Показать все теги
В жизни каждого народа значительное место занимают празднества. В них выражены образ жизни народа, специфика его быта и своеобразие культуры. Сущность социальных институтов и социальной жизни у пародов, находящихся на одной или примерно одинаковой стадии исторического развития, однотипна. Но конкретные формы проявления этих институтов в зависимости от условий исторического развития, географической среды, форм хозяйственной деятельности и культурно-бытовых традиций народа всегда разнообразны. В этом плане общественная жизнь так же неповторима, как и национальный язык и культура.
В прошлом характернейшим народным праздником башкир были весенне-летние торжества, сопровождавшиеся массовыми спортивными состязаниями, играми и пиршеством. Было известно несколько видов таких празднеств.
Празднества, общие для населения одной волости или группы деревень, объединенных между собой в прошлом принадлежностью к одной родоплеменной общности, назывались во внутренних районах Башкирии, в ее северо-западной окраине и Пермской области джнин (йы-йын), в северо-восточной Башкирии, Свердловской, Челябинской и Курганской областях — майдан (мащап), а в южных районах — байге (бэйге)[1]. Праздники этого типа проводились один раз в год в промежутках между весенним севом и сенокосом. В далеком прошлом, в условиях безраздельного господства в хозяйственном укладе башкир кочевого или полукочевого скотоводства, проведение джиииов приурочивалось ко времени, когда скот для убоя достигал нужной упитанности. Круг деревень, объединенных традицией совместного празднования джи- ина, а также место проведения джиина были строго определенными. Так, у башкир-гайнинцев, насчитывающих в настоящее время около 40 довольно крупных деревень, было два центра, где проводились «Традиционные джиины, — села· Барда и Сараши. Часть деревень группировалась вокруг села Барда, другая — вокруг села Сараши.
Сначала джиин проходил в Бардымском округе (бардащиен), через несколько времени — в Сарашском (сарашщиен). Население каждого округа участвовало в обоих празднествах, но в одном случае — в роли хозяев, устроителей праздника, в другом — в роли гостей.
Для джиннов выбиралась красивая и ровная поляна у реки или озера. На подводах и пешком со всем домашним скарбом сюда перекочевывало все население округи. Каждая семья устраивалась в шалаше или переносной юрте. Здесь прятались от жары и потчевали гостей.
Программа состязаний включала национальную борьбу, скачки и бег взапуски. Большой популярностью пользовались также состязания, рассчитанные на юмористический эффект: бег в мешках, бег мужчин, связанных попарно за ноги, перетягивание друг друга веревкой, бег с ложкой с яйцом в зубах (женщины), бой горшков с завязанными глазами и т. д. После состязаний молодежь устраивала массовые игры, водила хороводы.
На джиннах, майданах и байге юноши и девушки разных деревень заводили знакомство друг с другом, которое впоследствии поддерживалось перепиской и редкими встречами. Родители встречались с друзьями и родственниками, сговаривались о бракосочетании своих детей и заключали торговые и иные сделки. Нередко к этим массовым праздникам приурочивались и свадебные торжества (туй).
В северо-западных районах во время джиннов устраивались ярмарки, на которые съезжались торговцы с отдаленных мост.
Надо думать, что праздники типа джинн берут начало с народных собрании племени и восходят к глубочайшей древности. Об этом говорит как название праздника (иыйыи — собрание, сборище), так и содержание самих праздников. По-видимому, на джиннах члены племени, выявляя наиболее сильных, смелых н ловких представителей, выбирали своих военачальников и вождей, подводили итоги минувшим делам и в ознаменование побед устраивали пиршества, свадьбы, игры.
Позднее, но мере утраты этими институтами своих первоначальных функций, они постепенно превращались в обычные, правда яркие и самобытные, формы массовых развлечений. Празднества эти настолько тесно сплелись в течение веков с образом жизни и психологией народа, что их не могли вытеснить ни последующие изменения в политических, экономических и правовых отношениях, ни вторжение и многовековое господство ислама. И эпоха капитализма не смогла разрушить эти традиции, ограничившись лишь тем, что внесла в эти праздники элементы торговли и деловых сделок.
Торжества, проводимые населением одной деревин были известны под пазванием TiapFarijü (северо-восточная часть Башкирской республики, Челябинская и Курганская области), парта буткакы (южные и западные районы), кабантуй (северо-западные районы). Если джинн, байге π майдан были более пли менее однородны по содержанию, то рассматриваемые празднества имели заметные местные различия. Сабантуй и отчасти тіаргатуй, повторяя в основных чертах джиины, майданы или байге, отличались от них, главным образом, по масштабам. Карта бутъакы, а в ряде районов и тгартатуй выступали как празднества женщин и детей.
На традиционном женском празднике карга туй. Кунашакскийрайон, Челябинская область. 1959г.
Существовал также целый ряд традиционных массовых игрищ и развлечений девушек и молодых женщин. На северо-востоке они назывались ъъц?ар тауы, на юго-западе — ъы$$ар уйы- ны, в бывшем Юмагузинском районе —Гквнгэк- кэ сытыу и т. д. В летние месяцы молодые женщины и девушки деревни собирались на берегу реки Тили на склоне горы, сообща готовили традиционные кушанья, пели, веселились, устраивали игры. Выходили на игрища также и пожилые женщины с детьми, но в массовых развлечениях они не участвовали, а занимались прядением, вязкой и т. д. Обычно к концу дня к развлекающимся девушкам присоединялись юноши, и день заканчивался совместными играми девушек и юношей. На празднества приглашались девушки из других деревень. Гостить у родственников в других деревнях, ездить на каргатуй и игрища поощрялось обычаем, и девушкам родители в этом не отказывали.
На традиционном женском празднике карга туй. На переднем плане — распорядительница праздника. Кунашакскнй район, Челябинская область. 1959 г.
По всей вероятности, в более отдаленные времена у башкир была четко разграниченная система родовых и племенных торжеств, особое место среди которых занимали женские праздники. Определенным образом вплетались в эти празднества и свадебные торжества — туй, которые, очевидно, были и оставались в течение продолжительного периода не семейным, а общественным праздником. Убедительно свидетельствует об этом как сама свадебная обрядность, насыщенная массовыми сценами и проникнутая духом родовой солидарности, так н двоякий смысл термина туй (свадьба, праздник). Постепенно социальная и идеологическая подоплека этих праздников и вытекающие отсюда функциональные их различия были забыты и в период, предшествующий Октябрьской революции, мы уже не обнаруживаем в их проведении прежней четко организованной системы. Более того, в XIX — начале XX в. выявилась и прокладывала себе дорогу тенденция к унификации и слиянию разнородных праздников. Широкое распространение, очевидно, иод влиянием татар, получил и из года в год расширял сферу употребления термин Иабантуй (праздник плуга), хотя сами празднества продолжали сохранять специфику скотоводческого быта (выезд на поляну со всем семейством и домашним скарбом, сильно напоминающий перекочевку на летние пастбища, большая ролі, в состязаниях конных скачек и т. д.). Мусульманское духовенство делало попытки придать этим древним праздникам религиозную направленность (в частности, внести сцены публичных молений об урожае и плодородии скота) и привести организационные принципы их проведения в соответствие с нормами и установлениями шариата (запретить женщинам участие в состязаниях и пресечь совместные игры юношей и девушек). В какой-то мере духовенству это удалось, но празднества в целом сохраняли первоначальную народную основу. Женщины по-прежнему проявляли в них большую активность, принимали деятельное участие как в сценах массовых развлечений, так и в состязаниях, особенно в беге. В Курганской и отчасти в Челябинской области еще в первые десятилетия нашего века можно было наблюдать борьбу среди женщин. Что касается молений, то эти религиозные нововведения соблюдались лишь эпизодически и далеко не всюду.
Однако в течение столетий ислам влиял на дореволюционный общественный быт башкирского села. Праздники мусульманского календаря — корбан байрамы, ура$а байрамы, мэулет байрамы и другие — соблюдались башкирами, правда не с фанатической приверженностью, но довольно исправно. Праздники мусульманского календаря, будучи, как и всякая религиозная обрядность, явлением общественным, проникли в сферу семейной жизни и стали одновременно семейными торжествами. В сущности, сугубо общественный официальный момент в этих празднествах сводился в основном к публичным молениям п проповеди (вдтэз) в мечети. Основное содержание мусульманских праздников у башкир заключалось в том, что каждая семья забивала скот и принимала гостей, делала подношения представителям духовенства, а также людям пожилым и бедным. Поэтому все праздники сопровождались массовым убоем скота. За день одни и те же лица успевали побывать в гостях у 5—7 хозяев и так в течение нескольких дней, иногда недели. Муллы, муэдзины и другие духовные лица были обязательными и постоянными участниками трапез, хотя сами они гостей у себя не принимали.
