ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Как японцы искали золото «Чёрного принца»
Как японцы искали золото «Чёрного принца»
  • Автор: admin |
  • Дата: 08-08-2013 22:58 |
  • Просмотров: 4587

В оригинале у Б.Пильняка рассказ называется «Синее море»

I
судно "Чёрный принц"14 ноября 1854 г., в дни Восточной войны, на Черном море у берегов Балаклавы погибло английское военное судно «Черный Принц». Человечеством ведутся регистры всех кораблей, когда-либо ходивших по морям Земного Шара. «Черный Принц» был английским военным транспортом, первым в английском флоте железным судном, двух-с-половиною-тысячетонным, четырехкотловым пароходом, оснащенным также и парусным вооружением. Судно пришло к берегам Крыма 12 ноября 1854 года. Балаклавская бухта была занята флотом соединенных эскадр, враждовавших с Россией и штурмовавших Севастополь. 12 ноября «Черный Принц» отдал якоря и погасил котлы на внешнем балаклавском рейде. Судно принесло из Англии четыре миллиона фунтов стерлингов — сорок миллионов русских рублей — золотом — для раздачи жалования английским солдатам;' английская королева Виктория, та самая англичанка, которая «гадила» России, прислала на «Черном Принце» бриллиантовую шпагу — английскому командующему.

В полдень 14 ноября над Черным морем прошел жесточайший шторм, такой, память о котором до сих пор сохранена у балаклавских рыбаков, ибо брызги волн ударялись тогда о генуэзские башни, стоящие над морем, в отвесе, примерно, на полверсты. Военная история запомнила этот шторм гибелью тридцати двух кораблей соединенных эскадр, разбившихся около Балаклавы, среди которых погиб и «Черный Принц».

Русский историограф Восточной войны, генерал-лейтенант Богданович, описывал этот шторм и гибель кораблей следующим образом:

Английский флот в Балаклаве. Джеймс Робертсон, 1854 г.«...Напрасно французские и английские суда побросали в море свои якоря: рассвирепевшие волны разрывали цепи и сносили якоря; корабли, сделавшись игралищем бури, сталкивались между собою, разбивались и исчезали в морской бездне. Нельзя было оставаться на палубе, не уцепившись за какую-либо из снастей».

О гибели «Черного Принца» ничего неизвестно — или очень немногое. Шторм понес судно на берег. Котлы были погашены. Крейсеровать, маневрировать парусами, развернуться — возможности не было. Якоря не держали. Капитан отдал приказ рубить мачты, чтобы облегчить якоря. Мачты стали падать в воду. Произошло катастрофическое: бизань упала в воду под ветер раньше, чем перерубили тросы,— мачту занесло под ахтерштевень, тросы замотались вокруг руля. Судно стало неуправляемым, на судно пришла гибель. Капитан отдал тогда последний приказ — спасаться всем, кто может. Из 255 человек экипажа спасся только один, который и рассказал о последних часах «Черного Принца».


На фото: Английский флот в Балаклаве. Джеймс Робертсон, 1854 г.

 

Больше никто ничего о «Черном Принце» не знал. Ночь пронеистовствовала бурей. Наутро, 15 ноября, море голубело безмолвием, под синим небом, в золотом солнце. На «Черном Принце», вместе с 254 человеками, погибло золото и бриллиантовая шпага Виктории. Место гибели судна было потеряно, и осталась легенда о золотом кладе «Черного Принца», о золоте, которое можно найти и поднять,— жестокая легенда, ибо золото — богатство — обогащение — есть одна из жесточайших, ужаснейших сил, двигающих человечеством.

На Малаховом кургане, на Корабельной линии — в дни Севастопольской кампании — часовыми ставились чучела солдат и мертвецы,— было сожжено полмиллиона пудов пороха, два миллиона артиллерийских снарядов и сорок пять миллионов ружейных патронов. Это забыто.

Не забыто — золото «Черного Принца»: французы, итальянцы, русские, греки искали его богатства и ничего не находили, потому что даже место гибели не было найдено, затерявшись в водных стихиях.

II
Как много сини и солнца в мире! — декабрями, зимами, ночами очень хорошо думать о тех странах, которые названы полуденными, которые залиты солнцем и синью. Я помню Кара-море, Мармару, Эгейю, море около Цусимы и Великий океан вокруг Японии,— я помню земли около этих морей,— и всегда, вспоминая, я вижу, я ощущаю — солнце и синь, необыкновенные солнце и синь, синь неба, синь моря, синь пространства,— чудеснейшее в мире.
На фото: Балаклавская бухта, Роджер Фентон, 1855 г.
Балаклавская бухта, Роджер Фентон, 1855 г.И однажды в Москве, на Поварской, мой друг, японский литератор Курода Оттокичи, мне сказал, что он завтра на сутки едет в Крым, в Балаклаву, где его соотечественники ищут золото «Черного Принца», рыща по морскому дну.

Я вспомнил золото солнца, чудесность сини,— решил опуститься на морское дно,— и я поехал с Куродою в Крым, на одну ночь. Оказалось, что в международных вагонах русских поездов можно ездить по сюжетам. Я был в Греции на развалинах эллинской культуры, там же я видел памяти генуэзцев. Я знаю турок, братски похожих на крымских татар. Я был в Англии и знаю эту владычицу морей. Я был в Японии — и не представлял себе японцев в Балаклаве, которая до рождества Христова, при эллинах, называлась Символоном, при генуэзцах — Чембало, и лишь при турках стала — в пятнадцатом веке — Балаклавою, где по сие число остались развалины генуэзской крепости и эллинские мраморные тропинки. Я хотел скрестить в себе место, где скрещивались греки, генуэзцы, турки, англичане, японцы.

Международный вагон покойствовал тишиною, ночью от Москвы до Курска и бесконечным днем отдыха от Курска до Александровска. Курода-сан весь день был в кимоно.


III
В СССР некое учреждение имело талант видеть не только в пространствах и вперед, но и на многие сажени, под землю и под воду. Учреждение это — ОГПУ. ОГПУ, кроме всего прочего, имело и хозяйственные организации,— например, ЭПРОН, организацию, которая вылавливала со дна морского затонувшие суда. ЭПРОН имел водолазную школу, которая по морским традициям называ¬лась не школой, а партией. Водолазной партией заведывал доктор К. А. Павловский. Водолазы Чумак, Галямин и Федотов нашли на морском дне остатки «Черного Принца». Честь нахождения «Черного Принца», этой легенды о золоте, принадлежит доктору Павловскому,— права принадлежали ЭПРОНу. Было твердое предположение, что «Черный Принц» затонул на очень больших глубинах и поэтому нет возможности его отыскать. Водолазная партия, где обучались молодые водолазы, работала на глубинах малых.

Перед погружением на снаряде Евгения Даниленко. Сентябрь 1923 годаВот записи вахтенного Водолазного журнала, в дни работ партии, когда найден был «Черный Принц».

«17 ноября (1925).— В 6.50 спустили водолаза Чумака для осмотра второй половины квадрата Ш3. Грунт — камни. Видимость хорошая. Глубина 5—6 саженей. Осмотрел весь квадрат, предметов в квадрате никаких не видел. Из квадрата Ш3 заметил в квадрате Ш2 какой-то большой предмет и подошел к нему. Подойдя, обнаружил, что он железный и похож на паровой котел. В 9.20 подняли водолаза наверх. В 9.30 спустили водолаза Галямина для тщатель¬ного осмотра виденного Чумаком предмета. Водолаз Галямин осмотрел предмет и подтвердил, что это судовой котел. Несколько вправо и мористее обнаружен второй такой же котел, но несколько больше побитый. Пройдя дальше, несколько вправо и мористей, нашел 3-й котел, но совершенно разбитый, и недалеко от третьего 4-й котел, тоже разбитый. Около 4-го котла обнаружил дымовую трубу и 2 полосы коробчатого железа. Подал на баркас 2 обломка дымогарных трубок и кусок железа (по-видимому, кусок палубы)».

«19 ноября.— Водолаз Чумак видел на грунте большие куски железа, трубу, паровой котел и 2 битса. Под камнем обнаружил и поднял наверх целый шрапнельный снаряд, разбитый такой же снаряд, медицинскую трубку (с надписью, на английском языке, города и фирмы), глиняную банку, медный оборок с какого-то люка. Водолаз Федотов Гаврил поднял наверх старинную ручную гранату и трубку от котла».

«10 декабря.—... на грунте видел часть борта судна со шпангоутами и с 3 иллюминаторами...»

«14 декабря.—... водолазы на грунте видели много железа... Водолаз Воронков видел торчащий кусок свинцовой трубы из-под камня. Старался и водолаз, и лебедкой вырвать его не удалось... Необходимо некоторые камня поднять, и тогда уже будет возможно многие предметы поднять наверх. Интересно было бы для опыта взорвать один камень и посмотреть, что находится под ним».

В дни между 17 ноября и 14 декабря были записи, кроме выписанных, следующие:

«20 ноября.— В 3.40 из Шайтан-Дере подул порывистый ветер. Подняли водолаза наверх и ушли в Балаклаву».

«26 ноября.— В море SW довольно сильный, мертвая зыбь. Спустили Федотова Степана. Ветер усилился. Зыбь увеличилась. Водолаза начало качать. Подняли его и ушли в Балаклаву». «1, 2, 3—8 декабря.— В море шторм. Не работали». Ни разу, когда фактически найден был «Черный Принц», не поминалось в водолазном журнале имя «Черного Принца», потому что никто не мог предположить, что судно затонуло в ста саженях от берега, на глубине шести саженей, на такой глубине, которая в штильные дни видна простым глазом. Партия не подозревала, что она нашла «Черного Принца», можно сказать, на проезжей дороге, как раз под скалою, где на вершине стояли развалины генуэзской башни Дон. Партия недоумевала, какое судно найдено ею и почему это судно завалено каменными громадами.

Зимой копия водолазного журнала пошла в Москву, в правление ЭПРОНа. Все суда, когда-либо ходившие на морях, записаны человечеством, зарегистрированы, ибо суда, как люди, имеют паспорты. Все смерти судов записаны так же, как записаны их имена, тоннаж, осадочность, паровая сила, парусное вооружение. И в Москве уже, когда просматривался водолазный журнал, наткнулись на факт, что человечеству неизвестна ни одна

Читайте также:
  • Группа:
  • ICQ:
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • 0 комментариев
  • 0 публикаций
^
15.01.2014г. по ТВ МЕГА с 17ч.30 м. в передаче "В поисках истины" шла речь о гибели английского корабля "Черный принц" с золотом на борту в Балаклаве во время шторма в средине 19 столетия во время Крымской войны. Многие экспедиции разных стран пытались найти на дне морском этот корабль с целью поживиться, кроме англичан. Высказывались разные версии и одно из предположений, что англичане нашли бочки с золотом у самого берега, но хранят это в тайне.
Я хочу рассказать о случае, который произошел в моей экспедиции в 1970 году в г. Евпатория. Мы, группа аквалангистов, выполняли исследования морского дна на городском пляже для постройки нового причала.
У нас было разное оборудование, в том числе и портативная буровая установка на катамаране. В один погожий день, внезапно с моря налетела кратковременная буря. Катамаран, установленный носком к морю и надежно заякоренный не перевернулся, а буровые трубы, лежавшие на помосте полетели в воду метрах в пятидесяти от берега. Мы облазили весь заливчик, но тщетно, Позже, когда я выходил после очередного погружения на берег, случайно наткнулся на одну из труб глубоко в песке. Потом мы их все откопали буквально у кромки воды. За какие-то полчаса, прибой переместил, в общем-то нелегкие стальные трубы, на десятки метров.
Так вот, мое мнение. Англичане, из соображений сохранности на случай аварии, положили в бочки такое количество золота, что они оставались на плаву и прибой легко их доставил к берегу. Вот почему англичане не снаряжали экспедиций по поиску затонувшего корабля, а общественность до сих пор дурачат.
Виктор Иванов, бывший начальник экспедиции тел.+38067 606-7063.