ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Городише Чудская Гора в свете этнической интерпретации андроноидных культур Западной Сибири
Городише Чудская Гора в свете этнической интерпретации андроноидных культур Западной Сибири
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 21-11-2014 21:50 |
  • Просмотров: 2851

Городище Чудская Гора находится на левом берегу Иртыша, в 12 км от центра Знаменского района Омской области, примерно в 0,8 км от д. Богочаново. Городище, площадь которого около 10 тыс.м^, разделено четырьмя рвами глубиной 1,5-2 м и двумя валами высо­той 1,1-1,6 м на пять различных по размерам площадок.

Памятник исследовался в 1974 г. М.Ф. Косаревым, в 1976- 1977 гг. - Т.М. Потемкиной. Раскопанная площадь составляет 640 м кв. Почти полностью вскрыта третья площадка, частично - чет­вертая, разрезаны валы и рвы, ограничивающие пятую. Материал чет­ко делится на четыре культурно-хронологических комплекса: сузгунский (эпоха поздней бронзы, около рубежа П и I тыс. до н.э.), красноозерский (переходное время от бронзового века к железному, примерно VII—V вв. до н.э.), потчевашский (раннее средневековье,

VI—VIII вв. н.э.) и татарский (XIV—XV вв. н.э.). Комплексы ха­рактеризуют четыре этапа заселения Чудской Горы. Продолжитель­ность проживания здесь, равно как и размеры освоенной площади, на разных этапах была неодинаковой. Наиболее мощные наслоения (0,3- 0,9 м) относятся к сузгунской культуре. Посуда сузгунского облика встречается на всех вскрытых участках, но особенно ее много на третьей и четвертой площадках. Керамика красноозерской культуры представлена в основной на западной, мысовой, зоне памятника и тяготеет к верхней части культурного слоя. Поселение потчевашской культуры с девятью видимыми на поверхности жилыми западинами располагалось на четвертой площадке и было укреплено с двух сторон мощными валами и рвами. Следы пребывания татар сохранились глав­ным образом в виде керамики. Ее немного, но она выявлена на всей исследованной площадке.

В рамках данной статьи будут рассмотрены в основном материа­лы сузгунской и красноозерской культур. Изучение этих наиболее ин­тересных комплексов Чудской Горы, различающихся не только по ха­рактеру культур, но и по стратиграфической и планиграфической пози­циям, позволяет дополнить представления об истории этих культур, о радикальном изменении этнической карты этой территории.

Сузгунекое население оставило на Чудской Горе несколько длин­ных узких сооружений (12-8x3—5 м) с отвесными стенками, углуб­ленных в материк на 0,15-0,16 м и расположенных плотным рядом в средней части горы. Поперечные стенки построек заканчиваются у северного и южного склонов, в отдельных случаях обрываются у их края и не прослеживаются. В трех случаях по направлению к склонам выявлены коридорообразные выходы. Полностью исследованы четыре постройки, частично - пять. В ходе дальнейших раскопок, вероятно, будут открыты новые сооружения. На полу жилищ расчищены следы столбов, обугленные тонкие жерди, углистые полосы и пятна, остатки кострищ, глиняные вы мостки из крупных слабо обожженных кирпичей, пятна золы, скопления пережженных мелких костей с золой, ямы ма­лых и средних размеров с керамикой (иногда с целыми сосудами), костями животных и рыб, золой, мелкими кальцинированными костями.

Вокруг очагов и ям найдены 132 целых и раздавленных глиня­ных горшка (многие из них стояли вверх дном), более 20 тыс. об­ломков сосудов. В каждой из полностью исследованных построек об­наружено 22-46 сосудов. Выявлены бронзовые (антропоморфная фи­гурка, однолезвийный нож, острие, наконечник стрелы), костяные (на­конечники стрел, концевые рожки от луков, проколки и др.), камен­ные (фрагменты литейных форм, оселок, грузило, залощенные гальки), глиняные предметы (льячки, обломки тиглей, грузила, предметы не­ясного назначения). Обнаружены скопления костей (преимущественно черепа и конечности) лошади (29 экз.), коровы (18), мелкого рога­того скота (6), лося (8), собаки (8 экз.). Найдены также чешуя и кости рыб. Характер материала показывает, что сузгунское населе­ние, жившее на Чудской Горе, вело многоотраслевое хозяйство, в кото­ром сочетались две производственные традиции - северная, охотничье- рыболонческая, и южная, скотоводческая (пастушеско-земледельческая?).

Сузгунская керамика

 Рис. I. Сузгунская керамика.

Посуда сузгунского слоя представлена в основном горшками вытя­нутой и приземистой форм с невысокой шейкой, раздутыми боками, резко суживающимися к сравнительно небольшому плоскому дну. В глиняном тесте обнаружена примесь шамота, внутренняя и внешняя поверхности гладкие, иногда залощенные. Орнамент покрывает всю или почти всю поверхность сосудов, иногда - дно. Как правило, изделия украшены узорами из рядов наклонных насечек, а также оттисками гладкого и гребенчатого штампа, нередко образующими разные вариа­ции елочного мотива. Однообразие орнаментальной схемы часто нарушалось включением геометрической зоны. Она располагалась обычно в верхней половине тулова и состояла из простых или усложненных ленточных зигзагов, наклонных заштрихованных лент, * деградирован­ных* меандров, треугольников и др. (рис. I; И, 1-4,7). Орнаменталь­ное поле, как правило, делилось поясами круглых ямок. Наряду с горш­ками найдены круглодонные сосуды, которые профилировкой верхней части мало отличаются от плоскодонных горшков. Для них характерны уже известные элементы орнамента, но без деления на зоны. Сосуды

баночной формы, орнаментированные редкими горизонтальными рядами насечек, встречаются редко.

Сузгунская и крестово-ямочная керамика

Рис, II, Сузгунская и крестово-ямочная керамика.

Сузгунская культура таежного Прииртышья близка еловской куль­туре Среднего Приобья и вместе с нею входит в круг так называе­мых андроноидных культур. Мы вправе рассматривать их как запад­ный и восточный варианты единой сузгунско-еловской этнокультурной общности (так же как черкаскульскую и федоровскую культуры можно считать вариантами черкаскульско-федоровского этнокультурного мае— сивд а алакульскую и тазабагьябскую - частями алакульско-таза- багьябской этнокультурной общности), В орнаментации сузгунекой и еловской посуды четко прослеживаются элементы двух декоративных традиций - гребенчато-ямочной и федоровской, причем последняя, осо­бенно в пределах еловского ареала, была в значительной мере транс­формирована в результате карасукско-ирменского влияния. Это гово­рит о том, что сузгунско-еловская этнокультурная общность склады­валась в ходе взаимодействия на поздних этапах бронзового века двух встречных миграционных волн - северной, носителями которой было на­селение с гребенчато-ямочной керамикой, и южной, преимущественно федоровской, столкнувшихся на юге таежной зоны. Освоение южными и северными мигрантами пограничной зоны тайги и лесостепи было облегчено тем, что локализовавшиеся здесь ранее самусьская и род­ственные ей культуры по каким-то пока не ясным причинам прекрати­ли свое существование (вероятно, еще до начала массового продви­жения сюда носителей гребенчато-ямочной и федоровской культурных традиций).

Ряд прямых и косвенных свидетельств позволяет предполагать, что население федоровской культуры проникло на юг Западно-Сибир- ской равнины в период усыхания степей (1). В северную зону степного Прииртышья и в обь-иртышскую лесостепь пришли с юга карасукоидные группы, а федоровское население, отчасти вследствие ухудшив­шихся ландшафтно-климатических условий, отчасти под давлением степняков, в значительной своей массе отодвинулось к северу и нача­ло осваивать юг таежной зоны.

В южные лесостепные районы Западной Сибири во II тыс. до н.э. проникают северные племена. В результате в сузгунской культуре по­степенно затухают федоровские элементы и все больше усиливаются черты гребенчато-ямочной традиции. Закат сузгунской культуры был связан с продвижением примерно в VIII в. до н.э. в пределы сузгун- ского ареала населения из Нижнего Обь-Иртышья со своеобразной крестово-ямочной посудой.

Крестово-ямочная керамика Чудской Горы представлена горшко­видными сосудами с плавно отогнутой или дугообразно выгнутой шей­кой, раздутым туловом и сравнительно небольшим плоским дном. Для орнамента характерны горизонтально идущие прямые, зигзагообразные или геометрические (в виде цепи треугольников, ромбов и пр.) пояса из частых оттисков крестового штампа, (рис. И, 5, 6). Достаточно часто узор складывался из рядов отпечатков гребенчатого штампа. Орнаментальное поле делилось рядами глубоких круглых ямок. Наибо­лее близкие аналогии этой посуде прослеживаются в керамическом материале из Нижнего Обь-Иртышья, который выделен Е.А. Васильевым в особую атлымскую культуру, сформировавшуюся на севере За— падной Сибири на поздних этапах бронзового века (2). Население атлымской культуры продвинулось с севера на юг около VIII в. до н.э. Оно стало осваивать не только юг таежной зоны, но и обь—иртышскую ле­состепь, где в начале железного века распространились красноозер- ские и завьяловские племена, в посуде которых четко прослеживаются элементы крестово-ямочного орнамента. Следует отметить, что офор­мившаяся в Нижнем Обь-Иртышье на поздних этапах бронзового века крестово-ямочная орнаментация возникла на основе гребенчато-ямоч- ной традиции и представляет собой ее северный вариант. Поэтому но­сителей крестово-ямочной традиции правомерно рассматривать преем­никами населения с гребенчато-ямочной керамикой. Один из авторов данной статьи уже высказывал предположение о том, что развитие гребенчато-ямочной орнаментальной традиции на территории Западной Сибири связано с керамическим ремеслом древних самодийцев (3). Эта гипотеза была поддержана специалистами (4). Если учесть, что федоровцы (и черкаскуцы), по мнению большинства археологов, связаны с древними уграми (5), то сложение сузгунско-еловской общности в эт­ническом аспекте следует воспринимать как процесс взаимодействия угорских и самодийских групп. В интервале от поздних этапов брон­зового века до начала эпохи железа в южно-таежном Обь-Иртышье и лесостепном Приобье возрастает роль самодийского (гребенчато-ямоч- ного) этнического элемента. С приходом сюда в переходное время (от бронзового века к железному) носителей крестово-ямочного орнамен­тального комплекса коренное население этих районов стало, по всей вероятности, преимущественно самодийским. Северные мигранты, из­вестные в среднем Прииртышье и Новосибирском Приобье по памятни­кам красноозерского и Завьялове кого типов, частью ассимилировали родственное им сузгунское и еловское население, частью отодвинули его далее на юг - в верховья Иртыша и Оби. Поселения конца брон­зового века с керамикой еловско-сузгунского облика известны сейчас в лесостепной Барабе и на Алтае (Дворниково, Коровья Пристань, Корчажка V и др.). В целом этот этнокультурный сдвиг отражает, на наш взгляд, первое появление в верхней части бассейна Оби, в предгорьях Алта-Саян, значительных масс северного, самодийского населения.

М.Ф. Косарев, Т.М. Потемкина

Из сборника «Урало-алтаистика. Археология. Этнография. Язык». - Новосибирск: Наука, 1985.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Косарев М.Ф. Некоторые проблемы древней истории Обь-Иртышья. — СА, 1966, № 2; Он же. Этнокультурные сдвиги в Томско- Нарымском Приобье в свете данных палеогеографии. - В кн.: Материа­лы конференции 'Этногенез народов Северной Азии. Новосибирск, 1969; Он же. К проблеме палеоклиматологии и палеогеографии юга Западно-Сибирской равнины! - В кн.: Материалы совещания 'Особен­ности естественно-географической среды и исторические процессы в Западной Сибири'. Томск, 1979.

2. См.: Чемякин Ю.П., Коротаев В.П. Многослойное городище Бар* сов Городок 1/10. - В кн.: Вопросы археологии Приобья. Томск, 1976; Васильев Е.А. Исследование памятников эпохи бронзы в таеж­ном Приобье. - В кн.: Археологические открытия 1978 года. М., 1979; Окладников А.П., Молодин В.И., Волков И.А. Памятник у села Малый Атлым на реке Оби. - В кн.: Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1979.

3. Косарев М.Ф. Бронзовый век Среднего Обь-Иртышья. Автореф. канд. дне. М., 1964; Он же. Некоторые вопросы этнической истории Западной Сибири в эпоху бронзы. - С А, 1972, № 2; Он же. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М., 1974, с. 157-158.

4. Посредников В.А. О культурно-этнической принадлежности по­селения Большой Ларьяк II и некоторых других памятников в таеж­ном Приобье. - В кн.: Из истории Сибири, вып. 7. Томск, 1973; Васильев В.И. Проблемы формирования северо-самодийных народностей. М., 1979.

5. Чернецов В.Н. Древняя история Нижнего Приобья. - МИА, 1953, N? 35; Сальников В.К. Очерки древней истории Южного Урала. М., 1967, с. 347; Косарев М.Ф. Древние культуры Томско-Нарым­ского Приобья. М., 1974, с. 158-159; Хлобыстин Л.П. Поселение Липовая Курья в Южном Зауралье. М., 1976, с. 62-63.

 

Читайте также: