Показать все теги
В июне 1996 г. в Чехии состоятся парламентские выборы. Это будет ключевое политическое событие не только для страны, но и региона, который сегодня именуется "Центральной Европой" и лидеры которого ориентируются на полное вхождение в такие структуры, как Европейский Союз (ЕС), НАТО и др. Правящие политические элиты Чехии считают, что их страна в наибольшей степени готова к вхождению в эти структуры, по многим параметрам опережая другие государства региона. Однако сдержанное отношение к указанному стремлению со стороны ЕС (несмотря на вдохновляющие словесные заверения), как бы внезапно возникающие экономические барьеры перед товарами и рабочей силой посткоммунистических стран, некая отчужденность в отношениях после эйфории революционных преобразований начала 90-х годов, свидетельствуют, что проблем здесь больше, чем представлялось ранее.
Все это, безусловно, отражается на внутриполитических процессах, в частности, на приоритетах и эволюции политических партий и движений. В Чехии это выражается в готовности провести выборы 1996 г. под лозунгом: "В Европу!", которому придаются различные толкования со стороны партий и движений как правой, так и левой ориентации (при всей условности подобных определений). Этих партий и движений накануне последних парламентских выборов (5-6 июня 1992 г.) в ЧСФР было зарегистрировано свыше 140 (данные на апрель 1992 г.), в том числе действовавших на территории Чешской Республики – 29 1. При этом в соответствующем справочнике тогда еще единой Чехо-Словакии слово "словацкая" содержалось в на-
звании 17 партий, "чешская" ("моравская") - 11, а определение "чехословацкая" - 14 партий2.
По заявленным ориентациям наиболее многочисленную группу представляли так называемые "народные" партии, число которых достигало 11 (из них большинство - словацкие). Насчитывалось 10 партий, именовавших себя "демократическими", 9 - "социал-демократическими", 6 - "аграрными”, по 5 "христианскими" и "коммунистическими", 4 - "республиканскими", а 3 - "либерально-демократическими". Это был пик количественного роста партий и движений, а также их разбросанности по национальному и политическому спектрам. После распада ЧСФР число партий и движений в двух частях прежде единого государства даже если заметно и не сократилось, то их социально-политические приоритеты изменились. Ведь надо было считаться с факторами существования двух стран с неодинаковыми уровнями развития и с разными ориентациями. Чехия стремилась слиться с Европой, в какой-то мере "денационализируясь"; в Словакии же сохранялась сильная инерция идеи национального государства, получившего крупнейшее, почти 600-тысячное венгерское этническое меньшинство (то есть ситуация национального размежевания как бы повторилась, но в масштабах новой страны). "Новые" политические партии хотя и появлялись внутри Федерального собрания, но формировались по преимуществу в рамках республик. При этом в Словакии инициатива была перехвачена сепаратистами. Здесь ни одна из партий, ратовавшая за союз (федерацию), не выиграла выборы 1992 г.
В Чехо-Словакии партии с названием "словацкая" зачастую образовывались, чтобы дистанцироваться от общегосударственных партий. Дистанцировались — и то ли прекратили свое существование в новом государстве, то ли слились в более крупные единицы3. Партии с названием "чехословацкая" в своем большинстве утратили смысл существования, но не титул. Иногда последний еще обладает известным потенциалом, ибо разъединение страны во многом произошло против воли народов Чехии и Словакии, а сохранение термина "чехословацкая" напоминает об этом.
Чешские партии не имели особой мотивации подчеркивать в своем названии национальный момент - они не считали себя дискриминированными. Поэтому мозаика партий здесь определялась сложившимся с начала 90-х годов противостоянием коммунистов, с одной стороны, и Гражданского форума, а затем, после его раскола, господствующей Гражданской демократической партии (ГДП)^- с другой. В чем-то эта мозаика напоминает партийные структуры Чехии в составе Австро-Венгрии в межвоенный перирод, а также в 1945-1948 гг. То есть речь идет о партиях, выступающих за активную социальную политику (в Австро-Венгрии и первой Республике к ним относились в основном социал-демократы и коммунисты; в современной Чехии - коммунисты, социал-демократы и аграрии, пока не образующие альянсов), которым противостоят политические силы, ориентирующиеся на упрочение рынка и одновременно защиту национальных интересов (в Австро-Венгрии это были младочехи и Чешская народная партия; во времена первой Республики — Национально-демократическая партия).
Такая пока еще слабо отрефлексированная преемственность и дает основание говорить об относительной упорядоченности политической жизни страны к середине 90-х годов. Однако эта упорядоченность по параметру внутреннему не значит "спокойной" жизни для чешских партий. И главным, что нарушает относительную стабильность политической жизни в Чехии выступает фактор внешний - устремленность республики на Запад.
Что здесь особенно сложно? Интегрироваться стремится в первую очередь ГДП, полагая, что это легче сделать, последовательно проводя антисоциалистические установки. Но, и это следует подчеркнуть особо, например, Европарламент и другие представительные общеевропейские структуры характеризуются сильным влиянием в них социалистов. Так, на апрель 1995 г. из 626 мест в Европарламенте 221 занимали представители европейских социалистических партий^. Получается, что больше всего там "ждут" именно социал-демократов.
Но они-то как раз ставят акцент на необходимости первоочередного решения внутренних проблем. Этот конфликт ожиданий и функций определяет и сложность, и своеобразие политической структуры страны. С учетом этого мы и будем анализировать структуры и цели политических партий и движений Чехии, уделяя основное внимание представленным в чешском парламенте.
Первое крупное политическое событие в Чешской Республике после выборов президента (во многом декоративных, как отмечалось аналитиками) - коммунальные выборы, состоявшиеся 18-19 ноября 1994 г. (об их итогах будет сказано ниже). К моменту их проведения в стране насчитывалось 46 партий и 26 политических движений.
Из числа действовавших на территории бывшей ЧСФР политических партий и движений в Чехии к сентябрю 1994 г. оставалось 38: Ассоциация радикалов за Соединенные Штаты Европы; Гражданская Демократическая партия; Гражданский демократический альянс (ГДА); Движение-90; Движение ангажированных цыган; Движение за социальную справедливость; Движение земледельцев; Движение чехословацкого взаимопонимания; Демократическая партия Чехословакии; Демократическая уния; Демократы -92 за единое государство; Клуб ангажированных беспартийных; Консервативная партия; Левый блок; Либерально-социальная уния (ЛСУ); Моравская национальная партия; Национально-демократическая партия; Национально-социальная партия — Чехословацкая национально-социалистическая партия; Независимая инициатива; Общегосударственный актив граждан; Партия граждан с ослабленным здоровьем, пенсионеров и социально незащищенных; Партия демократических левых; Партия предпринимателей, ремесленников и крестьян Чешской Республики (до 1993 г. - Партия чехословацких предпринимателей и ремесленников); Партия зеленых; Республиканская партия; Республиканская уния; Республиканцы; Объединение за Республику - Республиканская партия Чехословакии; Сосуществование; Уния самоуправляющейся демократии; Христианская и демократическая уния - Чехословацкая народная партия (ХДУ-ЧНП); Христианско-демократическая партия; Цыганский национальный конгресс; Цыганская гражданская инициатива ЧСФР; Чехословацкая партия интеграции; Чехословацкая социалистическая партия; Чешская социал-демократическая партия (до 1993 г. — Чехословацкая социал- демократическая партия - ЧСДП); Чешско-моравская народная партия (до 1993 г. — Чешско-словацкая народная партия).
Из старых политических партий и движений, действие которых ограничивалось в бывшей единой республике территорией Чехии, к этому времени сохранилось 16. Это: Аграрная партия; Аграрная Республиканская партия; Движение за равноправное положение женщин в Чехии и Моравии; Движение за самоуправляющуюся демократию — Объединение за Моравию и Силезию; Земледельческая партия; Коммунистическая партия Чехии и Моравии (КПЧМ); Корона чешская; Левая альтернатива — Движение за демократический и самоуправляющийся социализм; Партия друзей пива; Партия моравской деревни i Партия свободных демократов; Свободные демократы (ранее Гражданское движение); Чешская национальная партия; Уния городов и сел.
Наконец, в современной Чехии образовались новые политические партии и движения. Всего их к сентябрю 1994 г. насчитывалось 18: Движение за самоуправляющуюся демократию Моравии и Силезии; Движение самоуправляющихся Моравии и Силезии; Инициатива граждан Праги; Либеральная национально-социальная партия; Масариковская демократическая партия; Объединение независимых кандидатов города Чешске Будейовице; Объединение независимых Праги; Объединение пенсионеров Чешской Республики; Партия национально-демократического единства; Партия граждан цыганской национальности Северо- Чешского края; Пенсионеры за уверенность в жизни; Пражане-Праге; Христианская и демократическая партия цыган; Христианско-социаль- ная уния; Чешская и Моравская аграрная партия; Чешские правые; Чеш- ско-Моравская партия центра; Национальное чешское и цыганское движение в Чешской Республике.
Естественно, уже к концу 1994 г. количество и "качество" указанных партий в чем-то изменилось. Вместе с тем блоки правых и левых партий и движений лишь четче выявили при этом свои позиции. Кто же относится к первым и кто ко вторым? Ответ на эти вопросы следует искать в результатах не только коммунальных выборов 1994 г., но и парламентских 1992 г. К тому времени уже произошло политическое оформление сил, выступавших за разделение страны, вследствие чего перед выборами в Федеральный парламент в 1992 г. 72% граждан не доверяли ему как социальному институту, хотя собирались голосовать 90%. Лозунг "Правда и любовь победят ложь и ненависть" тоже звучал не столь уж громко. Правые способствовали созданию ситуации, когда была развернута мощная пропагандистская кампания против левых. Но некоторые ее инициаторы проиграли сами: Гражданское движение (лидер - И. Динстбир) и некоторые другие "не взяли" пятипроцентного барьера. В целом победа правых была хрупкой: ГДП в коалиции с христианскими демократами собрала треть голосов в Чехии и Моравии (ультраправая Республиканская партия Сладека — 6% голосов). Примечательно, что ровно столько же собрало и Движение за демократическую Словакию (ДЗДС) на своей территории. Левый блок (ЛБ) — КПЧМ в союзе с Демократической левой — получил 14% голосов в Чехии и ровно столько же — Партия левых демократов набрала в Словакии. Из 42 партий и движений к выборам оформились группы (коалиции) правых: ГДП (В.Клаус)5; Гражданский демократический альянс (В. Длоуги); Гражданское движение (И.Динстбир) и др. Левые: Чехословацкая социал-демократическая партия, Либерально-социальная уния (объединившая "аграриев", зеленых и социалистов), а также Левый блок.
В Федеральном парламенте партия В. Клауса из 300 мест получила 80, а партия В.Мечьяра - 54. Левый блок занял 50 мест (включая 14%, или 30 мест, в Чехии и 16%, или 20 мест, в Словакии).
В парламенте Словакии (Словацком Национальном Совете - СНС) из 150 мест 72 получило ДЗДС В.Мечьяра, 32 места — Партия левых демократов (бывшие коммунисты), 14 мест было у Словацкой национальной партии.
Каково же распределение мест в Чешском Национальном Совете (ЧНС) - парламенте Чехии, сохраняющем свои полномочия и поэтому определяющем характер политической жизни страны до 1996 г.
Победа ГДП на выборах 1992 г. в ЧНС выглядела немногим более внушительно, чем в прекратившем свое существование Федеральном собрании ЧСФР. Она собрала в ЧНС 37,5% голосов, что составляет 75 мест из 200. В тесном блоке с ГДП выступала Христианская и демократическая уния (объединявшая Чехословацкую народную партию и Христианско-демократическую партию), получившая 15% голосов. Тем самым "строго правая" группа депутатов имела в ЧНС 90 мандатов, или 45% мест. К этим же партиям примыкал и Гражданский демократический альянс с 14 голосами (т.е. 7%). Ультраправая- Объединение за Республику - Республиканская партия Чехословакии, которую сравнивают с российской ЛДПР В.Жириновского, получила 14 мест, или 7%.
Коалицию Либерально-социальная уния имевшую 16 мест, можно считать, хотя и во многом условно, центристской, равно как и Движение за самоуправляющуюся демократию — Объединение за Моравию и Силезию, у которого 14 мест (всего 30 голосов, т.е. 15%). Наконец, левые: это 35 мест (17,5%) Левого блока с лидирующей ролью коммунистов и 16 мест (8%) ЧСДП. То есть всего 51 голос, или немногим более 25% мест. Нужно отметить при этом явную взаимную неприязнь основных составляющих лагерь левых. Но если правые могут позволить себе дистанцироваться от лидера Республиканской партии Чехословакии М.Сладека, не теряя при этом контроля над местами в парламенте, то конфликт между социал-демократами и коммунистами деструктивен для левой оппозиции. Поэтому термин левые вдвойне условен, а их малые шансы на победу подтверждаются вполне.
С учетом сказанного можно дать краткую характеристику основных чешских политических партий, включая не вошедшие в парламент, имея в виду условность наименований правые и левые, равно как и крайнюю неопределенность центра.
Гражданская Демократическая партия (ГДП) — лидер современной Чехии. Ее председатель - премьер-министр В. Клаус. Партия была создана 26 февраля 1991 г. на чрезвычайном республиканском съезде Гражданского форума (ГФ), на котором произошел его раскол на ГДП и Гражданское движение (ГД). Учредительный съезд ГДП состоялся в г. Оломоуце 20-21 апреля 1991 г., где она заявила о себе как о правой партии, исповедующей идеологию реализма и прагматизма. В начале 1994 г. ГДП насчитывала около 27 тыс. членов (в 1991 г.- около 25 тыс.).
Гражданский демократический альянс - неконфессиональная партия демократического правого течения. Председатель партии - П.Брагинка. Создана 17 декабря 1989 г., являлась составной частью ГФ вплоть до его раскола. В парламентских выборах 1990 г. участвовала в коалиции с Партией чехословацких предпринимателей и ремесленников, а также Либеральной демократической партии;. Были заключены соглашения с Клубом ангажированных беспартийных (апрель 1991 г.), ГДП (ноябрь 1991 г.) и Либеральной демократической партией (ЛДП) [январь 1992 г.). Как отмечается в программе, выступает за общество, базирующееся на свободе, справедливости и гуманизме. Подчеркивает приоритет правового государства, парламентской демократии, местного самоуправления, либерализации рыночных отношений и социальной ответственности. ГДА поддерживает демократические принципы в экономике, основанной на защите прав собственности со стороны государства, свободную конкуренцию. Партия объявляет себя сторонницей западного консерватизма. В апреле 1994 г. в ее рядах насчитывалось 2052 чел.
Чехословацкая народная партия (ЧИП). Председатель - Й.Лукс, Возникла в сентябре 1918 г. в результате объединения нескольких католических партий; осенью 1938 г. - распущена. В 1945 г. восстановилась как партия Национального фронта чехов и словаков. В ноябре 1989 г. возобновила свою дофевральскую традицию несоциалистической партии, строящейся на принципах христианско-социального движения. В программных документах заявляет о себе как о правой партии с программными целями, базирующимися на христианских ценностях. Выступает за всестороннюю поддержку частной собственности и частного предпринимательства. Вместе с тем при переходе к рыночной экономике поддерживает "ответственную социальную политику по отношению к слабым". ЧНП - составная часть коалиции Христианская и демократическая уния. Количество членов на июнь 1991 г. - 100 тыс. человек, но в это число входят и те, кто не вовлечен активно в политику.
Христианско-демократическая партия (ХДП). Председатель — В. Бенда. С 1990 г. — в составе коалиции Христианско-демократической уции, заключала также соглашение с ГДП. Партия возникла в середине 80-х годов в качестве неформальной экуменически ориентированной христианской группы. 15 ноября 1989 г. учреждается как автономный Христианско-демократический клуб; с 3 декабря 1989 г. - политическая партия. Именует себя надконфессиональной партией правого центра консервативной ориентации. Объединяет верующих и неверующих граждан, признающих христианские ценности, и считает себя открытой для всех, кто воспринимает эти ценности как неотъемлемую часть общественной жизни. ХДП ставит целью активизацию христиан, выступает за разделение законодательной, исполнительной и судебной властей; в экономике ратует за равноправие трех форм собственности: частной, кооперативной и государственной. Поддерживает экономическую трансформацию с акцентом на гуманистическом, социальном и экономическом ее аспектах.
Объединение за Республику - Республиканская партия Чехосло[1] вакии (ОЗР-РПЧ). (Председатель - М.Сладек. Организация основана 22 декабря 1989 г. как партия радикальных правых. Учредительный съезд состоялся 24 февраля 1990 г. В своей программе партия поддерживает в первую очередь уважение прав и свобод индивидуума. Функции государства должны заключаться в формировании оптимальных юридических условий для обеспечения развития демократического общества, прав и свобод личности. Выступает против революции и классовой борьбы, отрицает идеологию марксизма-ленинизма и диктатуру любого вида; поддерживает принципы рыночной экономики. Партия отстаивает идею федеративного государства с присоединением Подкарпатской Руси. В ноябре 1994 г. в рядах партии насчитывалось 40 тыс. человек.
Либеральная социальная уния - коалиция Либеральной партии национально-социальной*, Земледельческой партии, Партии зеленых, Движения земледельцев, а также независимых. Председатель — Ф.Трнка. Начала свою деятельность 20 мая 1991 г. как коалиция политического центра. Ее программные цели - идеи свободы, демократии, социальной справедливости, гуманизма и толерантности. Выступает в поддержку плюралистической парламентской демократии; защищает интересы нации и национальных меньшинств, проживающих на территории страны; отстаивает идею самоуправления на местном уровне. Поддерживает ускоренный, но вместе с тем взвешенный переход к социально ориентированной рыночной экономике с учетом фактора защиты окружающей среды. ЛСУ выступает за государственные гарантии социальной защиты индивидуума. В начале 1994 г. преобразована в политическую партию.
Движение за самоуправляющуюся демократию - Общество за. Моравию и Силезию (ДЗСД-ОМС). Председатель - Я.Кричер. Создано 1 апреля 1991 г. как политическое движение центра. В программных документах провозглашается требование самоуправления Моравии и Силезии в рамках единого государства, введение земского управления. Выступает за утверждение мораван как этноса с собственной правовой субъективой. Оказывает поддержку в создании культурных и профессиональных обществ в Моравии, Силезии, за рубежом.
Свободные демократы (до января 1994 г. - Гражданское движение). Председатель - И. Динстбир. Движение возникло 23 февраля
1991 г. на упоминавшемся чрезвычайном съезде Гражданского форума. В отличие от правой ориентации ГДП оно заявило о своем центризме. Программные цели — свобода индивидуума, гуманизм как мировоззренческая ориентация, плюралистическая демократия и уважение нравственных ценностей, основанных на сознании ответственности гражданина за себя, свою семью, государство в духе традиций европейской цивилизации. Основанное на гуманистических и демократических традициях первой республики и современных западных демократий, движение выдвигает, в частности, такие цели: 1) не допустить, чтобы граждане, ведомые страхом перед будущим, искали выход в возврате к прошлому; 2) предложить каждому гражданину возможность участия в управлении общественными делами на местном уровне, в регионе и государстве в целом; 3) добиться перехода к такой рыночной экономике, которая будет уважать социальные интересы и экологические требования; 4) уважать гуманистические, демократические, культурные и христианские традиции страны и ее духовные заветы.
Указанные цели хорошо сбалансированы, выглядят привлекательно для людей с разными политическими убеждениями. Но это безусловное преимущество целей оборачивается недостатком при обосновании средств их достижения. По логике: кто слишком многого желает, мало чего достигнет. Отсюда поражение на выборах 1992 г. и относительно небольшие, как представляется, шансы на выборах 1996 г. Согласно данным социологической службы "Фактум", если бы выборы состоялись в апреле 1994 г., движение получило бы лишь 3,4% голосов. Однако есть основания предполагать, что Свободные демократы все же возьмут пятипроцентный барьер. Это произойдет, в частности, если в третьей из поставленных целей будет соблюден баланс трех составляющих, а он может быть найден, ибо такой баланс в наибольшей степени подходит политически зрелому электорату. Степень же зрелости избирателей Чехии, безусловно, повысится по сравнению с 1992 г. Количество членов движения на сентябрь 1994 г. — около 3 тыс. человек.
Левыми партиями в Чехии считаются ЧСДП и КПЧМ, хотя это определение не столько сближает их, сколько разводит. Дело в том, что с численно мощной КПЧМ не желают сотрудничать авторитетные партии любой ориентации, и чем ближе возможность (и неизбежность) такого сотрудничества, тем интенсивнее степень отторжения.
До середины 1993 г. в рамках Левого блока[2] взаимодействовали КПЧМ и Демократическая левая. Во главе коалиции, образованной в январе 1992 г., - Л. Индрих и И. Свобода.
Демократическая левая - надпартийное политическое движение с центром в г. Брно. Возникло в начале 1990 г. и ставит своей целью координацию сотрудничества левых партий и движений, а также граждан левой ориентации, независимо от их политической принадлежности и религиозных верований. Цели Демократической левой - плюралистическое общество с равными условиями и возможностями для каждого. Движение выступает за возрождение и модернизацию идей демократического социализма; поддерживает формирование рыночной экономики со всеми формами собственности при сохранении экономического суверенитета страны.
Коммунистическая партия Чехии и Моравии. (Председатель И.Сво- бода не представляет собой политика-лидера. Партия сильна классовостью и нацеленностью на защиту интересов людей наемного труда. Учредительный съезд КПЧМ состоялся 31 марта 1990 г. Возникнув в качестве территориальной организации КПЧС, она заявила, что главную цель видит в защите людей, которые своим ежедневным трудом создают и приумножают материальное и духовное богатство общества. Свою деятельность связывает с упрочением чешской государственности, прав человека и свобод, усилением уверенности и социальной справедливости для каждого гражданина. I съезд КПЧМ 13-14 октября 1990 г. в г. Оломоуце подчеркнул социалистическую ориентацию партии, а также ее левые политические позиции и приоритеты.
Программа КПЧМ декларирует демократический социализм, который представляет "соединение идеалов демократии и гуманизма, прав и свобод человека, социальной справедливости и жизненных гарантий трудящимся". Основа политики — научное понимание, открытый и равноправный диалог, демократический плюрализм, политическая конкуренция всех взаимно уважающих конструктивных сил общества. Выступая против монополии политической власти, партия стремится к преодолению раскола коммунистического и социалистического движения, а также к включению в спектр левых сил в качестве его составной части.
В феврале 1992 г. партия насчитывала 380 тыс. членов, т.е. в ее рядах каждый тридцатый житель страны! Вероятно, эта цифра и более поздние - завышены. Но ясно и другое: период декларативных заклинаний и проклятий в адрес КПЧМ закончился. С нею надо считаться как с активной политической силой, определяющей многие стороны "левизны" политического спектра Чехии.
Чешская социал-демократическая партия. Председатель - М.Земан. Возобновила свою деятельность 19 ноября 1989 г., основываясь на традициях социал-демократического движения в стране и мире?.
Это партия - левая; в соответствии с провозглашенными ею лозунгами защищает интересы рабочих и всех трудящихся, традиции в борьбе за социальную справедливость. В то же время ее программа, в отличие от программы КПЧМ, ратует за соединение интересов предпринимателей и наемных рабочих в рамках так называемой системы социального партнерства. Социал-демократы выступают за социально ориентированную рыночную экономику с плюрализмом и равноправием всех форм собственности, допускают быстрое развитие частной собственности и открытость страны иностранному капиталу. Но вместе с тем партия - за квалифицированное регулирование экономики с помощью государственного вмешательства. Количество ее членов на май 1991 г. - более 13 тыс. человек.
В целом коммунальные выборы 1994 г. — первое общенациональное мероприятие в рамках Чехии, ставшее серьезной проверкой популярности политических партий и их лидеров, — проходили довольно спокойно.
Итоги коммунальных выборов
|
Один из главных результатов выборов - определенность политического лица партий и их приоритетов на фоне относительной индифферентности электората. Дело в том, что избиратели активно предпочитали независимых кандидатов, следуя принципу доверия компетентности, а не политическим призывам. Причина, как представляется, в том, что основные события внутри страны - в первую очередь приватизация и распад ЧСФР - уже в прошлом, и на первое место выходят внешние политические инициативы. Здесь, конечно же, больше пространства для маневра отдельных партий и движений. Центральным вопросом, понятно, является вступление Чехии в НАТО и ЕС.
Несмотря на то, что на коммунальных выборах победу одержали независимые кандидаты, противостояние двух партий в Чехии носит наиболее серьезный характер. Это касается оформленности политических линий, определения противостоящих позиций и т.п. Употребляя слово "серьезный", мы ориентируемся в первую очередь на степень дифференцированности политических и социальных сил в стране. Поскольку Чехия наиболее близка к ЕС по уровню промышленного развития, политической культуре, степени определенности социальных структур, дифференциации политических сил, постольку и политические партии выглядят здесь наиболее серьезно по сравнению с остальными странами региона.
Нужно отметить, что особо значимой в коммунальных выборах оказалась победа ГДП в Пражском магистрате. Из 55 мест она получила 23, на втором месте КПЧМ — 6, у ЧСДП и ГДА - по 5 мандатов!). Внушительная победа ГДП свидетельствует о большом потенциале партии, которой удалось сделать столицу своеобразной "витриной капитализма”. Открытость города повлекла появление многих дополнительных рабочих мест, особенно в сфере услуг, однако потолок насыщенности, по свидетельству чешского историка Я. Шедивы, достигнут, и во весь рост встает проблема структурной перестройки промышленности, которую эта занятость лишь прикрылаЮ. Получив большинство в Пражском магистрате, ГДП будет контролировать нечто большее, чем местную власть, ибо Прага, перестав быть столицей федерации, непропорционально резко увеличила свой удельный вес в жизни Чехии. Можно назвать победу ГДП здесь основным фактором в будущей победе на парламентских выборах 1996 г. Но для этого надо дать электорату уверенность в процветании, что возможно, в частности, за счет других городов и регионов.
По свидетельствам аналитиков (и личным наблюдениям), в ходе предвыборной кампании ГДП очень активно добивалась контроля над магистратом столицы, отказавшись от присущей ее элите установки на своеобразный политический аскетизм (мы-де не можем расходовать слишком много средств на выборы: наше дело — экономический рост и т.п.). Кроме того, партия начала широкое маневрирование в поисках союзных сил, не ставя акцентов на абсолютном доминировании свободного рынка. Хотя есть основание для вывода о том, что оформление нового блока — признак скорее политического взросления страны.
"Партия способных и предприимчивых", как она себя рекомендует, ориентируется на сознательность и ответственность граждан. Еще в
1992 г. она заявила себя преемницей " традиций европейской христианской цивилизации", обозначив этими словами возможность союза с христианскими партиями и устремленность в Европу. В то же время она подчеркнула верность идеалам первой Республики. И хотя редко какая партия, кроме, пожалуй, коммунистической, не подчеркивает этой приверженности, ГДП выделяет здесь четкий показатель: экономический подъем страны, которая вошла в десятку наиболее развитых стран того времени.
Опыт современных западных демократий - также в числе первостепенных ценностей для ГДП, но здесь тоже проявляются некоторые 252 сбои. Указанный опыт - это и опыт социал-демократии, но это и тенденция к социализации в экономике, исходя из технологических приоритетов, а не идеологических установок.
Есть основания утверждать, что ГДП будет эволюционировать к мягкому, "бархатному" национализму и с большей уважительностью тяготеть к традициям. У нее появятся признаки респектабельного консерватизма. В то же время социал-демократы должны освоить нишу, занимаемую коммунистами, определяясь как партия активной социальной политики. Экономические приоритеты при этом будут самодостаточны. Законы рынка утратят новизну агрессивности, а умеренное вмешательство государства в экономику будет диктоваться соображениями технологической целесообразности. Эта относительная независимость политики от экономики, на мой взгляд, - свидетельство дрейфа страны к стабильности.
Каковы же перспективы других политических партий и движений? Они больше авторитетны за рубежом, чем внутри страны и вряд ли могут стать третьей силой, определяющей политический курс. Можно говорить о большей вероятности их союза (не слияния) с ГДП.
Аграрные партии, естественно, будут усиливать градус агрессивности в связи с усложнением проблем в сельском хозяйстве. Но они ближе к социал-демократам. Правда, Чехия - страна городов, а после распада еще и страна города — Праги.
Результаты коммунальных выборов все же не могут служить четким индикатором распределения политических сил и тем более основанием для стопроцентного прогноза на парламентских выборах 1995 г. Ясно, однако, что больше чем половина мандатов, полученных независимыми кандидатами, свидетельствует об определенной усталости чешского электората от политических партий. Данная усталость (а, может быть, и определенное неверие в партструктуры, имеющее истоком память о результатах проигнорировавшегося референдума о разделе страны), как ни парадоксально, освобождает пространство для маневра тем же политическим партиям. Какая будет направленность этого маневра? ГДП, как представляется, исчерпав потенциал "общекапиталистических" установок, будет приобретать более четкую национальную направленность, но в таком случае ей труднее будет осуществлять политический курс на вхождение страны в единую Ев- pony. Что касается основных оппонентов — социал-демократов, — то они будут поставлены перед необходимостью выработки альтернативного или хотя бы критически ориентированного политического курса в конструктивном духе. Социал-демократы могут при этом воспроизвести реформистскую парадигму с упором на социальную защиту населения, но уже не на уровне голой критики, а на уровне позитивных программ. Фактически это будет "забота о своем народе". Но данная программа как раз и явится более оптимальной для вхождения в ЕС. По крайней мере, как уже отмечалось, структура мест в Европарламенте является свидетельством того, что социал-демократические партии пользуются большим авторитетом в рамках всего ЕС, даже если они не представлены с такой полнотой в парламентах своих собственных стран. Таким образом, линия на укрепление позиций социал-демократических партий - полнее совпадает с устремленностью Чехии в Европейский Союз.
Накануне коммунальных выборов лидер ЧСДП М.Земан явно подчеркивал поэтому важность внешнеполитических инициатив. Однако, по его мнению, для вступления Чешской Республики в ЕС "необходимо сделать несколько постепенных шагов"11. Один из них - создание еврорегионов в пограничных областях республики с тем, чтобы по крайней мере часть Чехии путем повышения уровня экономического и культурного сотрудничества смогла интегрироваться в Европу быстрее, чем отдаленные от границы области12._ Но в ряде случаев в политике чешского правительства наблюдается, по словам М.Земана, "евроскептицизм". Так, правительство "отвергает идею еврорегионов, и хотя оно выступает на словах за наше вступление в Европейский союз, но сводит европейскую интеграцию только лишь к зоне свободной торговли в духе Маргарет Тэтчер"13. Но ЕС, по утверждению лидера ЧСДП, — это еще и соответствующее социальное, экологическое, культурное, политическое единство, а также единство в области безопасности. Сводить же его к зоне свободной торговли неправомерно. ЧСДП считает обязательной интеграцию страны в систему безопасности, но вместе с тем столь же обязательным для нее является и подписание Европейской социальной хартии, а также Европейского соглашения против отмывания грязных денег. Это следовало бы делать более-менее одновременно. Но чешское правительство, как подчеркивает М.Земан, отказывается предложить для ратификации ЧНС Европейскую социальную хартию. Кроме того, несколько лет тому назад чешский премьер заявил, что он не может отличить чистые деньги от грязных. Данные сюжеты, пожалуй, одно из главных на сегодняшний день противоречий между ЧСДП, ратующей за комплексность в подходе к решению вопроса об интеграции ЕС, и ГДП, предпочитающей частичное решение проблемы. Таким образом, социал-демократы определяют важнейшие аспекты своей внешнеполитической программы, отторгая ее от курса ГДП.
Куда актуальнее для социал-демократов задача отношения к КПЧМ. Член Центрального Исполнительного Комитета ЧСДП О. Новотны отметил, что стратегия на отрыв избирателей от коммунистов не удалась. Итоги выборов 1992 и 1994 г. показали, что КПЧМ с 1990 г. удерживает значительное число избирателей (около 750 тыс. человек) и этих избирателей трудно от нее оторвать!4. Приверженцы данной альтернативы живут в каком-то "мифологическом представлении" об "объединении левых сил". Это объединение могло бы состояться только в результате преодоления исторического противоречия между социал-демократами и коммунистами, так как лишь в этом случае левые смогут конкурировать с правыми. Но при этом коммунисты в Чехии проявляют меньше всего воли отказаться от идеологических догм и принципиально дистанцируются от социал-демократии.
Важная стратегия роста ЧСДП — прагматический сдвиг.
Его мотивы нашли отражение в документах июньского заседания Исполкома партии (1994 г.), в заявлении Президиума ЧСДП о положении в чешском обществе (октябрь 1994 г.), в предвыборной программе партии (с этим документом партия идет на парламентские выборы в 1996 г.). В этих документах партия взяла на себя обязательства проводить радикальную и вместе с тем дифференцированную избирательную критику правительства. Партия отказывается от прежних оценок своих оппонентов как "врагов"; дистанцируется от призывов как правых, так и левых экстремистов к гражданскому неповиновению, присоединяется к идеалам открытого общества (комбинирующих традиционные социал-демократические ценности и модерный либерализм); отрицает не только надменное поведение правительства, но и оппозиции ("мы не считаем... что обладаем патентом на разум"); вместо деятельности в соответствии с идеологическими догмами она предпочитает поиск позитивных решений актуальных общественных проблем15. Эта стратегия источником дальнейшего роста партии рассматривает не коммунистический электорат, а в первую очередь масштабную группу избирателей левоцентристской и правоцентристской ориентаций. ЧСДП понимает, что без привлечения большинства представителей данного политического спектра на победу не может рассчитывать ни одна партия. ЧСДП далека от иллюзии относительно того, что возможное ухудшение социально-экономического положения в стране автоматически повысит шансы ЧСДП на выборах. Вот почему партия ориентируется "на реализацию методов, делающих возможным успех на выборах и в условиях относительной конъюнктуры"16.
Еще до парламентских выборов независимые чешские социологические центры внимательно проанализировали политическую ситуацию в Чехии - острове стабильности в регионе Центральной Европы. Однако, по их выводам, большинство граждан считают политическую ситуацию в своей стране как раз нестабильной в связи с обостряющейся конфронтацией между левыми и правыми партиями. 55% из опрошенных социологами 900 граждан неудовлетворены нынешней ситуацией, однако 61% из них намерены принять участие в выборах. Политические симпатии при этом распределились следующим образом: 21% из них отдадут свои голоса кандидатам от ЧСДП; 20% поддержат коммунистов (КПЧМ) и близких им по программе независимых кандидатов (тем самым левые собирают около двух пятых голосов); 11% симпатизируют ГДП; 7% будут голосовать за кандидатов ГДА (т.е. менее одной пятой голосов за правых). Не вызывает беспокойства политическая ситуация в республике у 39% граждан. 84% из них намерены участвовать в парламентских выборах; симпатии их на стороне право- центристских партий и движений. Наибольшее число сторонников у ГДП - 46%, у ГДА - 10%. Левые менее популярны у этой категории населения: ЧСДП поддержит 7% из них, а КПЧМ - 2%17. Нестрогие количественные подсчеты показывают, что будь выборы в апреле 1995 г., — победили бы левые. Но все политические силы знают, что в день выборов побеждают не мнения, а голоса. Отсюда усиление некоторых моментов стратегии ЧСДП, в частности, большая определенность политического курса М.Земана, повторно избранного председателем партии на съезде ЧСДП, проходившем в г. Богумин (Северо- Моравская область) 24 апреля 1995 г. Лидер социал-демократов уверен, что возглавляемая им партия получит на предстоящих выборах в парламент не менее 25% голосов избирателей. Результаты последних опросов населения страны свидетельствуют — если бы выборы состоялись весной 1995 г., то ЧСДП получила бы 21% голосов18. Большинство избирателей сходятся в том, что количество ее сторонников увеличивается ежемесячно. Делегаты съезда исключили возможность создания предвыборных коалиций и вообще любых форм сотрудничества с экстремистскими партиями. Это крайне левые и крайне правые, среди которых называется КПЧМ и ОРЗ-РПЧ19.
Согласно данным социологической службы "Фактум", в будущий парламент имеют шанс войти лишь кандидаты от ГДП, ЧСДП, КПЧМ и ХДУ-ЧНП, так как остальные политические организации Чехии не смогут преодолеть установленный законом 5% барьер20. Так, активно действующие в стране Свободные демократы и ОРЗ-РПЧ имеют лишь по 3,4% сторонников, Моравская национальная партия - 2,3%. При этом среди сторонников ГДП преобладают молодежь и люди среднего возраста; она особенно популярна в Праге и других крупных городах. Потенциальные избиратели ЧСДП - рабочие и пенсионеры, жители небольших городов, а также население Восточной Чехии. Судя по опросам населения, КПЧМ может сойти с политической арены. Ее социальная база — граждане, возраст которых более 60 лет — постоянно сужается. Кроме того, коммунистов поддерживают люди с очень низкими доходами, число которых в республике незначительно. На выборы в будущем году намерены прийти 73% избирателей. Нежелание участвовать в них выразили 8,1% опрошенных21.
Пожалуй, шансы Свободных демократов и КПЧМ занижены, а ГДП завышены: надо учитывать, к примеру, что электорат в Центральной Европе "привык" свергать кумиров, каким сегодня является В. Клаус. Хотя здесь может проявиться скорее не свержение, а демонстрация намерений. В целом анализ как результатов коммунальных выборов (1994 г.), так и опросов (1995 г.), указывает на относительную усталость чешского электората от политики, что как раз и обеспечивает большую свободу маневров для партий; порождает тенденцию к оформленности политических структур в виде классической двухпартийной политической системы. Это говорит о более высоком по сравнению с другими странами региона уровне политической культуры и фактической готовности страны вступить в ЕС. Но несмотря на то, что Чехия приближается к классической парадигме партийной структуры (например, в отличие от Испании или Греции), она, на мой взгляд, не может автоматически войти в ЕС, так как принадлежит региону Центральной Европы. Региональные границы останутся куда более прочными, чем это предполагают политические деятели с самыми оптимистическими установками. И Чехии скорее всего придется входить в ЕС вместе, по крайней мере, с группой стран региона, например, Вишеградской четверкой. При этом как ни странно, распад Чехо-Словакии как раз замедлил, а не ускорил указанное вхождение22.
Проведенный анализ дает основание для некоторых выводов прогностического характера.
1) На парламентских выборах 1996 г.* победит ГДП с коалиционными партиями, но, повторим, это будет, скорее всего, пиррова победа, поскольку потенциал активного внедрения капиталистических порядков в Чехии подошел к своему потолку.
2) Социал-демократы составят ядро оппозиции, усиливаясь в той мере, в какой они будут тоже "за капитализм"; партия выступит в качестве реального и мощного противовеса, с "теневым кабинетом", а не всего лишь оппозиционной силы.
3) Возврат бывших коммунистов в других странах походил, скорее, на обратную волну: в Чехии они станут обычной левой партией и не исчезнут вследствие фактора "старения", как это предсказывают социологи.
4) Борьба между ГДП и ЧСДП будет похожа на противостояние консерваторов и лейбористов в Англии, христианских демократов и социал-демократов в Германии и т.п. При этом следует подчеркнуть особо, что сегодня видны лишь контуры такого подобия.
♦Итоги выборов в парламент 31 мая — 1 июня 1996 г.: ГДП получила 29,6% голосов, ЧСДП - 26,5, КПЧМ - 10,5, ОЗР-РПЧ - 8,4, ГДА- 6, ХДУ-ЧНП - 7,9%.
Э.Р. Задорожнюк
Из сборника «Политический ландшафт стран Восточной Европы середины 90-х годов»
Российская Академия наук, Институт славяноведения и балканистики, Москва, 1997
Примечание
1 Подсчитано по: Adresa?’ politickych stran, hnutf a sdruzenf ob- 6anfi v CSFR. 1992. Praha, 1992.
2 Подсчитано no: Politicke strany a hnutf v CSFR. 1992. Praha,
1992.
3 Подробнее см.: Olson D. Sundered state. Federalism and parliament in Czechoslovakia .//Parliament in Transition J Ed. by Remington. Oxford, 1994. P. 97—123. Svatek F. Political culture and new po- litical elites in Czechoslovakia after 1989//Meyer G. (Hrsg.) Die Poli- tischen Kulturen Ostmitteleuropas in Umbruch. Tubingen, Basel, 1993.
S. 303—310; Brokl L., Mansfeldovd Z. i Die Wahlen in der 6SFR 1992 und der Weg in die Auflosung der Foderation//Meyer G. Op. cit. S.271—301.
4 Economist. 1995. April 15. P. 42. Из остальных партий в Европарламенте 31 место занимает группа Левого Единства, близкая к социал-демократам; 25 - представители партии зеленых; 25 - представители коалиции "Радуга", выступающих за разоружение. В своеобразном "центре" 79 мест получили независимые. Условно правыми партиями можно считать представителей либерально-демократических и реформистских групп, имеющих 52 места. 173 места у европейских народных партий и 26 - у представителей Европейского демократического альянса.
5 В ходе кампании постоянно воспроизводились слова М. Тэтчер:
"... это счастье, что Чехословакия (так говорила М.Тэтчер, а писалось Чехо-Словакия -3.3.), что она имеет Вацлава Клауса, лучшего министра финансов в мире" (Time. 1992. May 16).
6 Cesky denik. 1994. 19.XI. S. 4.
7 Подробнее см.: Задорожнюк Э.Г. Экономические программы и политическая активность социал-демократов в Чехо-Словакии// Политические партии и движения Восточной Европы: проблемы адаптации к современным условиям. М., 1994. С. 241-279.
8 Hospodafske noviny. 1994. 23.XI. S. 1.
9^ Ibid,
10 Лекция Я. Шедивы в Посольстве Чешской Республики в Москве
18 мая 1995 г. о современном социально-экономическом и политическом положении Чехии.
11 Pravo lidu. 1994 . 4—10, X. S. 7.
12 Ibid
13 Ibid.
Rude pravo. 1995. 22.11.
14 Pravo lidu. 1994. 24.VI; Vychodiska volebnfho programu Seske strany socialn£ demokraticke. Praha, 1995.
15 Ibid.
16 Вести Европы (Вестник ИТАР-ТАСС) 1995. 7.IV. С. 13.
17 Там же. 1995. 25.IV. С. 20-21.
18 Там же.
19 Там же. 1995. 10.IV. С. 18-19.
20 Там же.
21 Подробнее см.: Задорожнюк Э.Г. Любовью или железом достигается единение общества? // Вестник Российской Академии Наук. 1993. № 12. С. 1103-1109; она же. Вацлав Гавел - драматургия президентства //Кентавр. 1995. № 5. С. 10-22.
[1]Либеральная партия национально-социальная (ЛПНС) - до 30 октября 1992 г. имела названия: Чехословацкая социалистическая партия, Либерально-социальная партия - Чехословацкая социалистическая партия (с 20 июня 1993 г.). В январе 1994 г. число членов партии не превышало 15 тыс. человек. Председатель - П. Гирш.
[2]18 августа 1993 г. Левый блок был преобразован в политическую партию, объединившую 2500 человек. Председатель - М. Стиборова.
249