Показать все теги
Культура штрихованной керамики, выделенная и охарактеризованная А. Г. Митрофановым, воспринимается всеми исследователями как единое целое, несмотря на кардинальные изменения, наблюдаемые на ее памятниках первых веков н. э. в отличие от более ранних. Эти новации обычно связывают с процессом эволюционного развития культуры, в ходе которого происходит трансформация различных элементов общности. Такое утверждение было бы правомочным в случае постепенного изменения черт, фиксируемых прежде всего в материальной культуре, с элементами преемственности предшествующей эпохи. На самом деле в I в. до н. э. происходит резкое изменение практически всего облика культуры, которое дает основание для разделения ее на две самостоятельные: культуру ранней штрихованной керамики (КРШК) и культуру поздней штрихованной керамики (КПШК) (Егорейченко. 2000. С. 168-171; Егорейченко. 2001. С. 36-41; Егарэйчанка. 2002. С. 67-70). Одними из важнейших критериев, фиксирующих переход от одной культуры к другой, являются различия в формах и орнаментации глиняной посуды. На смену баночным и слабопрофилированным сосудам приходят ребристые горшки. Именно они составили основу керамического комплекса носителей новой общности.
В технологии изготовления новой посуды, с одной стороны, наблюдаются черты сходства с приемами гончарного производства носителей КРШК, а с другой - нельзя не отметить и существенные отличия. Для выяснения характера изготовления ребристых горшков были привлечены материалы семи исследованных городищ КПШК, расположенных в различных местах белорусской части ареала (Большие Споры Поставского р-на, Во- ронча Кареличского р-на, Вязынка Моло- дечненского р-на, Збаровичи Минского р-на, Ивань Слуцкого р-на, Кащеличи Воложинского р-на, Малышки Вилейско- го р-на) с использованием доступных и достоверных данных по поселениям Восточной Литвы и Юго-Восточной Латвии.
Основой формовочной массы всех без исключения ребристых горшков составляли глина и зерна дресвы. Величина последних имеет заметные отличия в зависимости от географической локализации поселений. Как и ранее, в качестве ото- шающей примеси использовали крупную дресву (более 2 мм в поперечнике). Ее удельный вес особенно велик на городищах Восточной Литвы. По данным А. А. Бобринского, в Аукштадварисе крупная дресва составляла 92 %, мелкая - 5,6 % (Бобринский. 1978. С. 247). Ее доминирование отмечено и на поселениях Юго-Восточной Латвии (Васке. 1991. С. 69).
На анализируемых городищах белорусской части ареала формовочная масса посуды заметно отличается. Преобладание крупной дресвы отмечено только на трех памятниках: Вязынка - 65 %, Зба- ровичи - 63 %, Кащеличи - 56 % (рис. 1). Все остальные диагностируют большее процентное содержание в глине мелкой и средней дресвы (до 1,9 мм): Большие Споры- 56 %, Воронча- 75 %, Ивань - 74%, Малышки - 48 %. Обращает на себя внимание тот факт, что мелкая примесь в основном характерна для южных пределов культуры (Воронча, Ивань). Практически на всех поселениях этой зоны в глиняном тесте сосудов присутствует слюда (Большие Споры — 21 %, Воронча- 26 %, Вязынка- 41 %, Збаро- вичи - 38 %, Ивань - 41 %, Кащеличи - 47 %, Малышки - 5 %). Как отмечают исследователи, дресва в ряде мест была не единственным видом добавки. На городище Няменчине в Литве наряду с ней зафиксирована и органика (Бобринский. 1978. С. 247). Органическая примесь в виде навоза отмечена также на поселении Керкузы в Юго-Восточной Латвии (Васке. 1991. С. 69).
Основной программой, применявшейся при конструировании начина, была донно-емкостная. Она превалировала на всей территории распространения культуры. Наряду с ней могла применяться и донная программа (Бобринский. 1978. С. 253). При формировании полого тела чаще использовался лоскутной спирально-зональный налеп или кольцевой налеп из жгутов (Бобринский. 1978. Табл. 30, 33; Васке. 1991. С. 70). По сравнению с посудой КРШК горшки имеют более тонкие стенки. Их толщина, как правило, составляет 0,5-0,6 см.
Обжиг сосудов КПШК производился на костре, отчего на некоторых из них прослеживаются пятна различных оттенков из-за неравномерности нагрева. В целом же отмечено преобладание керамики светлых тонов (серых, бежевых, светло-коричневых) над темными (темно-серыми, коричневыми, темно-коричневыми и черными). Последние составляют незначительный процент (Большие Споры - 16 %, Воронча - 2 %, Вязынка - 6 %, Збаровичи - 15 %, Малышки - 43 %). Исключение составляют два городища, на которых процентное соотношение светлых и темных сосудов примерно равное: Ивань - 48/52 %, Кащеличи - 50/50 %. В КРШК тенденция была обратной.
Рис. 1. Соотношение крупной и мелкой дресвы в формовочной массе горшков КПШК в белорусском ареале
Для КПШК были характерны преимущественно горшки ребристых форм, различающиеся между собой характером изогнутости венчика и оформлением его края. Единой типологии, которая учитывала бы региональные особенности, для этой посуды не существует. Один из основных исследователей культуры А. Г. Митрофанов в результате анализа керамического комплекса ряда городищ Средней Беларуси выделил два типа, А и Б, различающихся между собой пропорциями (Митрофанов. 1978. С. 31). Предложенная исследователем типология не может быть применима, поскольку целые или реконструируемые формы горшков представлены единичными экземплярами, а фрагментированные части, как правило, не дают данных для основных характеристик. В свою очередь, Е. Григалавичене, анализируя ребристую посуду из городищ Литвы, отдельные типы вообще не выделяла (Grigalaviciene. 1986a. Pav. 29; Grigalaviciene. 1986b. Pav. 38:a). Сравнительно развернутую типологию ребристой керамики Юго-Восточной Латвии предложил А. В. Васке. На основании профилировки верхних частей сосудов он выделил два типа, К1 и К2, внутри которых могут быть варианты в зависимости от оформления края венчика (Васке. 1991. С. 22. Рис. 1). Предложенная этим исследователем схема наиболее полно отражает типологические различия ребристых горшков и может быть принята за основу. Необходимо отметить, что она уже используется отдельными белорусскими археологами с учетом местных особенностей культуры (Медведев. 1996. С. 38. Рис. 81; Ильютик. 1998. С. 27, 28. Рис. 3: 31-41).
Пригодный для анализа керамический комплекс, прежде всего венчики, показывает, что среди ребристых горшков можно выделить три типа, которые различаются между собой по форме изгиба венчика: 1) сосуды с прямым склоненным внутрь венчиком; 2) сосуды с вертикально поставленным венчиком; 3) сосуды, у которых край венчика отогнут наружу (рис. 2).
Следует подчеркнуть, что в подавляющем большинстве случаев все типы ребристых горшков в отличие от слабопрофи- лированных и баночных КРШК имеют уплощенный срез венчика. Их вариантные особенности связаны с оформлением окончаний венчиков. Вариант А: венчики равномерной толщины (вариант I по А. В. Васксу). Характерны для всех трех типов горшков. Вариант Б: утолщающийся к срезу венчик (вариант M по А. В. Вас- ксу). Подобное завершение присуще для части горшков второго типа. Вариант В: плоский срез венчика с Г-образным выступом с лицевой стороны (вариант Т1 по А. В. Васксу). Горшки подобной формы также характерны для второго типа. Вариант Г: Т-образное оформление среза венчика. Такие сосуды отмечены в ЮгоВосточной Латвии. Вариант Д: капелированный венчик. Горшки такого облика представлены единичными экземплярами на городище Збаровичи.
У всех без исключения типов горшков максимальное расширение приходится на ребро, расположенное в верхней трети высоты. Степень ребристости у различных сосудов выражена по-разному. Наиболее отчетливо, точнее резко, ребро прослеживается на горшках из Юго-Восточной Литвы (Аукштадварис, Няменчи- не). Невыразительный, часто сглаженный перелом характерен главным образом для северной части ареала культуры (Северо-Восточная Литва, Юго-Восточная Латвия, Северо-Западная Беларусь). В других местах (Центральная Беларусь, Предполесье) отмечены и ярко выраженные ребристые горшки, и горшки со сглаженным, почти снивелированным ребром. Объяснить это только с позиций хронологических изменений, как это делал А. Г. Митрофанов, невозможно (Митрофанов. 1978. С. 32). Сосуды с неотчетливым, практически утраченным ребром встречаются на всем протяжении культуры, даже в период ее максимального расцвета в I-II вв. н. э. (Вязынка, Ивань, Малышки, Мысли, Збаровичи и др.).
Заметно отличается характер и направленность штриховки ребристых горшков от баночных и слабопрофилиро- ванных сосудов КРШК. Как правило, штриховка в первых веках н. э. наносилась на тулове, от ребра до днища. При этом собственно венчик оставался гладким. Исключение составляют горшки I типа. В ряде случаев у них отмечена горизонтальная штриховка венчика и вертикальная либо диагональная - тулова.
ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ НА ПОСУДЕ БЕЛОРУССКОГО АРЕАЛА КПШК
Памятник |
Защипной |
Ямочный |
Пальцевые вдавлен ия |
Ногтевой |
Нарезной |
Штамп |
Комбини рованный |
|||||
горизон тальный |
диагональ ный |
вертикаль ный |
один ряд |
несколько рядов |
на ребре |
по краю венчика |
горизон тальный |
вертикаль ный |
||||
1. Аношки |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Большие Споры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Васильковка |
X |
|
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Воронча |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Вязынка |
X |
|
|
X |
|
|
|
X |
|
|
|
|
6. Городище |
X |
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
7. Збаровичи |
X |
|
X |
X |
|
|
|
X |
|
X |
X |
X |
8. Ивань |
X |
|
X |
X |
X |
|
|
X |
|
X |
X |
X |
9. Кашеличи |
X |
X |
X |
X |
|
|
X |
|
|
X |
X |
|
10. Ким ия |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И. Лабешуина |
X |
|
X |
X |
X |
X |
|
|
|
X |
|
X |
12, Малышки |
X |
|
|
X |
|
|
X |
|
|
X |
X |
X |
13. Мысли |
X |
X |
X |
X |
|
|
X |
|
X |
|
|
|
14. Новоселки |
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Ревячка |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
X |
|
16. Туры |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
Для большинства горшков КРШК доминирующей была вертикальная штриховка, процент которой колеблется от 69 (Малышки) до 90 (Большие Споры, Ивань). Беспорядочная штриховка, столь характерная для посуды КРШК, в процентном отношении занимает второе место. Ее доля составляет от 5 % (Большие Споры) до 24 % (Збаровичи). На ряде городищ белорусского ареала отмечена диагональная штриховка тулова, однако в количественном отношении она значительно уступает двум предыдущим: от 1 % (Ивань) до 7 % (Малышки). Среди редких видов бороздчатой обработки поверхности можно отметить горизонтальную штриховку (Збаровичи — 1 %, Большие Споры- 5 %) и перекрестную, в результате которой формировалась квадратная или ромбическая орнаментация штриховки (Вязынка - 1 %, Ворон- ча, Ивань, Малышки- 3 %).
Одной из отличительных черт ребристых горшков является орнаментация. Она более разнообразна по способам нанесения и видам декора, чем у баночных и слабопрофилированных сосудов КРШК. В первых веках н. э. значительно увеличивается количество орнаментированных горшков, достигая на отдельных поселениях до 25 % (Ивань). Как правило, декор наносился на ребре сосуда, иногда с переходом на тулово, реже — на венчике. По способу нанесения выделяются следующие виды орнамента: 1) защипной; 2) ямочный; 3) пальцевые вдавления; 4) ногтевой; 5) нарезной; 6) оттиски специального штампа. На посуде некоторых поселений отмечены комбинации, состоящие из двух и более видов.
Самым распространенным способом декорирования посуды был защипной, представленный двумя вариациями: горизонтальными и вертикальными. Преобладают первые. В отдельных случаях защипы наносились под небольшим углом друг к другу, образуя в целом волнистую линию (Danilaite. 1968. Pav. 2: 9, 10). Подобное декорирование в большей степени характерно для горшков из поселений Восточной Литвы, в меньшей — для сопредельных районов Беларуси. В целом пальцевые защипы известны во всем ареале культуры.
Вторым по численности является ямочный орнамент. Как и защипной, он чаще всего наносился на ребре горшка в одну линию через определенные интервалы. На отдельных фрагментах горшков ямки сгруппированы в треугольные композиции. Следует отметить, что диаметр ямок меньше, чем у горшков КРШК. Он редко превышает 0,3-0,4 см. Этот вид орнамента также встречается во всем ареале культуры.
Остальные виды нанесения декора имеют более редкое распространение. На территории Восточной Литвы, особенно в среднем течении Немана, часты находки с оттисками прямоугольного и квадратного штампа, составляющие геометрические композиции (Danilaite. 1968. l pav.). В белорусском ареале культуры он встречается редко, главным образом в бассейне Вилии, хотя отдельные находки посуды с подобным орнаментом найдены и южнее, в верховьях левобережных притоков Вилии. Здесь прямоугольные вдавления, как правило, располагались на ребре в одну линию.
Для Восточной Литвы был типичен и орнамент в виде пальцевых вдавлений, нанесенных в основном в районе ребра. Для посуды белорусского ареала он малохарактерен. Однако здесь на ряде городищ (Кащеличи, Малышки, Мысли) отмечены пальцевые вдавления по краю венчика, вследствие чего он приобретал волнистую форму (Митрофанов. 1978. Рис. 16: 1; Гурин. 2000. Рис. 3: 10).
Следующим видом орнамента был ногтевой, также расположенный на ребре сосудов. По способу нанесения он близок пальцевым защипам, что дало повод А. Г. Митрофанову считать его деградированной формой этого приема на горшках из поздних памятников (Митрофанов. 1978. С. 33). С такой точкой зрения трудно согласиться, поскольку отпечатки ногтей на посуде встречаются и на ранних памятниках культуры (Ивань). Ногтевые вдавления, как и защипы, могли быть вертикальными и горизонтальными, причем первые для территории Беларуси не характерны.
Рис. 2. Типология горшков КПШК
Орнамент в виде нарезных линий был наименее распространенным. В подавляющем большинстве его наносили на заглаженном венчике. В композиционном плане он достаточно разнообразен: 1. Вертикально прочерченные линии, нередко сгруппированные по две-три в пучок. Как разновидность выделяется орнамент, отмеченный в Ивани в виде пяти вертикальных линий, крайние из которых увенчаны «флажками». 2. Зигзагообразный орна
мент из сдвоенных линий. 3. Х-образные композиции. 4. Волнистая линия. Подобные виды орнамента в большей степени характерны для посуды поселений белорусского ареала (Збаровичи, Ивань, Каще- личи, Лабенщина, Малышки, Ревяч- ка) (Митрофанов. 1978. Рис. 16: 1. Рис. 18: 4; Егорейченко. 1996. Рис. 24: 3-9). Нетрудно заметить, что многие из этих композиций (зигзаги, пучки, «флажки», Х-образные линии) сопоставимы с орнаментами, встречающимися на глиняных пряслицах этой же культуры.
На некоторых горшках отмечены композиции, выполненные несколькими орнаментальными приемами. Так, на одном сосуде из Лабенщины имелся комбинированный узор из нарезных линий и защипов. Первые формировали сдвоенный зигзагообразный рисунок на заглаженном венчике. Ниже, собственно на ребре, были нанесены в один ряд горизонтальные защипы, а под ними на тулове размещены три группы вертикальных защипов, образующих треугольники, направленные своими вершинами вниз (Митрофанов. 1978. Рис. 15: 1). Такие сравнительно сложные многозонные композиции для посуды белорусского ареала не характерны. Упомяну лишь волнистое оформление края венчика с помощью вдавлений вместе с пальцевыми защипами на ребре, отмеченные на некоторых горшках из городища Кащеличи. Еще один вид комбинированного орнамента выявлен на венчике из Ивани. Он представлял собой зигзагообразную композицию из групп параллельных линий (по три в каждой), оконтуренных с внешних сторон точечными вдавлениями (Егорейченко. 1996. Рис. 24: 1).
Рассматривая орнаментальные приемы штрихованной посуды в Литве, Е. Данилайте (Григалавичене) выделила три области по качественым и количественным параметрам: 1) северо-восток Литвы; 2) район между Нярисом (Вили- ей) и средним течением Немана; 3) территорию среднего течения Немана.
В первой области орнаментация горшков встречается редко и представлена только пальцевыми защипами и ямочными вдав- лениями. Вторая группа памятников отличается богатством орнаментальных приемов и их частым применением. В третьей области также известны все виды орнамента, в том числе штамп и пальцевые вдавления, менее характерные для других групп, однако декорированная посуда здесь встречается реже (Danilaite. 1968. Р. 56, 57).
Учитывая новые публикации, касающиеся памятников Беларуси и Латвии, это наблюдение можно существенно дополнить. Низкий процент орнаментированных горшков, как и приемов нанесения декора, отмечается на северо-востоке Литвы, в Юго-Восточной Латвии и в Северо-Западной Беларуси, т. е. в области распространения предшествующей КРШК. Ранее уже отмечалось, что здесь ребристая посуда не столь выразительна и представлена сравнительно небольшим количеством. В редких случаях она украшена пальцевыми защипами и ямочными вдавлениями. Такая же ситуация с орнаментацией отмечена на восточной и юго-западной периферии КПШК (Аношки, Воронча, Городище Барановичского р-на, Кимия, Новоселки, Турец и др.).
Наиболее разнообразные и часто встречающиеся приемы декора отмечены в бассейне Вилии и в верховьях левобережных притоков Припяти. На территории Центральной Беларуси выделяется группа городищ (Збаровичи, Ивань, Кащеличи, Малышки, Мысли), посуда которых имеет почти все виды орнаментации (табл.). Наконец, можно согласиться с мнением Е. Данилайте, выделившей среднее течение Немана в особую группу, поскольку пальцевые вдавления и геометрический орнамент нигде, кроме этой территории, широкого распространения не получили.
А. А. Егорейченко, г. Минск
Доклад на международной научной конференции, посвященной 75-летию профессора Э. М. Загорульского и 30-летию кафедры археологии и специальных исторических дисциплин БГУ, Минск, 16 января 2004 г.
Литература
1. Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. М., 1978.
2. Васкс А В. Керамика эпохи поздней бронзы и раннего железа Латвии. Рига, 1991.
3. Турин М. Ф. Археологические материалы из городища Мысли // ГАЗ. 2000. № 15.
4. Егарэйчанка А. А. Культура ранняй штрыхаванай керамш: асноуныя прыкметы i арэал // Весщ НАНБ. Серыя гуматтарных навук. 2002. № 1.
5. Егорейченко А. А Культура или культуры ранней штрихованной керамики? // Пс- тарычная навука у Белдзяржушверспэце на рубяжы тысячагоддзяу. Мн., 2000.
6. Егорейченко А. А. Культура ранней штрихованной керамики: характеристика и ареал // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага ущверспэта Мн., 2001. Т. I.
7. Медведев А. М. Белорусское Понеманье в раннем железном веке. Мн., 1996.
8. Митрофанов А Г. Железный век Средней Белоруссии. Мн., 1978.
9. Danilaite E. Lietuvos bruksniuotasios keramikos ornamentas // MADA. 1968. T. l (26).
10. Grigalaviciene E. Neveriskes piliakalnis // LA. 1986a. T. 5.
11. Grigalaviciene E. Sokiskiu piliakalnis // LA. 1986b. T. 5.