ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » » "Левые" и "правые" в современном политическом спектре Словакии
"Левые" и "правые" в современном политическом спектре Словакии
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 20-02-2015 12:49 |
  • Просмотров: 4032

Коренное преобразование политической системы Чехословакии, на чавшееся с декабря 1989 года, привело к формированию многопартийно­сти и претворению в жизнь таких демократических ценностей, как сво­бода личности, независимость средств массовой информации и т.д.

В числе первых шагов "бархатной революции" были реформа отноше­ний собственности, начало процесса разгосударствления и приватиза­ции, либерализация цен, проведение свободных выборов. Однако реали­зация этих радикальных перемен с самого начала не проходила безбо­лезненно в повседневной жизни чехословацкого общества. Противоре­чия, выявившиеся на этом сложном пути, привели в конечном итоге на рубеже 1992—1993 гг. к распаду единого чехословацкого государ­ства и к образованию двух новых, независимых - Чехии и Словакии.

В настоящей статье предпринята попытка выявить роль основных словацких политических партий и блоков в общественной жизни Сло­вацкой Республики на разных этапах периода после "бархатной рево­люции" ноября 1989 г. и кратко охарактеризовать расстановку полити­ческих сил в СР в настоящее время.

Хронологически все посленоябрьское пятилетие жизни Словакии более или менее четко распадается на три периода: 1) с ноября 1989 г, по март 1991 г. В этот период еще действовала самая массовая поли­тическая организация страны — движение Общественность против на­силия (ОПН), хотя внутри него проходил процесс дифференции, что и привело в конечном счете к распаду этой организации и выделению из ее рядов Движения за демократическую Словакию (ДЗДС) во главе с В. Мечьяром; 2) с весны 1991 г. по конец 1992 г. - период, включаю­щий дальнейшую дифференциацию партий и движений, когда более или менее абстрактные программные установки начинают конкретизиро­ваться, а в июне 1992 г. прошли вторые за посленоябрьский период парламентские выборы, результаты которых подтолкнули чехословац­кое государство к распаду; 3) январь 1993 г. - начало 1995 г. - два года независимой Словацкой Республики.

К первым свободным парламентским выборам в Словакии в июне 1990 г. (находившейся тогда еще в составе ЧСФР) тщательно готови­лись и пришли как попавшая в опалу у большинства словацких граж­дан компартия (КПС)[1], так и новые, а также возрожденные партии и движения. Однако политический спектр республики еще не был таким пестрым и количество организаций было значительно меньше, чем в последующие годы.

Основную часть внутриполитической арены занимало аналогичное чешскому Гражданскому форуму (ГФ) ОПН. Оно, как и ГФ, возникло на волне революционных событий и провозгласило себя открытым по­литическим движением граждан. В начале ОПН полностью стояло на позициях ГФ, имевшего краткую, но довольно емкую программу, в со­ответствии с которой Чехословацкая Республика должна была стать правовым демократическим государством в духе традиций чехосло­вацкой государственности и международных принципов, а отношения между гражданами и государством регулироваться будущей новой кон­ституцией. В программе формулировалось требование коренного, по­следовательного и необратимого изменения политической системы, для чего предлагалось отказаться от закрепленного в конституции по­ложения о руководящей роли КПЧ в обществе, от ее монополии на сред­ства массовой информации. Намечалось создание или восстановление демократических институтов, которые обеспечили бы всем гражданам участие в решении общественных дел и предоставление всем сущест­вующим и вновь возникающим партиям и другим политическим и об­щественным организациям равных условий для участия в свободных выборах во все представительные органы. Заявлялось о сохранении принципа федеративного государственно-правового устройства страны.

В области народного хозяйства программа ставила целью созда­ние недеформированного рынка, ликвидацию монопольных позиций крупных предприятий, обеспечение условий для равноправного сущест­вования различных типов собственности и постепенного открытия эко­номики миру. Предполагалось, что государство будет и впредь выпол­нять ряд незаменимых функций, проводить на макроуровне политику регулирования, чтобы справиться с инфляцией, растущей внешней за­долженностью и грозящей безработицей. Указывалось, что "лишь го­сударство может гарантировать необходимый минимум общественных и социальных услуг и охрану окружающей среды"[2].

Такая программа, хотя ее задачи и цели были сформулированы достаточно обобщенно и пути их достижения не конкретизировались, тем не менее позволила ОПН объединить вокруг себя в первые меся­цы после ноября 1989 г. самые широкие слои населения.

Вместе с тем перед пятым съездом (сеймом) ОПН, проходившем в апреле 1990 г., на заключительном этапе подготовки к парламент­ским выборам газеты начали помещать письма читателей, в которых не одобрялись некоторые действия руководства движения, в частно­сти, его попытки постоянно вмешиваться в кадровую политику. В пе­чати, прежде всего в органе компартии Словакии - газете "Правда", даже прозвучали упреки в том, что оно стремится установить новый тоталитаризм взамен старого. На съезде эта "естественная потеря симпатий" мотивировалась "данью нарастающему плюрализму в об­ществе[3]. Участники сейма детально обсудили программу ОПН, полу­чившую название "Шанс для Словакии". Данное название, как и стрем­ление если и не выработать сразу свою, оригинальную программу, то хотя бы сделать определенный акцент на особенностях Словацкой Ре­спублики, объяснялось выявившимися к весне 1990 г. чешско-словац- кими противоречиями и нарастанием недовольства большей части сло­вацкого населения "прагоцентристской" политикой руководства Чехо­словакии и нерешенностью словацкого вопроса (по существу считав­шееся с 1969 г. федерацией государство было по сути унитарным, что не устраивало словаков, с 1920 г. боровшихся за свою автономию)[4].

Программа "Шанс для Словакии" была более конкретной, чем про­грамма Гражданского форума именно в том, что касалось проблемы государственно-правового устройства страны и решения национально­го вопроса. Словацкая государственность рассматривалась "как естественное и неотъемлемое право завершить осуществление всех аспектов суверенитета современного европейского народа, а ее во­площение виделось "в единой демократической федерации с таким же суверенным чешским государственным элементом". Подразуме­вались "совместные действия, как взаимовыгодное соединение сил, объединенных общими внутри- и внешнеполитическими, экономически­ми и культурными интересами"[5]. в программу был включен также, правда, в самой общей форме пассаж о соблюдении интересов на­циональных меньшинств.

Оставаясь в 1990 г. и начале 1991 г. наиболее массовой органи­зацией в Словакии, декларируя в той же довольно общей форме де­мократические преобразования, ОПН в этот период продолжало ох­ватывать большую часть словацкого политического спектра, в кото­ром другие партии, разделяющиеся - порой весьма условно - на "пра­вых" и "левых", пока выступали или с гораздо более расплывчатыми программами или были недавно созданы и еще не успели проявить себя в реальной деятельности.

И все же в этот период можно назвать, кроме ОПН, несколько наиболее заметных словацких партий, выделявшихся среди других или своими традициями, или более или менее определенной програм­мой, или вставшими во главе их яркими личностями, впервые появив­шимися на словацком политическом небосклоне еще в 60-70 годы как, например, диссидент Ян Чарногурский. К таким (некоммунисти­ческим) политическим организациям можно отнести Христианско-де­мократическое движение (ХДД) во главе с Яном Чарногурским, Де­мократическую партию Словакии (ДПС) и Словацкую национальную партию (СНП). У первых двух организаций, условно говоря, право- центристского толка, достаточно сходные программы. Особняком стояла СНП, квалифицируемая как правая националистическая, ко­торая с самого начала в качестве одного из основных пунктов своей программы выдвинула требование о независимом самостоятельном словацком государстве.

Руководство ХДД, в целом поддержавшее общедемократическую программу ОПН, выступило также за восстановление христианских традиций в культуре и внутриполитической жизни страны. Так, роль партийной газеты "Словенский денник" (начавший выходить в апреле 1990 г.) ее шеф И. Ларногурский[6] определил как посланника мира и согласия "между словаками и другими европейцами вокруг нас - че­хами, венграми, украинцами, австрийцам и" [7].

Христианские демократы призывали к терпимости по отношению к своим оппонентам, политическим противникам и в основном (по край­ней мере их руководители) стремились придерживаться этого принци­па. Это проявилось, в частности, в отношении к Коммунистической партии Чехословакии. Так, в апреле 1990 г., когда на волне антиком­мунистических настроений начали раздаваться требования о запреще­нии КПЧ, Ян Чарногурский решительно высказался против этого. Бу­дучи сторонниками "аутентичной", т.е. подлинной, федерации, ХДД не одобряло националистических выступлений и митингов, организация и участие в которых с самого начала были характерны для членов Сло­вацкой национальной партии.

Демократическая партия Словакии была создана в декабре 1989 г. на базе сохранившейся после 1948 г. Партии словацкого возрождения. Ее основатели считают ДПС возрожденной партией послевоенного времени, набравшей в 1946 г. на парламентских выборах более 62% голосов избирателей. На формирование идейного облика партии боль­шое влияние, особенно на начальном этапе, оказали словацкие эми­грантские круги в США и Канаде, настроенные в духе чехословакизма и традиций первой Чехословацкой Республики. Программа и политиче­ские цели ДПС в целом не отличались от соответствующих устано­вок ХДД и исходили из традиций светских христиан, современного экуменизма национальных корней, признания целесообразности чехо­словацкой федерации и др. Об этих целях, в частности, говорилось в самой общей форме на съезде ХДД в Нитре в феврале 1990 г. пред­ставителями обеих партий: возвращение народу всех долгов прошлого периода, создание демократического государства и жизнь в атмосфере свободы в Европе, "которая является матерью и для словаков"[8]. .Что касается различий между двумя партиями, то сами руководители ДПС подчеркивали лишь одно: считая свою партию не менее христианской, чем ХДД, они стремились "избежать разделения на различные вероисповедения и конфессии"; поэтому, по их мнению, ДПС должна была стать "партией всех религиозных слоев и общественных групп"[9].

Левая часть политического спектра в этот период фактически то­же лишь формировалась. Основным его представителем являлась Ком­мунистическая партия Словакии, которая после ноября 1989 г. ока­залась в достаточно сложном положении - и партия в целом, и каждый отдельный коммунист, порой независимо от своей личной деятельности, подвергались не только справедливой критике, но нередко и неспра­ведливым нападкам. Вместе с тем КПС не покинула политической аре­ны, боролась за восстановление доверия граждан Словакии. Руковод­ство партии во главе с П. Вайсом делало первые шаги, пытаясь пере­строить ее в современную демократическую политическую силу[10]. Ли­деры КПС на митингах, на встречах с избирателями, через прессу призывали к консолидации и конструктивному сотрудничеству партий ради создания социально справедливого общества. "Давайте, - зая­вил П. Вайс на встрече с жителями одного из районов Братиславы (где он выступал в качестве депутата), - будем уважать опыт разви­тых демократий, функционирующих на базе уравновешенного политиче­ского спектра, в котором имеет место и левая партия"[11]. Эти попыт­ки к диалогу часто наталкивались на недоверие и враждебность зна­чительной части словацкой общественности. В то же время звучали голоса отдельных деятелей если не в защиту самих коммунистов, то в защиту их права на существование в плюралистическом обществе.

Так, Ян Чарногурский, выступивший против требований о запрете компартии, оценил и стремление ее руководства к преобразованию КПС в демократическую организаций. Он заявил: "В прошлом КПЧ (в составе которой была КПС. — Г.Х.) была тоталитарной партией, навязавшей тоталитарный режим всеми обществу. Поддержка и про­паганда такой партии могли бы привести к мысли об уголовном пре­следовании. Необходимо, однако, осознать, что ныне происходит вну­треннее перерождение партии. Она поддерживает процесс демократи­зации общества.

Во главе КПЧ стоят новые люди. Как каждый член общества, так и компартия должна иметь возможность воспользоваться правом про­щения. Современная компартия имеет свое место в политической си­стеме Чехословакии, а выборы без нее не были бы свободными, так как у избирателей отсутствовала бы альтернатива"[12]. Вместе с тем лидер ХДД высказал пожелание, чтобы КПЧ про­играла на предстоящих выборах "с крупным счетом", так как она все еще остается верной маркизму-ленинизму — вредной идеологии,, ко­торая завела Чехослованию в тупик. В отношении возможной победы коммунистов на выборах представители большинства партий также считали, что это был бы проигрыш трудящихся.

В этот же период в Словакии начали формироваться и другие ле­вые партии. Так, в марте 1990 г. была создана Партия демократиче­ского социализма (ПДС), в программе которой была четко выражена ориентация на социальную защиту граждан, самоуправление на пред­приятиях, на последовательную федерализацию Чехо-Словакии и со­здание системы эффективной охраны окружающей среды. Заявлялось, что ПДС будет стремиться к созданию с другими политическими пар­тиями и движениями "левого центра", в который предполагалось вклю­чить Социал-демократическую партию Словакии (СДПС), клуба "Воз­рождение", словацкую организацию Чехословацкой социалистической молодежи, профсоюзные и другие организации. По мнению ПДС»'это была бы "коалиция граждан, объединенных принципами социальной справедливости, демократии и гуманизма"[13]. Но левые партии были еще очень слабыми и их, как выяснилось позднее на выборах, отнюдь не усилило то, что они отмежевались от КПС. В марте 1990 г. три мелких партии — Либерально-демократическая, Партия независимых демократов и Партия национального благоденствия выступили с со­вместным заявлением, призывавшим граждан Словакии содейство­вать укреплению "партий центра", к которым они отнесли себя: "На­шу обеспокоенность, — говорилось в заявлении, - вызывает возмож­ность возникновения такой ситуации, когда общественное мнение будет представлено, с одной стороны, Гражданским блоком (контуры этого блока принимали все более четкие очертания в составе Демократиче­ской партии, движения Общественность против насилия и Христианско-демократического движения), а с другой стороны, — компартией. Мы призываем всех граждан во-время осознать угрозу подобного разде­ления власти и понять, что партии в центре политического спектра являются единственным гарантом расновесия на политической сцене"[14].

Итак, бурное посленоябрьское полугодие во внутриполитической жизни Словакии характеризовалось становлением плюрализма, кристализацией различных интересов, постановкой проблем, к решению которых республика приступила после первых парламентских выборов. Сами же выборы принесли следующие результаты принявшим в: них участие партиям и движениям. В Народную палату Федерального соб­рания голоса в Словакии распределились таким образом: ОПН - 32,5%, ХДД - 18,98%, КПС - 13,8%, СНП - 10,96%, Сосуществование (дви­жение национальных меньшинств, в первую очередь венгерского) - 8,58%, Демократическая партия - 4,4%, социал-демократы - 1,89% и т.д [15].

Итоги выборов оценивались по-разному. Прессой отмечался неожи­данный успех коммунистов, который их руководство рассматривало как создание условий для преобразования КПС в современную левую партию. Действительно, выборы, по сравнению с предшествовавшими им прогнозами, показали, что коммунисты (точнее - обновляющаяся компартия) в тот момент продолжали пользоваться доверием доста­точно значительной части населения. Самой влиятельной силой в Сло­вакии, как и ожидалось, оказалось ОПН, а его наиболее серьезным соперником стало ХДД.

Вместе с тем в этот период актуализируются проблемы, связан­ные с государственно-правовым устройством ЧСФР, с нерешенностью "словацкого вопроса" (т.е. вопроса о месте и правах словацкого на­рода в чехо-словацком государстве), с положением национальных мень­шинств. В Словакии быстро выросли ряды приверженцев националисти­чески ориентированных партий и движений. С другой стороны, осто­рожность в высказывании взглядов на национальную проблематику, присущая членам и руководителям Демократической партии, очевидно, лривела к перераспределению голосов в пользу Словацкой национальной партии (в мае, т.е. за месяц до выборов, социологические опро­сы показывали, что за ДПС могут проголосовать 7% избирателей, а за СНП - лишь 5%) [16].

Выборы не только не успокоили противоречивые общественные фоцессы в республике, но и в известной степени даже активизировали их. В частности, усиливалась конфронтация между сепаратистами и сторонниками федерации, обострялись разногласия по проблемам по- южения национальных меньшинств. Не было единства и по вопросу о государственно-правовом устройстве страны ни между партиями, ни между руководителями ЧСФР и обеих республик. Трехсторон- ние встречи и телевизионные дебаты федерального и республиканских премьеров - И.Чалфы, П. Питгара и В.Мечьяра, - посвященные этой проблеме и разделению компетенций между соответствующими орга­нами, проводились неоднократно до конца года. За ними пристально следила вся страна, дискуссии беспрерывно продолжались в средст­вах массовой информации, на митингах, а переговорам сопутствовали взаимные обвинения в сепаратизме или унитаризме. Посягательства на ограничение суверенных прав Словацкой Республики вызвали взрыв национальных чувств словацкого населения, что привело к резкому обо­стрению межнациональных отношений чехов и словаков. В газетах и на митингах появились давно забытые лозунги: "Хватит нам Праги!", "Словак может сам управлять своей страной!". Вновь начались дис­куссии о чехословакизме и проблеме самобытности словацкого наро­да. "Бархатная революция" вызвала надежды на урегулирование на­циональных отношений словаков с чехами, на устранение правового и фактического неравенства.

Проблема чешско-словацких отношений, которую А. Дубчек назы­вал застарелой, нелечившейся болезнью, стала одной из главных в общественно-политической жизни Словакии. Наряду с экономической реформой, а нередко и в большей степени эта проблема определяла позиции, тактику и стратегию партий и движений. Их лидеры и сто­ронники разделились (хотя вплоть до распада ЧСФР недостаточно чет­ко) на сторонников единой демократической федерации, максимально свободного федеративного союза, приближающегося к конфедерации, и независимого словацкого государства. При этом необходимо под­черкнуть, что все сторонники федерации, независимо от различий во взглядах на то, как будет строиться это государство, были за его де­мократизацию, за преобразование (не декларативное, а подлинное) по принципу "равный с равным", зафиксированному в Кошицкой прави­тельственной программе 1945 г. Сторонников независимого словац­кого государства, основным поборником которого выступала СНП, ни в 1990 г., ни в 1991 г., ни в 1992 г. не было много даже среди поли­тиков, не говоря уже о рядовом словацком населении, что показывали регулярные социологические опросы вплоть до осени 1992 г. Большая часть словацких граждан, как это очевидно из материалов этих опро­сов, результатов парламентских выборов 1990 г. и 1992 г., была за единую демократическую федерацию, но против чехословакизма и прагоцентризма[17].

Все это необходимо учитывать, так как иначе трудно и даже не­возможно будет разобраться в том, почему та или иная партия распа­лась, пользуется или не пользуется особым расположением словац­ких граждан и т.д. Дальнейший ход событий и развитие внутриполити­ческой обстановки в Словакии лишь подтвердили это.

Активизировался процесс дифференциации внутри партий и дви­жений, и основным, хотя и не единственным, пробным камнем в нем был вопрос о чешско-словацких отношениях и государственно-право­вом устройстве страны.

ОПН раскололось весной 1991 г., когда из него выделилось воз­главляемое В.Мечьяром, нынешним словацким премьер-министром, Движение за демократическую Словакию, с момента образования ставшее в СР наиболее влиятельной общественно-политической силой. Мечьяр, в 1990 г. выступавший за аутентичную федерацию, с весны 1991 г. подчеркивал необходимость обеспечения словацкой государ­ственности. Он активно выступал за заключение государственного договора между республиками, основанного на принципах конфедера­ции и дифференцированного подхода к проведению экономической ре­формы в Чехии и Словакии.

Бывшее руководство ОПН, не вошедшее в ДЗДС, во главе с Ф.Та­лом, твердо стояло на позициях единого демократического чехо-словацкого государства. Осенью 1991 г. из этой части движения сформи­ровалась консервативная партия Гражданский демократический союз (ГДС) во главе с Мартином Порубьяком, близкая по своей программе и позициям к чешской Гражданской демократической партии (ГДП) В. Клауса[18].

Распад самой крупной и влиятельной до начала 1991 г. организа­ции Ф. Гал объяснял следующим: Общественность против насилия представляла массу людей, которых объединял образ общего врага - тоталитарной коммунистической власти. А когда он как будто исчез, в движении сразу выделились группы с различными политическими взгля­дами. Поэтому распад этой организации был неминуем. Ф.Гал и его единомышленники, не сумевшие, по его собственному признанию, найти язык понятный и убедительный для широких масс, оказались не у дел[19]. На наш взгляд, далеко не последнюю роль в этом сыграла бли­зость этих деятелей к ГДП и то, что уже в силу этого многими людь­ми они воспринимались как чехословакисты или даже чехисты.Тем же можно объяснить и стабильно невысокий рейтинг Демократической партии Словакии.

Христианско-демократическое движение распалось непосредствен­но перед парламентскими выборами 1992 г. Поводом к этому послужи­ли различные взгляды на намечавшееся принятие словацкой деклара­ции о суверенитете. Крыло во главе с Я. Чарногурским выступило про­тив этой акции. Хотя Я.Чарногурский постоянно отстаивал словацкую идентичность и равенство словаков с чехами, он, как и руководитель ГДС М. Порубьяк, опасался осложнить и без того нестабильную об­становку, стимулировать распад страны. В этот момент из ХДД вы­делилась группа во главе с Я.Клепачем, выступившая за немедленное установление суверенитета СР. Она образовала новое движение - Сло­вацкое Христианско-демократическое движение (СХДД). В мае 1992 г. при голосовании в Словацком национальном Совете по вопросу о при­нятии Декларации о суверенитете Словакии не было собрано необхо­димого (три пятых) большинства голосов. Председатель совета Ф.Миклошко объявил борьбу за суверенитет в тот момент "авантюристиче­ским шагом", за который несет ответственность СХДД. Я.Чарногур­ский подчеркнул, что декларация отнимет у Словакии единственного союзника в современной геополитической ситуаций.

Осенью 1991 г. происходившая на протяжении двух лет дифферен­циация внутри левого движения в Словакии привела к образованию Партии левых демократов (ПЛД) во главе с П. Вайсом, которая уве­ренно вышла на словацкую политическую арену.

Еще за год до этого,продолжая находиться в составе Коммуни­стической партии Чехословакии, словацкие коммунисты на ее XVIII съезде сделали первый шаг к выделению в самостоятельную партию. Они добились, чтобы КПЧ, заявившая о решительном разрьюе с идео­логическими догмами и организационной структурой прошлой партии, переменила и свое название на следующее: КПЧ (Федерация коммунистической партии Чехии и Моравии и коммунистической партии Слова­кии — партии левых демократов) . Это решение означало отход от централистского принципа и одновременно продвижение к федерали­зации партии. Его можно расценить как успех съезда, как шаг по пу­ти нормализации чешско-словацких отношений к их демократизации.

Руководство КПЧС заявило о том, что будет строить свою по­литику на принципах политического плюрализма и социально ориенти­рованной рыночной экономики. Однако сохранение единой чехословац­кой коммунистической партии оказалось невозможным. Под давлением внешних и внутренних обстоятельств КПЧС в конце концов распалась. Партия левых демократов, в которую, по свидетельству П. Вайса, уш­ла примерно десятая часть членов КПС, решительно сменила комму­нистическую идеологию на социал-демократическую.

ПЛД с самого начала опирается на довольно широкую социальную базу; весной 1992 г. от 20 до 30% ее членов составляли рабочие, насчитывается немало и представителей интеллигенции1 б. Из­вестный чехословацкий философ, бывший диссидент Иван Свитак пи­сал весной 1992 г., что эта партия представляет в основном среднее поколение бывших коммунистов. Она смогла дистанцироваться от прошлого и "занимает значительное место на словацкой политической сцене, де-факто играя роль социальной демократии в республике, ибо сама социал-демократия в Словакии гораздо более слабая и эту роль сыграть не может" [20].

В своей программе левые демократы поддерживают усилия по со­зданию демократического государства, защищают интересы рабочих, служащих и мелких предпринимателей в социально ориентированной экономике. Партия выступила за равноправное положение Словакии в федеративном государстве. При этом и в программе, и в выступле­ниях партийных лидеров постоянно подчеркивалось стремление к со­хранению федерации, "к рациональному решению отношений между ЧР и СР"[21].

Таким образом позиция руководства ПЛД в отношении проблемы государственного устройства ЧСФР была достаточно взвешенной и четкой. Накануне выборов 1992 г. в интервью газете "Народна обро- да" П. Вайс заявил, что для его партии никогда не было дилеммы: со­существование с Чешской Республикой или отдельное словацкое государство. Вопрос состоит в том, на каких принципах строить это сосуществование. "Мы, — подчеркнул лидер левых демократов, — по­жалуй, единственная партия в Словакии, которая не изменила своей программы в государственно-правовой области. Мы хотим, чтобы Сло­вакия развивалась как составная часть федерации двух суверенных и равноправных республик. На выборы мы пойдем с концепцией более свободной, . децентрализованной федерации,с раздельным междуна­родно-правовым статусом федерации, которая будет выгодна обоим равноправным партнерам. Мы поддерживаем договорный и ратифика­ционный принцип обновления государства" [22].

Другие партии левой ориентации продолжали оставаться слабыми и малочисленными, рейтинг их был невысоким; возможно многих сло­вацких граждан отпугивала социалистическая фразеология, ассоции­ровавшаяся с недавним коммунистическим прошлым. В то же время и они, в первую очередь, словацкие социал-демократы (СДЛС), прояв­ляли достаточную решительность, особенно в вопросах защиты прав трудящихся и будущего государственно-правового устройства страны. Так, еще летом 1990 г. СДПС заняла однозначную позицию в отноше­нии заявления девяти националистически ориентированных словацких партий, во главе с СНП, в котором они высказались за будущую Сло­вакию как "самобытную независимую республику". СДПС охарактери­зовала это заявление как попытку создания политического блока для "формирования нашей государственности на правых, реакционных националистических принципах". Социал-демократы, подчеркивала СДПС, "однозначно поддерживают существующую федерацию, вместе с тем они сознают необходимость решения ряда вопросов государ­ственно-правового устройства страны, в котором суверенитет Чешской и Словацкой республик был бы само собой разумеющимся"[23]. Главное заключалось в том, чтобы этот суверенитет можно было использовать для устранения централизма и создания прямых интеграционных свя­зей между ЧР и СР. СДПС, сознавая необходимость формулировки но­вых принципов совместного проживания чехов и словаков, решительно выступала против всех акций, которые вели к сепаратизму, национа­лизму и шовинизму. Она подчеркивала, что националистически поня­тая "независимость" Словакии будет означать для словацких граждан снижение жизненного и культурного уровня, социальной уверенности.

Таким образом, в предвыборной компании 1992 г. произошла су­щественная дифференция словацких политических партий, конкрети­зировались программы и цели различных общественно-политических формирований. В этой связи интересно, на наш взгляд, ознакомиться с мнениями представителей некоторых партий Словакии о критериях разделения на "правых" и "левых"[24]. Мнение ХДД: правые во главу угла ставят рыночную экономику, политический плюрализм с акцентом на традиционные ценности - национальные, культурные, нравствен­ные. Допустимо лишь минимальное вмешательство государства в эко­номику; левые, считают христианские демократы, хотя и выступают за рыночную экономику, но при значительном вмешательстве государ­ства; они - за политический плюрализм, но игнорируют указанные традиционные ценности, а интернационализму отдают предпочтение перед интересами нации.

Мнение Словацкой национальной партии: правые - политический субъект, который наибольшее значение в своей деятельности придает отдельному индивидууму, отдает ему предпочтение перед группами и коллективами; левые - наоборот, основное внимание обращают на ценности и права групп и коллективов; политический центр - иллюзия в смысле "золотого среднего пути".

А как определяют себя и правых сами левые партии?

Мнение словацких социал-демократов из СДПС: правые - это по­литическое течение, представляющее интересы богатых и сильных финансовых и предпринимательских кругов и ориентированное на кон­сервативные экономические и социально-политические ценности: сво­бодную неуправляемую рыночную конкуренцию, классическую частную собственность, индивидуализм, элитарность. Левые (социал-демокра­тического толка) — течение, представляющее интересы занятых в сфе­ре производства, кооператоров, мелких и средних предпринимателей и интеллигенции. Они ориентируются на достижение социальной сдра- ведливости, отношений солидарности в обществе и эмансипации жен­щин, проводят в жизнь общественный контроль за богатством и регу­лированием рынка. Центр — либеральное течение, опирающееся на та­кие классические ценности, как политические свободы, свободный ры­нок, конкуренция, ограничение роли государства и т.д. Центр представ­ляет также часть средних предпринимателей, а также ремесленников и либеральные слои интеллигенции. Социал-демократы считают, что цен­тристы не ставят своей целью радикальные реформы.

Мнение Союза коммунистов Словакии: серьезные правые полити­ческие организации представляют собой консервативное направление, стремящееся к стабильности, создавая тем самым иммуннуюсистему против экстремистских альтернатив. У нас же (т.е. в Словакии —Г.Х.) о них можно говорить прежде всего как о представителях интересов иностранцев и возникающей властной элиты, связанной с влиятельны­ми интеллектуальными и финансовыми кругами; серьезные левые по­литические организации - это направление, недовольное создавшимся положением, внимающее общественным противоречиям и стремящееся к их разрешению. Оно не опускается до авантюризма, является ответ­ственным и творческим. Современного левого направления фактически не существует: поражение бюрократического социализма оттеснило ле­вых на периферию общественной жизни. Политические группировки, объявляющие о своей принадлежности к этому направлению, пытаются представить себя в качестве элитарных партий, защищающих интересы народа; политический центр - это те, "кто ни справа и ни слева, т.е. нигде, т.е. партии и движения, которые израсходовали свое "истори­ческое топливо"[25].

Так высказывались о "правых", "левых" и "центристах" в Слова­кии представители различных движений. При этом необходимо подчерк­нуть, что в предвыборный период (до вторых после ноября 1989 г. пар­ламентских выборов оставалось чуть более месяца) они стремились использовать свои интервью для критики своих политических против­ников. Например, представители ДПС, считающей себя правой пар­тией, не одобряя недостаточно последовательную политику руководи­телей ХДД в вопросе о государственно-правовом устройстве Чехо- Словакии, вскользь выразили сомнение в том, что христианские демо­краты действительно являются правым движением, а деятели Союза коммунистов высказались о своих соперниках из Партии левых демо­кратов, как о не имеющем влияния и истратившим "историческое" топ­ливо политическом центре. Как отметил словацкий политолог Р.Тот, большинство представителей партий и движений придерживались в своих определениях общепринятой в Европе схемы, в соответствии с которой правые - это политическое направление, основанное на сильной экономической программе, опирающейся на частное предпринима­тельство. Социальная политика правых - перераспределение части бо­гатства через налоги. Традиционными "правыми" ценностями являют­ся нация, семья, активность индивидуума, влиятельная элита и поли­тика силы.

Исходным пунктом для левых является комплекс социально-гума­нистических идеалов, под влиянием которых организация экономики контролируется и лимитируется государством. Левые стремятся к со­циальной солидарности и в международном контексте, к ответствен­ности государства за каждого индивидуума и к миру во всем мире.

Основными приоритетами центра являются гражданские свободы и мир. Функцией центра является создание "моста" между "правыми" и "левыми" и достижение таким образом гармонии в обществе. Без либералов, т.е. без центра, активизировалась бы борьба между обоими полюсами.

Парадоксом же словацкой политической сцены, подчеркивал Р.Тот, являлось (и это уже в 1992 г.) то, что "левые" имели более сильную экономическую программу и делали больший акцент на национальном вопросе, нежели "правое" направление, которое подчеркивало приори­тет гражданского принципа над национальным (как либералы), интер­национализм (как "левые"), причем у "правых" отсутствовала собст­венная экономическая программа.

С этими утверждениями словацкого политолога нельзя не согла­ситься. К сожалению, в публикации Р. Тота практически отсутствует оценка ДЗДС - самого массового движения, которое трудно безогово­рочно отнести к какой-либо части словацкого политического спектра. Сами же представители ДЗДС не высказывают своего мнения по дан­ному вопросу. Скорее всего это объясняется нежеланием уменьшать число своих сторонников, конкретно помещая себя в той или иной сто­роне политической арены.

Перед выборами 1992 г. в словацкой прессе появилось много ста­тей политологов и философов с размышлениями о либерализме и нео­либерализме, о демократическом социализме, а также о роли "левых" "правых" в современной внутриполитической жизни страны и в ее бу­дущем развитии. Так, подводя итоги развития Словакии в 1990 г. - начале 1992 г., автор статьи "Либерализм: нищета от свободы?" Мариан Грах подчеркивал, что комплексный старт чешско-словацкой мо­дели либерализма оказался неудачным, системная трансформация эко­номики и общества в словацких условиях не получилась . "Бывшие диссиденты в своем революционном экстазе не предполагали, что даль нейшее развитие социально-экономической ситуации, особенно в Сло­вакии, окажется настолько неблагоприятным... Мы "имеем" нишету, при этом не только материальную, но, прежде всего, вытекающую из нее духовную и моральную. Разумеется, политическую свободу полу­чил, пожалуй, каждый гражданин, но какую цену он за нее заплатил? Где границы "предложенной" свободы? В какой мере "рядовой" граж­данин "должен" - якобы временно жертвовать своим относительным "благосостоянием" ради обещания "счастливого будущего?" Имеет ли эта жертва вообще какой-то смысл? И не является ли это лишь со­ставной частью следующего исторического обмана и беспрецедент­ной мистификации и манипуляции в отношении граждан Словакии и ЧСФР вообще"[26]

М. Грах отдает должное либерализму как "либерально-демократи­ческой социально-политической системе, создающей адекватные поли­тические и культурные предпосылки для небывалого развития творче­ских способностей человека как индивидуума, для его самореализации и самоутверждения, в чем нас достаточно убеждает историко-практи­ческий опыт развития западноевропейской и американской цивилиза­ции и культуры". Но "либерализм не дает конкретным людям в их кон­кретно-исторической ситуации равных условий социально-экономиче­ского характера"[27]_ д это часто служит барьером для их свободной и оптимальной индивидуальной и общественной самореализации.

Какой же выход видит автор статьи? Во-первых, необходимо пу­тем экономического "принуждения" научить людей "стоять на собст­венных ногах", т.е. ориентироваться в условиях рыночной экономики и трезво оценивая ситуацию, перестраивать свой менталитет, систему ценностей и т.д. При этом, подчеркивает М. Грах, "приоритетной рольк гражданского общества является систематическая борьба за его че­ловеческое качество, за гуманистический характер, борьба за опреде­ленный вид "очеловеченного" либерализма, т.е. за гуманизированный либерализм [28]. Таким образом автор выступает с позиций неолиберализма, или демократического либерализма, подчеркивая, что имен­но свойственный ему "критический рационализм" (вопреки нападкам неоконсервативных кругов) должен быть альтернативой марксизму в качестве основы идейно-политической концепции неолиберального ре­формизма. Итак, "не классовая борьба, а рациональная критика; не социалистическая революция, а социальная инженерия как основа ре­шения и выбора различных социальных альтернатив, социальных си­туаций и ненасильственное решение социальных конфиликтов при ко­торых умирают теории, а не люди"[29].

Эта статья - одна из многих, в которых, как и в письмах словац­ких граждан в газеты и журналы,содержится отрицательная оценка результатов экономической реформы (безработицы, снижения мате­риального уровня жизни большинства людей). В ней, с одной стороны, критика правых, одобряющих эту реформу и, с другой — неприятие ле­вых, включая ПЛД. Вместе с тем такие "центристы" и "неолибералы" вынуждены, как мы видим, хотя бы декларативно поддерживать со­циально ориентированную политику.

Именно на такую политику сделало ставку ДЗДС, в первую оче­редь его лидер, нынешний премьер-министр В.Мечьяр, что и привело, в частности, это движение к победе на выборах 1992 г. Вместе с тем ДЗДС, на наш взгляд, нельзя безоговорочно отнести к "левым" орга­низациям и не только потому, что П. Вайс считал его (по крайней ме­ре в тот период) национал-популистским[30]. В целом можно, несколь­ко забегая вперед, сказать, что это движение по своей достаточно разнородной программе и политике является скорее центристским. Но уже в 1992 г. руководители ДЗДС понимали, что без определенного сотрудничества с левыми силами как и без социально ориентирован­ной политики не обойтись и поэтому порой не препятствовали тому, что их причисляли к левым.

Об истинных же левых, о необходимости социальной справедливо­сти наиболее убедительно, по нашему мнению, говорил и писал в этот период упоминавшийся выше И. Свитак. Выступая весной 1992 г. на семинаре в Женевском университете, посвященном социально-экономи­ческим преобразованиям в Восточной Европе, он, в частности, заявил: "Рынок обеспечивает разделение доходов, но оно несовершенно. Недо­статки должны исправляться вмешательством государства, так как и обнищавшие имеют свои права. Если человек — свободное творение, а не только "гомо экономикус", то он также должен быть свободным в принятии решений о механизме рынка. Историческое действие эконо­мических критериев, включая рыночную экономику, предоставляет нам надежды, что новая форма социальной справедливости образуется из сегодняшнего распада коммунизма и из кажущейся победы либералов, отождествляемой Ф. Фукуямой с концом истории"[31]. И. Свитак выра­зил убеждение, что в дальнейшем будет покончено со всеми общест­венными системами, основанными на имущественном неравноправии. "Человеческая свобода не может быть сведена к свободе владеть чем- либо. Поэтому социальная справедливость является решающей для на­шего будущего... Социальная справедливость - ось нашей будущей свободы".

Исходя из своих взглядов и сделанных в Словакии наблюдений, И. Свитак высказал мнение, что на словацкой политической сцене все большую роль будут играть левые. При этом в одной из своих статей он наиболее положительную оценку дал Партии левых демократов:

"В Словакии среднему поколению бывших коммунистов удалось решить первоочередные важные проблемы, т.е. дистанцироваться от прошло­го, провести перерегистрацию. ПЛД открыла себе возможность функ­ционирования в будущем. Это — партия, имеющая место на политиче­ской арене, откуда ее не удалось вытеснить". Он высказал также на­дежду, что ПЛД, если и не войдет после выборов в правительство, то сможет и дальше играть роль легальной оппозиции, которую она хо­рошо выполняла в тот период.

Таким образом, накануне выборов 1992 г. на словацкой политиче­ской арене более четко, чем в 1990—1991 гг., определились "правые" и "левые", хотя, как мы видим, это деление было достаточно услов­ным. К "правым" безоговорочно относили сами себя и другие партии - ГДС и ДПС, к "левым" — Союз коммунистов и Коммунистическая пар­тия Словакии (позже, в 1993 г. они объединились в единую Компартию Словакии (КПС) ), которые отказывали социал-демократам и ПЛД в праве называться левыми.

Большая часть словацкого общества склонялась на сторону ДЗДС, что показывали регулярные социологические опросы. То, что оно ак­тивнее других партий и движений выступало за учет словацкой специфики в проведении экономической реформы в ЧСФР и за подлинную демократическую федерацию (перейдя вскоре на позиции конфедера­ции) сыграло основную роль в его победе на выборах 1992 г. Имели значение и определенная доля популизма и национализма (хотя в по­следнем пальму первенства всегда держали члены Словацкой нацио­нальной партии), а также и то, что во главе ДЗДС стояли известные, яркие и популярные в Словакии личности, в первую очередь, В.Мечьяр.

ДЗДС набрало на выборах 35% голосов. Второй была ПЛД. Но ни она, ни другие сторонники чехо-словацкой федерации не смогли оста­новить распад государства, просуществовавшего 75 лет. Не послед­нюю роль в усилении тенденции к распаду сыграли именно результаты выборов, столкнувшие на обеих — чешской и словацкой — сторонах не­примиримые группировки, которые не сумели или не захотели освобо­диться от национализма и конъюнктурных интересов ради сохранения стабильной геополитической обстановки "в сердце Европы" [32].

Как и предсказывали многие чешские, словацкие и зарубежные по­литики, ученые и публицисты, распад (как до этого экономическая ре­форма В. Клауса) наиболее болезненно затронул именно Словакию, ее экономику и все другие стороны жизни, обострив, в частности, и без того сложную проблему национальных меньшинств (прежде всего вен­герского [33].

Президентом страны в феврале 1993 г. стал экономист из ДЗДС М.Ковач (до этого - последний председатель Федерального парламен­та ЧСФР), премьер-министром остался В.Мечьяр. Но вскоре разногла­сия внутри ДЗДС и вообще в словацких верхах (прежде всего из-за ав­торитарного стиля руководства премьера) привели к правительствен­ному кризису. Уход из ДЗДС Р.Филкуса и М.Княжко, которые симво­лизировали собой борьбу за словацкую независимость, явился пока­зателем словацкой политической атмосферы в начале 1994 г. На посту премьера с весны 1994 г. до проходивших в сентябре - октябре до­срочных выборов находился Й.Моравчик[34]. Правительство Моравчика за этот краткий период попыталось смягчить обстановку, включая от­ношение с венгерским национальным меньшинством (о чем, в частно­го этого министр иностранных дел, лидер центристской партии Демократического союза.

сти, свидетельствует проведение в августе 1994 г. словацко-венгерских переговоров с попыткой заключения договора между Словакией и Венгрией). Были приняты законопроекты о повышении пенсий и по­собий семьям с детьми. Однако широкую правительственную коалицию, несмотря на старания президента М. Ковача, создать не удалось.

Летом 1994 г. расстановка сил, согласно социологическим опро­сам, была следующей: в поддержку ДЗДС высказалось 27,6% избирате­лей. На втором месте шел левый блок, в который входили Партия ле­вых демократов,Социал-демократическая партия Словакии, Партия "зелёных" и движение аграрников. Их в тот момент поддерживало 14,9% населения. Третью позицию занимало ХДД, за ним - Демокра­тический союз Й.Моравчика. На осенних выборах 1994 г. правые пар­тии и левый блок с ПЛД во главе проиграли, а В.Мечьяр снова с три­умфом вернулся в большую политику (ДЗДС набрала около 35% голо­сов). Вновь сыграли роль популистские обещания снижения цен и нало­гов, повышения зарплаты, возвращения неправильно приватизирован­ных предприятий и пр. При этом в стороне остался вопрос о том, где взять на это деньги, если в республике огромный дефицит госбюдже­та, продолжает снижаться ВВП, каждый седьмой словак - безработ­ный и т.д.

Процесс формирования нового правительства затянулся. В.Ме­чьяр не хотел сотрудничать с Й.Моравчиком, с венгерскими партиями и т.д. В начале ноября ДЗДС и его союзники, прежде всего СНП, ис­пользуя свое парламентское большинство, сменили генерального про­курора, руководство радио и телевидения, национального информацион­ного агентства, приостановили процесс приватизации. В газетах это было названо "малой ноябрьской социалистической революцией", ко­торая однако ни к какому социализму (включая демократический) не привела. Что касается основного направления во внешней политике, то, как и все другие словацкие руководители, Мечьяр стремится преж­де всего быстрее интегрировать страну в западноевропейские эконо­мические и военные структуры.

Приоритетные внутриполитические задачи Мечьяр кратко изложил на первом заседании правительства в декабре 1994 г.: "стабилиза­ция политической ситуации и общества во избежание новых кризисов, разворот экономической стратегии на процветание Словакии, улучшение социальной системы" (последнее, в частности, еще перед выбора­ми он видел в создании прослойки богатых людей в Словакии, что по­влияет на дальнейшее развитие республики)30_ g своих многочислен­ных выступлениях и заявлениях, он говорил, что поставит правитель­ство под контроль парламента, в рамках реформ изменит политиче­скую обстановку, социально-экономическую структуру, отношение к собственности.

Пока можно сделать самые общие выводы о расстановке сил на словацкой политической арене к середине 1995 г.

Выборы в 1994 г. показали (во второй раз), что словацкая об­щественность отдает предпочтение национал-популистской политике ДЗДС. Сложилась правящая коалиция, в которой анархистское Объеди­нение рабочих Словакии отвергает все западное, включая ЕС и НАТО, не приемлет рыночную экономику, а экстремистская и националисти­чески настроенная СНП выступает против приватизации и каких бы то ни было уступок венгерскому меньшинству в Словакии. Близкие к чеш­ской гражданской демократической партии (ГДП) правые, а также ос­лабленное расколом ХДД оказались в меньшинстве.

Одной из основных соперниц ДЗДС является ПЛД. В феврале 1995 г. состоялся III съезд этой партии. В принятой резолюции отме­чается: "ПЛД не может молча наблюдать за растущим социальным упадком, угрозами демократическим завоеваниям словацкого общест­ва. Нынешние методы реализации власти в стране прямо угрожают де­мократии. Это проявляется в деятельности правящей коалиции в пар­ламенте, в захвате одной партией руководящих постов в электронных средствах массовой информации, в попытках изменить конституцион­ную систему, парализовать работу местных органов власти. ПЛД будет и впредь вскрывать социальные корни угроз демократии, предпримет все, чтобы не допустить антидемократического политического разви­тия в СР"[35]. Съезд, по оценке его делегатов, подтвердил преемст­венность линии партии, проводимой с момента ее образования. По­ставлена задача подготовить долгосрочную программу ПЛД, которая будет исходить из проверенных практикой положений демократического социализма, учитывать словацкий опыт реформ и новейшие идеи, рож­дающиеся в соседних странах и в Социнтерне.

Руководители оппозиционных партий приветствовали избрание председателем ПЛД ее пока бессменного лидера П. Вайса. В свою очередь отрицательно работу съезда и избрание Вайса оценили пред­ставители ДЗДС и лидер СНП Ян Слота, который высказал уверен­ность в том, что у ПЛД нет никаких перспектив на будущее, а сохра­нение на своем посту лидера назвал несчастьем для его партии.

Можно подвести некоторые краткие итоги первого пятилетнего посткоммунистического развития Словакии. Вот как их оценили сами словацкие партии разного направления спустя месяц после выборов 1994 г.

ДЗДС: многочисленные ошибки, сделанные с начала перехода эко­номики на рыночные рельсы, в основном связаны с неравноценной экономической ситуацией в Словакии и Чехии. Вину за эти ошибки не­сут защитники идеи сохранения единой чехо-словацкой федерации. Са­мый крупный успех - рождение независимой Словакии.

ХДД: В ноябре 1989 г. коммунизм выброшен на свалку истории. "Бархатная революция" принесла свободу, но допущены многие ошиб­ки. Реабилитирована национальная идея, выразившаяся в рождении не­зависимой Словакии.

СДПС: большинство людей оценивают происшедшие перемены че­рез призму тягот и лишений, которые обрушились на них. Социальные аспекты реформ оказались глубоко в тени "шоковой терапии", что привело к радикальной поляризации словацкого общества. Дальнейшее сохранение социальной напряженности, политической нестабильности, взаимной нетерпимости и непримиримости приведет Словакию к ката­строфе (аналогичную позицию занимает ПЛД).

КПС высказалась наиболее резко, полностью отрицая плюсы пост­коммунистического развития: "Массы обмануты "нежной революцией" с ее абстрактными лозунгами о демократии, свободе, плюрализме, при­ватизации и рыночной экономике. Люди убедились, что приватизация оз­начает бессовестный грабеж тех ценностей, что созданы за сорок лет при социализме. Рыночная экономика - это безработица, снижение жизненного уровня народа, а демократия и свобода - только для бо­гатых".[36]

Завершая статью, хотелось бы отметить следующее. В течение пя­ти посткоммунистических лет претворение в жизнь принципов плюрализма привело к образованию различных партий - правых, левых, цент­ристских. Но процесс их дифференциации, как и объединение в блоки еще не закончился. Одни в большей, другие в меньшей степени были причастны к посленоябрьскому социально-экономическому и полити­ческому развитию, к его "плюсам" и "минусам", а в известной степе­ни и несут ответственность за последние. Наибольшую роль на этапе до 1992 г. играли ОПН и Христианские демократы, меньшую - правые партии, близкие чешским (пример, Демократическая партия Словакии - ДП). С 1992 г. и до сегодняшнего момента ведущие позиции занимает ДЗДС, которое вместе с ГДП Клауса ответственно за дезинтеграцию единого чехо-словацкого государства. Националистическая СНП на всех этапах своей деятельности внесла существенный вклад в деста­билизацию обстановки и в области чехо-словацких отношений, и в от­ношениях с нацменьшинствами. Такие крайние левые, как КПС, имели достаточно много времени в прошлом, чтобы построить "светлое бу­дущее или настоящее". Пока нереализованы возможности социал-де­мократов в ПЛД и С ДПС. Время покажет, за кем будущее — за ныне правящей ДЗДС, или за левыми, или же за какой-либо иной обществен­но-политической силой.

Г.Ю. Харциева

Из сборника «Политический ландшафт стран Восточной Европы середины 90-х годов»

Российская Академия наук, Институт славяноведения и балканистики, Москва, 1997

Примечания


[1]В тот период она являлась составной частью Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ).

[2] Со chceme. 1989. 26.Х1. S. 2.

[3] Cas. 1990. 30.IV.

[4] См.: Харциева Г.Ш. Отношение словацких партий и движений к дезинтеграции ЧСФР //Политические партии и движения Восточной Европы: Проблемы адаптации к современным условиям. М., 1993. С. 222-241.

[5] Cas. 1990. 30.IV.

[6]Брат Я.Чарногурского, один из руководителей ХДД.

[7] Slovensky dennik. 1990. 16.IV.

[8] Lud. 1990. 19.11.

[9] Lud. 1990. 27.1.

[10] Подробнее об этом см.: Харциева Г.Ю, Политическая картина в Словакии после ноябрьских событий //Восточная Европа на истори­ческом переломе. М., 1991. С. 261-265.

[11] Pravda. 1990. 28Л1.

[12] Cas. 1990. 25.IV.

[13] Pravda. 1990. 8.III.

[14] Cas. 1990. 18.1П.

[15] Политические партии и движения ... С. 222-241.

[16] Vyber. 1992. № 44. S. 18-20.

[17] Lidove noviny. 1992 . 8.V.

[18]Руководитель экономической реформы, не учитывавший интересы и особенности Словакии, в настоящее время премьер-министр чешской Республики.

[19] Vyber. 1992. № 12. S. 16.

[20] Nove slovo. 1992. № 10. S. 7.

[21] Rude pravo. 1991. 17.11; Narodna obroda. 1992 , 6.V.

[22] Ibidem.

[23] Verejnost. 1990. 19.888.

[24] Narodna obroda. 1992. 21.IV.

[25] Ibidem.

[26] Ibidem.

[27] Vyber. 1992. № 29. S. 18.

[28] Ibidem.

[29] Ibid. S. 19.

[30] Харциева Г.Ш. Словакия: свет и тени посленоябрьского пятиле­тия/ / Экономические ориентиры и политические коллизии. М., 1995.

С.121.

[31] Svitak [. Cte B8h von Hajeka? ;//Nove slovo. 1992. № 12. S. 4—5. ПО V

[32] Svitak I. Lavica bude partnerom ;//Nove. slovo. 1992. M 10. S. 7.

[33] Подробнее см.: Харциева Г. Ю. Словакия: свет и тени после­ноябрьского пятилетия // Экономические ориент: 1ры и политические коллизии. М., 19, 5. С. 132 - 133

[34] Narodna obroda. 1994. 13.VII.

[35] Narodna obroda. 1995. 21.11.

[36] ИТАР-ТАСС. Вести Европы. Проблемы. Анализы. Перспективы. 18 ноября 1994. Серия "СЕ". С. 9-10.

Читайте также: