ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:
Вам нравится наш сайт?


Отличный сайт!
Хороший сайт
Встречал и получше
Совсем не понравился





» » Несвижский монетный клад 2002 года
Несвижский монетный клад 2002 года
  • Автор: admin |
  • Дата: 17-12-2013 17:53 |
  • Просмотров: 3985

О. В. Иов

Доклад на международной научной конференции, посвященной 75-летию профессора Э. М. Загорульского и 30-летию кафедры археологии и специальных исторических дисциплин БГУ, Минск, 16 января 2004 г.

 

В начале октября 2002 г. в Отдел археологии средневекового периода Института истории НАН Беларуси обратилось руководство УП «Орбела» с просьбой провести археологическое наблюдение в зоне земляных работ в исторической части города. По согласованию с городской администрацией раскопаны всего 2 траншеи шириной 1 м, длиной 20 и 16 м на площадке между зданиями по улице Ленинской, 3 и Советской, 6. Последнее обращено фасадом на Ратушную площадь. Траншеи копались вручную, в период 15-19 октября 2002 г.

Монетный клад был выявлен на глубине 1,64 м от поверхности траншеи № 1, в слое серовато-желтого суглинка, который залегал под мощным (до 0,85 м) пластом строительного мусора с обломками кирпичей, изразцов, керамической посуды и др. находками, составляющими основу несвижской коллекции 2002 г. На глубине 1,35-1,45 м в упомянутом пласте зафиксирована прослойка золы (следы пожара) мощностью 0,03-0,05 см, переходящая на 3-метровом участке в сплошной интенсивно-черный культурный пласт мощностью до 0,2 м. Непосредственно в зольной прослойке выявлены 2 шелега Яна II Казимира очень плохой сохранности.

В состав клада входят 1882 монеты мелких номиналов XVII — начала XVIII в.: полтора гроша и шелеги (1873 экз.) Речи Посполитой, шиллинги (5 экз.) Шведской Прибалтики и копейки (3 экз.) России. Монеты находились в красноглиняном горшке, покрытом изнутри бесцветной поливой, и заполняли его доверху (рис. 1). Следов ткани, по-видимому, закрывавшей горло горшка, не выявлено.

Сохранность монет клада можно охарактеризовать как хорошую, однако по разным причинам (стертость, двойной оттиск штемпеля, смещение штемпеля) значительная их часть потеряла важные для полной атрибуции и анализа детали.

Старшая монета клада - полторак Сигизмунда III Вазы 1623 г. Младшая монета - копейка Петра I 1703 г.

Речъ Посполитая, эмиссии Королевства Польского

Сигизмунд III Ваза (1587-1632). Полтора гроша 1623 г. На аверсе в центре изображен щит, разделенный на 5 частей: в центре герб рода Ваза (сноп), по сторонам - 2 польских орла и 2 литовские «Погони». Под щитом расположена цифра «3» (3 полугроша). Круговая легенда: «SIGIS 3 D G REX P M D L (Сигизмунд III, Божьей милостью король Польши, Великий князь литовский). На реверсе в центре королевское яблоко (держава) , в нем цифра 24, означающая 1/24 часть талера. Под крестом расположены 2 последние цифры даты. Под яблоком герб «Сас» Николая Даниловича, подскарбия великого коронного. Круговая легенда: «.MONE. NO. REG. POlO.» (монета новая Королевства Польского). Выпущена на монетном дворе г. Быдгош. Серебро.

Ян II Казимир Ваза (1649-1668). Шелеги: 1659 г. (2 экз.). Аверс: венценосная голова короля вправо. Под ней буквы «T.L.B.» — инициалы Тита Ливия Боратини, арендатора монетных дворов, выпускающих шелеги. Круговая легенда: «IOAN. CAS. REX.» (Ян Казимир, король). Реверс: герб Польского королевства - орел, под ним герб «Слепо- врон» Яна Казимира Красинского, подскарбия великого коронного. Круговая легенда: «SOLI. REGN. POLON. 1659» (шелег Королевства Польского 1659 г.). Отчеканены в замке УЯЗДОВ под Варшавой. Медь. Нужно подчеркнуть, что 1659 - первый год выпуска данного типа монет (Kopicki. 1995. № 1545).

1660 г. (38 экз.). Аналогичны предыдущим, за исключением наличия различных вариантов написания легенды на реверсе: «SOLID. REGNI. POLON. 1660», «SOLID. REGNI. POL. 1660», «SOLID. REGNI. POLO. 1660». В процентном соотношении количество монет с данными вариантами легенды выглядит как 71 %, 18 %, 11 %. Очевидно, резчики штемпелей не всегда четко рассчитывали размер букв и были вынуждены еще больше сокращать надпись (Kopicki. 1995. № 1546).

Несвижский клад 2002. Горшок

1661 г. (34 экз.). Аналогичны шелегам 1659 г., но, как и у предыдущих, имеются различные варианты легенды реверса: «SOLID. REGN. POLONI. 1661», «SOLID. REGN. POLON. 1661», «SOLID. REGN. POL. 1661» «SOLI. REGN. POLON. 1661». Последние три варианта встречены на единичных монетах (Коpicki. 1995. № 1548).

В 1662 г. эмиссия этих монет не велась.

1663 г. (104 экз.). В 1663 г. шелеги чеканились в Уяздове и Кракове. Последние отличаются чуть измененной формой крыльев и хвоста орла (более узкий, удлиненный). В составе клада выявлено только 2 экз. краковских шелегов (Kopicki. 1995. № 1551). Легенда на реверсе у всех монет 1663 г. одинакова: «SOLID. REG. POLO. 1663.», но примерно у половины из них цифры года разделены точками (.1.6.6.3.) (Kopicki. 1995. № 1550). Показательно, что один из краковских экземпляров в дате также содержит разделительные точки.

1664 г. (214 экз.). Легенда реверса на всех монетах аналогична предыдущей: «SOLID. REG. POLO. 1664.», но разделительных точек в дате нет (Kopicki. 1995. № 1552).

1665 г. (160 экз.). Последний год чеканки в Уяздове. Аналогичны шелегам 1664 г. (Kopicki. 1995. № 1553).

1666 г. (3 экз.). Чеканились в г. Бжег (Бриг). Последний год массового выпуска монет данного типа. Два экземпляра аналогичны шелегам 1665 г., на одном изменена реверсная легенда: «SOLID. REGNI. (POLO)» (Kopicki. 1995. № 1554).

Среди остальных коронных медных шелегов Яна II Казимира 168 экземпляров не датировано и 69 — фальшивые. Последние имеют множество индивидуальных черт, но в целом их можно разделить на три группы: первая — монеты, штемпели которых изготавливали искусные резчики. Подделку выдают лишь несовместимость определенных деталей или ошибки в легендах; вторая — монеты, штемпели которых изготовлены неаккуратно, грубо, в расчете на невнимательность «продавца». Однако основные элементы аверса и реверса сохранены; третья — монеты, на штемпелях которых имеется лишь намек на легенды и изображение польского герба и короля. Часто «государственную принадлежность» такой подделки вообще невозможно определить.

Из 19 фальшивых коронных монет первой группы выделяются монеты с ошибками в легендах реверса и аверса: «SOLI. MAG. DV...», «ЮАИ...», «...CAS. RIX» и др.; с неправильной или искаженной датой - последняя четверка повернута вправо или расположена горизонтально; одна или две последние цифры отсутствуют; с различными знаками вместо «Слеповрона» или инициалов «T.L.B.»: звездочка, точка, две точки и др.; со значительно большей массой, чем оригиналы.

Некоторые из этих штемпелей, возможно, вырезаны неопытными резчиками на официальных монетных дворах и не являются подделками.

Монеты второй группы наиболее многочисленны (44 экз.). Все перечисленные признаки первой группы характерны также и для них, однако ошибки в легендах здесь встречаются гораздо чаще и серьезней, нередко искажен герб. Монет третьей группы всего 10 экз.

Речь Посполитая, эмиссии Великого княжества Литовского

Ян II Казимир Ваза (1649-1668). Шелеги: 1660 г. (9 экз.)- Аверс аналогичен коронным шелегам. Реверс: герб Великого княжества Литовского - «Погоня», под ним герб «Корвин» - администратора земского скарба Адама Мотеуса Саковича. Круговая легенда: «SOLI. MAG. DVC. LIT. 1660» (шелег Великого княжества Литовского 1660 г.). Отчеканены в Уяздове. Медь. Первый выпуск данного типа монет (Kopicki. 1995. № 3586; Sajauskas. Kaubrys. 1993. № 2260-2271).

1661 г. Выделяются штемпели двух вариантов: с гербом «Корвин» (74 экз.) (Kopicki. 1995. № 3590) и без него (2 экз.) (Kopicki. 1995. № 3589). В остальном — аналогичны предыдущим.

1663 г. (38 экз.). Аверс отличается тем, что под головой короля выбиты инициалы Анжея Георга фон Горна (G.F.H.), помощника Боратини. На реверсе под гербом «Погоня» расположен герб королевской династии Ваза - «Сноп», а также знак Ежи Белозора, епископа виленского, администратора земского скарба литовского - «Венява» (Kopicki. 1995. № 3592). Отмечены три разновидности легенды реверса: «SOL. MAG. DVC. LIT. 1663» (ок. 50 %), «SOL. MAG. DUG. LIT. 1663» (ок. 25    %), «SOLI. MAG. DVC. LIT.

1663» (ок. 25 %). Такие монеты выпускались только один год в г. Олива под Гданьском, хотя известны ошибочные экземпляры 1665 г. (Kopicki. 1995. № 3598) и 1666 г. (Kopicki. 1995. № 3600). Поэтому 11 недатированных монет со знаком «Венява» к этой группе были нами отнесены предположительно (табл.).

1664 г. (84 экз.). Аверс аналогичен вариантам 1660 и 1661 гг. На реверсе под гербом «Погоня» выбита монограмма «HKPL» - Иеронима Кришпина Киршенштайна, подскарбия литовского. Легенда такая же, как в 1660 г., но выделяется вариант с разделительными точками в дате (.1.6.6.4.) (ок. 13 %). Такие монеты выпускались в Вильно (Kopicki. 1995. № 3593).

1665 г. Чеканились в Вильно, Бресте и Ковно. Последних в кладе насчитывается 27 экз. Вариант аверса аналогичен 1663 г., а на реверсе под «Погоней» изображена голова оленя - часть герба Киршенштайна, которая в большинстве случаев разделяет буквы «D» и «V(U)» в легенде. Варианты написания V/U соотносятся соответственно как 70 и 30 %. Зафиксированы также два варианта в обозначении номинала: «SOLI.» и «SOL.» (3 экз.) (Kopicki. 1995. № 3595).

Монеты, выпущенные в Вильно и Бресте (198 экз.), на данный момент исследователи не различают. Штемпели аверса этих монет аналогичны 1660 и 1661 гг., а реверса - 1664 г., но выделяются несколько вариантов оформления монограммы Киршенштайна. Примерно в 14 % случаев она выбита между двумя звездочками или одна звездочка расположена перед ней, в 32 % - перед монограммой выбита одна точка или (редко) две по сторонам. Остальные 54 % совпадают с виленским вариантом 1664 г.

1666 г. Продолжали выпускать в Вильно, Бресте, Ковно и начали чеканить в Мальборке (Мариенбурге). Штемпели виленских и брестских монет не изменились (266 экз.) (Kopicki. 1995. № 3601). Процентное соотношение вариантов оформления монограммы на реверсе здесь следующее: между звездочек - 25 %, между точек - 40 %, без них - 35 %.

Следует отметить, что 61 экземпляр монет к этому типу нами отнесен предположительно, из-за невозможности увидеть инициалы на аверсе. Дело в том, что подобные шелеги, но с инициалами G.Z.H. (крайне редко - T.Z.H.) чеканились в Мальборке (Kopicki. 1995. № 3602, 1603), а поскольку в кладе ни одной такой монеты не зафиксировано, логично было отнести эти несколько десятков к виленско-брестским.

Ковенских шелегов 1666 г. всего 63 экз. Они мало отличаются от монет 1665 г. Легенда реверса: «SOLI. MAG. DVC. LIT. 1666». Примерно в 75 % случаев «голова оленя» между точками расположен над легендой, в остальных - разделяет буквы «D» и «V».

Из оставшихся литовских шелегов 235 экз. не датированы и 43 экз. фальшивые. Большинство недатированных шелегов (200 экз.) имеют монограмму HKPL и почти наверняка были выпущены в Бресте и Вильно; гораздо меньше (23 экз.) монет ковенских, с оленем.

Фальшивые литовские шелеги, как и коронные, весьма разнообразны. В процентном отношении среди них больше монет второй и третьей групп (см. описание коронных фальшивок), которые составляют соответственно 60 и 28 %, причем фальшивки второй группы отличаются значительными погрешностями в легендах.

Шелеги первой группы выделяются: неправильным изображением монограммы «HKPL» (трудно понять, что выбито вместо нее); отсутствием инициалов под изображением короля; сочетанием инициалов «T.L.B.» на аверсе и «головы оленя» на реверсе, невозможным на подлинных монетах.

Фальшивых шелегов Яна II Казимира, на реверсе которых невозможно распознать государственный герб, в кладе всего 15 экз.

Шведская Прибалтика

Кристина Августа Ваза (1632-1654). Шиллинги рижского городского монетного двора:

1643 г. (1 экз.). Аверс: буква «С» (Кристина), в центре которой расположен «Сноп» - герб рода Ваза. Круговая легенда: «CHRISTINA. D. G. D. R. S.» (Кристина, Божьей милостью королева Швеции). Реверс: малый герб Риги - щит со скрещенными ключами под крестом. Круговая легенда: «SOLID VS. CIVI. RIG. 43» (шиллинг города Риги 1643 г.). Биллон (Федоров. 1960. № 784).

1660 г. (1 экз.). Реверс аналогичен предыдущему, легенда читается не полностью (смещены штемпели). На аверсе - другой вариант круговой легенды: «CHRISTINA. D. G. R. S.» (Федоров. 1960. № 824).

Карл X (1660-1697). Шиллинги городского монетного двора:

1663 г. (1 экз.). Аверс: монограмма «CR» (Карл король) под короной. Круговая легенда «CAROL VS D (G REX S)» (Карл, Божьей милостью король Швеции). Реверс: малый герб Риги под короной. Круговая легенда «SOLID'VS CIVI RIG 63» (шиллинг города Риги). Биллон (Федоров. 1960. № 949).

Еще один рижский шиллинг Карла XI - плохой сохранности. Год и легенда не видны. Заметны лишь монограмма и малый герб Риги.

Карл XI (1660-1697). Шиллинг Государственного монетного двора (монастырь возле Риги). Год выпуска стерт. Аверс аналогичен предыдущему, за исключением легенды: «CAROLVS. D: G. REX. S.». На реверсе в центре герб Ливонии - гриф. Круговая легенда «SOLID'VS LIV(ONIAE)» (шиллинг Ливонии). Биллон.

Россия (царство)

Петр I (1696-1725). Копейки (3 экз.). Благодаря способу производства серебряные копейки (чешуйки) Петра I отображают только небольшие участки поверхности штемпелей аверса и реверса, хотя сохранность монет очень хорошая. Кирилличная дата читается только на одной монете - 1703 г. На аверсе изображен Георгий Победоносец, поражающий змея, и дата; на реверсе - легенда (несколько вариантов), где часто читаются лишь отдельные буквы и обрывки слов.

Исходя из года выпуска младшей монеты клада (1703), можно с большой долей уверенности предположить, что сокрытие клада было связано с боевыми действиями во время Северной войны 1700-1721 гг.

14 марта 1706 г. три батальона шведских драгун под командованием подполковника Траутфетера с боем заняли Несвиж, который обороняли 2000 украинских казаков полковника Михаловича. Последний и большая часть казаков погибли в уличных боях. Часть казаков вела огонь из городских домов, из-за чего Траутфетер приказал поджечь город.

10 мая 1706 г. в Несвиж снова вошли шведские войска во главе с Карлом XII. Все оставшиеся после мартовских событий здания, за исключением костелов и монастырей, были сожжены.

Очевидно, что разрушение здания, пласт строительного мусора и золы которого залегает непосредственно над кладом, произошло во время именно этих событий. Данный вывод подтверждают также собранные здесь керамические материалы.

Следует подчеркнуть, что сокрытие клада было совершено в спешке, закопан он был лишь на глубину нескольких сантиметров от дневной поверхности того времени - серовато-желтого суглинка. В горшке собраны монеты мелких номиналов, которые требовались в повседневной жизни.

Таким образом, датой сокрытия клада следует считать март или май 1706 г.

 

Литература

1. Федоров Д. Монеты Прибалтики XIII-XVIII столетий. Определитель монет. Таллин, 1960.

2. Kopicki E. Ilustrowany skorowidz pienadzy polskich i z Polska zwiazanzch. Warszawa, 1995. Czesc

3. Sajauskas S. Kaubrys D. Lietuvos Didziosios Kunigaikstystes Numizmatika. Vilnius, 1993.

Читайте также: