ГлавнаяМорской архивИсследованияБиблиотека












Логин: Пароль: Регистрация |


Голосование:


Самое читаемое:



» » Основные формы посуды культуры поздней штрихованной керамики
Основные формы посуды культуры поздней штрихованной керамики
  • Автор: Malkin |
  • Дата: 10-08-2014 14:35 |
  • Просмотров: 2984

Культура штрихованной керамики, выде­ленная и охарактеризованная А. Г. Мит­рофановым, воспринимается всеми ис­следователями как единое целое, несмот­ря на кардинальные изменения, наблю­даемые на ее памятниках первых веков н. э. в отличие от более ранних. Эти нова­ции обычно связывают с процессом эво­люционного развития культуры, в ходе которого происходит трансформация различных элементов общности. Такое утверждение было бы правомочным в случае постепенного изменения черт, фиксируемых прежде всего в материаль­ной культуре, с элементами преемствен­ности предшествующей эпохи. На самом деле в I в. до н. э. происходит резкое из­менение практически всего облика куль­туры, которое дает основание для разде­ления ее на две самостоятельные: культу­ру ранней штрихованной керамики (КРШК) и культуру поздней штрихован­ной керамики (КПШК) (Егорейченко. 2000. С. 168-171; Егорейченко. 2001. С. 36-41; Егарэйчанка. 2002. С. 67-70). Одними из важнейших критериев, фик­сирующих переход от одной культуры к другой, являются различия в формах и орнаментации глиняной посуды. На сме­ну баночным и слабопрофилированным сосудам приходят ребристые горшки. Именно они составили основу керами­ческого комплекса носителей новой общ­ности.

В технологии изготовления новой по­суды, с одной стороны, наблюдаются чер­ты сходства с приемами гончарного про­изводства носителей КРШК, а с другой - нельзя не отметить и существенные отли­чия. Для выяснения характера изготовления ребристых горшков были привле­чены материалы семи исследованных го­родищ КПШК, расположенных в различ­ных местах белорусской части ареала (Большие Споры Поставского р-на, Во- ронча Кареличского р-на, Вязынка Моло- дечненского р-на, Збаровичи Минского р-на, Ивань Слуцкого р-на, Кащеличи Воложинского р-на, Малышки Вилейско- го р-на) с использованием доступных и достоверных данных по поселениям Вос­точной Литвы и Юго-Восточной Латвии.

Основой формовочной массы всех без исключения ребристых горшков состав­ляли глина и зерна дресвы. Величина по­следних имеет заметные отличия в зави­симости от географической локализации поселений. Как и ранее, в качестве ото- шающей примеси использовали крупную дресву (более 2 мм в поперечнике). Ее удельный вес особенно велик на городи­щах Восточной Литвы. По данным А. А. Бобринского, в Аукштадварисе крупная дресва составляла 92 %, мел­кая - 5,6 % (Бобринский. 1978. С. 247). Ее доминирование отмечено и на поселе­ниях Юго-Восточной Латвии (Васке. 1991. С. 69).

На анализируемых городищах бело­русской части ареала формовочная масса посуды заметно отличается. Преоблада­ние крупной дресвы отмечено только на трех памятниках: Вязынка - 65 %, Зба- ровичи - 63 %, Кащеличи - 56 % (рис. 1). Все остальные диагностируют большее процентное содержание в глине мелкой и средней дресвы (до 1,9 мм): Большие Споры- 56 %, Воронча- 75 %, Ивань - 74%, Малышки - 48 %. Обра­щает на себя внимание тот факт, что мел­кая примесь в основном характерна для южных пределов культуры (Воронча, Ивань). Практически на всех поселениях этой зоны в глиняном тесте сосудов при­сутствует слюда (Большие Споры — 21 %, Воронча- 26 %, Вязынка- 41 %, Збаро- вичи - 38 %, Ивань - 41 %, Кащеличи - 47 %, Малышки - 5 %). Как отмечают исследователи, дресва в ряде мест была не единственным видом добавки. На горо­дище Няменчине в Литве наряду с ней зафиксирована и органика (Бобринский. 1978. С. 247). Органическая примесь в виде навоза отмечена также на поселе­нии Керкузы в Юго-Восточной Латвии (Васке. 1991. С. 69).

Основной программой, применявшейся при конструировании начина, бы­ла донно-емкостная. Она превалировала на всей территории распространения культуры. Наряду с ней могла приме­няться и донная программа (Бобрин­ский. 1978. С. 253). При формировании полого тела чаще использовался лоскут­ной спирально-зональный налеп или кольцевой налеп из жгутов (Бобринский. 1978. Табл. 30, 33; Васке. 1991. С. 70). По сравнению с посудой КРШК горшки имеют более тонкие стенки. Их толщи­на, как правило, составляет 0,5-0,6 см.

Обжиг сосудов КПШК производился на костре, отчего на некоторых из них прослеживаются пятна различных оттен­ков из-за неравномерности нагрева. В це­лом же отмечено преобладание керами­ки светлых тонов (серых, бежевых, свет­ло-коричневых) над темными (темно-се­рыми, коричневыми, темно-коричневы­ми и черными). Последние составляют незначительный процент (Большие Спо­ры - 16 %, Воронча - 2 %, Вязынка - 6 %, Збаровичи - 15 %, Малышки - 43 %). Исключение составляют два горо­дища, на которых процентное соотноше­ние светлых и темных сосудов примерно равное: Ивань - 48/52 %, Кащеличи - 50/50 %. В КРШК тенденция была об­ратной.

Соотношение крупной и мелкой дресвы в формовочной массе горшков КПШК в белорусском ареале

 Рис. 1. Соотношение крупной и мелкой дресвы в формовочной массе горшков КПШК в белорусском ареале

Для КПШК были характерны пре­имущественно горшки ребристых форм, различающиеся между собой характером изогнутости венчика и оформлением его края. Единой типологии, которая учиты­вала бы региональные особенности, для этой посуды не существует. Один из основ­ных исследователей культуры А. Г. Мит­рофанов в результате анализа керамиче­ского комплекса ряда городищ Средней Беларуси выделил два типа, А и Б, разли­чающихся между собой пропорциями (Митрофанов. 1978. С. 31). Предложен­ная исследователем типология не может быть применима, поскольку целые или реконструируемые формы горшков пред­ставлены единичными экземплярами, а фрагментированные части, как правило, не дают данных для основных характе­ристик. В свою очередь, Е. Григалавичене, анализируя ребристую посуду из горо­дищ Литвы, отдельные типы вообще не выделяла (Grigalaviciene. 1986a. Pav. 29; Grigalaviciene. 1986b. Pav. 38:a). Сравни­тельно развернутую типологию ребрис­той керамики Юго-Восточной Латвии предложил А. В. Васке. На основании профилировки верхних частей сосудов он выделил два типа, К1 и К2, внутри кото­рых могут быть варианты в зависимости от оформления края венчика (Васке. 1991. С. 22. Рис. 1). Предложенная этим исследователем схема наиболее полно от­ражает типологические различия ребрис­тых горшков и может быть принята за основу. Необходимо отметить, что она уже используется отдельными белорус­скими археологами с учетом местных особенностей культуры (Медведев. 1996. С. 38. Рис. 81; Ильютик. 1998. С. 27, 28. Рис. 3: 31-41).

Пригодный для анализа керами­ческий комплекс, прежде всего венчики, показывает, что среди ребристых горш­ков можно выделить три типа, которые различаются между собой по форме изги­ба венчика: 1) сосуды с прямым склонен­ным внутрь венчиком; 2) сосуды с верти­кально поставленным венчиком; 3) сосу­ды, у которых край венчика отогнут на­ружу (рис. 2).

Следует подчеркнуть, что в подавляю­щем большинстве случаев все типы реб­ристых горшков в отличие от слабопрофи- лированных и баночных КРШК имеют уп­лощенный срез венчика. Их вариантные особенности связаны с оформлением окончаний венчиков. Вариант А: венчики равномерной толщины (вариант I по А. В. Васксу). Характерны для всех трех типов горшков. Вариант Б: утолщающийся к срезу венчик (вариант M по А. В. Вас- ксу). Подобное завершение присуще для части горшков второго типа. Вариант В: плоский срез венчика с Г-образным высту­пом с лицевой стороны (вариант Т1 по А. В. Васксу). Горшки подобной формы также характерны для второго типа. Ва­риант Г: Т-образное оформление среза венчика. Такие сосуды отмечены в Юго­Восточной Латвии. Вариант Д: капелиро­ванный венчик. Горшки такого облика представлены единичными экземплярами на городище Збаровичи.

У всех без исключения типов горшков максимальное расширение приходится на ребро, расположенное в верхней тре­ти высоты. Степень ребристости у раз­личных сосудов выражена по-разному. Наиболее отчетливо, точнее резко, ребро прослеживается на горшках из Юго-Вос­точной Литвы (Аукштадварис, Няменчи- не). Невыразительный, часто сглажен­ный перелом характерен главным обра­зом для северной части ареала культуры (Северо-Восточная Литва, Юго-Восточ­ная Латвия, Северо-Западная Беларусь). В других местах (Центральная Беларусь, Предполесье) отмечены и ярко выра­женные ребристые горшки, и горшки со сглаженным, почти снивелированным ребром. Объяснить это только с позиций хронологических изменений, как это де­лал А. Г. Митрофанов, невозможно (Митрофанов. 1978. С. 32). Сосуды с не­отчетливым, практически утраченным ребром встречаются на всем протяжении культуры, даже в период ее максимально­го расцвета в I-II вв. н. э. (Вязынка, Ивань, Малышки, Мысли, Збаровичи и др.).

Заметно отличается характер и на­правленность штриховки ребристых горшков от баночных и слабопрофилиро- ванных сосудов КРШК. Как правило, штриховка в первых веках н. э. наноси­лась на тулове, от ребра до днища. При этом собственно венчик оставался глад­ким. Исключение составляют горшки I типа. В ряде случаев у них отмечена го­ризонтальная штриховка венчика и вер­тикальная либо диагональная - тулова.

 

ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ НА ПОСУДЕ БЕЛОРУССКОГО АРЕАЛА КПШК

Памятник

Защипной

Ямочный

Пальцевые вдавлен ия

Ногтевой

Нарезной

Штамп

Комбини­

рованный

горизон­

тальный

диагональ­

ный

вертикаль­

ный

один ряд

несколько

рядов

на ребре

по краю венчика

горизон­

тальный

вертикаль­

ный

1. Аношки

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Большие Споры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Васильковка

X

 

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Воронча

X

X

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Вязынка

X

 

 

X

 

 

 

X

 

 

 

 

6. Городище

X

 

X

 

 

 

 

 

 

 

X

 

7. Збаровичи

X

 

X

X

 

 

 

X

 

X

X

X

8. Ивань

X

 

X

X

X

 

 

X

 

X

X

X

9. Кашеличи

X

X

X

X

 

 

X

 

 

X

X

 

10. Ким ия

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И. Лабешуина

X

 

X

X

X

X

 

 

 

X

 

X

12, Малышки

X

 

 

X

 

 

X

 

 

X

X

X

13. Мысли

X

X

X

X

 

 

X

 

X

 

 

 

14. Новоселки

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Ревячка

X

 

 

 

 

 

 

 

 

X

X

 

16. Туры

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

Для большинства горшков КРШК доми­нирующей была вертикальная штрихов­ка, процент которой колеблется от 69 (Малышки) до 90 (Большие Споры, Ивань). Беспорядочная штриховка, столь характерная для посуды КРШК, в про­центном отношении занимает второе место. Ее доля составляет от 5 % (Боль­шие Споры) до 24 % (Збаровичи). На ряде городищ белорусского ареала отме­чена диагональная штриховка тулова, од­нако в количественном отношении она значительно уступает двум предыдущим: от 1 % (Ивань) до 7 % (Малышки). Сре­ди редких видов бороздчатой обработки поверхности можно отметить горизон­тальную штриховку (Збаровичи — 1 %, Большие Споры- 5 %) и перекрестную, в результате которой формировалась квадратная или ромбическая орнамента­ция штриховки (Вязынка - 1 %, Ворон- ча, Ивань, Малышки- 3 %).

Одной из отличительных черт ребрис­тых горшков является орнаментация. Она более разнообразна по способам на­несения и видам декора, чем у баночных и слабопрофилированных сосудов КРШК. В первых веках н. э. значительно увеличи­вается количество орнаментированных горшков, достигая на отдельных поселе­ниях до 25 % (Ивань). Как правило, де­кор наносился на ребре сосуда, иногда с переходом на тулово, реже — на венчике. По способу нанесения выделяются сле­дующие виды орнамента: 1) защипной; 2) ямочный; 3) пальцевые вдавления; 4) ногтевой; 5) нарезной; 6) оттиски специального штампа. На посуде некото­рых поселений отмечены комбинации, состоящие из двух и более видов.

Самым распространенным способом декорирования посуды был защипной, представленный двумя вариациями: го­ризонтальными и вертикальными. Пре­обладают первые. В отдельных случаях за­щипы наносились под небольшим углом друг к другу, образуя в целом волнистую линию (Danilaite. 1968. Pav. 2: 9, 10). Подобное декорирование в большей сте­пени характерно для горшков из поселе­ний Восточной Литвы, в меньшей — для сопредельных районов Беларуси. В целом пальцевые защипы известны во всем ареале культуры.

Вторым по численности является ямочный орнамент. Как и защипной, он чаще всего наносился на ребре горшка в одну линию через определенные интерва­лы. На отдельных фрагментах горшков ямки сгруппированы в треугольные ком­позиции. Следует отметить, что диаметр ямок меньше, чем у горшков КРШК. Он редко превышает 0,3-0,4 см. Этот вид орнамента также встречается во всем ареале культуры.

Остальные виды нанесения декора имеют более редкое распространение. На территории Восточной Литвы, осо­бенно в среднем течении Немана, часты находки с оттисками прямоугольного и квадратного штампа, составляющие гео­метрические композиции (Danilaite. 1968. l pav.). В белорусском ареале куль­туры он встречается редко, главным об­разом в бассейне Вилии, хотя отдельные находки посуды с подобным орнаментом найдены и южнее, в верховьях левобе­режных притоков Вилии. Здесь прямо­угольные вдавления, как правило, распо­лагались на ребре в одну линию.

Для Восточной Литвы был типичен и орнамент в виде пальцевых вдавлений, нанесенных в основном в районе ребра. Для посуды белорусского ареала он мало­характерен. Однако здесь на ряде горо­дищ (Кащеличи, Малышки, Мысли) от­мечены пальцевые вдавления по краю венчика, вследствие чего он приобретал волнистую форму (Митрофанов. 1978. Рис. 16: 1; Гурин. 2000. Рис. 3: 10).

Следующим видом орнамента был ногтевой, также расположенный на реб­ре сосудов. По способу нанесения он бли­зок пальцевым защипам, что дало повод А. Г. Митрофанову считать его деградиро­ванной формой этого приема на горшках из поздних памятников (Митрофанов. 1978. С. 33). С такой точкой зрения трудно согласиться, поскольку отпечатки ногтей на посуде встречаются и на ранних памятниках культуры (Ивань). Ног­тевые вдавления, как и защипы, могли быть вертикальными и горизонтальными, причем первые для территории Беларуси не характерны.

Типология горшков КПШК

 Рис. 2. Типология горшков КПШК

Орнамент в виде нарезных линий был наименее распространенным. В подавляю­щем большинстве его наносили на загла­женном венчике. В композиционном пла­не он достаточно разнообразен: 1. Верти­кально прочерченные линии, нередко сгруппированные по две-три в пучок. Как разновидность выделяется орнамент, от­меченный в Ивани в виде пяти вертикаль­ных линий, крайние из которых увенчаны «флажками». 2.        Зигзагообразный орна­

мент из сдвоенных линий. 3. Х-образные композиции. 4. Волнистая линия. Подоб­ные виды орнамента в большей степени характерны для посуды поселений бело­русского ареала (Збаровичи, Ивань, Каще- личи, Лабенщина, Малышки, Ревяч- ка) (Митрофанов. 1978. Рис. 16: 1. Рис. 18: 4; Егорейченко. 1996. Рис. 24: 3-9). Не­трудно заметить, что многие из этих ком­позиций (зигзаги, пучки, «флажки», Х-образные линии) сопоставимы с орнамента­ми, встречающимися на глиняных прясли­цах этой же культуры.

На некоторых горшках отмечены композиции, выполненные нескольки­ми орнаментальными приемами. Так, на одном сосуде из Лабенщины имелся комбинированный узор из нарезных ли­ний и защипов. Первые формировали сдвоенный зигзагообразный рисунок на заглаженном венчике. Ниже, собствен­но на ребре, были нанесены в один ряд горизонтальные защипы, а под ними на тулове размещены три группы верти­кальных защипов, образующих тре­угольники, направленные своими вер­шинами вниз (Митрофанов. 1978. Рис. 15: 1). Такие сравнительно сложные многозонные композиции для посуды белорусского ареала не характерны. Упомяну лишь волнистое оформление края венчика с помощью вдавлений вместе с пальцевыми защипами на реб­ре, отмеченные на некоторых горшках из городища Кащеличи. Еще один вид комбинированного орнамента выявлен на венчике из Ивани. Он представлял собой зигзагообразную композицию из групп параллельных линий (по три в каждой), оконтуренных с внешних сто­рон точечными вдавлениями (Егорей­ченко. 1996. Рис. 24: 1).

Рассматривая орнаментальные при­емы штрихованной посуды в Литве, Е. Данилайте (Григалавичене) выделила три области по качественым и количест­венным параметрам: 1) северо-восток Литвы; 2) район между Нярисом (Вили- ей) и средним течением Немана; 3) тер­риторию среднего течения Немана.

В первой области орнаментация горшков встречается редко и представлена только пальцевыми защипами и ямочными вдав- лениями. Вторая группа памятников от­личается богатством орнаментальных приемов и их частым применением. В третьей области также известны все виды орнамента, в том числе штамп и пальце­вые вдавления, менее характерные для других групп, однако декорированная посуда здесь встречается реже (Danilaite. 1968. Р. 56, 57).

Учитывая новые публикации, касаю­щиеся памятников Беларуси и Латвии, это наблюдение можно существенно допол­нить. Низкий процент орнаментирован­ных горшков, как и приемов нанесения декора, отмечается на северо-востоке Лит­вы, в Юго-Восточной Латвии и в Севе­ро-Западной Беларуси, т. е. в области рас­пространения предшествующей КРШК. Ранее уже отмечалось, что здесь ребристая посуда не столь выразительна и представ­лена сравнительно небольшим количест­вом. В редких случаях она украшена паль­цевыми защипами и ямочными вдавлениями. Такая же ситуация с орнаментацией отмечена на восточной и юго-западной пе­риферии КПШК (Аношки, Воронча, Го­родище Барановичского р-на, Кимия, Но­воселки, Турец и др.).

Наиболее разнообразные и часто встречающиеся приемы декора отмечены в бассейне Вилии и в верховьях левобе­режных притоков Припяти. На террито­рии Центральной Беларуси выделяется группа городищ (Збаровичи, Ивань, Ка­щеличи, Малышки, Мысли), посуда кото­рых имеет почти все виды орнаментации (табл.). Наконец, можно согласиться с мнением Е. Данилайте, выделившей среднее течение Немана в особую группу, поскольку пальцевые вдавления и геомет­рический орнамент нигде, кроме этой территории, широкого распространения не получили.

А. А. Егорейченко, г. Минск

Доклад на международной научной конференции, посвященной 75-летию профессора Э. М. Загорульского и 30-летию кафедры археологии и специальных исторических дисциплин БГУ, Минск, 16 января 2004 г.

Литература

1. Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. М., 1978.

2. Васкс А В. Керамика эпохи поздней бронзы и раннего железа Латвии. Рига, 1991.

3. Турин М. Ф. Археологические материалы из городища Мысли // ГАЗ. 2000. № 15.

4. Егарэйчанка А. А. Культура ранняй штрыхаванай керамш: асноуныя прыкметы i арэал // Весщ НАНБ. Серыя гуматтарных навук. 2002. № 1.

5. Егорейченко А. А Культура или культуры ранней штрихованной керамики? // Пс- тарычная навука у Белдзяржушверспэце на рубяжы тысячагоддзяу. Мн., 2000.

6. Егорейченко А. А. Культура ранней штрихованной керамики: характеристика и ареал // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага ущверспэта Мн., 2001. Т. I.

7. Медведев А. М. Белорусское Понеманье в раннем железном веке. Мн., 1996.

8. Митрофанов А Г. Железный век Средней Белоруссии. Мн., 1978.

9. Danilaite E. Lietuvos bruksniuotasios keramikos ornamentas // MADA. 1968. T. l (26).

10. Grigalaviciene E. Neveriskes piliakalnis // LA. 1986a. T. 5.

11. Grigalaviciene E. Sokiskiu piliakalnis // LA. 1986b. T. 5.

 

Читайте также: