.А. Русские земли по карте Идриси 1154 года // КСИИМК. - 1952. - Вып.43.
7 Белавин А.М., Оборин В.А. Посредническая роль Волжской Булгарии в торговом обмене Древней Руси и Верхнего Прикамья в X- ХШ вв. // Волжская Булгария и Русь. - Казань, 1986.
8 Рыбаков Б.А. Путь из Булгара в Киев // МИА. - 1969- № 169.
9 Моця А.П. Новые сведения о торговом пути из Булгара в Киев // Земли Южной Руси в 1Х-Х1У вв. - Киев: Наук.думка, 1987.
10 Белорыбкин Г.Н. Путь из Булгара в Киев в районе Верхней Суры // Волжская Булгария и Русь. - Казань, 1986.
11 Археологическое изучение микрорайонов: итоги и перспективы // Тезисы докладов научной конференции. - Воронеж, 1990.
12 Научная конференция мПуть из Булгара в Киев” // Сборник тезисов.-Казань, 1991.
13 Моця А.П., Халиков А.Х. Новые исследования пути из Булгара в Киев (предварительное сообщение) // Археология. - 1989 -№4 (на украинском языке).
14 Моця А.П., Халиков А.Х. Путь из Булгара в Киев: результаты и задачи исследования // Археологическое изучение микрорайонов и перспективы / Тезисы докладов. - Воронеж, 1990.
15 Невоструев К. 0 городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств в нынешних губерниях Казанской, Симбирской, Самарской и Вятской. - М., 1971.
16 Мерперт Н.Я. Из древнейшей истории Среднего Поволжья // МИА.-№ 61.-М., 1958.
17 Мерперт Н.Я. К вопросу о древнейших болгарских племенах. - Казань, 1957.
18 Смирнов А.П. Археологические исследования Ульяновского областногд музея им.И.А.Гончарова 1957 г.-Ульяновск, 1958.
19 Спицын А.А. Заметки из поездки на р.Утка в I89d г. // Известия археологической комиссии. - СПб;,1916-№ 60.