ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » Возможность либерального этнонационализма в России
Возможность либерального этнонационализма в России
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 25-09-2015 11:31 |
  • Просмотров: 1734

По мощности воздействия в современном мире национализм срав­нивают с либерализмом. «Нет в мире силы мощнее», — так на­чинает М. Линд широко известную среди специалистов статью «В защиту либерального национализма»1. Вокруг проблем, порождае­мых национализмом, причин его проявления и характера проявлений идут научные и политические споры. Известно, что все аналогии отно­сительны. Тем не менее когда рассуждают о национализме, мне всегда вспоминаются лекции профессора Косвена на историческом факульте­те МГУ, который начинал говорить о семье словами: «Брак. Что такое брак? Хорошую вещь браком не назовешь, но все же большинство лю­дей в брак вступают». Я буду следовать уже принятой методологии: не рассуждать, плох или хорош национализм, а анализировать, какой по­литики и практики придерживаются его сторонники, и выявлять, на­сколько они радикальны, либеральны или реакционны.

В отечественной литературе термин «национализм» обычно понимал­ся в негативном смысле как превосходство народа над другими и ис­пользовался как ярлык, с помощью которого осуществлялось полити­ческое преследование. Наиболее полноценное определение национализ­ма в этой парадигме дал польский социолог Я. Щепаньский. Он писал: «Национализм — это признание собственной нации наивысшей ценно­стью», иррациональное объяснение превосходства своей нации над дру­гими, непризнание равенства народов, нетерпимость по отношению к другим нациям, нежелание смешиваться с ними (эксклюзивизм), недо­пустимость смешанных браков. Это идеология, политика и практика2.

С началом перестройки, расширением контактов с Западом, наконец, под влиянием начавшихся национальных движений в Прибалтике, Гру­зии, на Украине, которые воспринимались тогда как могильщики про­коммунистических сил в центре, национализм стал и у нас в стране рас­сматриваться не в оценочном значении, а как категория научного ана­лиза 3. Под ним подразумевают политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию власти и оправдывающее эти действия с точки зрения доктрин национализма. Доктрины сводятся к тому, что существуют такие общности, как нации с присущими им качествами; интересы и ценности нации считаются приоритетными перед другими интересами и ценностями; нация должна быть как можно более незави­симой, для чего ей нужен в той или иной мере политический суверени­тет. Национализм — это прежде всего политический принцип, суть ко­торого в том, что политические и национальные единицы должны сов­падать 4. Однако в большинстве государств победившего национализма на постсоветском пространстве не сумели избежать дискриминации «новых меньшинств» — русских и других этнических групп, которые говорят преимущественно на русском языке. В силу этого, а также тра­диций, закрепившихся в повседневном общении, в России термин «на­ционализм» часто используется в старом значении.

Два обстоятельства теперь побуждают обратиться к заявленной теме. Первое связано с нарастающим разрывом между популистскими, журна­листскими, идеологизированными политическими взглядами и научными разработками проблем национализма, который вредит взаимопониманию народов. Второе — стремление еще раз обратить внимание на разновари- антность национализма. Явление это подобно айсбергу: лишь верхушка его находится на поверхности, а большая часть — в скрытом состоянии. В за­висимости от социально-политического контекста «подводная» часть всплывает, обнажая свои округлые или острые края. Следовательно, за­дача общества — выработать к нему такое отношение, которое не позво­лит ему превратиться в состояние, способное разбить неустойчивый ко­рабль нашего общества периода перехода к демократии.

Отношение к национализму в мире менялось циклически. После 1917 г. образование новых государств на обломках великих многонацио­нальных империй конца XIX в. проходило под знаком национального самоопределения. Но эта позитивная валентность национализма, как от­метил Р. Суни, выступая на школе, организованной фондом «Евразия» весной 1999 г., быстро исчерпала себя в течение первого же послевоен­ного десятилетия, еще до прихода фашизма с его экспансионистскими установками и всего, что из него следовало, — шовинизма, расизма, ан­тисемитизма.

Новая эйфория национального самоопределения возникла после Вто­рой мировой войны в связи с освобождением народов Европы от нацист­ской оккупации и последовавшим затем распадом «заморских колони­альных империй». Но и на этом этапе либеральная традиция поддерж­ки национального самоопределения была откорректирована в связи с проявлениями расизма и воинствующего этницизма в ходе реализации идей национализма. Недоверие к националистическим убеждениям в развитых демократиях укрепил союз национализма с левым антиколо­ниализмом.

С опасениями и все же в ряде случаев с несомненной поддержкой западный мир отнесся к образованию государств на месте распавшего­ся Советского Союза. Но именно этнические конфликты на постсовет­ском пространстве и территории бывшей Югославии подтвердили ам­бивалентный и небезопасный характер национализма.

Если и теперь национализм «третьей волны» в конце XX — начале XXI в. в своих агрессивных проявлениях представляется очевидной угрозой, то важно проанализировать его разнообразные проявления, чтобы выделить именно те его виды и формы, которые могут быть со­вместимы с переходом к демократическому обществу.

Проблема совместимости демократических транзитов и национализ­ма не нова и сложна. Известно, что признанные авторитеты в области демократических транзитов считали внутригосударственное единство, устойчивую идентичность граждан важнейшими условиями успешно­сти процесса демократизации, а этнонациональные разногласия, веду­щие к различным формам национализма и подъему национальных дви­жений, оценивают как препятствие для достижения демократии в об­ществе 5. Признавая, что и в развитых демократических государствах сохраняются этнонациональные проблемы и националистические уст­ремления (примеры — Баскония в Испании, Корсика во Франции, Кве­бек в Канаде, Северная Ирландия и Шотландия в Великобритании), специалисты обращают внимание на готовность в этих странах решать проблемы ненасильственным путем через демократические институ­ты. Однако и в таких обстоятельствах «этнонационализм, особенно в его острых формах, порождаемый нерешенностью проблем национального и территориального единства и идентичности, несовместим с демокра- тией»6. Такой вывод логичен с точки зрения демократизации. Но он ос­тается дискуссионным с точки зрения национализма. Ведь именно с де­мократизацией обычно связывается возможность свободного волеизъ­явления народов.

Принципиальное значение имеют по крайней мере три теоретико­методологических принципа, продемонстрировавшие свою эффектив­ность. Первый — рассмотрение зарождения и развития национализма в исторической перспективе, понимание отличия национализмов XVIII в. от современных и осознание возможности трансформаций ка­ждого конкретного национализма. Известный историк Г. Кон успешно продемонстрировал такой подход, исследовав европейский континент. Ему принадлежит вывод о том, что история национализма — это посто­янное вырождение рационального начала в некое безумие, наиболее ярко выразившееся в национал-социализме с его войнами, насилиями, мессианским авторитаризмом7. Г. Кон на европейском материале пока­зал важность второго необходимого для анализа национализма методо­логического принципа — сравнительного, кросскультурного. Известно, что уже более двухсот лет существуют разные представления о нации: «французское», исходящее из идеи свободного сообщества граждан го­сударства, основанного на политическом выборе, и «немецкое», бази­рующееся на культуре и общем происхождении. Г. Кон на сравнитель­ном материале предпочел говорить о двух типах национализма: «запад­ном» и «восточном». Первый он видел в Великобритании, Франции, США, Нидерландах, Швейцарии, второй — в Германии, странах Вос­точной Европы, России. «Западный» национализм обычно характери­зуется как либеральный, основанный на рациональном свободном вы­боре и лояльности, преданности граждан государству, «восточный» — как органический, иррациональный, основанный на преданности наро­ду, имеющий культурную основу 8.

Для нашей темы важно, что при сравнительном подходе западные исследователи как либеральный национализм характеризовали лишь первый, который впоследствии чаще называли гражданским, противо­поставляя его этнонационализму. Американский социолог Л. Гринфельд, развивая эти идеи, ввела нормативную оценку типов национализма. Первый тип, выделенный ею, — индивидуалистический, он предпола­гает моральное и политическое первенство индивида. Принципы, поло­женные в его основу, — это по сути принципы либеральной демокра­тии. Свобода и достоинство человека имеют приоритет и воплощаются в политических институтах государства. Л. Гринфельд видит воплоще­ние этого типа в Англии и США. Второй и третий типы — это, согласно ее определению, коллективный национализм: гражданский и этниче­ский. Для гражданского национализма характерна уверенность в поли­тических и культурных силах, достижениях и даже превосходстве (при­мер — Франция), этническому присущ комплекс неполноценности на­ции в самой ее сущности и тех свойствах, которые неподвластны про­верке. Такой тип Л. Гринфельд видит в немецком и русском национа­лизме. Им, естественно, в возможностях либерализма отказывается.

Р. Суни говорил, что уже Г. Кон в своих представлениях был евро­центричен. Известно, что Э. Смит считал, что нельзя резко противопос­тавлять «западный» (гражданский) национализм «восточному» (этно­культурному). Оба имеют как культурную, так и территориальную ос- нову9. О том, что этническая и гражданская модели национализма не только накладываются друг на друга, но и со временем могут даже ме­нять свое значение, писал в 90-е годы Р. Брубейкер10.

И в связи с этим я бы подчеркнула необходимость третьего методо­логического принципа для понимания национализма — рассмотрения его в социальном и экономическом контекстах. Элементы именно такого подхода можно найти уже в работе Г. Кона, который объяснял особен­ности «западного» и «восточного» национализма социальным составом участников национальных движений. В странах с мощным третьим со­словием требования касались главным образом экономики и политики. Там же, где буржуазия была слаба, требования концентрировались на культуре.

Даже те исследователи, которые открыто стоят на конструктивист­ских позициях (если они не предвзятые специалисты), признают, как, например, Р. Суни, важность контекста. Выступая на семинаре, орга­низованном Фондом «Евразия» в г. Королеве весной 1999 г., Р. Суни го­ворил: «Нациестроительство — это процесс. Там, где национализм до­бивался большего успеха, этому предшествовало наличие некой терри­ториальной, языковой или культурной общности, которая использова­лась как исходный материал для интеллектуального проекта нацио­нальности».

Именно социальный и экономический контекст определяет, на мой взгляд, процесс развития националистических дискурса, политики и практики. Известно, какое решающее значение придают исследовате­ли и политики, стоящие на конструктивистских и инструменталистских позициях, трактовке наций, деятельности элит. Но насколько интеллек­туально мощной бывает элита, выражающая и формирующая идеи на­ционализма, и вместе с тем насколько готовы те или иные социальные группы и вся масса населения поддержать ее идеи, зависит от состоя­ния общества: уровня экономического развития, политической струк­туры государства, социально-культурных факторов, в том числе норм и ценностей, доминирующих в обществе, доверия политическим инсти­тутам, чувства гражданства и взаимного доверия граждан, степени осоз­нания единства государства и др. Чрезвычайно интересной с точки зре­ния концепции социальной истории и полезной для нас была работа М. Хроча (Social Preconditions of National Revival in Europe, 1985), кото­рый связал возникновение и развитие националистских движений не просто с индустриализацией, но и с процессами коммуникации и мо­бильности (по К. Дойчу) 11.

Из понимания значимости общего исторического, политического, со­циального контекста появилось признание того, что национализм бы­вает разным (В. Коннор, Т. Наирн, Д. Холл, Д. Брейлли, Р. Брубейкер и др.) или, как нам приходилось писать, вариативным 12. И уже из при­знания того, что национализм бывает разным, можно заключить, что какие-то виды, типы, формы проявлений национализма могут в боль­шей или меньшей мере сочетаться с либерализмом и демократией.

Наиболее известной работой, в которой обсуждается проблема либе­рального национализма, является уже названная статья М. Линда. В ней он утверждает, что недоверие к национализму даже в его либеральной, демократической и конституционной форме — грубое заблуждение. Оно означает поддержку любых, в том числе деспотичных многонациональ­ных государств. Представление о национализме как устаревшем явле­нии из архаического прошлого — это предубеждение, которое не соот­ветствует политической практике. Не все случаи сепаратизма плохи, а политика поддержки целостности многонациональных государств — хороша. Справедливо заключение М. Линда о том, что отделение одной нации (а иногда и нескольких) не означает, что каждое многонациональ­ное государство готово рухнуть, как карточный домик. М. Линд утвер­ждает, что многонациональность государства не является непреодоли­мым барьером для его демократизации. Важно разработать механизм разделения власти между этническими группами. Он приводит пример Швейцарии, Бельгии, Канады. Не надо бояться и сверхмощных госу­дарств типа Советского Союза, если они создаются на добровольных началах. Не очень ясно из рассуждений М. Линда, какой же национа­лизм можно считать либеральным. Очевидны лишь условия, выделен­ные им: возможность свободного выбора человеком своей национально­сти и обеспечение прав культурных меньшинств, притом что обеспече­ние прав культурных меньшинств (выделения, соединения этнических групп) осуществляется мирными средствами.

В последнее время вышли и другие работы, в которых обсуждается либеральный национализм. В статье В. Коротеевой «Существуют ли общепризнанные истины о национализме?» дан их обзор и сделан вы­вод, что у сторонников либерального национализма доминируют две темы: оправдание нации как основы политического сообщества и пере­распределительной экономической политики и способы демократиче­ского разрешения проблем сепаратизма13. Автор обращает внимание на материалы дискуссии, проведенной журналом «Нации и национализм» в связи с выходом книги Д. Миллера «О нации». Д. Миллер оспаривает положение, что национализм — идеология правых сил, поддерживаю­щих авторитарные режимы, враждебные либерализму и демократии, и утверждает, что либеральный национализм предполагает комбина­цию социальной демократии внутри страны с «исключительно либе­ральной доктриной формального равенства на международной арене» (при этом по Д. Миллеру идея социальной справедливости живет толь­ко внутри сообщества, «имеющего представление об общей судьбе»).

Б. О’Лири, участвовавший в дискуссии, обратил внимание на соблю­дение либеральных требований в отношении меньшинств. Действитель­но, нередко добившиеся суверенитета народы в новых государствах не соблюдают прав меньшинств. Б. О’Лири считает, что либеральное об­щественное мнение должно добиваться введения процедур и мер пре­досторожности, гарантирующих коллективные права меньшинств и индивидуальные права человека 14. Но все это больше, как замечает В. Коротеева, «советы просвещенному общественному мнению», меж­ду тем как отсутствуют институты и согласованные политические про­цедуры реализации предлагаемых мер 15.

Обсуждение проблем либерального национализма оживилось не слу­чайно. Этнические чистки, агрессивный сепаратизм, декларирование самоопределения — все связанные с этими явлениями проблемы при­ходится и западному сообществу теперь решать не «за морями», а в сво­их или соседних государствах.

На постсоветском пространстве этнонационализм стал реальностью на значительных территориях. И не так важно, что в одних республи­ках, зная современные трактовки национализма, идеологи открыто при­знают себя националистами — сторонниками по возможности большей самостоятельности (не обязательно сецессии), а в других, опираясь на советские представления, упорно говорят, что национализма у них нет, его «завозят» из Москвы или «западных стран»16. Реально национализм в тех или иных проявлениях есть. Учитывая российскую традицию по­нимания национализма, скажем мягче — есть национальный региона­лизм. В такой ситуации важно поддержать те его виды и формы, кото­рые в наименьшей степени препятствует процессу либерализации и демократизации.

Поэтому подведем некоторые итоги дискуссий, которые прошли в мировой литературе по проблемам возможности либерального нацио­нализма и демократии и позволяют выделить принципы и нормы, даю­щие возможность относить конкретный национализм (национальный регионализм) к либеральному. Затем мы обратимся к опыту российских республик и, опираясь на выявленные характеристики в дискурсе, по­литике и практике, попытаемся перейти от рассуждений о состоянии умов к реальности. Таким образом, речь пойдет о возможности либе­рального этнонационализма в республиках — государствах (так они зафиксированы в Конституции 1993 г.), функционирующих в условиях «разделенного суверенитета».

О либеральном национализме можно говорить, если: государственность декларируется от имени граждан, проживающих на территории республики, или народа в понимании сообщества людей, проживающего на данной территории (или народов, этнонаций, нацио­нальностей, живущих в республике);

устройство государства в республике можно отнести к либерально­демократическому типу, обеспечивающему верховенство законов, все­общее избирательное право, представительный характер власти, вы­борность власти как формы реализации принципа представительства, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

обеспечивается политическое и правовое равенство граждан, в том числе право быть избранным на государственную должность;

допускаются плюрализм и свобода политической деятельности, сво­бода слова, право формулировать и отстаивать политические альтер­нативы, возможность внутренних разногласий при обсуждении ценно­стей, идеалов, в том числе национальных, этнокультурных, лингвисти­ческих, сути самой общности и ее границ в приемлемых для дискути­рующих сторон формах, избегающих экстремизма и насилия;

наличествуют политические институты, обеспечивающие разнообра­зие культур, права меньшинств;

обеспечивается свободное право личности на выбор национальности. В условиях современной демократии или «глобальной демократиче­ской волны» признается наиболее желательной легитимность властных структур, достигаемая в рамках демократических процедур (хотя ле­гитимность и демократия, как подчеркивает известный специалист в области демократических транзитов А. Мельвиль, — понятия, которые смешивать нельзя 17. Легитимность власти, достигаемая на основе сво­бодных и честных выборов, означает единство жителей республики, желание ее граждан различной этнической принадлежности доброволь­но жить вместе.

Большинство перечисленных принципов характерно для развитых или, как говорят, консолидированных демократий. Это практически идеал. Но я согласна с А. Мельвилем в том, что пытаться на все времена и для всех народов сформулировать такой идеал «означало бы впасть в опасную иллюзию». Действительно, «демократия — это процесс, про­цесс развития, расширения и обновления идей и принципов, институ­тов и процедур»18. И потому Дж. Маркофф говорит о демократии как о постоянно ускользающей цели, к которой стремятся, но практически никогда в полной мере не достигают сменяющиеся поколения демокра­тов.

Также и либеральный национализм способен обновляться в своих принципах, институтах, процедурах, оставаясь целью, к которой нацио­нально ориентированные общественные силы, лидеры, властные струк­туры проявляют готовность стремиться, хотя не всегда и не во всем ее достигают.

Сама демократия не гарантирует решения многих проблем: всеоб­щего благоденствия, мира, в том числе решения национальных проблем. Тем более этого не может обеспечить общество перехода к демократии. Не будем забывать, что и народы, которые теперь имеют разделенный суверенитет, еще живут в состоянии реакции на недавнее историче­ское прошлое, когда реальной власти в республиках не имели, а их куль­тура, язык не были равны русским (и далеко не во всем сейчас могут считаться таковыми).

Учитывая все это, интересно посмотреть, прослеживаются ли какие- то черты, присущие либеральным формам национализма, в российских республиках. Поскольку нет возможности проанализировать ситуацию во всех республиках, рассмотрю дискурс, политику и элементы практи­ки в Татарстане и Туве. Эти две республики в процессе суверенизации пошли дальше всего (исключая Чечню). В их конституциях содержатся положения о верховенстве республиканских законов над общефедераль­ными и приоритетном праве на использование ресурсов. Татарстан на­зван в Основном законе республики независимым государством, субъ­ектом международного права, ассоциированным с Российской Федера­цией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и пред­метов ведения (ст. 1). Конституционный конфликт, как известно, был урегулирован на основе Договора о разграничении полномочий и пред­метов ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Татарстан. Договор был результатом компромисса, подписан он на основе конституций России и Татарстана, которые по ряду важных положений не совпадают. С пра­вительством Тувы договор не подписан. В Конституции Тувы есть поло­жение о праве выхода из состава Российской Федерации, и это является основным препятствием для подписания Договора.

Однако с точки зрения оценки либеральности национального регио­нализма (так мы обозначили то, что называют национализмом или, точ­нее, субнационализмом по международной трактовке) в Конституции Татарстана содержатся практически все основные принципы демокра­тического устройства государства. Суверенитет провозглашен от име­ни «многонационального народа Татарстана» (ст. 1), таким образом, но­сителем государственности является не только титульная националь­ность — татары. В Конституции Татарстана, как и в федеральной Кон­ституции, зафиксированы права и свободы человека и гражданина, со­ответствующие принятой ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту о гражданских и политических пра­вах, Международному пакту об этнических, социальных и культурных правах (1966 г.), Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений и других прав и свобод человека.

Основные права и свободы человека отражены и в Конституции Тувы. Но в ней не сказано, от чьего имени провозглашен суверенитет, кто яв­ляется носителем государственности. И русские активисты считают, что это не случайная оплошность, а способ не фиксировать их как государ­ствообразующую общность.

По Конституции Татарстана все его жители имеют право на граж­данство; закон закрепляет право на двойное гражданство — татарстан­ское и российское. В связи с выдачей гражданам новых паспортов спор­ным оказался вопрос о возможности получения татарами, живущими в других субъектах Федерации, гражданства Татарстана. Это могло за­метно изменить соотношение представительства национальностей в представительных органах, а также во время референдумов (в респуб­лике по Всесоюзной переписи 1989 г. татары составляли 48%, а по оцен­кам на середину 90-х годов — 51%)19 и потому конфликтно воспринима­лось и в Татарстане, и в Центре. Но это вопрос практический, а от обо­стрения противоречий руководство Татарстана постаралось уйти.

В Туве уже в Конституции заложены ограничения принятия граж­данства по национальности. Там говорится, что «порядок приобретения гражданства определяется с учетом демографической ситуации в Рес­публике Тыва и способствует обеспечению устойчивого преобладания коренной нации...» (ст. 31). По данным переписи 1989 г. тувинцы состав­ляли в республике 64%20. Положение, ограничивающее гражданство по этническому признаку, было принято под впечатлением деятельности национальных движений в прибалтийских республиках, где изменение этнического состава квалифицировалось как имперская политика, обес­печивающая влияние Центра. Тем не менее это положение не может быть оценено иначе как дискриминационное.

Специальные статьи конституций республик устанавливают равно­правие граждан независимо от национальности (ст. 3, 20, 21, 22, 29, 35, 53 Конституции Татарстана, ст. 5, 10, 31, 233 Конституции Тувы). В Кон­ституции Татарстана содержатся следующие положения: «Взаимное уважение, добровольное и равноправное сотрудничество... граждан всех национальностей составляет социальную основу Республики Татар­стан» (ст. 3), «Долг каждого гражданина Республики Татарстан — ува­жать честь и национальное достоинство других граждан» (ст. 53); «раз­жигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» за­прещается (ст. 6).

Более или менее сходные положения есть и в Конституции Тувы, так же как и других российских республик. Но по закону в Татарстане за­креплено два государственных языка, в Туве же государственным язы­ком является только тувинский (ст. 33).

Культурный плюрализм в Татарстане нашел отражение не только в Конституции, но и в реальной жизни. Скажем, Конституцией гаранти­ровано право пользования родным языком (ст. 20), обучения на нем в школе (ст. 41). И реально на русском училось более 90% русских детей, остальные — по свободному выбору. Есть в республике и удмуртские, и чувашские школы. Известно, что из Удмуртии туда приезжали учите­ля изучать опыт сельских школ по преподаванию на удмуртском языке.

В обеих республиках реализуется право на культурную автономию. И хотя сами общества нетитульных национальностей не столь много­численны, особенно в Туве, все же важно, что они имеют право на суще­ствование.

Конечно, и в республиках, дальше продвинувшихся в создании граж­данского общества, либерализации и демократизации, есть конститу­ционные положения, которые воспринимаются нетитульными нацио­нальностями как ущемление их прав. К ним относится положение, со­гласно которому избранным главой республики (президентом) может быть только ее гражданин, владеющий языком титульной националь­ности и русским. Поскольку среди нетитульных национальностей язык народа, давшего название республике, знают очень немногие, большин­ство их не может баллотироваться на этот пост. И в 1998 г. такое поло­жение стало препятствием для реального претендента на пост прези­дента в ходе избирательной компании в Башкирии.

Одним из принципов демократии и либерализма, как уже указыва­лось, является свобода политической деятельности, возможность внут­ренних разногласий при обсуждении самой сути нации и ее ценностей, идеалов. Естественно, наиболее активное формирование политических объединений происходило в период подъема национального движения, который пришелся на конец 80-х — начало 90-х годов. Именно тогда в Татарстане была создана наиболее известная партия, выражающая цен­тристски ориентированные интересы татар, — Татарский обществен­ный центр (ТОЦ), затем Всетатарский общественный центр (ВТОЦ), а также крайне радикальное объединение «Иттифак» («Согласие») и дру­гие объединения — «Суверенитет Татарстана», «Ватан» («Родина»), Общество Ш. Марджани и пророссийские или больше выражающие ин­тересы русских «Равноправие и законность», «Народовластие», Граж­данский союз, «Согласие» и отделения общероссийских партий. Альтер­нативность мнений, суждений, доктрин и лозунгов была представлена в дискурсе сполна. Если официальные идеологемы строились вокруг строительства демократического общества равных возможностей, обес­печения равного партнерства национальностей (русские при этом очень редко назывались национальным меньшинством, и в фразеологии офи­циальных лиц часто использовался термин «народы-партнеры» или про­сто «русские»), создания федерации снизу, на добровольных началах, на основе равноправных договоров, то крайняя оппозиция выдвигала требования полной независимости, призывала к этническим чисткам.

На митингах, собиравшихся в основном ТОЦ и ВТОЦ и насчитывав­ших 10—15 тыс. человек (бывало и до 50 тыс.), можно было увидеть ло­зунги «Защитим суверенитет», «От империи к союзу освобожденных народов», «Экономическая самостоятельность», «Москва! Верни нам 250 млн нефтедолларов! Мы построим свой Кувейт!», «Татарстан не дой­ная корова». На митингах «Иттифака» были лозунги «Независимость!», «Русские — вон из Татарстана!», «Русские — оккупанты», «Москва — оплот колониализма», «Навеки с Россией — навеки в рабстве». «Итти- фак» собирал на митинги не более 250 человек.

Правительство сдерживало национальный экстремизм. Большинст­во понимало, что радикалов немного. Согласно опросам 1994 г., которые мы проводили в Татарстане по проекту «Посткоммунистический нацио­нализм, этническая идентичность и регулирование конфликтов в Рос­сийской Федерации»21, сторонников «Иттифака» было не более 2—4%. Но все же подобные открытые требования и лозунги оставляли следы. Свыше 35% русских и 25% татар в 1991 г. оценивали межнациональные отношения как «очень напряженные», а 50% и тех и других чувствова­ли, что «межнациональное напряжение ощущается»22.

После 1994 г. деятельность общественных движений в Татарстане, как и в других республиках, пошла на спад (здесь не анализируется особый случай Чечни). Но идеологические и политические дискуссии продолжаются. Так, обсуждается, может ли быть сформирована граж­данская нация — татарстанцы. В качестве сторонника такой возмож­ности выступает государственный советник, директор Института ис­тории в Казани Р. Хакимов. Его постоянный оппонент — сотрудник это­го же института, один из идеологов ТОЦ Д. Исхаков, сомневающийся, что татарскую культуру сейчас можно оценивать как «высокую» (по Геллеру), т. е. такую, на основе которой можно сформировать нацию — согражданство, и считающий, что паритет культур в республике нель­зя осуществлять до того, пока татарскую культуру не компенсировали после дискриминации в советский период23.

В республике дискутируется языковая политика: насколько можно форсировать переход высшего образования на татарский язык, введе­ние оплаты за знание двух языков, кому доплачивать — всем или толь­ко русским, использующим два языка, когда вводить обязательное зна­ние двух языков для работников ряда профессий и др.

Русские и представители других нетитульных национальностей чув­ствуют, что их потеснили во властных структурах. Хотя, как показыва­ют наши опросы, уже в 1998 г. среди русских понизивших свой соци­альный статус было примерно столько же, сколько среди татар (в Каза­ни — соответственно 16,8% и 15,6%, что по условиям выборки с возмож­ностью отклонений в 5% означает отсутствие значимых различий). Но все же для устройства «на самую лучшую работу», как считают 72% русских, у татар возможностей больше. Среди татар поддерживают это мнение 38%.

В оценке своего материального положения русские и татары практи­чески не различаются. И в 1998 г., и в 1997 г. абсолютное большинство русских и татар межэтнические отношения оценивали как благоприят­ные, хотя среди русских в 1997 г. по сравнению с 1994 г. увеличилась (с 8% до 25%) доля эгоцентриков, считавших, что «все средства хороши для защиты интересов нации», — их стало столько же, сколько среди татар.

Любопытно, что в конце 90-х годов дискуссии все чаще переходят от национальных, идеологических тем к политике. Так, обсуждается воз­можность введения местного самоуправления на основе выборов, а не назначений, предоставления возможности избираться в Госсовет по партийным спискам. Как это ни причудливо выглядит, в борьбе за вве­дение партийных списков объединились национально ориентированные демократы и коммунисты, в том числе пророссийски настроенные. В июле 1999 г. они проводили митинги с требованием привести избира­тельный закон республики в соответствие с законодательством Россий­ской Федерации.

Знаменательно, что руководство Татарстана постоянно демонстри­рует возможность обсуждения разногласий (прежде всего, конечно, с Центром) в приемлемых для сторон формах. Так решался в 1999 г. во­прос о продлении соглашений, заключенных после подписания догово­ра 1994 г.

Сложен для Татарстана вопрос соблюдения паритета конфессий. Число мечетей растет в республике быстрее, чем количество православ­ных церквей, верующих среди татар больше, чем среди русских (среди городского населения по опросам 1997 г. соответственно 81% и 74%, в селах — более 90% верующих)24, а главное, готовых жертвовать на строительство религиозных зданий среди мусульман больше.

Идеологи центристского направления постоянно напоминают, что среди татар доминирует ислам джадидистского толка («открытый», «западного толка»). Тем не менее среди радикальных националистов есть и сторонники фундаменталистского ислама. Властным структурам в этих условиях приходится лавировать, искать примирительные ме­ханизмы. Так, в Казани кресты православного храма в Кремле, кото­рый стоит на холме, выше недалеко стоящей башни Сююмбеки. Было решено на башне водрузить шпиль с полумесяцем, который простран­ственно выровнял бы эти символы веры.

Примечательна была реакция президента Татарстана на заявления некоторых политологов, поспешивших найти в движении «Вся Россия» исламскую специфику: среди инициаторов блока — М. Рахимов, Р. Аушев, А. Джаримов. М. Шаймиев заявил: «Кто так думает, глубоко ошибается. Среди инициаторов нашего блока большинство — губерна­торы российских краев и областей, например, В. Яковлев, П. Сумин, Л. Полежаев, А. Гужвин и другие. Объединились и русские, и предста­вители других национальностей и различных религий, что неимоверно важно в нашей стране» (курсив мой — Л. Д.). Еще один раскол на кон­фессиональной основе — это «страшно и недопустимо».

Политику конфессионального согласия президент Татарстана про­демонстрировал указом, по которому одновременно возрождаются ме­четь Кол-Шариф и Благовещенский собор. В Казани гордятся тем, что открыт Дом дружбы народов, верующим возвращена синагога, общими праздниками стали День Республики и Сабантуй, проводятся Шаля­пинский (оперный) и Нуриевский (балетный) фестивали25.

Иная ситуация в Туве. Оппозиционные партии здесь были, прежде всего «Хостуг — Тыва», но они и в начале 90-х годов и тем более теперь не являются по-настоящему влиятельными. Оппозиция оживлялась здесь в период выборов, но в основном конкурируют центристская На­родная партия суверенной Тувы и Тувинская республиканская партия коммунистов. И даже в период более активных действий при подготов­ке республиканской Конституции требования, идеологемы были доста­точно однообразны: «Москва сделала всех бедными», «Тувинцы хотят достойной жизни», «Суверенитет», «Равенство». Между тем обстанов­ка в республике была в начале 90-х достаточно сложной. В 1990 г. здесь был открытый насильственный межгрупповой конфликт, после кото­рого за год 10 тыс. русских покинули республику. Отток русских, уже не в таких размерах, продолжался и впоследствии.

В идеологической и политической сфере здесь не заметно сущест­венных дискуссий об альтернативах развития наций. Более или менее обсуждается, какие элементы культурного багажа следует взять в «зав­трашний день». В русской среде (иногда в печати, чаще в кулуарах) об­суждается вопрос участия во власти на уровне республиканских орга­нов и местной власти, конкретных учреждений.

«Политическая крыша» в виде разделенного суверенитета у тувин­цев есть. Но вот оформленная идеология прав народа, прав человека, их соотношений едва просматривается, главным образом по законода­тельным документам, о которых говорилось выше. В отличии от Татар­стана, где формируется идеология «мы татарстанцы», или Якутии, где используется идеологема «мы — якутяне»26, в Туве идеологема граж­данского, межэтнического единства не декларируется. Это, возможно, одна из причин того, что межнациональные отношения здесь оценива­ются, по данным наших опросов 1994 г., вдвое хуже, чем в Татарстане. Некоторые тувинские идеологи говорят о возможности федеративно­конфедеративных и, может быть, конфедеративных отношений в пер­спективе, но не сецессии27.

Наиболее спорным при совмещении либерализма и национального регионализма является как раз отношение к сепаратизму и сецессии (я еще раз употребляю понятие национального регионализма или этноре- гионализма теперь, после обсуждения основных идеологем в дискурсе, анализа элементов политики и практики в российских республиках, надеюсь, с большим основанием). В этнонационализме народов, дающих название республикам, со всей очевидностью выражено стремление к возможно большей политической и экономической самостоятельности, и это одна из важнейших доктрин национализма. Но основные общест­венные силы, стоящие у власти, да и авторитетные интеллектуалы прак­тически не декларируют необходимость подчинения личности воле и интересам этнонации, а это другой важнейший постулат национализма.

Патриотизм, любовь к своей земле, культуре поощряются, но в ме­четь насильно не ведут и язык изучать не принуждают, тем более не заставляют жертвовать жизнью во имя народа. Среди части интелли­генции «манкуртизм», космополитизм не поощряется, но другие к это­му безразличны, абсолютное большинство не поддерживает агрессив­ный национализм и этноизоляционизм. Поэтому национализм в боль­шинстве российских республик во многом родствен регионализму и на примере Татарстана выглядит либеральным или близким к либераль­ному. Именно для такого национализма характерен не агрессивный и фанатичный, а рациональный подход к сепаратизму. Через год после заключения Договора о разграничении полномочий и предметов веде­ния М. Шаймиев писал: «Для нас суверенитет означает возможность самим добровольно определять ту долю полномочий, которую мы ос­тавляем себе, и ту долю полномочий, которую делегируем России». В августе 1996 г. на международном форуме «Предупреждение смерто­носных конфликтов: стратегия и институты» он напомнил: «Я всегда подчеркивал, что Татарстан требует в сложившихся условиях права самостоятельного развития», но не нарушения целостности Российской Федерации 28.

События в Чечне и Косово вызвали резкое осуждение и самоопреде­ления, и сепаратизма даже среди ученых и политиков, считающих себя демократами. Утверждается, что для сепаратистов самоопределение — это всегда отторжение общего государства, политическое и культурное разделение, хотя самим пишущим29 ясно, что это далеко не всегда так. Сепаратизма в мире, как говорится, хоть отбавляй, а на сецессию, тем более вооруженную, идут немногие. Говорят, что социалистические страны создали «прекрасный материал для сепаратизма, положив... эт­нический фактор в основу внутреннего государственного устройства и вложив огромные ресурсы в образование и культурное развитие мень­шинств», и «поддержка меньшинств... несостоятельна»30. Но сепаратизм есть не только на «посткоммунистическом пространстве». И большеви­ки, а потом советское государство развивали так называемые нацио­нальные регионы не из альтруизма, а исходя из необходимости индуст­риализации всей территории. Они стимулировали образование в среде всех народов не только во имя гуманизма, но и руководствуясь потреб­ностью в квалифицированных кадрах и понимая, что «государство силь­но сознательностью масс», ведь через образование передавались абсо­лютному большинству населения государственная идеология, необхо­димые нормы и ценности. Модернизацию любой страны без образова­ния населения осуществить нельзя.

Залп эмоциональной критики, видимо, объясняется тем, что урегули­ровать конфликты не всегда удается. Но не стоит ли сосредоточить внима­ние на обсуждении условий, при которых самоопределение народы пред­почитают не в форме отделения, а в виде разных типов автономий, и на­ционализм (в российском случае чаще этнонациональный сепаратизм) уда­ется перевести в либеральные формы. Такие условия, естественно, быва­ют объективными и субъективными. К объективным условиям, повышаю­щим готовность к либеральным формам, можно отнести:

  1. Этнический состав территории. Чем меньше доля титульной на­циональности, тем больше она должна считаться с волей другой части населения, думать об обеспечении поддержки с ее стороны, либерали- зировать этническую политику, выдвигать цели и задачи, которые бу­дут обеспечивать единство всего полиэтнического сообщества.
  2. Территориальное положение. Если республика или самоопреде­ляющаяся этническая общность не имеет внешних границ, ей трудно ставить целью сецессию, радикальный сепаратизм. Все ставшие само­стоятельными бывшие союзные республики СССР, так же как и Абха­зия, Южная Осетия, Карабах, Чечня, имели внешние границы. Отсут­ствие таких границ ставит ограничение на сепаратизм и стимулирует поиск мирных решений.
  3. Ресурсы группы, заявляющей о своих притязаниях, уровень ее модернизации. Речь идет не только о материальных ресурсах, обеспе­чивающих самодостаточность жизнедеятельности, но и об интеллекту­альных. Чем сильнее слой интеллектуалов, чем больше среди них ком­петентных людей, знакомых с мировым опытом и международными подходами к решению этнонациональных проблем, тем больше шансов на возможность вести переговоры на уровне учета интересов сторон. Особенно важен состав политической элиты, уровень ее профессиональ­ной подготовки. Эстонцам достигать более или менее либеральных пу­тей решения национальных проблем было заметно легче, чем, напри­мер, молдаванам. У татар в этом отношении больше возможностей, чем, скажем, у чеченцев или тувинцев.

Возможность либерального национализма зависит также от внутрен­них и внешних субъективных факторов.

  1. Чем выше легитимность и устойчивость центральной власти, ее сплоченность, организованность, тем меньше шансов у регионалов иг­рать на противоречиях, доходить до ультимативных форм взаимодей­ствия, и в то же время им легче договариваться о разделении полномо­чий и предметов ведения.
  2. Велико значение государства, развития в нем демократических структур, обеспечивающих участие во власти представителей народов, их голос в средствах массовой информации, наличие в государственной структуре устойчивых механизмов регулирования конфликтных ситуа­ций.
  3. Нельзя ожидать либерализации этнонационализма, ослабления сепаратизма, если в государстве происходит эскалация национализма шовинистического толка, если в распределении общегосударственных ресурсов присутствует волюнтаристский момент, наличествуют кли- ентарные отношения.
  4. Всегда приходится иметь в виду, что перепроизводство образован­ных людей создает препятствие для продвижения, карьеры и стимули­рует недовольных к использованию культурных притязаний. Национа­лизм становится потенциальным средством выражения фрустрации и интеллектуальной невостребованности, бунтом «маргиналов»31. Поэто­му, кстати, стабилизируют эскалацию этнонационализма те руководи­тели республик, которым удается включать в правительственные струк­туры или использовать иными путями потенциальных неэкстремист­ских идеологов национализма. Примеры Татарстана и Якутии демон­стрируют достаточно успешное использование такого способа «туше­ния» экстремизма.
  5. Все более значимым становится внешнее влияние. Надежда на под­держку или, наоборот, осуждение мировым сообществом несомненно корректирует поведение лидеров как на сепаратизирующихся терри­ториях, так и в Центре. Более четкое определение мировым сообщест­вом позиций по вопросу о возможных формах самоопределения, об от­ношении к Хельсинкским принципам, об отношении к экстремизму, тер­роризму, обучение политиков, лидеров общественных движений, уче­ных решению этнических проблем, обеспечению мирного сожительст­ва людей разной этнической принадлежности — это более надежный способ, чем демонстрация силы при регулировании конфликтов.

Естественно, далеко не всегда эти условия наличествуют, чтобы обес­печить либеральные формы национализма. И даже при их соблюдении не всегда достигаются желаемые цели. Тем не менее именно они созда­ют или расширяют возможность либерального национализма или этно- регионализма.

Леокадия Дробижева

Из сборника «Реальность этнических мифов», 2000 г.

Московский центр Карнеги

Примечания

1              Lind M. In Defence of Liberal Nationalism // Foreign Affairs. — 1994. — Vol. 73. — № 3. — May—June. — P. 87. Пер. на рус. яз: Линд М. В защиту либерального национа­лизма // Панорама-Форум. — 1996. — № 1.

2       Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. — Новосибирск, 1967. — С. 193.

3              Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов / Л. М. Дробижева, А. Р. Аклаев, В. В. Коротеева, Г. У. Солдатова. — М., 1996. — С. 49.

4              Геллер Э. Нации и национализм. — М., 1991. — С. 23; Breuilly J. Nationalism and the State. — Manchester, 1982. — P. 3; Демократизация и образы национализма... — С. 18; Коротеева В. В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. — 1997. — Т. 2. — № 3. — Лето. — С. 185.

5              Rustow D. Transitions to Democracy. — London: Routledge, 1970. — Р. 53; Мель- виль А. Ю. Демократические транзиты. — М., 1999. — С. 33.

6       Мельвиль А. Ю. Указ. соч. — С. 33.

7       Kohn H. The Idea of Nationalism. — New York: McMillan, 1967. — Р. 329—331.

8              Подробнее на русском языке об историографии национализма см.: Коротеева В. В. Указ. соч.

9       Smith A. The Ethnic Origins of Nations. — Oxford, 1986. — Р. 149.

10            Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. — Cambridge, Mass., 1992. — Р. 9—11.

11            Deutsch K. Nationalism and Social Communication: An Inquiry into the Foundations of Nationality. — Cambridge, Mass.: MIT Press, 1966.

12     Демократизация и образы национализма...

13     Коротеева В. В. Указ. соч. — С. 197.

14            O’Leary B. Insufficiently Liberal and Insufficiently Nationalist // Nations and Nation­alism. — 1996. — Vol. 2. — Pt. 3. — Р. 444.

15     Коротеева В. В. Указ. соч. — С. 201.

16            Говорит элита республик Российской Федерации: 110 интервью Леокадии Дроби- жевой. — М., 1996. — С. 57.

17     Мельвиль А. Ю. Указ. соч. — С. 15.

18     Там же. — С. 17.

19            Национальный состав населения РСФСР: По данным Всесоюзной переписи насе­ления 1989 г. — М., 1990. — С. 123—152.

20     Там же.

21            Проект осуществлялся при финансовой поддержке фонда Д. и К. Мак-Артуров в Татарстане, Туве, Якутии, Северной Осетии. Руководитель проекта Л. Дробижева. Участники проекта: А. Аклаев, З. Анайбан, У. Винокурова, Х. Дзуцев, В. Коротеева, А. Ко­ростелев, И. Кузнецов, В. Малькова, Р. Мусина, С. Рыжова, Г. Солдатова.

22            Мухаметшин Ф. Н., Исаев Г. А. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения. — Казань, 1998. — С. 145.

23            Исхаков Д. М. Модель Татарстана: «за» и «против» // Панорама-Форум. — 1995. — № 1. — С. 58—67.

24            Данные результатов опросов по Проекту «Межэтнические границы: факторы ста­бильности и конфликтности» // Язык и религия в межэтническом взаимодействии / Отв. ред. Л. М. Дробижева, сост. И. М. Кузнецов. — М., 1998. — Вып. 3. — С. 17—19.

25       Республика Татарстан. — 1999. — 25 мая.

26       Говорит элита республик Российской Федерации... — С. 240.

27       Там же. — С. 132.

28              Известия Татарстана. — 1995. — 15 февр.; Шаймиев М. Значение опыта Татарстана для предупреждения и урегулирования конфликтов // Панорама-Форум. — 1997. — № 1. — С. 2.

29       Тишков В. Феномен сепаратизма // Независимая газ. — 1999. — 28 июля.

30       Там же.

31       Kedourie E. Nationalism in Asia and Africa. — New York, 1974. — Р. 43, 99.

 

 

Читайте также: