Показать все теги
Яркую и оригинальную интерпретацию смысла человеческой истории предпринял немецкий мыслитель Теодор Лессинг (1872-1933) в книге «История как придание смысла бессмысленному», которая вышла в Лейпциге в 1920-х годах. Книга имеет характерный подзаголовок - «Рождение истории из мифа». Необходимо отметить, что Лессинг, один из самых незаурядных философов истории, до сих пор, к сожалению, мало известен в России. В своей работе он опровергает все подходы к философии истории - от Вико до Шпенглера, всех обвиняя в увлечении наивным реализмом, и приводит убедительные аргументы, доказывающие непонимание его предшественниками специфики исторического. С его точки зрения, и однолинейные, и циклические, и монадологические концепции - все одинаково поверхностно пытались построить историю на принципах естествознания, механики.
С его точки зрения во всех историко-философских концепциях можно выделить три понимания:
- История понимается как поток, линейно нацеленный и направленный. Поток состоит из капель. Капли - это народы и частные индивиды. Они все загоняются в поток истории. Как говорил Ранке, в полное обещаний море будущего. Эта схема взята у Гегеля и Вико.
- История понимается как волчок или игра в колечки. Согласно модели Эмерсона, если камень падает в воду, на поверхности возникают сотни кругов, которые, как кажется, друг с другом играют и друг друга вытесняют. Каждый круг соответствует народу, империи, культуре. В такую «конструктивную», по Лессингу, игру играли в Германии Шпенглер, Кайзерлинг, Макс Шелер.
- История понимается как последовательность многих или бесчисленных отдельных шаров. Каждый шар - это любое персональное единство, любое Я, образующее духовную самость. Нечто подобное присуще фасеточному зрению мухи. Эта схему можно найти у Лейбница, Фихте или Гербарта.
Возможности исторического образа не могут быть исчерпаны, как считает Лессинг, поверхностными формами, например линейными. Историю нельзя мыслить как предмет во времени и пространстве - ни линейно, ни поверхностно, ни комплексно. Она должна мыслиться по аналогии с организмом, как растущее дерево или лес.
Главная идея всех господствовавших в прошлом и существующих ныне философско-исторических концепций заключается в том, что история есть образ мира, образ «самой действительности». Но что такое действительность? Это только конструкт сознания и не более того. Если бы история была знанием о действительных событиях, тогда она, как и все науки, должна была вытекать из механики, так как весь человеческий опытный мир есть всегда мир осознанной действительности, и подчиняется он таким формам, благодаря которым все мертвое и все живое осознается в предметных дискретных формах, осознается механически и только в таком виде может войти в «действительность».
Предположим, что цель исторического описания, «установить, как это действительно было». Что могла бы предложить такая история? Бессмысленные жизненные заметки муравейника, в котором все кишит, все охотятся друг за другом из-за голода, страсти или тщеславия, пока этот муравейник не исчезнет с лица земли в результате похолодания или каких-либо других пертурбаций.
Действительность истории, очевидно, открывалась бы как непроницаемая изгородь лжи, фальсификаций, бессмыслиц - бесконечно упрощенных интерпретаций личности, человеческой природы. Упрощенных потому, что переплетение нитей, причинные отношения фактов, взаимосвязь событий всегда могут быть другими, чем желается. Лессинг считает, что никакая логическая последовательность, никакая «ценность», никакое -«право» не входят в содержание истории. Наоборот, факты истории до того, как они были упорядочены идолами предрассудков, есть не что иное, как результат игры в рулетку или в кубики.
Никакой другой действительности нет, есть только «человеческая осознанная действительность», везде и без исключения. Ее источником может быть внешний или внутренний, физический или психологический опыт. Там, где эта действительность утверждается, она воспроизводит механическую картину мира. Каждое утверждение в ее рамках всегда механическое - неживое, узаконенное, общее, вещественное, безразличное.
Самолюбию человека, считал Лессинг, четырежды в течение человеческой истории была нанесена глубокая обида. Так, космологическая обида разрушила веру в то, что Земля центр мира. Затем биологическая обида устранила иллюзию того, что человек в отличие от животных и растений имеет божественную душу. Начало XX в. принесло с собой психологическую обиду. Она устранила представление о том, что наше Я свободно и является хозяином в собственном доме. Но все это ничто в сравнении с четвертой - исторической свободой. Она впервые прояснила тот факт, что история является необходимым мифом для жизни и у сегодняшнего поколения уже нет сил для поддержания этого мифа[1].
История всегда рождалась и снова может родиться только из мифа, но пусть исследователь, полагал Лессинг, поостережется искать этот миф в современной исторической науке. Она разрушает миф, она разрушает народ и его грезы. Она осуществляет работу современной культуры, которая, независимо от своих внутренних целей, ведет к гибели природы и к закату существования человека.
Современный историк, как и теолог, работает на «факультете современной науки». Как теолог относится к религии, является разрушителем ее гробниц, так и историка университетов Америки и Европы можно назвать подлинным врагом истории. Теологи в конечном счете остаются без религии, а историки - без истории.
Обычно выделяют следующие характеристики исторического события: последовательность во времени, однократность и неповторимость, отнесенность к ценности - все это признаки, отличающие предмет истории, историческую реальность от предмета науки, от естественной реальности. Но это все необязательные признаки истории. Жизни Будды и Христа полны ценности, но это не история: всякий рассказ, легенда - последовательность событий во времени. История повторяется, есть даже разные варианты концепции вечного возвращения. Наконец, во всех науках есть исторические утверждения типа «В воскресенье ночью в 22 часа 15 минут взошла луна», но это также не имеет отношения к истории.
Лессинг утверждает, что современная ему наука история (т.е. история, поскольку она стремится быть научной) не что иное, как чувственная сторона механики. Точно так же понятие «развитие» есть не что иное, как механическое понятие движения во времени, получившее статус некой моральный максимы.
Все эти представления сегодняшних историков можно понять, считал Лессинг, как связь космологических мыслей Аристотеля (который понимал мир как бесконечную цепь движений) с глубоким смысловым образом, который Гераклит употреблял для жизни, - с образом волны или любого другого механического маятника. Можно мыслить мировую случаемость как связь ритма и такта. Но все это одинаково принадлежит к механике. История больше не миф и не символ, она несет на себе явный отпечаток абстрактных знаний. Историк уже не почитает за честь быть хорошим рассказчиком. Он все чаще утверждает научность описываемой им действительности. Постепенно абстрактные знания вытесняют изначальное созерцание. Наука, в том числе и история как наука, все делает исчислимым.
Два современных вида человеческого мыслительного творчества - механика и история - проистекают из одной и той же интуиции. В основе античной истории лежали интуиции эвклидовской геометрии, в основе нововременной истории - механистические интуиции Декарта, Лейбница и других мыслителей. Исключительным примером духа истории как механики является, по Лессингу, теодицея Лейбница. Полнота исторических образов замещается пустотой понятийных символов, таких как бесконечный ряд, причинность как основной закон и т. д. Таким образом, между науками о природе и науками о духе принципиально нет никаких различий. Это все науки.
История, с точки зрения Лессинга, должна изучать жизнь, постигать в непосредственной интуиции ее бытие, но историческое знание возможно лишь там, где бытие расчленено и может быть объяснено из этого расчленения. Все науки, по Лессингу, создают големов, вампиров, бездушных марионеток: «Если мыслить в пространстве, то возникает следующий мир привидений: тела, предметы, вещи, субстанции, молекулы, атомы. Если мыслить во времени, то этот мир призраков характеризуется словами событие, отдельный акт, движение-протяжение, дифференциал. И для обоих видов: синтез или анализ, механический паллиатив. Слова синтетический, систематический точно так же далеки от жизни, как и им противоположные аналитический, разлагающий, деструктивный»[2].
Есть жизнь, есть осознание жизни, а есть еще так называемая историческая действительность, которая усиленно внедряется между первыми двумя элементами. Постепенно жизнь и осознание жизни так отдаляются друг от друга, что «действительность» - инструментальное приспособление для господства над жизнью - вступает на место жизни, и теперь человек на вершине этой исчислимой механической духовности заменяет жизнь историей.
Сознание - это не текущий поток, оно живет в перемежающихся областях света и тени. Оно может освещать все вокруг себя, а может погружаться во тьму, в сон. Поэтому сознание лишь приблизительное зеркало жизненного переживания. Наука все время пыталась перекинуть мост между сознанием и жизнью, жизненным переживанием, вводя понятие бесконечно малого, когда каждое длящееся переживание мыслится как составленное из бесконечно многих нам не известных элементов или дифференциалов, которые нам всегда даны через их сумму или интеграл. Соответственно каждое историческое событие состоит из бесчисленных временных частичек событийности или вводит, как феноменология, понятие сущностного созерцания, которое может достичь непосредственной очевидности. С помощью этих школьных понятий дух охотится за неуловимой текущей жизнью, которая всегда ускользает из ячеек раскинутой им сети.
Жизнь, полагал Лессинг, мы видим лишь в образе действительности, которая есть только аналогия жизни. Любая человеческая действительность, если она является знанием, прежде всего относится к механике, к математической механике. Например, каждое учение о государстве или обществе мыслит их состоящими из многих отдельных личностей, где каждый «от природы» самостоятельно и свободно мыслит, но все связаны через закон или договор. Подобная фиктивная действительность есть результат деятельности естественно-научной механики. Государствовед или национальный эконом не менее механистичны, чем физик или психолог. Понятие «индивидуум» в этих науках соответствует атому. Физикалистское понятие движения и инженерная практика здесь превращаются в категории работы, оборота, функции, силы и управления. «Оба мира, естественно-научный (физикалистский или психологический) и историко-социальный неизбежно механистичны. Общество, государство, политика, хозяйство, бухгалтерия охватывающие всю планету человеческой деятельностью и рыночными отношениями, есть факты разума, а не состояния жизни», - писал Лессинг[3].
Понятия индивидуума, Я, единственного также далеки от жизни как «мертвые» понятия государства, нации, общества, социальности. Призрачность понятий исторической науки, ориентированной на знания, хорошо видна в проблеме носителя истории. Субъекты в истории не даны эмпирически. Кто, к примеру, является историческим субъектом истории Германии или истории 73-го пехотного полка? Полк, замечает Лессинг, историю которого я описываю, вот уже 30 лет состоит из совершенно других людей; там не осталось ничего постоянного и очевидного, кроме разве что истлевших остатков знамени. Исторический субъект - это длящийся осадок текущей жизни. Прежде чем мы будем говорить об истории Европы, или об истории коммунистической партии, или об истории общества вегетерианцев, они должны уже существовать как действительные, и только тогда можно будет что-либо утверждать о них. Они не возникают впервые через историю или с историей. Однако история как наука отфильтровывает реальное хаотическое содержание жизни, и исторический носитель образуется на манер логики и математики, как пустая формула, которая тем более истинна, чем больше ее объем и меньше содержание.
Эта пустая формула может, по Лессингу, иметь отношение к жизни, если она наполняется моим страданием, потребностями, любовью и ненавистью, короче говоря, моей жизненностью.
Если бы история была только знанием о действительности, то нельзя было бы уловить различие между историческими и естественно-научными знаниями. В естественных науках мы наблюдаем ту же самую отстраненность, профильтрованность всего своеобразно жизненного. Там чувственный мир также превращается в мыслительно-символическое государство теней с фиктивно обозначенным носителем. Если в истории - это государства, нации или 74-й полк, то в физике - это кванты, количества, потенции, монады. Истинный носитель как бы исчезает в движении, в энергии. Самые любимые слова современной науки: процесс, функция, развитие, активность, активизм - как бы висят в безвоздушном ничто. Самые нелюбимые», противоположные первым: субстанция, субстрат, материя, основа, носитель[4].
Если естествознание - это наука, то история - это только видимая наука. Естествознание всегда по-новому пересчитывает то, что давно уже посчитано. История же должна всегда по-новому переживать события, ее бы не было, если бы она не «переживала». История должна отказаться от всяких форм навязываемой ей научности, например от представления о постоянном прогрессивном развитии человечества. Лессинг приводит слова Густава Фехнера, согласно которому история Земли вовсе не представляет собой прогресса от более простого к более дифференцированному. Наоборот, неорганическая природа может быть понята как результат отбросов органического жизненного процесса. Но точно так же, считал Лессинг, если мы будем стоять на точке зрения исторической науки, то прогресс на самом деле выражается в одеревенении, известковании, размножении неорганического как путь к вырождению и энтропии.
Концепция прогрессивного развития делает историю не только наукой, но и разновидностью религии. Все приносится в жертву будущему, и прежде всего настоящее, переживание ценности и очарования каждого момента. Человек жертвует свою душу духу прогресса и строит общество будущего на костях сегодняшнего сообщества. Он каждый день и каждый образ воспринимает только с точки зрения развития; он все время стремится вперед, не зная куда и зачем. Это трагедия человека, который все время отворачивается от себя настоящего, чтобы постичь себя в будущем.
Такое понятие жизни опять же есть перенесение на историю духа механики. Все живущее понимается только как форма движения. Но эта точка зрения стала абсолютной лишь в Новое время, когда наука окончательно вытеснила миф и всякого рода мифические объяснения истории и природы. Мифический человек рассматривал все, что появлялось на земле, не как причинную последовательность. Более уместен образ паутины, в которой каждая клеточка «судьбоносно» связана с другой и созерцающий дух может, подобно пауку, двигаться от одного узелка к другому.
Когда мы открываем законы, пишет Лессинг, мы имеем в виду только механическую сторону событийности и не обращаем внимания на содержание истории. Но если мы обратим внимание на содержание, то увидим, что не любое событие становится историческим фактом. Когда мы замечаем, что светлые облака сегодня утром затянули небо, то это утверждение будет историческим, если оно поставлено в связь с чьей-то судьбой, играет роль в этой судьбе и т. д. Поставить в связь с судьбой - значит в определенном смысле опоэтизировать событие: «На самом деле возникновение образов истории из событийности есть поэтический процесс. Фантазия, желание, страстное стремление, страдание, надежда - все это более значимо, чем какой-нибудь научный смысл или воля к истине»[5].
Для нас действительное возникает, согласно Лессин-гу, тогда, когда мы отрешились от знаний и от действительности. История в этом смысле родственна свободному от цели созерцанию, которое окрыляет любое художественное волнение. История родственна любому возвышающему одушевлению любви, безвременному и далекому от действительности пылу религии. Для истории весь осознаваемый науками мир есть лишь трамплин к чему-то другому, нежели научная деятельность, направленная на уничтожение всяких иллюзий. История строится на иллюзиях. Она «ослепляет» объективную событийность человеческого мира страстными желаниями и надеждами, намерениями и ожиданиями любви и ненависти. Она формирует из мертвого мира движения произведения искусства и грезы - осмысленный мир сверхдействительных событий. История существует только для обладающих творящим духом.
Этот дух не занимается селекцией прошлых событий, не отбирает различные истории прошлого с точки зрения ценности. Никакой истории, независимой от деятельности этого духа, «истории в себе», нет. Нет никакой действительности истории. Любая действительность рассматривается нами сквозь наши идеалы и утопии. Жизнь и идеал, переживаемое и грезящееся, естественное и желаемое в истории неразрывны; их можно только чисто искусственно, понятийно противопоставлять друг другу, как глаз и образ. Можно, перефразируя Канта, сказать, что идеалы и утопии без действительности пусты, а действительность без них слепа и невыразима, бессмысленна.
История не просто действительность, она текущий образ действительности, опоэтизированный и погруженный в грезы человеческим желанием. Поскольку история застывает в виде знания, она механика, поскольку она течет, она миф. История действительна, как механика, и жизненна, как миф. История как миф познает человеческую жизнь, а как наука - только смерть[6].
Все механические представления о линейном единстве истории, о мировой истории, о культурном процессе, человеческом прогрессе, о исторической действительности разбиваются о тот факт, что у каждого народа существует свое понимание истории, другим недоступное. Это сравнимо с опытом живописи, который утверждается великими живописцами того или иного народа, живущего в определенном ландшафте. То же относится к историческому стилю и к смысловому характеру века.
История одного народа вовсе не порождает истории другого, следующего за ним. История, по Лессингу, вообще возникает не из истории. Даже материалы одного дня истории, которые в принципе могли бы быть собраны историком (речи, лисьма, фильмы, акты, печатные труды, нужные для реконструкции этого одного дня) превосходят возможности человеческой жизни.
Одни произведения искусства мало влияют на появление, других. Картины или музыкальные труды в истории какой-либо культуры вовсе не образуют линейного ряда. Нет, например, единой линии музыкального развития. Как многие жизненные откровения, музыка выступает всегда юной и творится теми инструментами и теми средствами выражения, которые возможны в данной стране, в данном жизненном окружении. Произведение искусства не образует никаких линейных рядов, но всегда выступает в новых, неизмеримо многоликих образованиях. Это механика, согласно Лессингу, выстраивает поэтов или философов в линию, утверждая, что новый поэт всегда стоит на плечах старого. Но в области жизненных выражений каждое произведение всегда опять новое, и каждое снова и снова содержит в себе все искусство или всю философию в целом.
Так же и каждая культура, рассматриваемая с точки зрения иной культуры, всегда уже другая культура. У Шпен-глера, как у Риккерта и Виндельбанда, мы встречаемся, считал Лессинг, с наивным гегелевским реализмом, который пытается постичь некую действительную историю вне исторических образов. Подобным же образом физика Ньютона предполагает некую внешнюю физическую реальность, независимую от исторических образов науки.
Невозможно себе вообразить, полагал Лессинг, как видели мир в Древней Индии или в Древней Греции. Невозможно представить себе, как видит мир другой человек, наш современник, т. е. другой человек со своим образованием, своей психологией, своим менталитетом. Тем более невозможно себе представить образ истории какого-нибудь народа, тысячу лет назад оставившего следы своей деятельности, которые не отражали никакой реальности и не были объясняющим символом для нас, а были выражением нового, вечно нового для этого народа мироощущения. «Эвклидов-ские века, увиденные глазами фаустовского человека, - это уже не эвклидовские века», - утверждал Лессинг[7].
Историческая наука, ищущая во всем причинно-следственные связи, не может объяснить, почему родственные души влияют друг на друга поверх всех пространственных связей. Нельзя причинно объяснить, почему одни люди все время попадается нам на пути, а другие, которых мы хотели бы видеть, почти никогда не встречаются. Причинно нельзя понять, почему внутренне связанные между собой люди не могут жить друг без друга и умирают, как в сказке, в один и тот же день. Эти факты, которые Лейбниц объяснял через предустановленную гармонию, имеют, по Лессингу, не логическую, а металогическую природу. Они проявляются совсем иным, чем исторические законы, образом. Их выражение открывает подлинное лицо жизни. Эти неосознаваемые судьбоносные единства открыты созерцанию, а не логической мысли; они существуют по ту сторону пространственно-временной событийности. В этой «потусторонней» сфере совпадают свобода и необходимость и все события проявляются как облик одной, неведомой нам, сущности. Здесь, считал мыслитель, мы переходим в область мистики, поскольку исходим из предположения, что существуют неосознаваемые взаимосвязи любых событийных фактов со всеми другими. Это подобно организму, в котором ни одна клетка не может быть изменена без изменения всего организма. Так, муха, ползущая по листу бумаги, может быть связана с насморком эмира Афганистана, с закатом звезды X в такой-то туманности, со смертью муравья, с катастрофой между Лондоном и Брайтоном, с каналами Марса. Но, разумеется, вне этой смысловой связи ни одно положение не может быть выражено как историческая закономерность так, что мы могли бы сказать: определенный факт А вызвал определенный факт Б.
Речь идет не о причинной, т. е. механически понятой связи, вообще не о какой-либо однозначной связи, а о характерном физиономическом единстве. Такое единство имеют в виду мистики, когда говорят, что, несмотря на разрыв в пространстве и во времени, несмотря на войны и закат мира, несмотря на любовь и ненависть, на миллиарды рождений и смертей, мы все и всегда соединимы в единой радости.
Механически-причинная связь относится к этой сущностной, ультракаузальной связи как отдельный аккорд к единству мелодии. Какую нить причинно-следственной связи я могу вытащить из этого единого клубка и какой получится узор из этой нити, зависит от желания и интересов исследователя. Каждое объяснение есть установленная взаимосвязь, взятая с определенной точки зрения. «Но вневременное единство события есть сущностно-единая жизнь. И ее нельзя ни охватить, ни объяснить, ни измерить, ни обосновать. Но в этом выражается облик мира»[8].
Проницательный исторический ум ясно видит негативную природу любого изменения, которое окружено не свидетельством или судьбой, а произволом, умыслом и целью. Он видит абсурдность любой «научно зафиксированной» исторической действительности, которая всегда противоречит событиям в природе и природной судьбе. Никакая другая истина недоступна, поскольку история понимается только как действительность. Но история не есть действительность, она есть освобождение от действительности. Она есть грезы, миф или даже утешительная ложь. Все, что угодно, только не действительность.
История всегда неопределенна (невозможна), всегда мистична. Поскольку в истории факты передаются через многих свидетелей, возрастает неопределенность передачи, пока совсем не становится мифом. Лаплас сравнивал" такой способ познания с рассматриванием предмета через кристалл: мы всегда видим только символ или тень, указывающую на бывшую действительность.
Из действительности наш дух абстрагирует сферу образов, и, наоборот, эта сфера образов служит для построения действительности. Мы преобразуем нашу действительность в мир поэзии и этот мир - снова в действительность. Например, мы принимаем, что миф о Христе возник из какого-то исторического ядра. Но из этого мы не заключаем, что идеал Христа обратно воплощался в историю. Мы можем его обозначить как пластично влияющую силу: все, во что человек верит, каким-то образом было действительным, и наоборот, действительным может быть только то, во что человек верит. В этом смысле никакая действительность не дана без предпосылок веры, и не может быть никакой веры без действительности. «Всегда сначала миф, который потом будет действительностью; всегда сначала действительность, которая потом будет мифом. Этот обмен образа и жизни, перемешивание обоих и взаимное разрешение и есть процесс истории»[9].
Тем не менее возникает вопрос: почему поэтическая природа истории так долго оставалась скрытой? Это происходило от того, полагал Лессинг, что предмет наших желаний находился слишком близко ко времени нашей жизни; мы не могли наблюдать за короткое течение жизни, как вся наша действительность преобразовывалась и становилась Sage (сказанием).
Работа истории заключается не в том, чтобы накапливать все новые факты истории. Историк должен быть поэтом, преобразующим действительность так, чтобы она придавала смысл и значимость человеческим поступкам. Только поэтически осмысленный факт становится фактом истории, рассматривается в горизонте истории, в горизонте вечности и тем самым оправдывается как существующий.
У человека всегда имеется насущная потребность все случающееся связывать с историей. Эта смыслодающая историческая потребность так сильна, что каждый человек чувствует мистическую необходимость своей жизни и смерти. То, что Фритц встретил Грету, и именно ее, должно объясняться из прошлой жизни души, из природной необходимости и т. д. Для большинства людей невыносима жизнь в мире случайности. «Было бы бессмысленно утверждать, что "все действительное разумно", правильнее сказать, что мы принуждены считать все действительное разумным, так как осознанная действительность всегда только путь к нашему приданию смысла бессмысленному»[10].
В. Д. Губин, В.И. Стрелков
Из книги «Власть истории», 2008
Примечания
[1] См.: Lessing T. Geschichte als Sinngebung des Sinnlosen (oder die Geburt der Geschichte aus dem Mythos). Leipzig, 1927 S. 23.
[2] Op. cit. S.133.
[3] Op. cit. S.135.
[4] Op. cit. S.167.
[5] Op. cit. S. 82.
[6] Op. cit. S. 92.
[7] Op. cit. S. 108.
[8] Op. cit. S.155.
[9] Op. cit. S. 208.
[10] Op. cit. S. 215.