ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Раса с зелёными глазами
Раса с зелёными глазами
  • Автор: Prokhorova |
  • Дата: 15-01-2014 00:04 |
  • Просмотров: 26509

Константин Пензев

 

Из книги «Демугин Хингей. Легенда о Белом Царе»

 

«Можно считать доказанным существование в былые времена в Центральной и Северной Азии расы с зелеными глазами и рыжими волосами. Но что же сталось с ней?» (П. Топинар)

 монголыВ 80—90-х годах XIII в. могольское государство ильханов в Иране оказалось близко к крушению. Во-первых, действовали еще последствия разрушений, произведенных во время длительного периода (1220—1258) завоевания и грабежа, во-вторых, завоеватели- моголы даже и после овладения страной не стремились наладить в ней экономическую и политическую жизнь, а продолжали рассматривать Иран как объект бесконтрольного расхищения. Таким образом, ко времени начала правления Газан-хана (1295—1304), в стране произошло значительное общее сокращение населения, сокращение площади обрабатываемых сельскохозяйственных земель, доходы в казну резко уменьшились, а крестьянство оказалось на грани нищеты. Некоторые районы покрылись крестьянскими повстанческими отрядами.

 В поисках выхода Газан-хан и его администрация решили сблизиться с мусульманской чиновной и духовной знатью, сделать ислам государственной религией и провести ряд экономических и политических реформ, направленных на оздоровление экономики и уменьшение всяческих поборов. В 1998 году Газан-хан пригласил в правительство на должность второго везира Рашид-ад-дина Фазлуллаха ибн Абу-л-Хейра Али Хамадани, каковой родился в г. Хамадане в 1247 г. и происходил из ученой семьи незнатного происхождения. Рашид-ад-дин проходил по финансовому ведомству, однако в традициях того времени, был широко и всесторонне образован. Реформы Газан-хана удались. Подати были строго фиксированы и уменьшены, крестьянские выступления подавлены, хозяйственная жизнь и торговля, если и не расцвели, то значительно оживились, доходы государства возрасли, а Рашид-ад-дин стал одним из богатейших людей Ирана.

 В 700 г. х. (1300/1301 г. н. э.) Газан-хан заказал Рашид-ад-дину написание исторического труда по истории Дома Чингизидов и лично консультировал его по многим историческим вопросам, поскольку являлся одним из крупнейших знатоков могольской истории. Могущественный везир набрал целый штат образованных сотрудников и писателей, специалистов по истории отдельных народов и стран и приступил к делу. В основном он выступал в роли главного редактора, однако некоторыми вопросами Рашид- ад-дин занимался самостоятельно, в частности, вопросами истории и происхождения тюркских и могольских племен до Чингиз-хана. До этого времени на Среднем Востоке не существовало общих трудов по тюркской истории и Рашид-ад-дин явился первым автором, который попытался систематизировать имеющуюся в наличии на тот момент информацию.

 Рашид-ад-дин, кроме консультаций с Газан-ханом, использовал следующие источники — Махмуда Кашгарского, Джувейни («Тарих-и джехан гушай» — «История миропокорителя» — около 1260 г. н. э.), некоторые части «Алтан дептер» («Золотая книга») из архива могольских ильханов, т.е. из официальной истории Чингиз-хана, его предков и его наследников. Кроме того, Рашид-ад-дин воспользовался пребыванием в Иране эмира Пулада Чжэн-сяна, крупнейшего специалиста того времени по истории моголов. Оба они, систематически и ежедневно, занимались вместе, эмир рассказывал, а ученый везир записывал.

 В авторском коллективе состояли:известный историк Абдуллах Кашани,написавший впоследствие самостоятельный труд («История Ольджайту-хана»), Ахмед Бухари, оставшиеся неизвестными два китайских историка, буддийский монах из Кашмира — специалист по истории Индии, и, как указывает, В . В . Бартольд, в работе принимал участие еще и некий французский католический монах. Участие иных лиц возможно, поскольку как по объему, так и по грандиозности охвата событий, законченный в целом в 710 г. х. (1310/11 г. н. э.) исторический труд «Джами’ ат-таварих» не имеет аналогов и является, на настоящее время, наиболее полным произведением по могольской истории.

 Итак. «Джами’ ат-таварих» есть не более и не менее, как официальная история Дома Чингизидов, с момента его появления до текущего в ту пору момента, т.е. до 1310 года. Кроме всего прочего, в этой истории говорится еще и следующее:

 «Третий сын (Бартан-бахадура — К.П.) был Есугэй-бахадур, который является отцом Чингиз-хана.[Племя] кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение«бурджигин» — «синеокий», и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени произошли от Есугэй-бахадура, его детей и уруга его, по большей части синеоки и рыжи».[1]

 В общем смысле «уруг» это «род». А вообще, следует заметить, для точности передачи смысла термина, что уругом называется потомок, отпрыск данного рода (обог), а также сородич, в противоположность джад — т. е. чужой, чужого рода. Так вот. Прошу обратить внимание, что уругом считались не только члены данного рода, но и всех родов, кровно связанных посредством одного предка (эбугэ).

 Таким образом, Рашид-ад-дин лично свидетельствует и в том порукой ему сам Газан- хан и его преемник Ольджайту-хан, при котором «Сборник летописей» был закончен, что в еще в 1310 году большинство Чингизидов являлись светловолосыми и синеглазыми людьми. Безусловно, среди них присутствовали и черноволосые и черноглазые потомки «Потрясателя вселенной» и «Сборник летописей» позволяет нам четко определить конкретную дату появления (1215 г.) первого черноволосого отпрыска во владетельном семействе.

 «Кубилай-каан — четвертый сын Тулуй-хана, он появился на свет от Соркуктани-беги, его кормилицей была мать наложницы Муке из племени найман. И так случилось, что Кубилай-каан появился на свет за два месяца до рождения Муке. Когда взор Чингиз- хана на него пал, то он сказал: «Все наши дети рыжие, а этот мальчик черномазый, очевидно он похож на [своих] дядей, (шутливый намек на арабскую пословицу: «законнорожденное дитя похоже на своих дядей» — К.П.) пусть скажут Соркуктани-беги, чтобы она отдала его кормить хорошей кормилице».[2]

 Хубилай (Кубилай)-хан (1215-1294 гг.) родился от младшего сына Чингис-хана Тулуя и его супруги Соркуктани-беги, дочери Джакамбу, брата Он-хана, государя племени кераитов, которые являлись, кстати, христианами-несторианами. Соркуктани-беги слыла за очень добродетельную и умнейшую женщину и ни в каких интрижках замечена не была и ей единственной отдавали предпочтение перед Оэлун-Эке, матерью Чингиз-хана, за высокие моральные качества.

 Вышеприведенные слова Чингис-хана буквально свидетельствуют о следующем. Мать Хубилая, Соркуктани, и его отец, Тулуй, являлись светловолосыми людьми, однако некоторые братья Соркуктани были черноволосы. Это обстоятельство убедило Чингис­хана в законности его внука.

 Марко Поло описывает внешность Хубилай-хана (вернее не хана, а каана, т.е. кагана), в переводе И.П. Минаева, следующим образом: «Великий государь царей Кублай- хан [Хубилай-каан] с виду вот каков: росту хорошего, не мал и не велик, среднего роста; толст в меру и сложен хорошо; лицом бел и, как роза, румян; глаза черные, славные, и нос хорош, как следует».

 Что означает «нос хорош, как следует»?

 Г.Е. Грумм-Гржимайло пишет в примечаниях: «По словам Марко Поло, Хубилай имел орлиный нос и прекрасные черные глаза»[3] Как я понимаю, Г.Е. Грумм-Гржимайло не пользовался переводом И. П. Минаева.[4] Таким образом, несмотря на свои темные волосы, Хубилай вовсе не выглядел представителем монголоидной расы. Между прочим, у автора этой книги, так же темные волосы, но глаза не черные, а карие. И хотя эти признаки не являются «истинно арийскими», тем не менее, на монголоида я не похож совершенно.

 Итак. До 1215 года в роду Чингис-хана все его дети и внуки рождались светловолосыми. Соответственно, нет никаких оснований полагать самого Чингис-хана черноволосым. О его внешности, кроме всего прочего, мы знаем следующее: «Что касается татарского владетеля Тэмoджина, то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная».[5] Высокий рости,что самое главное, длинная борода, свидетельствуют о европеоидности Чингис-хана.

 Вообще же о внешности рода Борджигинов все источники в один голос утверждаютследующее: «Бурджигином называют «голубоглазого». [В бурджигинах] начало ветвиЧингиз-хана. Имя же его (т. е. родоначальника) — Иисука-бахадур». Абул Г ази писал о том, что у Борджигинов глаза «сине-зеленые...» или «темно-синие, где зрачок окруженбурым ободком»[6]

 Род Чингис-хана восходил к легендарной Алан-Гоа, которая по преданию родила без мужа трех светловолосых сыновей и оправдывалась перед родственниками тем образом, что она родила их от некоего светловолосого и синеглазого человека, каковой спускался к ней во сне с неба по лучу света: «Да, я каждую ночь вижу во сне, что какой-то рыжеволосый и синеокий человек медленно-медленно приближается ко мне и потихоньку возвращается назад. Я вижу [его собственными] глазами! Любое подозрение, которое вы питаете в отношении меня, — ложно! Эти сыновья, которых я принесла, принадлежат к особому разряду [существ]. Когда они вырастут и сделаются государями и ханами всех народов, тогда для вас и прочих племен карачу (черная кость, чернь, простонародье — К.П.) определится и выяснится, как обстояло мое дело!»[7]

 Г.В. Вернадский в книге «Монголы и Русь» (в Сети она в свободном доступе) полагает, что имя Алан-Гоа означает, не более и не менее, как «Прекрасная Аланка» («гоа» — красивый,«аланы» — наименование одного из арийских народов,предполагается, что «усуни» китайских летописей это аланы (асы)). Данное предположение весьма обосновано, так, Г. В. Вернадский, в частности, отмечает, что в течение последних столетий до нашей эры северные иранцы, историческим центром которых был регион Хорезма,[8] распространились на запад и восток от него. «Как лингвистические, так и археологические данные говорят об этой экспансии. Изображения всадников, выбитые на камнях по реке Енисей, поразительно схожи с образами аланских всадников на настенных изображениях в Крыму.[9] На надписи начала VIII века, обнаруженной в Монголии, упоминаются войны между тюрками и асами (аланами).[10] Позднее мы встречаем «асуд» (т.е. ас), включенными в «правое крыло» монгольской нации, т.е. среди монгольских племен[11]».

 Л.Н. Гумилев в книге «Поиски вымышленного царства», которую также можно с легкостью найти в Интернете, считает, что легенда об Алан-Гоа и ее беременности от луча света должна была «объяснить, почему древние монголы были так непохожи на все окружающие их народы». С данными словами нельзя не согласиться.

 От «луча света» родились три сына: старший из них Букун-Катаки, из рода которого произошли племена катакин, среднего сына называли Бухату-Салджи — от него произошли племена салджиут и младшим сыном Алан-Гоа был Бодончар, предок Чингисхана в девятом поколении, соответственно все трое — голубоглазые и светловолосые. От этих сыновей и произошел народ нирунов или как он еще назывался — мугул-нируны. Те мугулы, которые не принадлежали к нирунам назывались дарлекины. Как сообщает Рашид-ад-дин: «они [дарлекины] являются рабами и потомками рабов предков Чингиз- хана».[12]

 Таким образом, несмотря на определенную легендарность сообщений могольских летописей относительно далеких предков «Потрясателя Вселенной», ясно, что народ нирунов принадлежал к европеоидной расе северного типа, поскольку линия Чингис-хана от Бодончара удерживала светловолосость как минимум в течении десяти поколений (учитывая детей Чингиса), а по личному свидетельству Рашид-ад-дина, вплоть до начала XIVвека Чингизиды оставались в большинстве своем светловолосыми. Между тем и мугул-дарлекинов нельзя причислять к монголоидной расе, поскольку Борджигины, в основном выбирали себе жен из племени кунгират, которые относились к дарлекинам.

 «Местность, [занимаемая] племенем кунгират, — пределы стены Уткух, тянущейся наподобие стены Александра между областями Хитая и Монголией — [именно] то место, которое называют Утаджиэ, и они там сидят».[13]

 Здесь следует сказать, что «Стена Уткух» и есть упомянутый выше, в предисловии к книге, «Вал Чингис-хана» и, как следует из текста, это именно Южный Вал, проходящий по территории сегодняшней Внутренней Монголии. Мать Чингис-хана, Оэлун-фуджин, была родом из племени олкунут, которое являлось ветвью кунгиратов.

 Итак. Чтобы читатель смог, более или менее уверенно, разбираться в достаточно сложной этнической ситуации того времени, сообщаю, что племена, которые принадлежали к роду Алан-Гоа и ее сыновей родившихся от «луча света», делились на три категории по мере их разделения в следующих поколениях. Первая категория это нируны вообще, т.е. те, которые происходят от трех сыновей Алан-Гоа родившихся без мужа. Вторая категория более узкая — кият-нируны, т.е. нируны, ведущие свой род от шестого поколения Алан-Гоа, а именно от Кабул-хана. Третья категория — кият-нируны, которые народились от внука Кабул-хана, Есугэй-бахадура, отца Чингиз-хана. Их называют кият- борджигины.

 Что касается более широкой общности чем нируны, то она как раз и называлась мугулы и разделялась на нирунов и дарлекинов. Нируны происходили от дарлекинов, конкретно от племени куралас, к которому принадлежала Алан-Гоа. В состав дарлекинов же, кроме племени куралас, входили племена нукуз, урянкат, кунгират, икирас, олкунут, элджигин, кункулают, ортаут, конкотан, арулат, килингут, кунджин, ушин, сулдус, илдуркин, баяут, кингит.

 В состав нирунов вообще входили племена катакин, салджиут, тайджиут, хартакан, сиджиут, чинос (нукуз), нуякин, урут, мангут, дурбан, баарин, барулас, хадаркин, джуръят, будат, дуклат, йисут, сукан и кингият.

 В состав кият-нирунов входили роды юркин, чаншиут, кият-ясар и кият-бурджигин.

 Какие-либо другие племена и народы к мугулам (так по Рашид-ад-дину) не относились. Джалаиры, ойраты, меркиты и прочие изначально мугулами не являлись, а присвоили себе это наименование из хвастовства.

 Итак. Следуя показаниям «Джами’ ат-таварих», т.е. официальной истории моголов, основанной на свидетельствах чингизидов и «Алтан дептер» можно с уверенностью полагать, что моголы принадлежали к европеоидной расе, а некоторые их разделы выглядели как европеоиды северного типа. Очевидно именно свидетельство Рашид-ад- дина, несомненно основанное не только на изучении доступных ему источников, но и на личных наблюдениях, подтолкнуло Л.Н. Гумилева к следующему выводу высказанному им в книге «Поиски вымышленного царства»: «Согласно свидетельствам современников, монголы в отличие от татар были народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым. Современный облик обрели их потомки путем смешанных браков с соседними многочисленными низкорослыми, черноволосыми и черноглазыми племенами». Этот же вывод Л. Н. Гумилев повторил и в книге «Древняя Русь и Великая степь». Между тем, Лев Николаевич так же пишет еще и о том, что древние моголы не имели никакого отношения к европейцам, очевидно основываясь на выводах современной ему антропологической науки. Так, Г.Ф. Дебец утверждал, что европеоидная антропологическая раса первого порядка прослеживается в Центральной Азии и Сибири с верхнего палеолита и генетически восходит к кроманьонскому типу, являясь особой ветвью, развивавшейся параллельно с расами Европы и Ближнего Востока.[14] Таким образом, если советская антропология и допускала какую-то миграцию европеоидов в Монголию и Южную Сибирь, то относила их ко временам кроманьонцев. Увы, но похоже, что подобные утверждения далеки от истины. Известна, по меньшей мере, одна миграция индоевропейцев, а именно тохаров,[15] к Орхону и в Синьцзян, каковой находится по соседству с Монголией, как Внешней, так и Внутренней. Известны, так же, показания инока Магакии, который писал: «От самих Татар мы слышали, что они из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где они жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны». Самих же «татар» Магакия считал тугарами(тохарами) — «... Тугары, которые, по моему мнению, и есть Татары». ПоказанияМагакии позволяют сделать предположение, что Синьцзян не оказался крайней точкой тохарской миграции. Византийский автор Георгий Пахимер, рассказывая о Ногае, пишет о нем следующее:«.... из туземных тохарцев, которые назывались монголами(цоуо'бХю)».[16]

 Здесь следует провести некоторую разъяснительную работу.

 Вообще-то те же индоевропейцы это языковая общность, ровно так же как и финны и тюрки. Раса это совсем другое понятие. Обратимся к к учебному курсу МГУ«Антропология», авторы Богатенков Д.В., Дробышевский С.В., под редакцией академика РАН Алексеевой Т.И. Авторы дают следующее определение: «Под термином «раса» понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признаков). Важно подчеркнуть, что в процессе своего возникновения эти популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой».

Можно сказать проще — раса это система биологических параметров служащих для лучшего приспособления к определенному типу климата. Расовые признаки передаются по наследству и главной причиной их формирования являются условия окружающей среды того первичного ареала, в котором раса и зародилась. Даже при самом поверхностном знакомстве с особенностями человеческих рас легко заметить, что в странах с жарким климатом цвет кожи людей заметно темнее, чем в странах с холодным. С чем это связано?

 Связано это с тем, что темный пигмент кожи поглощает значительно большее количество ультрафиолетовых лучей, которые, как известно в настоящее время, дастоточно опасны, поскольку приводят к появлению раковых заболеваний. Однако темная кожа сильнее нагревается от солнечных лучей, поскольку читателю должно быть известно из школьного курса физики, что теплопоглощение темных предметов выше. Этот недостаток скомпенсирован у тех же негроидов более эффективной работой кожных желез, которые спасают организм от перегрева. Поэтому, несмотря на темный цвет, температура кожи негроида, при тех же температурных условиях, меньше, чем у европейца или азиата.

 Светлая кожа европеоидов более подвержена ультрафиолетовому излучению, что способствует появлению раковых заболеваний. Однако в высоких широтах степень инсоляции, по вполне понятным причинам, будет меньше, чем на экваторе, а также по причине значительного времени пребывания в помещении и постоянного ношения одежды. В условиях сравнительно малой солнечной освещенности возникает проблема рахита, поскольку рахит возникает из-за недостатка в организме витамина D, который вырабатывается в коже под воздействием солнечных лучей. Таким образом, чувствительность кожи к ультрафиолету в северных широтах является уже не недостатком, а условием для выживания.

 Ближе к экватору увеличивается ширина носа, толщина губ, выступание лица вперед. Наличие данных признаков может объясняться следующим образом. Большая ширина рта и значительная ширина слизистой губ негроидов полезны в жарком климате, поскольку увеличивают поверхность испарения влаги, охлаждая организм. Уплощенный широкий нос также имеет свое значение. Небольшие размеры носовой полости не позволяют воздуху дополнительно нагреваться при вдохе.

 Одним из характернейших признаков европеоидной расы является высокий и длинный нос. Воздух, проходящий через длинный носовой ход, успевает нагреться и попадает в легкие теплым, а укороченность лица у северных рас увеличивает изгиб носового хода и предохраняет носоглотку от переохлаждения. Узкий разрез глаз, свойственный не только монголоидам, но и бушменам и туарегам, предохраняет глазное яблоко от пыли, ветра и яркого солнца. Итак, расовые признаки служили и, очевидно, служат по настоящее время для приспособления к условиям окружающей среды.

 Светлые глаза, светлая кожа, светлые волосы европеоида указывают на его северное происхождение. Действительно, наибольший процент светлоголовых и светлоглазых людей, в настоящее время, проживает на севере и северо-востоке сегодняшней Европы, т.е. до Урала (во времена Геродота граница между Европой и Азией проходила по Дону).

 Обязательно следует отметить, что светлые волосы есть признак рецессивный, а рецессивность это форма взаимоотношений двух аллельных генов, при которой один из них — рецессивный — оказывает менее сильное влияние на соответствующий признак особи, чем другой — доминантный. В паре темноволосая-светловолосый у ребенка больше шансов унаследовать темный цвет волос. Таким образом, светловолосое и голубоглазое население могло сохраняться только в регионе своего первичного распространения. Это первое. Второе состоит в том, что светловолосое население вдали от своего исходного ареала могло удерживать свой первичный облик только лишь за счет жесткой сегрегации (по типу индийских каст) или за счет отсутствия рядом темноволосых народов. Возможен еще один случай. Если мы имеем сообщение источника о светловолосом племени, среди темноволосых, то возможно это племя пришло в эту местность недавно и не успело смешаться с соседями.

 Светлопигментированный европеоидный тип в Восточной Европе преобладает среди населения Прибалтики, и, что самое интересное, присутствует в большом количестве среди мордвы-эрзя и среди коми-зырян, которые есть финские племена (финно-угорская языковая семья). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, сообщая о результатах антропологического обследования среди финских народов Великороссии, приводит следующие сведения — из 100 пермяков на блондинов приходится 63 человека, на брюнетов 32; на голубые глаза 44 %, на серые 42 % и на карие 14 %. Среди пермяков легко можно было отличить два антропологических типа: один (главный), светло-русый или рыжеватый, с широким лицом, серыми глазами, вздернутым носом, толстыми губами, круглым подбородком; другой, темно-русый, с продолговатым лицом, смуглой кожей, карими или темно-карими глазами, прямым узким носом, тонкими губами, острым подбородком. Что же касается строения черепа, то такая финская народность как вогулы, в XIX веке обладала «громадным процентом долихокефалов, оправдывающим мнение Риплея, что даже Северная Германия не обладает большим процентом длинноголовых».

 Читатель может совершенно не представлять себе что такое «долихокефалы», поэтому не будет лишним просветить его на этот счет. Дело в том, что если взглянуть сверху на голову, а лучше на череп, человека, то обнаружится, что черепа могут иметь в этой проекции различную форму, а именно — совершенно круглую, это брахикранные черепа, овальную удлиненную — долихокранные, и промежуточной формы, т.е. удлиненные, но не сильно — мезокранные. Довольно длительное время одним из ведущих антропологических признаков являлся поперечно-продольный индекс, известный под наименованием головного или черепного (при измерении на черепе) указателя. Продольно-поперечный индекс есть процентное соотношение поперечного и продольного диаметров, т.е. (М8)/(М1)x100%, где поперечный диаметр это максимальная ширина черепа (М8), а продольный — его максимальная длина (М1). Индекс был впервые введен еще в 1842 г. шведским анатомом А. Рециусом.

 Читатель может даже провести измерения своей головы в домашних условиях, но я не рекомендую относится к полученным результатам со всей серьезностью и делать из них далекоидущие выводы. Однако что нам могут дать параметры черепа? По утверждению Яна Чекановского (1882—1965), польского антрополога и историка, существуют четыре основные европеоидные расы, которые в сумме с гибридами даютдесять морфологических типов:[17]1. нордический (длинноголовый, узколицый,светловолосый); 2. средиземноморский (длинноголовый, низколицый, темноволосый); 3. арменоидный (короткоголовый, узколицый, темноволосый);4. лапоноидный(короткоголовый, низколицый, темноволосый) плюс шесть гибридных темноволосых типов. Единственный светловолосый морфологический тип среди всех десяти это нордический, который еще и длинноголовый. Так вот. У некоторых финских народов процент длинноголовых еще выше, чем в той же Германии, которую немецкие нацисты тщились представить родиной ариев. Языковой же признак к расовым не относится. Он не биологический. От того, на каком языке я вдруг вздумаю говорить, моя расовая принадлежность не изменится. Прошу читателя это учитывать.

 Холодный северный климат Евразии вызвал появление в доисторические времена особого расового раздела — нордического, который характеризуется светлыми волосами, светлой кожей, светлыми глазами и тонкими губами, площадь слизистой оболочки которых мала, соответственно малы и потери тепла на испарение влаги.

 От чего зависит пигментация нашего организма?

 Ткани нашего организма получают ту или иную окраску в зависимости от типа и количества вырабатываемого пигмента меланина. Существует, по меньшей мере, три оттенка меланина — желтый, коричневый и близкий к черноте. Данный пигмент продуцируется в результате процесса ферментативного окисления тирозина особыми клетками, т.н. меланоцитами. По мере синтеза молекулы меланина образуют гранулоподобные структуры меланосомы, которые мигрируют через межклеточное пространство в слои той или иной окрашиваемой ткани. Эти процессы активируются гормоном меланотропином и усиливаются под воздействием ультрафиолетового излучения.

 Клетки-меланоциты расположены в самом нижнем слое кожи. Количество этих клеток у всех людей приблизительно одинаково, но активность выработки меланина разная и самое главное состоит в том, что эта степень меланиновой активности передается по наследству, что позволяет особям в популяции из поколения в поколение закреплять положительные признаки для лучшей адаптации к условиям окружающей среды. Количество и расположение меланиновых гранул создают оттенок кожи — от иссиня- черного до очень светлого и таковых оттенков целое множество. Для точной фиксации цвета кожного покрова применяют, в частности, шкалу Лушана выделяющую 36 оттенков цветности. Хотя этот метод довольно грубоват, однако он дает вполне приемлимые результаты.

 За цвет волос отвечает все тот же пигмент меланин, однако здесь ему помогает еще один пигмент — фиомеланин, который имеет красноватый оттенок. При синтезе большого количество меланина, красноватые оттенки фиомеланина практически не видны, а волосы имеют темный цвет. Если производство меланина организмом невысоко, при достаточном наличии фиомеланина, то волосы приобретают красноватый, т.е. рыжеватый оттенок, если же при малом производстве меланина присутствует и малое количество фиомеланина, то волосы имеют светло-серые и светло-пепельные тона.

 Цвет глаз определяется не только количеством меланина в радужине, но и глубиной их залегания. Например, при большом количестве пигмента в передних слоях — радужина имеет карие оттенки, а при его малом количестве — преобладают голубовато-серые тона.

 Главное, что следует здесь сказать, это то, что между пигментацией кожи, глаз и волос есть ассоциация, т.е. взаимосвязь, хотя и не полная. Т.е. обычные схемы следующие: светлые глаза — светлая кожа — светлые волосы, или, темные глаза — смуглая кожа — темные волосы, хотя присутствуют и случаи так называемой дискордантной пигментации (т.е. волосы имеют темный цвет, а глаза — светлый и т.п.).

 Каковы же признаки монголоидной расы? Ее типичными признаками являются уплощенное лицо, выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и наличие эпикантуса, так называется складка верхнего века во внутреннем углу глаза, закрывающая слезный бугорок. Цвет волос и глаз практически всегда черный, волосы обычно прямые, а рост бороды, усов и волос на теле очень слабый. Цвет кожи у северных монголоидов светлее, чем у южных. Нос выступает слабо, переносье обычно вогнутое, толщина губ малая и средняя. Рост монголоидов невысокий, у северян пропорции коренастые, а ноги несколько укорочены.

 Зоной распространения дальневосточной (китайской) малой расы являются территории Китая, Кореи и Японии. Представители этого расового раздела отличаются высоким и узким лицом, высоким и узким черепом, большой частотой наличия эпикантуса, прямыми жесткими волосами иссиня-черного цвета.

 Представители североазиатской малой расы проживают на просторах степей, тайги и тундры Сибири и Центральной Азии. От южных монголоидов они отличаются низким широким черепом, крайней уплощенностью большого, высокого и широкого лица, светлой пигментацией, тонкими губами и значительным развитием подкожного жира. Североазиатская раса имеет достаточно много разделов, в частности, в ее составе присутствуют — туранская раса (смешение монголоидного и европеоидного комплексов) и уральская, в состав которой входят лопари образующие лапоноидный (субарктический) тип.

 Существуют и другие малые расы внутри большой монголоидной, но нас они не особо интересуют, поскольку нас не интересуют малазийцы и эскимосы. Монголоидная раса проживает практически во всех климатических поясах планеты, но... основная ее доля приходится на дальневосточную малую расу. По сравнению с численностью последней, численность многих других малых рас, той же североазиатской, ничтожно мала.

 Так, на огромных территориях Дальнего Востока и Сибири проживают следующие народы, представляющие собой североазиатскую малую расу. Это якуты, эвены, эвенки, буряты, сойоты, тоджинцы, тофалары, хакасы, шорцы, тувинцы, алтайцы и др. Что представляют из себя данные народы? Все они весьма и весьма немногочисленны. Согласно данным последней переписи населения России[18] численность, к примеру, тувинцев составляет 243,5 тыс. человек, численность эвенков — 35,5 тыс., эвенов — 19 тыс., якутов — 444 тыс., хакасов — 75,6 тыс., шорцев — 14 тыс., сойотов — 2,7 тыс., тофаларов — 1 тыс., тоджинцев — 4,5 тыс., бурятов — 445 тыс., алтайцев — 67 тыс. человек. При этом следует отметить, что численность одного только великорусского народа, который проживает в сравнимых климатических условиях составляет более ста миллионов человек. Есть отличия? Безусловно. Эти отличия свидетельствуют о том, что более приемлимой средой обитания для монголоидов являются, как бы там ни было, теплые климатические пояса.

 Сейчас же перейдем к определению этноса. Следует четко представлять себе, что этнос не является расовым понятием, а представляет из себя культурно-историческую общность. Этнические общности характеризует единство языка, религии (или идеологии), традиций, а также территории и типа хозяйства. Можно сказать так: этнос это объединение людей на основании общего самосознания, самоопределения (этнонима) и истории.

 Существует ли взаимосвязь между этносом и расой? Несомненно. Объясняется эта взаимосвязь просто. Люди предпочитают вступать в браки (именно в браки, а целью брака является рождение и воспитание потомства) с людьми одного с ними расового типа. Здесь ничего не поделаешь, такова жизнь. Посему большинство этносов, так или иначе, увязаны с какой-либо расой. К примеру, великороссы связаны с северным разделом большой европеоидной расы. Их облик достаточно сильно отличается от облика южных европеоидов. Тот факт, что в процессе этногенеза великороссов участвовали финны (напомню, финны это языковая семья) дела не меняет ни на йоту, поскольку финны в расовом отношении такие же северные европеоиды, т.е. светлоглазые, светловолосые субъекты и количество долихоцефалов в их среде ничуть не меньше, чем у какого-либо «истинно-арийского» народа. А вот казахский этнос увязан с монголоидной расой, хотя в его составе могут находиться люди с европеоидными признаками. Здесь тоже ничего не поделаешь, такова жизнь и межрасовое смешение присутствует. Чистых в расовом отношении этносов практически не существует.

 Немецкие расологи, которых в большинстве своем, кроме как идиотами нельзя назвать никак, постоянно путали этнос и расу. Они и славян записывали в недочеловеки, даже несмотря на то, что большая часть восточных немцев по этническому происхождению являлась славянской.

 Повторим еще раз — раса это система биологических признаков, а этнос это культурно-историческая общность с той только оговоркой, что этнос и раса коррелируют между собой. Если человек выглядит как великоросс, ведет себя как великоросс, говорит на русском языке, и, что очень немаловажно, считает себя великороссом, то он и есть великоросс.

 Этническая идентификация той или иной людской общности, существовавшей в далеком прошлом, производится исключительно комплексным образом и не может быть произведена только на основе одной группы признаков. Поясняю. Очень часто, особенно в обывательском сознании, для определения этнической принадлежности достаточно только установления языковой принадлежности. Это неверно и неправильно. Почему? Да потому, что множество небольших народов, как правило, двуязычны. Одним их языком является родной, унаследованный от предков, другим — имперский или какой-либо интернациональный, вроде русского, китайского, тюркского, испанского или того же английского. Во времена Российской империи, СССР и в настоящее время все народы втянутые в орбиту великорусской культуры или находящиеся под великорусским протекторатом знали русский язык в той или иной степени и до сих пор, даже получив независимость, стремятся его изучать. Почему? Таким образом они получают доступ к ресурсам российской цивилизации, которая не есть западная, не была западной и никогда не будет западной цивилизацией. Аналогичные процессы происходят в Китае заселенном, кроме китайцев-хань, еще и 55 национальными меньшинствами суммарной численность в 90 млн. человек. Тяготение к китайской культуре и желание получить доступ к ее величайшим возможностям заставляет людей знать путунхуа. После распада СССР правительства некоторых новоявленных карликовых государств, вроде прибалтийских, совершенно сходят с ума, заставляя местных русских говорить на туземных языках. Нелепость этого принуждения очевидна. Та же Литва, после распада СССР, вовсе не получила какой-либо реальной независимости, а просто, как обычный лимитроф, сменила хозяина, т.е. перешла под протекторат Западной цивилизации, а в Западной цивилизации господствующим, в настоящее время, языком следует признать английский. Посему литовцы сейчас учат не русский, а английский и тамошних русских они так же должны заставлять его учить. Литовский же язык никому в Европе и даром не нужен, изучать его - только выполнять зряшную работу.

 Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Язык того или иного народа, наиболее явный этнический признак, может быть средством общения и других народов; нередко образуется длительное двуязычие (особенно при чересполосном поселении народов), тянущееся веками. Иногда язык прадедов забывается, а этническое самосознаниеостается».

 При определении этнической принадлежности должна быть так же учтена материальная культура. Так, к примеру, археология не в силах определить на каких языках говорили те или иные племена древности и объединяет людские общности по степени сходства предметов быта, производства и вооружения и даже устанавливает между археологическими культурами генетические связи, определяя какие из них исходные, а какие производные. Но сходство материальных культур, само по себе, так же не дает ответа, с каким народом мы имеем дело.

 Огромное значение в этнической идентификации имеют обычаи народа, даже смена одной религии на другую не приводит к полному забвению прежних обрядов и привычек. Одним из ключевых моментов обрядовой жизни этноса имеет погребальный обычай, особенно еще и потому, что он может быть засвидетельствован средствами археологии. И конечно же этническую принадлежность помогают определить антропологические данные полученные как путем изучения письменных источников, так и археологическим путем. В этом отношении этнос и раса коррелируют.

 Этническая ситуация, равно как и расовая, на тех или иных территориях, далеко не всегда остается неизменной. Особенно ярко это видно на примере кочевых народностей, поскольку образ жизни не привязывает их столь сильно к одному месту жительства. Еще Геродот писал о том, как место киммерийцев в степи заняли пришлые скифы. Иногда в истории народов случаются завоевания связанные с массовыми переселениями. Так, после 1253 года, с началом могольского вторжения на земли Южной Сун и Ирана, множество моголов переселились сюда. Между тем, здесь следует быть очень осторожным в оценках. В предисловии к I тому «Сборника летописей» И. Петрушевский утверждает: «Рашид-ад- дин сообщает также о ветвях монгольских племен, поселившихся в улусе Хулагуидов (ойрат, сулдуз, баяут, джалаир, кераит, бекрит и др.) вместе с их эмирами. Эти данные позволяют исследователю сделать вывод о значительном числе монголов, поселившихся в Иране и сопредельных странах.». Так вот. Не все из перечисленных, в данном случае, Рашид-ад-дином племен относились к коренным моголам. Да, племена сулдуз и баяут принадлежали к группе дарлекин-мугулов, а вот ойраты, джалаиры и кераиты, просто- напросто, признали полезным называть себя монголами, как о том у Рашид-ад-дина и упоминается. Впрочем об этом явлении мы поговорим далее более подробно.

 Что же произошло в XIV веке? А произошло то, что множество моголов переселившихся в Поднебесную погибли в огне полномасштабной гражданской войны и смуты в конце юаньского династийного цикла. Причем в этой войне наряду с тем, что китайцы-хань дрались с моголами и «сэму», моголы дрались с моголами, а ханьцыдрались и с ханьцами. Моголы же переселившиеся в Иран оказались, в конечном итоге, довольно быстро ассимилированы, та же часть, что переселилась на север, после разгрома династии Юань, погибла в междоусобицах и растворилась в набравших силу местных монголоидных племенах халхинцев.

 Возможно эти слова и будут ответом на заданный Полем Топинаром вопрос.

 



[1]Рашид-ад-дин «Сборник летописей» Т.1 Кн.2 М.-Л., 1952 с. 48

[2]Рашид-ад-дин «Сборник летописей» Т.2 М.-Л., 1960 с. 153

[3]см. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926

[4]  Г.Е. Грумм-Гржимайло цитирует по D'Ohsson (op. cit., II, стр. 475)

[5] Мэн-да бэй-лу «Полное описание монголо-татар», пер. Н.Ц. Мункуева. М.: Наука, 1975; с. 48 http:// www.vostlit.info.

[6]   цит. по Л. Н. Гумилев, «Древняя Русь и Великая степь», любое издание.

[7]   Рашид-ад-дин «Сборник летописей» Т.1 Кн.2 М.-Л., 1952 с. 14

[8]  Хорезм — историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи.

[9]   см. See M. Rostovtzeff. «The Sarmatae and the Parthians», САН, 11, 100; A.M. Tallgren. «Inner Asiatic and Siberian Rock Pictures», ESA, 8 (1933), 174-210, especially p. 204. Ср.: А.П. Окладников. «Конь и знамя на ленских писанитсах», Тюркологический сборник М.-Л., 1951, I, 143-154

[10]см. W. Kotwicz and A. Samoilovitch. «Le Monument turc d'Ikkekhuchotu en Mongolie centrale», RO, 4 (1928), 15 ( of the reprint); Berashtam, p. 47

[11]см. Владимирцов, с. 131.

[12]Рашид-ад-дин «Сборник летописей» Т.1 Кн.2 М.-Л., 1952 с. 15

[13]Рашид-ад-дин «Сборник летописей» Т.1 Кн.1 М.-Л., 1952 с. 161.

[14]см. «Палеоантропология СССР». М.-Л., 1948 с. 83

[15]  Тохары, 1) народ, обитавший во 2 в. до н. э. — 1-м тыс. н. э. в Средней Азии (см. Тохаристан). 2) Тохары — название народа, носителя индоевропейских тохарских языков. Первоначально (3—2-е тыс. до н. э.) жили в Восточной Европе, не позднее середины 1-го тыс. н. э. — в Центральной Азии.

[16] Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. / Под ред. Проф. Карпова. СПб.: В типографии департамента уделов, 1862. http :// miriobiblion. narod.ru

[17]см. Czekanowski Jan. Wstеp do historii Slowian. Poznan, 1957.

[18](http://www.perepis2002.ru/)

 

 

Читайте также: