ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » » История изучения ительменов
История изучения ительменов
  • Автор: admin |
  • Дата: 25-01-2014 18:34 |
  • Просмотров: 2569

Из сборника «История и культура ительменов», 1990

Введение

Я. В. Кочешков

Изучение национальных традиций и особенностей, проблем происхождения и этнической истории народов, их вклада в общечеловеческую культуру — актуальная задача советской исторической пауки, решать которую призывает ученых и июльский (1989 г.) Пленум ЦК КПСС, посвященный современным национальным проблемам.

Предлагаемая читателям книга — первая обобщающая работа о древнейших обитателях полуострова Камчатки — ительменах.

Самоназвание «ительмен», производное от «итэнмэн» («живущий» - При написании терминов и отдельных ительменских слов использована транскрипция, предложенная 'Г А. Молл [123, с. 198]), было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй Камчатской экспедиции 1733—1743 гг. Г. В. Стеллером и С. П. Крашенинниковым, хотя уже тогда во всех административных документах их называли «камчадалами». «Камчадалы, — писал С. П. Крашенинников, — как северные, так и южные, называют себя ительмень, житель...» [107, с. 358].

В Советское время принято отличать ительменов от камчадалов. Камчадалами называют потомков от браков русских с ительменами. Однако камчадалы, говорящие на русском языке, по переписи 1926 г. были отнесены к русским, что соответствовало их самосознанию [40, с. 41].

У ительменов из-за их малой численности (всего 1400 человек) нет своей автономии, живут они преимущественно в Корякском автономном округе (свыше 1000 человек), по западному побережью полуострова [42, с. 217], остальные — в других районах Камчатки.

Язык ительменов не похож ни на какой другой, однако по некоторым признакам исследователи относят его вместе с чукотским и корякским к северо-восточной группе палеоазиатских языков [58, с. 294—333], хотя у ительменского много своих особенностей, своеобразия и отличий [63, с. 211].

Камчатка — одна из самых удаленных от основных индустриальных районов страны территория советского Дальнего Востока. Это и сегодня пока еще серьезно сдерживает развитие ее производительных сил.

До сих пор отсутствуют сухопутные дороги, соединяющие Камчатку с «Большой землей», и поэтому она находится на положении острова, куда можно попасть морскими судами в период навигации или прилететь самолетом.

В географическом отношении Камчатка — это страна природных контрастов, необычайного своеобразия, покоряющей суровой красоты, сурового климата со средней годовой температурой на севере от —4° до —7°, на юге — от 0° до 4-2°. Зима на Камчатке наступает в конце сентября—начале октября и длится 6—7 месяцев и более при очень коротком лете. Это край более чем трехсот вулканов, многие из которых — действующие, а также множества гейзеров, термальных и минеральных источников. Здесь простирается тундра и возвышаются горы. Есть здесь и богатые рыбой реки, разнообразные дикоросы.

В. Н. Тюшов, посетивший в конце XIX в. места расселения ительменов по западному побережью Камчатки, писал: «. . .жить в Камчатке и быть лентяем... нельзя в силу непреодолимых естественных условий, вынуждающих жителей снискивать себе насущный кусок непрестанной и тяжелой борьбой с природой Камчатки» [199, с. 436].

Честь географического открытия Камчатки и первого знакомства с ее коренными обитателями — коряками и ительменами — принадлежит русским землепроходцам И. Голыгину, И. Морозно и В. Атласову, совершившим походы в конце XVII в. Первые русские землепроходцы увидели здесь «каменный век», выражавшийся в низком уровне развития хозяйства и быта коренного населения. Даже С. П. Крашенинников, побывавший на Камчатке через 40 лет после похода В. В. Атласова, сообщал: «Прежние камчатские металлы... были кость и каменье. Из них они делали топоры, ножи, копья, стрелы, ланцеты и иглы. Топоры у них делались из оленьей и китовой кости, также и из яшмы, наподобие клина, и привязывались ремнями к кривым топорищам плашмя... Ими они долбили лодки, чаши, корыта и прочее, однако с таким трудом и с таким продолжением времени, что лодку три года надлежало им делать, а чашу большую не меньше года» [107, с. 380].

С присоединением Камчатки к России произошли существенные изменения в расселении и численности ительменов.

За 220-летнюю историю ительменов в составе царской России их общая численность уменьшилась почти в четыре раза и резко сократилась территория их обитания. Причин тому было много. Это прежде всего суровая среда обитания, нередко способствовавшая сильному голоду и заболеваниям населения, жившего в антисанитарных условиях. Уменьшение численности ительменов происходило и от постоянных межобщинных столкновений, отличавшихся жестокостью [101, с. 27]. Колониальная политика русского царизма, принявшая на далеких окраинах империи жесткие формы, также стояла не в последнем ряду этих причин, поскольку для ительменов не были легкими государственные повинности — ясак, транспортная повинность и др. Их тяжесть усугублялась тем, что примитивное рыболовство и охота аборигенов не создавали прибавочного продукта, и поэтому уплата ясака и другие повинности могли идти только за счет необходимого для их существования минимума [140, с. 17—22].

Много жизней ительменов уносили частые эпидемии. Так, например, участник экспедиций Витуса Беринга С. Ваксель отмечал, что между ительменами «. . . жестоко свирепствовала оспа, от которой умерло несколько тысяч человек» [44, с. 120]. После этого была зафиксирована новая эпидемия оспы, унесшая в течение 1768—1769 гг. более половины коренного населения. Посетивший в середине XIX в. Камчатку исследователь- геолог К. Дитмар записал в своем дневнике: «Если не считать Авачинской губы, то весь восточный берег Камчатки, от мыса Лопатка до устья реки Камчатки, теперь лишен всякого человеческого жилья» [79, с. 264].

Важной причиной разорения и вымирания ительменов была также их неэквивалентная торговля с царскими купцами и приказчиками, сопровождаемая закабалением и спаиванием коренных жителей. В 1910 г. сам камчатский губернатор генерал Перфильев вынужден был в своем отчете Приамурскому генерал-губернатору отметить: «Условия, в которых живет население Камчатки, крайне тяжелы... Жилищем камчадалам служат жалкие хибарки, сырые и холодные, где иногда ютится 2—3 семьи.

Хлеб и даже чай являются роскошью» [315, л. 7].

Вместе с тем очень важно отметить, что с присоединением к России в судьбах ительменов наступило главное: они испытали на себе благотворное влияние русского народа с его неизмеримо более высокой культурой.

Русские люди охотно селились вблизи ительменских поселков и вступали в тесное общение с аборигенами. Заселение Камчатки шло относительно быстрыми темпами. Так, уже к началу XVIII в. выросли три крупных русских поселения: Верхнекамчатск, Нижнекамчатск и Большерецк, и одних только служилых и промышленных людей насчитывалось там почти 200 человек [138, с. 152]. Русские впервые завезли на Камчатку лошадей и крупный рогатый скот, научили ительменов огородничеству. К аборигенам стали поступать металлические изделия, огнестрельное оружие, ткани [147, с. 468]. Ительмены весьма охотно начали вступать в теснейшие контакты с русскими крестьянами, довольно частыми стали смешанные браки.

Все это не могло не сказаться на хозяйственной жизни и культуре ительменов. Под влиянием русских у них вместо архаичных каменных и костяных орудий вошли в употребление железные орудия труда; вместо сырых и темных землянок появились срубные из дерева избы. Коренные жители стали заниматься огородничеством, охотно носили русскую одежду, перенимали русский язык, добровольно отдавали своих детей в миссионерские школы.

Сравнивая новую жизнь ительменов с их жизнью до прихода русских, С. П. Крашенинников записал: «Токмо ныне во всем последовала великая перемена. Старые, которые крепко держатся своих обычаев, переводятся, а молодые ... стараются во всем российским людям последовать, насмехаясь житию предков своих, обрядам их, грубости и суеверию. . . Во многих местах, не токмо у тойонов, но и у простых людей построены избы и горницы по российскому обыкновению... Заведены там и школы, в которые сами камчадалы охотно отдают детей своих. Таким образом, в краткое время много варварства без сумнения искоренится» [107, с. 372—373].

Можно с уверенностью сказать, что ни один другой народ Северо-Востока Азии не усвоил в такой степени прогрессивные традиции русской культуры, как ительмены. Это нашло отражение и в знании большинством ительменов русского языка, и в относительно высокой грамотности еще в дооктябрьскую эпоху их истории. Даже в народное декоративное искусство органично вошли русские материалы и технико-художественные приемы, а также элементы орнамента [87, с. 430].

В свою очередь некоторые элементы и навыки самобытной культуры ительменов не могли не быть заимствованы и русскими, которые быстро научились мастерить легкие, изящные ездовые собачьи нарты-сани, изготовлять из бересты оригинальные, весьма практичные чуманы-туески для сбора лесных ягод, плести из волокон крапивы сумочки, циновки, коврики, шить торбаса из кожи и меха северного оленя.

Следовательно, шел процесс взаимовлияния и взаимодействия двух культур. И если основой влияния русского населения на аборигенов Камчатки был более высокий уровень его материальной и духовной культуры, то ительмены передавали русским пришельцам веками приспособленный к местным природно-географическим условиям хозяйственно-бытовой уклад жизни северян. И, как верно заметил И. И. Огрызко, в результате этого взаимовлияния и взаимообогащения сформировался синтез положительных элементов двух культур [140, с. 184].

Приход русских на Камчатку характеризовался, таким образом, двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, плоды и давление колониальной политики господствующих классов России, вплоть до 1917 г., и с другой — огромная экономическая помощь краю, хозяйственные контакты местных жителей с русским трудовым населением, духовные, культурные контакты с русской интеллигенцией — учеными, землепроходцами, миссионерами. Все это объективно способствовало преодолению отсталости аборигенов Камчатки. Но полного выравнивания уровней экономического и культурного развития коренного и русского населения Камчатки в условиях колониальной политики царизма не произошло.

Только новый социальный строй, основанный на равноправии всех наций и народностей, мог привести к подлинному их сближению. «Социализм, — учил В. И. Ленин, — организуя производство без классового гнета... облегчает и гигантски ускоряет сближение и слияние наций» [3, с. 21].

Ленинская программа по национальному вопросу предусматривала прежде всего ликвидацию культурной отсталости и неграмотности туземного населения. Большую роль в этом деле сыграл созданный в первые годы Советской власти Комитет содействия народностям северных окраин при Президиуме ВЦИК. Этот Комитет должен был способствовать планомерному развитию малых народов в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношениях. Иными словами, он был призван осуществлять ленинскую национальную политику среди народностей Севера.

Материал, обобщенный в этой книге, отражает те большие изменения в материальной и духовной культуре ительменов, которые произошли за годы Советской власти.

Читатель увидит, как, расширяя свои традиционные навыки и знания, продолжая заниматься охотой и рыболовством, они приобщились к новым для них видам хозяйства, каких успехов добились в животноводстве и овощеводстве, в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции, как перестроили быт и т. д.

Но самым, пожалуй, выразительным, самым наглядным свидетельством коренных прогрессивных перемен в жизни ительменов служат факты, относящиеся к развитию культуры.

Сегодня среди ительменов немало хороших специалистов, высокообразованных врачей, учителей, работников культурно-просветительных учреждений и науки. В крае хорошо знают, например, имена мастериц декоративно-прикладного искусства Ульяны Дьяконовой и Любови Толман, видных деятелей национальных культур Татьяны Лукашкиной и Валерия Запороцкого, кандидатов наук Надежды Старковой и Василия Све- тышева, многих других уважаемых и известных людей.

И этот опыт возрождения духовной и материальной культуры аборигенов Камчатки, интерес к их истории и культуре имеют, несомненно, большое значение как у нас в стране, так и за рубежом, поскольку показывают всю несостоятельность буржуазных реакционных концепций о неких «высших» и «низших» расах, о делении народов мира на «исторические» и «неисторические».

Коллектив авторов данной монографии и ставил перед собою главную задачу — показать, что и у такого маленького народа, как ительмены, существует своя большая, собственная история, и своя самобытная культура, равно' как имеются и продолжают оставаться многие нерешенные вопросы, и прежде всего самый острый и главный из них — не только сохранить аборигенное население Камчатки от исчезновения в результате ассимиляции, но (хотя бы!) стабилизировать его численность, сохранить и обогатить национальную культуру. Напомним, что сегодня на территории нашей страны проживает всего 1400 ительменов!

В истории и культуре ительменов советского периода как бы отразился весь трудный и сложный опыт прокладывания новых путей, социального прогресса, создания всех необходимых условий для полнокровной жизни человека труда, независимо от его национальной принадлежности. Ительмены, как и все народы СССР, ныне активно участвуют в революционной перестройке всех сфер общества, преодолевая и устраняя имевшие место ошибки, недостатки и просчеты застойного периода, ищут пути для дальнейшего развития и расцвета национальной культуры, экономики, благосостояния.

В основу настоящей книги авторский коллектив положил прежде, всего значительное количество документальных материалов из архивов страны, например, Архива АН СССР в Ленинграде и архива Института этнографии АН СССР.

Разносторонние документы взяты из фондов Центрального государственного архива РСФСР Дальнего Востока в г. Томске: фонды Петропавловского окружного управления i(№ 1530), Военного губернатора Камчатской области (№ 1005) и другие, касающиеся истории Камчатки и ее населения во второй половине XIX в.; фонды р-2329, -2333, -2411, представляющие материалы по кооперативному и культурному строительству 30-х гг нашего столетия.

Многочисленные фонды Государственного архива Камчатской области, Государственного архива Хабаровского края и Государственного архива Корякского автономного округа, хронологически охватывающие период 20—80-х гг. XX в., явились ценнейшим источником для подготовки разделов книги, посвященных коллективизации хозяйства, культурно-просветительной работе, развитию народного образования, подготовке кадров и т. д.

Годовые отчеты за 1962—1986 гг. национального колхоза «Красный Октябрь», хранящиеся в архиве Камчатского рыбколхозобъединения, были использованы при характеристике современного социально-экономического развития ительменов.

Ценным источником при описании материальной культуры и декоративного искусства явились вещественные материалы, хранящиеся в музеях страны: туеса, табакерки, ительменские сани-нарты, различные атрибуты к ним. 'Особую ценность имеет ительменская этнографическая коллекция МАЭ, собранная и привезенная в начале XIX в. И. Г. Вознесенским.

Для более полной характеристики культуры и быта населения, событий, происходивших в XVIII в. на Камчатке и соседних с ней регионах, использованы исторические работы Л. С. Берга [36], М. И. Белова [35] и опубликованные документы этого периода: «Памятники сибирской истории XVIII в.» [147]; «Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII в.» [101]; «Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII в.» [168] и др.

В процессе работы над разделами по социалистическому строительству привлечены многочисленные документы, опубликованные в виде тематических сборников: «Образование СССР» [136]; «Народное образование в СССР» [130] ; «Советы Северо-Востока СССР», ч. 1—2 [187; 188]; «Летопись жизни народов Северо-Востока РСФСР (1917—1985)» [113]. Использованы также статистические сборники: а) «Итоги переписи северных окраин Дальневосточного края (1926—1927 гг.)»          [94] и всесоюзных переписей населения — 1926 г. [59]; 1959 г. [93]; 1970 г. [92]; 1979 г. [202]; б) материалы о хозяйственном и культурном развитии: «Итоги развития народного хозяйства и культурного строительства Хабаровского края» [95]; «Народное хозяйство Камчатской области» [131]; «Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.» [132]; «Народное хозяйство РСФСР за 70 лет» [133]; в) справочники «Демографический словарь» [69]; «Население мира: этнодемографический справочник» [128] и др.

При подготовке книги использованы материалы этнографических экспедиций на Камчатку сотрудников Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока в 1963—1988 гг. (Н. К- Старковой, В А. Тураева, Л. Я. Иващенко и др.), а также ученых Института этнографии АН СССР (И. С. Вдовина, М. Я. Жорницкой и др.), сотрудников других организаций (ЛГПИ им. А. И. Герцена — И. И. Огрызко; ГМЭ — Е.П. Орловой; ЛОИЯ — А. П. Володина).

 

История изучения ительменов

Н. К. Старкова

Историю изучения ительменов можно разделить на два больших периода: дореволюционный и советский.

Наиболее ранние сведения о материальной культуре, быте и занятиях ительменов относятся к концу XVII— началу XVIII в. Они содержатся в сообщениях-«скасках» русского землепроходца В. В. Атласова, руководителя похода 1697—1699 гг. на Камчатку. Несмотря на краткость сведений, они представляют огромную ценность, ибо относятся ко времени, когда культура ительменов еще не испытывала влияния русского населения [101, с. 29—33].

Начало специальному этнографическому изучению ительменов было положено участниками Второй Камчатской экспедиции (1733—1743 гг.) С. П. Крашенинниковым, Г. В. Стеллером и А. П. Горлановым.

За время пребывания на Камчатке (октябрь 1737—июнь 1741 г.) С. П. Крашенинников объездил весь полуостров и собрал многочисленные разносторонние сведения по флоре и фауне, истории и этнографии, топонимике и языку. Все эти материалы вошли в работу «Описание земли Камчатки», которая является классическим трудом по этнографии ительменов [107].

Весьма обстоятельная характеристика материальной культуры, занятий, общественной и духовной жизни ительменов дана в книге Г. В. Стеллера [215], прекрасного наблюдателя и талантливого исследователя. Он пробыл на Камчатке с сентября 1740 по август 1744 г.

Сравнивая этнографические материалы С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера, следует отметить, что оба труда основаны на самостоятельных и не зависимых друг от друга наблюдениях и как первоисточники заслуживают одинакового внимания историка-этнографа.

Интересные материалы еще одного участника Камчатской экспедиции, А. П. Горланова, найдены И. С. Вдовиным в Архиве АН СССР г. Ленинграда [225; 226]. «А. Горланов, — справедливо замечает И. С. Вдовин, — зарегистрировал ряд таких подробностей из области материальной культуры ительменов, их взаимоотношений с соседними народами, которые не отмечены никем» [49, с. 135]. Например, изготовление и использование костяных и каменных орудий, крашение кож минеральными красками и т. д.

Ценные фактические материалы, относящиеся ко второй половине XVIII — середине XIX в., имеются в трудах многих участников экспедиций и путешественников.

В 80-х гг. XVIII в. совершил путешествие по восточным окраинам России французский вице-консул Ж. Б. Лессепс, участник экспедиции Лаперуза. После окончания своего путешествия он опубликовал путевые наблюдения [112], в которых подробно описал жилища, одежду, средства передвижения, пищу, морской зверобойный промысел, некоторые особенности религиозных представлений ительменов.

Важные этнографические сведения (о зимних средствах передвижения, изменениях в быте и культуре народности, происшедших под русским влиянием) оставил Г. А. Сарычев, участник экспедиции И. И. Биллингса 1785— 1793 гг. [170; 171].

В 1809—1811 гг. на Камчатке был известный русский мореплаватель В. М. Головнин. В замечаниях о полуострове и Русской Америке им охарактеризованы не только местное население, его быт и культура, но и русские поселенцы, которые, по его словам, «во многих отношениях переняли обычаи камчадалов» [62].

В 1852 г. по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири был направлен на Камчатку горный чиновник К. Дитмар, который в 1851 — 1855 гг. совершил поездку по полуострову. По результатам путешествий им была опубликована книга [79], в которой представлены материалы по истории освоения полуострова, археологии, этнографии (поселения и численность их жителей, пища, средства передвижения и т. д.), отмечены процессы взаимовлияний русской и ительменской культур.

Ценные фактические сведения по вопросам организации управления и освоения Камчатки, исторических событий на полуострове имеются в работах А. С. Сгибнева [178] и П. А. Словцова [184].

В 60-х гг. XIX в. совершил поездку по полуострову американский писатель и путешественник Дж. Кеннан, который описал в своей книге [99] занятия, орудия промысла, поселения и жилища, одежду и пищу камчадалов.

В 90-е гг. XIX в. в составе Охотско-Камчатской экспедиции в качестве врача работал Н. В. Слюнин. На основе личных наблюдений и уже накопленных сведений им был написан двухтомный труд [185], где представлен богатый исторический, экономический, географический и статистический материал. Автором дано и этнографическое описание местного населения края, в том числе и ительменов — характеристика занятий, быта, элементов материальной культуры.

Большой материал и ценные наблюдения о коренном населении полуострова собрал петропавловский окружной врач В. Н. Тюшов, совершивший поездку по Камчатке в конце XIX в. Некоторые данные В. Н. Тюшова перекликаются с материалами современных полевых сборов. Последний факт свидетельствует об устойчивости национальных традиций в культуре ительменов [199].

Любопытные сведения по этнографии аборигенов полуострова можно почерпнуть у В. П. Маргаритова, побывавшего на Камчатке одновременно с В. Н. Тюшовым [117].

Данные о численности, этническом составе, занятиях населения Камчатки представлены в работах С. К. Патканова, основанных на статистических данных 1-й Всероссийской переписи 1897 г. [148; 149].

В 1908—1909 гг. на Камчатке работал академик В. Л. Комаров, занимаясь ботаническими исследованиями. Он собрал интересные материалы и о населении этого края. Наряду с описанием хозяйства, рыбного и охотничьего промыслов, орудий и способов лова им дана характеристика расселения, домашнего уклада и материальной культуры коренных обитателей [102].

В 1909—1911 гг. этнографической партией Камчатской экспедиции Русского географического общества руководил В. И. Иохельсон. Он же принимал активное участие в работе Джезуповской экспедиции. Результатом его полевых сборов явилось всестороннее этнографическое изучение народностей Крайнего Северо-Востока Азии. Его материалы об ительменах нашли отражение в ряде статей [211; 89; 90] и «Словаре западных камчадалов» [219].

Большой вклад в изучение истории и культуры ительменов внесли советские ученые. Они по-новому подошли к решению теоретических проблем. Для разрешения их исследователями привлекаются разносторонние источники: этнографические, лингвистические, фольклорные, антропологические, археологические и исторические.

Следы древнего освоения человеком полуострова отражены в археологических памятниках. На основе этих материалов советскими археологами выделен ряд комплексов, соответствующих различным этническим группам [167; 71; 73]. О древних ительменско-айнских связях на юге полуострова сообщает Т. М. Дикова [75; 77; 76]. А. К. Пономаренко воссоздал общие контуры истории населения восточного побережья полуострова с периода развитого неолита до поздней поры пережиточного неолита, проследил генезис древней культуры этой территории и ее место среди приморских культур сопредельных районов [151].

Отличительные черты древней культуры ительменов, наличие расового разнообразия палеоазиатских народов, антропологические признаки, формировавшиеся в далеком прошлом, констатируют и антропологи М. Г. Левин [110], Г. Ф. Дебец [68],

В. П. Алексеев и И. И. Гохман [23].

Особый интерес специалистов в советское время привлекло изучение языка и фольклора. В первые годы социалистического строительства это было вызвано практической необходимостью — стояла задача создания национальной письменности [115; 25; 24].

Исследованием ительменского языка занимались С. Н. Стебницкий [196], Т. А. Молл [123], П. Я. Скорик [181; 182; 183], которые выявили близость ительменского с чукотско- корякским. Но дальнейшие изыскания лингвистов [218; 57; 55] привели к появлению другой точки зрения — об обособленности ительменского языка.

Вслед за В. И. Иохельсоном дальнейшее накопление национальных фольклорных текстов производилось Е. П. Орловой, А. П. Володиным, Н. К. Старковой и др. [119, с. 497— 595], а специальный их анализ дан Г. А. Меновщиковым [119] и Е. И. Мелетинским [118].

За годы Советской власти опубликовано значительное количество работ, непосредственно характеризующих вопросы и проблемы этнографии ительменов.

Реконструкцию картины расселения и численности ительменов и камчатских коряков в конце XVII в/ привел в своей статье И. И. Огрызко [141], а В. В. Антропова по материалам С. П. Крашенинникова восстановила географическое размещение ительменских поселений в 30-х гг. XVIII в. [30].

Благодаря широкому археологическому изучению, антропологическим и лингвистическим изысканиям, накоплению этнографических материалов и обобщению этих данных возрос интерес к этногенезу ительменов, процессу крайне сложному и длительному. Об этом свидетельствуют специальные работы М. Г. Левина [ 110], Б. О. Долгих [81 ], И. С. Вдовина [51 ], И. С. Гурвича [63] и др.

Изучению этнической истории северо-востока Сибири с середины XVII в. до середины XX в. (изменение расселения и численности населения, причины миграции и т. д.), этнических процессов (ассимиляция, консолидация, сближение и взаимовлияние культур) посвящены работы И. С. Гурвича [65; 66; 64].

Этнические связи аборигенов Камчатки с соседними народами исследованы И. С. Вдовиным [53; 52], Р. Г. Ляпуновой [116] и др. Особо следует отметить книги К. М. Браславца [40] и И. И. Огрызко [140]. В первой работе показаны историко-этнографические условия формирования «камчатского наречия» и одновременно с ним новой этнической общности — камчадалов.

Й. И. Огрызко на конкретном архивном материале и статистических данных дореволюционной Камчатки показал сближение коренного и русского населения полуострова в области материального производства (рыболовства, пушного промысла, сельского хозяйства).

Важное место в изучении истории и этнографии народностей Камчатки 20—30-х гг. XX в. занимают труды М. А. Сергеева [177; 175], Е. П. Орловой [143], К. Б. , Шаврова [204], М. А. Большакова и В. И. Рубинского [39]. В них содержатся материалы о традиционных занятиях аборигенного населения, о народном хозяйстве и реконструкции Камчатского края, приведены многочисленные статистические сведения, почерпнутые из Приполярной переписи 1926—1927 гг.

Традиционные промыслы и их орудия (конца XIX—50-х гг.. XX в.) освещены в статьях Н. К. Старковой [190; 192; 194].

Наиболее изученной в настоящее время оказалась материальная культура ительменов. В 1976 г. вышла специальная монография Н. К. Старковой [191], посвященная этой проблеме, имеются публикации о средствах передвижения и одежде народности [109; 31; 29; 163].

Большую ценность для этнографов представляет «Историко-этнографический атлас Сибири», подготовленный и" изданный в 1961 г. Институтом этнографии им. Н. Н. Миклухо- Маклая АН СССР. В нем систематизирован огромный материал по материальной и духовной культуре народностей Севера (средства передвижения, жилище, одежда, орнамент и шаманские бубны). Таким образом, введены в научный оборот интересные данные коллекций, хранящихся в музеях страны. Что касается ительменов, то наиболее полно описаны и классифицированы средства передвижения и их виды, а по остальным разделам дана краткая справка.

Единственными источниками, позволяющими судить о формах социальной организации ительменов ко времени прихода русских, являются материалы С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера. Но, к сожалению, они противоречивы. Основываясь на этих сведениях, советские ученые признают существование родовой организации у ительменов. Так, А. М. Золотарев [85], полагаясь на сообщения Г. В. Стеллера, говорит о существовании матриархального рода. В. В. Антропова, посвятив свою работу вопросам военной организации у чукчей, ительменов и юкагиров, особое внимание обратила на черты общественного устройства этих народов. Указывая на ряд противоречий в сведениях Г. В. Стеллера и С. П. Крашенинникова, она предполагает, что ительмены в начале XVIII в. находились на переходной стадии от материнского к отцовскому роду.

В 1970 г. вышла книга «Общественный строй у народов Северной Сибири» — первое исследование в советской литературе, посвященное этой проблеме. Ю. Б. Симченко, автор раздела «Особенности социальной организации палеоазиатов Крайнего Северо-Востока (коряки, чукчи, ительмены, эскимосы)», считает, что ительмены ко времени прихода на Камчатку русских находились на стадии становления патриархально-родового строя [180, с. 313—331]. И. С. Вдовин в главе «Общественный строй и социальные отношения» настоящей монографии не соглашается с мнениями предшествующих авторов.

Следует отметить фрагментарную изученность традиционной духовной культуры ительменов. Так, в 30-е гг. нашего столетия появились краткие сведения о работах по искусству студентов-северян, обучавшихся в Ленинграде [120; 121]. Из народного декоративного искусства специалистами рассматривался лишь орнамент [86; 88; 31].

Только в 60—70-е гг. началось обобщение накопленных и сбор новых полевых материалов по языку и фольклору ительменов, а в 80-е гг. появились первые работы по традиционному танцевальному и народному декоративному искусству [83; 98; 103; 104; 105; 106].

Тщательное изучение и накопление материала по хозяйству, быту и культуре народностей Севера, социалистических преобразований в довоенное время дало возможность в 60-е гг. перейти к обобщающим исследованиям. Так, проблемы национально-государственного строительства освещены в работах В. А. Зибарева [84] и Б. И. Мухачева [126; 124; 125]. В трудах И. С. Гурвича и К. Г. Кузакова [67], А. В. Лепетюк [111], Г. К. Бубниса и С. П. Нефедовой [43] показана история социалистических преобразований, состояние современного хозяйства, формирование новой культуры и переустройства быта.

Итак, для написания настоящей монографии использованы разнообразные по характеру материалы. Однако следует особо подчеркнуть, что дореволюционный период истории и культуры ительменов написан преимущественно на основе опубликованных источников и исследований, в то время как раздел, посвященный Советской эпохе, впервые вводит в научный оборот архивные документы и полевые материалы.

Литература

1.         Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу // Поли. собр. соч. Т. 24. С. 113—150.

2.         Ленин В. И. Нужен ли обязательный государственный язык? // Там же. С. 293—295.

3.         Ленин В. И. Итоги дискуссии о самоопределении // Там же. Т. 30. С. 17—58.

4.         Ленин В. И. Первый вариант статьи «Очередные задачи советской власти» // Там же. Т. 36. С. 127—164.

5.         Ленин В. И. Речь о годовщине революции 6 ноября//Там же. Т. 37. С. 137—152.

6.         Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун 11 декабри 1918 г.//Там же. С. 352—364.

7.         Ленин В. И. Товарищам коммунистам Туркестана //Там же. Т. 39, С. 304.

8.         Ленин В, И. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 26 июля: II Конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля—7 августа 1920 г. // Там же. Т. 41. С. 241—247.

9.         Ленин В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросвета//Там же. Т. 44. С. 155—175.

10.       Постановление ЦК ВКП(б) «О работе в национальных районах Крайнего Севера» от 26 июня 1932 г. // Партийное строительство. 1932. № 13. С. 53—56.

11.       Постановление ЦК ВКП (б) «О формах коллективизации в районах народностей Крайнего Севера» от 1 сентября 1932 г. // Местные органы власти и хозяйственные организации на Крайнем Севере. М., 1934. С. 133—135.

12.       Решения X съезда РКП (б): О главполитпросвете и агитационно-пропагандистских задачах партии // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1970. Т. 2. С. 242—246.

13.       Постановление ЦК КПСС «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами» от 22 января 1957 г. // Там же. Т. 7. С. 237— 248.

14.       Постановление ЦК КПСС и Советов Министров СССР от 16 марта 1957 г. «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры народностей Севера» // Там же. С. 257—263.

15.       Резолюция XX съезда КПСС по отчетному докладу Центрального комитета КПСС // Там же. Т. 9. С. 8—26.

16.       Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера» от 7 февраля 1980 г. // Там же. Т. 13. С. 568—577.

17.       Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1987. 352 с.

18.       Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 17—18 февраля 1988 г. М., 1988. 77 с.

19.       Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза,         28 июня—1 июля 1988 г. М., 1988. 160 с.

20.       Горбачев М. С. Октябрь и перестройка: революция продолжается // Избранные речи и статьи. М., 1988. Т. 5. С. 386—436.

21.       Горбачев! М. С. Потенциал кооперации — делу перестройки. Выступление на IX Всесоюзном съезде колхозников 23 марта 1988 г. М., 1988. 47 с.

22.       Горбачев М. С. К полновластию Советов и созданию социалистического правового государства. Доклад и заключительное слово на внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва 29 ноября—1 декабря 1988 г. М., 1988. 47 с.

23.       Алексеев В. П., Гохман И. И. Антропология азиатской части СССР. М., 1984. 208 с., ил.

24.       Алькор (Кошкин) Я¦ П. Вопросы создания и развития национально-литературных языков Севера // Материалы I Всесоюзной конференции по развитию языков и письменности народов Севера. М.; Д., 1932. С. 32—64.

25.       Алькор (Кошкин) Я¦ П. Письменность народов Севера// СС. 1931. № 10. С. 102—121.

26.       Антология поэзии Дальнего Востока. 1917— 1967. Хабаровск, 1967. 480 с.

27.       Антропова В. В. Вопросы военной организации и военного дела у народов Крайнего Северо-Востока Сибири // Сиб. этногр. сб. Вып. II. М.; Л., 1957. С. 99—245, ил. (ТИЭ. Нов. сер.; Т. 35).

28.       Антропова В. В. Из истории транспорта у народов Сибири // КСИЭ. 1952. Вып. XV. С. 23—26.

29.       Антропова В. В. Лыжи народов Сибири: Этногр. очерк // СМАЭ. 1953. Т. XIV. С. 5—

36,       ил.

30.       Антропова В. В. Расселение ительменов в первой половине XVIII в.//ИВГО. 1949. Т. 81, вып. 4. С. 414—419.

31.       Антропова В, В. Старинные камчадальские сани // СМАЭ. 1949. Т. X. С. 47—92, ил.

32.       Базанов А. Г. Школы на Камчатке в XVIII веке // СС. 1939. №2. С. 177—194.

33.       Балицкий В. Г. От патриархально-общинного строя к социализму: О переходе к социализму малых народов Северо-Востока РСФСР. М., 1969. 221 с.

34.       Бежкович А. С., Жегалова С. К и др. Хозяйство и быт русских крестьян: Памятники материальной культуры (определитель). М., 1959.

35.       Белов М. И. Русские походы на Камчатку до Атласова//ИВГО. 1957. Т. 89, № 1. С. 25—35.

36.       Берг JI. С. Открытие Камчатки и экспедиции Беринга. 1725—1742 гг. М.; Л., 1946. 379 с., карта, ил,

37.       Богораз-Тан В. Г. Миф об умирающем и воскресающем звере // Художественный фольклор. 1926. № 1. С. 67—76.

38.       Богораз В. Г. Чукчи: Материальная культура. Л.; 1929. Ч. 1.

39.       Большаков М А., Рубинский В. И. Камчатская область. М.; Л., 1934. 145 с.

40.       Браславец К. М. Диалектологический очерк Камчатки. Южно-Сахалинск, 1968. 469 с.

41.       Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М., 1981. 391 с.

42.       БрукС И. Население мира: Этнодемографи- ческий справочник. М., 1981. 880 с.

43.       Бубнис Г. К., Нефедова С. П. Социалистические преобразования в Корякском автономном округе. М., 1981. 136 с.

44.       Ваксель Свен. Вторая камчатская экспедиция Витуса Беринга. М.; Л., 1940. 176 с.

45.       Варно В. Певец Камчатки // Созвездие братства. Улан-Удэ, 1982. С. 96—99.

46.       Васильевский Р. С. Древние культуры Тихоокеанского севера. Новосибирск, 1973. 267 с., ил., карты.

47.       Вениаминов И. Записки об островах Уна- лашкинского отдела. СПб., 1840. Т. II. 409 с.

48.       Верещагин Н. К., Николаев А. Н. Промысловые животные у неолитических племен Камчатки // Бюлл. Московск. об-ва испытателей природы. 1979. Т. 84, вып. 5. С. 16— 39.

49.       Вдовин И. С. Забытый исследователь Камчатки: Новые материалы об ительменах и коряках начала XVIII в. // Краевед, зап. КОКМ. 1973. Вып. 4. С. 134—146.

50.       Вдовин И. С. Ительмены и коряки в первые десятилетия XVIII в.: По неопубликованным материалам участника Камчатской экспедиции А. П. Горланова//Страны и народы Востока. М., 1975. Вып. XVII. С. 57—66.

51.       Вдовин И. С. К проблеме этногенеза ительменов // СЭ. 1970. № 3. С. 28—36.

52.       Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973. 304 с.

53.       Вдовин И. С. Следы алеутско-эскимосской культуры на Тихоокеанском побережье Камчатки//Страны и народы Востока. М., 1972. Вып. XIII. С. 41—51.

54.       Володин А. П. Ительменский язык. Л., 1976. 425 с.

55.       Володин А. П. Ительменский язык: Фоноло

гия, морфология, диалектология, проблема генетической принадлежности:            Автореф.

дис. . . . д-ра филол. наук. Л., 1979. 48 с.

56.       Володин А. П. О структуре ительменских имен собственных: По материалам фольклора // Этническая ономастика. М., 1984. С. 70—78.

57.       Володин А. П. Отношение ительменского языка к другим чукотско-камчатским языкам // Происхождение аборигенов Сибири и их языков. Томск, 1969. С. 225—227.

58.       Володин А. П., Жукова А. Н. Ительменский язык // Языки народов СССР. Т. V: (Монгольские, тунгусо-маньчжурские и па- леозиатские языки). Л., 1968. С. 334—351.

59.       Всесоюзная перепись населения 1926 г. М., 1928. Вып. IV.

60.       Выставка произведений художников Камчатки: Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное, декоративноприкладное народное искусство: Каталог- буклет. М., 1984.

61.       Георги И. И. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежды и других достопамятностей. СПб., 1779. Ч. 3. 116 с.

62.       [Головнин В. М.] Материалы для истории русских заселений по берегам Восточного океана: (Замечания В. М. Головнина о Камчатке и Русской Америке в 1809, 1810 и 1811 гг.). СПб., 1861. Вып. II. (Приложение к «Морскому сборнику». № 2).

63.       Гурвич И. С. Проблемы происхождения чукчей, коряков и ительменов // Этногенез народов Севера. М., 1980. С. 211—226.

64.       Гурвич И. С. Северо-восточные палеоазиаты и эскимосы // Этническая история пародов Севера. М., 1982. С. 197—222.

65.       Гурвич И. С. Этническая история Северо- Востока Сибири. М., 1966. 276 с., карты (ТИЭ. Нов. сер.; Т. 89).

66.       Гурвич И. С. Этнические процессы на Край

нем Северо-Востоке Сибири//Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.,    1970.

С. 195—225.

67.       Гурвич И. С., Кузаков К. Г. Корякский национальный округ: (Очерки географии, истории, этнографии, экономики). М., 1960. 303 с., ил., карты.

68.       Дебец Г. Ф. Антропологические исследования в Камчатской области // Тр. СевероВосточной экспедиции. М., 1951. Т. 1. 263 с. (ТИЭ. Нов. сер.; Т. XVII).

69.       Демографический словарь. М., 1985. 608 с.

70.       Диков Н. Н. Древнейшее историческое прошлое Камчатки // Краевед, зап. КОКМ. Петропавловск-Камчатский, 1973. Вып. IV. С. 89—93.

71.       Диков Н. Н. Древние культуры СевероВосточной Азии//Азия на стыке с Америкой в древности. М., 1979. 352 с., ил., карты.

72.       Дикое Н. Н. Древняя этническая история Камчатки и прилегающих областей Севера Дальнего Востока по археологическим данным // Краевед, зап. КОКМ. Петропавловск-Камчатский, 1974. Вып. V. С. 157—

162.

73.       Диков Н. Н. Каменный век Камчатки и Чукотки в свете новейших археологических данных // История и культура народов Северо-Востока СССР. Магадан, 1964. С. 5—

27,       ил., карты (Тр. СВКНИИ; Вып. 8).

74.       Диков Н. Н. Предисловие к кн.: Новые археологические памятники севера Дальнего Востока. Магадан, 1979. С. 3—5.

75.       Дикова Т. М. Авачинская многослойная стоянка — новый памятник тарьинской культуры на юге Камчатки // Там же. С. 82—106.

76.       Дикова Т. М. Археология южной Камчатки в связи с проблемой расселения айнов. М., 1983. 231 с., ил., карты.

77.       Дикова Т. М. Лабретки Южной Камчатки // Новейшие данные по археологии Севера Дальнего Востока. Магадан, 1980. С. 56—63.

78.       Дикова Т. М. Первые находки палеолита на юге Камчатки: мыс Лопатка If Новые археологические памятники Севера Дальнего Востока. Магадан, 1979. С. 29—38.

79.       [Дитмар X.] Поездка и пребывание в Камчатке в 1851 —1855 гг. Карла фон-Дитмара: (Исторический отчет по путевым дневникам). СПб., 1901. Ч. 1. 756 с., карта.

80.       Добротворский М. М. Южная часть острова Сахалина//Изв. Сиб, отд. ИРГО. 1870. Т. 1, № 2—3.

81.       Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М., 1960. 622 с., карта (ТИЭ. Нов. сер.; Т. 55).

82.       Елистратов Ф. Камчадалы: (Пенжинская губа) //Этногр. материалы Северо-Восточной геогр. экспедиции. 1785—1795 гг. Магадан, 1978. С. 166—172.

83.       Жорницкая М. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. М., 1983. 152 с.

84.       Зибарев В. А. Советское строительство у малых народностей Севера (1917— 1932 гг.). Томск, 1968. 334 с,

85.       Золотарев А. М. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934. 52 с.

86.       Иванов С. В. Века, оставшиеся в бронзе // Радуга на снегу: Культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего Севера. М., 1972. С. 174—180, ил.

87.       Иванов С. В. Орнамент // ИЭАС. М.; Л., 1961. С. 369—434.

88.       Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник: (по материалам XIX—начала XX в.) // Народы Севера и Дальнего Востока. М.; Л., 1963. 500 с., ил. (ТИЭ. Нов. сер.; Т. 31).

89.       Иохельсон В. И. Археологические исследования на Камчатке // ИРГО. 1930. Т. 62, вып. 3. С. 199—242; Вып. 4. С. 351—384.

90.       [Иохельсон В. И.] Записка В. И. Иохель- сона об оказании ему содействия в обработке и издании собранных им материалов по языкам, народному творчеству и этнографии алеутов и племен Крайнего Северо- Востока Сибири. 1915. 21 с. (отд. отт.)

91.       Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961. 498 с., ил., карты.

92.       Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. М., 1973. 301 с.

93.       Итоги переписи 1959 г. РСФСР. М., 1963. 306 с.

94.       Итоги переписи северых окраин Дальневосточного края (1926—1927 гг.). Благовещенск, 1929. 408 с.

95.       Итоги развития народного хозяйства и культурного строительства Хабаровского края. Хабаровск, 1941. 89 с.

96.       Камчатка: Лит.-худож. сб. Петропавловск- Камчатский, 1977. 168 с.

97.       Камчатка: Лит.-худож. сб. Петропавловск- Камчатский, 1980. 200 с.

98.       Карабанова С. Ф. Шаманские пляски и промысловый обряд у народностей Дальнего Востока СССР // Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. Владивосток, 1984. С. 101 —107.

99.       Кеннан Дж. Степная жизнь в Сибири:

(странствия между коряками и другими племенами Камчатки и Северной Азии). СПб., 1871. 330 с.     ¦

100.     Ко лесин. А. Н. Развитие хореографических традиций народностей Севера // Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск, 1986. С. 259—

268.

101.     Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII веке: Сб. архивных материалов. Л., 1935. 212 с.

102.     Комаров В. JI. Путешествие по Камчатке в 1908—1909 гг. // Иэбр. соч. М.; Л., 1950. Т. 6. С. 409—435.

103.     Кочешков Н. В. Историография декоративного искусства малых народностей Дальнего Востока СССР (XIX в.—70-е годы XX века) // Этнография и фольклор народов Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1981. С. 80—92.

104.     Кочешков Н. В. Проблемы этнических традиций в декоративном искусстве малых народов советского Дальнего Востока // Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока. Владивосток,

1983.   С. 3—17,

105.     Кочешков Н. В. Современное декоративное искусство народов Крайнего Северо-Востока СССР и его этнические традиции // Национальные традиции в культуре народов Дальнего Востока. Владивосток, 1987. С. 5—19.

106.     Кочешков Н. В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. Л., 1989. 197 с.

107.     Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки: С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. М.; Л., 1949. 841 с., ил.

108.     Кэн’акэтой: Буклет. Палана, 1987.

109.     Левин М. Г. О происхождении и типах упряжного собаководства // СЭ. 1946. № 4. С. 75—108, ил.

110.     Левин М. Г. Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока // ТИЭ. Нов. сер. 1958. Т. 36. 359 с., ил.

111.     ЛепетюкА. В. Начало культурной революции на Камчатке//Краевед, зап. КОКМ.

Петропавловск-Камчатский, 1970. Вып. II. С. 73—84.

112.     [JJeccenc Ж. 5.] Лессепсово путешествие по Камчатке и по южной стороне Сибири. М., 1801. 686 с.

113.     Летопись жизни народов Северо-Востока РСФСР (1917—1985). Петропавловск- Камчатский, 1986. 192 с.

114.     Литке Ф. П. .Путешествие на военном шлюпе «Сенявин». М., 1948. 304 с., ил.

115.     Луке К. Я. Проблема письменности у туземных народностей Севера // СС. 1930, № 1. С. 38—47.

116.     Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов. Л„ 1975. 200 с., ил.

117.     Маргаритов В. П. Камчатка и ее обитатели // ЗПОРГО. Хабаровск, 1899. Т. V, вып. 1. 141 с., ил.

118.     Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос: Цикл Ворона. М., 1979. 228 с.

119.     [Меновщиков Г. А.] Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки / Сост. прсдисл. и примеч. Г. А. Меновщикова. М., 1974. 646 с.

120.     Месс Л. А. Работы художественных мастерских Северного факультета // Искусство народностей Сибири. Л., 1930. С 48—50.

121.     Месс Л. А. Скульптура народов Севера // Народное творчество. 1937. № 6. С. 28—

29,       ил.

122.     Местные Советы народных депутатов: Сб. нормативных актов. М., 1988. 783 с.

123.     Молл Т. А. Очерк фонетики и морфологии

седанкинского диалекта ительменского языка//УЗЛГПИ. Л.,  1960. Т. 167.

С. 192—221.

124.     Мухачев Б. И. Советы Северо-Востока в переходный период от капитализма к социализму (1917—1936 гг.): Автореф. дис. ,. . д-ра ист. наук. Владивосток, 1986. 40 с.

125.     Мухачев Б. И. Советы Северо-Востока СССР в период социалистической реконструкции народного хозяйства (1926— 1936 гг.). Магадан, 1987. 190 с.

126.     Мухачев Б. 'И. Становление советской власти и борьба с иностранной экспансией на Северо-Востоке СССР (1917—1920 гг.). Новосибирск, 1975. 202 с.

127.     Мы живем на Камчатке: Киижка-картинка. Л., 1979.

128.     Народонаселение стран мира. М., 1984. 447 с.

129.     Народное искусство Якутии: Альбом. Л., 1981.

130.     Народное образование в СССР: Сб, нормативных актов. М., 1987. 336 с.

131.     Народное хозяйство Камчатской области: Стат. сб, Хабаровск, 1966. 145 с.

132.     Народное хозяйство РСФСР в 1985 г.: Стат. ежегодник. М., 1986. 543 с.

133.     Народное хозяйство РСФСР за 70 лет. М., 1987. 471 с.

134.     Народное хозяйство СССР. 1922—1982 гг. М., 1982. 624 с.

135.     Обзор Камчатской области за 1912 г. Пет- ропавловск-Камчатский, 1914. 420 с.

136 Образование СССР. М., 1972. 531 с.

137.     Общественный строй у народов Северной Сибири. М., 1970. 454 с.

138.     Огрызко И. И, Владимир Атласов // УЗЛГПИ. 1957. Т. 132. С. 111 — 157,

139.     Огрызко И. И. Дохристианские верования ительменов//УЗЛГПИ. 1971. Т. 413. С. 109-125.

140.     Огрызко И. И. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII—начало XX в.). Л., 1973. 192 с.

141.     Огрызко И. И. Расселение и численность ительменов и камчатских коряков в конце

XVII   в. // УЗЛГПИ. 1961. Т. 222. С. 171 —

208,     карты.

142.     Орлова Е. П. Верования камчадалов- ительменов // Страны и народы Востока. 1975. Вып. XVII, кн. 3. С. 127—137.

143.     Орлова Е. П. Ительмены: (Остатки древ

них обитателей Камчатки) // Стат. бюллетень / Дальневост. стат. управление. Хабаровск; Благовещенск, 1927.   №8—9.

С. 35—36, 68-78

144.     Орлова Е. П. Роль Дальневосточного техникума народов Севера в создании и внедрении письменности этих народов // Изв. СО АН СССР. Сер. общ. наук. Вып. 3, 1972. № 11. С. 40—44.

145.     Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М., 1971. 344 с.

146.     Очерки истории Камчатской областной партийной организации. Петропавловск- Камчатский, 1986. 360 с.

147.     Памятники сибирской истории XVIII века. СПб., 1882. Кн. 1: 1700—1713. 552 с.

148.     Патканов С. К. О приросте инородческого населения Сибири: Стат. материалы для освещения вопр. о вымирании первобыт, племен. СПб., 1911. 210 с.

149.     Патканов С, К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. СПб., 1912. Т. III. С. 433—998.

150.     Петрова-Бытова Т. Ф. Четыре камчатских танца. Петропавловск-Камчатский, 1964. 76 с., ил.

151.     Пономаренко А. К. Древняя культура ительменов Восточной Камчатки. М., 1985. 216 с,, ил.

152.     Поротое Г. Г. Аниках, Ачичух, Абабах: Сб. избр. произв. / Предисл. В. Кудлина. Владивосток, 1972. 68 с., ил.

153.     Поротое Г. Г. Камчатский мотив: Стихи, поэма. Петропавловск-Камчатский, 1984. 64 с.

154.     Поротое Г. Г. Корел: Пьесы по ительменским мотивам. Петропавловск-Камчатский,

1969.   68 с.

155.     Поротое Г. Г. На околице Руси: (Повесть). Петропавловск-Камчатский, 1979. Кн. 1. 208 с.

156.     Поротое Г. Г. На околице Руси: (Повесть). Петропавловск-Камчатский, 1981. Кн. 2. 208 с., ил.

157.     Поротое Г, Г. Ое: (Стихи и пьеса-сказка). Владивосток, 1967. 72 с.

158.     Поротое Г. Г., Косыгин В. В. В стране

Кутхи: Из цикла «Встречи в тундре». Петропавловск-Камчатский, 1969. 40 с.

159.     Поротов Г. Г., Косыгин В. В. Дарю тебе песню: Из цикла «Встречи в тундре». Петропавловск-Камчатский, 1970. 88 с.

160.     Поротов Г. ГКосыгин В. В. Песни Алнея: Из цикла «Встречи а тундре». Петропав- ловск-Камчатский, 1969. 40 с.

161.     Поселенные итоги туземной переписи 1926 г. Владивосток, 1928. 88 с.

162.     Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.,

1970.   280 с.

163.     Прыткова Н. Ф. Одежда чукчей, коряков

и ительменов // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л.,         1976.

С. 5—88, ил.

164.     Романов В. Т., Шейкин Ю. И. Музыкальные инструменты народностей Камчатки // Культура народов Дальнего Востока: Традиции и современность. Владивосток,

1984.   С. 70—80, ил.

165.     Рощина Н, Л. Производственные отношения ительменов в первой половине XVIII века // УЗМОПИ. 1953. Т. 28, вып. 2. С. 85—

108.

166.     Рощина Н. А. Хозяйство и общественный строй ительменов в первой половине

XVIII века // УЗКПИ. 1956. Вып. 1. С. 50—

82.

167.     Руденко С. И. Культура доисторического населения Камчатки//СЭ. 1948. № 1. С. 153—179, ил.

168.     Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII веке / Под ред. и со вст. ст. А. И. Андреева. М., 1948. 325 с.

169.     Русско-корякский словарь / Сост. А. Н. Жукова. М., 1967. 752 с.

170.     Сарычев Г. А. Путешествие по северовосточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. М., 1952. 326 с.

171.     [Сарычев Г. А.] Путешествие флота капитана Сарычева по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. СПб., 1802. Ч. 1. 187 с.

172.     Севильгаев Г. Ф. Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока. Л„ 1972. 423 с.

173.     Селиванова Н. Ое мастер песни петь// Камчатка: Лит.-худож. сб. Петропавловск- Камчатский, 1980. С. 59—64.

174.     Семенов С. А. Изучение первобытной техники методом эксперимента // Новые методы в археологических исследованиях. М.; Л., 1963. С. 191—214.

175.     Сергеев М. А. Народное хозяйство Камчатского края. М.; Л., 1936. 815 с., ил.

176.     Сергеев М. А. Оборона Петропавловска- на-Камчатке (1854—1855). М., 1952. 96 с.

177.     Сергеев М. А. Советская Камчатка. М.; Л., 1932. 264 с., ил.

178.     СгибневА. С. Исторический очерк главнейших событий в Камчатке // Морской сб. 1869. №5.

179.     Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей северной Евразии: Этнографическая реконструкция. М., 1976. 310 с.

180.     Симченко Ю. Б. Особенности социальной организации палеоазиатов Крайнего Северо-Востока (коряки, чукчи, ительмены, эскимосы) // Общественный строй у народов Северной Сибири. М., 1970. С* 313—

331.

181.     Скорик П. Я. К вопросу о сравнительном изучении чукотско-камчатских языков // Изв. АН СССР /ОЛЯ. 1958. Т. XVII, вып. 6. С. 534—546.

182.     Скорик Л. Я. К генезису склонения в чукотско-камчатских языках // Склонение в палеоазиатских и самодийских языках. Л., 1974. С. 95—108.

183.     Скорик П. Я. К проблеме языковой общности аборигенов северо-востока Азии// ВЯ. 1977. № 3. С. 27—36.

184.     Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886. Ч. 1. 326 с.

185.     Смонин Н. В. Охотско-Камчатский край: Естественно-историческое описание. СПб., 1900. Т. 1. 689 с., ил., карта.

186.     Собрание узаконений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР // СУ РСФСР. 1931. №8. Ст. 98.

187.     Советы Северо-Востока СССР (1928— 1940 гг.): Сб. документов и материалов. Магадан, 1979. Ч. 1. 287 с.

188.     Советы Северо-Востока СССР (1941 —

1961 гг.): Сб. документов и материалов. Магадан, 1982. Ч. 2. 326 с.   ,

189.     Список населенных мест Камчатского округа с 4 картами: По материалам Приполярной переписи 1926—1927 гг. Хабаровск; Благовещенск, 1928. 33 с.

190.     Старкова И. К. Использование крапивы в хозяйстве ительменов // Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. Владивосток, 1971. Т. 8. С. 182—183.

191.     Старкова Н. К. Ительмены: Материальная культура (XVIII в.—60-е годы XX в.): Этногр. очерки. М., 1976. 166 с., ил.

192.     Старкова Н. К. Морской зверобойный промысел у ительменов (XVIII з.—начало XX в.)//Краевед, зап. КОКМ. 1974. Вып. V. С. 146—148.

193.     Старкова Н. К. Погребальная обрядность ительменов в прошлом и настоящем // Традиции и современность в культуре народов Дальнего Востока. Владивосток, 1983. С. 38—43.

194.     Старкова Н. К. Рыболовство и орудия промысла у ительменов (конец XIX—начало XX в.) // Культура народов Дальнего Востока СССР (XIX—XX вв.). Владивосток, 1978. С. 75—80.

195.     Стебницкий С. Н. Из истории падежных суффиксов в корякском и чукотском языках. Л,, 1941.

196.     Стебницкий С. Н. Ительменский (камчадальский) < язык // Языки и письменность народов Севера. М.; Л., 1934. Ч. III. С. 85—105.

197.     Стебницкий С. Н. Нымыланы-карагинцы по материалам С. П. Крашенинникова: К вопросу о происхождении карагинского диалекта нымыланского {корякского) языка в свете лингвистических материалов

G.        П. Крашенинникова// СС. 1939. № 2. С. 129—170.

198.     Стеллер Г. В. Из Камчатки в Америку: Быт и нравы камчадалов в XVIII в. / Пер. с нем. Л., 1927. ill с.

199.     Тюшов В. Н. По западному берегу Камчатки//ЗРГО. 1906. Т. 37, №2. 521 с.

200.     [Ушаков и Елистратов] Западный берег Камчатки по описям Ушакова и Елистра- тоаа 1742 и 1787 гг. //ЗГДММ. 1852.

Ч.        X.

201.     Федосеева С. А. Ымыяхтахская культура Северо-Восточной Азии: Автореф. дис. . . . д-ра ист. наук. Новосибирск, 1984. 48 с.

202.     Численность н состав населения СССР: По данным Всесоюзной переписи населения 1979 г. М., 1985. 366 с.

203.     Чистов К¦ В. Этнические, региональные и местные традиции: Некоторые вопросы теории и перспективы // Местные традиции материальной и духовной культуры народов Карелии: Тез. докл. Петрозаводск, 1981. С. 3—5.

204.     Шавров К. Б. О населении северной части полуострова Камчатки // Стат. бюллетень (Хабаровск); 1927. №5—6. С. 73-90

205.     Шафрановская Т. К- Народы Камчатки и прилегающих островов: известие 1700 года // Страны и народы Востока. 1968. Вып. VI. С. 61—67.

206.     Шнейдеров В. А. Советский экран и народы Севера // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М., 1971. С. 188—199.

207.     Этнографические материалы из рукописи

дневника К. Мерка // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции (1785—1795    гг.),

Магадан, 1978. С. 59—97, ил.

208.     Языки и письменность народов Севера. М.; Л., 1934. Ч. III: Языки и письменность палеоазиатских народов. 243 с., карта.

209.     Vdovin I. S. The traces of an Aleut-Eskimo culture on the Kamchadal Pacific chore. М., 1966. 14 p.

210.     Jochelson W. Archaeological Investigations in the Aleutian Islands. Washington, 1925. IX. 145 p.

211.     Jochelson W. Archaeological Investigations in Kamtchatka. Washington: Carnegie Institution of Washington Publication, 1928. 88 p., il.

212.     Jochelson. W. History, Ethnology and Anthropology of the Aleut. Washington, 1933. 92 p., il.

213.     Jochelson W. The Koryak. P. 11. Leiden, 1908, N 4. 810 p.

214.     Lesseps M. D. Travels in Kamtchatka during the year 1787 and 1788. London, 1970. 660 p.

'215. Steller Q. W. Beschreibung von dem Lande Kamtchatka, dessen Einwohnern, deren Sit- ten, Nahmen, Lebensart und verschiedenen Gewohnheiten. Frankfurt; Leipzig, 1774. 480 p., il.

216.     Tilleu II. A. Japan, the Amoor and Pacific. London, 1861. 405 p., il.

217.     Worth D. S. Kamchadal Texts collected by W. Jochelson / By D. S. Worth. Los Angeles, 1961.

218.     Worth D. S. La place du kamtchadal parmi les langues soidisant paleosiberien- nes. Orbis, 1962. Т. XI, N 2.

219.     Worth D. S. Dictionary of Western Kamchadal // University of California Publications in Linguistics Berkeley; Los Angeles, 1969. Vol. 59.

220.     «Знамя Ленина» (п. Тигиль).

221.     «Известия»

222.     «Корякский коммунист».

223.     «Камчатская правда».

224.     «Советская Россия».

225.     Архив Академии наук СССР, Ленинградская часть, ф. 3, on. 1, д. 800а.

226.     Там же, ф. 21, оп. 5, д. 65.

227.     Архив Института этнографии им.

Н.        Н. Миклухо-Маклая, Ленинградская часть, ф. К-1, on. 1, д. 30.

228.     Там     же,      д. 50.

229.     Там     же,      д. 51.

230      Там     же,      ф. К-2,            on.       1, д. 240.         . -

231.     Архив Камчатского рыбколхозобъедине- ния. Отчет колхоза «Красный Октябрь» за 1962 г.

232.     Там     же.      Отчеты           за         1970—1975    гг.

233.     Там     же.      Отчеты           за         1980-—1983  гг.

234.     Там же. Отчет за 1986 г.

235.     Государственный архив Камчатской области, ф. 24, on. 1, д. 17.

236.     Там     же,      ф.        25, оп. 5,        д.         5.

237.     Там     же,      оп        . 8, д. 4                      

238.     Там     же,      д.         7.                    

239.     Там     же,      д.         10.                  

240.     Там     же,      ф.        68, on. 1,         д.         1.

241.     Там     же,      ф.        88, on. 1,         д.         810.

242.     Там     же,      д.         1080.              

243.     Там     же,      д.         1082.              

244.     Там     же,      оп        . 4, д. 90.                   

245.     Там     же,      ф.        169, on. 1        , д.       1517,

246.     Там     же,      ф.        170, on. 1        , д.       11.

247.     Там     же,      д.         21.                  

248.     Там     же,      ф.        185, оп. 3       , д-       1а.

249.     Там     же,      ф.        193, on. 1        , д.       13.

250.     Там     же,      ф.        195, on. 1        , д.       7.

251.     Там     же,      д.         13.                  

252.     Там     же,      д.         18.                  

253.     Там     же,      д.         21.                  

254.     Там     же,      оп        . 3, д. 13.                   

255.     Там     же,      оп        . 4, д. 24.                   

256.     Там     же,      ф,        205, on. 1        , д.       1.

257.     Там     же,      ф.        206, on. 1        , д.       2.

258.     Там     же,      ф.        209, on. 1        , д.       1.

259.     Там     же,      д.         2.                    

260.     Там     же,      д.         20.                  

261.     Там     же,      ф.        288, on. 1        , д.       11а.

262.     Там     же,      д.         23.                  

263.     Там     же,      д.         26.                  

264.     Государственный архив Корякского автономного округа, ф. 1, on. 1, д. 14.

265.     Там     же,      д. 213.

266.     Там     же,      д. 238.

267.     Там     же,      д. 257.

268.     Там     же,      д. 388.

269.     Там     же,      д. 482.

270.     Там     лее,     д. 484.

271.     Там     же,      ф. 4, on.          1,         д.         134.

272.     Там     же,      д. 211.

273.     Там     же,      ф. 9, on.          1,         д.         4.

Читайте также: