ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Искерское княжество Тайбугидов (XV-XVI вв.)
Искерское княжество Тайбугидов (XV-XVI вв.)
  • Автор: admin |
  • Дата: 07-12-2013 15:38 |
  • Просмотров: 4046

А.Г.Нестеров

Из сборника «Сибирские татары», Институт истории Академии наук Республики Татарстан, Казань, 2002

 

История дорусского Урала являлась объектом внимания историков уже в XVIII в., однако, исследования в этом направлении оставались немногочисленными. Это было обусловлено крайней ограниченностью источников.

Особенно не повезло с источниками первому государству Урала и Западной Сибири - Искерскому княжеству Тайбугидов, существовавшему во второй половине XV - первой половине XVI вв.

Тайбугидское княжество представляло собой относительно слабое государственное образование, фактически непрочный конгломерат сибирско-татарских улусов и угорских племенных княжеств, возглавляемых беком из рода Тайбугидов.

Род Тайбугидов был, несомненно, местного, сибирско-татарского происхождения. Родословные предания сибирских татар, сохранившиеся в сибирских летописях или зафиксированные Г.Ф.Миллером, называют основателем этого рода некоего Она (Онсома), жившего на Ишиме в первой половине XIII в. (летописи называют его современником Чингис хана). Сын Она, Тайбуга, считался основателем Тайбугидского княжества; вероятнее всего «Тайбуга» - не имя, а титул правителя этого сибирско-татарского улуса. По преданиям, сын Тайбуги Ходжа (Ходша) имел владения с центром в городке Кызыл-Туре у слияния Ишима и Иртыша. После Ходжи владения Тайбугидов унаследовал Мар, который был убит неким «казанским ханом Упаком», сыновья Мара - Адер и Абалак погибли в казанском плену. Власть в улусе Тайбугидов перешла к сыну Адера Мухаммаду, основавшему Искер и отомстившему за смерть отца (по летописи, Мухаммад убил Упака).

Шеджере (родословная) Тайбугидов, зафиксированное в различных вариантах в Есиповской, Строгановской и других сибирских летописях, а также в «Истории Сибири» Г.Ф.Миллера, имеет единственный хронологический ориентир: предок Тайбугидов Он жил в первой половине XIII в. Легко определяется и вторая опорная точка в хронологии Тай- бугидов: единственным кандидатом на роль «казанского царя Упака» выступает правитель государства Сибирских Шейба- нидов Саййид Ибрахим (Ибак) хан (вторая половина XV в.) - именно его убил Мухаммад бек Тайбугид в конце 1494 - начале 1495 гг. Таким образом, получается, что за период приблизительно в 275 лет (1220-1495) сменилось шесть поколений Тайбугидов. Многочисленные исследования по генеалогии, в том числе и тюркских народов, показывают, что в среднем происходит смена пяти поколений в столетие. Наиболее вероятным решением проблемы тайбугидской родословной является предположение, что в источниках были утрачены средние звенья родословной, тем более, что к моменту записи шеджере род Тайбугидов прекратил существование, а народные предания сохранили лишь имена предков - основателей рода (Она и Тайбуги) и имена князей Искерского княжества конца XV - первой половины XVI вв.

К сожалению, история Тайбугидского государства вплоть до середины XVI в. остается практически неизвестной. Единственными «летописными» актами Мухаммад бека были основание Искера и убийство Саййид Ибрахим хана.

Искер, по данным археологии, существовал и до правления Мухаммад бека, по крайней мере - с начала XV в.; вероятнее всего Мухаммад просто перенес резиденцию тайбугидского князя в данный укрепленный пункт. Точное название тайбугидской столицы также неизвестно. Различные источники называют этот город «Кашлык», «Искер», «Сибирь» или «Старая Сибирь». Наиболее вероятно, что название этого городка было «Кашлык»: под словом «Сибир» или «Ибир» в истории известны центральные районы Сибирского юрта, то есть земли Среднего и севера Южного Урала и части Западной Сибири, прежде всего древняя Чимги-Тура (близ современной Тюмени) и прилегающие к ней территории. «Искер» (тюркск. «Iski», «Eski») может быть переведено как «Старый [город]», «Старая [крепость]» и вряд ли может считаться исконным названием столицы Тайбугидов. Скорее всего название «Искер» в XVI в. стало разговорным наименованием города-крепости Кашлыка (так же, как тюркское разговорное «Istanbul» [от греческого «eis polin» - «город»] заменило официальное турецкое название Константинополя - «Куас-тантинийа»). Название «Сибирь» для города было обычным наименованием столицы по названию страны.

Убийство Саййид Ибрахим хана - последнего объединителя земель Джучидского государства, претендовавшего на верховенство среди ордынских правителей, по сути, не только окончательно закрыло историю Джучидской державы, но и положило начало самостоятельному существованию государства Тайбугидов - первого государственного образования, сформированного местными народами. Правление Мухаммад бека (конец XV - начало XVI вв.) прошло в относительно выгодной политической ситуации: преемники Саййид Ибрахим хана - Мамук хан и Агалак сылтан - вели трудную борьбу за власть в Казанском ханстве (в конечном итоге проигранную Шейбанидами). Последний правитель Сибирского Шейбанидского ханства Кутлук хан в 1505 г. потерпел поражение от русских и вынужден был отступить в свои сибирские владения. Вскоре потомки Сибирских Шейбанидов оказались при дворе своих родственников, правивших в Средней Азии (Мавераннахре). Можно предполагать, что Мухаммад бек или его ближайший преемник Казый (Касим?) окончательно изгнали Сибирских Шейбанидов из их земель в Сибири, после чего крепость Чимги-Тура прекратила существование.

Преемники Мухаммад бека перечислены в грамоте, на- правленой царем Феодором I правителю восстановленного Шейбанидского Сибирского ханства Кучум хану: «После деда твоего Ибака царя были на Сибирском государстве князя Тайбугина роду Магмет князь, а после него Казый князь». Руские дипломаты точно зафиксировали титулы правителей Сибири: потомки Чингис Саййид Ибрахим и Кучум названы царями (ханами), а для Тайбугидов использован титул «князь» («бек»), так как они, не являясь Чингисидами, права на ханский титул не имели. Поэтому часто встречающееся в литературе наименование Тайбугидского государства Сибирским ханством неправомерно; точным названием этого сибирско-татарского государственного образования является «Сибирское княжество Тайбугидов».

Установить точную последовательность правителей Тай- бугидского государства довольно сложно. Упомянутая грамота Феодора I называет Мухаммад бека, его сына Казыя (Касим? Казы?) и его сыновей Едигера (Йадиг бек) и Бекбу- лата. Есиповская и Строгановская летописи упоминают бека Агуша (Ангиша, Агаша), сына Абалака (то есть двоюродного брата Мухаммад бека), который правил между Мухаммадом и Казыем. Ремезовская летопись помещает после Казыя его брата Саинбахта, а также Саускан бека, отношение которого к предшествующим правителям остается неясным. Имена Абалака и Саускана совпадают с названиями урочища в районе Искера и, возможно, возникли как народные этимологии для объяснения этих названий. Такое предположение тем более основательно, что имена эти встречаются в Ремезовской летописи, автор которой С.У.Ремезов, живший в начале XVIII в., сам прибегал к подобным этимологиям. Так, для объяснения названия Сузге-Тура им была «изобретена» жена Кучум хана по имени Сузге, якобы жившая на этом холме.

Политическая история государства Тайбугидов в период 1495-1555 гг. остается полностью неизвестной. Тайбугидское государство этого времени представляло собой своеобразную федерацию владений угорских племенных князей и сибирско-татарских улусных владений (беков, мурз и т.д.) с крайне слабой центральной властью. Вероятно, власть тайбугидских беков реально распространялась только на район Искера и на Ишимский улус - родословное владение Тайбугидов. Сведений о вхождении в состав Тайбугидского государства угорских «княжеств» не имеется. Однако можно предполагать, что по крайней мере формально эти владения считались составными частями Тайбугидского государства: только этим можно объяснить зафиксированную летописями численность населения государства. Многочисленные племенные княжества манси и хантов (в том числе Ислым, Конда, Кода, Таборинская волость и др.) признавали верховенство бека Искера. Население земель, подвластных Тайбугидам, по русской оценке достигало в середине XVI  в. 30000 взрослых мужчин (то есть общая численность населения составляла около 120-180 тыс.чел.). Распространение ислама в Сибирском княжестве только начиналось. Вероятно, правители государства считали себя мусульманами; население же, в том числе татарское, сохраняло древние языческие верования. Активных распространителей ислама среди тайбугидских правителей не нашлось.

Внутреннее развитие Тайбугидского княжества на протяжении всего времени его существования остается неизвестным. Точно также невозможно очертить границы этого государства и отметить, какие именно территории входили в его состав.

Экономически Тайбугидское государство также представляло собой конгломерат слабо связанных друг с другом территорий. Население таежной зоны продолжало в основном жить за счет охоты, в южных районах уже в XVI в. фиксируется земледелие. Денежное обращение вероятнее всего отсутствовало. О существовании торговли, в частности торговых связей с Центральной Азией и землями Российского государства, свидетельствуют только археологические находки вещей среднеазиатского и новгородского происхождения. Однако выделить среди этих находок памятники, непосредственно относящиеся к тайбугидской эпохе, не представляется возможным.

Середина XVI в. стала переломной в истории Сибирского юрта в целом и Тайбугидского государства в частности. Присоединение ханств Поволжья к Российскому государству в 1552-1556 г. превратило Сибирский юрт в непосредственного соседа русских владений не только на Северном Урале, но и на протяжении всей западной границы. Тайбугиды утратили возможность прямой связи с мусульманскими государствами Крыма и Турции, а также потеряли поддержку правителей Казани, не заинтересованных в восстановлении власти Шейбанидов в Сибири. Угроза шейбанидского вторжения резко усилилась, особенно после сближения наследников Сибирских Шейбанидов Кучум хана и Ахмад Гирей хана с правителями Мангытского (Ногайского) улуса Казахского ханства.

В этих условиях Йадигар бек Тайбугид попытался заручиться поддержкой русского правительства: в январе 1555 г. в Москву прибыла сибирская миссия с просьбой о принятии Сибирского государства в русское подданство. По числу взрослых мужчин послы согласились выплачивать России ежегодную дань в 30000 соболей. Иван IV торжественно согласился принять Сибирь «под свою государеву руку».

Однако расчеты обеих сторон на соглашение не оправдались. На протяжении 1556-1557 гг. Россия и Сибирь обменивались миссиями. Русские послы ограничивались требованиями выплаты задолженности дани, а сибирские - требовали военной помощи и привозили дань в очень небольших размерах (1870 соболей вместо 60000), ссылаясь на то, что Сибирь «воевал шибанской царевич и людей поимал многих». В 1557 г. посол Айдигар бека Истемир доставил в Москву грамоту бека, в которой гарантировал выплату дани и сохранение вассальной зависимости Сибирского княжества от Москвы, а также вновь обращался с просьбой о военной помощи. Правительство Ивана IV ограничилось включением в царский титул слов «и всея Сибирская земли повелитель» и, убедившись в невозможности получения значительной дани, фактически отказало Тайбугидам в помощи. Со своей стороны, тайбугид ские правители вели борьбу с наступлением Шейбанидов на Западную Сибирь и не имели возможности продолжать бесплодный диалог с Москвой.

В 1563 г. Искер пал. Беки Йадигар и Бекбулат были убиты, их наследник Саййид Ахмад бек (Сейдяк русских летописей - сын Бекбулата) был отправлен в Среднюю Азию. Тайбугидское государство прекратило существование.

В ходе русско-сибирской войны 1581-1598 гг., после гибели атамана Ермака, в условиях фактического распада Шей- банидского Сибирского ханства наследник Тайбугидов сделал попытку восстановить свое государство. В 1586 г. Саййид Ахмад бек захватил Искер, изгнав оттуда шейбанидского правителя Али султана, старшего сына Кучум хана. Правители «княжеств» Западной Сибири охотно поддержали восстановление «своей» династии. Фактически у власти в новом Тайбугидском государстве встал триумвират: Сайи-ид Ахмад бек Тайбугид, Кадыр Али бек карачи джалаир — правитель влиятельного Джалаирского улуса, расположенного на нижнем течении Тобола и Ураз Мухаммад султан — внук казахского хана, впоследствии хан Касимовский. Однако восстановленное государство Тайбугидов продержалось всего два года. В 1588 г. тобольский воевода Д.Чулков обманом захватил в плен всех членов «сибирского триумвирата» и выслал их в Москву. Тайбугидское государство окончательно прекратило существование.

Время Тайбугидского государства сыграло значительную роль в развитии народов Урала и Западной Сибири как единственный опыт становления самостоятельной местной государственности. Насильственная ликвидация Тайбугидского государства Шейбанидами, а затем русскими, политика насаждения ислама, активно проводившаяся Кучум ханом во второй половине XVI в., коренным образом изменили направление развития народов региона. Окончательно определившиеся в ходе русского завоевания и последующего освоения края русскими, сибирские татары и обские угры превратились в национальное и религиозное меньшинство в рамках Российского государства.

Читайте также: