ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Могильники колочинской культуры
Могильники колочинской культуры
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 01-04-2014 12:39 |
  • Просмотров: 3089

Е. А. Горюнов

Из сборника «Культурные трансформации и взаимовлияния в Днепровском регионе на исходе римского времени и в раннем Средневековье», 2004.

Всего колочинской культуре в основном ее ареале принадлежит около 14 бескурганных могильников. Из них дале­ко не все могут быть привлечены для определения черт погребального обряда, одни из-за плохой сохранности погре­бений, другие потому, что не исследовались или известны по давним, случайным находкам и отрывочным сведениям, не раскрывающим характер обнаруженных на них погребений.

Из четырех основных районов распространения колочинской культуры — лесостепного Левобережья, Киевщины, Подесенья и Юго-Восточной Белоруссии — преимущественное положение занимает лесостепное Левобережье, с ко­торым связывается половина всех известных могильников: Артюховка, Княжий, Лебяжье I, Картамышево II, Моква, Авдеево. Кроме названных памятников, колочинской культуре в полосе лесостепи, возможно, принадлежит разру­шенный могильник на Верхнем Псле у хут. Курочкин Ведовского района Курской области, открытый еще в начале XX в. Д. Я. Самоквасовым. Им были обнаружены два бескурганных погребения с лепными горшками-урнами [Самоквасов 1915: 3—5]. Сосуды не сохранились до настоящего времени, что осложняет определение памятника. В 1979— 1980 гг. это местонахождение обследовалось Днепровской левобережной экспедицией ЛОИА АН СССР. В шурфах, заложенных поблизости от раскопов Д. Я. Самоквасова, погребений не оказалось, но в них были найдены мозаичная стеклянная бусина, предположительно, VI—VIII вв. (по определению 3. А. Львовой) и обломок лепного сосуда, воз­можно, от разрушенной урны, по всем признакам близкого керамике колочинского типа.

Шесть других могильников лесостепного Левобережья неравноценны. Артюховский могильник известен по слу­чайным находкам. О его колочинской принадлежности можно судить по форме опубликованного H. E Макаренко лепного горшка-урны, типичного для колочинских древностей [Макаренко 1907: 50—54].

Не больше сведений и о могильнике Моква под Курском. Неясно, сколько было открыто на нем погребений и что они собой представляли. Из погребений Моквы, по данным А. С. Федоровского, происходят оплавленные поясные накладки и другие вещи VII в. Они известны по зарисовкам того же А. С. Федоровского, а также А. А. Спицына (Фе­доровский, архив; Спицын, архив).

Что касается остальных могильников, то они изучались: Авдеевский— Э. А. Сымоновичем [Сымонович 1974: 153—154], Лебяжинский и Княжинский— Ю. А. Липкингом [Липкинг 1974: 136—158], Картамышево II — Е. А. Го­рюновым [Горюнов 1980; 1981 а]. Три последних исследованы полностью, на Авдеевском— произведена лишь шур- фовка.

На Киевщине погребальные памятники колочинского типа остаются неизвестными. В Подесенье, не считая разру­шенных могильников неясной культурной принадлежности, их известно три: Усох, Кветунь и Смячь. Последний из них — сильно разрушенный, всего с пятью погребениями — мало пригоден для выяснения специфики погребального обряда колочинской культуры [Горюнов 1974: 119—121].

Кветуньский могильник известен по предварительной публикации [Артишевская 1963: 85—96]. Наряду с грунто­выми погребениями на нем имеются и курганные. В отношении тех и других многое остается неясным. Есть основа­ния полагать, что не все комплексы Кветуни в действительности являлись погребальными. В некоторых случаях за грунтовые погребения Л. В. Артишевской приняты обычные хозяйственные ямы-погреба, о чем можно судить по их форме и по заполнению, в котором отсутствовали пережженные кости. Такой характер имели отдельные (?) ямы, об­наруженные под курганными насыпями [Горюнов 19816: 30—32]. Таким образом, материалы Кветуни нуждаются в тщательной источниковедческой проработке для выделения бесспорных погребальных комплексов IV—VI вв.

Для понимания погребального обряда в Подесенье в V—VII вв. наиболее важен Усохский могильник с 18 погребе­ниями, исследованный В. А. Падиным [Падин 1960: 317—318; 1974: 132—135]. В Юго-Восточной Белоруссии коло- чинской культуре принадлежат четыре бескурганных могильника, раскопанные Л. Д. Поболем и Э. А. Сымо- новичем — Тайманово, Новый Быхов и Нижняя Тощица. Два последних полно освещены в литературе [Поболь 1974: 159—180] Таймановский, самый большой— со 165 погребениями, известен лишь по суммарным описаниям, приведенным Л. Д. Поболем в ряде своих работ [Поболь 1974: 166].

Таким образом, для определения погребального обряда колочинской культуры фактически могут быть использова­ны материалы 6 могильников: трех исследованных в лесостепном Левобережье (Княжий, Лебяжье I, Картамышево II), двух деснинских (Усох, Смяч), трех известных в Юго-Восточной Белоруссии (Новый Быхов, Нижняя Тощица, Тайманово).

Наиболее типичным для колочинских могильников является расположение в пределах речных долин и на надпой­менных террасах вблизи воды, т. е. в тех же топографических условиях, в которых находятся поселения этой культуры.

Преобладают небольшие могильники, насчитывающие до 50 погребений. Правда, первоначальное число погребе­ний в некоторых случаях устанавливается лишь предположительно из-за плохой их сохранности. Большие могильни­ки, подобные Лебяжьему I, на котором раскопано 104 погребения и еще примерно столько же разрушено при строи­тельстве дороги, или Тайманову со 165 погребениями, были сравнительно редки. К числу больших, возможно, отно­сится также могильник у пос. Новый Быхов, содержавший, по мнению Л. Д. Поболя, «много сотен» погребений [По­боль 1974: 166]. Другие же могильники по числу погребений не идут ни в какое сравнение с Лебяжьим I и Таймановым. В Усохе под Трубчевском, кроме исследованных 18 погребений, В. А. Падин насчитывает еще «три-четыре погребения уничтоженных распашкой» [Падин 1974: 135]. В Картамышеве II на Пеле под г. Обоянью обнару­жено 44 погребения, фактическое же их число на этом могильнике было близким к 60—70. В Нижней Тощице близ пос. Новый Быхов Л. Д. Поболем обнаружено 12 погребений. Границы этого могильника, однако, шире пределов рас­копа [Поболь 1974: 174]. В Княжьем близ г. Суджи обнаружено 24 погребения. Всего же их здесь, по подсчетам Ю. А. Липкинга, «имелось до 30—40» [Липкинг 1974: 138]. Могильник Смячь под г. Новгород-Северским оказался сильно разрушенным, на нем открыто всего 5 погребений. Все они связаны с северной его периферией, только и со­хранившейся от выветривания дюны [Горюнов 1974: 119—121]. В Авдееве на Сейме, где открыты 4 погребения, ис­тинные размеры могильника не установлены из-за характера проведенных Э. А. Сымоновичем работ, которые были сведены к шурфовке [Сымонович 1974: 153].

Мнение о преобладании небольших могильников, содержавших от 20 до 50—60 погребений, является вероятным еще и потому, что оно находит подтверждение в исследованиях колочинских поселений. Они небольшие, с 6—8 (ино­гда несколько больше) жилищами, и размещаются на площади менее 0,5 га. Большие долговременные поселения с де­сятками жилищ, тянущиеся на сотни метров, нетипичны для колочинской культуры. Исключение в этом отношении составляют лишь памятники Белорусского Поднепровья.

Преобладание небольших поселений и могильников обуславливалось, видимо, определенными формами хозяйствен­ной деятельности и социальной организации, господствовавшей на территории Верхнего Поднепровья в V—VII вв., в частности, широким применением подсечного земледелия и неизбежной при этом непрочной оседлостью населения. Колочинские могильники бескурганные, их погребения ничем себя на поверхности не проявляют, но в древности они, вероятно, имели какие-то внешние признаки, так как при отсутствии хорошо выраженной систематичности в распо­ложении погребений, друг друга почти не нарушают.

Известны бесспорные случаи сооружения наземных погребальных оградок-частоколов. Они отмечены при иссле­довании Картамышева II на Верхнем Пеле. Все они прямоугольные в плане и почти одинаковых размеров. Площадки с погребениями, ограниченные столбовыми оградками, имели длину до 4 м, ширину до 2,8 м. Следы оградок выступа­ли на поверхности материка в виде узких, заполненных гумусом канавок глубиной 0,1—0,25 м, шириной до 0,2 м. Внутри оградок находятся чаще всего две внешне ничем не отличающиеся друг от друга погребальные ямы. В обеих помещены пережженные кости, перемешанные с землей и углем; ямы имеют одинаковую форму и близкие размеры.

 

Различия между ними устанавливаются лишь на основании анализа костных остатков, который показывает, что толь­ко одна из ям содержит кости человека, а именно — восточная. В западную яму помещали кости жертвенных живот­ных, чаще всего лошади. Эту яму нельзя считать отдельным погребением. Своеобразие безурновых погребений Кар- тамышева II заключается в наличии не только деревянных оградок, но и обрядовых ям с костями жертвенных живот­ных, сожженных одновременно с умершим, возможно, на одном с ним костре.

Подобные погребения, по-видимому, имелись и на других могильниках. На Лебяжьем I Ю. А. Липкингом выделе­ны так называемые парные погребения, в большинстве своем характеризующиеся теми же признаками, что и безурно- вые погребения Картамышева II с оградками [Липкинг 1974: 142]. Парные погребения Лебяжьего I представляют со­бой наполненные пережженными костями и углем две погребальные ямы, которые расположены друг от друга на рас­стоянии до 1 м. Ямы одинаковы по форме и размерам и располагаются обычно по линии запад-восток с некоторым отклонением, что отличает и погребения в оградках на Картамышеве II. К сожалению, анализ костных остатков из Ле­бяжьего I не проводился и поэтому действительный характер парных погребений Лебяжьего I нельзя считать установ­ленным фактом. В Лебяжьем I, в отличие от Картамышева II, не обнаружены оградки. Наиболее вероятно, что следы их здесь не сохранились. Как отмечает Ю. А. Липкинг, верхний слой дюны, в котором залегали погребения Лебяжье­го I, оказался сильно разрушенным, так что размеры и формы некоторых погребальных ям определялись лишь по уг­листым пятнам или вообще не прослеживались. Об изменении рельефа дюны можно судить и по разной глубине зале­гания погребений, колебавшейся в пределах от 0,8 до 0,15 м.

Колочинские погребения — моноритуальные, связаны с одним обрядом — кремацией на стороне. Места кремации остаются неизвестными, не считая одного спорного случая. Речь пойдет об овальной глинобитной площадке, обнару­женной в могильнике Княжье. Площадка размером около 2,0X1,5 м вымощена керамикой, а по краю в основании — яйцевидными керамическими блоками. Ю. А. Липкинг видит в этой площадке сооружение, предназначенное для кре­мации [Липкинг 1974: 140], однако ни на самой площадке, ни вокруг нее не было следов некогда свершавшихся кре­маций, что не позволяет согласиться с ним.

Погребения содержали разное количество пережженных костей — от двух-трех десятков до нескольких сотен. Иногда пережженные кости только единичны. Как правило, погребения с большим количеством костей принадлежат к безурновым. Однако точное определение соотношения колочинских погребений по этому показателю практически невозможно, ибо количество костей в погребениях зачастую указывается не в точных цифрах, а приблизительно, «на глаз» — «несколько десятков», «много», «мало», «многочисленны», «немногочисленны». При этом остается неясным, чем объясняются различия между погребениями: неодинаковой степенью сожжения, возрастной принадлежностью погребенных, присутствием костей животных, различной сохранностью погребений или несколькими причинами сразу.

Погребения в большинстве безынвентарные, на два-три десятка погребений приходится не более 5—7 вещей, а не­редко и того меньше. Наличие их чаще отмечается для безурновых погребений, причем женских, судя по составу ве­щей. Мужские погребения по вещам определяются много реже. Вещи могут быть разделены на две неравные в коли­чественном отношении группы. Самую большую из них образуют вещи, сопровождавшие умершего в момент сожже­ния. Среди них — оплавленные бронзовые украшения и детали убора, покрытые окалиной железные орудия труда и другие. Во вторую группу входят вещи, которые помещались в могилу лишь в момент погребения останков. Они не несут следов действия огня. Некоторые из них, например, бронзовая литая фибула из погребения 16 Картамышева II, возможно, преднамеренно поломаны. Порча вещей, как известно, характерна для многих культур римского времени и Средневековья. Ее принято объяснять верой в загробную жизнь, страхом перед мертвыми и вещами, которыми они пользовались при жизни [Никитина 1974: 60].

Набор вещей из погребений составляют украшения и предметы личного убора, в том числе фибулы, пряжки, брас­леты, височные кольца, детали мужского наборного пояса, а также орудия труда — ножи, точильные камни, пряслица; оружие — наконечники копий или дротиков; посуда. В таблице I отражено соотношение инвентарных и безинвентар- ных погребений по отдельным памятникам и категориям вещей.

По способу погребения останков колочинские сожжения подразделяются на три вида: урновые (I), безурновые (II) и смешанные (III), представляющие сочетание элементов первых двух.

  1. Урновые погребения. В численном отношении они, как правило, уступают безурновым. В качестве урн служила бытовая глиняная посуда обычных для колочинской культуры форм — горшки и крупные сосуды-корчаги. Способы помещения урн в погребения различны. Чаще всего урны находятся в обычном положении, т. е. стоят на днище в цен­тре ямы. При этом в большинстве случаев урны оставались открытыми. Покрытые урны менее обычны. Виды покры­тий следующие: глиняные «диски», сковородки, части сосудов. Известны случаи, когда урна была накрыта более крупным, перевернутым кверху дном сосудом («клошем»). Урновые погребения содержат по одному сосуду. Исклю­чение составляют лишь три могильника — Авдееве, Лебяжье I, Картамышево II, где известны погребения с двумя ур­нами.

Количество костей в урнах бывает различным. Иногда их всего 10—15, и они едва покрывают дно урны. В других погребениях пережженные кости многочисленны, до нескольких сотен, и они доверху заполняют большие сосуды с диаметром тулова 30—35 см.

Наличие вещей, как уже было сказано, в урновых погребениях отмечается еще реже, чем в безурновых. Форма и размер погребальных ям такие же, как у безурновых погребений. Диаметр ям в среднем составляет 0,3—0,6 м, глуби­на обычно соответствует высоте урны и не превышает 0,3 м. Заполнение ямы между ее стенками и урной бывает раз­личным по характеру. В одних погребениях оно в той или иной степени углистое. В других— почти не отличается по цвету и структуре от слоя, в котором вырыта яма. Форму и размер таких ям не всегда удается установить.

Таблица

Район

Памятники

Всего

погребений

Количество погребений

украшения,

предметы

убора,

орудия

труда

оружие

посуда

обломки

керамики

осколки,

отщепы

кремня

Юго-Вост. Белоруссия

Новый Быхов

41

6

 

 

1

9

5

Нижк. Тощица

12

 

1

 

 

1

 

Тайманово

165

14?

?

?

7

18

 

Курское

Посеймье

Верхний

Псел

Авдеево

4

1

 

 

 

3

 

Княжий

24

3

1

1

2

1

1

Лебяжье 1

104

46

16

1

4

42

7

Картамышево II

44

11

4

 

2

11

1

Полееенье

Смяч

5

1

 

 

 

2

 

Усох

18

5

2

 

2?

6?

7

Сев. Белоруссия Смоленщина Псковщина

Акатово

37

3 ?

 

 

 

7

 

Узмень

34

7 ?

1

 

 

5

 

Ревя1ч ка

5

1

 

1

1

2

 

 

Урновые погребения большинства памятников представлены двумя группами. Одну из них образуют урны с очи­щенными от золы и угля пережженными костями, другую — урны с остатками костра. При этом первая всегда более многочисленна.

  1.  Безурновые погребения. К их числу относятся погребения с остатками кремации, помещенными непосредствен­но в яму. Форма ям преимущественно округлая, диаметр ям в среднем 0,4—0,6 м, но иногда больше — до 1,3 м. Глу­бина ям — 0,15—0,40 м. Как и урновые погребения, они содержат различное количество костей. Однако погребения с большим количеством костей — до 200 и более — среди них не единичны. Пережженные кости в таких погребениях лежат плотной массой и полностью заполняют яму. Положение вещей в погребениях разнообразно — среди костей, на разной глубине ям или поверх них, у верхнего края ям. Вещи в большинстве оплавлены или со следами огня. Среди безурновых погребений, как и среди урновых, различаются погребения с очищенными пережженными костями и та­кие, в которых пережженные кости перемешаны с углем. Статистические подсчеты показывают, что безурновые по­гребения с неочищенными костями почти всегда наиболее многочисленны. Лишь в Лебяжьем I они в количественном отношении уступают «чистым» погребениям.

К сожалению, антропологическое изучение остатков костей из колочинских погребений почти не проводилось, что не позволяет определить соотношение мужских, женских и детских погребений и их размещение на памятниках. По той же причине нельзя указать в абсолютных цифрах и количество погребений, включавших кости животных. Оче­видно лишь, что фактическое число таких погребений превышает указываемое в публикациях. Благодаря анализу ко­стных остатков из Картамышева II, как уже отмечалось, удалось выделить двуямные безурновые сожжения с раздель­но погребенными костями человека и животных. Аналогичные погребения имелись, видимо, и на Лебяжьем I. Они отнесены Ю. А. Липкингом к парным по расположению погребальных ям, а не на основании анализа костных остат­ков. Безурновые погребения Картамышева II отличает еще одна черта, не прослеженная на других памятниках, а именно наличие прямоугольных оградок частоколов, что сближает их с более поздними славянскими курганными по­гребениями днепровского Левобережья [Бессарабова 1973: 65—82].

  1. Смешанные погребения. Они характеризуются сочетанием признаков, свойственных первым двум видам по­гребений — урновым и безурновым. В некоторых публикациях смешанные погребения не выделяются в самостоя­тельную группу и рассматриваются вместе с урновыми. Однако эти погребения все же четко обособляются от урновых и поэтому могут быть рассмотрены отдельно. По обрядовым признакам они делятся на три группы. К первой от­носятся погребения с очищенными пережженными костями, как в урне, так и в яме, ко второй — погребения с очи­щенными костями в урне и неочищенными в яме, к третьей — погребения с неочищенными костями в урне и яме. Все эти группы на большинстве могильников представлены единичными погребениями. Форма и размеры погребальных ям те же, что у погребений других видов, в первую очередь урновых. По характеру вещей и их размещению они также не отличаются от урновых погребений.

Из всех погребений, известных для колочинской культуры, только одно нельзя отнести ни к одному из трех основ­ных видов, а именно погребение 14 Усохского могильника. Пережженные кости в нем находились в центре ямы «в виде компактного скопления — вероятно, они были помещены в яму в какой-то емкости, до наших дней не сохранив­шейся» [Падин 1974: 134]. Подобные черты имеют так называемые спрессованные погребения пшеворской культуры, к которым причисляются погребения с останками, находившимися в каких-либо вместилищах из органического мате­риала — дерева, бересты, кожи, ткани [Никитина 1974: 63].

Основные группы урновых погребений

Для количественного выражения погребального обряда, выяснения его основных черт составлен список признаков, характеризующих виды колочинских погребений. В него включены специфические признаки, являющиеся наиболее значимыми для определения характера погребения. По таким признакам и их сочетаниям выделены группы или вари­анты погребений, соотношение между которыми на отдельных памятниках устанавливается подсчетами, сведенными в таблицу. Для более полного исследования картины погребального обряда в таблицу введены графы с подсчетами общих признаков и таких, которые лишь конкретизируют или уточняют, но не определяют особенности различных видов погребений (рис. 2). В таблице они не получили цифрового (кодового) обозначения.

Признаки урновых погребений[1]:

1)  урны с очищенными пережженными костями;

2)  урны с неочищенными костями;

3)  очищенные кости в урне и в яме;

4)  очищенные кости в урне, в яме — неочищенные;

5)  неочищенные кости в урне и в яме;

6)  урна открытая, в обычном положении;

7)  точно так же поставленная урна, но накрытая «диском» или сковородкой;

8)  урна в обычном положении накрыта частью сосуда или (8а) частью сосуда прикрыты только кости внутри урны;

9)  урна, поставленная на дно ямы, накрыта другим, перевернутым вверх дном, сосудом;

10)    перевернутый вверх дном сосуд прикрывает кости внутри урны, стоящей в обычном положении;

11)     урна помещена в более крупный сосуд, стоящий на дне ямы в обычном положении. Па— урна, находящаяся внутри другого сосуда, прикрыта частью сосуда;

12)    урна перевернута вверх дном и прикрывает кости, сложенные на дно ямы;

13)    пережженные кости перемешаны с остатками костра;

14)    очищенные пережженные кости;

15)    наличие отдельной ямы с костями жертвенных животных;

16)    наличие прямоугольной оградки-частокола.

Систематизация погребального обряда позволяет прийти к следующим выводам.

  1.  Для колочинской культуры характерны три вида погребений — урновые, безурновые и смешанные, выступаю­щие на разных памятниках в неодинаковом количественном соотношении (рис. 2). На большинстве их (7 из 9 иссле­дованных) наиболее многочисленны безурновые погребения. В Новом Быхове безурновым принадлежат 38 погребе­ний из 41 обнаруженного, или 92,6 %, в Усохе — 15 из 18, или 83,3 %, в Тайманове 143 из 165, или 86,8 % (в 20 случа­ях из 37, т. е. 54 %, определяющихся по характеру), в Лебяжьем I — 55 из 79, т. е. 69 %. Лишь на одном могильнике, Княжинском, безурновых погребений оказалось меньше, чем урновых и смешанных вместе взятых, всего 3 из 24 ис­следованных, т. е. 12,5 %. В Нижней Тощице эти погребения составили равное число с урновыми и смешанными вместе взятыми.
  2.  Безурновые погребения, как уже отмечалось, в большинстве содержат неочищенные пережженные кости. На не­которых памятниках — Усох, Княжий, Авдееве, Смяч — вообще не обнаружены «чистые» погребения. В Нижней Тощице и Картамышеве II представлено всего по одному «чистому» безурновому погребению. В Новом Быхове на 10 безурновых погребений с очищенными костями приходится 28 погребений с остатками костра. «Чистые» безурновые погребения численно несколько преобладают лишь на одном могильнике, Лебяжье 1, на котором их насчитывается 29, тогда как погребений с неочищенными костями 26.

В то же время среди урновых погребений всех без исключения памятников численно преобладают «чистые», а по­гребения с неочищенными костями единичны или вообще отсутствуют, как, например, в Княжьем, Авдееве, Усохе, Новом Быхове.

Из смешанных погребений наиболее характерны погребения с очищенными костями в урне и неочищенными в яме. Они обнаружены на четырех памятниках, причем на двух из них имеют численное преимущество среди смешан­ных погребений.

  1. Одна из основных черт колочинских могильников определяется преобладанием безынвентарных погребений. На некоторых памятниках «пустые» погребения составляют до 80—90 %. В Ново-Быхове их насчитывается 34 (82 %), в Нижней Тощице — 11 (91 %), в Тайманове — 85 (51 %), в Княжьем — 20 (85 %), в Лебяжьем I — 59 (60 %), в Карта- мышево II — 23 (67 %), в Усохе — 12 (66 %). Таким образом, на всех наиболее сохранившихся и полно исследован­ных могильниках безынвентарные погребения составляют если не абсолютное, то относительное большинство. При этом отсутствие вещей не является признаком, свойственным погребениям только одного какого-то вида — безурновым, урновым или смешанным. Этот признак присущ погребениям разных видов примерно в одинаковой степени, и то, что он отмечается при подсчетах чаще для безурновых погребений, скорее всего, объясняется численным преобла­данием последних на большинстве памятников (см. табл. II).
  2. Погребальные памятники Курского Посеймья и Верхнего Пела отличаются некоторым своеобразием. Так, толь­ко здесь известны безурновые двуямные погребения с прямоугольной столбовой оградкой. Помимо Картамышева II, такие погребения имелись, по всей видимости, и на Лебяжьем I. К числу их относятся, в первую очередь, погребения, обозначенные Ю. А. Липкингом как парные, — № 10 и 10а, 11 и Паи др. Все они характеризуются теми же призна­ками, что и погребения с оградками Картамышева II.

 

Таблица

Район

Памятники

Количество погребений с вещами

безурновые

урновые

смешанные

Юго-Восточная

Белоруссия

Новый Быхов

7

 

 

Нижн. Тощица

 

1

 

Тайманово

7

7

7

Курское Посеймье, Верхний Псел

Авдее во

 

1

 

Княжий

2

1

1

Лебяжье I

29

3

3

Картамышево II

6

2

4

Подесенье

Смяч

1

 

 

Усох

5

!

 

Сев. Белоруссия, Смоленщина, Псковщина

Акатово

 

3

 

Узмень

7

 

 

Ревячка

1

 

 

 

Кости животных из погребений Картамышева II в большинстве принадлежат лошади. Лишь в одном погребении находились кости не только лошади, но и овцы или козы, а также кости медведя.

Анализ костных остатков из Картамышева II, выполненный Н. М. Ермоловой (см. в приложении к статье В.М. Горюновой в настоящем сборнике), наводит на мысль, что различия в характере захоронений этого памятника находятся в некоторой зависимости от половозрастной принадлежности погребений. Дело в том, что урновые погре­бения Картамышева II, которые поддаются антропологическому определению, содержат только кости ребенка и, та­ким образом, наличие урны в захоронении с достаточно высокой степенью вероятности может свидетельствовать о присутствии в погребении останков ребенка. Кости животных в этих погребениях всегда отсутствуют. В то же время, безурновые погребения, как показывает антропологический анализ, характеризуется наличием останков только взрос­лых индивидуумов — женщин или мужчин. Кроме того, в данных погребениях нередки кости животных, которые, как уже было сказано, ни разу не отмечены в погребениях с урнами.

Мнение о половозрастных отличиях между урновыми и безурновыми погребениями Картамышева II вполне согла­суется и с результатами анализа вещевого инвентаря. В Картамышеве II он найден главным образом в безурновых по­гребениях и состоит из вещей индивидуального пользования — орудий труда, украшений, в принадлежности которых взрослым индивидуумам не приходится сомневаться.

  1. Урновые погребения на многих памятниках образуют несколько групп, отличающихся друг от друга по одному или двум признакам: по положению урны в погребении, присутствию или отсутствию угля. Наиболее характерной из них следует признать группу из «чистых» погребений в открытой урне, находящейся в обычном положении. Урновые погре­бения с такими признаками наиболее многочисленны на всех памятниках. Типичны для колочинской культуры и погре­бения с урнами, накрытыми перевернутым вверх дном сосудом. Они обнаружены в Княжьем, Лебяжьем I, Картамыше- ве II и в Тайманове, т. е. в четырех из 9 исследуемых в работе могильников. Урновые погребения; характеризующиеся сочетанием других признаков, имеются лишь на отдельных памятниках, причем и на них такие погребения единичны.
  2. Смешанные погребения обычно численно уступают погребениям других видов. Только в Тайманове их насчи­тывается 15, тогда как урновых всего 7. Наиболее многочисленную группу образуют погребения, содержавшие одно­временно очищенные и неочищенные кости: очищенные — в открытой урне, неочищенные — в яме между ее стенками и урной. Такие погребения исследовались в Нижней Тощице, Княжьем, Лебяжьем I и Картамышеве П. В Нижней Тощи- це к их числу принадлежат три из четырех имеющихся смешанных погребений, в Лебяжьем I — пять из двенадцати.
  3. К общим или объединяющим признакам колочинских памятников относится наличие в безурновых могилах от­дельных обломков лепной посуды, а также осколков и бесформенных отщепов кремня. Первый признак прослежива­ется на всех без исключения памятниках, хотя и в различном количественном выражении. Так, если в Лебяжьем I из 55 безурновых погребений обломки керамики содержат 42 (около 76 %), то в Картамышеве II этот признак отмечен в 11 погребениях из 20 (около 50 %), а в Новом Быхове еще реже — лишь в 9 погребениях из 38 (несколько более 20 %). Чем объясняются эти колебания, остается неясным, но, видимо, не географическим положением памятников и не раз­личным количеством на каждом безурновых погребений.

Другой признак — наличие в погребении осколков и отщепов кремня, — несомненно, менее характерен для погре­бального обряда колочинской культуры. Он прослеживается лишь в 14 погребениях четырех памятников — Новый Быхов, Княжий, Лебяжье I и Картамышево И.

Систематизация погребального обряда колочинской культуры, предложенная в настоящей работе, может рассмат­риваться как предварительная. Она охватывает фактически только 9 памятников, включая сильно разрушенные и не­достаточно исследованные. В немалой степени изучение погребального обряда культуры осложняется невысоким уровнем отдельных публикаций, содержащих самое общее описание деталей обряда, к тому же взятых выборочно, а не во всей их сумме. Отсюда возможны некоторые ошибки в подсчетах признаков и основанных на них выводах.

Многое все же представляется бесспорным, прежде всего, единообразие погребального обряда на всей территории культуры. Практически невозможно выделить локальные группы, характеризующиеся численным преобладанием того или иного признака. Отличия между памятниками выражены слабо и к тому же их характер не всегда очевиден. В от­дельных случаях они, видимо, связаны не с объективным проявлением погребального обряда, а с другими причинами, в том числе и не имеющими к нему отношения: со степенью изученности памятников, недостаточной полевой фикса­цией погребений и т. д. Очевидно также, что отличия, выраженные в подсчетах признаков, могут быть и просто хро­нологическими. Принятые в литературе датировки многих памятников суммарны, действительные временные рамки их намного более узкие и, несомненно, не совпадают друг с другом.

Некоторая дифференциация или градация памятников намечается лишь по одному показателю — количественно­му соотношению различных видов погребений (рис. 2). Как уже отмечалось, большинство памятников характеризует­ся преобладанием безурновых погребений. На одних памятниках погребений этого вида насчитывается до 80—90 %, на других — много меньше, около 50 %, и, соответственно, иное количество урновых и смешанных погребений. На двух памятниках урновые и смешанные погребения вместе взятые составляют большинство. В Нижней Тощице на 12 безурновых погребений приходится 24 смешанных и урновых, в Княжьем количество безурновых погребений еще меньше и не превышает 12 %.

По количественному соотношению различных видов погребений могильники подразделяются на две основных группы. Одну, с очень высоким процентом безурновых погребений (их более 80 %), образуют могильники Новый Бы- хов, Тайманово, Усох, другую — остальные памятники, на которых безурновые погребения имеют менее ощутимое количественное преимущество или вообще его лишены (рис. 2). Поскольку дифференциация памятников не связана с их локальным расположением, то она отражает скорее эволюцию и динамику развития погребального обряда. Это мнение находит подтверждение и в широких временных пределах колочинской культуры, охватывающей не менее трех столетий — конец IV—VII в., ибо трудно допустить, что погребальный обряд за столь длительное время не пре­терпел никаких изменений.

Хронологически лучше определяется вторая группа благодаря находкам датирующих вещей в погребениях Ле­бяжьего I, Картамышева II — деталей поясного набора (погребения 3, 68, 67, 12 Лебяжьего 1, погребение 9 Картамы- шева II), бронзовой литой фибулы с решетчатым орнаментом на прямоугольном щитке (погребение 16 Картамыше- ва II) и др. Можно полагать, что общие временные рамки этой группы соответствуют VI—VII вв.

Что касается первой группы, то она предположительно может быть датирована концом IV—VI в., т. е. временем наиболее ранних колочинских поселений, таких как Ульяновка, Роище, Заярье на Десне, Новые Безрадичи на Киев­щине и др. Надежных оснований для ее датировки не имеется из-за отсутствия в погребениях датирующих вещей. Ес­ли же обратиться к керамике Нового Быхова и Тайманова, то анализ ее не противоречит предложенной датировке. Так, среди набора керамических форм этих могильников отмечается присутствие реберчатых форм, характерных в основном для раннего пласта колочинских древностей. Датировка Таймановского могильника может быть уточнена опосредованно по бронзовой двучленной фибуле с ромбической ножкой (IV в., группа 17, подгруппа 3 по: [Амброз 1966: 70]). Эта фибула была найдена на поселении, связанном с могильником. В одном из погребений Усоха присут­ствовала оплавленная пальчатая фибула керченского типа (по определению Г. Ф. Корзухиной), датируемая VI в. и не­сколько более поздним временем.

Таким образом, мнение о разновременном характере выделенных групп в целом является оправданным, хотя и не может считаться единственно возможным. Окончательное решение этого вопроса, очевидно, дело будущего.

Литература

Амброз 1966: Амброз А. К. Фибулы юга Европейской части СССР // САИ. Вып. Д1-30. М.

Архив ИА АН Украины, ф. 7 (А. С. Федоровского), д. 3.

Архив ИИМК РАН России, ф. 5 (А. А. Спицына), д. 334.

Артишевская 1963: Артишевская Л. В. Могильник раннеславянского времени на р. Десне // МИА. 108. С. 85—96.

Бессарабова 1973: Бессарабова 3. Д. Славянские курганы второй половины первого тысячелетия н. э. с трупосожжениями и деревян­ными сооружениями на территории Восточной Европы // АСГЭ. 15. С. 65—82.

Горюнов 1974: Горюнов Е. А. Некоторые древности I тыс. н. э. на Черниговщине // РВД. С. 119—125.

Горюнов 1981: Горюнов Е. А. Ранние этапы истории славян Днепровского Левобережья. Л.

Липкинг 1974: Липкинг Ю. А. Могильники середины и третьей четверти 1 тыс. н. э. в Курском Посеймье // РВД. С. 136—152.

Макаренко 1906: Макаренко Н. Е. Отчет об археологических исследованиях в Полтавской губернии в 1906 г. // ИАК. С. 22.

Никитина 1974: Никитина Г. Ф. Погребальный обряд культуры полей погребений Средней Европы в I тысячелетии до н. э.—первой половине I тысячелетия н. э. // Погребальный обряд Северной и Средней Европы в I тысячелетии до н. э.—I тысячелетии н. э. М.

Падин I960: Падин В. А. Раннеславянские поселения и могильник в районе Трубчевска // СА. 3. С. 317—319.

Падин 1974: Падин В. А. Древности VI—VII вв. в окрестностях Трубчевска // РВД. С. 132—135.

Поболь 1973: Поболь Л. Д. О новых археологических памятниках БССР VI—IX вв. // Славяните и средиземноморският свят VI— XI век: Международен симпозиум по славянска археология. София. С. 221—230.

Поболь 1974: Поболь Л. Д. Древности середины и третьей четверти I тыс. н. э. в Белорусском Поднепровье // РВД. С. 151—180.

Самоквасов 1915: Самоквасов Д. Я. Дневник раскопок в окрестностях с. Гочева Обоянского уезда Курской губернии. М. С. 3—5.

Сымонович 1974: Сымонович Э. А. Новые открытия в селишах Авдееве и Воробьевка 2 возле г. Курска // РВД. С. 153—158.



[1]Признаки с 6 по 12 см. на рис.1.

Читайте также: