Показать все теги
При выделении памятников, относящихся к енисейским кыргызам, С.А.Теплоуховым намечены группы средневековых погребений второй половины I - начала II тыс. н.э. Наряду с "каменными курганами" - чаа-тасами, отнесенными к V - VII вв. н.э., выделены "одиночные каменные курганы" с погребениями в сопровождении коня - VII в. н.э. и "каменные курганы VIII - X вв. н.э.", в которых встречаются погребения с конем и без коня/ К этому времени были отнесены разнообразные предметы торевтики, заимствованный от соццийпев алфавит "орхонского письма", каменные изваяния 2. К XI - ХI вв. были отнесены "плоские могилы" с одиночными трупоположениями, к ХIII - ХIV вв. – грунтовые захоронения по обряду трупоположения . В отношении эволюции С.А.Теплоухов прямо не высказывался, однако, связав хронологические группы с определенными историческими событиями, указал на воздействия на местную культуру извне, как-то: "покорение кыргызов тюрками в VII в.1', контакты с Китаем, уйгурское завоевание в VIII в., выход кыргызов в Центральную Азию в IX - X вв. 4 Судя по логике рассуждений автора, эти события послужили причиной трансформации кыргызской культуры в VII - X вв.
Позднее систематизацией кыргызских древностей занималась Л.А.Евтюхова. Автором было выделено четыре типа средневековых погребенийК VII-VIII вв. н.э. отнесены чаа-тасы и захоронения по обряду трупосожжения под небольшими каменными курганчиками, к VIII-IX вв. н.э. - "узкие длинные могилы” с трупосожжениями и трупоположениями, к IX в. - погребения о конем Л.А.Евтюхова предполагала, что кыргызы в IX в. сменили погребальную обрядность, перейдя от кремации на отороне к ингумации, включая захоронения с конем 7. Инвентарь из всех намеченных групп погребений Фактически не был хронологически дифференцирован Л.А.Евтюховой, поскольку аналогичные предметы относятся то к характерным типам вещей VII - VIII вв., то к "новым формам" IХ - X вв.8 С.В.Киселев относил к VI – VIII вв. курганы чаа-тас и курганчики "рядового населения"; к IX - X вв.
- погребения с конем и захоронения знати по "архаичеcкому обряду сожжения" Инвентарь обеих групп охарактеризован суммарно, однако в отдельных случаях автор противопоставляет трехлопастные стрелы VI-VIII вв. плоским, изготавливавшимся, по его мнению, в IX - X вв., "копенский стиль" в торевтике более позднему - "тюхтятскому" Другие исследователи, работавшие на Енисее в 20-30-е годы, В.Г.Карпов и В.П.Левашова не выделяли в составе средневекового периода отдельных хронологических этапов, описывая эти материалы суммарно. Позднее В.П.Левашова поддержала точку зрения о переходе "кыргыз-хакасов" на обряд трупоположения с конем в IX в.
Существенные изменения в оценках эволюции кыргызской культуры произошли в 50-60-е годы, когда в научный оборот были введены материалы из раскопок кыргызских памятников в Туве. Появились некоторые новые данные из Минусинской котловины. Л.Р.Кызласовым было предложено передатировать чаа-тасы вплоть до X в. На материалах Тувы автором было выделено два этапа кыргызокой культуры: IX - X и XI - ХII вв. Точка зрения о принадлежности кыргызам курганов с трупооожжением в Туве была поддержана С.И.Вайнштейном, А.Д.Грачом, Д.Г.Савиновым. Поначалу вызвало сомнение отнесение к числу кыргызских - памятников XI - ХII вв. Д.Г.Савинову принадлежит мысль о выделении различных вариантов в кыргызской культуре XI-XII вв.: "минусинского и "тувинского" ^.
Во второй половине 70-х годов Л.Р. Кызласов предложил выделить из состава кыргызских древностей три самостоятельные культуры, следующие одна за другой: чаа-тас - V - IX вв., тюхтятская - IX - середина X в., аскизская - X - ХIV вв. Как видно, хронология существования этих "культур" была значительно изменена в сравнении с прежними представлениями без ка- кой-либо аргументации. Эти предложения были активно поддержаны И.Л. Кызласовым, начавшим именовать памятники X - ХII вв. - "малиновским", а ХIII - ХIV - "каманским этапом аскизской культуры" 9. Затем "малиновский этап" был поделен на три периода: эйлиг-хемский, оглахтинский и черновский, при этом оказался смещенным на начало ХШ в. - рубеж малиновского этапа Дробление кыргызских древноотей на хронологические отрезки было продолжено Л.Р.Кызласовым в начале 80-х годов - два этапа в культуре чаа-тас: утинский – VI-VII вв. и копенский - VIII - первая половина IX в.2* Ряд исследователей, восприняв первоначальную схему деления Л.Р.Кызласовым кыргызских древностей на две культуры, предлагали свои варианты этого членения. Я.И.Сунчугашев выделил памятники VI - IX и VIII - ХII вв.22 М.П.Грязнов предложил объединить в пределах "кыргызского времени" культуры "чаа-тас" - VI - IX вв. и "аскизскую" - X - ХII вв. 23 Г.В.Длужневская предположила, что кыргызская культура в Туве в X в. "трансформируется в аскизскую" 24. Позднее она выделила несколько локальных вариантов в кыргызской культуре Тувы, предложив каждому из них свой период существования. Согласно ее точке зрения, бронзовая торевтика с "тюхтятской орнаментацией" и железная "аскизского облика" в X - XI вв. в Туве сосуществуют, относясь к различным племенным группам кыргазов, причем "тихтятский орнамент" был воcпринят населением Саяно-Алтая от киданей 2 . Г.В.Длужневокой принадлежит специальная работа, посвященная уточнение названия археологической культуры енисейских кыргызов 2®.
Вопросы периодизации рассматривались автором данной работы на материалах кыргызских погребальных памятников Минусинской котловины . Специально изучались данные о появлении кыртазов в Монголии, Забайкалье, Западной Сибири . Для уточнения вопросов хронологии, периодизации, культурной принадлежности, культурно-хозяйственного типа кыргызов был взят в качестве объекта исследования локальный район - долина р. Табат, расположенная на юге Минусинской котловины, где кыргызокие памятники находятся в непосредственной пространственной связи друг с другом, что повышает их информативность 29. Проведенный анализ продемонстрировал неоправданность членения кыргызских древностей на обособленные культуры, показал преждевременность "уточненной хронологии" с точностью до нескольких десятилетий. Материалы кыргызской и таштыкской культур не дают оонований для передатировки по аналогии со шкалой восточно-европейских древностей, в которых присутствуют предметы торевтики, выполненные в полихромном стиле. На Енисее таких изделий нет, исключая Знаменский клад, культурная принадлежность которого не ясна Абсолютная датировка мнотах комплексов кыртазской культуры основана на аналогиях и привязке к известным историческим событиям. Надежно датированными могут считаться предметы с руническими надписями, поокольку эта письменность могла быть занесена на Енисей тюрками в начале VIII в. Важным хронологическим рубежом для саяно-алтайских древностей является время распространения кыргызских курганов в Туве в IX в. Общепринята датировка определенных комплексов монгольским временем ввиду находок в их составе предметов с монгольскими надписями квадратным письмом 33. В некоторых кыргызских комплексах встречаются дальневосточные монеты различных династий 34. Поэтому можно считать существующую периодизацию кыргызских древностей вполне приемлемой для определения основных этапов эволюции кыргызской культуры. Серьезным пробелом в этой периодизации остается отсутствие данных по периоду позднего оредневековья, поиски которых пока не дала результатов. Это ограничивает возможность проследить эволюцию кыргызской культуры до момента ее вытеснения из Минусинской котловины в начале ХVIII в. 35 Поэтому анализ изменений в кыргызской культуре в настоящей работе охватывает периоды раннего и развитого средневековья, с VI в. по ХIV в. н.э.
В течение рассматриваемого временного интервала кыргыз- окая культура неоднократно существенным образом меняла свой облик под воздействием внутренних и внешних причин. Каждое вменение соответствует определенному хронологическому отрезку, получившему наименование по наиболее характерному типу памятников, либо по наиболее значимому историческому событию, отразившемуся на облике материальной культуры кыргызов.
В эпоху чаа-тас, получившую наименование по наиболее характерному типу памятников, охватывающую У1 - УШ вв. н.э.,кыргызcкая культура характеризуется значительным разнообразием культурообразующих элементов 36. В наибольшей степени изученными cреди них являются погребальные памятники - могильники чаа-таcов, включающие каменные курганы сложной конструкции - чаа-таcов, небольшие "рядовые" каменные курганчики, бескурганные грунтовые захоронения, сопроводительные погребения вокруг курганных насыпей - чаа-тасов, символические захоронения - кенотафы 37. Эти памятники распространены по всей территории Минусинской котловины от предгорьев Саян до истоков Чулыма, ограничивая территорию кыргызской культуры в VI-VIII вз. я.э.
Наиболее известными памятниками этого времени, обратившими на себя внимание ученых еще в ХУШ в., являются курганы чаа-тас. Это объекты со сложным наземным сооружением в виде квадратной, прямоугольной, многогранной, округлой ограды из горизонтально уложенных плит. По сторонам, на небольшом расстоянии от внешнего края стен ограды установлены вертикальные стелы. В отличие от стел на тагарских курганах они не встроены в ограду и поэтому от времени покосились в разные стороны,придавая кыргызским кладбищам совершенно своеобразный, необычайный внешний вид, получив у местного населения названия "чаа-тас", "оба", "кёзе". Многие кладбища этого времени также имели собственные названия: "Чаа-тас", "Обалых-биль", "Кеп-Обалар", "Кеп-Кёзе", "Кёзеелиг-хол" и др. 00 У наиболее крупных курганов парные стелы вынесены за линию ограды, образуя "вход". Размеры курганов сильно варьируют, диаметр развала насыпи колеблется от 5 до 40 м, высота насыпей от 0,3 до 1,3 м. Насыпь образована частичным развалом стен во внутрь и вне ограды.
Внутри ограды каменными плитами перекрывались могильные ямы округлой, квадратной и прямоугольной форм. В каждом кургане имелась одна, реже две могильные ямы. Стены ям обставлены деревянными кольями, перекрыты накатом из жердей, который подпирал опорный столб в центре могилы. На дне могияы помещены 1-3 скопления сожженых костей умерших, мясо овец 4-17 особей,преимущественно задние части туш, сосуды с жидкой пищей. Прах погребенных помещался в могилу в какой-либо емкости, сосуде-урие, берестяном коробе, мешочке из ткани или кожи. В некоторых курганах на периферии могильной ямы и под насыпью устраивались тайники с наиболее ценными вещами, дорогой посудой, сбруей, украшениями, оружием. Нередко металлические предметы: удила, украшения, наконечники лопат, сошники, серпы и др. встречаются прямо в насыпи. Если в землеройных орудиях можно видеть средство грабежа,а в отдельных дорогих предметах - результат потерь награбленного в могилах, то такие вещи, как удила, серпы, наконечники стрел, пряслица вполне могли помещаться в насыпь специально строителями чаа-тасов. Чаа-тасы, несмотря на бедность находками в некоторых из них и существенные различия в конструкции и размерах, принято относить к аристократии, или "родовой знати", высшему социальному слою кыргызского общества 39. В ооота- ве единовременных кладбищ курганы чаа-тас, как правило, немногочисленны, уступая различным рядовым погребениям.
Рядовые погребения по обряду трупосожжения встречаются под насыпями небольших, округлой формы каменных курганчиков диаметром I - 6 м, высотой - 0,1 - 0,5 м, под полами насыпей курганов чаа-тас и в грунтовых ямках. Они содержат по 1-2 скопления жженых костей умерших в могилах, стены которых изредка укреплены кольями, реже каменными плитами. Прах погребенных захоранивался в керамических сосудах, урнах, берестяных коробках, деревянных ящиках, каменных ящиках, в мешочках из ткани.
Сопроводительный инвентарь, мясо овец и сосуды в большинстве 40 случаев отсутствуют .
В зависимости от возраста по-разному хоронили кыргызы детей и подростков, но всех по обряду ингумации. Они погребены под насыпями небольших курганчиков до 1,5 м в диаметре и 0,2м выоотой, под полами наоыпей курганов чаа-тас, в грунтовых могилах. Погребенные лежат в могильных ямах, перекрытых плитами. Дети до трех лет захоронены без сопровождения либо с 1-2 сосудами, дети и подростки 3-15 лет погребены с 2 сосудами и мясом овцы (рис. I) 41. Изредка детские погребения встречаются одиночно. Если возрастная дифференциация погребального обряда кыргызов устанавливается достаточно определенно, то различия в захоронении мужчин и женщин не улавливаются. Иногда на площади кыргызских кладбищ встречаются курганы без погребений или пологие насыпи оо стелами, в могильных ямках которых обнаружены черепа лошадей. Предположительно они могут быть отнесены к символическим захоронениям - кенотафам 42.
Другой вид памятников эпохи чаа-тас - поселения - изучен недостаточно полно. Большинство из известных к настоящему времени поселений представляет собой развеянные дюнные стоянки - временные летние и зимние поселения скотоводов 43. На поверхности жилой территории встречаются обломки кыргызский гончарной и лепной керамики, железные предметы вооружения, сбруи, инструменты, украшения, кости домашних животных. На некоторых памятниках встречены следы железоделательного производства: горны, печи, железоплавильни, шлаки 44. Известно одно поселение с культурным слоем мощностью до 0,3 м. Находки на малокопенс- ком поселения представлены преимущественно фрагментами керамики, обломками костей овец, лощадей, коров. Есть основания предполагать наличие оледов жилищ округлой формы типа юрт 45. Отдельные исследователи предлагают относить к эпохе чаа-тас долговременные "храмовые” постройки и фортификационные сооружения, например, "тувинскую стену" - "Омайтура” на юге Минусинской котловины 46. Раскопки данного сооружения убедительно продемонстрировали ошибочность такого предположения, поскольку это укрепление использовалось для обороны Саянского каньона Енисея с севере 47.
К эпохе чаа-тас относятся и другие виды памятников: петроглифы, тамги, рунические надписи, клады. Весьма разнообразен предметный комплекс материальной культуры кыргызов в эпоху чаа-тас.
Наиболее характерна для этого периода гончарная керамика, вошедшая в литературу под названием "кыргызские вазы”. Как удалось установить Л.А.Евтюховой, вазы формировались из спирально скручивавшейся ленты с последующей доработкой, прикреплением дна и горловины 48. Вазы различаются по форме. Большинство из них представляют собой плоскодонные сосуды с яйцевидным туловом и узкой невысокой горловиной и отогнутым венчиком. Встречаются бутыли с яйцевидным туловом и очень узким горлышком и шаровидные сосуды. Кыргызские вазы орнаментировались цилиндрическим штампом, с помощью которого наносились пояски елочного орнамента. Предназначались они, вероятно, для хранения вина, которое, согласно летописи, кыргызы "квасили из каши" 49. Гончарная посуда, по всей вероятности, была завезена на Енисей из Центральной Азии еще на тепсейском этапе таштыкской культуры, а в эпоху чаа-тас широко изготавливалась самими киргизами, о чем свидетельствуют асимметрия многих сосудов, примесь в тесте щебня, мелкой гальки, характеризующие домашнее производство. Помимо гончарной у кыргызов широко использовалась лепная керамика: вазы, горшки, бокалы. Нередко встречаются вместительные тарные сосуды-хумы, которые использовалась и в качестве погребальных урн. Кыргазская знать пользовалась дорогой металлической посудой, золотыми и серебряными кувшинами и кружками, блюдами. Иногда встречаются привозные лаковые чашечки 50.
Предметы вооружения в кыргызских памятниках эпохи чаа-тас сравнительно немногочисленны. В чаа-тасах обнаружены коленчатые однолезвийные кинжалы, железные трехлопастные наконечники отрел ярусного, удлиненно-треугольного, удлиненно-ромбического, удлиненно-шестиугольного и вытянуто-пятиугольного типов, железные мечи, наконечники копий, боевые топоры, панцирные пластины, обнаруженные на развеянных поселениях .
Сбруя представлена двусоставными удилами, иногда с витыми звеньями,с кольчатыми или двукольчатыми окончаниями, с эсовид- ными стержневыми псалиями и стременами с широкой подножкой,округлой или пластинчатой петлей. К сбруе относятся разнообразные уздечные и седельные бляшки. Многие из них орнаментированы растительным или зооморфным орнаментом. В оостав сбруйных ремней входили подпружнне и уздечные пряжки и бубенцы.
Пряжки и накладки являлись необходимыми элементами наборных поясов, которые вошли в употребление у мужчин-воинов. Кыргызы, как женщины, так и мужчины, носили серьги. В качестве женских украшений носились бусы, браслеты, монеты. Сохранившиеся с таштыкских времен бронзовые амулеты о парными головками или схематическими фигурками лощадей носили мужчины52.
Деревянные фигурки баранов, обложенные золотой, серебряной и медной фольгой,служили, вероятно, как и в таштыкское время, символом обильных стад, сопровождающих умерших в загробный мир 53. В насыпях курганов чаа-тас встречаются землеройные орудия: чугунные сошники, костяные мотыги, железные серпы, железные наконечники лопат На развеянных поселениях эпохи чаа-тас попадаются бытовые инструменты: железные черешковые ножи, шилья, булавки, оселки, пряслица из стенок гончарных и лепных сосудов, куранты зернотерок, жернова ручных мельниц 55.
В инвентарном комплексе эпохи чаа-тас отражены оущеотвен- нне изменения в материальной культуре населения Минусы в сравнении с таштыкским временем. Наиболее значителен круг заимствований извне в области вооружения, сбруи, сбруйной и поясной фурнитуры, украшений, металлической посуды. Практически вое перечисленные инновации привнесены на Енисей из тюркского кочевого мира или из стран Средней и Восточной Азии через посредство тюрок. От тюрок кыргызы переняли руническую письменность и обычай создания посмертных эпитафий. Устойчивое влияние древнетюркской культуры на кыргызскую неудивительно в свете неоднократного покорения кыргызского государства тюркокими каганами, расселения тюрок в Минусе в VIII в., династических уз правящих родов тюрок и кыргызов Элесте с тем "тюркизацию" кнр- гызской культуры вряд ли следует рассматривать как односторонний процесс механичеокого заимствования периферией культурных достижений центра историко-культурного региона. Правильнее представлять данную фазу культурогенеза в качестве слияния из отдельных родотвенных культур в общий иоторико- культурный феномен эа счет интенсификации культурных контактов разных групп кочевников внутри тюркских государственных образований. Меотная кочевая знать, подчинившаяся тюркским каганам и вошедшая в военно-административную систему каганата, быотро переориентировалась на престижные элементы военнодружинной культуры: военную титужатуру, комплекс вооружения, нарядную сбрую и пояса, дорогую пооуду, способ запечатления своих подвигов в надгробных эпитафиях. Можно полагать, что после завоевания кнргызоких земель и расселения на них тюрок в VIII в. тюркская военная знать временно оттеснила кыргызскую аристократию от управления государством, а после падения II Восточнотюркского каганата, натурализовалась среди кыргызов, привнеся в меотную культуру свои традиции
Сложнее говорить об уйгурском влиянии на кыргызов в эпоху чаа-тас, поскольку уйгурские памятники еще недостаточно изучены. По всей вероятности, уйгуры омогли совершить успешный военный поход в Минусу лишь в самом конце УШ в., в правление кагана Кутлуга. С этого времени отмечаетоя определенное влияние уйгурской орнаментики на кыргызскую и минусинско-тюркскую торевтику 58. Для чаа-тасов такие заимствования менее очевидны. Можно полагать, что распространение сложной растительной орнаментации, восточно-азиатоких и ирано-согдийских сюжетов в яоревтике, своеобразие в оформлении профильных изображений животных связано уже с периодом существования уйгурского каганата. Не исключено уйгурское, точнее, согдийское через по- оредство уйгур влияние на фортификацию глинобитных сооружений Минуcы. В то же время между уйгурской и кыргызской гончарной керамикой сравнительно мало общего, в особенности в орнаментике.
В эпоху чаа-тао кыргызы эпизодически осуществляли непосредственные контакты со странами земледельческой цивилизации Восточной и Средней Азии, совершая посольства ко двору империи Тая, пригоняя лошадей для обмена, отправляя торговые караваны в Тибет, Восточный Туркеcтан и Сота 59. Какие-то предметы восточно-азиатского производства могли попадать на Енисей вследствие дипломатических даров и торговли, в частности изделия танских торевтов, лаковая пооуда, монеты. Однако эти контакты не могли быть достаточно регулярными из-за дальности расстояния и политической зависимости кыргызов от тюрок и уйгуров.
В эпоху "великодержавия", получившую наименование по наиболее значительному событию в истории кыргызов - завоеванию Центральной Азии , охватывающую IX - X вв. н.э.,памятники кыргызской культуры распространились далеко за пределы Минусинской котловины,включая Красноярско-Канский район, Приобье, Алтай, Восточный Казахстан, Туву, Монголию, Забайкалье. Письменные источники свидетельствуют о проникновении кыргызов в этот период в Восточный Туркестан и к границам империи Тан61. Погребальные памятники этого времени очень разнообразны. На- ибожьшее число кыргызоких курганов IX - X вв. в настоящий момент изучено в Туве. Наиболее характерным типом могильных сооружений этого времени являются курганы хыргыс-ур, со стеной-крепидой по периметру, каменной насыпью и стелой подле кургана. Под насыпью в неглубоких могильных ямках - 1-2, реже 3-4 скопления жженых костей умерших, мясо овцы, коровы, лошади и сосуды с жидкой пищей. Мужские захоронения богаты инвентарем, предметами вооружения, обруи, поясного набора. На отелах бывают нанесены изображения тамг и тексты эпитафий руническим письмом 62.
Наряду с курганами хыргыс-ур кыргызы в эпоху великодержавия сооружали кольцевые каменные насыпи, в основании которых иногда прослеживается стена-крепида с захоронениями по обряду сожжения, рассыпанными на горизонте Такие сооружения известны под названием "хыргыcтар-сууктэр". Подобная конструкция надмогильных сооружений станет наиболее распространенной с начала II тыс. н.э.
В IX - X вв. встречаются курганы с крепидой, являющиеся упрощенной модификацией курганов хыргыс-ур, в которых наряду с погребениями по обряду трупосожжения находятся отдельные предметы вооружения и сбруи В указанный период известны объекты с округлой или овальной насыпью, под которой находилось несколько погребений в ямках по обряду сожжения, погребения о сожжением в каменных ящиках, захоронения женщин и детей по обряду трупоположения (рио. 2)
В отдельных районах, преимущественно на периферии Минусинской котловины, зафиксированы погребения по обряду трупосожжения в небольших грунтовых ямках без насыпи с предметами вооружения и сбруи.
В Приобье к кыргызской культуре принято отнооить земляные курганы о погребениями по обряду трупосожжения в неглубоких овальных ямах и на горизонте с предметами сбруи, вооружения, украшениями, керамической пооудой, характерной для данного района 67. Встречаются небольшие каменные курганы с крепидой, в могильных ямках которых отсутствовали погребения, но находились отдельные предметы вооружения, сбруи, детали пояса, мясо овец. Эго символические захоронения - кенотаф. Есть курганы вообще без находок - "ложные", или "меморативные". Детей в II - X вв. кыргызы продолжали хоронить по обряду трупоположения с сосудами, отдельными предметами и без вещей под насыпями небольших куртанчиков, в ямках, под насыпями больших овальных и округлых курганов,в ямках, в насыпях курганов хыргыс-ур Веоьма разнообразна погребальная обрядность иноплеменною населения, оказавшегося на землях расширившего овои границы Кыргызского каганата. В IX - X вв. достаточно обширен ареал распространения древнетюрноких погребений с конем. Встречаются древнетюркские кенотафы с манекеном вместо скелета умершего. Сравнительно редки погребения по обряду трупосожжения с оожжением коня, вероятно, также древнетюркские, но включившие кыргызскую погребальную обрядность . В это время известны уйгурские захоронения оо шкурой коня. Разнообразны одиночные трупоположения. В Минусинокой котловине эти погребения в ямах, о оооудами, мясом овцы и отдельными вещами, под каменными наносами можно отнести к кыргызам. На периферии кыргызского каганата, за пределами ооновных эемель расселения кыргызов преобладают захоронения местных племен. Наиболее компактно кыргызы в этот период наоеяяяи Туву, сравнительно немного их памятников в Минуое. На остальных территориях кыргызские погребальные памятники единичны.
Поселения эпохи великодержавия неучены в Минусинской котловине. Это летние и зимние стоянки скотоводов-кочевнинов, лишенные культурного слоя. На поверхности килой территории встречаются обломки керамики, железные предметы вооружения и сбруи, бронзовые предметы торевтики, монеты, кости домашних животных На некоторых поселениях зафиксированы следы металлургического производства. К этому периоду, по данным Л.Р.Кызласова, должны относиться остатки глинобитного сооружения на р.Уйбат, определенные как "замок-дворец" кыргызского кагана . Вокруг "замка" проолежены оледы поселения. К этому периоду относятся и отдельные фортификационные сооружения. К эпохе вели- кодержавия относится большая чаоть кыргызских рунических надписей и сопутствующих им тамг, наскальные рисунки, клады.
Предметный комплекс кыргызской культуры в эпоху велшсодер- жавия включая разнообразные предметы.
В курганах DC - X вв. встречается, хотя и очень редко, гончарная и лепная керамика. Это "кыргызские вазы", лепные горшки и банки Применялись кыртазами и металлические, серебряные и бронзовые,кувшины с носиком, кувшинчики на поддонах, кружки, ковши, чарки. Дорогая серебряная посуда попадала к киргизам в результате грабежа уйгурских кочевий и городов и торговли о государствами Средней Азии.
Весьма разнообразен по видовому и типологическому соотаву комплеко кыргызского вооружения в эпоху великоДержавин: палаши, сабли, копья, боевые топоры, кинжалы, луки, трехлопастные, четырехлопаотные, двухлопаотные, плоские, трехгранно-трехлопастные, четырехгранно-четырехлопастные, трехгранные и четырехгранные наконечники отрел, колчаны, чешуйчатые панцири и кольчуга 74. Сбруя включала двусоставнне удила с одно- и дву- кольчатнми окончаниями, эсовидными и изогнутыми псалиями, стремена с округлой или пластинчатой петлей. Седельные и уздечные ремни богато украшались бронзовнми, иногда с позолотой, накладками о разнообразным орнаментом 75. Пряжки и накладки входили в состав наборных пояоов. Из украшений извеотны также серьги, бусы, монеты. К этому времени отнооится большая часть тавских монет на Ениоее. На некоторых из них есть рунические надписи. Высказано предположение об использовании танских монет для денежного обращения в Кыргызоком каганате .
В кыргызских комплексах встречаются железные ножи, напильники, долота, косы. К этому же времени, вероятнее всего, относятся лемехи и отвалы танских плугов.
Характер погребальной обрядности и инвентарный комплекс
IX - X вв. отражают изменения в кыргызской культуре этого периода в оравнении с эпохой чаа-тас. В литературе отмечалась генетическая овязь курганов хыргыс-ур с чаа-тасами. Действительно, курганы с крепидой по периметру насыпи и одиночной стелой или без нее зафиксированы в отдельных случаях в соотаве могильников VI-VIII вв. Их можно рассматривать как упрощение надмогильных конструкций курганов чаа-тас, произошедшее, вероятно, под влиянием тюрок. В IX - X вв. более простыми стали и внутримогильные конструкции: из округлой или овальной могильной ямы с частоколом и подпорным столбом они превратились в неглубокие ямки. Изменился, хотя и не сразу, и сам обряд. Реже в могилу стали помещать заупокойную пищу, эато возросло количество инвентаря. Эти изменения овязаны о военизацией жизни, возросшей подвижностью населения в ходе завоевательных походов. Для обеспечения нужд длительной войны резко возросло и дифференцировалось производство оружия. В обиход кыргызского населения широко вошла богато орнаментированная поясная и сбруйная фурнитура, воспринятая у побежденных уйгур. Награбленные и полученные в результате торгового обмена предметы роскоши частично осели в погребениях. Кыргызская культура в IX – X вв. значительно расширила возможности непосредственных контактов с земледельческими странами. Заметно расширился ввоз иноземных вещей. Кыртазские каганы, подобно правителям друтах кочевых держав, пытались путем ввоза таноких земледельчеоких орудий и монет стимулировать местное земледелие и ввести денежное обращение. С помощью чужеземных строителей была предпринята попытка градостроительства. Эти меры, преследовавшие, в основном, фискальные цели,не учитывали реальных возможностей кочевого общеотва и не привели к изменению культуры. Наоборот, в сравнении о эпохой чаа-тас кыргызская культура IX – X вв. приобрела гораздо более "общекочевничеокий характер", утратив былую провинциальную обособленность. Инвентарный комплекс в кыргызской культуре малоепецифичен в оравнении о культурами тюрок, гамаков и других кочевников конца I тыс. н.8. в Саяно-Алтайском историко-культурном районе.
В последующую эпоху, получившую наименование по основному типу памятников "хыргыотар сууктэр", охватывающую XI - ХП вв. н.э., памятники киргизской культурн распространены преимущественно в Саяно-Алтае 77. В отличие от предшествующего времени их немного в Туве, но значительно больше в Минусинской котловине. На Алтае и в Красноярском районе такие памятники единичны.
Наиболее характерны для данного периода курганы типа ("хнр- гастар") "сууктэр" с кольцевой насыпью, в основании которой иногда прослеживается стена-крепида. Очень редко близ насыпи устанавливалась вертикальная стела. Под насыпью на горизонте рассыпаны остатки погребального костра, жженые кости человека, железные детали сбруи, оружие, украшения. На горизонте встречаются остатки тризнн, в основном кости овцы и лошади 78.
В отдельннх курганах зафиксированы скелеты собак и кости ног (возможно, со шкурой) коней. Очень редко встречаются аналогичные бескурганнне захоронения в ямках.
В составе могильников XI - ХII вв. обнаруженн курганы, аналогичные курганам сууктэр, но не заключавшие следов погребений. Под насыпями,на горизонте,обнаружены отдельные железные предметы. Вероятно, это символические захоронения, кенотафы .
Изредка в могильниках эпохи сууктэр встречаются кольцевые курганы, под насыпями которых в могильных ямах находятся захоронения детей по обряду трупоположения, в сопровождении отдельных железных предметов (рис. 3).
Кыртазские могильники эпохи сууктэр представляют собой сравнительно немногочисленнне, по 5-10 объектов, кладбища воинов- дружлнников, вытянутые в цепочку по гребням и увалам холмов.
В некоторнх из них присутствуют небольшие поминальные курганчи- ки о округлой насыпью, сопутствупцие курганам сууктэр. И в составе киргизских могильников,и одиночно встречаются захоронения иных этнических групп: кыштымов по обряду трупоположения в каменных ящиках под кольцевыми насыпями, потомков уйгуров в ямах, разделенных каменной стенкой,по обряду трупоположения со шкурой коня ®°.
Поселения эпохи сууктэр изучены на территории Минусы. Преимущественно это летние и зимние стоянки кочевых скотоводов бее культурного слоя. На поверхности площади поселений встречаются железные предметы вооружения, обруи, ножи, пряжки, бляшки, накладки, кооти домашних животных . Встречаются поселения со следами железоделательного производства. К эпохе сууктэр принято отнооить крепости-убежища на вершинах и увалах гор, куда население охреотннх мест скрывалось в момент военной опасности 82. Эти памятники лишены культурного слоя и слабо поддаются датировке. Вблизи некоторых иэ них обнаружены курганы эпохи сууктэр, что позволяет предполагать синхронность сооружения обоих видов объектов. В литературе есть упоминания, что "замок" в долине р. Уябат функционировал и в начале II тыс. н.э. 83
Ввоказывалооь предположение об утрате кыргызами рунической письменности в XI - ХII вв. 84 К эпохе сууктэр относятся изображения тамг на каменных стелах в Минусинской котловине и Туве. Нет ясности относительно создания в этот период наскальных изображений. Возможно, к этому периоду относятся клады предметов защитного вооружения.
Большим своеобразием в сравнении с предшествующей эпохой отличается предметный комплекс кыргызской культуры XI - ХII вв. н.э.
В курганах этого времени практически отсутствует керамика. Известен лишь один случай обнаружения фрагмента лепного сосуда 85. По-видимому, деградация керамики, характерная для всех кочевых культур, завершилась в кыргазской культуре в начале П тыс. н.в. Взамен керамической стала шире применяться металлическая и кожаная посуда. Известны отдельные находки привозной и награбленной в военных походах серебряной посуды.
Произошли изменения в комплекое вооружения. В XI - ХII вв. кыргызские воины пользовались палашами, саблями, копьями, боевыми топорами, кинжалами, луками, стрелами с трехлопастными, плоокими, трехгранными, четырехгранными ромбическими, прямоугольными наконечниками, колчанами, чешуйчатыми и пластинчатыми панцирями, шлемами . В соcтаве сбруи представлены удила cо стержневыми, пластинчатыми, кольцевыми псалиями, стремена с пластинчатай петлей без перехвата и прорезным отверстием для путлища в дужке. Существенно преобразилась поясная и сбруйная фурнитура. Изменения связаны о переходом к новой технологии изготовления предметов торевтики, к ковке по железу с серебряной аппликацией. Пряжки, накладки, тройники, подвески, псалии, оковки седел стали украшатьоя геометрическим орнаментом, соответствующим возможностям новой технологии £Г!’.
Из личных украшений в курганах оууктэр встречаются серьги, бусы, сунские монеты. На памятниках обнаружены находки железных ножей, булавок, игл, пинцетов, кресал, напильников, молотков, наконечников лопат и др. Изменения фиксируются по сравнению с предшествующей эпохой как в погребальной обряднооти, так и в инвентаре. Курганы сууктэр подобны киргизским курганам эпохи вежикодержавия о кольцевой насыпью и захоронением на горизонте. В IX - X вв. существовали также безкурганные захоронения, погребения детей по обряду трупоположения, кенотафы. Изменения коснулись формы насыпей и состава инвентаря. Повсеместно исчезла керамика и произошел переход на железную торевтику. Эти перемены носят стадиальный характер. В составе вооружения произошла универсализация многих типов оружия, связанная с интенсификацией конного боя. Переоформление и изменения в орнаментации предметов торевтики были обусловлены технологическими причинами, носящми стадиальный характер, связанными с развитием и совершенствованием железоделательного ре- меола, освоением приемов поверхностной таушировки На облике кыргызской культуры эпохи сууктэр мог сказаться разрыв традиционных связей со странами земледельческой цивилизации Восточной и Средней Азии из-за завоевания и расселения в Центральной Азии киданей и других монголоязнчных племен. Кыргызские комплексы с железной, апплицированной серебром торевтикой трудно сравнивать с материалами других культур ввиду плохой сохранности железных предметов в погребениях по обряду трупоположения. Поэтому вопрос об потоках новых традиций в художественной обработке металла пока нельая считать решеным.
В "монгольскую" эпоху,называемую так по важному историчеокому событию в истории кыргызов в ХШ - Х1У вв. добровольному подчинению кыргызских княжеств Чингиз-хану и вхождению в состав монгольской империи, памятники кыртазокой культуры сосредоточены в Минусинской котловине 9^. Высказывалооь мнение о наличии единичных погребений кыргызов монгольской эпохи в Туве 91.
Погребальные памятники этого времени однотипны о курганами сууктэр, с пологой кольцевой каменной насыпью и погребением по обряду трупосожжения на горизонте. В захоронениях встречаются остатки тризны в виде обломков костей животных, железные предметы вооружения, сбруи, бытовые предметы (рис. 4) 92.
Погребальным памятникам иногда сопутствуют небольшие поминальные курганчики без находок. Разнообразны погребения кыштымов в курганах и грунтовых могилах.
К монгольской эпохе на йгисее относят клады из серебряных сосудов, аналогичных часовенногорскому кубку на поддоне . Поселения монгольской эпохи малоизвестны ввиду слабой диффе- ренцированности инвентарных комплексов, включающих предметы бытового назначения, от материалов предшествующего времени.
На развеянных поселениях кочевых скотоводов иногда встречаются железные удила, поалии, накладки, оковки седел с характерным геометрическим орнаментом, железные крючья, двузубые вилочки, серьги монгольского типа 94. По всей вероятности, эти памятники надо относить к летним и зимним стойбищам кочевых скотоводов.
Предметный комплекс кыргызской культуры в монгольокую эпоху малоспецифичен в сравнении о предшествующим временем.
Керамика в памятниках полностью отсутствует. Изредка встречается дорогая привозная серебряная посуда .
В составе комплекса предметов вооружения можно выделить плоские асимметрично-ромбические, боеголовковые, секторные, томары; ромбические боеголовковые; четырехгранные удлиненнотреугольные и боеголовковые наконечники стрел. Применялись в монгольскую эпоху и другие виды оружия, однако в комплексах они не обнаружены. В курганах найдены обломки панцирных пластин. К монгольскому времени относятся двусоставные удила с кольчатыми и плаотинчатыми псалиями, стремена с прорезью в дужке, накладки сбруи, начельники, оковки седел, застежки, пряжки, пробои с кольцами для топорков, заклепки, обоймы. Своеобразна орнаментация вещей. Из других предметов известны ножи, шилья, крюки, вилочки, кресала, гвозди9®. Очень редки монеты монгольских династий.
Изменения в кыргызской культуре монгольского времени мало затронули погребальную и поминальную обрядность. Кыртазские курганы этого периода аналогичны по форме предшествующим объектам эпохи сууктэр, отличаясь некоторой уплощенноетью насыпи, меньшим числом объектов в могильнике. Нередко такие курганы встречаются одиночно. Заметно уменьшается в сравнении с эпохой сууктэр общее количество памятников. В инвентарном комплексе новаций сравнительно немного. Изменения коснулись оформления и орнаментации железных деталей сбруи. Уменьшился видовой и типологический состав оружия.
Более явственно изменилось соотношение мевду кыргызскими и кыштымскими памятниками в Минусинской котловине. Последние заметно увеличиваются количественно, дифференцируются по погребальной обрядности, включают разнообразный сопроводительный инвентарь. Некоторые из них содержат дорогую серебряную посуду и украшения седла.
Отсутствуют следы заметного влияния на кыргызов монгольской культуры. Этот факт и ограниченный круг новаций трудно понять, учитывая изменение политической ситуации в Саяно-Алтае, вхождение кыргызских земель в состав монгольской империи.
Вероятно, ограниченный характер изменений связан с удаленным, периферийным положением Минусы в составе монгольского государства. Упадок и ослабление кыртазской культуры не были катастрофическими ввиду добровольного подчинения кыргызских князей монголам. Однако участие кыртазов в войнах монгольской империи, переселения на другие территории ослабили положение кыргызов на Енисее и вызвали усиление, увеличение численности и расселение по котловине племен кыштымов. Хотя кыргызы и позднее удерживали политическое господство над кыштымами, этническая ситуация в Минусе существенно изменилась.
Худяков Ю.С.
Из учебного пособия «Кыргызы на Енисее», Новосибирск, 1986.
Библиографические ссылки
- Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края / МЭ,- Л., 1929.- Т.4.- Вып.2.-С.54-55.
- Там же.- С.55, табл. П, 45-60.
- Там же.- С.58.
- Там же.- С. 55, 58.
- Евтюхова Л.А. К вопросу о каменных курганах на Среднем Вгасее Ц Тр.ПМ.- М., 1938.-Вып.8.- С.III, 120, 122.
- Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыртазов (хакасов).- Абакан,1948.- С. 15, 53, 60, 66, 67.
- Там же.- С. 66.
- Там же.- С. 46, 717.
- Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири / МИА.-М.; Л., 1949.- Ь 9.- С. 336, 342.
- Там же.- С. 325, 329, 331.
- Карпов В.Г. Материалы к археологии Красноярского района.- Красноярск, 1929.- С.48; Левашова В.П. Из далекого прошлого южной части Красноярского края.- Красноярск, 1939.-С.52.
- Левашова В.П. Два могильника кыргыз-хакасов И МИА.-М., 1952.- И 24.- С. 136.
- Кызласов Л.Р. Сырский чаа-тас // СА, 1955.- Вып.24.- С. 256.
- Кызласов Л.Р. 0 южных границах государства древних хакасов в IX - ХП вв. / УЗХНИИЯЛИ.- Абакан,I960.- Вып. 8.- С.62.
- Вайнштейн С.И. Об исторических границах расселения кыргызов в Южной Сибири И УЗГОИИЯЛИ,- Кызыл, 1957.- Вып.5.- С.219; Грач А.Д., Нечаева Л.Г. Краткие итоги исследований первой группы археологического отряда ТКЭИЭ / УЗТНИИЯЛИ.- Кызыл, 1960.- Вып.8.- С.189; Савинов Д.Г. Об изменении этнического состава населения Южной Сибири по данным археологических памятников предмонгольского времени И Этническая история народов Азии.- М., 1972,- С.260.
- Савинов Д.Г. Об изменении... - С. 261;
- Грач А.Д. Итоги и перспективы археологических исследований в Туве // КСИА.1969. - Вып. 118. - С. 53, примеч. 35.
- Савинов Д.Г. Культура населения Южной Сибири предмонгольского времени (X - ХП вв.): Авторе*. канд. дис.- Л., 1974.- С. 8-9.
- Кызласов Л.Р. Курганы средневековых хакасов II Первобытная археология Сибири.- Л., 1975.- С.193; Он же. Древнехакасская культура чаа-тас У1 - IX вв. // Степи Евразии в эпоху средневековья.- М., 1981,- С.46; Он же. Тюхтятская культура древних хакасов (IX - X вв.); Там же. - С. 54.
- Кызласов И.Л. Курганы средневековых хакасов ХШ - Х1У вв. // СА.- 1978.- № I.- С. 122.
- Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири: Авторе*, канд. дис.- М., 1977.- С. 15-16.
- Кызласов Л.Р. Древнехакасокая культура чаа-тас...-С.48.
- Сунчугашев Я.И. Древняя металлургия Хакасии. Эпоха железа.- Новосибирск, 1979.- С.100, 115, 119.
- Комплекс археологических памятников у горы Тепсей на Енисее. - Новосибирск, 1979,- С.5.
- Длужневская Г.В. Памятники енисейских кыргызов и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий.- Омск, 1979.- С.49.
- Длужневская Г.В. Памятники енисейских кыргызов в Туве (1Х-ХП вв.): Автореф. канд. дис.- Л., 1985.- С.12-16.
- Длужневская Г.В. К определению названия археологической культуры енисейских кыргызов У1 - ХП вв. н.э. /Проблемы археологии и этнографии: Тез. докл. региональной конф.- Иркутск, 1982.- С. I77-II8.
- Худяков Ю.С. Типология погребений У1 - ХП вв. в Минусинской котловине / Археологический поиск. Северная Азия.- Новосибирск, 1980.- С. 198-201, 202-204.
- Худяков Ю.С. К вш росу о культурных связях Забайкалья и Южной Сибири в эпоху средневековья / Древнее Забайкалье и его культурные связи.- Новосибирск, 1985.- С.68.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате.- Новосибирск,1982.-С.4.
- Подольский М.Л., Тетерин Ю.В. Раскопки раннетагарских курганов в воне Знаменской оросительной системы / АО 1978 года.- М., 1979.- С.267.
- Худяков Ю.С. Кок-тюрки ва Среднем Енисее...- С.205.
- Длужневокая Г.В. Памятники ениоейских кыргызов за Саянами /Археология Северной Азии.- Новосибирск, 1982,- С. 123.
- Савинов Д.Г. О памятниках "часовенногорского типа" в Южной Сибири // Проблемы археологии и этнографии.- Л., 1977.- йга. I.- С.91.
- Кывлаоов И.Л. Монеты о тюркоязычными ениоейокими надписями // Цумиаматика и эпиграфика,- М., 1984.- Вып.14,- С.84.
- Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности,- Абакан, 1957.- С.161.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате...- С.26.
- Худяков Ю.С. Типология погребений У1 - ХП вв....- С.198- 201.
- Худяков Ю.С., Нестеров С.П. Средневековне памятники в зоне Есинской оросительной системы / Археологические исследования в районах новостроек Сибири.- Новосибирск, 1985.- С. 214, примеч. 10.
- Евтюхова JI.A. Археологические памятники...- С.14.
- Худяков Ю.С. Типология погребений У1 - ХП вв -С.200.
- Комплекс археологических памятников у горн Тепсей...- С. 158.
- Худяков Ю.С. Типология погребений 71 - ХП вв -С.202.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате...- С. 27-34.
- Сунчугашев Я.И. Древняя металлургия Хакасии...-С.93-100.
- Евтихова Л.А. Археологические памятники...- С.75-79.
- Кызласов Л.Р. Древнехакасская культура чаа-тас...- С. 50-51.
- Длужневская Г.В., Варламов О.Б. Раскопки "крепости Омая" // Археология юга Сибири и Дальнего Востока.- Новосибирск, 1984.- С.129.
- Евтюхова Л.А. Археологические памятники...- С.93.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.- М.; Л., 1950.- 4.1.-С.351.
- Евтюхова Л.А. Археологичеокие памятники...- Рис. 4, 67, 70, 71, 72, 85.
- Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов У1 - ХП вв.- Новосибирск, 1980.
- Евтюхова Л.А. Археологические памятники...- С.6.
- Там же.- С. 58.
- Комплекс археологических памятников у горн Тепсей...- ftic. 86.
- Худяков Ю.С. Кыргнзн на Табате...- С.32, ряс. 29,30.
- Худяков Ю.С. Кок-тюрки на Среднем Ениоее...- С.205.
- 37. Там же.- С.206.
- Худяков Ю.С. Уйгуры на Среднем Енисее И Изв.СО АН СССР.- Сер.ист^филол.,филос.- 1985.- № 14.- Вып.З.- С. 55-59.
- Киселев С.В. Из истории торговли енисейоких кнргнз Ц КСИИМК.- М.; Л., 1947.- Вып. 16.- С.94-96.
- Бартольд В.В. Киргизы Ц Соч.- М., 1963.- Т.2.-4.1.- С.489.
- Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в IX - ХП вв. Новосибирск, 1947.- С.30.
- Худяков Ю.С. Типология погребений У1 - ХП вв....- С.202.
- Худяков Ю.С. Типология и хронология средневековых памятников Табата // Урало-алтаистика. Археология. Этнография. Язык.- Новосибирск, 1985.- С. 93.
- Худяков Ю.С. Типология погребений У1 - ХП вв...- С.203.
- Николаев Р.В. Средневековые курганы близ железнодорожной отанции Минусинск / СА.- 1973.- № 2.- Рис. 2.
- Николаев Р.В. Кыргызское погребение в Болыпемуртинском районе Красноярского края / Археология Северной Азии.- Новосибирск, 1982.- С.131.
- Троицкая Т.Н., Новиков А.В., Сальникова И.В. Погребения с сожжениями могильника Каменный мыс И Вопр. древней истории Южной Сибири.- Абакан, 1984.- С. 81, 91, 92.
- Длужневская Г.В. Памятники енисейских кыргызов за Саянами Ц Археология Северной Азии.- Новосибирск, 1982.- C.I26- 128.
- Худяков Ю.С. Типология погребений У1 - ХП вв -С.202.
- Там же....- С.202.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате ...- С. 63-69.
- Кызласов Л.Р. Твхтятская культура...- С.57.
- Там же...- С.55.
- Худяков Ю.С. Вооружение ениоейских кыргызов...- С.134- 135.
- Кызласов Л.Р. Тпхтятская культура...- С.56.
- Кызласов И.Л. Монеты с тюркоязычными енисейскими надписями Ц Нумизматика и эпиграфика.- М., 1984.- Т.14.-С.96-98.
- Худяков Ю.С. Типология погребений У1 - ХП вв....-С.204.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате...- С.117.
- Худяков Ю.С. Типология погребений 1У - ХП вв -С.204.
- Худяков Ю.С. Типология и хронология средневековых памятников Табата...- С. 96-98.
- Худяков Ю.С. Кырпазы на Табате...- С. 74-78.
- Кызласов И.Л. Аокизокая культура (средневековые хакасы X - Х1У вв.) Ц Степи Евразии в эпоху средневековья.- М.,1981.- С. 202.
- Там же...- С. 203.
- Там же...- С. 206-207.
- Кызласов Л.Р. Курганы средневековых хакасов...- Рис.14.
- Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов...- С.136- 137.
- Кызласов И.Л. Аскизская культура в Шной Сибири X - Х1У вв. - М., 1983.- С. 42-44.
- Кызласов И.Л. Курганы средневековых хакасов...- С.125.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате...- С. 182.
- Там же.- С. 184-203.
- Кызласов И.Л. Аскизская культура...- С.67.
- Худяков Ю.С. Типология и хронология...- С. 198.
- Кызлаоов И.Л. Аскизская культура...- С. 64.
- Там же.- С. 75.
- Там же.- С. 64.
- Худяков Ю.С. Кыргызы на Табате...- С. 196-202.