Если лето было временем ярких и многолюдных народных празднеств, игрищ и состязаний на лоне природы, проводимых в промежутки между отдельными циклами сельскохозяйственных работ, то зимой, особенно в ее второй половине, в жизни деревни наступало относительное затишье. Правда, в начале зимы после уборки и обмолота хлебов, после перевода скота в зимние загоны, наблюдалось заметное оживление в общественной жизни села. Каждый забивал скот и птицу, делал запасы мяса, муки и других продуктов на зиму, приглашал своих родственников и друзей; последние отвечали тем же. Это был сезон взаимных визитов ('кунакла- шыу), твердо вошедших в обычай. Не составляли исключения и бедняки, поскольку существовало поверье, что человека, пренебрегшего законом гостеприимства, постигнет разорение и несчастье. И лишь батраки не могли приглашать. А их, однако, приглашали, но приглашали для того, чтобы они помогали хозяевам на кухне, присмотреть за скотом и т. д. В условиях капитализма, резкого социального и имущественного расслоения и ослабления родственных связей среди крестьянства каждый звал ft себе только равных себе и ходил в гости к ним же. Небольшие отклонения от этого неписаного пра7 вила не меняли общей'жартины. Поэтому в сезон nynaTtAauibiy, как и во время религиозных праздников, деревня разбивалась на несколько групп, по-своему отражающих социальную градацию ее населения.
С началом зимы связано и такое общественное явление, как ка? вмэке. На разделывание птиц, главным образом гусей, каждая более или менее состоятельная семья собирала девушек и отчасти молодых женщин и это, в конечном счете, выливалось в своеобразный праздник с песнями и шутками, со смехом и весельем. Весь день девушки ощипывали и потрошили гусей, шумной ватагой ходили к речке, а хозяева угощали их праздничным ужином. Заканчивались такие помочи совместными развлечениями девушек и юношей.
Были известны также специальные сборы молодежи — аулатг и урнаш. Для проведения этих сборов выбирался какой-либо свободный в деревне дом. Договорившись об устройстве ау- лак, девушки собирали продукты: яйца, масло, сметану, муку, крупу и т. д. — и готовили кушанья. Собравшись вечером, они угощали друг друга, пели, плясали и веселились. Довольно широко была распространена игра в кости (ашыъ сагыу). Обычай запрещал участвовать юношам в таких вечеринках. Для соблюдения приличий присутствовала на вечеринке одна из пожилых женщин, но молодежь, однако, умудрялась тем или иным способом усыпить ее бдительность и пропустить в избу юношей; в иных случаях во время таких вечеринок происходили знакомства, встречи и свидания молодежи.
Урнаш отличался от аулатг менее строгими запретами и большей свободой нравов. После урнаша девушки обычно оставались ночевать в доме, где происходили игры. Такая особенность этого института, по-видимому, отражена и в его названии.
Временем, удобным для обора молодежи, считался период религиозных празднеств, или взаимных визитов, когда старшее поколение, будучи в гостях или занятым приемом гостей, мало обращало внимания на молодежь.
Классическим сезоном свадеб у башкир было лето, но в связи с упадком скотоводства и постепенным превращением земледелия в основное занятие башкир в XIX и особенно в XX в. наблюдалась тенденция устраивать свадьбы в зимний период. В ряде районов, главным образом на севере, где традиции земледельческого хозяйства успели пустить более глубокие корни, такая тенденция постепенно становилась правилом. Поэтому первая половина зимы, характеризующаяся относительным достатком, изобиловала в этих районах свадьбами, которые сопровождались публичными торжествами, играми и состязаниями.
Немалую роль в общественной жизни дореволюционной деревни играли осенне-зимние ярмарки и базары. Удовлетворение потребностей сельского населения в XIX — начале XX в. зависело в значительной мере от рынка. Каждый глава семьи часть хлеба и скота продав'ал на рынке и на вырученные деньги покупал чай, сахар, одежду и предметы хозяйственного и бытового обихода. Ярмарки, рынки были местом не только купли и продажи, но также встреч и свиданий, во время которых совершались сделки и сговоры, завязывались товарищеские и деловые связи. Заканчивались эти встречи взаимными угощениями и порою попойками, а иные незадачливые хозяева на ярмарках и по пути домой проматывали чуть ли не все свое состояние. Так или иначе поездки на ярмарки и базары и связанные с ними события составляют характерные штрихи в картине зимней жизни дореволюционного села.
Примерно с середины зимы в деревне устанавливалась размеренная жизнь. Размеренность эта нарушалась, если какой-либо религиозный праздник, меняющий свое место в течение года по скользящему лунному календарю, приходился на конец зимы или раннюю весну. Но это было сущим разорением для населения, так как способствовало уничтожению и без того скудных запасов продовольствия.. С нетерпением дожидался народ каждый год прихода лета, вместе с которым наступала нора относительного благополучия, оздоровляющего труда и шумных праздников.
* * *
Встреча Нового года — праздник новый для башкир. В школах и отчасти в клубах новогодние елки начали устраиваться уже в 20—30-е годы. В этом нельзя не видеть влияние гррода и русского населения края. С провозглашением первого дня января нерабочим днем Новый год окончательно утвердился как общенародный праздник. Сейчас в каждом клубе, Доме культуры проводятся новогодние вечера, балы-маскарады и утренники с елкой, а Дед-Мороз (Кыш бабай) стал у башкирских детей таким же любимым и желанным гостем, как и у русских.
Клубные и школьные новогодние вечера проводятся по типу городских и мало чем отличаются от них, ибо проводниками этих новшеств являются учителя, культурно-просветительные работники и другие представители интеллигенции, получившие воспитание в условиях города, на городских культурных традициях. Стали очень популярны на вечерах конкурсы на оригинальные и остроумные костюмы, на лучшую пляску или танец, на лучшее исполнение песни, чтение стихотворения или рассказа и т. д. Широкое распространение получают состязания в остроумии, находчивости и смекалке. Местный колорит придают этим вечерам костюмы, местная речь, местная обстановка, местные особенности культуры в целом.
Новый год празднуют и дома. Во многих семьях, особенно среди интеллигенции, встречают Новый год за праздничным столом у елки. В таких семьях детям делают подарки от имени Деда-Мороза, нередко обмениваются подарками и взрослые. Входит в обычай обмен поздравительными открытками и телеграммами. Однако в большинстве сельских семей Новый год встречают без специфических атрибутов этого своеобразного праздника (елки, Деда-Мороза, подарков), а ограничиваются лишь праздничной трапезой и приемом гостей. Как и Октябрьский праздник, Новый год считается в народе удобным временем для свадебных и иных семейных торжеств. На эти дни назначаются бракосочетания и свадьбы, приглашаются родственники и друзья. В таких случаях празднества длятся несколько дней и сопровождаются многолюдными увеселениями.
Одновременно и старым, и новым праздником деревни является сабантуй. Старым потому, что он связан своим происхождением с традиционными торжествами типа джиин-май- дан-байге. Сформировавшись на основе древних праздников, он вобрал в себя все те их элементы, которые соответствуют духу нашего времени и образу жизни народа; но современный сабантуй в то же время существенно отличается от старых праздников.
Во-первых, он синкретичен, он заменил собой целую систему массовых сборищ и увеселений, соответствовавшую в прошлом многоступенчатой родоплеменной организации кочевников и полукочевников; во-вторых, освободившись от религиозного налета, образовавшегося в народных празднествах в результате вековых усилий мусульманского духовенства, сабаптуй обогатился совершенно новыми элементами, проникшими в жизнь деревни в советский период. Иными словами, сабантуй —.это трансформированный в соответствии с новыми условиями жизни деревни, традиционный народный праздник башкир. Формирование сабантуя было процессом в известной мере стихийным, происходившим, главным образом, в силу глубокой и прочной связи летних празднеств с народным бытом и народной психологией. В пылу борьбы со старыми обычаями были сделаны попытки отказаться от старых названий, переименовать эти массовые летние торжества в спартакиаду или массовое гулянье. Но ни то, ни другое не привилось, ибо под новыми неудачными названиями слишком четко -вырисовывались контуры древнего народного праздника, включающего громадный комплекс игр и развлечений. В настоящее время процесс вживания сабантуя в общественную жизнь современной социалистической деревни вполне завершился. Он хорошо гармонирует с новыми общественными празднествами и мало чем отличается по своему характеру от таких праздников у других народов, как праздник урожая, праздник Песни и т. д. Нельзя не отметить, что всюду утверждается название сабантуй, вытеснив такие старые наименования, как джиин, майдан и другие. Правда, местами наблюдается параллельное существование и старых названий, но наметившаяся тенденция к унификации термина пробивает сопе дорогу довольно решительно. В частности, башкиры-гайнинцы Пермской области районный сабантуй по старой привычке называют бардадзинн (по наименованию райцентра Барда), а колхозные — сабантуй. В Челябинской области сабантуй малого масштаба обычно, именуют тгаргатуй, а общеколхозные и районные — Набантуй, реже майдан.
Примечательно и другое. Сабантуй утвердился в быту и небашкирского населения республики и края: русских, марийцев, мордвы и других. Этому способствовало и способствует смешанное расселение и давние культурные контакты башкир с пришлым населением, многонациональный характер населения современных крупных хозяйственных коллективов — колхозов и совхозов. Случается, что местом проведения сабантуя выбирается нередко село со смешанным или даже преимущественно русским или иным* небашкирским населением — центральная усадьба колхоза или совхоза, райцентр. Проводятся сабантуи и в городах Урала, в том числе в таких крупных промышленных центрах, как Челябинск, Свердловск.
Как видно, сабантуй превратился ныне в наиболее массовый межнациональный летний праздник народов Урало-Волжского региона.
К настоящему времени вполне выработались и окрепли организационные формы сабантуя: всюду празднуют его почти по одному образцу.
Сезон сабантуев — это время между весенним севом и сенокосом. Собственно и праздник- то посвящается окончанию весенних работ. Предпринимая в июне поездку в любой район Южного Урала, можно безошибочно попасть на сабантуй какого-либо колхоза, совхоза или района. Наблюдаются небольшие различия и сроках проведения сабантуя между южными и западными районами, с одной стороны, и северными и северо-восточными — с другой. Но различия эти продиктованы особенностями климатических условий этих районов; на юге и западе весна наступает несколько раньше, чем на севере и востоке.
Выбирается для сабантуя красивая и ровная местность у реки или озера. Сюда в день праздника стекается все население окрестных сел. Пестрый и шумцый поток людей, машин и повозок, велосипедов и мотоциклов в солнечное июньское утро представляет запоминающуюся картину. На площади, в центре которой уже возвышается длинный шест с· развевающимся флагом сабантуя, людей встречают транспаранты с надписями «Добро пожаловать на сабантуй!», «Праздничного настроения, дорогие товарищи!». Торговые павильоны, палатки и автолавки уже с вечера перебрались сюда. Веселая музыка, многоголосый гомон, смех...
Люди устраиваются группами или отдельными семьями на участке, отведенном для их бригады или деревни, и вливаются в толпу развлекающихся. Молодежь затевает игры, старики находят себе собеседников, своих ровесников — приятелей или слушателей, а повара ставят самовары, устанавливают котлы и начинают готовить традиционный бишбармак. Для каждой бригады или аула обед готовится отдельно. Кроме того, каждая хозяйка берет с собой прнго- товленпые заранее кушанья и напитки, самовар и необходимую утварь.
Современный сабантуй заметно модернизирован. Установлены громкоговорители, извещающие о распорядке праздника, оборудованы трибуны и эстрада для артистов — самодеятельных или профессиональных, площадки для соревнований по волейболу, прыжкам в высоту и длину и т. д. Где-то в стороне виден ровный ряд автомашин и мотоциклов, внушительно напоминающих о характере нашего века. В толйе можно увидеть людей с красными повязками — распорядителей праздника и блюстителей порядка и в белых халатах — медицинских работников.
Праздник открывается торжественным митингом. Председатель колхоза или директор совхоза оглашает итоги весенних работ и вручает премии победителям социалистического соревнования. Премии даются как отдельным лицам, так и целым коллективам: бригадам, отделениям, фермам. Митинг — одно из новшеств в распорядке сабантуя, вызванных к жизни характером общественных отношений нашего времени и потому — вполне оправданных. Но нередко люди, подверженные бюрократизму, охотники до длинных докладов и словесных прений, стремятся выхолостить колорит народного праздника, проявляют недопонимание игрового начала в нем и стараются превратить его в очередное мероприятие. К счастью, таких противников сабантуя с каждым годом становится все меньше, и народный праздник, не изменив своей природы, входит в полную свою силу.
Самовар — почетный приз на сабантуях. Налаирский совхоз. 1961 г.
Сабантуй наших дней, как и старый, — праздник преимущественно спортивный, в программе которого большое место занимают традиционные состязания, особенно конные скачки и национальная борьба.
На скачки, которыми начинается спортивная часть праздника, собираются все участники сабантуя. Для башкир это не только занимательное зрелище,. 5десь каждый заинтересован в исходе: чей конь будет самым быстрым и выносливым, и кто окажется его достойным наездником? Заинтересованность эта имеет свою извилистую историю. В далеком прошлом в основе ее лежало чувство родовой солидарности, а в эпоху капитализма на первый план выступали соображения материальной выгоды, наживы. В ход были пущены подкупы, угрозы, драки. Древняя традиция теряла породившую ее почву и смысл. Лучший конь уже не был самым лучшим, а батырами становились не самые ловкие и сильные. Решали деньги и власть. Советское время избавило эту народную традицию от насилия. Основой заинтересованности в спортивных соревнованиях — скачках, борьбе и т. д. — снова стала солидарность людей — на этот раз солидарность трудовых коллективов.
Из разных аулов набирается до двух десятков и более скакунов. Наездниками, как правило, выступают подростки. В зависимости от особенностей местности выбирается дистанция — круговая пли прямая. Лошадей пускают всех сразу, и потому скачки с самого начала приобретают характер острой и напряженной борьбы. Многие копи, особенно при круговой дистанции, не выдерживают напряжения и сходят с дорожки. Сразу после финиша радио объявляет победителей (кличку лошади, имя наездника, название колхоза) и присуждаемые награды. В прошлом джигитов встречала у финиша девушка или самая молодая в деревне замужняя женщина. Всадник, который первым заканчивал дистанцию, на скаку вырывал из ее рук вышитый. їїлаток, тканое или вышитое полотенце Кое-где сейчас устраивают соревнования в упряжках.
Скачки, как и борьба, привлекают всеобщее внимание на сабантуе. Зилаирский совхоз. 1964 г.
После традиционного бега начинается борьба. О башкирской борьбе писалось много и до революции, и в наше время. Приемы борьбы остались прежними, и, очевидно, потому судьями являются обычно пожилые. Этот народный вид спорта хотя и несколько утратил прежнее значение, но и ныне он очень популярен. Борьба, так Hie как скачки, привлекает наибольшее число зрителей. Самые ценные призы присуждаются борцам; лучшие борцы пользуются известностью и славой.
Арена представляет круг, возле которого плотным кольцом устраиваются зрители и будущие участники. Внутри круга располагаются двое-трое судей, около них — сложенные в кучу поощрительные призы-подарки. В середину выходит один из желающих побороться и берет у судьи кушак или полотенце. За ним выходит второй, который уже успел присмотреться к противнику и мысленно оценил его силу. Противники обхватывают друг друга полотенцами по талии так, чтобы правая рука одного проходила под левой другого, и начинают борьбу. Победителя усаживают на особо отведенное место в круге, а побежденный получает поощрительный подарок и выбывает из круга. Выходят вторая, третья, четвертая пары борцов и каждый раз побежденный, получив положенный поощрительный приз, выбывает из числа борцов, а победители устраиваются внутри круга. И так до тех пор, пока не испытают свои силы все желающие принять участие в соревновании. По такой же системе устраиваются встречи между победителями и призы вручаются только тем, кто терпит поражение. Число туров зависит от числа участников и с каждым туром возрастает ценность приза. Лишь последний приз, наиболее ценный и почетный, присуждается победителю финала.
По традиции, мелкие призы для участников соревнования, особенно для борцов, в значительной своей части собираются у населения. Это — вышитые карманные платки, кисеты, полотенца с тканым или вышитым узором и т. д. Ценность призов для победителей борьбы и других видов состязаний зависит от масштабов сабантуя и состоятельности его организаторов — предприятий и учреждений. Для борцов это может быть баран, самовар, часы, велосипед, что-нибудь из одежды, приемник и т. д. Предметы эти приобретаются на средства, выделенные колхозами, совхозами или другими предприятиями и учреждениями.
Отборочная система в организации борьбы утвердилась недавно, очевидно под влиянием официальных спортивных соревнований. Расширение программы сабантуя (включение новых видов спорта, митинг, концерты художественной самодеятельности и артистов) потребовало сократить время, отводимое для борьбы. ^ прошлом же борьба устраивалась но принципу «выходить на победителя». Каждый боролся не переставая до тех пор, пока ого не победят, поэтому наиболее опытные п сильные борцы выступали только в конце. Правда, случалось и так, что уверенный в своих силах известный борец выходил на арену одним из первых и, свалив с десяток людей, не находил себе противника; ему вручали премию и этим заканчивал осі, состязание.
В организации башкирской борьбы проявляется еще одна современная черта — кое-где на сабантуях борцов начинают разбивать на категории по их весу. Пока трудно скачать, насколько это явление понравится народу, но оно имеет сейчас весьма ограниченное распространение.
Борьба, скачки, бег взапуски представляют основные традиционные состязания башкир. Начиная с прошлого века они составляют стержень спортивной программы сабантуя. В более отдаленные времена, как свидетельствуют об этом многочисленные предания и фольклорные сюжеты, такое же значение имела стрельба из лука. Целыо служил перстень знатной и красивой девушки, па руку которой претендовали батыры-джигиты и моргены.
Остальные виды состязаний были с шуточно-юмористическим акцентом π носили характер занимательных зрелищ, развлечений. Эту природу они сохраняют и в наши дни. Таковы бой мешками, наполненными сеном; бег в мешках; бег мужчин, попарно связанных за ноги; бой горшков с завязанными глазами; бег с ложкой в зубах, в которой находится сырое яйцо; перетягивание друг друга канатом (группами и в одиночку); лазание по качающемуся наклонному бревну; лазание на шест и т. д.
Сцена для сабантуя. Нязенетровский район, Челябинская область. 1959 г.
Спортивная программа современного сабантуя стала шире: она включает ряд новых для башкир видов спорта: прыжки в длину и в высоту, поднятие тяжестей (гири, штанги), волейбол и т. д. Заметно пополняется также арсенал шуточных состязаний. В частности, кое- где практикуется соревнование велосипедов на самый тихий ход.
Составной частью сабантуя становятся концерты художественной самодеятельности и выступления артистов. Разумеется, это новшество, но оно имеет своего предшественника. Прообразом этих концертов в прошлом были состязания импровизаторов-острословов и музыкантов.
После праздничного обеда взрослые и дети разъезжаются по домам. Но долго еще, до позднего вечера, в долине не умолкают громкий смех, шутки и песни молодеяш.
Таково основное содержание современного башкирского сабантуя. В нем сохранилось то, что не противоречит духу нашего времени, соответствует сложившимся общественным привычкам и представлениям. Спортивно-игровое начало в нем, освобожденное от религиозных ограничений и торгово-деляческих сделок, зазвучало по-новому. В структуру этого народного праздника общественность ввела немало новшеств. Примечательно, что эти нововведения в своей подавляющей части, вытекая из‘ самой сущности современной общественной жизни, в то же время являются органическим продолжением традиций.
К настоящему времени вполне окрепли организационные формы сабантуя. Но это еще не значит, что процесс совершенствования праздника исчерпал себя и должен прекратиться. Этот поистине народный праздник как сложный и единый комплекс различных спортивноигровых и общественно-бытовых действий является продуктом многовекового коллективного творчества народа. И в каждом отдельном случае конкретные условия жизни ставили и впредь будут ставить перед организаторами сабантуя все новые и новые вопросы, которые нужно решать в процессе проведения праздника. Отсюда живучесть сабантуя, его удивительное соответствие на каждом новом этапе образу жизни и психологии народа. В этом же заключается одна из гарантий его совершенствования в будущем.
Кроме того, в настоящее время наметился определенный круг общих вопросов, возникших в связи с включением в распорядок праздника новых видов спорта и художественной самодеятельности. Программа сабантуя, как отмечалось выше, значительно расширилась, и это обстоятельство привело к многоплановости праздника, к параллельному проведению соревнований одновременно по нескольким видам спорта. В свою очередь, это в заметной мере нарушило прежнюю стройность и целеустремленность праздника, обусловило некоторую рыхлость его организационного строения, особенно к концу торжеств. Не случайно, что вторая половина сабантуя, начиная с борьбы, проходит менее организованно, чем начало. Общественности, вероятно, предстоит решить вопрос о некотором ограничении программы в целях обеспечения ее организационной компактности, о целесообразности или нецелесообразности включения в нее тех или иных видов спорта, о месте и роли художественной самодеятельности, о соотношении спортивного и культурного, официально-делового и игрового начал.
* * *
В процессе культурного сотрудничества народов в жизнь башкирской деревни проникают новые традиции, новые обряды и праздники. К числу их относится праздник Урожая, ставший сейчас общесоветским сельским праздником. Инициаторами этого праздника являются общественные организации, в первую очередь партийная и комсомольская. Они прилагают большие усилия к тому, чтобы праздник как можно был ярче, торжественнее. Вот как проходил этот праздник, в частности, в колхозе им. Кирова Кумертауского района. Дом культуры колхоза празднично убран. Обширное светлое фойе вместило все богатство красок. В центре внимания большая выставка урожая, на которой представлены экспонаты всех выращиваемых в колхозе культур: тучные снопы пшеницы, ячменя, проса, овса и т. д. Рядом с выставкой — Доска почета, украшенная букетами полевых цветов. На трибуну поднимается секретарь парткома, который рассказывает о заслуженных людях колхоза. Председатель колхоза вручает Почетные грамоты и премии ветеранам колхозного труда. Под звуки горна и дробь барабана по центру зала торжественно проходят со знаменем пионеры и приветствуют своих родителей. Они благодарят взрослых за их героический труд, за свое счастливое детство и вручают цветы членам президиума.
После небольшого перерыва в зале гаснет свет. На экране световая сатирическая газета «Чаян». Она отражает итоги рейда, проведенного по· животноводческим фермам и лагерям. В конце торжества выступают самодеятельные артисты.
В крупных населенных пунктах и в районных центрах во время праздника Урожая устраиваются гулянья и массовые развлечения в парке культуры или на поляне, спортивные состязания и пгрнща.
Указом Президиума Верховного Совета СССР введено празднование Дня работника сельского хозяйства. 7 октября НИН) г., когда впервые отмечался этот праздник, в клубах л Дворцах культуры, в парках и на стадионах состоялись массовые торжества трудящихся деревни. Передовики сельскохозяйственного производства были награждены премиями и грамотами, в их честі, были устроены концерты. В ряде районов к лтому дню были приурочены смотры-фестивали художественной самодеятельности. Местами, следуя старому обычаю, были организованы традиционные скачки, соревнования по национальной борьбе и другим видам спорта.
Есть все основания верить, что День работников сельского хозяйства станет в скором будущем всенародным традиционным праздником осени в деревне, который вберет в себя наиболее удачные элементы ранее существовавших, но еще не успевших превратиться в народную традицию осенних праздников — Урожая, Золотой осени. Тот опыт, который накоплен партийно-советскими органами и комсомольскими организациями. по устройству этих праздников, поможет быстрому оформлению организационных принципов нового праздника. Будет способствовать этому и тот факт, что осенний праздник села получил отныне юридическое оформление.
Становятся традицией профессиональные праздники: День механизаторов, День животноводов. В праздничной обстановке отмечают свой день учителя, работники кооперации, медицинские работники и т. д. Обычно все эти праздники, в том числе и регламентируемые государственным законодательством (День учителя, День рыбака) приурочиваются к окончанию или началу цикла работ по данным профессиям. Каждый из этих профессиональных праздников состоит из двух частей: первой — официально-деловой, во время которой подводятся итоги прошедшего сезона (учебного года, отчетного периода, хозяйственного года и т. д.), происходит обмен опытом и мнениями, и второй — развлечени й. Вторая часть включает концерт, праздничный обед, часто гулянья, спортивные состязапия и игры.
Как видно, бытующие в современных условиях общественные праздники деревни весьма разнообразны. Это разнообразие соответствует многогранности народного быта, сложности и многоплановости общественной жизни. Они различаются не только по своему содержанию и назначению, но и по своей общественной значимости, по степени проникновения их в народный быт, по маоштабам и степени воздействия на людей, на ик образ жизни, психологию. Одни праздники опираются на вековые традиции и проходят по установившимся канонам, другие — такие, как например, общесоюзные торжества, хотя и не имеют столь длительной истории, но благодаря своей значимости прочно утвердились в народной жизни и украсили ее. В то же время большая часть празднеств переживает стадию первоначального оформления, становления, еще не успев обрасти необходимой обрядностью, не успев стать общественной привычкой, потребностью. Это относится прежде всего к профессиональным праздникам и праздникам-мероприятиям, которые пока еще устраиваются по почину общественных организаций.
Такие различия в степени внедрения праздников свидетельствуют о подвижности совремейного быта. В наши дпи народный быт стал намного динамичнее, хотя относительный его консерватизм, в сравнении с темпами производственной и политической жизни, остался в силе. Общественный быт, в том числе общественные празднества, составляют наиболее чуткую на внешние и внутренние возбудители, наиболее живую и изменчивую часть пародного быта.
Н. В. Бикбулатов
Из книги «Башкирский аул», Уфа, Башкнигоиздат, 1969
[1] Бэйге называются также всюду у башкир состязания по верховой езде, проводившиеся во время общественных и свадебных праздников.