ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Методология и методы этносоциологических исследований
Методология и методы этносоциологических исследований
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 06-08-2015 10:10 |
  • Просмотров: 5347

Этносоциология по историческим меркам сравнительно моло­дая научная дисциплина, так называемый «рубикон». Точкой от­счета для ее появления в СССР, по мнению большинства российских ученых, является начало 1960-х гг., когда в научный оборот включа­ется термин «этносоциология» и ясным становится контур этносо­циологических исследований, их методология и методика [1].

Отметим, что в Советский Союз новомодное западное течение в социологии пришло во время хрущевской «оттепели», реабилити­ровавшей социологию, что позволило Институту этнографии АН СССР обратиться к предметному полю этносоциологии урбанизи­рованного советского общества. Главным инициатором и вдохнови­телем таких исследований стал директор института, маститый совет­ский этнолог Ю.В. Бромлей, набравший команду из перспективных социологов И.С. Кона, О.И. Шкаратана, Ю.В. Арутюняна, исследова­тельский интерес которых фокусировался в области социологии личности, урбансоциологии, сельской социологии, а также молодых этносоциологов, среди которых М.Н. Губогло начинал работать в области языковых процессов, Л.М. Дробижева изучала межличност­ные национальные отношения [2, с. 12]. Методологическая база изу­чения современных этнических процессов, динамики этнического состава населения (рождаемость, смертность, естественный при­рост) была заложена в работах В.И. Козлова, Л.В. Хомич [3].

Обобщающими трудами по этническим процессам стали кол­лективные монографии «Современные этнические процессы в СССР», «Этнические процессы в современном мире», вышедшие в середине 1970-х - конце 1980-х годов [8]. В этих трудах была пред­ставлена полная классификация этнических процессов, которые бы­ли подразделены на этноэволюционные и этнотрансформационные [4, с. 16]. Был дан анализ проявлений современных этнических про­цессов в материальной и духовной культуре различных этносов, языковой жизни, семейно-бытовой и обрядовой сфере. Несмотря на огромную научную и практическую значимость первого коллектив­ного исследования, его недостатком является явная тенденциозность авторов, когда из всех видов этнических процессов на первое место ставились ассимиляционные в угоду советской доктрины «советского народа» и «общесоветской культуры», нивелирующей самобытность культур различных этносов.

В начале 1990 -х годов начался совершенно новый этап исследо­вания этнических и этнокультурных процессов. Распад Советского Союза, появление молодых суверенных государств, демократизация политической жизни, рост межэтнических конфликтов - все эти бурные политические события вызвали рост этнического самосозна­ния, чем воспользовались элиты этнических общностей для реали­зации политических целей. Настало время для объективного анали­за, избавленного от влияния идеологических штампов, националь­но-языковых отношений, перекосов в национальной политике (ру­сификация в языковой сфере, сокращение сети национальных школ, отсутствие внимания к развитию культуры малых народов и др.). Л.М. Дробижева, М.Н. Губогло опубликовали содержательные ста­тьи в сборниках «Современные этнические процессы в СССР и СФРЮ» и «Национально-языковые отношения в СССР. Состояние и перспективы» [5].

В настоящее время наиболее устоявшейся точкой зрения на предмет этносоциологии является определение Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой и А.А. Сусоколова: «...изучение социальных аспек­тов развития и формирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллек­тивного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды» [6]. При­веденная дефиниция подчеркивает междисциплинарность новой дисциплины, использующей инструментарий социологии и этноло­гии в изучении этносов в моно- и полиэтнических средах, акценти­руясь не на этнокультурной проблематике, где в качестве основного предмета является выявление традиций и инноваций, а на социоло­гической. Именно поэтому в этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу, которая является элементом социальной структуры общества, по­груженного в определенный исторический контекст.

Проблематика этносоциологических исследований первона­чально была очерчена следующим кругом вопросов: социальная структура этносов и наций, их мобильности в многоэтничном обще­стве; этнические особенности социальных изменений (прежде всего, в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспо­рах), тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социаль­ных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и общесоюзная миграция, этническая специфика внутрисемейных от­ношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных соци­альных группах; соотношение современной и традиционной культу­ры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дис­танции; этническое самосознание, авто- и гетеростереотипы, внут- риэтническая солидарность; этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерант­ность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и со­циально-психологические основы межэтнических конфликтов [7].

Особое внимание этносоциология уделяет изучению механизма взаимосвязи собственно этнических и социальных явлений в совре­менном обществе - этнических процессов в различных социальных группах и социальных процессов в различных этнических общно­стях. По словам Г.Т. Тавадова, этносоциология стремится раскрыть социальную обусловленность этнических черт культуры и быта, ценностных ориентаций, трудового и досугового поведения, обыча­ев, обрядов, межличностных этнических отношений, выявить этни­ческие особенности таких явлений и процессов, как отраслевая и профессиональная занятость, миграционная и трудовая мобиль­ность, демографическое и социальное воспроизводство и т.д. По­скольку этническая специфика наиболее наглядно проявляется в сфере культуры и быта и воспроизводится прежде всего через се­мью, постольку в этих областях и сосредотачиваются исследования по этносоциологии [8, с. 27].

В начале 1990 -х годов круг проблем этносоциологии пополнил­ся новыми, возникшими на постсоветском пространстве, а именно: социальные аспекты конфликтных ситуаций и постконфликтного урегулирования; реакция социальных групп на обретение государ­ственного суверенитета, придание языку титульного этноса статуса государственного языка, возрождение национальной культуры; влияние новых социальных иерархий на межэтнические отношения, в том числе представленность во властных структурах этнических групп, т. е. вопросы доступа во власть для представителей различ­ных этносов в суверенных республиках; новые статусные роли взаи­модействующих групп; экономический национализм, т. е. мобили­зация этнических чувств для получения права контроля за ресурса­ми (готовность этноса заниматься определенным бизнесом); форми­рование новых идентичностей и солидарностей (к примеру, на кон­фессиональной, политической почве), соотношение гражданской, региональной, этнической, а также амбивалентной идентичностей; социальная обусловленность толерантности и инотолерантности; внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в РФ, межгосударственная миграция; социальные аспекты адаптации но­вых миграционных потоков; роль традиционализма в процессах мо­дернизации, постиндустриальном развитии [9, с. 19].

Как мы видим, этносоциология с помощью методики социоло­гических исследований исследует социологические параметры об­щества через призму этничности, а также проявления этничности в иерархии социальных структур. Историческое развитие в советский период, процессы глобализации привели к чрезвычайной этниче­ской мозаичности евразийского пространства, что привело к уточ­нению предмета этносоциологии, изучающей этносоциальные про­цессы не в этноцентрированном русле, как это свойственно этногра­фии, а в аспекте полиэтничности локальной социальной общности.

Междисциплинарность этносоциологии предопределила ис­пользование историко-этнографических (метод системного анализа, ретроспективный, сравнительно-исторический, проблемный, метод полевого наблюдения и пр.) и специфических социологических ме­тодов (массовые этностатистические опросы в виде анкетирования и интервьюирования, глубинные проблемно ориентированные, полу- структурированные интервью, контент-анализ текстов, включенное наблюдение, шкалирование, тестирование и пр.). В конце 1960-х - начале 1970-х гг. в секторе социологических исследований Института этнографии АН СССР Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева на страни­цах своих публикаций [10] обобщили результаты применения но­вейших математико-статистических методов в этносоциологических исследованиях на основе обработки данных электронно-вычисли­тельными машинами (ЭВМ). Методика анкетирования респондентов на основе стандартизированных анкет Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дро- бижевой, Л. Перепелкина, В.В. Пименова была детально опробована советскими исследователями в Удмуртии, Чувашии, Кабардино- Балкарии, Ереване [11]. Если вначале массовые исследования прово­дились в рамках отдельных республик, то в последующем Институт этнографии АН СССР осуществил сравнительные межреспубликан­ские исследования. Социологические методы дают результаты каче­ственно-количественного характера, удобные для статистического анализа и теоретических обобщений. Метод контент-анализа был впервые применен в 1967 г. при проведении этносоциологического исследования в Татарской АССР, когда тексты республиканских га­зет, радио- и телепередач анализировались путем подсчета частоты употребления ключевых слов, характеризующих этносоциальные процессы в республике [12, с. 36].

В начале 1990-х гг. в связи с падением «железного занавеса» и налаживанием научно-интеллектуальных контактов с Западом пост­советские исследователи познакомились с методами буржуазной социологии. В этносоциологических исследованиях нашел некото­рое применение метод американского социолога Эмори Богардуса по измерению социальных дистанций, разработанный в 1925 г. с це­лью изучения вопросов расовой, этнической толерантности. В 1940-е годы американский психолог Луи Гуттман предложил так называе­мый шкалограммный анализ для изучения социальной установки при определении социальных дистанций [13]. По мнению В. Евтуха, весьма продуктивными методами западной социологии являются автобиографический и фотографический при изучении мигрант- ских групп и диаспор [14, с. 11].

Довольно разнообразен круг источников при проведении этно- социологических исследований, включающий архивные источники (документы ведомств по вопросам этнической политики, миграции, межэтнических отношений, социальной мобильности и пр.), доку­менты архивов отделов ЗАГСов, материалов похозяйственных и до­мовых книг, опубликованные источники (переписи населения, ста­тистические сборники документов) [15]. Несомненно, что этносо- циологические исследования, затрагивающие большие группы лю­дей в условиях мультикультурного и полиэтнического общества, требуют массовых источников.

А.Т. Абдулина

Из сборника «Полевые исследования в Прииртышье, Верхнем Приобье и на Алтае. 2013 г.: археология, этнография, устная история: вып. 9: материалы IX международной науч.-прак. конф.»

Источники и литература

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект пресс, 1998. 271 с.; Татунц С.А. Этносо­циология: Учеб. пособие для студентов. М., МАЛП, 1999. 140 с.; Евтух В. Этносо­циология: объектно-предметное поле и перспективы исследований // Социоло­гия: теория, методы, маркетинг. 2007. №2. С. 5-16.
  2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социология: теория, методы, маркетинг. 2000. №2. С. 11-21.
  3. Козлов В.И. Современные этнические процессы в СССР. (К методологии исследования) // Советская этнография. 1969. №2. С. 15-21; Хомич Л.В. О содер­жании понятия «этнические процессы» // Советская этнография. 1969. №5. С. 19­24; Козлов В.И. Этническая демография. М.: Финансы и статистика, 1982. 303 с.
  4. Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1975. 543 с.; Этни­ческие процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. 446 с.
  5. Современные этнические процессы в СССР. М.: Наука, 1975. 543 с.
  6. Дробижева Л.М. О тенденциях в этническом самосознании русских на рубеже последнего десятилетия XX в. // Современные этнические процессы в СССР и СФРЮ. М., 1992. С. 19-23; Губогло М.Н. Свет и тени двуязычия (к изуче­нию современных этнических процессов в СССР) // Современные этнические процессы в СССР и СФРЮ. М.: Российская Академия наук, 1992. С. 34-65; Нацио­нально-языковые отношения в СССР. Состояние и перспективы. - М.: Наука, 1989. 223 с.
  7. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., и Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект пресс, 1999. 271 с. [Электронный ресурс] // Сайт «Socioline.ru». Режим доступа: http://socioline.ru/pages/yuv-arutyunyan-etnosotsiologiya, свободный.
  8. Тавадов Г.Т. Этнология: учеб. М.: Дашков и К, 2009. 408 с.
  9. Дробижева Л.М. Методологические проблемы этносоциологических ис­следований // Научный Татарстан. 2011. №2. С. 19-28.
  10. Арутюнян Ю.В. Конкретно-социологическое исследование националь­ных отношений // Вопр. философии. 1969. №12. С. 37-45; Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР (программа, методика и перспек­тивы исследования) // Советская этнография. 1972. №3. С. 3-11; Дробижева Л.М. О  применении конкретно-социологических исследований для изучения нацио­нальных отношений // Актуальные проблемы истории национально-государст­венного строительства. Вып. 2. М., 1968. С. 48-54.
  11. Этнические процессы и образ жизни: На материалах исследования го­родов БССР. Минск: Наука и техника, 1980. 280 с.; Пименов В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. М.: Наука, 1977. 262 с.; Чуваши: современные эт­нокультурные процессы. М.: Наука, 1988. 240 с.; Население Еревана: Этносоцио- логическое исследование. Ереван: АН Армянской ССР, 1986. 248 с.; Дробиже­ва Л.М. Духовная общность народов СССР: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Наука, 1981. 270 с.; Вопросы этнографии и этносоциологии Кабардино-Балкарии. Нальчик: Б.м., 1981. 173 с.
  12. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: це­ли, методы и некоторые результаты исследования. М.: Наука, 1984, 255 с.
  13. Богардус, Гуттман [Электронный ресурс] // Сайт «Словари и энцикло­педии на Академике». Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy, свободный.
  14. Евтух В. Этносоциология: объектно-предметное поле и перспективы ис­следований // Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. №2. С. 5-16.
  15. Трофимова А.Г. Материалы отделов ЗАГС о браках как этнографиче­ский источник // Советская этнография. 1965. №5. С. 114-121; Кондратьев В.С. К методике обработки похозяйственных книг в этносоциологическом исследо­вании // Вопросы методики этнографических и этносоциологических исследова­ний М., 1970. С. 91-95; Калышев А.Б., Кондратьев В.С. Этносоциологическое ис­следование в Казахской ССР (методика и инструментарий) // Всесоюзная науч­ная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследо­ваний 1988-1989 гг. Тезисы докладов. В 3-х частях. Алма-Ата, 1991. Ч. 1. С. 37-38.; Гали А.Б., Калышев А., Каражанов К.С. История переписей населения и этнодемографические процессы в Казахстане. Алматы, 1998.

 

Читайте также: