Показать все теги
Олег Софяник, специально для сайта «Тайны истории»
В 1977 году американские газеты писали о вырвавшимся из-за железного занавеса Валентине Иванове - «Герольд диссидентов», «Мятежный вожак русских рабочих». Его удостоил аудиенции глава американских профсоюзов Джордж Мини, с ним встречался в Конгрессе США советник Бжезинского Фредли Френдли.
Валентин Анатольевич Иванов родился в 1930 году в Сибири. Отца расстреляли в 1937 г. Работал рабочим электромонтажником на заводах и стройках в различных районах страны. Первый раз был арестован в 1949-м за отказ на обязательных для советских гражданах политзанятиях читать доклад Сталина. Публично назвал доклад тирана «враньем и чушью». До 1953 года находился в сталинском концлагере.
Хрущевская оттепель не принесла долгожданной свободы. Полностью разочаровавшись в советской действительности, Валентин Иванов решает бежать из страны. В 1959-м пытался перейти турецкую границу, но был арестован. В 1964 пытался бежать через финскую границу, но опять неудачно. Летом 1966 его арестовывают в Азербайджане при попытке бежать по морю в Иран.
Сидел в сизо КГБ в Баку. Дело вел капитан Таланов. Он требовал от Иванова признания себя виновным и покаяния. После категорического отказа, отправил Валентина на психиатрическую экспертизу. Однако спустя 20 дней врачи признают его здоровым. Осенью 1966 года суд в Баку под председательством судьи Оруджа Алиева приговорил Иванова за незаконный переход границы к 5 годам уголовных лагерей.
Срок Валентин Иванов отбывал в 8-й зоне под Омском. В лагере активно боролся за права заключенных, отказывался от работы, держал голодовки. Неоднократно помещался в карцер. Особенно усердствовал в издевательствах над Ивановым майор оперчасти Поляков. Избивал, морил голодом и холодом в жутких камерах штрафного изолятора, однажды по его приказу Валентину 3 суток не давали пить. За протесты внутри лагеря ему добавили срок. В ноябре 1972 г по распоряжению начальника лагеря подполковника Удовиченко Иванова отправляют в психбольницу и помещают в палату с буйно помешанными. Выдержав и это страшное испытание в 1974-м он выходит на свободу.
Поселился в Калужской области, в поселке Ермолино Боровского района под надзором КГБ. Вскоре Иванов устанавливает контакты с московскими правозащитниками и начинает легальную борьбу за выезд из империи зла. 3 августа 1976 г он отправляет в Президиум Верховного Совета СССР заявление об отказе от советского гражданства. «Я не типичный советский рабочий. Я не пью и не курю. Лучшие свои годы я проработал за кусок хлеба. Вы пытали и убивали меня. Вы разрушили мою жизнь. Я ненавижу вашу власть, вашу идеологию и строй. Я солидарен со всеми кто против вас».
21 сентября 1976 года Валентин Иванов выходит на одиночную демонстрацию в Москве на площадь Революции с плакатом: «Советским властям. Требую выезда. Я прошел ад ваших лагерей и душегубок, что еще? Русский рабочий Валентин Анатольевич Иванов». Через 10 минут был задержан сотрудниками КГБ. После допроса, сутки провел в отделении милиции, после чего был отправлен к месту жительства.
9 ноября 1976 г он обращается с письмом к Председателю Американской Федерации Труда Джорджу Мини: «Я русский рабочий, отстаиваю свои политические и экономические интересы. Отстаиваю перед советскими властями свое человеческое достоинство. Прошу прислать мне вызов от американского профсоюза электриков. Я прошу помочь мне выехать из красной России и тем самым избежать новых репрессий. Вся моя вина перед советскими властями состоит лишь в том, что я пытался отстаивать право трудового человека в СССР».
14 июня 1977-го вновь выходит на демонстрацию. На этот раз у колонн Большого театра с плакатом: «С 1949 г преследует КГБ, с 1964 г требую выезда, начинаю голодовку протеста». Через несколько минут был задержан гебистами. Был отправлен в 17 отделение милиции, а после допроса был помещен в 7 психиатрическую больницу. Главврач больницы Михаил Соломонович Рубашов прямо заявил ему, что он здесь по приказу КГБ и отпустит он его только по их распоряжению. Однако спустя 6 дней, 20 июня, Иванова освободили. У выхода его ожидал майор КГБ Сычев и милиционеры. Они отвезли Иванова в деревню в Калужской области по месту прописки.
И случилось невероятное. Валентин Иванов неожиданно получил разрешение на выезд из СССР. 25 августа 1977 г он прибыл в Вену. А еще через месяц в США. Это был его звездный час, после стольких лет мучений, тюрем, психушек, лагерей, мытарств и унижений - всеобщее признание, почет и слава. Он дает многочисленные интервью, он желанный гость на телестудиях и западных радиостанциях. Живет в дорогих отелях, участвует в солидных правозащитных конференциях.
Глава американских профсоюзов Джородж Мини по приезду Иванова в США пригласил его в свою резиденцию в Вашингтоне и имел с ним длительную беседу. Спустя 2 недели в Вашингтоне торжественно, в присутствии многочисленных телерепортеров и корреспондентов газет, Иванову был вручен диплом почетного члена профсоюза электриков.
Он выступает на радио «Свобода» и «Немецкая Волна». Активно участвует в защите осужденного в СССР Юрия Орлова. В Лондоне делает интересный доклад на конференции по рабочему движению в Советском Союзе. Подружился с видными правозащитниками Валентином Турчиным, Андреем Амальриком, Людмилой Алексеевой, Петром Григоренко и другими. Посещает с выступлениями на тему прав человека ФРГ, Англию, Италию, Францию.
Советник Мини Том Кан помогает ему устроиться работать на завод «Эдисон Прайс» в Нью-Йорке штамповщиком. Иванов начал учить язык. На заводе подружился с бывшим политзаключенным Юрием Машковым. Тот также недавно прибыл в Америку и был радикальным русским националистом. Здоровье Машкова было уже сильно подорвано в лагерях, он болел и в 1980 г в возрасте 43 лет скончался.
В конце 1978 года Иванов решает, что на заводе очень тяжелые условия труда и мизерная оплата, а глава местного профсоюза Майк Камикс связан с мафией. Он пытается организовать забастовку и возглавить профсоюз. Рабочие его не поддерживают. Начинаются конфликты. Весной 1979 г подрался на заводе с 4 рабочими, сильно повредил в драке ногу и был уволен.
Иванову стало казаться, что за ним следит ЦРУ, а его приятель Машков планирует убить его. Он сменил квартиру. Стал требовать от правозащитных организаций крупных сумм денег на жизнь и руководящих должностей. Ему естественно отказали и стали сторониться.
Озлобившись и отчаявшись в августе 1980 г Валентин Иванов приходит в советский корпункт «Литературной газеты» в Нью-Йорке и передает им письмо с осуждением эмигрантских групп и правозащитников. Он обвинял их в связях с ЦРУ, подрывной деятельности против Советского Союза и поливал грязью. Просил содействовать в его возвращении в СССР.
Советская пропаганда охотно подхватила его инсинуации. Уже через 2 недели письмо было напечатано в «Литературной газете» и было подхвачено прочими совковыми СМИ.
Трудно сказать, что двигало этим человеком - болезненное честолюбие или действительно безумие? Но предательство своих идеалов и, по сути, всей жизни - это действительно страшно. Все было напрасным. Иванов обращался в советское посольство, уже добиваясь въезда в СССР. Ему отказали. По неподтвержденным данным в 1981 году Валентин Иванов покончил с собой.